qf декабря 1945 г., суббота. № 282

НЮРНБЕРГ, 29 ноября. (ТАСС). Доку-
менты, пред’явленные американским обви-
пением, дали Трабуналу возможность пред-
ставить. полную картину заговорщической
подготовки германских и австрийских фа-
шистов к захвату Австрия Германией,

Дальнейшая документация © большой
убедительностью и яркостью рисует пи.
следовавшие затем драматические события.

>  Зейсс-Инкварг путем сложных и коварных
интриг и грязных комбинаций стал мини-
стром внутренних дел Австрии. Пост ру-
ководителя облегчил ему задачу руковод-
слва австрийскими гитлеровцами.  Зейсс-
Инкварт действует, не теряя времени. Че-
рез день после назначения на пост минист-
он направляется на поклон к Гитлеру
з Берлин. В конце утреннего заседания
29 ноября обвинитель Олдермен обратил

‚ внимание Трибунала на опубликованное в

` официальном. германском органе коммюни-
ке об этом посещении
Гитлера. 9 марта 1938 года

австрийским
гитлеровцам стало известно,

судьбу страны. Австрийские

реговоры с правительством.
Из пред’явленных
тов обвинения следует,

бисцита и приказал

ревороту в Австрии была закончена.

\-/свободу действий.
’ Бурная

ской ‘Германии.

мент вследствие отсутствия

тотовил письмо Муссолини,

винителем,

о том, что происходило накануне
записал

что канцлер Шушниг

ков. 10 марта Иодль в

днезнике,
pep полон
то», — записывает в дневнике Иодль.
звал к ‹ебе Геринга,
марта Июодль записал в своем

8-й армии и других частей.
События приближаются K развязке.

лу еше один документ,

щиков. Этот документ — совершенно
ретная директива Гитлера

главлена: Об операции «Отто».

, заявляет: «Если другие

`` безуспешными, я намерен вторгнуться

операции,

марта, Гитлер предоставил право

чтобы вторжению была придана

Зейсс-Инквартом

что канцлер
Шушниг собирается провести по всей Ав-
стрии плебисцит, который должен решить
фашисты
узнали об этом раньше, чем плебисцит был
об’явлен, и тотчас же запросили Гитлера,
что делать. В ожидании ответа «фюрера»
Зейс‹-Ивкварту было поручено вести пе-

Трибувалу докумен-
что, когда изве-
стие о предстоящем плебисците достигло
Берлина, Гитлер решил не допустить пле-
подготовить марш в
Австрию. 10 марта вся подготовка к пе-
В
ночь с 10 на 11 марта в Австрию ют Гит-
лера вернулся гаулейтер Глобочник, Этот
гитлеровский посланник сообщил, что Гит-
лер «предоставил» австрийским фашистам

подготовка к захвату `Австрии
гелась одновременно и в центре фашист-
Американский обвинитель
подчеркивает, что в этот критический мо-
Риббентропа
{он находился тогда в Лондоне) к актиз-
ному участию в фашгистском заговоре был
привлечен сидящий сейчас на скамье под-
судимых Нейрат, бывший тогда министром
иностранных дел Германии. Гитлер под-
об’ясняющее
ero намерение вторгнуться в Австрию. За-
гиски обвиняемого Иедля, прочитанные об-
дают наглядное представление
этих
событий в. штабе гитлеровских заговорщи-
своем
неожи-
данно приказал провести плебисцит, «Фю-
решимости не потерпеть ae
дальнейших записей этого участника зато-
вора видно, что в ту же ночь Гитлер вы-
Кейтеля и других
военных. В ‘6 ‘часов 30 минут вечера 10
дневнике,
что Гитлер отдал приказ о мобилизации

O6-
синитель Олдермен представляет Трибуна-
разоблачающий
дальнейшие действия фашислоких заговор-
сек-
командующим   действовать.
вооруженными силами Германии. Она оза- :
©сло-
вом была зашифрована заранее разработан-
ная операция’ ‘по’ ‘захвату Австрии. В этой
директиве Гитлер < откровенной наглостью
меры окажутся
B
‘Австрию...». Далее он предписывает, чтобы
все части германской армии и воздушных
сил, предназначенные к участию в этой
были готовы к вторжению 12
СВОИМ
восруженным  силам пересекать и переле-
тать пранищу. При этом Гитлер потребо-
вал от исполнителей этого позорного акта,
«мирная
форма, которая будет приветствоваться на-
селением». «Поведение войск, — говорится
далее в гитлеровской директиве, — должно

(2157)

Обвинитель цитирует запись телефонно-
го разговора Геринга с германским пос-
ланником в Вене Домбровским, состоявше-
гося в 17 часов 11 марта 1938 года. Ге-
peur спрашивает Домбровского, получили
ли нацисты в Австрии право легального
существования и могут ли они выступать
в униформе. Домбровский отвечает на эти
вопросы утвердительно и заявляет, что
штурмовики и эсэсовцы уже в течение
о находятся на своих постах в ав-
стрийской столице. Геринг поручает Дом-
бровскому сообщить о что
TCT получит в ‹вое распоряжение перво-
классные соединения фашистов. Геринг
приказывает сообщить ему, Герингу, в 19
часов 30 минут о формировании нового
австрийского кабинета. Геринг  приказы-
вает включить: в состав кабинета в каче-
co министра хозяйства и торговли Фиш-

а.

«Само собой разумеется»; — отвечает
Ломбровский.

«Кальтенбруннер, — заявляет Геринг, —
должен стать ми безопасности, а
командующим австрийской армией должен
стать сам Зейсс-Инкварт. Вы сами зчаете,
кто должен стать министром юстиции», —
продолжает Геринг, :

«Да, конечно», — отвечает Дюмбровский.

Через 20 минут Геринг вел второй раз-
госор с Веной — с государственным сек-
perapem  Кеплером и генерал-лейтенантом
Муфом. Кеплер сообщил ‹Герингу, что
Муф только ч1о видел президента Австрии
Микласа и тот отклонил предложение о
назначении . Зейсс-Инкварта австрийским
канцлером. Тогда Геринг заявил: «В таком
случае Зейсс-Инкварт дюлжен уволить его,
Немедлечно поднимитесь наверх. к прези.
денту и резко заявите ему, что Зейсс-Ин-
кварт вызовет  национал-социалистскую
гвардию, а через пять минут наши войска

войдут в Австрию». В телефонном разгово-

ре с Зейсс-Инквартом Геринг заявляет:
«Идите немедленно вместе с генерал-
лейтенантом Муфом и заявите президенту,
что если он немедленно не примет уль-
тиматума, то наши войска, сконцентриро-
ванные на границах, войдут ночью в стра-
ну, и Австрия перестанет существовать.
Сообщите Микласу, что теперь не время
для шуток. Вторжение будет приостанов-
лено, и войска останутся на границе, если
в 19 часов 30 минут вы меня информируе-
те, что президент Миклас наэначил вас
канцлером».

В 19 часов 57 минут 11 марта Геринг
сисва связался по телефону с Зейсс-Ин-
квартом, который сообщил ему, что Мик-
лас до сих пор не назначил его канцлером
и, видимо, хочет призвать к власти других
людей. Тогда Геринг заявил:

«Я дам приказ о вступлений войск в
страну, и вы можете быть ‘уверены, что
получите власть. Сообщите всем фуководя-
щим лицам следующее: Всякий, кто ока-
жет какое-либо сопротивление, будет не-
медленно предан’ военно-полевому суду
войск вторжения. Понятно?».

«Да, — ответил  Зейсс-Инкварт и доба-
вил: Они сейчас, хотят дать приказ не
оказывать сопротивления».

«Но президент не утвердил вас канцле-
ром, — заявил Геринг,  а sto можно
рассматривать ‚как сопротивление».

Через некоторое время Геринг сказал
Зейсс-Инкварту, что он уполномочивается
«Xopomo», — ответил Зейсс-
Инкварт.

Далее обвинитель цитирует запись те-
лефонного ‘разговора’ Геринга с государ-
ственным секретарем- Австрии: Кеплером;
состоявшегося в 20 часов 54 минуты 11
марта. р

«Главное,—заявил. Геринг, — закиючает-
ся в том, чтобы Зейсс-Инкварт получил
полную власть в правительстве».

«Мы теперь представляем правительст-
во». — отвечает Кеплер.

«Да, вы теперь правительство, — гово-
рит Геринг. — Слушайте меня вниматель-
но. Зейсс-Инкварт должен послать нам
следующую телеграмму. Запишите: «Вре-
менное австрийское правительство, образо-
вавшееся после отставки правительства
Шушнига, усматривает свою задачу в
установлении мира и порядка в Австрии
И поэтому обращается. к германскому

‚ва и допроса свидетелей. Когда

быть таково, что мы не собираемся вести
зойну против наших австрийских братьев».
Однако Гитлер предусматривает, что Ав-

правительству с неотложной просьбой по-
мочь в выполнении этой задачи, чтобы
предотвратить кровопролитие. Поэтому оно

стрия может оказать сопротивление, и  просит германское правительство срочно
предписывает безжалостную расправу <  послать германские войска в Австрию».
сспротивляющимися. Далее в процессе разговора Геринг заяв-

Во исполнение этого приказа Гитлера
Иодль издал короткую инструкцию, при-
веденную обвинителем. В этой инструкции
товорится, что если при вторжении в Ав-
стрию будут встречены  чехословацкие
войска или, милиция, их следует рассмат-
равать как войска противника. При встрече
с итальянцами вести себя, как < друзьями.

Дальнейший ход событий, как заявил
Трибуналу Олдермен, американское обви-
нение может осветить с помощью трех
отчетов, отличающихся друг от друга
лишь небольшими подробностями. В nep-
вую очередь сн представляет суду отчет
австрийского гитлеровца Райнера © том,
как происходило насильственное лишение
`` Австрии ее суверенитета. Как рассказы-
^’ вает этот фашист, 11 марта Зейсс-Инкварт

сообщил, что, Шутиниг отказался от наме-
рения проводить плебисцит. Геринг через
германское посольство в Вене передал,
что Гитлер не согласен с «частичным ре-
щением вопроса». Он требует, чтобы Шуш:
Hur ушел в отставку и чтобы в Австрии
было образовано новое правительство во
главе с Зейсс-Ивквартом. Гитлер устаиовил
крок, Либо к семи с половиной часам ве-
чера 11 марта будут выполнены его тре-
бования, либо германские войска вторг-
нутся в Австрию.

Как следует далее из отчета Райнера,
президент отказался назначить Зейсс-Ин-
кварта канцлером. Австрийские фашисты
перешли от угроз к действиям. После 8
часов вечера СС и СА захватили прави-
тельственный дворец и все важнейшие
зункты азстрийской ‘столицы. ‹ Фаилисты
действовали быстро по заранее состазлеи-
ному расписанию, К 8 час. 30 мин. вечера
они захватили власть во всех восьми гау

`{ (областях), а через три часа полный за-

ляет, что германские войска перейдут
границу ночью. Затем, видимо спохватив-
щись, что в посылке телеграммы нет ни-
какой. нужды, Геринг заявляет Кеплеру:

«Впрочем, покажите текст продиктован-
ной мною телеграммы Зейсс-Инкварту и
скажите sant что он может даже не по-
сылать ее. Все, что он должен сделать,—
это сказать — «согласен».

«Конечн”, — восклицает обвинитель Ол-
дермен, — Зейсс-Инкварту не нужно было
посылать телеграмму Герингу, поскольку
Геринг уже имел ее». Это замечание об-
винителя вызывает смех в зале суда, Об-

ма действительно была опубликована в
германской печати. Далее Олдермен огла-
шает секретный приказ Гитлера о втор-
жении германских войск в Австрию, в
котором необходимость оккупации Авст-
рии мотивируется отказом Шушнига при-
нять германский ультиматум,

12 марта на рассвете германские войска
вторглись в пределы Австрии.

Обвинитель сообщает, что Гитлер весь-
ма беспокоился в это время по поводу
позиции Италии в отношении захвата Аз-
стрии, поскольку в 1934 году Италия
сконпентрировала войска ° на австрийской
границе с целью предотвращения ан-
лилюса. Олжеко к этому времени позиция
Италии полностью изменилась. Так, 11
марта в 22 часа 25 минут германский по-
сол в Риме‘ принц Филипи Гессенский со-
общил лю телефову Гитлеру: «Я только
что вернулся от Муссолини. Дуче вос-
принял все очень дружественно. Он про-
сит передать вам выражение своего ува-
жения. Он был уже информирован Шуш-
нигом. Он уже сообщил ему, что ничего
не может быть изменено. Австрия его не
касается». Гитлер ответил: «Пожалуйста,
сообщите Муссолини, что я никогда это-

винитель напоминает, что такая телеграм-

хват Австрии был завершен.

го не забуду. Поскольку австрийская про-

Затем представитель американского об;

ий   блем й азрешена, я пойду < ним
винения приступил к изложению событий, блема теперь разре , у 1

вместе через огонь и воду».

связанных с захватом Австрии, на основа    ‘к известно, говорит далее  обвини-
нии записей телефонных разговоров Герин- weiss. i общественное мнение было
  Га, сделанных в то время по его пРаКа`   oo eo захватом Австрии, и нацисты
(\^ занию сотрудниками штаба военно-воздуш- должны были спешно принять меры,
ных сил, Олдермен приводит запиюь теле-  чтобы как-нибудь оправдаться в Глазах
фониого разговора Геринга <  Зейсс-Ин- других стран. Вот какие инструкции да-

«вартом. Начался этот разговор с вопроса,
как поживает доктор Зейсс-Инкварт и У
него ли находится зять Геринга, а за-

вал на этот счет Геринг, оставшийся в
Берлине ‘за Гитлера, который уезжал в
Австрию. Обвинитель приводит телефон-

`.Кончился заявлением, что Берлин не с9-  ный разговор между Герингом и находив-
‹ гласен с решением „Пушнига. шимся в Лондоне министром иностранных
  а вечернем заседании Трибунала 29  дел Риббентропом, состоявшийся 13 марта,

на второй день ‘после вторжения в Ав-
стрию.

Геринг: «Как вы знгете, фюрер поручил
мне управлять всеми правительственными
делами. Поэтому я хочу вас информиро-
вать. В Австрии наблюдается  исключи-
тельная радость, выражение которой вы
можете слышать по радио».

Риббентроп: «Не фантастично ли это?».

Геринг: «Конечно, наш марш в Рейн-
скую область превзойден. Фюрер был
очень рад, когда он говорил со мной этой

поЯбря представитель америкаеского сбви-
нения Олдермен продолжал ‘цитировать те-
лефонные переговоры Геринга, относящие-
ся ко времени захвата германскими фашги-
стами Австрии, Эти переговоры ярко по-
казывают ппелательскую роль австрийского
квислинга Зейсс-Инкварта, выдазшего свою
страну в руки германских фашистов. Они
разоблачают также всю  Низость и. Под-
Лость методов, примененных руковощителя-
ми гитлеровской Германии в целях захвата

КРАСНЫЙ ФЛОТ 3
ББ ————— т

ночью. Ведь он впервые видит свою ро-  ля: «Присоединение

дину опять. Но я хочу с вами  погово-
рить по политическим вопросам».
Далее Геринг инструктирует  Риббен-

тропа пойти к Галифаксу и Чемберлену и
заявить им, что Германия будто. не. пред-
являла никакого ультиматума Австрии и
что сообщение об этом является ложью
Шушнига. Геринг, видимо, никогда не
предполагал, что записи его телефонных
разговоров, которые он сам приказал де-
ath, станут когда-либо известны всему
миру. Эти документы полностью разобла-
чают  провокаторские методы германских
фашистов при осуществлении ими своей
агрессии, В то время как в Австрии на-
чался неудержимый кровавый террор гер-
манских фашистов против австрийского
народа, Геринг в следующих тонах сооб-
щает Риббентропу по телефону о своем
настроении (это место процитировано об-
винителем).

Геринг: «Погода чудесная. Синее небо. Я
сижу на моем балконе весь в одеялах на
свежем воздухе и пью мой кофе. Птички
порхают, ‘и я слышу по радио выражения
энтузиазма австрийского народа».

Риббентроп: «Чудесно».
Присутствующие в зале заседания встре-
тили это сообщение Олдермена громким
смехом.

Захватив Австрию, германские фашисты
начали издавать законы, имеющие‘ своим
следствием полное порабощение страны.
О подлинных мотивах захвата Австрии со-
COMM в секретном докладе, прочитанном
7 ноября 1943 года в Мюнхене для гаулей-
теров, начальник генерального штаба во-
сруженных сил генерал Иодль. Обвинитель
цитирует следующее место из доклада Иод-

Утреннее заседание 30 ноября

НЮРНБЕРГ, 30 ноября. (ТАСС). Ут-
реннее заседание Трибунала, открывшееся
с опозданием на 40 минут, начинается
оживленной перепалкой между защитой,
и обвинением относительно порядка вызо-
предста-
витель американского обвинения полков-
ник Эмин об’явил о намерении обвинения
вызвать на сегодняшнее заседание Три-
бунала свидетелей — генерал-майора Эр-
вина Лахузена и наЗельника германской
военной разведки и контрразведки адми-
ала Канариса, защитник Кейтеля Отто
ельте немедленно опротестовал это на-
мерение, ссылаясь на то, что, согласно
соглашению, якобы существующему меж-
ду защитой и обвинением, обвинение
должно предоставлять зантите списки сви-
детелей, по крайней мере за день до их
вызова в суд. Он просил суд не допу-
<кать вызова свидетеля МЛахузена на с®-
годняшнее заседание,

Обвинение дает справку, что такого

соглашения не было и что по соображениям

безопасности обвинение не намерено давать
эти списки защите.

Защитник Геринга протестует против
намерений обвинения не давать защите
заблаговременно ‘списки. свидетелей, ука.
зывая, что имена свидетелей были сооб-
щены прессе. Он также отмечает, что об-
винение якобы не’ снабжает защиту ма-
териалом, поскольку переданный материал
составлен на английском языке. Предста-
витель обвинения об’ясняет недоразуме-
ние, в результате которого имена свиде-
телей были даны прессе, и еще раз заяв-
ляет, что по соображениям безопасности
обвинение не’ намерено давать списки
своих свидетелей защите. Он утверждает
далее, что многие жалобы защиты не-
основательны, поскольку защита поль-
зуеткя на этом процессе значительно
большими преимуществами, Чем, напри-
мер, защита в американских. судах.

Защитник Шахта — Дикс, глава защит-
ников на процессе, об’ясняет, что его кол-
леги явно заблуждаются, когда говорят
о соглашении между защитой и обвине-
нием относительно списков свидетелей
обвинения. Такого соглашения нет, хотя,
по мнению Дикса, оно должно быть.
Он просит суд обязать обвинение предо-
ставлять заптите возможность  знакомить-
ся с документами заблаговременно, как
это было, например, с показом фильма о
концентрационных лагерях.

Трибунал советует обвинению показы-
вать защитникам все, что можно, и как
можно раньще. Что же касается свидете-
ля Лахузена, то Трибунал решает позво-
лить обвинению вызвать его для допроса.
Вводят Лахузена.

Лахузен, отвечая на вопросы обвинителя
Эмина, показывает, что он родился в 1897
году в Австрии, окончил военную школу и
в прошлой войне воевал в качестве лейтенан-
та. После войны он продолжал ‹лужбу в
австрийской армии, дослужиешись к 1930
году до чина капитана. В 1930 году поступил
в академию генерального штаба, по оконча-
нии которой в 1933  г. был назначен офице-
ром разведки второй ливизии. Тогда же он
получил чин майора, В 1935 году Лахузен
был назнзчен в разведывательный отдел
генштаба. После: ‹анилюса» он был автомати-
чески переведен в разведывательный отдел
верховного командования германских воору-
женных сил, начальником которого был ад:
мирал Канарис. Лахузен был назначен на-
чальником одного из отделов контрразведки,
который собирал. информацию о секретных
связях. Лахузем признал, что пользовался
особым расположением своего шефа—Кана-
риса, который ро многих случаях назначал
его своим личным представителем на раз-
личные совещания и даже доверял ему ве-
сти его дневник. Лахузен имел частый кон“
такт с подсудимым Кейтелем и подсуди-
мым Иодлем. Он присутствовал на воея-
ных совещаниях и конференциях у Гит-
лера, :

Обвивитель Эмин задает свидетелю воп-
poc: знали ли работники отдела контрраз-
ведки о военных планах? Вместо прямого
ответа на этот вопрос свидетель об’ясняет,

‚что работчики разведки находились под

влиянием самого Канариса. При этом сви-
детель всячески выгораживает Канариса,
утверждая, будто Канарис пытался предот-
вратить войну с Польшей и вообше войну.
Заявление это встречается открытым сме-
хом Гесса.

Эмин спрашивает свидетеля Jlaxysena,
помнит ли он о совещании у Гитлера близ
Варшавы. Свидетель заявляет, что это сове-
шание промсходило 12 сентября 1939 года.
На этом совещании, которое свидетель. на-
зывает серией собеседований по военным и
политическим попросам, присутствовали по-
мимо Гитлера Риббентроп, Кейтель, Иодль,
Канарис и Лахузен. Собеседования происхо-
дили в поезде Гитлера, в купэ, занимаемом
Кейтелем, Перед совещанием Канарис го-
ворил с Риббентропом относительно поли-
тики в Полыше. Как явствует из показаний
Лахузена, Риббентроп дал директиву ©б ор-
ганизации в Полыше «восстания» немецко-
украинских националистов для уничтожения
нежелательных немцам поляков и ослабле-
ния воли польского народа к сопротивле-

Вечернее заседание 30 ноября

НЮРНБЕРГ, 30 коября. (ТАСС). На ве-
чернем заседании 30 ноября продолжался
долрос семдетеля Лахузена.

Вторая половина заседания была посвя-
цена обсуждению вопроса о состоянии здо-
ровья и вменяемости подсудимого Гесса. В
ходе обсуждения, длившегося около двух
часов, были оглашены заключения мелициян-
ских экспертов, признавиих у Гесса потерн»
памяти. Суд; выслушал также заявления 32-

Австрии означало не
только выполнение нашей старой  нацяо-
нальнюй цели, ню оно также привело к уси-
лению нашей военкой мощи и к улучшению
наших стратегических позиций. До того
времени территория Чехословакии вклинива-
лась в Германию в направлении Франции и
представляла собой воздушные базы для со-
юзников, в особенности для России. Теперь
Чехословакия сама заключена в клещи. Те-
перь ‘ее собственная стратегическая позиция
стала настолько неблагоприятной. ‘что она
не могла оказать никакого сопротивле-
ния».

В конце своего выступления обвинитель
констатирует, что, захватив Австрию, Гер-
мания наруигила статью 89 Версальского до-
говора и статью 88 Сен-Жерменского. дого-
вора.

После выступления Олдермена представи-
телн американского обвинения в. качестве
документального дюкарательства показали
фильм, отображающий ужасы германских
концлагерей. В начале фильма показывается
карта Германии, усеянная густой сетью
концлагерей. Фильм был заснят союзными
кинооператорами ‘в концлагерях после
освобождения их союзными войсками.

Фильм показал орудия пыток в концлаге-
Ггях, кремационные печи, газовые камеры,
горы трупов, тысячи изможденных, находя-
щихся на грани смерти освобожденных зэ-
ключенных, эсэсовские команды охраны,
врачей, производивших над’ заключенными
различные эксперименты, немецкое. граж-
данское население, которое союзные власти
заставили юсмотреть кюнцлагери-

Сотни журналистов, присутствующих на
процессе, долго не покидали зала, наблюдая
за поведением подсудимых.

нию. Качарис спросил Кейтеля, = говорит
Лахузеч, — кто дал указание разрушить с
воздуха Варшаву. Кейтель ответил, что 06
этой мере, как и овсех других мерах в Поль-
ше, Гитлер и Геринг имели договоренность
иежду собой. По его словам, «фюрер» и Ге-
ринг часто звонили и справлялись об испол-
нении их указаний.

Эмин ставит вопрос, чта было сказано на
совещании о сотрудничестве с кругами укра-
инских националистов. :

Лахузен отвечает: Кейтель уточнил *ди-
рективу Риббентропа об организации восста-
ний украинских групп с целью облегчения
задачи уничтожения поляков и евреев.

на Гитлер и Иодль были на совеща-
нии

Лахузен: Гитлер и.Иодль пришли после
совещания или к самому концу совещания.
Канарис сразу же начал докладывать ему о
положении на’ западе, oO приготовлениях
Франщии.

Эмин: Что было сказано о Франции?

Лахузен: О Франции‘ шли разговоры в Ky-
пэ Кейтеля. Канарис доложил, что француз-
ская армия готовится к наступлению в одном
из районов. В этот момент вошел Гитлер,
взял руководство совешанием немедленно в
свои руки и заявил, что Канарис ошибается,

Лахузен показывает далее, что шифром:
для польской кампании было слово «Гимм-
‘лер». Отвечая на вопрос обвинителя, он за-
являет: «Летом 1939 года в контрразведке
происходило что-то таинственное. В середи-
не августа первая секция контрразведки—
моя секция — получила ‘приказ приготовить
польскую‘ форму и польские документы и
‚поставить их Гиммлеру. Этот приказ был по-
лучен от штаба Гитлера. Мы не знали тог-
да, что это значит, хотя имя Гиммлера об’-
яснялю многое». 0...

Эмин: Кто получил эту форму и доку-
менты? г :

Лахузен: Какой-то представитель СД
(службы безопасности СС) по имени Сист.

Эмин: Как все это должно было быть ис-
пользовано?

Лахузен: Мы не знали деталей, хотя име-
ли подозрения, что что-то готовится.

Эмин: Знал ли Канарис, что. именно гото-
ВИТСЯР :

Лахузен: Когда появялся первый бюлле-
тень, сообщавший о напалении польских
войск на немещкую территорию, мы обна-
Гужили среди захваченных материалов Te
материалы, которые были приготовлены моей

Наше’ поколение, пережившее войну,
трудно поразить чем-то новым о гитле-
ровокой Германии, и все же мороз про-
теля Олдермена на нюрнбергеком

цией. Эта речь полна угроз всему миру
и циничного самохвальства убийцы, ко-
торый отьянен удачами и не сомневает-
найлу пропагандиетевий предлог для на-
шивать, имел ли он право», — самодо-
вольно гогочет Гитлер.

нение 0 нем вызывает беспокойное ер-

Процесс главных немецких военных преступников. в. Нюрнберге

Вечернее заеслание 29 поября

Из зала суда

‹Локументы обличают

занье на скамье подсудимых, 910 —
«план Барбаросса». Запомним, товари-.
щи, уже 18 декабря 1940 года этот
план фапгистокого нападения на нашу
родину, занятую мирным трудом, суще-
ствовал ввиде официального документа,
подписанного Гитлером. Задолго до это-
го его разработкой занимались Иодль и
Кейтель. Решающая победа на Востоке
казалаюь тогда им достижимой в крат-.
чайшие сроки. Они рассчитывали. сокру-.
итить. Советокий Союз в стремительной
кампании. Такова была целевая ‘установ-
ка плана. Быстрый разгром наших войск

бегает. по, коже; когда слушаешь same-
стителя главного американского обвини-
про-
цессе. Он огласил перех Международным
Военным Трибуналом документы, захва-
ченные в секретных германских архивах,
протоколы секретных совещаний в рейхс-
канцелярии, составленные  ад’ютантом
Гитлера. Неизвестные еще миру речи я
приказы фюрера раскрывают страшный
заговор против человечества, планомер-

но осуществяявшийся фашистской кли- В Запацной части  отраны, глубокие
ОЙ, танковые клинья, смыкающиеся на ли-
Как мало вериль Европа в сущеетво-   НИИ ake тим, уничтожение
вание этого заговора десять лет назал, Е TM SIT CRE GEM a
Е SAPO, OHO, nunoy oon

нии уже вошел в действи ный 3a-
у де а. п представлялея тгерманеким

кон 0б обороне райха, приобщенный те-
перь к обвинительным материалам, кав
одно из важнейших доказательств. пред-
намеренности и тщательной подготовки
германской ‘агрессии. Слово «оборона»
было здесь, разумеется, не больше чем
фиговым листком. Этот закон подчинял

стралегам «план Барбаросса» в действии.
Мир знает, чем это кончилось. «План
Барбаросса» стал последним планом гер-
манского генерального пегаба. Гитлеров-
ская Германия на нем сломала себе хре-
бет. Порочной оказалась принципиальная‘
основа этого плана. Гитлер и его клика

все ресурсы в Германим одной цели —   це унли таких решающих ф в, как
осуществлению последующего захвата отг- русский народ, советекий строй, лар-
ромных территорий и порабощения на- тия большевиков, руководетво Сталина.

родов. Этот закон обрекал на горе, му-
ки и смерть многие миллионы ни в чем
неповинных людей в десятках стран.

Первыми жертвами были намечены
Австрия м Чехословакия, намечены задол-
го до того, как план начал осуществлять-
ся. Теперь мы знаем о секретном совеща-
ни в рейхоканцелярии 5 ноября 1937 го-
ха, где Гитлер произнес речь, которую он
сам назвал своим политическим. завеща-
нием, 9 захвате Вены и Праги...

Следующей на очереди была Польша,
Не может быть речи о том, чтобы поща-
дить Польшу, — заявил Гитлер. Герингу,
Редеру и Кейтелю ‘на совещании в новой
рейхеканцелярии 23 мая 1939 года. На
этом же совещании шла речь о захвате
Бельгии, Голландии, Франции, о блокаде
Англии, о том, что следует игнорировать
0б’явление нейтралитета и не принимать
BO внимание какие-либо международные
договоры. Можно‘ вполне согласиться ©
предбставителезж американского обвинения,
который, передавая суду ад’ютантекую
зались этого совещания, заявил, что те-
перь в вопросе о прелнамеренной подго-
товке агрессии ‘со стороны гитлеровской
Германии не остается ничего недосказан-
ного.

Но на стол Международного Трибунала
все же кладутся еще новые доказатель-
ства. Среди них — речь, произнесенная
Гитлером 22 августа 1939 года перед
вызванными для этого в Оберзальцбург
командующими армией, флотом и авиа-

Нам было несказанно тяжело, но побе-
дили мы. И «план Барбаросса» положен
на стол Международного Трибунала как
одно из документальных доказательств
чудовищных преступлений германекого
фапгизма. Вместе с этим планом опубли-
гован.и меморандум 06 обсуждении
ето — потрясающий документ, в кото-
ром © немецкой аккуратностью: зафикей-
ровано, что результатом осуществления
этого плана будет голодная смерть мил-
ионов чалших соотечественников.

Мы знаем заранее, что скажут обви-
няемые по поводу, этих. грозных  свиде-
тельетв их преступлений. Они будут
клясться, что лишь выполняли волю
Титлера, сожалеть, что его самого нет на
скамье подсудимых. Слов нет, Адольфу
Титлеру здесь нашлось бы достойное
место. Но это ничего не изменило бы
для герингов, шахтов, кейтелей, розен-
бергов и риббентротов. Связанные ‘общи-.
ми преступлениями, они предетавляют
‘Teper судом  свободолюбивых народов
торманский фашизм, организовавший и
пытгавитийся осуществить страшный за-
говор против человечества.

На таком процессе документы не мо-
гут, конечно, быть единственными дока-
зательствами виновности  фапистских
главарей. Слишком много других улик. И
если бы гитлеровцы успели. уничтожить
все экземпляры «плана Барбаросса»,
если бы не были найдены папки ад’ю-
тантов Гитлера, это не повлияло бы на
исход процесса. Но все же хочется еще
раз осказаль спасибо солдатам, которые
в штольнях соляных юопей и в других
тайниках откопали секретные германовие
архивы. Документы, пред’явленные 0б-
тРинением, обличают не только преступ-
ников, занимающих скамью подсудимых, —
они обличают перед всем человечеством
фалтизм, Rak злейшего врага народов,
обличатют его не только перел ‘нынешним,
но и перед будущим поколением,

2. Как германский флот готовился

ся в усшехе очередной ‘авантюры. «Я

чала войны. Победителя ше будут епра-

И вот еще один документ. Он много
значит на чате весов. Недаром упоми-

секцией по заданию штаба Гитлера для
Гиммлера. Канарис выяснил тогда, что из
концлагерей были взяты люди, которые и
были одеты в приготовленную нами форму
и снабжены нашими документами. Они со-
 вершили нападение на пограничный пункт
Глейвиц. Геверал Остер хотел получить
подробности всего этого дела, но ему не
удалось получить их.

Эмин: Что случилось с людьми из кони-
лагеря. одетыми в польскую форму?

Лахузен: Много позже я говорил с CC—}
группенфюрером Бюркелем, который 6005-
щил мне, что это дело знала лишь группа
людей из службы безопасвости, но все они
после этого дела были расстреляны, так
что история’ этого дела’ ‘унесена ими в MO-
rey.

Обвинитель просит свидетеля рассказать
Трибуналу о специальном совещании, на ко-
тором обсуждался вопрос о подготовка
убийства генерала Вейгана. Лахузен расска-
зывает. что это совещание происходило в
середизе зимы 1940 года. Приказ об убийст-
ре был отдан Канарису подсудимым Кейте-
лем и исполнение было поручено секции, ко-
торую возглавлял свидетель. Работники
контрразведки, по словам Лахузена, будто
отказались выполнить STOT приказ, хотя
свидетель не решился заявить об этом
Кейтелю, когда последний спросил его ©
ходе выполнения приказа. Наиболее
страшная страница истории гитлеровских
преступлений раскрывается, когда Лаху-
зён начинает рассказывать © совещании
по вопросу ©б отношении к советским
вюеннопленным, которое состоялось в
июле 1941. года. B этом совешании при-
нимали участие; генерал Рейнике, Ha-
чальник общего отдела верховного коман-
лования ‘германских вооруженных сил
 СС — группенфюрер Мюллер, из. «службы
безопасности». полковник Брайер, руко-
водивший делами военнопленных, и сви-
детель Лахузен. _

Какие приказы были по этому вопро-
су? — спрашивает обвинитель.

Лахузен: Намечались две категории мер:

Международный Военный Трибунал
еще не заслушивал показаний бывшего
германского гросс-адмирала Эрика фон
Редера — его допрос, как м допрос всех
обвиняемых, втерели. Но одно из пос-
ледних судебных заседаний было в зна-
чительной части посвящено Редеру, так
как в ‘числе документальных доказа-
‘тельств, оглашенных во. этот день лтред-
составителем американского обвинения,
окавались выдержки из предварительного
допроса Редера и некоторые малериальх
относящиеся к возглавлявшемуся ‘им Be-
додпотву. И хотя эти ‘материалы касают-
ся вопросов, являющихея далеко не
тлавными в пред’являемых Редеру обви-
нениях, оглашенные перед Трибуналом
документы дают новые сведения о роли
германского адмиралтейства, в подготов-
ве агрессивной войны. .

Делать вид, что соблюдаеся буква
Версальского договора и в то же время
развивать морекие вооружения вопреки
этому договору — такова’ была тактика
терманекого адмиралтейства на протяже-
нии полутора десятилетий, начиная с
1919 года. Это признал Эрик фон Редер
на предварительном допросе. Это под-
тверждается и документами из герман-
ских архивов, переданными суду.

Работа в этом направлении началась
с сокрытия подлежащих ликвидации
береговых батарей, с планомерного. раз-
мещения морских офицеров по граждан-
оким ведометвам, © ‘передачи транелорт-
ным кампаниям флотоких постов службы
наблюдения и связи вместе © их личным
составом. Но скоро пошли дела посерьез-
нее. Уже в 1920 тоду началась  подро-
това к восстановаению подводных сил,
морской авиации, производетва мин.

1927 тода контролируемые герман-

к агрессии

соответствоват заранее разработанному
плану, выполнение которого было  0бес-
печено длительной подготовкой. Пример-
ню в это же время стали вступать в
строй вопомогалельные крейсера, стро-
ивитиеся под кодовым обозначением —-
транепортные корабли «0».

Документы, пока оглашенные на суде,

раскрывают лишь в общих чертах подго-

товку германского флота к агрессивной
войне и, несомненно, будут дополнены. в
ходе судебного разбирательства новыми
данными. Однако уже сейчас можно CO-
ставить совершенно определенное пред-
ставление э том, как германское адми-
Талтейство выполняло общую задачу,
сформулированную. Гитлером как «обесне-
чение целей германской внешней полити-
EW.

Для характеристики конкретных тре-
бований, пред’являвшихся к флоту, инте-
ресны два замечания Гитлера, зафиксиро-
ванные в переданных суду документах.
Одно из них, высказанное в присутетвии
`Редера и Геринга в 1934 году, сводится.
в тому, что Германия не сможет вести ни-
какую войну, если флот не обеспечит вы-
воза железной руды из Скандинавии.
Другое замечание, относящееся в тому
же году, свидетельствует, что уже в TO
время, всего через год после захвата ими
власти в Германии, ‘нацисты включали
в евои планы подготовку нападения Ha
Англию. Во всяком случае фон Редер по-
лучил тогда от Гитлера указание, что 0с-
новным противником на море надо ечи-
тать британский флот и поэтому новые
линкоры должны иметь вооружение, соот-
вететвующее вооружению английских ли-
нейных кораблей типа «Король Георг У».

первая — убийство всех русских комисса-

ским адмиралтейством фирмы в Испании,
Голландии. Финляндии уже занимались
производством подводных лодок или де-
талей к ним для Германии. Так выгля-
дело соблюдение буквы Версальского до-

ров, ° вторая — убийство всех’ пленных,
которые могли рассматриваться Как боль-
щшевики ‘или как их сторонники. \

На вопрос обвинителя, является ли
свидетель единственным из оставшихся в

живых представителей «круга Канариса»,   гозора, запрещавиего строительство
свидетель отвечает заявлечием, что,  п0-  подводных лодок лишь в самой Германии.
мимо Hero, осталось двое’ или ‘трое,

В Испании и Финляндии было офгани-
зовано обучение немецких подводников.
Впрочем, уже в 1932 году появилась
школа подводников в Германии, органи-
зованная под вывеской училища проти-
володочной обороны. Вотрое о перенесе-
нии сборки и отроительства подводных
лолов в Германию неоднократно обоуж-
дался и ставился в зависимости от по-
питической обетановки. Практически ов
был решен в 1935 году: в середине
июня этого года, через месяц ‘после того
как Гитлер об’явил 00 отказе выполнять
ограничения мороких договоров, были
спущены на воду первые подводные лод-
ки, ©0 ые в Германии. Этот срок

остальные уничтожены после неудачного
покушения на Гитлера летом прошлого
roma..

Продолжение допроса свидетеля Лаху-
зена переносится на вечернее заседание,

щиты, доказызавшей невменяемость Гесса и
а связи с этим невозможность продолжать
суд над ним. После этого Трибунал предо-
<тавил возможность. высказаться самому
Гессу. Последний зачител свою декларацию,
в которой он признает, что намеренно симу-
лировал потерю памяти из тактических со-
ображений, в том числе перед своим защит-
НИКОМ:   divs

Фашистская морская программа пре-.
дусматривала значительное повышение
боевой мощи флота в 1938 году. Однако
уже гораздо раньше «цели германской
внешней политики» потребовали от фло-
та фактической боевой готовности. В
марте 1936. года; когда Германия вводила
свои войска в Рейнскую область и опа-
calach контрмер со стороны ° западных
держав, флот получил приказ 06 опера-
тивном развертывании. Подводным лод-
кам было приказано перебазировалься из
Киля в Вильгельмогафен и выйти в до-
зор.

Тревога оказалась напрасной. Первая
вылазка сошла гитлеровцам безнаказанно.
Это ускорило подготовку новых авантюр,
в которых  видная роль . отводилаеь и

лоту.
а Н. ЛАНИН,

HIOPHBEPY, 30 ноября. (От специально.
го корреспондеята «Красного Флета»). !