5 апреля 1944 г., № 81. (1648)

Использование дымов: катерами
при отражении штурмовых ‘атак

В отерытом море, у берегов противника,
катера, выполняющие боевые задания,
ири встрече с немецкими самолетами
в большинстве случаев вынуждены рас-
считывать только на свои силы. Кате-
ра обладают сравнительно слабым зе-
нитным вооружением, поэтому от эки-
пажей требуется большая выдержка,
особенно при отражении штурмовых
атак.

В этих случаях использование дымо-
вых завес намного облегчает отражение
атак и резко снижает эффективность на-
падения противника.

Вот один из примеров, показывающий
целесообразность применения дымовой за-
весы при отражении воздушной атаки.

Два катера несли дозор в море. С од-
ного из них заметили приближение
двух «ФВ-190» — они шли на высоте
80—100 метров. Катера открыли пуле’
метный огонь. Самолеты уклонились и
отошли на зюйд.

Через ‘два часа  появилиеь два
«М-109». На бреющем полете они пошли
в атаку. Катера, стоявшие © застопо-
ренными о моторами, ‚ дали (ход си   от-
врыли огонь.

Командир первого катера
1-й статьи. Кузин,
точным опытом,

Но ввиду ‚ непрекращавшихея атак само-
летов сделать этого не смог. Но старши-
на 1-й статьи Кузин умело сочетал ды-
мовые завесы с огнем и маневром (м.
схему). В то время, когда самолет
ложился на боевой курс, калер ухо-
AMI в дымовую завесу. Чтобы сбить
прицельный огонь, он шел на зчрзаге.
Когда самолет выходил из атаки и зани-
мал исходное положение для последую-
щего захода, катер выходил ‘из завесы,
следуя курсом норд, и продолжал ставить
дымовую завесу. Все время. пока само-
лет находилея в сфере лействяя пулеме-
тов, катер вел огонь.

Во время третьего налета этот катер
атаковали ofa самолета. Кузин про-
должал маневрировать, а пулеметчик —
вести огонь.

В дальнейшем старшина 1-Й статьи
во время пребывания в дымовой  завесе
стал ‘делать большие зигзаги. В’ резуль-
тате вое последующие атаки противни-
ка были безуспешными,

Командир первого катера сочетал ма-
неврирование с использованием дымовой
завесы и учитывал  метеорологические
факторы. Он добился создалия густой п
достаточно высокой завезы, — это дало
ему возможность без потерь выйти из
этого поединка.

Через. 25-30 минуто после начала
боя к катерам нодошли корабли поддер-
WEE.

Всего на первый колер было  совер-
шено 15—17 штурмовок, но’он не имел
никаких повреждений. Катер” мог про-
полжать выполнение боевого задания.

Приведем еще один пример, использова-
ция дымовых завес при отражении атак
самолетов.

На рассвете к месту высадки по-
пошли корабли‘ десантного отряда. В
этот момент появилось несколько групи
«Ме-110». Сбросив бомбы, они начали
штурмовать корабли,

Во время первой атаки личный ¢o-
став понес некоторые петери. Командир
одного мз катеров охранения, обладая
опытом применения дымовых завес, пра-
Вильно оценил обстановку и решил при-
крыть корабли. Дав полный ход, он вы-
шел на наветренную от десантных кораб-
лей сторону, поставив неподвижную ды-
мовую завесу. Для этого ему пришлось
пройти между берегом и десантными ко-
раблями. Завеса закрыла южную’ груп-
пу кораблей. Командир второго катера
повторил этот маневр и закрыл завесой
вторую группу десантных судов.

Таким путем удалось свести  налнет
эффективность штурмовых атак против-
НИКа.

Bee корабли, находившиеся в дымо-
вых завесах, потерь не имели, хотя Sa-
молеты противника и произвели несколько
десятков штурмовых атак.

Капитан 3-го ранга А. ГОРДЕЕВ.

старшина
обладавший  доста-
правильно оценил o6-

©

he
Q

становку и приказал поставить дымовую
завесу. Командир второго катера решил
отражаль атаку, сочетая огонь с манев-
ром.

Самолеты сразу‘ начали штурмовать
катера. На втором корабле, после  не-
скольких ата с воздуха, была выведена
из строя часть личного состава, катер
цолучил повреждения.

‚’ Первый катер вначале пыталея по”
дойти ко второму и оказать ему помощь.

Судоремонт в освобожденных базах

8 связи 6 необходимостью “постоянно   °” Рабочие ‘под руководством опытных:
поддерживать действующие малые кораб-   мастеров и бригадиров приступили к вос-
ли в боевой готовности BeTaeT вопрос об   становлению оборудования, исходя из
организации судоремонтных мастерских   плана и графика организации  мастер-
в освобожденных базах. Несомненный   ских. Немцы вывозили всё подряд, в том
интерес представляет опыт создания та-   числе вывезли даже корпус плавиль-
ких мастерских на флотилии, где началь- ной печи. Рабочие литейного цеха
ником технического отдела инженер-ка-   в утиле нашли подходящий корпус пла-
питан 3-го ранга Фадеев. вильной печи и вентилятор низкого дав-

Начали с подбора и отгрузки перво- А их и пустили в
очередного производетвенного  оборудо- :
вания, weep Raise и материалов. te Рабочие оказали большую помощь в
временно специальная бригада выехала сборе инструмента, материалов и даже
на места. Она определила 0б’5м работ, ‘борудования, которое многие прятали
хоторые необходимо выполнить к началу 07 Немцев. Так были собраны резцы,
навигации и в течение года; наметила
исходные данные для определения про-
филя мощности и мест базирования ма-
стерских,

‚Предстояло привести в порядок цехи,
здания и ие и 0с-
тавшееся оборудование. Основные ко}- 4
пуса мастереких, куда начальником был. ое ea cee Rh
назначен инженер-капитан Ширенг, с0-    ЫХ пунктах, р ВОТЬ
хранились. Но немцы разрушили систе- МАНЕ: ТОРЫ СТР he ские. Для
му водоснабжения и часть подеобных   РОМОНТЬ ab ib setae nase’ ne ea ais
Sana Оо орон ne ie Soma
были почти полностью вывезены, Одновременно с основной еудоремонт-

Городские электростанции, а тТавже ной мастерской создавались мастерские
маломощные станции мастереких были   в местах базирования соединении ворёо-
вывезены или взорваны. Потребовалось   лей, Электросварочные работы выполия-
немедленно принять меры в организации   ла там специальная автомастерская. —
хотя бы временной электростанции. она выезжала в. соответствующие пункты
этой целью проверили наличие и с0стоя-   по мере накопления электросварочных
ние всех двигателей и генераторов в ма-   работ.
стерской и техническом отделе, выяени- Наряду с организацией мастерских не-
ли возможности получения двигателей от   обходимо было связаться с родетвенны-
тородеких организаций. / ми производетвенными , предприятиями,

> . 2

Для пуска первоочередного оборудо- чтобы определить, какие раооты они м0-
вания были установлены нефтяные дви-   ГУТ делать в порядке кооперирования. i
гатели «Победа» и в помощью трансмис-   Так, было установлено, что ден
сий запустили станки. Привели в поря-   Начальником т. Левин, может ть
док небольшой дизель, установили его   ПОБОВКИ, & также  доковать  кораоли
на фундаменте и пустили на транемис-   5& оставшемся эллинге. ен
слю, ® которой присоединили несколько   В результате всех этих мер м р
генераторов трехфазного тока. Так ках продолжительное время можно Е
они синхронно работать не могли, то це- ВИ ремонту. наших в троф
хи питались электроэнергией от отдель- WACK.
ных генераторов. АН Инженер-капитан Г. КАРНАУХОВ,

три токарно-винторезных станка и т. д.
Для водоснабжения о кооперировались
с соседним предприятием, гдё водоисточ-
ники сохранились. Взамен насосной
станции установили временные згрегаты.
Мастерские начали действовать.

&

Штурманскзя подготовка офицеров

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ, Пох руководством штурманов
ФЛОТ, 4 апреля. (По телеграфу от наш.   рова, Иванушкина и Израилева елушате-
корр.). Под руководетвом флагманского ли выполнили ряд прокладок. Капитан
штурмана калитана 3-го ранга Рабинови- 3-го ранга Горшенин преподавал девиа-
ча в Н-ском соединении организовали   цию. Занятия по штурманекому обеспе-
штурманские сборы, постоянне действо-   чению операций проводил капитан 2-го
вавшие на протажении зимы. Через них ранга Васильев. Группы ежедневно тре-
прошли пять групл. Программа строилась нировались в сигнальном деле.
так, чтобы учить офицеров лишь тому, Командование отметило отличников
что им может пригодиться в плавании. учебы — капитан-лейтенантов Оленюха

Капитан 3-го ранга Рабинович разоб- и Головешкина, старших лейтенантов
pal с офицерами беновные вопросы дея- Дудина, Швалюка и Горлинова, лейтс-
тельности штурманов в различных  YC-   HAHTOB Камытова и Израилева, младших
ловиях походов, Много работали офице-   лейтенантов Чалова, Берилова и Миро-
ры над мореходной астрономией. ° нова.

Тлиза-

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЕРЕВЫПОЛНИЛА ПЛАН ПЕРВОГО КВАРТАЛА 1944 ГОДА

соревнование за досрочное выполнение

плана апреля месяца и дальнейшее увели-

чение выпуска промышленной ‘продукции.
(ТАСС).

Государственный план марта месяца и
первого квартала промышленностью Мос-
ковской области. перевыполнен. На. пред-
приятиях Московской области широко раз-
вертывается предмайское социалистическо?

ярких лучей. света, то появлявшихся, то

автомашин. _

свёрла, метчики, инструментальная сталь,

‘Tpoe гитлеровцев сдались без сопротив-

г

Более двух с половиной лет прибал-
тийские советские республики — итва,
Татвия, Эстония — стонут под игом не-
мецких оккупантов. Гитлеровские голо-
ворезы опустошили и залили потоками
крови некогда цветущие города и села.
В Каунасе, Вильнюсе, Pure, Таллине,
‘Тарту, Нарве немцы убили десятки ты-

сяч человек, не щадя ни стариков, ни
женщин, ни детей. Всего за времл окку-
пации гитлеровцы истребили в Прибал-
тике около 350—400 тысяч человек.

Из Прибалтики в Германию  непре-
станно движутся эшелоны рабов. Гитле-
ровцы насильно угоняют население Лит-
вы, Татвии и Эстонии на каторжные ра-
 боты в германский тыл. Они учиняют
массовые облавы — настоящую охоту
на людей: окружают места скопления на-
рода — рынки, церкви, кинематографы,
целые деревни — и хватают свои жерт-
вы. Во многих городах немцы устраива-
ли ложные воздушные тревоги. Когда
всё население. устремлялось в б0мб0убе-
HUME, эсэсовцы и полицейские опепляли
их, ловили людей и немедленно отправ-
ляли в Германию.

В связи с наступлением Красной Ap-
MUM гитлеровцы ввели в Прибалтике
чрезвычайное положение. Повеюду про-
изводитея массовый  насильственный
угон мужчин от 15 до 50 лет и женщин
от 16 до 45 лет. Навеление co веего
Балтийского побережья уже вывезено.
Уклоняющимел от увоза грозит расстрех.
В случае неявки лиц, подлежащих уго-
ну, расстреливаютея их семья. Koau-
чество угнанных в Германию и прифрон-
товую полосу, а также работавших Ha
принудительных работах в Прибалтике
еще в июле 1943 г. достигало миллиога
человек.

Немецкие оккупанты отняли землю у
200.000 крестьян, получивигих её’ при
советокой власти. Значительная Часть
земли попала в руки бывших немецких
помещиков и баронов, другая часть пе-
редана специальному акпионерному 05-
ществу «по управлению сельским хозяй-
ством Остланда». Согласно плану немец-
ких колонизаторов, производится укруп-
чение хозяйств до 120—150 гектаров.
Эти крупные хозяйства обещаны немец-
ким солдатам и национал-социалиетам.

Многие районы, особенно западные рай-
оны Литвы, кишат колонистами. Зем-
‘лю для колонизации. немцы  отби-
рают у крестьян под разными предлога-
ми: в виде репрессий за «антигерман-
скую деятельность», за уклонение от
гитлеровских мобилизаций, за невыпол-
нение поставок, за плохую обработку
земли, за неуплату налогов, дозгов ит. д.
Гитлеровцы об’явили крестьян лишь
«держателями земли», заявив, что они
смогут стать боботвенниками своих зе-
мельных участков только в случае «хо-
рошего поведения».

Оккупанты проводят подробную реги-
страцию всего, что имеется в каждом хо-
зяйстве и что оно производит. Весь уро-
жай зерновых и стручковых культур, кар-
тофель, табак, лен, мед, шерсть, яйца,
сено, солому крестьяне должны сдавать
немцам. Самим крестьянам оставляются
жалкие крохи. В прибалтийских дерев-
нях установлены  грабительские нормы
сдачи мяса и молока. В результате ката-
строфически падает количество скота.
Шведская газета «Дагене нюхетер» с0-
общает, что в Литве поголовье скота со-
кратилось: на 60 процентов.

В городах Прибалтики немцы захвати-
ли в свои руки почти вело торговлю и
промышленность. Оккупанты выселили
местных жителей с центральных улиц
столиц и крупных городов, куда всели-
лись немцы. Коренные жители горо-
дов ограблены, обречены на голод и ни-
щету. По данным гитлеровской печали,
только в крупных городах Литвы насчи-
тывается 80.000 нищих.

Чрезвычайно тяжело положение рабо-
чих. Они целиком подчинены произволу
` директоров предприятий. В виде наказа-
ния применяется. карцер, отправка в 18-
гери трудовой повинности, ‘избиение и
порка. Работая 12—16 часов в сутки, pa-
бочие получают голодную норму —150—
200 граммов хлеба в день. Каких-либо
других продуктов местное население не
получает. Между тем немцы . получают
двойную норму продуктов в специальных
магазинах.

Оккупанты забирают у населения ов-
чины, теплые вещи, обувь, кожаные из-
делия, резину, изделия из металла, бума-
гу, вату, даже бутылки, пробки... Немцы
наводнили Прибалтику оккупационными
марками — бумажками, почти не имею-
щими цены. Немцы задались целью рас-
топтать и уничтожить народы Прибалти-
ки. Немецкие захватчики превратили
Прибалтику вместе ¢ Белоруссией в
свою провинцию, назвав eé

‚ _ Ю. ПАЛЕЦКИС,
>

эстонцы недостаточно
чметь свою  государственность. Литва,
Латвия и Эстония превращены в
простые «бецирки» — округа провин-
ции Остланд. Во главе их постав-
лены  гитлеровокие комиссары: Рен-
тельн — в Литве, Дреколер — в Татвич,
Чицман — в Эетонии.

В первые месяцы оккупации гитлеров-
цы проводили онемечение нагло и OT-
крыто. Но, почувствовав упорное сопро-
тивление населения, они начали при:
бегать к политическим  маневрам. В
марте 1942 года немцы’ об’явили 0
введении в Дитве, Латвии и Эстонии «ад-
миниотративного самоуправления». Тз-
ким образом немцы пытались ослабять
сопротивление литовцев, латышей и 9с-

развиты, чтобы

тонцевои руками предателей проводить
политику произвола и грабежа.
Внешне «самоуправление» о выража-

лось в введении института «советников»
при немецких заправилах. В качестве та-
ких советников были поставлены махро-
вые агенты гитлеризма, обер-предатели
своих народов: генерал Бубилюнае — в
Титве. генерал Данкере — в Латвии и
«доктор» Мяэ — в Эетонии. Все они дав-
но связаны с немцами; в 1939—1940 гг.,
назвавшись немцами, они уехали в’ Гер-
манию, чтобы векоре возвратиться в ка-
честве проводников немецких войск и
палачей своих народов.

Таковы же и остальные «советники»
гитлеровских заправил — по внутрен-
ним делам, финансам, сельскому хозяй-
ству, просвещению, юстиции,

Чикакимм ухишрениями,  никажими
провокациями и террором не удалось не-
мецким оккупантам потушить в народах
Прибалтики ненависть в поработителям,

ши и эстонцы, подпавитие под иго немец-
Вих оккупантов, He оклонили головы
перед угнетателями. В одном специаль-
ном. издании немцы‘ отмечают; «Мы. Be-
рили, что призыв в сотрудничеству и
помои‘ в борьбе против большевизма
будет встречен с удовлетворением. Од-

ствуют о противном». Как сообщает
«Вильнаер цейтунг», один немецкий ко-
лонизатор в своей речи жаловался:

етоянной опасностью. Немецкий земле-
делец в Литве в одной руке держит ло-
пату, в другой — ружье».

Крестьяне Прибалтики упорно сры-
вают поставки продуктов оккупантам. Де-
сятки тысяч крестьян за невыполнение
поставок согнаны с земли, угнаны в Гер-
манию, заключены в концлагери, MHO-
гие расстреляны. Но гитлеровцы были
вынуждены признать, что, несмотря на
вее эти репрессии, поставки. например,
молока выполнены лишь на 50 процен-
тов. 2 . $; +

Прибалтики находят способы саботиро-
вать работу на немецких захватчиков и
уменьшать выпуск продукции. Латыш-
ские рабочие ухитрились даже увести
из-под, носа немцев 8 грузовиков ¢
оружием из рижокого арсенала. В Кау-
насе и Мариамполе происходили откры-
тые демонстрации протеста против yro-
на молодежи в Германию.

Вее регистрации и призывы оккупан-

тов бойкотируются. Часто и облавы не
дают результатов, ибо многие пойманные
и увозимые по дороге убегают. Упорное
сопротивление встречают попытки нем-
цев мобялизовать в германекую армию
местное население. Весной 1943 года
немцы начали кампанию по созданию эс-
эсовоких легионов. Эти попытки в Титве
полностью провалились. На весь Швен-
чёнский уезд нашлись только три про-
хвоста, которые записались. в легион. Не
больше их нашлось и в других уездах.
Гитлеровцы были вынуждены об’явить,
что, ввиду сопротивления литовцев и
пропаганды со стороны интеллигенции,
еоздание легиона в Литве приостаназли-
вается. В виде репрессий были закрыты
литовские университеты и произведены
многочисленные аресты. После этого
немцы уже не пытались призывать ли-
товцев в рады своей армии.
В последнее время, когда Красная Ap-
мия подошла к границам Прибалтики,
немцы об’явмли мобилизацию несколь-
ких возрастов в Латвии и Эстонии. Но
латыши и эстонцы всеми мерами оказы-
вают сопротивление. Большинство из
призванных старается убежать, & попав
на фронт, переходит на сторону Красной
Армии. $

Самую широкую, активную и последо-
валельную борьбу против оккупантов в
Прибалтике ведут партизаны. Нигде не
имеют немцы покоя от партизан. В де-
ревнях и городах часто находят трупы

Историю флота и его боевую’ деятель-
ность можно изучать по’ обширной коллек-
ции вахтенных и флагманских журналов, по
формулярным и послужным спискам мор-
ских офицеров. В архиве собраны уникаль:
ные документы о жизненном пути и боевой
службе виднейших русских флотоводцев—
Ушакова, Сенявина, Лазарева,
Корнилова, Бутакова и Макарова. Болыное
значение имеют документы, собранные Ис-
торической комиссией по изучению опыта
первой мировой войны.

З фондах архива широко представлены
материалы о заграничных  кругосветных
плаваниях русских военных кораблей, мно-
гочисленных научных и гидрографических
экспедициях, совершенных русскими моря-
ками. Дневники, отчеты и вахтенные жур-
налы рассказывают об экспедициях Берин-
га, Крузенштерна, Литке, Головнина. В ар-
хиве хранятся документы, освещающие
цеятельность выдающихся представителей
русской культуры—путешественника Мик-
лухи-Маклая, композитора Римского-Кор-
сакова, художника Айвазовского, писателя
Григоровича, зодчего Захарова,. химика
Менделеева, изобретателя радио Попова.

Центральный Государственный — архив
Военно-Морского Флота является крупней-

волю к борьбе и победе. Литовцы, латы=

нако фактические результаты свидетель-.

«Halu колонисты находятся перед по-*

Рабочие промышленных предприятий

Нахимова, \

ороды Приболтики в: борьбе
против. немецких зохватчиков

немецких солдат и офицеров. Чем силь-
нее свирепствует террор оккупантов, чем
больше регистраций немцы об’являют,
тем большие советских людей переходит
ка нелегальное положение, скрывается и
уходит в партизанские отряды. Росту
партизанского движения  способотвуют
победы Красной Армии. 1943 год был
годом бурного роста партизанского дви-
жения, которое всё более приобретает
всенародный характер. я
На всю Литву и далеко за её предела-
ми прогремели боевые дела литовских
партизалеких отрядов «Вильнюс», «Грюн-
‘вальд», «Маргирис», «За родину», «На-
родный  метитель». ^ ТольБо крупнейнеие
отряды литовских партизан за последние
$ месяцев взорвали 86 эшелонов. околе
1.800 вагонов, 74 паровоза,  истребив
при этом тысячи фашистов и много во-
енной техники врага. sg
Широко известны героические дела от-
рядов латвийских партизан «Лачилесис»,
«Смерть немецким оккупантам» и дру-
гих. 3& последние шееть месяцев латыш-
ские партизаны пустали пох откос 70 не-
мецких эшелонов, взорвали 10 мостов,
разгромили 11 немецких гарнизонов.

Эстонекие партизаны совершили на-
  лет на немецкую военную канцелярию в
Тарту, захватили документы, а здание
подожгли. 21 января 1944 года эстон-
ские партизаны взорвали важнейшую до-
рогу, питавшую главную группу немеп-
ких войск под Ленинградом, уничтожив
при этом 60 вагонов с танками и лошадь-
ми, несколько офицерских вагонов. Не-
давно два партизанских отряда напали
на гарнизон противника, ‘уничтожив 69
гитлеровцев. и 32 вражеских автомаши-
ны с военным грузом. Когда Красная Ар-
мия подхолила в Нарве, эстонекие. пар-
тизаны перерезали и разрушили участок
железной дороги Нарва—Таллин.

Народные мотители в Советевой При-
балтике уничтожили немало гитлеровских
палачей и заправил, среди них таких, как
уездный комендант Бек в Литве, началь-
ник тайной полиции генерал Унит в Аат-
вии, начальник тайной полиции Тоовер в
Эстонии. На борьбу против партизан
гитлеровцы выделяют значительные силы
© артиллерией, нередко с танками. Отря-
ды фашистов производят  систематиче-
ские облавы ч прочесывают леса. Проис-
ходят бои’ довольно крупного масштаба.
Но сами немцы вынуждены признать, что
против народных метителей бессильны и
войска и полиция.

Среди многих героев партизанского
движения ярко светит образ Героя Со-
ветокого Союза Марии Мельникайте. Ок-
руженная гитлеровцами, она долго и
упорно сопротивлялась, уложила 7 гит-
леровцев, но потеряла силы и была за-
хвачена. После нескольких дней нечело-
веческих пыток, стоя под виселицей, де-
вушка-патриотка бросил в лицо фашиет-
скии палачам: <Я боролась и умираю за
Советскую Литву! А вы зачем сюда при-
шли, что вы делаете в нашей Литве, не.
мецкие псы?» Ее устами говорил непо-
корившийся, борющийся народ, лучши-
ми представителями которого являются
партизаны.

Сила партизан в их тесной связи с на-
селением. В лице партизан жители видят
своих подлинных защитников и мотите-
лей за страдания, причиненные оккупан-
тами.

Гитлеровцы принимают жестокие ме-
ры против населения, поддерживающего
партизан. В сентябре 1943 г. оккупанты
излали приказ, согласно которому ответ
ственность за сохранность линий  связч,
железных дорог, мостов и других coopy-
жений возлагается на окрестное населе-
ние, — при разрущениях жители высе-
ляютея. а деревни сжигаются, 15 октяб-
ря титлеровские бандиты сообщили 06
уничтожении деревни Милюнай (Литва),
где жители были частью убиты, частью
вывезены, & деревня сожжена. Таких
уничтоженных ^ деревень  в` Прибалтике
множество. В последнее время титлеров-
цы угоняют. жителей и разрушают все
дома, находящиеся в 100-метровой поло-
се близ дорог.

Партизанское движение в Прибалти-
ке растет и ширится. Одновременно
крепнут и прибалтийские национальные
соединения, отважно сражающиеся в ря-
дах Нрасной Аруии. На подступах к
родной Латвии бъется Гвардейская Ла-
тышекая стрелковая дивизия, отличив-
щаяся еще в декабре 1941 года в боях
под Москвой. В освобождении Эстонии
участвует Эстонский стрелковый корпус,
отличившийся при взятии Великих Лук.
На земле Белоруссии, на подступах к
Литве борется Литовская стрелковая ди-
визия. заслужившая боевую славу в Op-
ловокой битве.

Борясь плечом к плечу 00 всеми CO-
ветскими народами под руководством
товарища Сталина, литовцы, латыши и
эстонцы вкладывают свою долю в вели-
кое дело разгрома немецких захватчиков.

ХРАНИЛИЩЕ ДОНУМЕНТОВ МОРСНОИ ДОБЛЕСТИ

шим Научно-исследовательским  учрежде-
нием, За время своего сушествования ар-
хив выпустил в свет немало печатных тру-
цов. различных документальных сборников
ий публикаций. Среди них многотомные ра-
боты — «Материалы по ‘истории Гангутской
‘онерации», «Материалы по`истории русско-
японской войны» и «Описание дел архива
Морского Министерства за время с полови-
чы ХУП до начала Х!Х столетия». В прош-
лом году были подготовлены к печати два
документальных сборника о Нахимове и
Корнилове. }

Сейчас коллектив архива занят составле-
нием нового большого труда, посвященного
деятельности адмирала М П. Лазарева. В
ближайшее время научные сотрудники на-
чинают подбор материалов и документов об
алмирале Ушакове.

Чаучно-справочная библиотека архива
располагает большим количеством книг по
всем вопросам военно-морских. знаний? От
крыт читальный зал, который посещают
морские офицеры, писатели и ученые, рабо
тзющие над материалами по истории на-
шего флота.

Подполковник Н. ЖМАКИН.
Ленинград.