У ПЕР

‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5

апреля.
(Спец. корр. ТАСС). Ночь. Темносиним
бархатом лежат река, отделяющая наши

окопы от немецких. Тихо журчит незамерз-
шая вода, лишь у берегов — тонкая корка
льда. i

Командир стрелковой части вызвал гвар-
дии майора Евграфова. !

— Немцы хотят во что бы то ни стало
задержать нас у этой реки, — сказал он.—
Теперь все зависит от вас, саперов...

Той же ночью майор с группой саперов
спустился к реке и под огнем противника
стал искать подходящее место для пере-
правы. Вокруг свистели пули, с характер-
ным шуршанием летели мины. Всю ночь
разведчики взводов лейтенанта Штылева и
старшего лейтенанта Голованова провели на
реке. В землянка они возвратились мокры-
ми и уставшими, но места для переправы
и брода были найдены. Другие группы ca-
перов той же ночью начали подвозить к ре-.
ке лес.

Как только пехотинцы перешли вброд
реку и начали теснить немпев, саперы не-
медленно приступили к наведению перепра-
вы одновременно с обоих берегов. Люди
стояли в ледяной воде, спеша проложить
путь для артиллерии д пехоты. Быстрее
других работали молдаванин Яшан. киргизы
Тахтаболотов я Мурзатов, украинец Дави-
денко, русские Гончаров. Николаев. Огонь
<о стороны немцев усиливался. Иногда сна-
ряд или мина попадали в только что по-
ставленную раму, и она разлеталась в ше-

ЕПРАВ

пы. Саперы тут же скрепляли новую, Ма-

ленький воинский коллектив самоотвержен-

но вел наступательную борьбу. протав обе-
зумевшего от ярости врага.

Через три: часа через реку по новой проч-
ной переправе уже шли грузовики с бое-
припасами, орудия, быстро шагали стрелки,
которые тотчас же вступали в бой и за-

‚ ставляли немцев откатываться еще дальше.
С вашей помощью мы выиграла сраже-
ние, — говорил потом саперам полковник,

Отступая под ударами’ наших войск, нем-
цы взорвали все мосты на шоссейных доро-
гах. Взорвали они и большой мост на под-
ступах к опорному пункту, находящемуся
в руках врага. Шоссе здесь идет через. бо-
лото, об’езда у взорванного моста по-
строить невозможно. Саперы в полкило-
метре от места ожесточенного боя под
градом раскаленного сванца Начали BOC
станавливать дорогу.

К рассвету, когла наши ;
немцев из опорного. пункта, мост уже был
готов, и по нему началось оживленное дву-;
стороннее движение.

Саперный батальон гвардии майора Алек-
сея Ивановича Евграфова на фронте с пер-
вого лня Отечественной войны. Его люди
совершили немало. подвигов. За выдаю-
щиеся заслуги перел Родиной батальон был
переименован в твардейский и награжден
орденом Красного Знамени. Многие саперы
из его личного состава имеют по два и три

боевых ена.
a Е.. КОРЯВИЧЕВ.

части выбили

БИБЛИОГРА oud

‘Cxa3bl 0 HEMUGX .

Русский народ сыздавна сталкивался
с немцем — царским министром, ° нем-
цем-—губернатором, немцем — управителем
помешичьего имения и немцем — мастером
на заводе.

Все эти большие и маленькие Бироны
соединяли беспощадную жестокость с пре-
зрительным высокомерием ко всему  pyc-
скому. Оскорбленные в своем достоинстве
и национальном чувстве, русские люди пла-
тили немцам законной ненавистью и пре-
зрением.

Тупость и жестокость немца\насильки-
ка, приехавшего в Россию только за нажи-
вой, высмелвали великие русские класси-
ки — Герцен, Шедрин, Достоевский, Не-
красов. Ненависть к немцу-эксплоатато-
ру отразилась и в произведениях русского
фольклора. я

Замечательный мастер русской сказки,
уральский писатель’ П. Бажов выпустил
новую книгу. Она называется «Сказы 0
немцах» *. «Сказы о немцах» Бажова на-
писаны на основе широкого использования

и обработки уральского горнорабочего
фольклора, заклеймившего немцев-над-
смотрщиков вызазительными  кличками

«густохлебов» и «брюхогладов»:

Сказ «Провально место» передает быль
о немцах-мастерах, с умыслом скрывавших
месторождение меди на Урале, Призванные
на промыслы старика-мастера «поглядели
да и говорят прямо: «Либо тут медно-

лобые сидят, у коих понятие на ру-
ду ‹лабое, либо хуже того: нарочно
подстраивают — медь в отвалы перего-
нять. Коли этих немецких  пособни-

ков сгонишь, наладим дело. В этом будь
без опасенья». В сказе «Про главного во-
ра» снова бывальшина о немце, владельце
прииска, старавшемся подкопатьея в со-
селские участки, чтобы жульническим об-
разом овладеть чужим золотом.

Немцы, приезжавшие с корыстными, не-
добросовестными, а иногда и просто со
шпионскими целями в Россию, старались
засекретить свои познания, когда они у
них были, и затормозить развитие русской
промышленности. Однако сами они cTpe-
мились выведать особенности и приемы
русского мастерства. Очень поучительна
в этом отношении веселая сказка «Хру-
стальный лак». Уральские мастера \ изоб-
рели особенно прочный лак для живописи
по железу. Лаком этим заинтересовались
немцы. Один из таких чрезмерно любопыт-
ных немцев заявился на Урал, чтобы вы-
ведать секрет. Старики отвадили не в меру
любознательного путешественника. «Толь-
ко в скорости об’явился в Тагиле опять
немец... Вроде как из лавочных сидельцев,
что навыкли всякого покупателя оболтать
да облапошить.. На немца будто и не по-
ходит, и прозвише ему самое простое —
Федор Федорыч. Только глаза у этого не-
мецкого Двоефеди белесые, вовсе бессты-
жие, и руки короткопалые. Самая,‘ значит,
та примета, которая вора кажет. Да ешё
приметливые люди углядели: на правой

* П. Бажов, Сказы о немцах. Свердлгиз
1943 г.

МОРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

руке рванинка: накосо через всю ладонь
прошла. Похоже, либо за нож хватился,
либо рубанули по этому месту, да сколь-
зом пришлось. Одним словом из таких бы-
вальцов, с коими один на один спать осте-
регайся».

Вот Бажов с веселой усмешкой и pac-
сказывает забавную повесть о том, как
русские мастеровые перехитрили хитрого
немца, да еще высмеяли, заставили `па-
риться в непомерно жаркой бане, деньги
потерять и отправиться ни с чем во-свояси.

Немец в сказах Бажова—обирала и уг-
нетатель, постоянно грозящий тюрьмой и
карой, к тому же еще Каждую минуту при-
говаривающий: © ‘

«— О, та. Такой тонкий работа руски
понимайт не может».

Русский рабочий, уральский мастеровой
у. Бажова — человек творческого труда. В
нем есть всегда желание изобрести новое,
сделать работу на «отлично», чтобы любо-
дорого было на нее смотреть. Он не может
допустить над собой наглого издевательст-
ва немца и посрамляет его и мастерством и
веселой шуткой.

Корыстолюбие и эксплоататорские цели
лишают немца, персонажа’ бажовской
сказки, черт самой обычной человечности.
Даже веселье его — тяжеловесное,  пош-
лое и скучное веселье, которое с такой
едкостью высменвал еше Щедрин. Пош-
лая и непоэтическая природа немецкого
веселья изображена тонко и убедительно
Бажовым в сказе «Веселухин лоток».
«Сперва, дескать, немцы-мужики пиво пи-
ли да трубки курили, а бабы да девки
кофием наливались. Потом, как все нало-
волились. плясать вроде стали. Смешно
против нашего-то. Известно, в немце лов-
кости, как в пятипудовой гире,. а баба не-
мецкая вроде перекислой квашни, вот-вот
тесто переползет. Ну, и толкугся друг
против дружки парами, аж половицы го-
ворят. Мужики стараются один’ другого
перетопнуть, чтоб, значит, стукнуть ногой
покрепче».

Русский рабочий у Бажова человечен.
Его любовь ‚бескорыстна, его вёселье без-
оглядно, его шутка сердечна, его отно-
шение к природе и жизни’ поэтично. По-
этому он гуманен, в то время как ко-
рысть и тупость ‘легко об’ясняют столь
поразившую мир способность немцев к
скотской жестокости, к хладнокровному
истреблению ни в чем неповинных жертв.

Сказы Бажова о немцах, написанные
поевосходным  колоритным языком, в
шутливой и занимательной форме, делают
очень серьезное дело. Они дают черты на-
ционального характера и немецкого угне-
тателя и русского рабочего. Фашизм
в Германии подготовлен предшествующей
историей этой-страны, нарастанием реакции,
накоплением человеконенавистнических
черт. Русский человек выступает сегодня
как передовой борец против фашизма, как
ратоборен правды и ‘справедливости. Та-
ким его полготовила и предшествующая
история его борьбы и руководство партии
Лекина—Сталина. %

В. КИРПОТИН.

ере

Несколько недель назад во’ время / бле-
стящего мартовского наступления Красной
Армии берлинское радио передавало обзор,
в котором говорилось: «Бои развертывают-
ся на восточной границе европейской кре-
ности». Хотя фашистская легенда о пре-
словутой «европейской крепости» давно
разоблачена, тем не мечее заявление бер-
линского радио имело некоторый смысл:
гитлеровцы тем самым признали, что они
отброшены на линию. имеющую для них
жизненно важное значение. Они не удержа-
лись на этой линии. Если в представлении
гитлеровцев их «европейская крепость»
начинается там, где находятся границы
вассалов Германии, то, следовательно, те-
перь, после перехода советскими войсками
реки Прут, бои развернулись уже внутри
«европейской крепости», проще говоря, на
территории’ врага. Это крупнейшее событие
не могло не повлечь за‘собой самые разно-
образные последствия и в том числе даль-
нейшее ухудшение морской ситуации для
противника на одном из важнейших мэр-
ских театров юго-востока — Чернем море.

В течение нескольких недель гитлеров-

пы и их румынские союзники были выбро-
шены из Херсона, Николаева, Очакова. Ли-
ния фронта быстро приближается к Одессе.
Лни господства фашистских захватчиков в
Одессе сочтены. Таким образом, весь се-
веро-западный угол Черного моря, до не-
давнего времени находившийся под KOH-
тролем противника, практически очищается
от немецкоб-румынских сит. Учитывая бы-
строе приближение линии фронта к Одессе,
можно ‘сказать, что немецким захватчикам
и теперь едва ли удастся использовать
этот порт в качестве базы. Других баз на
побережье от Днестровского лимана’ 20
Килийского гирла Дуная и далее до самой
Констанцы нет, ибо единственные  И ве-
большие к тому же порты Бугаз на совет.
ской территория и Сулиза на румынской
уе могут играть каку:`-либо существенную
роль.

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CCCP,

7 ГМ100782

грозой

Быстрое развитие военныхсобытий при-
водит к тому, что на Черном море немцы в
ближайшее время вынуждены будут бази-
роваться в основном на Констанцу и Ман-
галию. Последняя может скорее играть роль
маневренной базы. Правда, гитлеровцы
широко используют болгарские порты —
Варна и Бургас, но потеря Херсова, Ни-
колаева, Очакова значительно ухудшает ус-
ловия базирования румынских и немецких
сил на Черном море.

С эгим обстоятельством связана Также
дальнейшая изоляция с моря неменко-ру-
мынских гарнизонов в Крыму. С того мо-
мента, как Красная. Армия оставила за со-
бой нижнее течение Днепра, а затем ниж-
нее течение Южного Буга и отброснла не-
мецко-румынские войска ‘далеко на запад—
к нижнему течению Днестра, немецко-ру-
мынские войска в Крыму оказались в пол-

оной изоляции. Вражеские транспорты. ли-

шены теперь возможности скрытно проби-
раться в Крым, следуя вдоль северо-запад:
Horo побережья Черного моря. С  наступ-
лением же весны и сокращением ночи
для немцев становится крайне сложным пе-
реход из- румынских портов в Крым, ибо в
течение большей части суток все коммуни-
кации противника буду: находиться под
бдительным контролем и воздействием со-
ветских морских и воздушных сил,

Военно-морскую ситуацию для против-
ника в Черном море также резко ухудшает
быстрое наступление Краснсй Армии на
территории Молдавской Советской  рес-
публики, в частности на Кишиновском на-
правлении. Советские войска спускаются к
югу, к устью Дуная, к пределам Добруд-
жи. Отсюда до Констанцы, не говоря уже
о Сулине, с авиационной точки зрения, что
`называется, «рукой подать». Иными слова-
ми, наиболее важная операционная кемец-
ко-румынская база на Черном море (в ны-
нешних условиях основная база их морских
сил на этом театре) оказывается в сфере
военных действий,

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:
релакпии—Д 1-08-03; вам. отв.
доб. 8; иностранный отдел-—доб, 1-15, 1-35;
eee ane

gS pete eee

Москва, Сущевская ул. 21
секретаря —Д
сектор писем—доб. 23;

Заявление Хэлла

ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает вашингтонский корреспондент агент-

ства Рейтер, государственный секретарь
США Хэлл заявил на пресс-конфефенции,
что США сотрудничают с Англией в воп-
росе о прекращении португальских поста-
вок вольфрама Германии.

РУЗВЕЛЬТ ОДОБРИЛ ЗАКОНОПРОЕНТ
ОБ АССИГНОВАНИИ СРЕДСТВ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО БАЗ
° В ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН. 5 апреля. (ТАСС). По сообще-
нию вашингтонского корреспондента агент-
ства Рейгер, президент Рузвельт 4 апреля
одобрил законопроект, разрешающий воен-
но-морокому флоту израсходовать более
миллиарда долларов на строительство пе-
релювых баз в Тихом океане с целью приб-
лизить войну к Японии. Этот законопроект
предусматривает также ассигнование 600
млв. доллароз на строительство береговых
сооружений в Соединенных Штатах.

’ ПЯТЫЙ ВОЕННЫЙ ЗАЕМ В США

‚ ВАШИНГТОН, 5 апреля. (ТАСС); Ma-
нистр финансов США Моргентау сообщил,
что с 12 июня по 8 июля будет проводить-
ся кампания по подниске на пятый военный
заем. Сумма подписки определена в 16. млрд.
долларов. Предполагается, что среди част-
ных Лиц должно быть размешено облигаций
ва 6 млрд. долларов.

Выступление де Голля

ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что вечером`4 апреля ал-
жирское радио передавало речь генерала
де Голля, который заявил:

«Все французы должны об’единиться, что-
бы разбить врага. Они должны отбросить
все разногласия и сплотиться под единым
руководством. Первая цель нового состава
Французского Комитета Национального Ос-
вобождения — это национальная концентра-
ция. Все, от правых до коммунистов,
сгруппировались теперь вокруг меня, что-
бы сражаться вместе с нашими союзниками
3a полное освобождение Франции и восста-
повление ее прежнего величия. Война всту-
пила в свою. решающую ‘фазу. Франция
приближается к своему высшему  исныта-
вию. Именно поэтому Франция должна те-
перь слелать крайнее усилие».

- «Весь мир, — добавил де Голль, — яв-
ляется свидетелем того, что Франция под-
нимается из своего временного несчастья.
Мы вступаем сейчас в решающую битву, в
битву за Францию. Для нас, французов, на
карту поставлена наша судьба, судьба вели-
кой нации». = :

od

ДЕКРЕТ ФРАНЦУЗСКОГО КОМИТЕТА
НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ
0Б ОРГАНИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ

АФИ передало декрет Франпузскаго. Коми-
тета Национального Освобождения об op-
ганизации национальной сбороны. В декре-
те говорится, что Французский Комитет На-
циюнального Освобождения осуществляет
общее руководство войной и власть над все-
ми сухопутными, морскими и воздушными си:
лами.

Председатель Французского Комитета
Национального Освобождения ‹ является
главой вооруженных сил. Права, присвоен-
ные председателю совета министров по за-
кону от 11 июля 1937 г. об организации ‘на-
ции во время войны в отношении руховол-
ства и координации национальной обороны,
осуществляются председателем Француз-
ского Комитета Национального Освобожде-
ния.

Национального ‘Освобождения, как глава
вооруженных сил, выносит окончательное
решение о составе, организации и исполь-
зовании’ воопуженвых, сил; направляет и
согласовывает деятельность военных депаф-
таментов .и координирует мероприятия, ка-
сающиеся одновременно их деятельности
и деятельности других департаментов; Ppy-
ководит деятельностью военных миссий за
травицей.

Национального Освобождения, как глава
вооружевных сил, опирается на помощь Ко-
митета Национальной Обороны, козданного
‘декретом от 16 дехабря 1943 г. об организа-
HWM верховного командования. Он юаспон
лагает генеральным щтабом национальной
обороны ‘и определяет его состав. Началь-
ник генерального штаба юзциональной обо-
роны назначается декретом и выполняет
функции секретаря Комитета Национальной
Обороны.

Далеко не случайно,
командование одновременно с оккупацией

что гитлеровское

Венгрии приняло меры к установлению
полного контроля над румынскими и бол-
гарскими портами: как известно нашим чи-
тателям, одновременно с вступлением не-
мецких войск в Венгрию были фактически
оккупированы и районы румынских и бол-
гарских портов и самые эти порты.

Особое значение для гитлеровцев имеет,
конечно, Констанца, ибо как ‘раз здесь, в
отличие от Мангалии, Варны и Бургаса,
имеются установки для переработки нефти
и крупные склады жидкого топлива. Кон-
станца связана железнодорожной маги-
стралью с Плоешти — единственным нахо-
дящимся в руках немцев крупным место-
рождением нефти. Помимо того, Констанца
значительно лучше оборудована, чем. ‘ос-
тальные румынские и болгарские порты,
средствами для ремонта кораблей. ‚ Угроза
Констанце может заставить гитлеровцев
перенести свою операционную базу в один
из болгарских портов и попытаться пре:
вратить болгарскую территорию в плац-
дарм непосредственной войны против
СССР,

На Черном море немецкие захватчики
оказываются теперь в гораздо худшем по-
ложении, чем во время первой мировой вой-
ны. Тогда, в особенности после 1916 года,
к их услугам были все румынские, болгар-
ские и турецкие порты, на которые базиро-
вались не только подводные лодки, но и
линейный крейсер «Гебен» и легкий ‚крей-
сер «Бреслау». Германо-турецкая эЭскад-
ра’ включала в свой состав, кроме
того, турецкие крейсера и миноносцы. К
этим кораблям прибавлялась еще  флоти-
лия малых болгарских миноносцев. Военно-
морские силы, котовыми гитлеровцы теперь
располагают на Черном море, состоят nped-
мущественно из немецких подводных и лег-
ких надводных кораблей. Авиация против-
ника теперь будет. базироваться исключи:.
тельно на западном побережье Черного
моря, чтс уменьшает радиус ее действия.

`Таковы некоторые последствия разгрома
Красной Армией немецко-фашистских и
румынских войск на Юге, в частности в
районе, прилегающем к побережью Черно-
го моря. Разумеется, гитлеровские захват-

1-12 62 в

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Коммутатор релакции Д 8-20-90
комму татор. доб. 20; оглел боевых действий
отдел оформления—доб, 1-18;

Канадская. газета об освобождении Черновец
Красной Армней _

ОТТАВА. 5 апреля. (ТАСС). Выходящая
в Виннапеге (Западная Канада) ` газета
«Фри пресс» поместила статью, в которой
говорится о том, что украинцы, проживаю-
шие в Виннипеге, выражают’ восхащение
освобождением Черновиц Красной Армией.
Освобождение Черновиц, пишет. газета, яв-
ляется «доброй вестью для украинцев в

Виннипеге, так как млогие из них происхо-

дят яз Буковины и хорошо знают ee a
ны», а также в связи с тем, что освобожде-

Hue этого города произошло после многих
лет румынского и германского господства,
которое принесло народу Буковины только
гнет и страдания.

ОБРАЩЕНИЕ ЮГОСЛАВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА

ОСВОБОЖДЕНИЯ

дает агентство Рейтер, радиостанция, «Сво-
бодная Югославия» сообщила сегодня, что
главнокомандующий Югославской Народно-
Освободательной Армия маршал Тито 0б-
ратался в Совет ЮНРРА. (администрация
помощи и восстановления Об’единенных на-
пий) с просьбой предоставить югославам
место в Совете,

В обращении Нацаонального Комитета

В СОВЕТ ЮНРВА

Освобождения указывается, что сейчас осво-
божлено от оккупации 50.195 ‘кв. миль юго-
славокой территории < населением около
5 млн. человек. ь

Далее в обращении говорится: «Сведе-
ния о TOM, Что генеральный директоф
ЮНРРА Лимэн отправился в Каир на <0-
вещание с югоблавским эмигрантским пра-
вительством, произвели тяжелое впечатле-
ние на югославский варод».

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ИТАЛИИ

ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС). Главный
штаб войск союзников в Италии сообщает,
что артиллерия союзников вела сильный
огонь; причинив врагу потери. Уяичтожено
два интендантских склада, На всех участках
фронта происходили стычки патрулей,

Во время вчерашнего налета крупных сое-
динений тяжелых бомбардировщиков Ha
Бухарест отмечены попадания бомб в сорти-
ровочные станции и ремонтные мастерские.
Средние бомбардировшики ‘бомбардировали
неприятельский интендантский склад в Ор-

те (Центральная Италия). Легкие бомбарди-
ровщики совершали налеты на мосты, ар
тиллерийские, позиции врага и расположение
неприятельских войск в зоне боев, а re
на неприятельские торговые суда у побе-
режья `Югославии. В этих операциях ee
ники потеряли 12 самолетов. Уничтожено 4
неприятельских самолетов. Средиземномор-
ские военно-воздушные силы союзников с9-
вершили за девь 1400  самолетовылетов.
Днем над зоной боев оперировали 9 He-
приятельских самолетов.

В КОНСУЛЬТАТИВНОМ СОВЕТЕ ПО ВОПРОСАМ ИТАЛИИ

ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС). В Лондоне
официально об’явлено о том, что бывший
английский посол в Бразилаяи Ноэль Чарльз
назначен  министром-резидентом при шта-
бе союзнихов на Средиземном море и ан-
глийским представителем в Консультатив-
ном. Совете по вопросам о Италии вместо
Макмиллана. Чарльзу будет присвоено зва-
ние верховного комиссара.

ВАШИНГТОН, 4 апреля. (ТАСС). Белый
Дом об’явил, что Рузвельт назначил амери-
канского посланника в Египте Kapka чле-
ном Консультативного Совета по вопросам
Италии в ранге посла Бывший американ-
ский предотавитель в Консультативном Со-

вете! Мэрфи сохранит за собой личный ранг
посла, но отныне все свое время посвятит
работе, связанной с его постом политичес-
кого советника при штабе главнокомандую:
щего союзными войсками на средиземномор-
ском театре военных операний.

ЛОНДОН. Б апреля. (ТАСС). Агентство
АФИ сообщает из Алжира, что представи-
телем Французского Комитета Националь-
ного Освобождения в Консультативном Со-
вете по вопросам Италии вместо Макссигли
назначается Куве де Мюрвилль. Этот Со-
вет, заседает теперь постоянно в Италии, по-
чему‘и явилась необходимость такого’ вазна-
чения для замены Массигли, :

г ‚ Положение

«Тотальная мобилизация» детей

СТОКГОЛЬМ, 5 апреля. (ТАСС). Прово-
димые гитлеровцами в Германии «тоталь-
ные» мобилизационные мероприятия, как яв-
ствует из сообщений гитлеровских газет,
коснулись значительного! числа детей. Так,
газета «Берлинер берзенцейтунг» публикует
слелующую заметку:

«Мы в почтовой конторе на окраиве од-
ного города. За окошком в отделе приема
посылок шестилетний малыш усердно. пере-
носит посылки в заднее помещение, На го-
лове у него форменная фуражка, на рука-
ве — лента. За столом у окошка сидит
мальчик постарше, но без форменной одеж-
ды. Он принимает посылки».

Газета при этом подчеркивает, что эти де-
ти работают «весьма интенсивно» и что за
их работой внимательно наблюдает чинов-
ник:

Массовое уклонение от работы
на предприятиях

‚ ЖЕНЕВА, 5 апреля. (ТАСС). Немецко-
фашистские газеты с тревогой пишут о том,
что уклонение от мобилизации на работу
принимает в Германии массовый характер,
причем многие немцы, стремясь избежать
мобилизации, прабегают. к самым разнообраз-
ным ухищрениям. Мныогие немцы стараются
«исчезнуть», подбрасывая свои документы
лицам, убитым во время воздушных налетов.
В этой связи, как ‘сообщает гитлерозская
газета «Нейс винер тагблатт», полицейские
власти приняли специальные меры. Впрель,
пишет газета, не будет производиться зане-
сение в списки умерших на основании пока-

заний родных. Факт смерти должен быть
обязательно подтвержден полицией или
«заслуживающими  дюзерия, политически

в Германии

безупречными лицами», то-есть гестаповски-
ми шпиками,

Широкое распространение слухов
о преступлениях гитлеровских
главарей

СТОКГОЛЬМ, 5 апреля. (ТАСС). Гитле-
ровские власти крайне обеспокоены широ-
ким фаспространением среди немцев слу-
хов ю коррупции среди гитлеровских чинов-
ников и о преступлениях гитлеровской вер-
хушки, Газета «Берлинер берзенцейтунг»
поместила опециальную статью на эту те-
му. Автор прямо заявляет, что «злые языхи
приписывают руководящим деятелям нацио-
нал-социалистской (т. е. гитлеровской) пар-
тии всевозможные преступления и про-
ступки».

В связи с этим газета угрожающе заяв-
ляет, что в распоряжении властей имеется
достаточно средств, чтобы «раз навсегда
заткнуть глотки» распространителям подоб-.
ных слухов.

Фашистские врачи
в роли шпионов

ЖЕНЕВА, Б апреля. (ТАСС). Как явству-
ет из сообщения газеты «Гамбургер фрем-
денблат», гестапо использует заводских
врачей — членов гитлеровской партич в ка-
честве шпиков На многих заводах, пишет
газета, при небольших увечьях первую по-
‘мощь оказывает сторож, который избавляет
врача от всяких осмотров.

Чем же занимается в это время врач? .
Газета пишет, что «благонадежные» ‘вра-
чи систематически обходят цехи, где знако-
мятся с поведением и настроением рабочих
и заранее делят их на «сознательных и не-
надежных».

gi

ПРОВАЛ ОЧЕРЕДНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ` ФРАНЦУЗСКИХ РАБОЧИХ

НЬЮ-ЙОРК, 5 апреля. (ТАСС). Как: пе-
редает корреспондент газеты «Нью-Йорк
таймс» из Берна, по полученным ‘там досто-
верным сведениям, попытки  «правитель-

чики будут всеми силами отстаивать свои
последние позиции на черноморском теат-
ре; и борьба с ними ‘здесь предстоит же-
сточайшая. Но условия этой борьбы реши-
тельно изменились к худшему для против:

вика ик лучшему для советских: морских ‘и
воздушных сил.

x ke &

На противоположном побережье Бал:
канского полуострова произошло на-днях
сравнительно небольшое по масштабам, но
многозначительное событие, показывающее,
как быстро ухудшается положение гитле-
ровских захватчиков на морских подступах
к Балканам. Несколько дней назад сооб-
щалось, что соединенный англо-американо-
югославский отряд высадился на острове у
входаев порт Сплит на’ Адриатическом мо-
ре. Десант был высажен с английских ко-
раблей и прикрывался с воздуха англо-
американской авиацией. Это первый слу-
чай, когда в смешанной операции одновре-
менно участвовали английские, американ-
ские части и части Югославской народно-
освободительной армии.

Фактически весь адриатический морской
театр находится под союзным контролем,
Наиболее острая борьба происходит вдоль
побережья Далмации, и в ней решающее
Участие принимают регулярные части’ и
партизанские отряды, ‘находящиеся под
командованием маршала Тито. Борьба идет
за прибрежные пункты и многочисленяые
острова. Гитлеровские оккупанты и их
наемники из лагеря Недича, Павелича, Ми-
хайловича прилагают огромные усилия к
тому, чтобы установить контроль над юго-

‘славским побережьем Адриатического MO-

Гя и отрезать таким образом народно-осво-
бодительную армию Югославии от Италия
Немцам удалось захвагить Сплит и другие
крупные порты на побережье Далмации
Им, однзко, не удалось установить кон-

троль над всеми пунктами побережья. Мно-

гие мелкие гавани и удобные бухты осга-

ются в руках народно-освоболительной
армии, что имеет немаловажное значение с
точки зрения поддержания постоянного

контакта с союзными базами на
ском побережье.

Господство англо-американских военно-

итальян-

ло Д 8-20-06, Телефоны:
Флота—доб. 29 86;
библиотека—доб. 13;

‘

для справок — доб. 1-78; вам.
ОТДЕЛ пропаганлы-—Д
издательство-— начальник Д 1-12-60;

Я
Типография «Красное Знамя», Сущевская, 21.

НА ГИТЛЕРОВСКУЮ КАТОРГУ

ства» Лаваля принудительно мобилизовать
в марте для отправки в Германию еще

81 тысячу французских рабочих прова-
лились.

морских и воздушных сил над западными
морскими подступами к Балканскому по-
луострову приобретает именно сейчас боль-
шое значение в связи с развертыванием ак-
тивных операций Югославской народно-
освободительной армии в глубоком тылу
гитлеровцев. Естественно, что теперь со-
вершенно иной характер примет борьба за
Эгейское море; До сих пор гитлеровцы
смогли удержать этот морской театр под
своим контролем только благодаря тому,
чтс сумели «рассадить» евои гарнизоны на
островах Додеканеза — Спорады и Кикла-
ды, на Крите и в Греции. Громадный морской
район удерживался гитлеровцами не в ре-
зультате господства их флота, а оккупа-
цией многочисленных опорных пунктов’ —
островов наземными силами, прикрытыми

весьма слабой авиацией. Разгром немецко-

фашистских войск Красной Армией на Юге
должен сильнейшим образом сказаться и
на положении‘в Эгейском море. Гитлеров-
скому командованию сейчас ‘приходится
стягивать на советско-германский фронт
войска, со, всех других направлений. ‚Сво-
бодных резервов у Гитлера нет,

Таким образом под влиянием победонас.
ного наступления советских войск ради-
кально меняются условия борьбы на всех
морских театрах, омывающих Балканский
полуостров — на Черном, Эгейском и Ал-
риатическом морях. Позиции гитлеровской
Германии в Юго-Восточной Европе cup:
нейшим образом ослаблены, В некоторых
отношениях это решающие позиции герман-
ского империализма, ибо как раз здесь на.
ходятся главные источники нефти, мпогих
важнейших видов стратегического сырья,
продовольствия и людские ресурсы, на ко-
торые рассчитывала’ и еще’ рассчитывает
гитлеровская клика.

Над всеми позициями врага теперь’ соби-
рается гроза. И она’ разразится тем скорее,
ee скорее вслед за могучими ударами

расной Армии. и советского Военно-Мор-
ского Флота с востока последуют. удары
< юга и запада по «гитлеровской крепости»

И, ЕРМАШЕВ.

редактора — лоб. 1-12; отв.
отдел партийно-комсомольск
бухгалтерия и отдел по, 8

1-11-45;

Ses Е соЕа

секретарь
работы—
дписки—лоб. 25 и Д 1-62-21,

‚ №8

2 (1649)

6 апреля 1944 г

Налет на Кельн

ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС), Как cook
тает агентство Рейтер, в ночь Ha 5 апреля
самолеты ‘английской  бомбардировочной
авиации «Москито» ово налет ug
Кельн и другие об’екты в 1 урской области,
Все английские самолеты вернулись на свон

Oa OH ION, 5 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что во время последнего
налета американских. самолетов на Штейр
(Австрия), как. теперь установлено, . было
сбито 116 самолетов противника, Это яв.
ляется камым большим числом вражеских
самолетов, сбитых в течение одного дня,
авиацией, действующей на сфедиземномор-
ском театре военных действий,

Агентство Рейтер сообщает также о том,
что во время налета па Будапешт, совер-
шенного 3 апреля, было сброшено 1.000
тонн бомб.

ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС). Английское
министерство авиации сообщило о том, что
самолеты ‘типа «Либерейтор» в сопровож.

дении истребителей совершили налет на
’

германские военные  об’екты ‘в районе

Па-де-Кале.

БОМБАРДИРОВКА ПЛОЕШТИ

ЛОНДОН, 5 апреля, (ТАСС). Алжарское
радио сообщило, что американские бомба
дировщики «Летающая Крепость» и «Либе.
рейтор» днем 5 апреля совершили налет на
железнолюрожный узел и нефтяные про-
мыслы Плоешти (Румыния), Бомбардиров-
щики сопровождались крупными соедине.
ниями истребителей.

а

Заявление Идена

об антисемитизме

в польской армии
ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС). Как пере.

Дает агентство Рейтер, английский министр
иностранных дел Иден заявил сегодяя в
палате общин, что он снова будет бесело-
вать с польским правительством по поводу
антисемитизма в польской армии; Он заявил
это в отвёт на настойчивые вопросы со сто-
роны членов парламента, утверждавших, что,
несмотря на усилия польского правитель:
ства, среди польских вооруженных сил в
Англии попрежнему наблюдаются настойчи:
вые и распространенные проявления анти:
семитизма и что ряд солдат и моряков.
евреев сейчаю подлежит военному суду за
отлучку из польских войск в надежде до-
биться ‘перевода: в арглийские войска. Ука.
зывалось, что такого перевода ожидает
около 600 человек.

ЗАЯВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО МАРШАЛА
БРИТАНСКОЙ АВИАЦИИ ГАРРИСА

ЛОНДОН, Б апреля, (ТАСС). Как <005.
щает агентство Рейтер, командующий бом.
бардировочной авиацией главный маршал
авиации сэр Артур Гаррис в поздравитель
вом послании ко всем экипажам, находя
щимся под его командованием, по поводу
их работы за истекший месяц пишет: «Bee
предыдущие рекорды по числу вылетов н
бомбовому грузу, сброшенному на об’екти
в Германии, превзойдены, Это было достиг
нуто, несмотря на неблагоприятные метеоро
логические условия и невзирая на ожесто.
ченнейшее сопротивление, при самых №
значительных потерях по сравнению с Ke
текшими тринадцатью месяцами»,

ПОТЕРИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ
ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА ВОЙНЫ

\
ЛОНДОН, Б а. (ТАСС). Как пер!
дает ‘агентство Рейтер, премьер-минису

Черчилль заявил вчера в палате общи,

что за первые четыре года войны общие п

тери имперских вооруженных сил сост

ляют 667.159 человек, из ших убитыми -

158.74] чел., пропавшими без вести ~

78,204 чел., ранеными — 159.219 чел, и пли

НЫМИ — 270.995 человек.

_

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

ЖЕНЕВА, 5 апреля. (ТАСС). Как ©.
щают из Югославии, части народно-освобу
дительной армии продолжают вести бон
немцами, четниками и недичевцами ва р
Дрине‘и на остальных участках фронт в
Восточной Боснии,

Части 6-го корпуса вародно-освободитель
ной армии, действующие ‘в Славонии, pi
рушили в нескольких местах  железнод»
Рожную линию Белград— Загреб, в резуль
тате чего на одном участке’ этой дор
движение приостановилось полностью, а №
другом — было прекращено на 24 часа,

асти приморской группы, сражающейя
в Черногории, разгромили колонну герм
ских войск и четников на дороге Цетинь-
Подгорица, Истреблено более 100 вражеский

солдат. 102 солдата противника взяты в
плен.

——-

ПЕРЕВЫБОРЫ ПРЕЗИДИУМА
ИРАНСКОГО МЕДЖЛИСА

ТЕГЕРАН, :5 апреля. (ТАСС). На зе.
дании меджлиса 3 апреля состоялись пер.
выборы части президиума меджлика. Прел-
седателем меджлиса переизбран Мохамим
Садык  Табатабаи. Первым. заместителея
председателя избран Джавад Амери, вт.
рым заместителем — Амир Теймур.

——.

ОТСТАВКА ГРЕЧЕСКОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА В КАИРЕ

ЛОНДОН, 5 апреля, (ТАСС). Как пей.
дает агентство Рейтер из Каира, там офи.
циально об’явлено, что греческое пам.
тельство в полном составе вручило корой
Георгу заявление об отставке.

——

ГИТЛЕРОВСКИЙ ТЕРРОР
В НОРВЕГИИ

ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС). Выходящи
здесь норвежская газета «Норск тиденд» co
общает, что ко времеви нападения Германи
на Норвегию оккупационные власти пуб
ликовали фамилии 225 норвежцев, казне!
ных немцами. Однако число жертв гитле
ровского террора значительно выше. Мною
норвежцев было убито немцами «при попы
ке к бегству» или умерло в заключении, He
которое число норвежцев было казнено Ta

Но, и гитлеровцы об этих казнях buyers Ib!
сообщали.

ee

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 5 апреля, (ТАСС), Штаб обе
диненного командования вооруженными