ne

Sa

ee ee oe ee

$9: 95 2

ee ре ee

6 апреля 1944 г., № 82 (1649)

ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ _
ПАРТИЙНОГО АКТИВА

’ (На гвардейском крейсере «Красный Крым»)

Еруг деятельности партийного бюро
твардейского крейсера «Врасный Крым»
широк и разнообразен. Партбюро нето-
средетвенно руководит партяайными ор-
танизациями, помогает командованию
осуществлять ставящиеся кораблю зада-
чи, заботится о военном, политическом
и Культурном воспитании личного ¢o-
отава,

Состолние партийно-политической ра-
боты на корабле в значительной мере дп-
ределяетея количеством активистов, их
практическими навыками, степенью их
идейной закалки. Вот почему партбюро,
возглавляемое парторгом т. Зима, cocpe-
доточило усилия главным образом на обу-
чении и воспитании партийного актива,
холичество которого за последнее время
значительно увеличилось,

В работе с партийными кадрами парт-
бюро пользуется различными формами и
методами — в частности, привлекает ак-
тив к коллективному обсуждению и ре-
шению вопросов на бюро. На одном из
заседаний партбюро был заслушан док-
лад т. Бабенко о состоянии этитационно-
пропагандистской  фаботы в первичных
парторганизациях подразделений. Подго-
товка х этому заседанию протекала при
деятельном ‘участии членов партбюро.
Они знакомились с постановкой агитации
и пропаганды в первичных парторгани-
зациях, присутствовали На беседах аги-
таторов, выявляли мнение краснофлотнев
о беседах. Серьезное внимание члены
партоюро уделили практике руководства
парторгов агитаторами,

Благодаря такой подготовке хоклад
т, Бабенко обсуждалея серьёзно, но-дело-
вому. В руковоедетве агитаторами наря-
AY ¢ положительными моментами были
чтиёчены недостатки. В организации, гле
парторгом т. Щетина, агитаторов не учи-
ли методике проведения бесед, им не
раз’ясняли, нак индивидуально работать
с людьми, как повышать свои знания и
расширять идейно-политический круго-
30p. И не случайно поэтому  агитаторы
(торожко и Куц считали зазорным бесв-
довать с двумя-тремя краснофлотцами —
1M, по их мнению, требовалась большая
аудитория,

Ha заседание  партбюро, о Котором
идет речь, были приглашены партбрги и
активисты первичных организаций, Onn
выстулали по докладу т. Бабенко, pac-
сказали о своём опыте, внесаи полезные
предложения. Решение партбюро на дру-
гой день сообщили агитаторам, На сив-
Циально организованном совешании член
бюро  , Бабенко подробное об’яснил им,
как улучшить агитацию.

Практика постановки на 6000 И 06-
суждения докладов по важнейшим и най-
более алгуальным вопросам дав“ исклю-
чительно ценные результаты, позволявт
партбюро, в часчноети, уназать первич-
ной организации на слабые стороны” ве
деятельности и на пути их преодоления.
Именно в таком направлении  партбюро
обсудило рях Вопросов — 00 активности
Воммунистов на Политбесвцах, о работе с
Уолодыми номмунистами в одной из пер-
зичных организаций, о руководетвеё парт-
организаций краснофлотокой печатью и
другие. Низовые партийные работники,
присутотвуя ча заседаниях бро, yracr-
вуя в подготовке, обсуждении и решении
вопросов, имеют возможность сравнивать
свою деятельность с работой других, обо-

тащают свой опыт, постоянно находятея:

в курбе партийной жизни корабля. А все
9т0 очень важно дая роста партайного
работника.

Нь корабле систематически проводят-
ся однодневные семинары для активи-
тов. На них. приглинаюжея парторги и
их заместииели, Вот темы занятий за
последние месяцы: каю вести партийное
хозяйство в первичной парторганизации,
пак подготовить и провести партсобра-
ние, пабнирование партийной работы,
опыт воспитания молодых коммунистов,
лав рувоводать аритаторамя.

Перед каждым семинаром члены п&фт-
бюро совместно с другими партийными
работниками изучают и обобщают 6007-
ветотвующий ‘материал по теме, & затем

ПО СТРАНИНАМ ФЛОТСКОЙ ПЕЧАТИ

излагают его на занятии. Предетоял семи*
пар на тему — как подготовить и про-
вести партийное хобрание. Члены парт-
бюро, по заданию парторга т. Зима, по-
оывали в подразделениях и на месте 03-
накомились с существующей практакой.
Они, конечно, не выступали в роли на-
блюдателей или обеледователей, & помо-
гали подготовить собраняе, отнюдь не
подменяя партергов, давали советы, де-
лились опытом. Повле беседы с членами
бюро парторг крейсера сделал на семина-
ре обстоятельный доклад. Построенный
на местном материале, он вызвал живой
интерес и активный обмен мнениями,

На семинарах периодически читаются
лекции по текущему моменту и по дру-
THM политическим вопросам. Лекции су-
щественно содействуют политическому
самообразованию активистов. Для этой
же цели устраиваются констаьтации и
собеседования. Партийные — работники
стали значительно энвргичиве повышать
свой идейный уровень. — Активисты
тт, Стеценко, Макаренко, Коноваленко,
Степанов, Михейкин и другие системати-
чески и с успехом завимаютел политиче-
сним самообразованием.

3& последнее время партбюро крейсера
провело несколько собраний. партактива.
Обсуждались вопросы, связанные 6 изу-
чением книги товарища Сталина «0 Ве-
ликой отечественной войнё Советокого
Союза», методы упрепления воинской
дисциплины, о передовой роли коммуни-
стев в вынолнении приказа товарища
Сталина, о партийной р8б0те во время
вудоремонта. Как видно, попестки дня
собраний партийного актива были 38.10-
бодневны и целеустремлены. Эти собра-
ния, естественно, ‘активизировали всю
партийно-политическую работу.

Однако основной метод воспитания
активистов — индивидуальная работа 6
ними, обучение показом на месте, в под-
разделении. Нарторгу в этом помогают
члены партбюро крейсера — авторитет-
ные и опытные товарищи, Еще при рае-
пределении обязанностей каждый член
партбюро получил определенную отрабль
партийной работы, за которую отвечает.
Наряду с этим всё они систематически
выполняют отдельные поручения и задаг
ния бюро и парторга. Такая Практика
повышавт их ответственность з& работу
партбюро в целом и вместе в тем облег-
чабёт оперативное руководетво  вобпита-
нием ий обучением автива:

Член партоюро гвардии старший лей-
тенант Бабенко получил задание помочь
парторгу первичной партофганизаций
т. Белану наладить планирование парт-
работы. Из б6евд в т. Беланом и членами
парбюро выяёнилоеь, 410 т. Белан не
привлекает членов бюро к этому делу.
Иногда планы утверждались на бюро
р без обсуждения. С помощью
т. Бабенко этот пробел был устранен.
Сейчас, составляя план, т. Белан сове-
тубтея © членами бюро, прислушивается
к их замечаниям. На заседаниях парт-
бюро, прежде чем план утверждается,
каждый член бюро сообщает, как им вы-
полнено прежнее поручение и каковы его
предложения, Заметно повысилаеь ответ-
втзенность членов партбюро за выполне-
ние Пана партийной работы.

В той же партийной оргатизации за-
седания партбюро обычно проходили без
предварительной Подготовки, решения
принимались неконкретные. Тов, Бабенко
об’явнил и показал, как Надо готовить
материал и решение по обеуждаемому Ha
бюро вопросу. Так же помогают партор-
там и активу другие члены партбюро
крейсера = тт; Титвинчун, Новик, Ви-
ъулов.

Постоянная забот» о воспитании ак-
тива привела к улучшению всей партий-
ной работы на крейсере: Повысилась роль
партийных организаций -— они стали ак-
тивнее и более ‚ существенно помогать

командиру гвардейского корабля в реше-

нии боевых задам.
Капитан 3-го ранга
А. КОРОЛЕВ.

Письмо читателя и ответ газеты

Редакция Газеты «Краснофлотец»
Получила письмо своего читателя глав-
старшины Хорошевского. Автор писал;

«Сам я из Ростовской области. До
войны учился в Ростове-на-Дону. По-
HATHO, хочется знать, что сейчас дв-
лается в родном краю. Вот я и решил
обратиться в редакцию «Краснофлот-
ца», нельзя ли напечатать в . газете
статью о тбм, как в Ростовской обла-
сти восстанавливается хозяйство, раз-
рущенное немцами».

Предеедалель Исполкома Ростовского
областного Совета депутатов трудящих-
ся тов. И. Кинаренко охотно откликнул-
ся на просьбу редакции ответить на во-
проб читателя. Газваа нашечатала под-
р0бно6 сообщение тов. Кипаренко о том,
как возрождается хозяйство Ростовской
области.

Тов. Кипаренко пишет, какой огром-

ный ущерб нанесли немецио-фашисты
CRG захватчики Ростовевой области:

разрушили предприятия — Такие, Ель
‚ Ростевльмаш,  «Вравный  Аюай» it
другие, уничтожили здания  театроз,

школ, высших учебных заведений, боль-
ниц, библиотек. Немециие изверги заму-
Чили и расстреляли десятки тысяч ни В
96м неповинных мирных людей и десять
ки тысяч людей угнали в рабство.

С первых жв дней освобождения рай-
бнов Ростовской области в ве городах и
станицах начались восбтановительные
работы.  Восотанавливая разрушенное
гитлеровцами хозяйство, насвленив Ро-
CTOBA И области оказывало дДелтельную
поддержку частям наступающей  Крас-
ПОЙ Армия.

«Тысячи автомашин, нёсколько COT

Танков, сотни боёвых самолетов, пушек

и другой боевой техники были в корот-

кие сроки восстановлены предприятия-

ми области и переданы фронтам». _,

Tos. Кипаренко пишет о  значитель-
ных успехах, достигнутых ростовчана=
ми. Восстановлена и работает пищевая
промышаенность облабти. На-гор& 10-
шел шахтинекий уголь. Металлургиче-
ские Заводы снова плавят сталь. Воз-
рождаются электростанции, транспорт,
предприятия различных отраслей про“
мышаенности: Из Ростовской области
идут на фронт эшелоны боеприпасов И
снаряжения:

Напряженно работают колхозники и
Колхозницы Дона. Уже в 1943 году они
добились немалых результатов в восста-
новлении сельского хозяйства.

«Десятки миллионов пудов хлеба,
мЯбо, масло, мёд и овощи отправлены
для фронта, для снабжения трудящих-
ся городов. Колхозники ‘одного лишь

вчетинского оайона дали фроиту не
сколько эшелонов продуктов. Колхоз:
ники Орловского района отправили на
фронт 15 эшелонов с хлебом и мясом,
передали кавалерийским частям сотни
прекрасных дончаков».

Далее рассказывается 0 восотанов-
ленных школах и ремесленных  учили-
Шах, о Детеких домах и домах робенка,
открытых смециально для детей  фрон-
товиков, © Новочеркаеском Суворовоком
училище, о десятках тысяч отремонти+
рованных жилых зданий,

Редакция «Нраснофлотца» сделала
хорошее дело, рассказав своим читате-
лях, Как возрождаетея жизнь в Ростов-
ввой области. Следует пожелать, чтобы
газета не ограничилась одной статьей, &
напечатала серию статей из других 0сво-
божденных от врага областей,

Нави Войны хотят знать, как Живет
й трудится население территорий, из
которых изгнан неназмстный враг. рас
нофлотские газеты обязаны  удовлетво-
рить это законное желание читателей,

‚ иродовольственному,

„да

КРАСНЫЙ ФЛОТ

В ночи эсминец уходил
В лихой набег. Жестокий шквал

И берег скрыл, и звезды смыл,
И гладь морскую расплескал.

На карте линия легла,

А путь эсминцу = по воде.
И думал штурман у стола
О минах, дрейфе и звезде.

Считал за милей милю лаг.
Репитер щелкал, как сверчок.
А ветер пену гнал на бак

И волн раскручивал волчок:

Плотнее запахнув реглан,
Он долго на ветру стоял;
Упрятав от дождя секстан,
Он звезды на свиданье звал.

Он столько ласковых имен

Для них придумать был не прочь,
Как будто снова был влюблён
Усатый штурман в эту ночь.

Лизал борта косматый вал.
Метались тучи, как в бреду.
А штурман ждал. И штурман знал,
Что он найдет свою звезду!

Она мелькнула в облаках,

И в тот же миг — секстана взлет,
Есть высота! И на часах

Секунды отмечают счет.

Он снова в рубке, над столом
Склонился, сгорбившись слёгка;
Опять скользиг с карандашом
По картё тонкая рука.

А через час ч= свистит снаряд,
Сечет на части темноту.
Еще... еще... Кромешный ад —
Кипит, горит в чужом порту!

..В ночи эсминёц шёл домой.
Шипела черная: вода.

И высоко над головой
Светила штурману звезда.

Ю. ЗЕЛЬВЕНСКИЙ.

Равнодушие
и беззаботность

Как-то в течение одного дня в редак-
цию газеты Н-ского авиационного соеди:
нения прибыло 12 писём летчиков и м0-
тористов, офицеров, сержантов, краено-
флотцев. И вот совпадение: в каждом из
них говорилось O плохой работе базы,
где командиром подполковник Соколов.

Явление это знаменалельно. Худой сла-
вой пользуется база подполковника (око
лова среди личного состава, Н-бкото авиа-
соединения. Много у летчиков и техников
занонных обид и претензий к вещевому,
квартирно-экотлод-
тационному отделам, ® клубу и библио-
теве. ,

Заботу о быте летчиков работники ба-=
зы, видимо, чё считают своей  обазан-
ностью. Если летчики и устроены в бы-
Зовом отношении более или менее удов-
‘зетворительно, TO только благодаря энер
тии и инициативе командиров частей, но
отнюдь не стараниями командира авиабазы
и его заместителя по политической части
майора Tpoma. Летчики неё могут прином-
нить случая, когда подиблвовних Соко-
лов зашел. бы ковим во OOmemuTIN;
поинтересоваася бы их бытовым устройз
етвом.

Грязно в клубе, в столовых, в бане. В
столовых толпятся люди, чего-нибудь Нез
хватает — то вилок, То ложек, то таро-
лок. f re

Нолная. беспомощность работников ба-
зы проявилась во время снежных зано-
cos. Korda аэродром занесло снегом и
нужно было немедленно расчистить пло-
щадку, выяснилось. что нет лопат. Выле-
ты на боевые задания не быаи сорваны
только благодаря самоотверженноети са-
MEX летчиков и тёхников. Bee же6 из-за
отбутотвия лопат вылет на неноторо6 вр8-
мя задержался.

Клуб базы работавт скверно, в нем
грязно, неуютно, — холодно. 610-
лиотеке — старые брошюры ха несколь-
ко истрепанных детеких книг.

Веб эти и.многие другие факты свиде-
тельствуют 0 равнодущии и халатности
работников авиационной базы и ев
помандира. ме

Старший лейтенант 6 НЛЕНОВ,

Действующий флот.

Колонна боевых машин
сверх плана

- ГОРОД. Н. на. УРАЛЕ. 5:апреля. (ТАСС).
Стахановцы Н-ского завода, который 18 ме-
сяцев держит переходящее Красное знамя
Государственного Комитета Обороны, Or.
мечают дни предмайского соревнования
новыми производственными успехами. По
примеру знатного кузнеца Андрея Кова-
ленко, давшего слово выполнить годовую

‚норму к 1 мая, приняли на себя новые, но-

вышенные обязательства обрубщики, фре-
зеровщики, сборщики и стахановны других
профессий. Высокой пройзводительностью
труда прославилась бригада кузнецов тов,
Фёдорова. 156 кривошипов дать за смену“
еще недавно считалось непревзойденным
ре Сейчас бригада лает 212 «деталей.
В четыре с половиной. раза перекрывает за-

‘Дания кузнец Жеребиов. По передовикам

равняется весь коллектив.

-Чтобы болыше помочь Красной Армии,
кузнецы обязались выпустить сверх апрель-
ской нормы заготовок на колонну боевых
машан. Решено сэкономить в месяц не ме.
нее 5 процентов мёталла, увеличить произ-
водитальность труда на 5 процентов. Вслед
за кузнедами в предмайское сорёвнование
за вынуск к 1 мая сверхплановой колонны
боёвых Машин нступают рабочие других
цехов завода. :

——

Звено самолетов
передано авиачасти

ГОРОД Н., 5 апреля. (ТАСС). На азро-
дромё Н-ского самолетостройтёльного заво-
состоялась торжёслвенная передача
авиачасти звена боёвых машин, постровнных
Ha средства коллектива Фархадской гадро4
электростанции.

Пёредавая летчикам машины, начальник
строительства Фархадской ГЭС тов. Сарки-
сов сказал:

— Стрбитёли бдной из крупнёйших в
Союзе гидроэлёктростанций собрали из Лич
ных «бережений свыше 1.500.000 рублей‘ на
постройку боввых самолетов в подарок род+
ной Красиой Армии. Мы счастливы пёре-
дать эти машины славным сталинским лёт:
чикам и пожелать им боёвых успёхов.

Заместитель командира авиачасти капитан
Козлов, принимая машины; заверил фархад-
строевцев, что экипажи самолётов, нё шадя
&иЛ И самой жизни, будут громить Ёитлё-
ровских захватчиков.

После митянга машины направились На
фронт, ‘

Катера выполняют боевое задание.

Действия против нонвоев Н0бят, как
правило, комбинированный характер.
Обычными стали совместные атаки ави-
ации и подводных лодок, авиации и над-
водных кораблей. Бомбардировщики и
торнедоносцы действуют, главным 0бра-
з6м, одновременно в той или иной комби-
нации. Нопрежнему бохраняет своё зна-
чение подводная бпасность, причем ха-
рактерными стали групповые атаки под-

водных лодок. В английской и американ-

ской печати часто появляются ебобще-
НИЯ 0 Том, что в нападениях на конвой
участвуют 6—8 и более подводных л0-
дон.

Группы подводных лодок поддержива-
ют двустороннюю CBAIL н6 только меж-
ду cool, Ho ис авиацией. Вопросам
взаимного целеуказания и наведения
между надводными, подводными  кораб-
лями и авиацией в’ немецком флоте уде-
ляется много внимания.

Немалую опасность представляют
минные заграждения, как позиционные,
так и маневренные, выставляемые само-
летами, надводными ий подводными ко-
рабаями. .

3 противовес нападению выробли и
применяются столь же комбинированно
вредетва защиты. Даля обороны кон-
в0я выдвллетея все больше и больше
корабельных, Воздушных и иных средетв
‘обеспечения, В защите океанских конво-

‚ев участвуют линкоры, тяжелые и легкие

крейсера, авианосцы (как крупные, так
и специально построенные эскортные),
эскадренные ‘миноноены; корветы, 560-
вершенствовано зенитное — вооружение
кораблей, позволяющее отражать массо-
вые атами самолетов. Шри этом эначийваь-
HO больше внимания уделяется артилте-
рийскому вооружению транспортов. Уси-
ление зенитной обороны идет большей
частью за счет установки скорострель-
ных орудий. На кораблях эскорта для
борьбы с подводными лодками увеличен
запас глубинных 60%б, установлены Ha-
дежно действующие акустические  при-
боры, дающие пеленг и дистанцию до
подводного противника. Глубинными
бомбами снабжаются также и транеюр-
ты.

Активно развиваются средства борьбы
с  пикирующими, бомбардировщиками.
Например, в английском флоте для этой
цёли широко применяются  змейковые
аэростаты и парашютные ракеты. Прин-
ции их действия прост и оригинален.
Опытом англичан установлено, что пря-
мые понадания бомб чаше веего проис-
ходят в рёзультате воздушных атак с
высоты менее 500 футов. Шри больших
высотах эффективность налетов умень-
шаетея. Большинство заходов на цель
самолеты производят вдоль диаметраль-
ной плоскости ворабая. Для сохранения
внезапности авиация использует низкую

обаачность или‘ плохую видимость, и.

поэтому на подготовку к отражению ата-
ки оетавтея нередко 5—-10 cexyny. 9т-
го, конечно, недостаточно для приведения
в действие всех средств ПВО кораблей.
Поэтому считается необходимым  заста-
вить противника полняться выше 500
футов: Именно этой цели и служат упо-
мянутые бредотва,

Как соббщалось в иностранной печати,
змейковые аэростаты ° предназначены
лая под’ема тросов © прикренленными к
ним фугасами на пути атакующих само-
летов. При столкновении с тросом само-
лет либо падает от повреждения плоско-
сти, либо взрываетея на фугасе. Aapo-
статы поднимаются на высоту 800—
1.000 футов,

Чарашнотные ракеты более совершен-
foe бредетво. Они создают перед самоле-
тами преграду из нескольких тросов,
подвешенных на параиютах Ha высоте
165—170 метров. Ракеты  выстрели-
Rated © Юбфабля в помощью слециаль-
ного визира и достигают потолка через
5 окун.

Известно много случаев успешного ис-
пользования таких ракет союзниками.
Например, английский траулер «Лам-
берт», обнаружив ливирующий  бомбар-
дировщик, выпустил ракету, Само-
ae? аыутазея в тросах. Ангаийовий
пароход «Фаерглоу», шедший в составе
вонвоя, применял такие ракеты ночью и
видел паденяе атаковавшего самолета.

Авиация, оопровождающая конвой, He
только отражает налеты врага, Но
и Béxter борьбу с подводными я0д-
ками, легкими надводными силами и
несет разведку по маршруту. Известны
случаи, когда воздушные разведчики об-
наруживали минные банки на пути но-
раблей или «засаду» вражеских сил.
Получив донесение, нонвой изменял курс;
обходя опёонооть Или избегая встречи ©
врагом.

Благодаря тщательной организации
сил и средств, изучению тактики и воору-

нете АЕ: ^

>
Uv

Фото Б. Гореловского..

Капитан-лейтенант
i, ПИСАРЕВ
<>

жения противника в совокупности в э$-

‘фективными меётодали отражения атак с

моря и воздуха, союзниким удалось вы-
работать приемы борьбы. с подводной,
минной и воздушной опасностью. Все
меньше успехи немцев в борьбе на ком-
муникациях и всё больше их полводных
лодок м самолетов не возвращается поеле
операции. Система конвоирования вос-
торжествовала. Но это не значит, что
борьба прекратилась, что противник оста-
вих попытки нападать. Система органи-
зованного плавания должна ещё более
укреплаться. Переход каждого конвоя
продолжает оставаться операцией, тре-
бующей тщательной подготовки,

Для руководотва проводкой м обесне-
чением караванов назначаются бывалые,
заслуженные моряки, Район перехода
всесторонне изучается, причем. ве-
роятные действия противника входят в
Этот анатиз главным элементом,

Что же лежит в основе борьбы зи
сврытность и маскировиу в практике
современного плавания?

Чзвестно, что ни одна операция не
может быть вполне успешной, если 0б ее
подготовке и проведении узнает против-
ник. Шоэтому Ha всех этапах op-
ганизации и плавания конвоя нёобхоли-
MO помнить о деятельности неприятель-
ской разведки, 3

Допуотйм, формирование конвоя и вы-
Ход его из базы остался незамеченным
противником. Можно ли считать, что ©де-
лано уже все? Конечно, нет. Разведчики
врага (самолеты, корабли, подводные
лодки) ведут непрерывный поиск Kapa-
занов в №006, и Тот, кто не заботится о
сохранении скрытности на переходе. бу-
дет быстрее обнаружен, атакован и по-
несет большие потери.

При наличии широко развитых coxpe-
менных средетв и методов разведни фед-
во удается достигнуть абсолютной скрыт
ноети перехода океанского конвол. Кораб-
аям приходится выдерживать и отражать
множество неприятельских атак. Поэто-
му и даны ему столь массовые ий кочой-
Нированные вредетва защиты. `Олнако.
скрытность, вели она соблюдена, значи-
тельно снижает число атак, а. следова-
тельно, и потери конвоя, делает плавание
более безопасным и организованным. Ко-
роткие переходы в прибрежных районах
можно и должно совершать полностью
екрытно. Опыт войны подтверждает таз
кую возможность.

Сохранение в Тайнё всех элементов
конвоя лишает противника возможности
Заранее рассчитать силы нападения.

Следующая задача — скрыть пункт
сбора и сосредоточения конвоя, чтобы
избежать воздействия противника зв
перюд формирования. Порт  с00ра
выбирается, как правил, в наибо-
Hee отдаленных OT неприятеля мес-
тах и надежно  зантищается с моря и
воздуха. Приходящие сюда корабли дол-
жны быть замаскированы и рас-
средоточены. Сибтем» обороны порта
должна предусматривать уничтожение
неприятельских самолетов-разведчиков.

Малые конвой обычно формируются
там, где происходит погрузка транетор-
тов. Для них специальный порт сбора не
назначаетея. Однако Bee сказанное цб?
ликом относится и к малым конвоям, без
каких-либо послаблений и оговорок.

Сохранение в тайне расчетных ваёмен-
тов времени и маршрута движения конвоя
имеет исключительное значение, Необхо-
димо выбирать такие условия, которые
уменьшали бы вероятноеть вотреч © вра-
гом. Еоди, допустим, главную опасность
прелставляют дневные  бомбардировщи-
км, — плавать целесообразнее ночью.
Если, наоборот, Наибольшую активность
проявляют подводные лодки,  торпедо-
носцы или торпедные калера, — расчет
перехода следует вести на дневное плава-
ние с усиленным воздушным  обеелече-
нием. Зоны артялаерийского  оботрела
надо, как правило, проходить в темное
врёмя 6 использованием дымовых завес.

Отеанский конвой совершает переход
нередко в течение педель. Составляя гра-
фик движения, следует избирать Время,

‚наиболее выгодное для прохода опасных

участков пути.
С расчетами времени тесно связаны

расчеты путей конвоев. Они также осно-

ваны на изучении характера воздействия

Плавать кратчайшими путями стало весь-
ма рискованно. Они неизбежно создают

«узлы» скрешивающихея коммуникаций.

Противник обнаруживает эти «узлы» и

бросает против них максимум сил, будучи

уверен, что там всегда найдется цель для
атаки.

Выкдый конвой имеет теперь свой Map-
шрут, рассчитанный на максимальное
удаление от обычных районов действий
противника.  Практикуются переходы
«екачками» © заходом в промежуточные
порты, выбираются обходные пути — все
ДЛЯ 0010, Чтобы «замести следы», ввести
врага в заблуждение, рассеять его силы.
Практика войны подтвердила, что более
длинный, но менее опасный путь чаще
всего наилучший. Конвои союзников, со-
вершая переходы между США и Европой,
располагают свои пути в самых разнооб-
разных широтах — от мыса Доброй На-
дежды до берегов Гренландии и Исландии.
Ни один конвой не повторяет маршрута
предыдущего. и поэтому на поиски их
немцы затрачивают огромные усилия. Не-
мецеие конвои на Севере жмутея в бере-
гам, прячутся в норвежеко-финские шхе-
ры и фиорды, совершая переходы «скач-
ками» и <этанами». На Черном море, во
время ожесточенных боев за Севастополь,
советские конвой также плавали каждый
своим маршрутом, заставляя противника
рысжать в поисках кораблей.

Разведка противника всячески  стре-
мится раздобыть сведения по этим вопро-
сам, чтобы, зная путь конвоя, не зани-
малься напрасными поисками, & действо-
вать в определенных районах.

ели до выхода ое 3a скрытность
возглавляет в основном берёговое опера-
тивное командование, то на переходе мо-
рем всё зависит от самого конвоя — его
руководителей и всех участников.

‚ При плавании ночью особое внимание
уделяетея светомаскировке.

В практике конвоирования оправдано

савдующее правило:  калера-охотники
обходят. транспорты еще до выхода
в море, с целью проверки  затем-

нения,

Ночью большое значение имеет звуко-
маскировка. При дневном плавании необ-
ходимо добиться бездымности кораблей и
транспортов. Дым заметен задолго до по-
яваения силуэта и позволяет заранее на-
метить план атаки й подготовиться к ней.
При плавании в низко стелящемся тумане
дым виден хорошо, и по нему вражеские
самолёты могут легко обнаружить корабль,
сами оставаясь незамеченными. Опыт
черноморских конвоев показывает, что
устранение дымности вполне осуществимо
даже на угольщиках. Зависит это целиком
от экипажей судов.

Значительно способствует маскировке
при плавании вблизи берегов камуфлях-
ная окраска. Умелое сочетание фона be-
реговой черты и окраски корпуса затруд-
Heer ‘обнаружение судов. И не толь-
№ Y берегов, HO и в открытом море
маскирующая окраска имеет очень боль-
шое значение. Она усложняет отределение
элементов движения цели, а следователь-
но, и выход в атаку.

Широкое применение на море нашли
дымовые завесы. Они используются при
проходе узкостей или особенно омасных
районов днём и в светлые ночи. Немцы
при движении своих конвоев ставят ды-
мовые завесы с самолётов или специально
выдёаенных кораблей со стороны моря,
если оттуда возможны атаки, или CO CTO-
роны берега, если там растоложена артил-
перил.

Веё большее значение приобретают вв-
дение конвоем разведки «на себя» и борь-
ба с разведкой противника. В океанских
конвоях разведку обычно ведут самолёты,
базирующиеся на авианосцах, кораблях
эскорта или транспортах. При плавании
вблизи свойх берегов используется авиа-
ция, базирующаяся на наземных аэрод-
ромах. Кроме авиации разведку могут
вести специально назначенные Корабли
или часть кораблей эскорта.

Следующий важный элемент скрытно-
сти — радиодисциплина. Для получения
информации Корабли могут ограничиться
приёмной вахтой.

Большинство расемотренных мероприя-
Tak настольюо просты, что могут быль
выполнены каждым кораблём во всех слу-
чаях. Конвой, полностью сохранивший в
тайне свою подротовву в базе, принявший
все меры маскировки на переходе, почти
наверняка благополучно придёт в порт
казначения. Необходимо систематически
вести раз’яснительную и воспитательную
работу среди офицеров штабов, связанных
с плаванием конвоев, ис личным составом
кораблей и транспортов. Большую роль в
этом отношении играет инетруктаж су-

противника на данной коммуникации.   доводителей перед выходом в моте,

ищет арии ито