9 апреля 1944 г;

СТАРШИЙ ИНСТРУКТОР
ПО КОМСОМОЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Г (тарший инструктор политотдела лей-
тенант Силенко не раз бывал на энском
корабле.  Комсомольские организации
корабля, по его мнению, работают хоро-
що, и их опыт воспитания молодежи за-
служивает распространения. Однако при
более обстоятельном знакомстве  оказа-
1065, что положение дел далеко не та-
noe, каким его представлял т. Си-

№ ‚ленко.
У) В качестве примера приведем комео-

«© мольскую организацию дивизиона,

%

rye
romcoprom т. Ильин. В ее pi hip a
много серьезных недостатков. Самый
недопуетимый из них— отсутствие долж-
ной оперативности и целеустремленно-
orn.

Дивизион готовился к учебным стрель-
бам. Обстановка требовала  сосредо-
точить усилия комсомольцев на повы-
щмении их передовой ‘роли в изучении
вружия, уставов и наставлений, в совер-
менствовании боевого мастерства. Ком-
сорг нееволько раз собирал бюро, устра-
ивал собрания первичной организации,
давал поручения комсомольцам. Но беда
в том, что по своему содержанию эта, ра-
боть была оторвана от жизни подразде-
ления и конкретных задач, поставленных
командованием перед личным составом.
На комсомольском собрании в этот период
речь шла, например, о борьбе молодежи
всего мира против гитлеризма. Этот
вопров с успехом можно было pas’-
яснить в беседах  атиталоров, во
время ° же подготовки к  стрельбам
следовало  завлушать ‘на  вобуании
злободневные вопросы, диктуемые теку-
щей жизнью подразделения.

Комсорг дивизиона т. Ильин не ор-

о ганизовал работы бюро kak органа

„Уколективного руководства. Члены бюро

” бездейотвуют, серьезных вопросов He вы-
двигают и не умеют подготовить; Бюро
собирается лишь для утверждения плана,
причем члены бюро его He обсуждалют, &
обычно принимают без поправок то, что
наспех набросано комсоргом.

Члены вомсомольекого бюро  диви-
зиона не чувствуют ответственности
перед комсомольцами. Поэтому даже хо-
рошее воспитательное мероприятие не
дает действенного результата,
ялось, например, комсомольское собрание
дивизиона о воспитательной работе cpe-
ди, молодежи, Оно могло быть крупным
событием 8 организации, но проило че-.
заметно, так кан не было как следует
подготовлено. Комсомольцы не выстуна-
же критикой недостатков, — 1е-
шение приняли ни к чему не обязы-
вающее: «усилить воспитательную par
боту среди несоюзной молодежи, улуч-
шить дисциплину среди комсомольцев,
ни одного комсомольца среди ототающих
быть не должно».

Почему же лейтенант Сильно не
заметил этих недостатков? Ведь на’ ко-
рабле он был за последнее время раз
десять, Об’яоняется это тем, что т. Си-
ленко являлся на корабль главным 06-

< Разом для того, чтобы собрать инте-
_` ресующие его сведения. Пробудет  не-

Cocto--

сколько часов, зафиксирует  десяток-
другой фактов и цифр—и на другой
корабль. От такой «деятельности», ко-
нечно, пользы организациям никакой.

А ведь чзучить на месте всю под-
ноготную дела, помочь устранить нетос-
таки, действовать показом — вот 05-
новнал задача инструктора политотдела
по комсомольской работе,

Именно тах и работает старший ин-
структор одного из авиасоединений лей-
тенант Белов. Он отправляется в полк
с хорошо продуманным планом. Здесь
в течение 5—7 дней он тщательно зна-
комится с определенным кругом вопро-
сов, беседует с членами бюро полка и
эекадрилий, с рядовыми комсомольцами,
© командирами эскалрилий, с парторга-
ми. Постепенно картина жизни и дел-
тельности комсомольских организаций
становится ясной, причины недочетов
понятными,

Лейтенант Белов, естественно,
‘ходит к правильным выводам, . знает,
что и как ему делать, чем помочь.
Обычно свое пребывание в полку он
заканчивает тем, что собирает  комоо-
мольский актив. В присутетвии замести-
теля командира по политчаоти и парт-
орга Белов вскрывает положение дел в

при-

организациях и характеризует работу
отдельных товарищей. — .
Он постоянно следит за тем,  ¥TO-

бы каждый член комсомольского
бюро’ работал активно, добросовестно от-
носился Ев своим обязанностям.

Лейтенант старательно помогал ком-
воргу Белоусову. Труды не пропали дал
ром: Релоусов стал лучше руководить
комсомольскими организациями и Ha-
столько вырос, что выдвинут на OUR
ность старшего инструктора по комсо-
мольской работе в одном из авиасоеди-
цений.

Раз в месяц при политотделе прово-
дятся семинары комсоргов подразделе-
ний. Белов и комсорги полков читают им
доклады на политические и военные те-
мы и о практике комсомольской работы.

Тейтенант Белов умеет во-время за-
метить хорошее начинание и поддержать
его. Недавно комсомольцы полка Героя
Советского Союза гвардии подполковника
Авдеева решили собрать средства’ для
помощи семьям потибщих фронтовиков.
Тов. Белов всячески пропагандировал
этот благородный почин среди личного
состава соединения. 3a несколько дней

было собрано 100.000 рублей.

На почин комсомольцев-летчиков ‘от-
кликнулиеь моряки кораблей и частей
флота. Вот уже месяц, как ежедневно
поступают сообщения о крупных  сум-
мах, собранных в фонд помощи семьяи
погибщих фронтовиков.

Постоянное общение с комсомоль-
цами, обучение и воспитание актива
воегда во центре внимания лейтенанта
Белова. В этом секрет ero ‘успешной
работы, благодаря которой он завоевал
уважение и авторитет.

Капитан 3-го ранга В, МИНАЦ.

Черноморский флот.

Зенитные прожекторы на марше

Подготовка началась еще задолго до
марша, С офицерами старший лейтенавт
Ананьев провел тактическую игру по пе-.
редислокации части. Подобная же игра,
м $ привлечением начальников прожек-
орных станций, была проведена вто-
эично.

Весь личный состав знал, что придется
HTM по местам, только что очищенным
от врага, который сделал все, чтобы за-
труднить путь нашим войскам. Поэтому
ориентировалиеь на самые тяжелые ус-
ловил пути.

В период подготовки начальники про-
жекторных станций изучали топотозфию,
& расчеты неоднократно практически тре-
нировались в свертывании материальной
части,
При стационарной работе круг обязан-

ностей водителей машин заключался в

даче напряжения на систему яли прожек-

тор. Сейчас предстояло проверить и от-

регулировать ходовую часть автомашин и

провести их по незнакомым дорогам.

Позиции прожекторных станций не-

редко находятся вдали от населенных

_ пунктов. Поэтому на некоторых станциях

д заранее расчищали пути, Все же прожек-

торы старшин Семенова и Мухина при-
лось буксировать трактором.

‚ Особенно тяжело на марше, когда ма-

мины буксуют. При этом тратится Macca
* времени, сил и, наконец, горючего. В пу-

ти после спуска попался небольшой, но
скользкий пох’ем. Шофер Васильев сразу
после спуска перевлючил машину с треть-
ей скорости на вторую и, имея инерцию,
легко преодолел под’езг,
Следовавшая за ним станция старши-
ны Васильева на этом же под’еме засела.
Получилось это так: шофер решил под-
няться на третьей скорости, но на средя-
не горы, почуветвовав, что машина не
вытянет, пореключил на вторую и поте-
par инерцию, Чтобы снова развить ход,
он рывком сильно добавил газу, и грузо-

BER сразу забуксовал, остановилол, потом

медленно пополз назад, Пришлось  ска-
лывать лед на под’еме.

Тяжело нагруженная машина на лод’е-
ме каждый pas начинает  бупсовать,
если pesKo добавить газ. Поэтому надо
стремиться воегда вести машину в гору
равномеряо, не переключая скорости и
используя вначале инерцию,

Ценный почин

Комсомольцы Н-ской военно-морской
базы, где начальником политотдела капи“
тан 1-го ранга т. Бакаев, провели воскрес-
ник флотской молодежи по очищению и
благоустройству порта Н., отбитого у не-
мецких захватчиков.

Многое сделано для приведения в поря“
док пристаней и расчистки территории пор»
та. Несмотря на пасмурную погоду, снег
и грязь, люди работали с подлинно комсо-
мольским энтузиазмом. Все делалось бы-
стро, энергично,  инициативно. Отлично
проявили себя комсомольцы морские
пехотинцы, катерники, артиллеристы-гвар-.
дейцы — участники освобождения › этого
порта и города от немецких захватчиков.

Особенно хорошо работаля комсомольцы
частей, где комсоргами тт. Пушков, Хари-
тонов и Шатохин. Многие товарищи, а так-

Очень вально тадике умело вести малги-
ну на поворотах, чтобы He повторять
случая, который произошел с шофером
Устиновым. На довольно крутом скольз-
ком повороте, имевшем достаточно силь:
ный уклон, Устинов вел машину с пряце-
ee видимо, недостаточно COABUB CKO-
рость. В результате прицеп” заскользил,
его затянуло в сторону.

Неоднократные под’емы в пути сильно
задерживали движение подразделения,
так как в колонне были две машины с по-
ниженной проходимостью. Во избежание
задержек тут же выработали такой прием:
весь личный состав выстраивалея на
пох’еме, «с хода» подхватывал машину
и доводил ее до верху. Если же пот’ем

оказывалоя чрезмерно‘ крутым, то для
буксировки применялся более мощный,
чем. остальные машины, ° трехоеный
«3 ИС-6».

В одном месте участок пути оказалея
минированным, Всей колонне пришлось
свернуть на новопроложенную лесную
дорогу. На ней оказались высокие пни.
Обычные грузовые малтяны — полуторка
и трехтонки проходили по этому участку
нормально. Нали же специальные ‘маши-
НЫ 6 низко посаженными  вузовами и
ящиками под ними цеплялиеь 3% пни.
Правда, и здесь не было серьезных пов-
реждений, но в будущем нельзя забывать
о низкой посадке таких машин,

`  Наблюдение за идущими позади маши-
нами на марше имеет большое значение,

так как дает возможность быстро реаги--

ровать на вынужденные остановки какой-
либо
каждом расчете, иметь
структированного и
паблюдалеля.
‚ После марша был проведен подробный
разбор, на котором выяснилось, как MHO-
го ценных сведений и практических нз-
выков приобрел личный состав станций.
Мощноеть двигателей машин, как по-
казал опыт, вполне добталочна, но над
усовершенствованием ходовой части нуж-
но работать, так как даже цепи, надевае-
мые на скаты, дадеко не всегда эффег-
THBHBI.

Старший лейтенант А. МЕРЗЛЯКОВ,
Действующий флот.

хорошо  проин-
зналощего сигналы.

номсомольцев

же некоторые группы выполняли горучея-
ную работу в 2—3 раза быстрее намечен-
ного времени.

Следует также отметить с воодушевле-
нием работавших девушек-краснофлотцев.
Среди них особенно отлачились Рая Ман-
жосова, Тася Дорошева, Сара Грубник

Сейчас на пристанях наведен должный
порядок, Убраны загромождав иие прччалы
камни и мусор, засыпаны ямы и окопы,
воронки от бомб и снарядов. Оборудован
ряд больших площадок для размешения
грузов. Прорыты траншея для прокладки
трубопроводов к стоянкам кораблей.

Воскресник молодежи явился большим
вкладом в дело возрождения ролнои воен-

. ой базы.
ее. м. Поздняков.
Действующий флот.

‚ УНИЧТОЖЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ

малины. Поэтому необходимо в.

ГРУППИРОВКИ 8 РАЙОНЕ
КОРСУНЬ- ШЕВЧЕНКОВСКИЙ

На лекции генерал-лейтенанта
П. А. Иванова

Лекционное бюро при Комитете по ле-
лам высшей школы при СНК СССР провело
в Колонном зале Дома Союзов публичную
лекцию генерал-лейтенанта 1. А. Иванова,
посвященную операции по окружению и
уничтожению немецко-фащистских войск в
районе Корсунь-Шевченковский,

— Венцом маневренной тактики, — гово-
рит лектор, — военная наука счигает окру-
жение войск противника и последующее
их уничтожение, Эта идея возникла еще в
глубокой древности и более 2.000 лет на-
зад ее осуществил, в широком для того
времени масштабе, карфагенский полково-
дец Ганнибал в своем знаменитом сраже-
ии с римлянами около Канн. Проведение
подобного рода операций с тех пор было
заветной мечтой полководцев. На идее
«Канн» воспитывал в течение ряда лет свой
командный состав начальник германского
генерального штаба Шлиффен. Но ни в
первую мировую войну, ни в ходе нынеш-
ней войны немцам так и не удалось осуще-
ствить и довести до конца ни одну сколь-

ко-нибудь значительную операцию такого
рода,

Опыт Великой Отечественной войны. по-
казывает, что советское командование,
ставя своей целью уничтожение той или
иной группировки противника путем ее ок-
ружения, неизменно этой цели достигало,
Наиболее блестящими примерами такого
рода операций являются битва под Сталин-
градом и 14-дневное сражение в районе
Корсунь-Шевченковский.

Подробно остановившись на всех этапах
битвы в районе Корсунь-Шевченковекий,
генерал-лейтенант Иванов отмечает сме-
лость стратегической мысли, блеск такти-
ческого мастерства, совершенство взаимо-
действия всех родов советского оружия,
‚проявленные в этой ‘операции. Особый ин:
герес представляет последний этап опера-
ции, т. е. полный разгром и уничтожение
окруженного противника. В истории войн
редко ‘удавалось довести операцию окру-
жения до Конца, и именно это доведение
до конца, как подчеркнул лектор, было
блестяще достигнуто нашими войсками в
районе Корсунь-Шевченковский. После то-
го как войска 2-го и. 1-го Украинских
фронтов, поведя встречное наступление,
соединились и замкнули кольцо окруже-
ння вокруг немецкой группировки, это
кольцо с неумолимой последовательностью
сжималось на горле захлопнутых в западню
‘терманских войск, В своих отнаянных. по-
пытках вырваться немцы, видимо учтя пе-
чальный опыт прошлого, применили другую
тактику, чем во время  «Сталинградского
окружения», когда они отсиживались В
ожидании гомоши извне. На этот раз гит-
леровцы пытались маневрировать по внут-
ренним операционным направлениям, пере»
ходили к отчаянным контратакам, Но наше
командование стремительностью, организо-
ванностью,  целеустремленностью своих
пействий парализовало и эту тактику вра-
га. у

Когда стало. ясно, что. уничтожение окру-
женной группировки противника неизбеж-
но, наше командование и на этот раз, как
это уже было неоднократно, предоставило
немцам возможность спасти свой жизни,
сложить оружие и прекратить беесмыслен-
ное сопротивление. Но одураченное обеща-
ниями Гитлера командование окруженной
группировки отклонило советский ультима»

ческому уничтожению окруженной немец-
кой группировки и за 14 дней непрерыв-
вых боев раздавили ее до конца.

В результате Корсунь-Шевченковской
операции Красной. Армией были уничтоже-
ны 10 дивизий и одна бригада немцев В
ходе этой операции враг оставил на поле
“боя 52 тысячи трупов своих солдат и офи-
церов. 11 тысяч немцев, вопреки приказу
Гитлера, предпочли сохранить жизнь и сда-
лись в плен.

‘ ©
— Корсунь-Шевченковская операция,
этст «второй Сталинград», — говорит в за-
ключение лектор, — неё являлась эпизодом
в ходе войны, она вытекала. из общего
стратегического плана Верховного Коман-
дования Красной Армии по разгрому всей
группировки немцев на Правобережной Ук-
раине. Успешное  осушествление этого
плана, уничтожение образовавшегося в этом
районе клина создали благоприятные усло-
вия для проведения дальнейших операций
по очищению советской земли от немецко-
фашистских захватчиков. Эта операция еше
раз блестяще подтвердила, что одной из
основных форм маневра советских войск
является самая решительная, самая совер-
шенная его. форма -— окружение и уничто-

жение войск. противника.

(ТАСС).

DAT ЕТ

Мина «В» относится к группе малых
якорных мин заграждения. Отличается
она от «ЕМВ» и «ОМА» своей величиной
и наличием механизмов автоматической
постановки на заданное углубление, От
малой мины <ЕМС» она отлична своими
  размерами и количеством взрывчатого ве-
niecrBa, a or  He только весом 3a-
ряда, но и системой взрывающих уст-
ройетв. a

Малые мины первого периода войны
содержали следующий зарад: «ЕМВ» —
13—20 кг, «ПМА» — 30 кг, «ЕМС» —
40 кг, большая мина «ЕМО» — 150 кг,
& новая мина «В» — около 90 кг.

Корпус ее обычной для немецких мин—
сферической (шаровой) формы. Сварен
он из двух полушарий диаметром 1.000
мм, т. е, такой же, как у мин «РМ»,
На верхнем полушарии, обычно высту^
пающем из воды. когла мина сорвана с
якоря и плавает, размещены пять галь-
ваноударных свинцовых колланов. Один
из них находится в центое верхнего по-
лушария и обращен наружу. Остальные
размещены по сфере полушария на рав-
ном раестоянии от центрального колпака
и лруг от друга,

В отличие от «ВМО» в центре верхне-

го полушария мины «В» отсутотвует
крышка;  горловина  гальваноударного

цолиака вварена прямо в корпус. Rpome
того, на верхнем полушарии между двумя
нижними колпажами помещаютея два
обуха, предназначенные для заводки в
них строи или завладки гаков при
под’еме. ,
Характерные признаки — отсутствие
крышки в центре верхнего полушария и
падичие большой горловины на сфере
этого полушария. Kan a y man «EMD»,

тум Тогда наши войска перешли к методи-^

ВЕТВИ

_ Немецкая малая мина „П“

1 лушария, в большой горловине

Нахимовское военно-морское подготовительное училище. (На снимке:
К. Севтихиев, О. Осколков и В. Андреев.

Ленингра

Прошло немногим больше двух месяцев
с той минуты, когда последний немецкий
снаряд разорвался на ленинградской ули-
це. В припадке злобного отчаяния
бессмысленно палили из последнего уце-
левшего дальнобойного орудия последние
фрицы, ещё цеплявшиеся за свой «непри-
ступный» рубеж. Через несколько минут
они уже бежали, бросив своё орудие и не-
раестрелянные снаряды...

Вот оно стоит — обезвреженное ту-
порылое чудовище  превращенное в
музейный экспонат. Ветер с Невы мор-
щит весенние лужи, мальчишки ведут
рядом какую-то свою шумную, увлека-

тельную игру — мальчишки ‘уже 06-
мотрели, ‘изучили, обыграли все эта
пушки и танки, расставленные вдоль

улицы у входа в музеи,

На этой тихой улице мало прехо-
жих, — улица лежит в стороне от ос-
новных городских магистралей, зате-
рянная среди небольших переулков 6
необычными для Ленинграда  названия-
ми — Соляной, Косой... Да и мало здесь
сейчас обитаемых домов — этот разру-
шен бомбой во всю высоту шести эта»
well, тот не обвалилея, но разбит так,
что жить в нём пока невозможно, а тот
выгорел и смотрит на улицу чёрными
глазницами закопченных оконных проё-
мов без рам...

Но скоро здесь будет одно из самых
людных, посещаемых мест в Ленингра-

де. — толпы ленинградцев. и приезжих

хлынут сюда, на Выставку ленинград-
ской обороны и трофейного  вооруже-
ния. И свежий глаз приезжего наверня-
ка отметит 10, чело He замечаем
мы, видевшие, как горел вот этот угло-
вой дом и как окрестные жители растас-
вивали ещё длымящиеся балки по домам,
чтобы распилить их и топить ими бур-
жуйви.. Свежий глаз приезжего расиги-
рит рамки выставки и включит в него
обрестный пейзаж — развалияы, заби-
тые фанерой окна, повисшую над пу-
CTOTOH уцелевшую лестницу, и как ра-
достный символ выносливой и неистре-
бимой жизни отметит и запомнит кру-
жевную занавеску в застеклённом окне
уцелевшей квартиры полуразрушенного
дома... 8

Выставка скоро откроется. А пока
внутри просторных помещений Соляно-
го городка, где когда-то размещалась
Всероссийская промышленная выотавка,
кинит работа — организаторы и худож-
ники располагают всё матерлалы так,
чтобы они создавали у посетителей цель-
ное впечатление о трудной, геромческой
обороне и дерзком, стремительном  на-
ступлении.

ми становится  псторией, отходит в
прошлое. Ленинград сегодня, ках никог-
да, устремлен в будущее. Ещё до начала
победоноеного наступления войск Ленин-
со страниц

ПЕ УНИИ

ЗВЕРИ

корпусы которых использованы для мин
«В», эта о горловина помещается у
нижней кромки полушария между под ем-
ными обухами. Окращена мина в темно-
зеленый, близкий х черному цвет, Воли
она пробыла в воде больше 2—8 меся-
цев, то краска смывается волной и кор-
пус покрывается сильным налетом ржаз-
чины я ракушками. В центре нижнего по-
разме-
мается предохранительный прибор тяго-
минрепного типа, Другая горловина на
нижнем полушарии находится между
пружинными  электрозамыкателями, в
Hoe вотавлен гидростатический размыка-
тель.

Пружинные олектрозамыкатели, такой
же конструкции, как у мин «ОМА», раз-
мешены на нижнем полушарии корпуса.
Три таких замыкателя симметрично рас-
положены по сфере.

«Новая» немецкая мина заграждения
собирается из отдельных частей мин,
состоящих ‘на вооружения  герман-
кого BoeHHo-Mopenoro флота. В ней
собраны: корпус «ЕМО», но без верхней
центральной  торловины, гальваноудар-
ные свинцовые колнаки or  и
«МО», пружинные  электрозамыкатели
из мин «МА», якорь с автоматическими
механизмами установки на заданное уг-
тубление из мин <ЕМС» и «ЕМО». Нов
каждом из этих узлов есть свои отли-
чия, не позволяющие без известных, пе-
ределок собрать мину «В». Типичны для
нее — величина заряда и тидростатиче-
ский размыкатель, который должен слу-
жить вторым предохранителем в цепи за-
пала. Введение  втого дополнительного
мехакизма, Как видно, вызвано тем, что
существующий  тяго-минрелный предо-

Tan на наших глазах пережитое на-.

бацком —- ленинградском пригороде, ку-

re aren a нимаои

ae
Вера КЕТЛИНСКАЯ

=

так твердо верил Ленинград в скорую
победу, что ещё в блокаде, ещё под ог-
нём готовился к будущим восстанови-
тельным работал. Теперь общая задача
воплощается в жизнь буквально в каж-
дой отрасли труда и быта, & потому pac-
Malach на тысячи частных задач, болв-
ших и малых. И этими частными зада-
чами живут все люди города Ленина. Но
за годы войны и блокады  ленинградцы
так глубоко и полно елили вое свои по-
мыеты и дела с одним общих большим
делом — борьбою своего города и стра-
ны, так научились сочетать малое с
большим, что и сейчас в каждой частной
залаче, как бы мала она ни была, они
влохновенно и радостно ощущают от-
ромное общее дело.
Так работают славные  дружинницы
ПВО, заделывая пробоины в стенах до-
мов и очищая трамвайные пути для. но-
вых трамвайных маршфутов.

Так работают дошкольницы, подготав-
ливая к открытию 77 новых детеких оча-
гов, где будут проводить день новые
есть с. половиной тысяч. маленьхих
ленинградцев.

Так работают комсомольцы, взявшие
Ha ceo задачу восстановить Театр
ленинского комоомола — ведь дая Ae-
сятков тысяч подростков,  созревших
за годы блокады, они впервые распахнут
дверь к богатству мирового искусства —
& Шекспиру и Гоголю. к Островекому и
Ростану, к Мольеру и Пушкину!

Так женщины и подростки, недавно
освоившие профессию водопроволчиков,
приступают к замене водопроводных
труб на ряде улиц города и в селе Ры-

да ещё два месяца назад можно было
проехать и пройти только с фронтовым
пропуском! Разве можно‘ об этом забыть?

Сейчас в Ленинграхже непривычно (веб
ещё непривычно!) тихо — даже в ти-
шине ночи не сльыпино далёких отзвуков

артиллерийской канонады — фронт ото-

двинулоя на сотни километров, под `Нар-
ву и Поков. Но фронт этот попрежнему
«наш», связанный с городом и горожа-
нами тысячами нитей — родственных,
дружеских, — и ленинградцы по при-
вычке волуптиваются в тишину, и норото
им кажется, что они слышат далекий
гул натряжённых сражений.

Ленинград перестал ‘быть городом-
фронтом, но он попрежнему город ири-
фронтовый, военный, город боевого духа
и боевого ‘труда; — ведь недаром нат
торох — балтийский, моровой, флотский!

После теплой зимы наступили неожи-

холода — ло ночам врелкий мо-

Sos era

хранительный прибор конструктивно не
отравдал поставленных  <тактиками»
требований и недостаточно надежен в
действии,

Гидросталический размыкатель приво-
дит мину з опасное положение — замы-
хает цель запала — при приходе мины
на углубление от 2,7 м и больше. Если
мина станет на углубление 1,8 ми
меньше от поверхности воды, 10 он ее де-
ласт безопасной. размыкая цепь. залтала.

Такая модернизация существующих
образцов малых мин в’ разгар военных
действий произведена в связи с фезким
отетаванием качества немецкого манного
оружия от тактических требований.

Рассмотрим подробнее все’ известные
элементы этой мины. Корпус ее по кон-
струкции почти такой же, кк и у
«ЁМ», и одинаков с ней по 0б’ему. Во-
личество взрывчатого вещества У
«EMD> — 150 кг, ау «В» — 90 кг, что
увеличило  остаточную пловучесть Ha
60 кг. Это несколько повысило остойчи-
вость на течении и одновременно резко
снизило живучесть, так как значительно
возросла динамическая нагрузка на мин-
рен.

Мина предназначена в основном для
слоев воды, близких к поверхности. Уда-
ры волн о корпус и рывки из-за постоян-
ного перемещения масс воды усиливают
нагрузку на минрел. Немцы. увеличив
пловучесть, оставили старую систему
амортизации рывка. Новото буфера они
не придумали. Вак видно, уже в этой ча-
сти в «новом» образце допущено  даль-
нейшее снижение живучести—одного из
основных тактических качеств всякой
мины заграждения.

Тяго-минрепный = предохранительный
прибор осталея прежним, во всеми ‘его
недостатками. Немцы, не трогая этот
прибор, ввели гидростатический  размы-
катель,

зет не сходило слово «восстановление» — ;

отличники Учебы А. Быков, В. Фролов, Е. Сологуб,

Фото С. Кеороткова.

сегодня

роз, ледяной ветер. А днём весеннее
солнце вызывает весблую кашель, ветер
становится будоражащим и пахнет мо-
рем. Кораблям скоро итти в поход, сБо-
фо держать бой е врагом в родных балтий-
ских водах.

0б этом вместе с моряками думают
сегодня все ленинградцы — и те, что
ремонтировали корабли, и те, которым
помогали своим трудом моряки, да и
Bee остальные тоже, потому что за меся-
цы обороны особенно укрепилась друж-
‚ба флота и города-героя.

Сегодняшний Ленинград внешне в0ё
такой же, каким был два месяца назад, —
стоит опалённым, ‘израненным воином,
На утицах та же строгая чистота и по-
рядок, потому что и в блокаде чиото-
та и порядок были образцовыми.

Ещё охна радостная и новая деталь
нашей жизни — часто можно увидеть
среди нас мужчин и женщин © враены-
ми ленточками на шапках. Партизаны
приехали к нам впервые — длинным и
сложным путём — в конце первой: бло-
калной зимы, доставив в Ленинград че-
рез фронт 0603 из 120 подвод с продо-
вольствием для голодающего Ленинтрада.
Нотом они бывали в городе часто по сво-
им партизанским секретным делам, ино-

‘гда коротко отдыхали в специальном до-

ме отдыха или. залечивали раны в гос-
питале. Тогда они тоже ходили по ули-
цам, но красных ленточек не носили —
им не полагалось выдавать себя даже
ереди своих, и даже ереди своих они
продолжали быть товарищами М№., П., А —
товарищами без имен и фамилий.

На одном собрании выступала  жен-
щина совершенно «штатекая» — галош-
ница с «Треугольника». Она говорила
сурово и деловито, саовами скупыми и
точными, как боец — ведь, не участвуя
в сражениях с оружием в руках, она
провела долгих 900 дней во фронтовом
городе! В конце своей недлинной речи
она призвала подруг-горожанов  добро-
вольно после работы участвовать в в06-
становлении города и вдруг, зажмурив-
шись, точно от яркого света, сказала:

— И тогда мы сможем вернуть обрат-
но наших эвакуированных детей и жить
светлой, нормальной жизнью...

Светлой! Как верно сказано! 900 дней
жили многие наши женщины в опустев-
ших квартирах, в холодных комнатах, 6
фанерой вместо выбитых стекол, лишён-
ные своих дотей, увезенных в безопас-
ный тыл. Как же не зажмуриться, будто
от яркого света, представив себе на миг
жизнь, возрожденную трудом и упорет-
Bom!

A для этого работать не покладая рук,
непрерывно создавать новые орудия
уничаожения врага и повые  средствь
для восстановления разрушенного Bpa-
том, и провожать близких на фронт, и
провожать корабли на запад... вилоть до
полной и окончательной победы,

Так и живёт Ленинград.

Из’ято такое приспособление, как при-
бор уничтожения мины при ее воплытии
на поверхность. Оставлено противотраль-
ное устройство — гофрированная труб-
ка, работающая по принципу нажимного
подрывного устройства. Этот механизм
достаточно надежно действует и при не-
осторожном обращении может вызвать
несчастный случай.

Количество принятого для мины «В»
взрывчатого вещества, надо полагать,
обосновывалось желанием рациональнее
использовать корпус мины «ВМ». Дру-
того погического оправдания не 1по-
добрать. Увеличение заряда больше чем
влвов относительно «ЕМС» -— не увели-
чивает в той же пропорции боевого эф-
фекта взрыва.

Мина «В» посажена ва якорь с меха-
низмами автоматической установки на
заданное углубление. Она допускает уе-
тановку на углубление от 1 до 56 м, что
позволяет применять ее против мелкоси-
дящих надводных кораблей, а также
против подводных лодок в погруженном
состоянии. Но постановка на углубление
меньше двух метров не может быть осу-
ществлена из-за того, что на этом углуб-
лении гидростатический размыкатель де-
лает мину безопасной. Поэтому немцы в
некоторых случаях исключают этот диа-
пазон глубин, и тогда мина опасна Ha
всех углублениях и на поверхности воды,

Наибольшая глубина для мины «