_7 апреля 1944 г., № 83 (1650)

ЛУЧШЕ РУКОВОДИТЬ СТЕНГАЗЕТАМИ
Н БОЕЗЫМИ ЛИСТИАМИ —

Кораблям предстояло выйти в моде

.  бюллетенем, выпуокаемы днич-
Ве напряженное ‘готовились : и

& похо-  ным дням, ни плакатом, ни листовкой.
ду. В подразделениях и в боевых   Она призвана освещаль самые в.
частях вышли боевые листки. Краено-   разные вопросы боевой жизни и Жультур-
фаютцы рассказывали о своей подготовке   но-бытового обслуживания ланного под-
к бою, давали торжественное обещание че-   разделения. Ее прямая задача — воепи-
стно и до конца выполнить воинский   тывать бойцов в духе бестредетьной пре-
долг. Когда день выхода в море стал бли-   ханности партии Ленина Сталина пла-
зок, в боевых листвах появились письма   менного советского патриотизма в духе
краснофаотцев. «Скорее в бой, чтобы   тлубокой ненависти к врагу. ° ft

отомстить врагу за горе и муки советских Стенная газета должна широко пока-
людей, за кровь убитых друзей! Эта   зывать опыт передовых краснофлотцев и
мысль краснои нитью проходила через! командиров. отличников боевой м поли-

все письма и призывы бойцов.    тической подготовки, воспитывать На

Редактор т. Рудой выпустил боевой   примерах лучших бойцов стойкость, храб-
листок с «шапкой»: «Ты — омльнее нем- роеть, мужество, освещать авангарлную
ца». В тексте листка под портре-  роль коммунистов и комсомольцев в бою.
том товарища Сталина» — краснофлот-   (на борется за железную волнокую дис-

‹кая клятва: «Товарищ Сталин! Мы идем
в бой и каянемся громить немцев па море
пак, как тромиг его на суше лоблестнал
Красная Армия». Когда начались боевые
действия, листки рассказывали, как
краснофлотцы ведут себя в 000 и выпол:
HAT CBO долг неред Родиной.

Боевой листок одного из подразделе-
ний тваздейского ‘игтурмового авиатолка
успешно пропагандирует героизм  летчи-
ков. Олнажды летчик Николаенко, будучи
ранен з бою, привел на аэродром похби-
тую машину, которая едва ме рассыша-
лась в воздухе. Боевой листок посвятил
этому случаю статью. «Воевать, как от-

цинлину, раз’ябняет необходимость бе-
режного расходования боеприпасов, cox-
ранности оружия и т. п., критикует oT-
стающих бойцов. нерадиво относящихся
к своим служебным и общественным обя-
занностям.

Боевой листок отличаетея от стенной
газеты своей оперативностью. Листки
выпускаются в период операций, на
походе, BO время фемонта корабля,
в случае необходимости срочно осветить
боевое. событие, боевой успех или вы-
дающиеся достижения передовых красно-
флотцев и офицеров. ДЛибтки выходят
и в связи с важнейшими решениями пар-

таться без третьего.

важный летчик Николаенко». На другой
день самолет Шевердяева толучил в 6010
тавое же повреждение.

_ —_ вопомнил, —— говорил летчик, —
подвиг Николаенко, описанный в боевом
листке, и решил во что бы. то ни етало
потянуть машину до ©воего аэродрома.

Воспитательная действенность боевых
листков, таким образом, весьма значи-
тельна, Не меньшую роль играют и стен-
ные газеты, В дни Отечественной войны
наша низовая краснофлотская печаль аги-
тирует показом передовых бойцов на
учебе и в сражениях, обращается к чи-
пателям < пламенным  большевистоким
словом, вдохноваяющим Ha героические
подвиги, раз’леняет благородные цели
войны, которую Beker совелекий народ
против фашистеких захватчиков, мобили-
зует наших воинов на беспрекословное и
точное выполнение боевых заданий.

Немало на флотах газет и боевых ли-
‹тков, активно помогающих командовал
нию в решении боевых задач. Однако на-
де признать, что низовой краснофлот-
СБОЙ печати He делается серьезного
внимания, и она пока еще He заняла дол-
жного места в системе печатной шропа-
ганды.

В некоторых частях и на кораблях
флота, где точно ие разграничены функ-
ции стенных газет и боевых листков,
стенгазеты вообще захирели, а в отдель-
ных случаях прекратили свое существова-
вне, Иногда стенгазеты превращаются в
праздничные бюллетени или плакаты, ^3
бобвые листки выпускаются чуть ли не
ежедневно—силошь м рядом без всякой к
тому необходимости. Они ‘по существу

дублируют стенную тазету’ В отдельных

подразделениях Новороссийской итурмо-
вой авиационной дивизии боевые листки
заполнялись самыми разнообразными ма-
териалами, не имеющими непосфедетвен-
ного отношения к боевым операциям, и
постепенно утратили ювое значение.
Некоторые политработники, считая не-
целесообразным существование  стенга-
BOT, высказываются за передачу боевым
писткам всех функций низовой печати.
(бновательна ли эта точка зрения?
Стенная газета, несомненно, разнится

‚ ‘от боевого листка. Она прежде всего —

постоанно функционирующий орган боль-
шовистокой печатной пропаганды и пото-
му выходит не эпизодически, а регуляр-
но, не менее трех раз в месяц. Следова-
тельно. стенная газета не может быть ни

тии и правительства,
ветокого Информбюро. Тематика боевых
чистков, очевидно, более узка, чем ‘тема-.
тика стенных газет, & выпускаются они
в более сжатые сроки.

Только

сообщениями Co-

Надо поднять роль редакторов боевых

‘листков и стенных газет, наладить рабо:
ту редколлегий, привлечь нирокий воен-
хоровекий актив к участию в низовой пе-
чати; Необходимо заботиться © художест-
военном
листков, своевременно снабжать бумагой,
карандашами, красками. бланками, маке-
тами и вообще воем, что требуется
нормальной работы редколлегий.

оформлении стенгазет и ‘боевых

ДЛЯ

Многие политотделы передоверяют фу-

ководетво стенными газетами своим много-
тиражным газетам. Эта практика недопу-
стима. Печатные газеты соединений обя-
заны активно помогать стенным газетах и
боевым листкам, помещая обзоры,
сультируя, проводя беседы и занятия с
редакторами. Но повседневно руководить
©тенгазетами и боевыми листками обяза-
ны ‘начальники политотделов через своих
пропагандистов и других фаботников.
Последние должны регулярно
семинары

кон-

WPOBOLNTE

федакторов, устраивать вы-

ставки и осмотры стенгазет и 600е-
вых листков, вести беды © ра
фотниками низовой печати,  коноуль-

тировать их. Бывая в частях и подразде-,
лениях, работники политотделов ‘обязаны
критически подходить к выпущенным -но-
мерам стенных тазет и боевых листков,
обстоятельно разбирать их, выступать с
конкретными предложениями по улучше-
нию их содержания и оформления.

Некоторые политработвики мало уле-

ляют внимания практическому использо-
званию стенных тазет и боезых листков
в массово-лолитической
тем низовая
статей и заметок о героизме, мужестве,

работе.
публикует

Между
печать

стойкости и отличной боевой подготовке
краснофлотцев, старшин и сержантов.
Этим поучительным материалом полезно
широко пользоваться на политбеседах п
политинформациях, в ‘индивидуальных
беседах и разговорах © бойцами.

Мы многого достигли в улучшении
краснофлотских печатных газет. Пора
взяться и за улучшение стенных газет и
боевых листков. А этого можно добиться
при конкретном и ловседневном
руководстве стенгазетами и боевыми ли-
стками.

_` Майор А, МИШУРИС,

Пренебрежение к нуждам офицеров

Столовая авиационной базы, в которой
начальником военно-хозяйственного обес-
печения капитан интендантокой службы
Мозговой, обслуживает работников штаба.
Питание в столовой значительно хуже,
чем на любом другом жамбузе, Pere

Пища приготовляетея пресная и не-
вкусная, Не было еще случая, чтобы од-
10 и то же блюдо не подавалось в тече-
„ние дня дважды, а иной раз и трижды. 0
разнообразии меню здесь не думают.

0бед длится с 13 до 15 часов, во офи:
цер, пришедший в 14 часов, рискует -0с-

Мало, вернее, вовсе не думает т, Моз-
товой о разнообразии пиши. За поелед-
ние 3—4 месяца совершенно не появля-
лись овощи и фрукты, хотя достать их
при желании здесь совсем не трудно.

По соседству с базой расположен ры
боловецкий колхоз. однако свежей рыбы
не было уже окело трех месяцев.

Неоднократные и вполне справедливые
жалобы офицеров He производят Ha
т. Мозгового никакого впечатления.

Лейтенант Б. КРАСНОВ.

Действующий флот.

i te ne

‚ Разочарованные фрицы

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 апреля.

‚ (Спец. корр. ТАСС). Большая группа «Юн: .

керсов» пыталась на-днях бомбардировать
один. из наших железводорожных узлов.

‚ Вражеские бомбардировщики были обраще-

ны в бегство с большими для них потеря-
мн. Несколько немецких летчиков были
взяты в плен,

Обер-ефрейтор Франц Вихарс.— длинный
немец, стараясь придать своим глазам крот.
кое выражение, говорит;

— Да. Я — летчик Франц Вихарс из Хю-
стена. Это был мой первый боевой вылет.
Я никогда не думал, что меня так скоро
собьют. Сначала меня подбила ваша зенит-
ная артиллерия, лотом добил истребитель

Второй пленный летчик Ганс Горн, ведя
свой «Ю-87» к об’екту, мечтал о железном
кресте   класса, — крест второго класса он
получил раньше. Встреча с советским «ЯК»
развеяла эти мечты. Первой же очередью
истребителя был -подожжен немецкий бом-
бардировщик, и Горн поспешил раскрыть
парашют. Пять минут спустя он бормотал,
увидя приближавшихся бойцов:

— Зер гут, Я очень доволен...

Он словоохотлив: «Гитлер капут. Геринг
капут, Германия капут, —— говорит он. ——
Если война кончится не скоро, всем нем-
цам капут».

Любопытны ‚ высказывания еще

одного.

пленного, борт-стрелка унтеёр-офицера
Франца Райтбергера. Он услёл совершить
&7 боевых вылетов. Гитлер пожаловал ему
железные кресты обоих классов. Но такое
внимание Гитлера не помешало Райтберге-
ру на первом допросе заявить:

— Многие в германской армии уже не
верят Гитлеру ни на пфениг. У нас падаег
дисциплина. В день, когда нас разгромили
ваши истребители, первая пятерка нарушн-
ла приказ — улетела со сборного пункта, не
дожидаясь, пока другие наберут высоту.
Германия проигрьвает войну. Мы выполня-

ем задания, летаем и бомбим, но настроение.

у всех плохое.

Райтбергер недавно побывал на родане,
в Баварии. По пути он заехал в Берлин. Ни
пива, ни сосисок. Единственное, что имеет-
ся в изобилии, —это разрушения. Потом
он поехал дальше, в свой Штраубинг. Не-
далеко от города был авиационный завод,
сёйчас на его месте развалины. .

В зале, где идет допрос вражеских лет-
циков, сидят советские истребители — Час-
Нык, Трофимов, Глушков, Федоров, сбив-
щие тех, кто сейчас дает показания. Они,
пожалуй, впервые встретились с против-

ником не в воздухе, и хорошо рассмотрели»

вблизи омерзительный облик гитлеровских
последышей, их убогое моральное лицо, их
мелкие душонки.

ВСТРЕЧА ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С МОЛОДЫМИ МОРЯКАМИ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 6 апреля. (По телеграфу ‘от наш.
корр.). В соединении, где начальником по-
литотдела капитан 2-го ранга Зубенко, с9-
стоялась встреча молодых моряков с Геро-
ем Советского Союза гвардии капитан-лей-
тенантом Гуманенко. Отважный катерник
рассказал молодым морякам, как гварден-

скяе катера не раз навязывали численно
превосходящему противнику бои и неиз-
менно выходили из них победителями

С рассказами о боевых делах катерников
выступили гвардии  старшай лейтенант
Жильцов, гвардии старшина 1-й статьи Дя-
динои гвардии старший краснофлотец Сав-
ЧИКОВ, :

немало.

‘He давал неограниченного господотва в
воздухе. Лётчики Красной Армии, летчи-

‘ки Балтики  уравнивали этот перевее
тройной, четверной нагрузкой Ha ма-
шину, на нервы, на волю человека.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Краснознаменный Балтийский флот. Старший инженер-лейтенант Б, Семенов от-

лично и раньше установленного

срока Подготовил механизмы

подводной лодки

К боевым походам. Тов. Семенов награжден орденом Красной Звезды.

Фото В. Федотова,

Облик офицера-героя

В марте в Финском заливе.  потопив
своим самолётом вражеский  оторожевик,
погиб гвардии майор Виктор Николаевич
Каштанкин.

Поврежденный самолет не мог дотя-
нуть до базы. В этой сложной обета
новке майор Каштанкин увидел единот-:
венно правильный выход. Назад не дой-
ти — значит надо подчинить свою смерть

‚делу обеды. Коротвий удар, взрыв — #
‘вражеский сторожевик пошел на дно...

Как вырастают люди. подобные Вик-
topy Ваштанкину?

Я не знаа погибшего героя, 4
встречался с его товарищами.

Но. передо мной лежит документ —
письмо Ваштанкина  тенералу, своему
начальнику. Оно просто, безыскусствен-
но, коротко, но об’ясняет многое.

Долгое время Каштанкин по приказу
командования оставался в тылу. Он фо-
мировал полки, зскадрильи, готовил кад-
ры. Его ученики воевали на Севере ^и
на Юге. Но учитель был не только опыт-
ным мастером подготовки. По духу свое-
My OH был прежде всего боевым офице-
pom. Он стремился пополнять, обогащать,
обновлять свой военный опыт. В этом
он видел свое призвание.

«Bee годы учебы в мирный пернод я
готовилея к войне —— писал  Каштан-
кин генералу. — Ради любви к воен-
ному делу я пошел добровольно во флот,
а затем в авнацию. Началась  Отечест-
венная война, а участвовать мне в ней
не пришлось. Шдёт третий год войны,
ая на фронте был только два месяца на

не

Балтике в: 1941 годуси. два меслна- a+

Черном море в 1942 0».
Два месяна на Валтике в 1941 году...
Вто из нае может забыть это ве-

мя? Истребители и штурмовики’ Baar

ки совершали по нескольку боевых вы
тетов в день. Им оставалея десяток ми-

HYT, чтобы отдохнуть под крылом

самолёта. У немцев было гораздо боль-

me истребителей и бомбардировщиков.
чем у нас. Но численный перевее еще

Оружейники не успевали вздремнуть. в
перерывах между взалётом и возвралще-
нием бомбардировщика: слишком ко-
ротки были эти перерывы. Месяц служ-
бы в такой обстановке мог бы быть со-
чтён за подрода военного стажа.

Два месяца на Черном море в
1942 году...

На последнем клочке крымской зомли
абтчики старловали и садились под ар-
тиалерийским огнем противника. Немцы
висели над Верченским проливом. над
Таманью. И здесь также численное пре-
BOCKOACTBO врага можно было возме-
стить только высоким искусством. сталь-
ной выдержкой,  бесстрашием наших
летчиков. :

И все же Виктор Каштанкин
свое участие в войне недостаточным.
Он подготовил в тылу 74 лётчика, On
командует запасным полком, каждый
летчик, которого хорошо обучен. Her
сомнения, что этот полк станет друж-
ным боевым коллективем, что перед ним
можно будет поставить аюбую задачу.
Но пошлют ли командира вместе с пол-
ком на фронт? Майор завоевал извест-
ность отличного наставника. He оста-
вят ли его в тылу? — :

«У меня к Вам будет просьба, —
обращается Каштанкин к генералу. —
Пошаите. меня в действующую  чаеть,
Предоставьте мне возможность повоевать.

считал

УМЕЛЫЕ
ПРОЖЕКТОРИСТЫ

Прожекторная станция сержанта В. Ти-
това пользуется заслуженной славой. За
время войны личный состав этой станции
осветил 103 вражеских самолета, из них
12 было сбито огнем зенитной артиллерии
и истребительной авиацией. Во время олно-
го из воздушных налетов от разрыва бом-
бы вышел из строя пост управления, при
этом раняло краснофлотца. Сержант Титов
быстро ‘устранил повреждение, оказал T10-
мощь раненому. Станция работала до окон-
чания 60я. _ А

Умело боролся < вражеской авиацией сер-
жант Г. Угаров.

Немецкие бомбардировщики пытались от-
влечь средства. ПВО на себя, с тем чтобы
самолеты-миноносцы могли подойти с
противоположного направленая на приглу-
шенных моторах и сбросить мины,

`Самолеты-миноносцы были своевременно
обнаружены и ‘освещены. ‘Зенитчики’ заста-
вили их преждевременно сбросить мины на
прябрежные камни.

Отлично ‘зарекомендовали себя также
младшие сержанты И. Татов, Фендеров,
‘Сивчик: Все’ они отмечены правительствен-
ными наградами.

Техник-лейтенант Ф. КОЗНОВ.

А затем, после ‘войны; можете иенользо-
вать хоть в школе инструктором. Слова
не скажу».

Скромным человеком, человеком без

нозёрства, без эффектных слев был Вик-
тор. Каштганкин. В тылу он командует
полком, а на фронте, если не будет дру-
той возможности, он согласен командо-
вать звеном — лишь бы вернуться в 006-
вую часть. Так он писал генералу.
‚ «Здесь ость офицеры, — продолжал
Каштанкин в письме, — которые вполне
заменят меня. В действующих  чаетях.
многие командиры бессменно находятся
с первых дней войны. Они также вполне
могут меня заменить, тем более, что,
имея такой богатый боевой опыт, они
лучше меня подготовят экипажи к бое-
вым делам».

Черты тероизма, скромности, глубо-
KOH преданности офицерекому долгу
соединял в себе Виктор Наштанкин. Он
любил свое дело такие крепко, как ху-
дожник палитру, как музыкант эмир зву-
ков. Он был прежде всего военным, офи-
цером сталинской формации, статинской
школы побед,

Каштанкин всегда чувствовал необхо-
димость совершенствовалься в своём де-
де. Не только героизм увалекал его’ на
фронт, но и потребность ‘узнать новое,
неизвестное прежде, то, что можно ‘у3-

нать только там. Он не хотел  оста-
наваиваться Ha достигнутом, — & 10-
стиг он многого, ибо боевая  деятель-

ность была соблаетью ‘егос. творчества.
Он был офицером-профессмоналом в на-
Чем; советском; смысле Этого слова. Не-
проходимая пропаеть лежит между тем
смыслом, который вложили в это опре-
деление мы, и тем, как его понимают
наши враги.

У немецкой армии был уже богатый
боевой опыт. когда ‘она напала на нас.
Но профессионализм ее офицереких
кадров был насквозь разбойничьим. Что
толкало такого профессионала вперёд?
Обещанная плодородная земля на Восто-
ке, ноограниченная перепектива грабежа.
Мало сказать, что главари фашистов по-
творотвовали этому. Они прививали свое-
уу офицеретву эту черту. Они её учиты-
вали как элемент наступательной сл0с0б-
ности своей армии. Так прежде в
тундре  погонщик понукал собак, дер-
жа перед ними на длинном шесте кусок
мяса.

Собачья упряжка фашизма не вывез-
ла Гитлера к победоносному финишу.
Финиш будет бесславным, Мы бъем,
разлавим разбойничью армия.

Мы отчётливо видим, из чего  скла-
дываются наши победы. В тех силах,
которые. позволили Красной Армии осу-
ществить невиданное в истории настулале-
ние. мы различаем силу нашего офицер-
ства.. Нани. офицеры стали. более искус-
ными мастерами ведения боя, чем безы-
дейные наемники фашизма. Офицер
Врасной Армии и Военно-Морского Фло-
та идёт но восходящей линии ‘боевого
мастерства. Потому он и научилея по-
беждать.

В аттестационном листе майора Ка-
итанкина записано: «Умеет  воспиты-
вать в личном составе боевой дух; пре-

данность партии Ленина— Сталина. co-
ветскому правительству и советской
Розине». :
Он и cam так был воспитан. © этой
плейной основой он сочетал страстную
‚  любовь к военному делу. Он был офи-
Hepom по призванию. Таков облик
бессмертного героя Виктора Николаевича
Паштанкина. г

С. МАРВИЧ.

НА ВЫРУЧКУ
‚ ТОВАРИЩА

‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 апреля.
(Спец. корр. ТАСС). Герой Советского Со-
юза летчик-истребитель Василий Королев
прикрывал действия наших штурмовиков,
тромивших вражеский аэродром.  На обрат-
ном пути внезапно вынырнувший из обла-
ков «Мессершмитт» поджег самолет Коро-
лева. Летчик был ранен, пламя обожгло
ему лицо, ноги. Преодолевая боль, Коро-
лев выбрал ровное место и посадил истре-
битель.

Кругом на десятки километров тянулись
леса, болота, безлюдные озера. Напрягая
последние силы, Королев двинулся на во-
сток, но в изнеможении упал и потерял со-
знание, Здесь его и нашли пограничники во
главе со старшиной Ершовым. Посланные
на розыски героя, они прошли за пять ча-
соз свыше 40 километров. Вскоре возле
обессилевшего героя пылал костер. Под-
крепивщись горячим. обедом, Королев ус-
нул. Прошло немного времени, и погранич-
ники услышали в воздухе. гул мотора. Boe-
вые друзья вылетели на поиски героя, За-
метив сигналы пограничников, они сделали
посадку на ближайшем озере. Погранични-
ки ‘уложили Королева на лыжи и доставили

к самолету.
К. СУХИН

ных

‚морские театры, граничащие с СССР,

Ta

ми во весь рост встала ‘дилемма действен-

МЫ

еще покрывали потребности флота Герма-

иная BOLE
Начиная в сентябре 1939 года войну,
Германия имела запасы мин новейших об-
разцов, накоплению и разработке которых
были` посвящены десятилетия междувоен-
ного периода. Запасы эти были достаточны-
ми лля проведения минных операций в круп-
масштабах. Даже против такогс
небольшого флота, как польский, немцы
бросили и миноносную авиацию, и подвод-

‘ные ‘заградители, и надводные корабли, дс

пределов нагруженные минами.

Все минные опорации. первого периода
войны по 25 июня 1940 года — день капи-
туляции Франции — были направлены на
обеспечение. морских флангов оккупацион-
ных армий от возможных ударов со ‘сторо-
ны об’единенных англо-французских MOP-
ских сил. Таково, например, было назначе-
ние минных заграждений, выставленных
нембами в водах, омывающих Норвегию,
Голландию а Данию.

Разгром Франции поставил немцев лицом
к лицу с их основным противником первого

‚ периода войны — Англией. На нее немцы

обрушили первые удары собранных в едн-
ный кулак соединений бомбардировочной ни
мнноносной авиации.

Для нанесения удара по Англии на важ-
ном для нее средиземноморском театре 10
нюня 1940 года против Англии выступила
Италия. С этого момента начинается про-
ведение минных операций больших масшта-
бов, направленных на отрыв восточной ча-
сти театра от западной и блокирование Су-
эцкого канала. Несколько. позднее через
Югославию и Грецию немцы также вы-
ходят на средиземноморский театр, за-
няв. таким образом, командные позиции
и на этом театре войны. Немецкие мины,
которые значительно отличались своими
более высокими  тактико-техническими
данными от итальянских, стали основными
образцами на этом театре. Достаточно
вспомнить, что главным средством блоки-
рования о. Крит явились акустические ми-
ны. Однако англичане сумели найти
эффективные средства борьбы с ними. Зна-
менательно, что потери англо-греческого
флота от мин в период усиленного питания
сражающихся частей на о. Крит и в пернод
<вакуации острова ограничились несколь-
кими небольшими вспомогательными суда-
МИ. ‚

‘Hake беглый взгляд; на карту дает пред-
ставление о трудном положении, в которое
была поставлена Англия, когда она явля-
лась основным противником Германии, В
этот период немцы начали широкое строи-
тельство десантных средств для орга-
низованного вторжения на острова, а
интенсивные минные атаки были призваны
лишить маневра британские морские силы
и этим самым обезопасить форсирование
немцами морского участка, отделяющего
Европу от Англии. Подготовка к вторже-
нию и минно-бомбовая демонстрация были
организованы в столь крупных масштабах,
что отвлекали внимание мировой обще-
ственности, а в это же время гитлеровцы
лихорадочными темпами вели подготовку
к разбойничьему нападению на СССР.’ На
пе-
ребрасывались. надводные корабли и под-
водные лодки-заградители. Специальные
соединения миноносной авиации были под-
тянуты на близлежащие к границам аэ-
родромы. За много часов до нападения на
СССР минные заградители, замаскирован-
ные под торговые суда, вышли в море, что-
бы разбросать мины на возможных путях
передвижения наших кораблей. - - a

цев еще были достаточными, чтобы попы-
таться подавить активность нашего фло-
та. К тому же склонные к недо-
оценке своего противника, не зная сил

‚И BOSMOXKNOCTeH Hawero флота, немцы ре-

шили, что их первых ударов хватит для
ликвидации советского Военно-Морского
Флота как фактора, влияющего на ход
войны. Дальнейшие события показали, кзк
и на море жестоко просчитались гитлеров-
ские захватчика:

После вступления США в войну рамки
минной войны расширились до операций на
всех морских театрах мира. С этого‘ момен-
не’ стало на земном шаре аква-
торий, где плавание кораблей было бы аб-
солютно безопасным от мин. Перед немца-

ного питания минами всех театров. А ‘если
учесть, что «наиболее излюбленным ‘ору-
жием . немцев в этой войне... является
мина» *), то очевидны и потребные для
этого количества мин.

Чтобы добиться какого-либо заметного
успеха в минной войне, нужны мины.
Важную роль играют постановочные
средства, способные донести эти мины
до заданного участка” моря. Если на
первых этапах манной войны, — против
Англии, а позднее и против СССР, — в си-

‚Лу ограниченной протяженности в глубину.

театров, основными постановочными сред-
ствамн гитлеровцам могли служить .CaMO-

лел4 подводная лодка.и любой „надводныйь,

корабль, способный нести мины и, оборудо-
ванный соответствующими средствами, то
для нанесения минных ударов по американ-

скому флоту основными средствами. могли.

служить подводная лодка, обладающая

большим радиусом’ действия, и налводный.

ксрабль-рейдер. Организация эффективных
минных постановок, кроме того, была для
этих кораблей сопряжена и с необходи-
мостью обеспечения их топливом и боепри-
пасами, Каждая такая операция, в отличие
от минных постановок па европейском теат-

ре войны, должна была обеспечиваться спе-_

пиальпс вылеленными
ствами обеспечения.

кораблями — сред.

Количество этих средств возрастает иро-
грессивно по отношению к масштабам ‘опе-
рации. Так, самолет-миноносец, чтобы на-
правиться для постановки мин в водах Но-
вого света, должен базироваться на вышед-
щий к дальним подстунам авианосец или
авиатранспорт, ‘иначе ему не долететь до
места. Но и любые другие средства могли
бы ставить мины лишь после прорыва сквозь
хорошо организованную и достаточно ‘насы-
щенную систему охранения:

`Летом 1942 года наряду 6 серией боль-
ших минных постановок на нашем фронте
гитлеровцы проводили не менее ‘интенсив-
ные операции. у восточных и западных 6е-
регов Англии, в Средиземном море изв Ат-
лантическом океане, В этот период. запасы
мин и их поступление „из промышленностл

нии, но это продолжалось только. до осени
1942 года. Если в 1939—1942 годах против-
ник мог, маневрируя ` минными резервами,
создавать тяжелую минную обстановку для
морсках сил союзников одновременю на
нескольких театрах, то с обени 1942 года
это маневренное преимущество внезапно
напавшей стороны ‹тало сходить на-нет.
Вначале медленно, а потом пропорцио-
нально возраставшей способности ведения
наступательных действий, преимущества на-
чали перемещаться на сторону Об’единен-
ных наций. С этого периода начала актив-
но наступать минная технаяка союзников,
и

*) Адмирал И. С. Исаков. «Военно-Мор-
ской Флот СССР в Отёчественной войне».
Морской сборник № 1, 1944 г.

В этот период войны запасы мин у нем-.

цев была сильным оружием, дававшим

1989

‘которая до этого участвовала главным об-
разом в оборонительных заграждениях.

Это отнюдь не значит, что у союзников
до этого ее не было или она была плохого
качества. Известна, например. роль минно-
заградительных операций, проведенных на-
щим воздушным флотом и подводными си-
лами во время кампании против белофиннов
в 1939—1940 годах, или значение тех ак-
тивных минных заграждений, которые на-
чиная с 1939 года систематически выстав-
лялись английскими самолетами у берегов
Германин а Италии. Но стратегическая об-
становка первых лет войны вынуждала <о-
юзников` использовать основную массу мин-
ной техники в обороне, в заграждениях, на-
значение. которых было противодействовать
противнику в решении некоторых Задач
войны морским путем. Так было на нашем
фронте, где основная часть минной техники
флота решала задачу не допустить немцев
к основным ‘базам, представлявшим собой
фланговые форпосты. Красной Армии, что
и было блестяще осуществлено в ходе вой-

ны. Так было до того и в Англии, где
большие количества современных мии
были ‘призваны  протавостоять  попыт-

кам вторжения на Британские острова. Не-
мало мин было сброшено у вражеских бе-
регов, немало кораблей, несущих вымпел
со свастикой, было потоплено или’ тяжело
повреждено минами, и немцы вынуждены
были решительно. пересмотреть своя планы
вторжения на Британские острова, а на на-
ших театрах — отказаться от илеи зах-
вата советских баз с моря.

Ясно, что всякая оборонительная минная
позиция, в отличие от активного манного
заграждения, поглощает большое
ство’ мин, так как оборудуется по заранее
разработанному строгому плану. Она _ рас-
считана на долговременное противодействие
противнику, глубоко эшелонирована и т. п.
В то же время актавное заграждение вы-
ставляется в зависимости от оперативных
и тактических потребностей и призвано ре-
щать частные задачи общего плана минной
войны,

Немецкое минное оружие в нашей печати
достаточно широко описано. Выяснено окон-
чательно, что основной класс гатлеровского
минного вооружения — это неконтактные
магнитные мины в различных модификаци-
ях. Немецкая мина заграждения, особенно
неконтактная, имела некоторые новые так-
тические качества, расширяющие возмож-
ности ее использования. Особенно ярко это
видно из факта подвески мин под самолет
и организации крупных воздушных  мино-
носных соединений. Но и флоты Об’единен-
ных наций имела и имеют минное оружие,
тактически не менее полноценное, а во
многих случаях качественно значительно
превосходящее мины немцев. Неконтактные
в контактные образцы мин, состоящие Ha
вооружении флотов) союзников, могут вы-
ставляться самолетами, подводными’ лодка-
ми и надводными кораблями всех классов.
Они-снаряжены достаточным количеством
взрывчатого вещества большой мощнести,
которое способно потопить или вывести из
строя на длительный срок корабль любого
зодоизмещеная.

Основной характеристикой всякой некон-
тактной мины.
ность, т. е. способность почувствовать про-
ходящий корабль на каком-то расстоянии
и взорваться под ним. По чувствительности
мины союзнаков не слабее, а во многих
случаях и совершеннее немецких мин. В
процессе» наблюдения, = обезвреживания,
‚вытраливания и уничтожения немецких не-
контактных мин минеры союзных стран ус-
‘тановила некоторые  тактико-технические
их свойства. Например, неконтактные мины
противника при постановках часто выходят
из строя. Такая гибель в первые минуты
боевой жизни мины, и гибель совершенно
‘непроизводительная, достигает 40—50. проц.
‘OT числа выставленных мин. Привело это к
тому, что, несмотря на возросшую в пер-
вой половине 1942 года интенсивность мин-
ного наступления немцев, количество по-
терь союзников в плавающих единицах по
отношению к 1939—1941 гг. резко сокра-
тилось.

количе-

сокращать масштабы минной войны, и в
кампанию 1943 года интенсивность минных
постановок была значательно ниже всех
предыдущих лет войны. В 1944 году она ста-
ла’еще менее значительной. Очевидно, что
для активных мичных выступленай у гит-
леровцев мин нехватает. В то же время, по
мере нарастания превосходства со озников
в воздушных силах, колоссальных потерь
немцев в надводном и подводном тоннаже
расширились возможности  минно-заграда-
`тельных операций Об’единенных наций до
размеров, при которых уже нет границ GAA
мин Ни на внешнеморских, ни на a aig
них водных коммуникациях немцев. До®та-
точно правести пример с, разрушением анг-
лийскими самолетами-миноносцами системы
гидротехнических сооружений на ваутрен-
них каналах Западной Германии. Англий-
ское министерство авиации систематически
сообщает ‘о мннирования немецких вод с
зоздуха. Учитывая возможности многократ-
ных и массированных налетов английских
самолетов-миноносцев, можно себе предста-
вить, как это сказывается на свободе пере-
движения кораблей противника.

Однако это еще вовсе не значит, что
немцы не способны к крупным активным
минным постановкам на отдельных  теват-
рах. Нет, у врага есть еще такие возмож-
ности и он их может использовать для про-
тнводействия нашему наступающему флоту.

таю же как WB BO-
стали появляться и