2% бытие, которое неминуемо

>

A }

)

зодили разведчиков по

ut

So “ome
7 Fy

М в

1.

{  Настал день, о котором мы знали трид-
\ дать месяцев тому назад. Свершилось со-
должно было
свершиться,

десс& зновь стала советекой. Одесса
очищена от немецких захватчиков: Oxec-
ca — свободна!

В тяжкие дни октября 1941 roza, oc-
тавляя Одессу по приказу Верховного
Командования, мы знали и верили убеж-
денно, непререкаемо;: будет день — и мы
вырвем из рук врага и город, и порт, мы
вернем Черному морю его жемчужину —
Олессу...

Это была вера Bi правоту нашего дела.
Она породила страстную волю к победе,
тоднявщую на 60й все советские народы.
Нашгу веру в победу поддерживало то глу-
бокое сознание мощи нашей страны, на-
шего народа, нашего политического
строя, которое живет в каждом советеком
человеке. Мы знали: как бы тяжко ни на-
чалась эта война, как бы худо ни приш-
лось ном в первый ее период, как бы ха-
ко ни проник внезално напавший
враг, — все равно мы слбмим его, разда-
вину, мы вернем свои земли м прилем Е
победе, И мы вернемся в Охессу!..

Лишь теперь, отладываясь на начало
войны, сопоставляя позднейшие события
и поотигая причины и следствия, мы по-
нимаем, чем же была Одесса в история
Великой Отечественной войны.

Oxecea была первым горохом, где ги-
тантевие полчища. врага,  ослепленного
легкими европейскими победами, были
остановлены,

Одесса кинула в лицо
дов слово «нет». Это
ным дыханием вырвалось из уст
моряков и  красноврмейцев, = летчи-
вов и артяллеристов, девушек и стари-
вов, И все шестьдесят девять дней оборо-
ны гремело над Одессой это гордое слово,
отбрасывая врага,

Одесса два с лишним месяца продер-
жала у своих предместий врага, спутала
его планы, помешала развивать наступ-
ление на Крым, на Донбасс, на Кавваз.
Одесса была первым  тородом, который
перед всем миром разрушил ‘миф о мол-
ниеносности и неудержимости немецкого
наступления. Шестьдесят девать дней
толтанья у Олессы и тридцать семь дней
разгрома всей Франция —- эми цифры
многовначительны,

Сильный, натлый, унпоенный устехамя
spar был впервые задержан на долгое
время здесь, в Одессе. Это было-в автус-
те, В сентябре начал свою героическую
эполею  неегибаемого сопротивления

врагу rop-
слово еди-

другой приморский горох. — Менинград.

В октябре, в день оставления Одессы, на-
чалась великая битва з5 Москву, законы!
чизщаяся разгромом немецких полчинт, В
поябре на пути немцев к Кавказу стал
Севастополь. И наконец, в рялу городов-
героев подиляся над Вожой Сталин-
трах — могила немецких успехов, пере-
том войны,

Но зарождение этой победы было на
третьем месяце’ войны здесь, в Одесее..
Сердцем, лушой, любовью к Родине и
тлубокой верой в нее мы угадали это. Вот
почему, уходя мз Одессы, каждый из за-
IUTHAKOB се, стиснув зубы, говорил, как
КЛЯТВУ:

— Мы вернемся,
“Hevea...

И вот — мы вернулись.

Так вернемся мы з Севастополь. Так
вернемея мы в Либаву, в Минск, в Тал-
дин, в Ригу, в Каунас,

Be

Город, стионутый в кольце, прижатый
г морю, сказал:

— Нет! Так легко вы здесь не прой-
дете!

И на долгие шестьдесят девять дней
задержалиеь у Одессы дивизии врага, ки-
даясь в атаки по семь — восемь раз в
день. Вруглые сутки висели его самолеты
над городом и рейлом, бомбя дома и ко-
 абли, Батареи врага из Дальнива, До-
и п Григорьевви обетреливали го-
род и цорт, Враг старался порвать тон-
ую ниточку морской коммуникации,
единетвенно  связывавшую ее © «Боль-
шой землей» — с Севастополем. Примор-
ская армил, полки морской пехоты, мор-
свле береговые батареи, повернутые в
тыл, на сушу, авиация на засыпаемых
снарядами аэродромах, корабли, отбивазв-
шисся от воздушных атак, и горожане,
беззащитные от бомб и снарядов, держа-
ли Одессу.

Одесса вовсе не была крепостью. Это
был мирный веселый и трудолюбивый
город. Но в Великой Отечественной войне
оказалось, что Одессь и в самом деле
быль кремостью; крепостью несгибаемого
советекого хуха,

Городу было трудно. Фронт проходил
по предместьям, — почти до самых око-
пов ездили на трамвае. Аэродромы нем-
цев придвинулись к городу, Противовоз-
душная оборона не успевала предупреж-
дать жителей, и часто свист бомбы раз-
давалел ранее soa сирены. Неистреби-
мый юмор одесситов изобрел особое наи-
менование такой воздушной тревоги:
«УБ» — «уже бомбили»...

Дома, построенные из пористого изве-
стнака, разваливались от бомбы до самой
панели, — и жители налили надежные
убежища в Аркадии, в каменоломнях.
Туда пох вечер таборами тянулись семьи,
чтобы утром вернуться на работу. Воз-
душные палачи обросили пятисотву Ha
трамвайное кольцо, в огромную толпу
менщин и детей... Те, кому пряшзось ви-
деть страшную эту площадь в тот вечер,
навсегда запомнихи ее.

Ненавиеть кипела в городе, в окопах,
Ha батареях, на кораблях. Ненависть жи-
ла в сврхнах красноармейцев, моряков и
горожан, Ненависть к врагу . помотала
держаться, подвити стали нормой позведе-
ния защитников Олессы.

Подростки-колхозники и девушки про-

тыдам врата.

Одесса!.. Мы вер-

i IS ioe

И апреля 1944 г., № 86 (1653)

‘вернул

_ Леснид СОБОЛЕВ

. — «Бегут». — «Вуда? Может, на нм Обиженный голое Ишкова: «Куда же они могут еще бежать? Удира- Г. Ориентир такой-то, отсечем от лож- бинки». Батарея етреляет беглым огнем, вахтенный у журнала философски: «Стре- зяли по живым целям, а писать как?.. По ‘мертвым?..» 10—38, Ишков в во- сторге: «Сапоги в воздухе, & в сапогах ноги!.. Огоньку, огоньку!» 10—40. Or- невой вал на нас с Александровни. Ry- толев вызывает Шкирмана жалуется: «Cocex обижает». Шкирман открыл огонь. Tyr же голос Ишкова: «Вончено. Бопро- cos больше не имею, сотни руманештей тоже», Куколев команлуст дробь. В ком- пост заскочили комендоры первого ору- дия. Синицын, Хорошилов, Висельман— ухитризись втроем вести ‘огонь под сна- рядами. Куколев: «Почему в укрытие не уходили?>-«Да в нас не падало, 10- варищ старший лейтенант». А штаны у них в дырках, и Синицын ранен...» За все дни, проведенные на батареях, только раз я и видел сумрачные лица. Это было, когда долго не подвозили из Сева- стополя снарядов и пришлось отказывать армейским командирам в <огоньке», Зато, Korda «огурчики», наконец, доставили, ба- тареи тут же закатили «концерт без аят- рактов»..: Когда Одесса была фактически остав- лена, когда Приморская армия уже шла на транспортах в Крым для 00ев на Ишуньских позициях и морские полкй— Первый и Третий — уже грузились ночью нь последние транспорты и когда окопы перед румынами были пустыми, мор- ские батареи Одессы день и ночь били по всему фронту, создавая у румын виечат- ление подготавливаемого решительного удара. И выпустив последние снаряды, ба- тарейцы взорвали на рассвете орудия и ушли на шлюцвах и сейнерах послед- пими из Одессы. 9 Горечь этого дня крепко отлилась 10- зом немцам в Севастополе, под Керчью, под Новороссийском — там, где после я ветречал одесских моряков-артиллери- отов... Героическая работа летчиков, которые подымались с проетреливаемого аэродро- ма, не успевали набрать высоту до перед- него края, летали на машинах, трижды исчериавших ресурсы, была второй примечательностью Одессы. Летчики до- хали по ляти— шести вылетов за день. Чаеть из них обучилась ночным полетам, что бсильно сокралило ночные визиты немцев. Истребители работали за штур- мовиков. Замечательный по смелости и внезапности налет совершила эскадрилья старшего лейтенанта Елохина — летчики Маланов, Осечкин, Королев, Череваленко, Моновенко = рместе с командиром полка стящая по. ИСО?’ майором Шеетаковым, Бреющим полетом почти в темноте, на рассвете, они вышли на вражеский аэродром, сожгли на земле 14 немецких бомбардировщиков — и два дня Одесса отдыхала от бомб... Здесь, в Одессе, прошли великолепную боевую школу корабли. Крейсера, кан- лодки ‘и миноноецы приходили обетрели- вать берега, тральщики’ вели упорную опасную и по расчистке для них фарватеров. Сторожевые катера нёсаи конвойную службу и особенно досаадали немцам в охране Одессы с моря; они изображали с0б0й в море выносные посты ПВО и заодно ветрёчали гостей таким ог- нем, уто часто самотеты, не довезя груза до Одессы, со злости сбрасывали бомбы на катера: Здесь выработались Te моря- ки-калерники, которые потом увенчали себя славой в феодосийском и керченеком десантах, в борьбе за Новороссийск. Одессе провел начало войны будущий Герой Советского Союза Державин, здесь начинали свой славный боевой путь мно- гие командиры катеров. _И здесь, в Одеесе, рождалась в те хи бесемертная слава морской пехоты. «Чер- ная туча», «черные дьяволы» — эти про- звища, данные врагом советским моря- кам, дравшимся на суше, появились в Одессе. Здесь воскресли традиции граж- данекой войны, здесь возродилось ораи- ное племя матросов революции, чьи буш» латы и бескозырки чернелл когда-то в степях Донбасса, в лесах Урала и пол Царицыном. iN Командиром Первого морского полка и его организатором был полковник ков Иванович Осипов, командир одесского порта, матрос с «Гангуга» и «Рюрика», командир матросского отряда на Волге в гражданской войне. В этом прекрасном коммунисте, отважном веине и тонком поихологе сказались лучшие качества у0- рака. Осипов и его комиссар Матраков су- мели создать из сборного отряда моря- ков с разных кораблей, из разных частей монолитную, грозную силу. Полковние Осилов на своей легендарной машине, на хоторой он носился по своим «хазяйет- вам», был вездесущим. Его видели мо- ряки в самые опасные моменты рядом 6 собой. Шуткой, серьезным разговором, личным примером отваги и военной сме- калки он учил моряков биться Ha. cyte, и за короткий срох полк Осипова приоб- рел в Одессе заслуженную славу. Первый морской полк до подхода под- креплений фактически один держал две недели весь правый фланг фронта за Пересыпью. Хорошо известна героическая посадка у Ильичевки, rae третий баталь- CH, почти в полном окружении, удерживал позицию, нужную для. готовящегося на ступления. _Это наступление имело целью захват немецких батарей на Григорьевке и До- финовке, обстреливавших порт и не да- вавших спокойно выгружать в транспор- тов войска и боезапас. Олерация — вне- запная и смелая — началась в ночь ‘на 22 сентября: крейсера высадили десалт- ный Третий морской полк, самолеты сбро- сили в тыл врага моряков-параштютистов, Нервый морской полк ударил во фланг немецкой батарее. Трехдневный бой моря- ков отбросил румын на девать километ- pos — ва Гильдендорф. И по улицам Одее- сы провезли немецкие орудия, и на етво- ле каждой пушки было написано: «Она стреляла по Одессе, больше не будет» —- и одесситы, как веегда бурные в чувот- вах, провожали орудия. отбитые моряка- ми, аплодисментами. Позже я увидел эти орудия у Иетори- ческого музея в. Севастополе, и это име- л0 особый — важный смысл. В Севастололе бились Третий морской полк и моряки Первого морского полка. Здесь были артиллеристы с одесских ба- тарей. Сюда пришла с Перекопа и При- морская ‘армия, державшая Одессу, и сторожевые катера одесских дивизионов охраняли Севастополь с моря и конвои- ровали приходящие в него транспорты е «Большой земли». Одесса возродилась в обороне Сева- стополя, и традиции одного города-героя перешли к другому. 4. Одесса выполнила свой долг. Она сдё- Jada Bee, чего ждала от нее Родина: она задержала врага на два с лишним меся- ца, спутала его планы, перемолола ру- мынские дивизии. Приказ Верховного Командования отозвал защитников Одес: сы на оборону Ёрыма. И они уходили, стиснув зубы, смотря на пропадавшую во мгле Одессу и по- вторяя, как клятву; — Мы вернемся, немся... Й вот — мы вернулись. В новом сиянии славы ветает над ми- ‘ром Одесса. Одесса... Мы вер- В город ветупили наши войска, вой- ска наступаения, люди ; отремитель- ного удара, исполнители победы, предначертанной и рассчитанной гением талина еще в те дни, когда начала Oxecca свою оборону. Пусть, входя в Одессу, эти победонос- ные войска вспомнят тех, кто жизнью своею и подвигами своими в этих стенях и посадках, в окопах и на авродромах Одессы, На катерах и кораблях столл за, Родину в Севастополе, на Кавказе, под Сталинградом... Слава героям Одессы времен ee 060- роны! Слава героям Одессы времен ce осво- бождениял! Огромное пространство советской зем- ли очищено со взятием Одессы. Огром- ный Еусок Черного моря очищен с воз- вралцением Одессы. Глубоко в нашем ты- ху оказался Крым, обкверняемый еще живыми мортвецамия. Судьба их реше- на: Крым будетоочищен от врагов, Час возмездия и победы стал еле бли- Жо. Так виеред! За совершенно чистое от врага родное Черное море! ... „ КРАСНЫЙ ФЛОТ ож Новая страница Взятие Одессы открывает новую стра- ницу в боевой деятельности Черномор- ского флота. С потерей Одессы —- важ- кейшего порта на Черном море — про- тивник лишился на Черноморском те- атре последней опоры, прикрывающей пути к центральным районам Румынии. В 1941 году моряки и краоноармей- цы защищали город 69 дней и оставили Одессу только после приказа Верховно- го Главнокомандования. : В 1944 году бойцы Hpacnoi Армия не ведя затяжных боев, выкинули непро- шенных гостей из города. Взятие Одее- вы — праздник всей страны. Взятие Одессы еще больше поднимет боевой дух наших черноморских моря- ков, повысит их инициативу и реши- тельность. Черноморцы с болью в сердце покидали одную Олессу в октябре 1941 года. lamin из них впоследотвии, на других фронтах, стоил десятка б0й- wos. Теперь, с освобождением Одессы, силы тех, кто дрался за Одессу, удвоят-. ея. И радость победы поведет их на но- вые подвиги во славу Родины, на раз- гром вражеских баз. Контр-адмирал А. ФРОЛОВ. Красной Армии слава! С огромной радостью слушали мы при- каз Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина 0б освобождении крупнейшего порта на Черном море — нашей Одессы. Радостно прозвучали залпы орудий в Мо- скве, слившись с салютом кораблей Чер- номорекого флота. Красноармейцы и морокие пехотинцы геройски защищали свой город в 1941 году. Они показали тогда, векоре поеле начата войны, ‘выдающиеся образцы стой- кости и выдержки, смелости и отваги. Влагодаря их героизму немецко-румын- ские захватчики долго не могли пройти к. Одессе, и многие тысячи трупов врагов устлали подетупы в городу. Мы, черноморцы, в гордостью при- ветствуем бойцов и офицеров доблест- ной Красной Армии, победоносно воту- пивших на улицы родной Одеееы. Бан- зок час очищения от презренного врага солнечного Крыма и столицы черномор- еких моряков —= города-героя Севасто- поля. Освободителям Одессы —- слава! ‚ Подполковник Д; КРАСНИКОВ. eee eres ne Балтийцы приветствуют победителей ‚ ВРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 10 апреля. (От наш. норр.). Ког- да из репродуктора раздались слова при- каза Верховного Главнокомандующего Маршала Conereroro Сталина, на крейсере «Киров» проходи- 10 комсомольское - собрание. Замолкли речи, радостью заблестели глаза моря- ков. В напраженном внимании слушали балтийцы приказ. дим в Олесеу вмосте с войсками-победи- телами, видим порт, знакомую лестницу, зедущую на Приморский бульвар, мятниЕ Пушкину, широкие улицы пре- красного города. На корабль. которым командует каци- тан 1-го ранга Венифантьев, мы пришли. к открытию унтингз. Просторный куб- рик заполнили артиллеристы, машинис- ты, Радостное волнение. сердла людей, у всех на устах Одесса. Первым на митинге слово берет стаф- ший лейтенант Носков. “— B великую семью советских at -го фронта еще раз показали. блестящего опера- моряков аота, на новые подвиги в предстоящих боях за освобождение морских баз Прибалтаки. Верховный Главно- командующий Маршал Советского Союза лов возвращена Одесса. Войска Украинского пример умелых действий, осуществления наступательных ций. Это воодушевляет. Hac, Краснознаменного Балтийского Да заравствует товарищ Сталин! Эти слова т. бурными аплодисментами, Следующим выступает тенант Ткаченко. — Освобожден от немецкях оккупан- тов важнейший областной цанто родной Украины. Недалек день освобождения Севастополя. Сегодня мы всей душой и 3-го Украинского фронта, на улицах Одессы, бывших сви- детелями морской доблести в 1941 году. И снова гремит здравица в честь ве- лякого Сталина, ведущего Врасную Ар- умами е войсками мию по путя побед, фронта, 38 победу. BX новую wow & `КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ Громвиу ФЛОТ, 10 апреля, (ТАСС). «ура» встретили краснофлотцы радост- ную весть о взятия Одессы. Котельный машинист тов. Меньшиков заявил: — Сегодняшняя пободь вагу и мужество. ними празднуем ‘вобытие; волнующес Одесса снова наша! В эти минуты мы от всей души шлем боевой балтийский при- вет славным освободителям Одессы. — Победа славных воинов 3-го Ук- раинского фронта, — говорят главный старшина тов. Савочкин, -— зовет нас, моряков, к новым подвигам, Мы, моряки-балтийцы, даем слово героям Олессы, что так же умело, храбро и му- жественно, как они, будем драться за освобождение наших баз на Балтийском море, jar ee Союза товарища’ И казалось. мы вхо- па- переполняет Носкова поврываются старший лей- Во всех выступлениях моряков звуча- лв гордость за войска 3-го Украинского замечательную особенно близка нам, морякам, Нащи братья-чер- номорцы в боях 8% Одессу показали от Сегодня мы вместе с И В # ae ee Se Столица нашей Родины салютует доблествым войскам 3-го Украинского фронта, освободившим Одессу, САЛЮТ ОСВОБОДИТЕЛЯМ. ОДЕССЫ Вчера в 20 часов Москва от имени Родины салютовала доблестным 06в0бо- дителям Одеесы. 24 артиллерийских зал- па из 324 орудий один за другим прогре- мели над столицей. Взвившиеся в. небо тысячи ракет превратили предвечерние сумерки в яркий солнечный день. КаБ ни- когда радостно-оживленно было на ули- цах. Возглаеы приветствий, крики «ура», горячие поздравления раздава- лись повсюду. (ТАСС). Семен КИРСАНОВ О ДЕ Мой земляк возвращается в город. Город близок. з Апрельский туман. Холодком задувает за ворот” Хаджибеевский близкий лиман. Выгрызатот : немецкие мины из дорог } земляные куски... Пленных немцев согбенные спины, взгляды полные смертной тоски. Автомата - родное железо ва груди краснофлотца } BHCHT, камень лестницы, грань волнореза чует сердцем моряк-одесскт. Черноморский, студеный, соленый 2 прядь на виске, пахнет галькой, орешком каленым, . южным крабом на крупном песке, ветер трогает Он идет. Он Одессой воспитан. Он ее молодэй старожил. На судах каботажных Ропита дед его кочегаром служил. В детских мыслях = Синсп и Очаков, кругосветный поход Е вдалеке... О, заветный сиреневый якорь на горячей отцовской руке! Город ветра, дыхание лета — помнит OH : } от угла до угла, с чистым золотом < флотская лента там на юный затылок легла! Там он свыкся ‘ с торпедою грозной, там он начал матросские дни, там гордился надраенной бронзой, синью флага и сталью брони! Эх бы — пару сапог ‚ семимильных, километрами б мерять шаги, чтобы домик приморский, фамильный подорвать не успели враги! Zi за спиной одессита? Вспоминает моряк на ходу — Что за путь вся Одесса воронками взрыта в сорок первом кровавом году... Орудийная ночь Молдаванки, лязг и скрежет железных громад... Сколько он под немецкие танки нашвырял самодельных гранат!? Как он грудью спасал командира, как бросался в атаку в дыму, как одесская девушка Ира подносила патроны ему! Рваным шрамом искромсаны брови, это знак севастопольских дней, соль по капляи vu бочившейся крови Ss КЕ Фото Н. Ситникова (ТАСС). ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. (ТАСС). Вчера, 10 апреля, согласно приказу Верховного Главнокомандующего Map- шала Советского Союза товарища Сталина, корабли Черноморского aorta - салютовали доблестным войскам, 06- вободившим Одессу. Ровно в 20 часов раздалоя первый ар- тиллерийский зали Черноморской эскад- ры из 120 орудий, затем последовало еще одиннадцать залпов. Салют транслировался по радио. ЕСА . есть на впадинах ; крымских камней. На раззалинах, ночью морозной, в январе у колючих оград — на бушлат его черный и грозный пять заплат положил Сталинград. Пять ранений, пять острых осколков, ничего... воевал... выживал... Сколько раз на досуге иголкой сн сукно на плече зашивал! Когда греб т между мин от Тамани, когда полз под огнем : : у Керчи, * где бы ни был — звенели в кармане от одесской квартиры ключи! Так он сжился с огнем и атакой, так считал в нетерпеньи ; . часы, he когда близкий, i старинный Очаков : : он увидел с песчаной косы. И, нанитанный гневом и болью, i он пополз в прибережный овраг — ] ч10б наелся лиманскою солью Г его пулей i поверженный и враг! 3. + 1 Мой земляк! ` Пред тобою Одесса! Переулки родные пусты. Перед взорвавным домиком детства остановишься с горечью ты, Ты пройдешь по Военному Спуску и не встретишь отца своего, и на пристани — тихо и тускло, и на милом бульваре -- j мертво, Ты увидишь i проломы и язвы от немецких i снарядов и бомб, а родных твоих - i едкие газы умертвили { ва тьме катакомб, Скоро город i сквозными гудками запоет на басовой струне, н заделаег : i розовый камень рану рваную в каждой стене! Но сегодня L под флагом гвардейским — овеваюшим плечи твои — ты поклонишься ранам одесским, `зашагаешь ва Запад в бон... Там ты вдоволь насытишься местью, там расплатишься с немцем в бою — за свою золотую Одессу, за подругу, за дом, за семью. fi Мы тебя по медалям { узнаем, => одесситы i своих узнают! И догонит тебя : за Дунаем нашей Родины новый салют! Март — апрель ока 8