8 апреля 1944 г., № 84 (1651)

ЕЩЕ РАЗ 0 ВОСПИТАНИИ
ВАХТЕНИОГО O@HIIEPA*

Дая иллюстрации того, какое огромное
значение для командира имеет знающий,
уверенный в себе, инициативный вахтен-
ный офицер, можно привести та-
кой пример. В солнечный, ясный день
лодка шла в надводном положении. Вся
вахта во главе со старшим лейтенантом
Журновым — командиром БЧ-Ш, хоро-
шим, опытным моряком, участвовавшим
во многих походах, вела наблюдение.
Командир ees находился в централь-
ном отсеке, Неожиданно совсем рядом
раздалось четыре сильных взрыва. Ока-
залось, немецкий самолет зашел со сто-
роны солнца и, никем не замеченный,
начал атаку, Вахтенный офицер спохва-
тилея лишь тогда, когда бомбы упали в
воду. \

tes об’яснить такой грубый зевох? Ко-

‚нечно, беспечностью вахты. Но не только

виновен в ней командир корабля. Cay-
чай, о котором идег речь, произошел во
время первого выхода в море после кон-
ца полярной ночи, Естественно, коман-
дир доажен был тщательно проверить
подготовленность вахты к условиям пла-
вания в светлое время, напомнить « 06
особенностях, с которыми люди встретят.
Of после привычных для них ночных по
ходов,

Учеба вахтенных офицеров заключает”
ся не только в том, чтобы они выучили
и сдали зачеты по ИПСС, ПОП, различ-
ным наставлениям и инструкциям. Без
натренированности теоретическая  под-
готовка стоит немногого. ВЗепоминается,
например, такой случай. Подводная лод-
ка находилась в море, На вахте стоял
лейтенант 1., сдавший незадолго до этого
все зачеты и допущенный к самостоя-
тельному несению вахты. Когда подходи-
ли к позиции, командир спустился вниз,
чтобы дать указания об установке тор-
пед. В это время он услышал, что оета-
новились дизеди, Срочное погружение?
Нет. Сигнала вахтенный не давал.

В чем же дело? Оказалось, что тов. 1.,
обнаружив  неприятельский — самолет,
остановил дизели, отправил вниз всю
вахту, спустился сам и задрамл люк, Ho
скомандовать приказ «орочное погруже-
ние» забыл,

(казалась  школярокая подготовка.
Пейтенант, очевидно, знал правила, на-
оставления, инструкции, но не имел глав-
ного — практических навыков.

После этого случая командир стал до-
бивалься того, чтобы прежде всего выра-
ботать у офицеров практические навыки
управления кораблем, некий автоматизм
действий.

Как он это делал? Собрав офицеров на

занятия, он говорил:
Считаем, что все вы — вахтенные
офицеры, Идем в надводном положении
в районе Н. Ваше место здесь. Ведите
корабль.

Затем он давал вводные, взятые из
практики плавания в этих районах. Ввод-
ные включали  ветречи с самолетами,
пораблями, минами, похводными, додка-
ми, самые различные ‘дистанции и п6-
ленги. От простых задач командир но-
степенно переходит к более сложным,
изменяя район и обстановку, начиная
от плаваний в открытом море до крей-
серства у берегов противника и форси-
рования узкостей.

Таким образом офицеры  поетененно
отрабатывали командный язык и свои
действия. В учебных плаваниях коман-
дир обычно сам лишь присутствовал на
мостике, вел же корабль вахтенный. Иму
же поручалась самостоятельная  дифе-
рентовка,

Такая учеба очень много дала
офицерам. Через некоторое. время TOT
же тов. Яурнов, о котором говорилось
выше, проявил отличную инициативу и
находчивость. Дело было так: подводная
лодка шла под водой. Командир
чился из рубки. Неожиданно он услы-
waa команду: «Аппараты товсь». При-
бежав в рубку, он увидел, как Журнов,
стоя у перископа, выводил корабль на
боевой курс для атаки вражеского тран-
спорта,

Командир убедился,
ный ‘офицер отлично

что  вахтен-
выполнил вю

подготовительную работу. Точным уде-
ром удалось

потопить WATHTEICAYC-

* См. «Красный Флот» за 2 и 6 апре-

ля с/т,

отлу-.

тенный транспорт, на борту которого, как
выяснилось позже, находилось около
двух тысяч немецких солдат. “Таков был
первый практический результат учебы.

Второй раз командир убедился в дей-
ственности избранного метода  обуче-
ния и воспитания BO время плавания
днем в надводном положении. Подводная
лодка возвращалась в базу. Верхнюю
вахту правил лейтенант 1., о котором
говорилось выше. Командир также на-
ходилея на мостике. На море было спо-
м Вдруг раздалея голос  вахтен-

ото:

—- Право на борт. Левый полный впе-
ред! Товарищ командир, справа курсо-
вой... перископ.

Действительно, вражеская подводная

лодка пыталась торпедировать Hac, но
своевременных и умелым  маневром
top, Л. сумел избежать опасности. Он

твердо запомнил правило: прежде дейет-
вуй, потом докладывай, i

Правильность этого принцила получи”
ла свое нодтверждение в практике пла-
вания другой подводной лодки. Вернув-
шиеь после похода, во время которого
удалось потопить четыре корабля, коман-
дир проанализировал поход и нашел рях
существенных недостатков в маневриро-
вании перед атакой. Причина этих недо-
статков крылась главным образом в том,
что вахтенный офицер прежде уточнял
курс противника и только потом докла-
дывал.

Разрешив при обнаружении противни-
ка самостоятельно начинать маневр вы-
хода в атаку, комзидир добилея  эконо-
мии в несколько секунд, которые” так
важны при торпедной атаке.

Некоторые. изменения в боевой орга-
низации были сделаны также при ноч-
ных вотречах с противником. Необходи-
мость этого была продиктована следую-
щим обетоятельством: корабль находил-
ся в надволном положении недалеко от
берега противника, когда на горизонте
появились вражеекле миноносец и сторо-
жевик. Вахтенный офицер обнаружил их
своевременно, но никакого решения не
принял, & вызвал на мостик командира.

Выхол на мостик занимает немного
зремени. Однако, нока командир вышел,
пока его глаза привыкли к темноте и он

носец приблизился и дал залп 0све-
тительным снарядом. Естественно, Ra-
шим  подводникам пришлось быстро
уходить. Между тем, если бы вахтенный
офицер сам развернул подводную лодку
навстречу миноносцу и сторожевику, он

обеспечил бы возможность упредить про .

тивника и атаковать его первым,

Этот случай побудил внести
щие изменения:

Каждый вахтенный офицер, заметив
силузт корабля или темное пятно, само-
стоятельно начинает маневр, а затем вы-
зывает на мостик командира, Ночные
смены сигнальщиков также не выходят
сразу на мостик, & сначала в темном: ио-
мещении приучают глаза к мраку, затем,
поднявшись наверх, минут пять стоят
ORONO старой смены, п,
глаза привыкают окончательно, старая
смена уходит вниз. Это позволило значи-
тельно улучшить наблюдение за морем в
ночных походах,

Вахтенные офицеры при вбилытии
подводной лодки обычно старались вызы-
вать на руль боцмана, исходя из того
соображения, что с ним, как наиболее
опытным, веплываль спокойнее.  Заме-
тив это. командир приказал, чтобы каж-
дый вахтенный офицер в этих случаях
стоял со своим рулевым. Постоянная
тренировка позволила, с одной стороны,
быстро подготовить опытных рулевых, &
с другой — избежать опасности остаться
без «незаменимых» людей.

Взведя эти небольшие по существу, но
важные изменения в организацию служ-
бы, дав большую самостоятельность вах-
тенным офицерам, команхир многое вы-
играл  Вахтенные офицеры стали
проявлять инициативу и находчивость,

почувствовав большую  ответственноеть

за судьбу корабля.
Капитан 2-го ранга
М. АВГУСТИНОВИЧ.
Капитан 3-го ранга
А. ЩЕДРИН,
Действующий флот.

ПОДАРОН ГВАРДЕЙЦАМ

С далекого Урала на гвардейский эеми-
нец ° «Сообразительныйх Черноморского
флота прибыла. делегация завола штурман-
ских приборов Наркомата Военно-Морска-
го Флота. В составе делегации — мастер
завода инженер В. Тихомиров, старший ме-

`хавик тов. Пафомов, проработавший на за’

воде более 30 лет, и механик Ефремов.
Они привезли гварлейцам свой подарок —
полный комплект штурманског» оборудо-
вания для корабля, сделанный сверх плана
в неурочное время.

День передачи сложных приборэв гвар-
дейцам превратился в большой праздник
Личного состава эсминца. Нах собрании
личного состава руководитель делегации
т. Тихомиров зачитал письмо рабочих, ин-
женеров, техников завода к краснофлот-
lam и офицерам корабля, в котором они
рассказывают о своих трудовых подвигах,
© перевыполнении задания Народного Ко-
миссара Военно-Морского Флота по осна-
щению кораблей флота штурманским BOO:
ружением.

Затем выступил с речью т. Пафомов, On
уже больше 30 лет работает на этом заво-
де Он рассказал гвардейцам о том, как
предприятие пережило трудности эвакуа-
ции, как осваивало выпуск новых точней-
ших приборов, как коллектив завода борет:
ся за выполнение заданий наркомата..

— Когда адмирал Кузнецов разрешил
сверх плана изготовить несколько комплек-
тов штурманского оборудования для гвар-
дейских кораблей флота, — говорит т. Па-
фомов, —то каждый цех, каждый отдел
развернул борьбу за право участия в изго-
товлении этих приборов.” Люди работали,
не снитаясь со временем. Окончив смену,

КИЕВ, 7 апреля. (ТАСС). Большую по-
мощь оказывают семьям защитников роди-
ны колхозники Украины,

Колхозы Ворошиловградской области ор-
танизовали на свои средства для детей
военнослужащих 260 яслей, 14 детских
садов. В` Сумской области принято на пат-
ронаж и в детские дома 545 детей. В Чу-

КОЛХОЗНИКИ ПОМОГАЮТ СЕМЬЯМ ФРОНТОВИКОВ

сни оставались в цехах, чтобы быстрее и
лучше изготовить подарки гвардейцам.

— Передавая вам комплект штурман-
ского оборудования, коллектив завода на-
двется. что эти приборы помогут вам еше
сильнее бить врага. :

После Пафомова слово взял командир

штурманской части корабля гвардии стар-.

ний лейтенант Иванов. Поблагодарив 3a
подарок, тов. Иванов сказал:

— Передайте рабочим и инженерам за-
вода, что присланные приборы попали в на-
дежные руки. Они полиостью будут ис-
пользованы в боях © немецко-фашистскими
захватчиками. j

Затем выступали гвардии старшина 1
статьи т. Волков, гвардии старший красно-
флотец т. Репяхов, гвардии капитан 3-го
ранга т. Смирнов. Все они благодарили ра-
бочих за их заботу и внимание к гвардии
Военно-Морского Флота.

Теплую, взводнованную речь произнес
командир корабля гвардии капитан 3-го
ранга т. Ворков.

— Принимая подарок коллектива завода,
мы заверяем вас, дорогие товарищи, что
личный состав эсминца «Сообразительный»
не останется в долгу перед народом, Мы
еще сильнее будем бить врага. Только випе-
ред! -- таков лозунг гвардейцев. Ваши
приборы помогут нам окончательно уни-
чтожить немецких бандитов на Черном мо-
ре. Спасибо вам, товарищи рабочие, — за-
кончил тов. Ворков. — Большое гвардей-
ское спасибо.

Личный состав корабля послал ответное

м и служащим завода,
письмо рабочи У A MAKCHMOB.

Черноморский флот,

гуевском и Близнеповском районах, Харь-
ковской области, колхозники передали для
семей фронтовиков и партизан сотни пу
дов хлеба и картофеля.

По неполным данным, на Украине детям
военнослужащих выданы десятки тысяч
пар обуви, много мануфактуры, = около
60.000 пудов различных продуктов.

вумет разобрать, что происходит, мино-

следую-

лишь КОГДА

Парторг разбил их на групиы, каждую

повидимому, че успевший за сутки полго-

- КРАСНЫЙ ФЛ

Знатные балтийские разведчики Герон Советского Союза, лейтенант А. Г. Кур-
зенков (слева) и лейтенант Г. И. Давиденко.

вых вылета в глубокий тыл врага. Если

нию, то длина ее будет равна 100 тыс. километров.

Николай БРАУН

ЧЕРНОЕ МОРЕ

Вьются чайки над зыбкой волною,
Беспределен простор голубой.
Море Черное, море родное,
Сколько пройдено, море; с тобой!

Слава громкая дедов за нами,
Пламя Чесмы и грозный Синоп,
Севастополя гордое знамя,
Обагренное кровью сынов.

Этой славе, сынами хранимой, .
Не померкнуть во веки веков.

С нами в битву выходит Нахимов,
С нами рядом идет Ушаков.

Парторг т. Вожемякин решил органи-
зовать вечер вопросов и ответов — на
первый раз только для сержантов, так
как они составляют значительную часть
личного состава. Повесили об’явление
о вечере, сержанты приглашалиеь  поха-
вать в письменном виде вопросы.

Прошло несколько дней — вопровы не
поступахи. Очевидно, одного об’явления
было недостаточно: оно ничего не гово-
рило о харажтере вечера и его цели, о том,
кто будет отвечать на вопросы, Тогда
парторг поручил алитаторам подробно
оповестить людей, На следующий же день
появились записки с вопросами, В ко-
роткое время было подано около 160 за-
писок. причем многие из них содержали
по нескольку вопросов.

В руках парторга оказался исключи-
тельно ценный материал для суждения
@ залтросах личного состава. Внимательно
разобравшись в ворохе записок, парторг

молучил довольно ясное представление. 0

культурном и политическом уровне людей,

06 их интересах и нуждах, о том, что их.

особенно занимает и волнует.
Вопросы были самые разнообразные.

труппу изложил, на отдельном листе и
разослал для подготовки ответов тем,
кому это было поручекю, i

В переполненном клубе командир части
инженер-капитан Ольбек открыл вечер.
Он же и начат отвечать на вопросы. По-
том парторг отвечал на вопросы, касаз-
шиеся политической и культурно-просве-
тительной работы, затем давал ответы
хорист. Вечер продолжался уже болез
двух часов, когда дошла очередь до пред-
ставителя политотдела капитана Марты-
ненко.
Вечер вопросов и ответов страдал не-
которыми дефектами.
Прежде всего организаторы не пред-
усмотрели возможного количества вопро-
сов. Около 70 вопросов было дополнитель-
но задано на самом вечере. Не быдло ре-
гламентировано время отвечавигих на во-
тросы. Некоторые говорити с излишними
подробностями, отвлекались в сторону. И
получилось так, что на политические
вопросы приттлось торопливо отвечать в
конце вечера.

Те, кто давал ответы, оказались недо-
статочно подготовленными. Предотави-
тель политотдель палитан Мартыненко,

товиться, отвечал на некоторые вопросы
неточно и поверхностно. То, что вол-
новало людей, было отражением товари-
щеских бесед в кубриках и общежитиях.
Кое-что в этих беведах и опорах остава-
лось. быть может, не всем понятным. Ё
сожалению, ответы т. Мартыненко не ло-
могли в этом отношении, ибо не отлича-
лись четкостью формулировок, & B от-
дельных случаях были ноправильны 10
существу.

Задача представителя прокуратуры
старшего лейтенанта стиции т. Сквор-
цова была проще: он отвечал на вопросы,
связанные с советским  законодательст-
BOM, — о налогах, отпусках, помощи

от

KPBINCKHE ПАРТИЗАНЫ В БОРЬБЕ
С ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ

Черноморцы, любимцы отваги!

С каждой битвою дали светлей.
Вейтесь выше, гвардейские флаги
Побеждающих смерть кораблей.

Не укрыться врагам от расплаты
За Одессу, за солнечный Крым!
Как весеннего грома’ раскаты,
„Нашей мести и пламя и дым.

„Море Черное, море родное,
Наступает решительный бой.
Грянь же, ‘море, суровой грозою,
Встань до облака гневной волной!

Вечер вопросов и ответов

Сознание обреченности усчливает у
гитаеровцев злобу и ненависть к совет-
скому населению Крыма. Гитлеровоких
мерзавцам мало того, что за время окку-
нации Крыма они уже истребили более
ста тысяч безвинных женщин, стариков
и детей, стерли © лица земли многие се-
ления. Они продолжают выжигать дерев-
ни. В декабре и январе этого года только
в горной части Крыма дотла сожжено
более ста деревень, население которых
было или уничтожено на месте или выве-
зено в стенную часть полуострова, откуда
производится так называемая’ «эвакуа-
ция». Немцы целыми эшелонами вывозят
население в Севастополь, Евпаторию, Ак-
Мечеть, там сажают людей на баржи, зы-
возят в море и топят.

05 этих чудовищных злодеяниях рас-
оказывают сами немцы. Так, захваченный
партизанами в плен‘ ефрейтор 11-Й роты
615-го немецкого полка Иозеф Вольдкерр
показал:

«Под предлогом эвакуации гразждан-
ского населения немецкие военные влас-
ти в Крыму вывозят на баржах тысячи
мирных жителей в открытое море и топят.
В ночь на 7 декабря 1943 года в евпа-
торийском порту смециальная команда
эсэсовцев погрузила на баржу большую
труппу советских граждан. насильно
звакуированных немцами с Кубани. Че-
рез несколько часов все эти люди’ быти
утоплены. 8 декабря близ Севастополя
потоплено 5.000 заключенных, содержав-
шихся в городских тюрьмах гестапо, По
распоряжению военных властей быдла
вывезена в море и потоплена группа co-
  ветеких военнопленных».

В последних числах февраля 1944 ro-
да после ттормовой погоды жители Ев-
патории обнаружили на городоком пляже
несколько деслтков трупов мужчин, жен-
шин и детей, выброшенных золнами. Это
были утопленные немцами мирные жи-
тели. Чтобы скрыть свое чудовищное
преступление от населения, немецкяе мер-
завцы оценили пляж и никого туда не
пускали,

После декабрьских боев партизанских
отрядов с немецкими каралелями около
1.500 человек гражданокого населения,
скрывавшегося от ‘мемецкой «эвакуа-
ции», попали в руки немцев. Беззещит-
ных женщин и детей привезли в Симфе-
рополь и развозили их на машинах по
тороду, заявляя, что они якобы «06в0-
бождены из партизанского плена». После
этого BCe полторы тысячи человек были
еогнаны в 608х083 «Красный» и расстре-
ЛЯНЫ.

Зверские расправы учинены над наее-
зением Керчи: большинство жителей или
расстреляно или угнано в Германию. Из
20 тысяч человек, живших в пригород-
ном районе. уцелело не более 450. и то
патому, что им удалось скрыться в ка-
меноломнях. Только на руднике метал-
тургического завода и в поселке 3-й С&-
MOCTPOH немцы расстреляли  носкодько
тысяч советеких граждан. Гитлеровекие
мерзавцы согнали 1.500 человек в поро-
ховой погреб и взорвали его.

По официальным данным немецких
властей, в Симферополе осталось 69.813
жителей, тогда как до прихода, немцев
там было 142 тыюячи. _

В вонце ноября 1943 года в районы
Феодосии, Старого Крыма, Ички, Иелам-
Терек прибыли специальные части поле-
вой жандармерии. Немцы, как шожалы,
рыскали и чинили расправу нал населе-
нием.

Массовые убийства мирных людей е9-
провождаются безудержными грабежами.
Стремясь выкачать у крестьян скудные
остатки  продовольственных запасов,
командующий немецкими войсками в

Оба совершили 228 удачных бое-
сложить все их маршруты в одну ‘ли-
Фото В. Федотова.

семьям военнослужащих итд. Tor:
Съворцов, видимо, к вечеру  подготовил-
ся. Но иногда его ответы носили не-
сколько формальный характер.

На ряд вопросов т. Скворцов отвечал:
«да, соответствует закону» — и этим ог-
раничивалел. Очевидно, представитель
прокуратуры считал себя обязанным да-
вать лишь формальные справки. Это, ко-
нечно, неверно. Вечер вопросов и отве-
тов — не справочное бюро, a действенная
форма агитации и просвещения. Надо не
только отвечать «да» или /«нет», но и

раз’яснаять, убеждать. — Политическое
чутье „должно подсказать, когда мож- В связи с многочисленными запро-
но ограничиться  односложным  отве- сами, поступающими в редакцию,

том, а когда его совершенно недосталточ- сообщаем основные правила приема

но. Это зависит не только от характера в военно-морские учебные  заведе-
вопросов, HO и от состава слушателей, от ия,
места ч времени. В ведения Управления вмузов ВМФ

СССР находятся: Высшее военно-морское
ордена Ленина Краснознаменное училище
им. М, В. Фрунзе (Баку) и Тихоокеанское
Высшее военно-морское училище (Влади-
восток); оба готовят строевой офицерский
состав корабельной службы. со сроком обу-
чения 4 года; при училише им. Фрунзе есть
гидрографический отдел. Высшее военно-
морское инженерное ордена Ленина учили-
ще им, Ф, Э. Дзержинского (Баку) готовит
офицеров ннженерно-корабельной службы,
срок. обучения 5 лет. Высшее инженер-
во-техническое училише (Ярославль) вы-
пускает офицеров  инженерно-береговой
службы по специальностям берегового
строительства и электромеханической; срок
обучения --5 лет; при училище есть
инженерный отдел, готовяший командиров
взводов инженерно-стронтельных частей, со
сроком обучения 2 года, Краснознаменное
училище береговой обороны (Владивосток)
выпускает офицеров береговой обороны.
Существуют также училища  противовоз-
дущной ‘обороны. (Иваново областной)
интендантское (Москва) и фельдшерское
{Красноярск). Военно-морской факультет
Денинградской ордена Ленина Государст-
венной консерватории (Ташкент) готовит
капельмейстеров лля флота, срок обуче-
ния —Б лет; Бакинское военно-морское и
Нахимовское (Тбилиси) подготовительные
училища, готовящие кандидатов для по-
ступления в высшие военно-морские учи-
лиша. В первом из них срок ‘обучения 3
года, во втором — 8 лет,

Все принятые в училища (кроме младшах
классов Нахимовского училища) зачисля-
ются на действительную военно-морскую
службу. и им присваивается звание — кур-
сант (воспитанник), Курсанты подчаняются
установленным правилам и несут службу
на основании действующих уставов (поло-
жений) Военно-Морского Флота, В период
обучения они проходят теоретический курс,
а в летний период — практику на кораб-
лях, в частях, на заводах и в научно-иссле-
дсвательских институтах. Во время пребы-
вания в училищах воспитанники полностью
обесиечиваются питанием, = обмундирова-

Опыт энской части показал, пасколько
важна подготовка вечера вопросов и от-
зетов. Многообразие вопросов придает
‘зечеру бессистемный характер, причем,
хак мы видели, организационные недоче-
ты могут привести к тому, что свомкал-
ной оказывается наиболее существенная
чабть вечера. Юели предвилитея слишком
муого вопросов, лучше устроить отдельно
вечер, посвященный международным де-
лам, вечер, посвященный  юридическли
или хозяйственно-бытовым  вопровам,
ит. Хх.

Большое значение имеет предваритель-
ная обработка записок: разбор их, сор-
тировка по группам, порядок ответов.
Несмотря на то, что большинотво вопро-
сов поступило заранее, организаторы Be-
чера в энской части недостаточно разо-
брались в них, не продумали, как распре-
‘делить их тах, чтобы вечер прошел и б0-
лее содержалельно, и с меньшей потерей
времени.

Сержант спросил, правильно ли взят
налог © его жены, живущей в де-
ревне. Чтобы ответить на ‘этот вопрос,
т. Скворцов тут. же в зале стал рас-
спралгивать сержанта о многочисленных
деталях и провозился минут 15. В зале
повисла томительная скука, способная
загубить любое начинание. Ясно, что на
вечере следует отвечать главным образом
на вопросы, представляющие общий ин-
черес; касающиеся всех или хотя бы
многих. Сержанту следовало сказать,
что по 6Го частному делу он в таком-то
месте и в такое-то время получит подроб-
ное раз’яснение от т. Скворцова.
Некоторые считают нужным зачиты-
вать волух текст вопроса в неприкосно-
военном виде. А он часто бывает слово-
обильный, путаный, неяеный. Отвечаю-
щий медленно и с трудом разбирается в
тексте записки, заставляя всю аудиторию
наблюдать его тяжелые усилия. Это 09-
верщенно ни к чему. Отвечающий обязан
заранее прочитать залиску, понять смысл
вопроса и велух сформулировать его наи-
более доходчиво.

Все детали техники вечера должны
быть продуманы так же тщалельно, как.
и его содержание.
Майор М. БОРИСОВ.

ЛЕНИНГРАД, 7 апреля, (ТАСС). В этом
году исполняется 200 лет со дня основания
Ленинградского фарфорового завода имени
Ломоносова. Продукция этого старейшего
русского предприятия была известна дале-
ко за пределами страны. Сёйчас заново
оборудуются и расширяются основные це-

Крыму обратилоя © воззваниим -— сдать
семена, (как будто немцам теперь хо ве-
ва). Силой и провокациями фашистские
захватчики пытаются забрать у населе-
нил последние крохи, :

Несмотря нь кровавый террор немец-
хих оккупантов, советокие люди в Kips
му усиливают свою борьбу с врагом, ве-
дут её неустанно, диём и ночью. Их вдох-
новлятот замечательные победы Красной
Армии. Веё более разгорается пламя пар-
тизанекой войны, Отряды крымевих па-
тизан за последние 2—3 месяца выро-
сли больше чем в 20 раз.

Немцы ещё в 1942 году об’являли 0
полной лаквидации партизанокого  дви-
жения в Крыму. Однако потом оли не раз
вынуждены были признавать даже в
овоей печати, что им приходится вести
жестокие бои с отрядами крыможих па]-
тизан, во главе которых стоят умелые
боевые руководители.

В чиеле командиров партизанских
соединений немало военных моряков,
бывших бойцов и комантиров легенлар-

ного. Осиповекого полка морской пехоты. °

Среди них — тов. В., который командует
сейчае одним из партизанских соедине-
ний, тов. Г. и многие другие.

Партизаны храбро бьются © немецки-
ми захватчиками, отвлекая на себя He
менее двух дивизий противника.

В декабрьских боях немцы сосредото-
чили против партизан крупные силы.
Гитлеровцы рассчитывали полностью
уничтожить партизанское соединение. Но
каратели были наголову разгромлены, по-
теряв за восемь дней бобв только убиты-
‘ми свыше тысячи солдат и офицеров.
Лосле одного из «прочесов» леса в нача-
ле января этого года противнику потре-
бовалось 800 гробов для похорон своих
солдат, истребаённых народными MCTH-
телями.

В первых числах марта этого года од-

HO из партизанских соединений совер-

щило налёт на немецкий 0603. в фезуль-
тате было истреблено 100 фашистских
солдат. Захвачены трофеи: 60 винтовок,
108  nopoz0K с военным имуществом,
500 лошадей. Другое партизанское сое-
хинение в трёхдневном бою с противни-
хом истребило 292 вражеских солдата и
офицера.

Партизаны Крыма, выполняя приказы
Верховного ТГлавнокомандующего Мар-
шаль Советского Союза товарища
Сталина, за время войны нанесли врагу
большей урон. От рук народных  мети-
телей полегто свыше 23 тысяч немецких
и румынових солдат и офицеров. Взор-
зано и пущено под откос 75 железнодо-
рожных эшелонов, разбито 45 паровозов,

свыше 1.000 вагонов, разрушено стан-.

ционное и путевое хозайство трёх желез-
нодорожных станций. На дорожных ма-
тиетралях партизаны уничтожили 1.660
автомалгин с грузами и техникой против-
ника, взорвали 2 железнодорожных и 45
шоссейных мостов. 3 электростанции, 10
крупных складов боеприпасов, 12 скла-

лов горючего, 2 оклада © продоволь-
CTBHEM, .
Партизаны деморализуют вражеский

тыл, создаюю противнику невыносимые
условия, похрывают стойкость запертых
в Крыму немецких войск;

Советский Крым борется! Население
торячо ненавихлит охкупантов и метит им
беспощално, С каждым днём победонос-
ного наступления советских войск парти-
заны и партизанки ещё активнее OpwT
врага, ещё сильнее помогают Красной
Армии, приближая радостный день пол-
ного освобождения родного Крыма от
немецко-румыновой нечисти.

В. БУЛАТОВ,
секретарь Крымского обкома ВКП(б).

eee ати eee Re

Прием в военно-морские училища

нием, общежитием и постельными принад-
лежностями, всеми необходимыми учебни-
ками и учебными пособиями.

По конкурсным экзаменам  принима-
ются военнослужащие рядового, старшин-
ского и сержантского состава, не старше
25 лет, имеющие положительную характе-
ристику, получившае образование в об’ еуе
полной средней школы, физически здоро-
вые, при условии, что они прослужили не
менее двух лет на кораблях и в частях
Военно-Морского Флота или в частях
Красной Армии.

Поступить в учалище могут также граж-
mane СССР мужского пола в возрасте от
17. до 29 лет, пригодные по физическому
состоянию к военно-морской службе, с за-
конченным ‘средним образованием при ус-
ловии сдачи конкурсных экзаменов. Лица
с незаконченным высшим образованием ло-
пускаются к приемным аспытаниям на об-
щих основаниях.

Конкурсные экзамены при поступлевии в
военно-морские училища проводятся в об’-
еме полной средней школы по русскому
языку (письмевное сочинение, грамматика
и литература), математаке (арифметика,
алгебра, геометрия и тригонометрия), фи-
зике, химии, истории народов СССР, геог-
рафил, одному из иностранных языков —

английскому. немецкому или французско-,

му (по выбору поступающего), черчению
(только для поступающих в высшие военно-
морские училища), рисованию (только для
поступающих в Высшее инженерно-техни-
ческое училище).

В фельдшерское училище конкурсные эк-
замены проводятся в 0б’еме программы 8
классов средней школы, в Бакинское под-
готовительное училище — по программе
7 классов полной средней школы и в На-
химовское училище --2 классов полной
средней школы.

Заявления принимаются до 15 июня. По-
давать их нужно ва имя начальника учили-
ша. Конкурсные экзамены будут прово-
диться с 1 июля по 15 августа.

Кандидаты (не военнослужащие), подав-
шие заявления‘и получившие извещение ©
том, что они допущены к экзаменам, полу-
чают в райвоенкомате по месту жительства
документы на право бесплатного проёзла.
Кандидаты-военнослужащие направля-
ются в училиша командиром корабля или
части.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАВОДА ИМЕНИ ЛОМОНОСОВА Е

хи. Впервые завод начинает ‘производить
строительный фаянс, предназначенный для
коммунального хозяйства города,

Снова приступает к выпуску изделий из
фарфора художественная мастерская заво-
да. Изготовлен большой сервиз с. рисунка-
ми на тему «Ленинград в блокаде», .

ео И Е Е en ee а

С