о

Ц

я

$

+

of

\

Hk

_ старший комендант

13 апреля 1944 r,, Ne 88 (1655)

НА ПЕРЕПРАВЕ

„ Жак тользо войска Отдельной Нуимор-
{кой армии высадились на Керченском
полуострове, вол забота о снабжении за-
хрепившихея на плацдарм» чаелей легла
на плечи личного состаза кораблей воно-
могалельного’ флота, Особенности плава-
ния в проливе (мелковолье у берегов,
банки, артиллерийский  оботрет и бом-
fia) потребовали так организовать не-
реправу и мопользовать  плаверелетва,
чтобы обесмечить бесперебойное питания
десанта всем необходимым в дюбой( об-
становке и при любой погоде.

Для работы на переправе мы ‘иеполь-
зовали баржи, понтоны, сейнеры, тенде-
ры, мотоботы —~ Bee THIEL зепоморалель-
ных средств флота, Букеиры зодили це-
тые караваны судов от одного берега ok
другому.

На первых порах очень важно было пе-
ребросить в”Врым танки, тяжёлую и! зе-
нитную артиллерию. Перебрасывали их
на мотопонтонах.  Противних  про-
сматривах BCC причалы м, пользуясь
малейшей ‚заминкой в погрузке, открывал
шивальный артиллерийский отонь.. Чтобы
максимально сократить время погрузки,
устроили специальные еходни. по кото-

рым на понтоны в’езжали танки, танкет-.

ки и бронемащины, Beeb процесс по-
трузки занимал несколько минут. Мы не’
допускали сцопления техники на прича-
зах, И

Баржи использовались для переброски
тлавным образом тродовольствия и фу-
ража и только в 060бых случаях — для
доставки боезадласа, Обычно me его пе-
ревовили Ha более маневренных и менее
уязвимых для противника судах — тен-
дерах, сейнерах, мотоботах,

По мере. увеличения грузооборота из-
менилея самый процесс погрузки, — на-
10 было обеелечить наибольшее коалче-
ство рейсов,

Чтобы не допускать  линенего околле-
ния боевых грузов на тричалах и не под-
зергать их и людей опасности, мы делали
18: за ПЯТЬ минут до подхода судна к

причалу ставили в известность команти-.

ра части, люди и Техника которого хол-
жны перебрасываться в Крым, и он при’
нимал меры к скорейшей погрузке. Едва
баржа или тендер ощвартуется,’ начи-

налась работа. При малейшей задержке.

по вине экипажа судна командир ¢o-
авлят WRT с увазанием причин поомед-
ления. Так же бывало, есля судно задер-
‚живали тогрузочные команды  сухопуг-
ных частей. По анрам принимались меры,

На каждый причал были выделены ко-
менханты для наблюдения за погрузкой,

Особенно хоропо  ортанизозали работу

колтитан-лейтенант
Киселев, комендант одного из причалов
старший лейтенант Изеьямов, старший
счётчик младший лейтенант Микшун. У
них никогда не бывало задержек по вине
личного состава, нормы погрузки строго
выдерживались,

Пока судно грузиловь, буксир стоял в
тотозности. Бункеровалея он одновремен-
но © погрузкой баржи.

Каждый из буксиров` был прикреплен к
определённой групие барж, которые oH
и водил в соответелвии © суточным Tpa-
фиком перевозок, В графике, © которым
запитаны букслров заблаговременно зна-
комились, ухазьтвалоеь, ботда и куда ту
или иную баржу нало отвести, какую
привести назад,

Букоир «Пропаганлист», к примеру.
отводил на тот берег гружёную баржу. К
его приходу там уже заканчивалась фаз-
грузка или стояла порожняя“ баржа. Ка-
питан буксира брат её м приводих 06-
ратно, Воли ждать приходилось больше
утредеяённого времени, капитан звозвра-
щажя и буксировал новую баржу, а 95-
ратно вёл ве.

Велико значение в ‘этом деже двусто-

ронней рахио- м телефонной связи с шта-

бом и капитатамй букеиров, © одной
стороны, и штабом, старшим морским на-

чальником урымоких портов и их комен-
дантами -— © другой. Вапитан букеира,
обнаружив  неподготоваенноеть баржи
ити понтона, к обратной буксировке, не-
медленно сообщал об этом и сразу же
получал новые указания,
Старший морской начальник и его all-
Tapat на противоположном от нас берегу
были обязаны наблюдать за скорейшей
разгрузкой судов, информировать‘ коман-
дир» плавередотв, через
разгрузится то или иное судно, чтобы
можно было своевременно выслать бук-
бир, если ето в это время не было на той
стороне. ‚
Хочется отметить работу командиров
букеиров «МК-21» главного
Дюма, капитана букеира «Пропагандист»
Кругликова, экипажей букеиров «Чка-
top> и «Сиваш», которые совершенно
ликвидировали простои, Даже‘ неистрав-
ности и боевые повреждения личный со-
став устранял на ходу.
о Исключительный героизм проявляли
экипажи тендеров, сейнеров и ‘мотоботов.
Отряд тендеров, которым командовал да-
питан-лейтенант Иващенко, днём, ночью,
в шторм перебрасывал. боевые грузы. В
первое время тендеры ходили при силь-
ном противодействии неприятеля, но это
не отралиило черноморцев, Старшина тен-

дера № 35 А. Белов за пять суток пере-.

в63 много грузов и большое количеет-

во бойцов; он в два раза перевыпоанил  .

план. Старшина тендера № 75 Борие Гер-
могенов достиг, ещё лучигих результатов.
Никакой шторм, никакая бомбежка He
могли остановить ero. Однажды. едва
тендер стал подходить в причалу, нале-
тела немецкая авиация, Взрывной волной
Гермогенова выбросило’ за борт, ранило,
Он все-таки  доплыхл до тендера, забрал-
ея на патубу и стал за руль. Гермотенов
довёл судно до причала, разгрузил его и
немедленно вернулся зв другим грузом.
Сейнеры, особенно: «19» и «20%, rome
не ототавати. «Двадцатый» под командо-
ванием старшины 2-й статьи Cayperoro
однажды перебросил в Крым боеприпаеы
в такую погоду, корда другие корабли да
же но рискнули выходить из-под укры-
THA. ; ‘
Перетрава работала круглосуточно.
Один из причалов выдавалея далеко в
пролив, Вакой бы ни был зетер. по одну
какую-нибудь сторону этого причала Bo-
да обязательно тихая. Мы так организо-
вали дело, что у этого причала шла дву
второнняя погрузка сулов.
Работы часто велись ‘пох артилдерий-
ским обстрелом и бомбежками. Экипажи
судов показывали образцы бесотразния;
не прекращая погрузку ни при каких 09-
стоятельствах. С рассвета ‘и до наступле-
ния темноты переправа приврывалась
опециальными кораблями-дымзавесчика-
ми. Они действовали в проливе, когда из-
за ветра нельзя было ставить завесу не-
поередетвенно в берега. В
проливе \ного песчаных банов,

‘

ме-

лей; особенно при подходах к берегу.

Balsa создана смециальная лопманокая
служба. Опытные  лоцманы,’ прекрасно
знающие ® обетановку, ° обеспечивали
безаварийную проводку судов.

Ремонт плаворедетв часто провеходил
Ha ходу, и только при серьёзных полом-
ках и боевых повреждениях суда ремон-

тировалиеь в специальных мастерских. .

Такая оргапизация дела давала возмож-
ность постоянно держать в строю доста
точное количество кораблей.

В использовании плавсредств были,

конечно, недочеты, но то, что войска He}

TOABKO не испытывали недостатка в 0606-
запасе, продовольетвии и фураже, а; на-
оборот, имели в избытке ‘все необходимое,

лучше всего товорит © самоотверженнос-
ти экипажей судов переправы. Они пони-  .

мали свою почетную роль и с честью

выполняли трудное дело.
‘Капитан 3-го ранга

Н, НАНЕВСКИЙ,

Черноморский флот.

ПО СТРАНИЦАМ ФЛОТСКИХ ГАЗЕТ

О Корабельном уставе

Устав — основа воинокой дисциили-
вы и организованности. Верховный Глав-
нокомандующий Маршал Советского Cor-
3a товарищ Сталин в своих приказах.
требует строжайшего выполнения
вв и наставлоний, Эти
шие документы вобрахи в себя Bech 60°
татейтий опыт современных боев. Тот,
вто веоружен этим опытом, обобиуенным
в Уставе, всегда ет действовать Уве-
ренно м  успешено, Вот почему тах важно,
чтобы все военные моряки отлично зна
ли и неукоснительно выполняяч  Кора-
бельный устав.
  Towra весь номер rasorst «Врасвый
Валтийский флот» от 26 марта посвящен
той теме. Под анилагом  «Ёрелко дер-
жись Устава -— он учит бить врага» га-
зета печатает на двух етраницах статьи,
хорреспонденция и письма балтийцев.

Разворот открывается статьей капи-
mana 310 panra И. Маевокого 06
инициативе в 0б0ю. о Примерами из
боевой практики ‘статья подтверждает
значение и жизненную илу указания

Устава © том, что условия современного

боя требуют быстрых решений и это
«обязывает ислолнителей в проявлению
инициативы з рамках поставленной зада-
чи и на основе оценки сложившейся 0б-
остановки»,

06 огромной оли инициативы для ye
Тешного выполнения заданий командова-
ния рассказывает в своей статье отарити
праснофлотец Б, Гаевекий, 2

В других материалах, опубликованных
газетой, приводятся многочисленные
эпизоды, подтверждающие глубину и чет-
кость уставных положений. о борьбе за
живучесть, © наблюдении, о корабельных
работах, Старшина 1-й статьи Д, Мак-
симв рассказывает о том, как деиствия
моряков по Уставу спасли корабль, п9-
лучивший опасные повреждения:

«Ни угроза пойти ко дну, ни темнота,
внутри отсеков не сломили воли и
мужества людей, Командиры ‘ аварий-
ных групп боцман Логвинов и главный
старшина Комов,” их подчиненные —

Yora-
важней-

‚  краснофлотцы Масур, Дедушев, Брег-

ман и другие работали во мраке по
грудь в воде, наошуль», i
Лейтенант Н. Бессонов, старшина 2-й
статьй В. Богданов в своих корреспон-
денциях показывают, ках строгое соблю-
ление уставных правил обеспечивает ус
пех в самых трудных условиях. Согласно
Корабельному уставу, наблюдение в море
должно быть настолько действительным
(непрерывным, точным, = бдительным,
живучим), ‘чтобы фезультаты этого’ на-
‘блюдения можно было использовать для
‘успениного развития боевых действий ко-
рабля. Сигнальщив Н-окого тральщика
тов. Богданов делится на страницах газе-
ты своим опытом. Он пишет 0 том, как
ведет наблюдение во времл тумана, ночью,
в пасмурную погоду. Среди других при-
меров он приводит любопытный случай

Гобнаружения им в ночное время буйка

трала: .
«Этот трал оторвало у другого на-
шего катера. Если бы немцы нашли’
его, то смогли бы установить, что мы
провели траление вблизи их берега.
Скрытность операции‘ была бы  нару-
шена; На нашем катере были быстро
приняты меры, чтобы выбрать обнару-
женный трал, и мы продолжали свое
дело. Боевая задача’ была выполнена».
Заметка старшины 2-Й статьи В. Буй-
ко служит иллюстрацией к пункту Юора-
бельного устава, тласящему: «Лучшая
помощь своим терпящим кораблям —
усилить атаку противника, чем. юслаб-
ляется удар по пострадавшим кораблям».
Корабельный устав в действии, в бое-
вой жизни —— вот общая идея,  связы-
вающая все материалы, напечатанные в
этом номере газеты. Делая вывод из этих
корреспонденций, тазета пишет в пере-
довой: ]

«Глубоко уважать Уставы и точно
соблюдать их-—-в природе моряка. Это
основа основ дисциплины, порядка И
организованности на военном корабле.

Стоит отступить от Устава — и Tor-
да легко скажиться к грубым” оплош-
нослям ’в’службе.  И, наоборот, кто
крепко держится Уставов, Tor помо-
гает своему кораблю изо днЯ в ‘день
повышать боеспособность и ковать

победу над врагами».

сволько часов

старшины.

‘ro бюро, когда
  векадрильи, Вомсорг одного из авиапол:

того; как корабль придёт в позиционное

‘велика. А всплывать без перископа —

‹«Торпедная ‘атака!», ^

Вахтенный офицер один принимает ре

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Краснознаменный Балтийский флот. В кают-компании краснознаменного  крей-

сера «Киров» офицеры беседуют: у карты.

Фото’ В; Федотова.

“2 ПОЧЕМУ ЗАБЫТ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМСОРГА?

`Вомсорг энекого авиаполка  твардии
лейтенант Диденко’ отбыл в длительную
командировку. Его заменил молодой ком-
сомолец т. Затынайченко. ‘Он уверенно.
взялся руководить комсомольской орга-
низацией — умело’ проводил ‹ заседания
полкового бюро, выдвигал наиболее су-
мественные вопросы комсомольской
жизни, быстро установил контакт о ‘ак-
тивом, наладил его работу. Видно было,
что у т, Затынайченко есть уже неко-

торый опыт, поэтому ему’и удалось ожи-
‘вить деятельность комсомольской орга-

низации. ‘ sins

Этот опыт он приобрел, будучи  не-
сколько месяцев. заместителем комсорга
и деятельно участвуя во всех начина-:
ниях, проводимых комсоргом, Тейтенант
Диденко ‘заботливо воспитывал своего
заместителя — советовался с ним, раз’
ленял ему ’ особенности   комсомольской
работы в авиации, обучил показом, ла-
вал различные поручения. Затынайченко
помогал проводить в эскадрильях. KOM?
сомольские собрания. Нередко выступал

‘на них с докладами, беседовах с ком-

соргами и активом подразделений, по-

сещал семинары, участвовал в совеща-

ниях по. обмену опытом. комсомольской.
работы. Заместитель
образом, ‘знал, как живут и работают
комоомольские организации, отдельные
KOMCOPrH и активисты. И неудивительно,
что побле от’езда лейтенанта Диденко
1. Затынайченко быетро и хорошо 06в0-
Hach © обязанностями вомсорга авиа
полка. :

В сожалению, ‘так обетоит. далеко He:

везде. Сплошь и рядом комеорги полков
й эскадрилий забывают © своих ^ заме-
стителях, не обучают и не воспитывают
их. Во многих организациях  замести-

тели комсоргов числятся только на бу.
маге. К активной работе. их не привяека-
ют; семинаров для комсоргов они не: по-.
сещазт. Нередко заместитель комебрга не’

приглашается даже на заседание полково-
отчитывается  комсорг

У каждого из `офицеров-подводников
за годы войны накопилея богатый опыт
плавания,  выработалиеь свои приемы,

свой подход к разрешению боевой зада-.
чи: Нельзя сказать, чтобы подводники He

обменивались опытом. Однако, как пра-
‘вило, разбираются нашболее крупные,

принципиальные вопросы. При этом кру-
пицы ценного оныта часто не использу-.

ются, хотя они могут принести большую:
ПОЛЬЗУ. -

Многие
своё время незыблемыми, не оправдали
себя в походах; выработано много новых
приёмов, эффективность их подтвержде-,
На
тическими приёмами и навыками, выуа-

ботанными на подводных лодках нашего.

соединения за время войны, мы и хотим
поделиться. и.

На одной из подводных лодок пере-
смотрен ‘весьма существенный вопрос:
как воплываль—6 убранным или с нод-
нятым перископом? Обычно считалось.
правильным веплываль © ‘убранным пе-
рископом. Однако в процессе военных
действий целесообразность такого метода,
оказалась весьма спорной. Воплывать
без  перископа — значит подвергать
подводную лодку всем опасностям, кото-
рые подстерегают её на позиции, не ви-

дя этих опасностей, Командир Н-екой
подводной AORN, ° один из  опыт-
нейших офицеров, никогда не воплы-

вает вслепую. Он держит. перископ под-
нятым и отходит от него только. после

положение.

— Опасность, что враг обнаружит
перископ, —— говорит он, — He так уж

всё равно; что ходить по дороге
рытыми глазами, —

Практика не подтверждает также пра-
вила готовить аппараты после выхода на
боевой курс, Опыт показывает, что на-
дежнее делать это сразу после сигнала’

с вав-

Улучшая боевую организацию мости-
ка, мы исходили из того, что ничто по-.
CTOPOHHCE HE должно отвлекать. вахлтенно-
го офицера. До минимума свели разго-
воры на мостике: говорят только наблю-
далели и командир. Отработана лаконич-
ность языка, Например, набтодалель го-
ворит: «Самолет!» и тотчас сбегает вниз.

шение. Его но отвлекают’ вопросами
разрешении выйти на мостик, вынести
мусор и так далее. Этим ведает momo
ник вахтенного офицера, находящийся
в рубке. НЙ

комсорга, таким.

положения, считавшиеся в.

ь.- Комсорги, парторги и работники

ков т. Синятинский организовал несколь-
ко семинаров для комеоргов эскадрилий.
Но заместителей комсоргов не привлек,
Очевидно, роль заместителя комоорга
недооценивается. А ведь OH — правая
ука комсорга, первый его помощник,
призванный в случае’ необходимости за
менять его, Отсюда и вытекает прямая
обязанность комсоргов и заместителей
хомандиров по политчаети заблатовремен-
во выращивать резерв для руководящей
работы. Где эта задача игнорируется,
там с выходом из строя комсорга ero
заместитель оказывается. не. в. состоянии
руководить организацией.
’ЗВ энской авиабазе комсоргу т, Усову
по болезни пришлось ‘покинуть авиа-
базу. Однако обязанности комсорга он
передал не т. Тороповекому — своему
заместителю. Оказалось, что тот только
числилея заместителем. Тов. Усов совер-
шенно не заботился о Тороповеком, о
приобретении им опыта и навыков ор-
ганизационной деятельности и фруковод-
ства. В этой комсомольской организации
были и раньше серьезные недочеты, a за
время болезни т. Усова работа резко
ухудшилась — в, данном. случае веледет-
вие. явной недооценки роли актива и в
частности ‘заместителя комеорга.
Некоторые ‘комеорги не хотят утруж-
дать себя подготовкой молодых кадров,
`& порой и не знают, как их воспитывать.
№ сожалению, инструктора политотдела не
иридают. этому должного значенйя. Бы-
зая вочьсти, инотруктор- редко о интере-
‘суетоя’ деятельностью заместителя ком-
сорга, не выделяет его из актива.
‚ Такая практика, конечно, никак не
содействует выращиванию будущего ру-
коволителя комсомольской организации.
по-

Риитотхела обязаны сделать все необходи-

боевой практикой, Некоторыми так-

‘106, ‘чтобы ‘заместители’ комеорга актив-
#0 работали, накапливали опыт и знания,
ибо выращивание молодых руководящих
` кадров — одна из их первоочередных

задал, . ie
aes В, ДЕМИНСКИЙ.

Заметки офицера-подводника

Заслуживают внимания согласованные
действия боцмана и инженер-механика
во время торнедных атак. Инженер-ме-.
ханик всегда стоит за боцманом, вместе
с ним следит за диферентометром и глу-

требованиями  диферентовки, = отдабт
трюмным приказания о приёме или от-
‘вачке балласта. При такой системе боц-
„ману легче поддерживать подводную лод-
ку на’ ровном киле и на заданной » Tay-
вине. Е

Очень ‘важно работать в море с лич-
ным составом таж, чтобы люди лейство-
‚вали увереннее. Следует  постолнно
держать экипаж в. курсе событий, Каж-
‘дый день все офицеры нашего корабля
обходят отсеки, рассказывают, что ‘обна-
ружено, что ожидается, что уже сделано,
что принято по радио с родной земли \
’’ Когда корабль, выйдя в море, погру-
жаетея, обычно наступает несколько
‚спокойных часов. В это время командир
собирает. офицеров, рассказывает 0б 05-
становке, знакомит с документами, 3a-
тем выслушивает мнение каждого о пред-
стоящей операции. Офицеры высказыва-

Rak форсировать минное поле. Разобрав
высказывания, командир‘ излагает реше-
ние. Так вырабатывается ‘единство так-
тического мытиления, важное для’ успеха
операции.

Передача опыта должна быть органи-
зована тах, чтобы привлечь к ней всех,
начиная от командира корабля и кончая
краснофлотцами. Правильно, - ¢. нашей
точки зрения, поступает командир одной
из подводных лодек, Когда однотипный
корабль возвращается в базу, этот офи-
цер посещает его, узнает, как прошёл
поход, что происходило на позиции, как
проявлял, себя противник, не отмечено ли
чего нового в его тактике. Вроме того,
он поручает командирам боевых частей
подробно знакомиться в соответетвующих
БЧ со всеми обстоятельствами похода.
„Подобный обмен ` опытом безусловно
полезен. ce )

Каждый поход подводной лодки под-
робно разбирается с командирами кораб-
чей. Что касается остальных офицеров,
то. они собираются лишь от времени до
времени для разбора особенно характер
ных случаев. Совсем. мало делятся опы-
том старшины и краснофлотцы,

Нет нужды доказывать. такую пользу
принес бы систематический обмен 0ое-
вым опытом между‘ офицерами. одинако-
зых специальностей, а таже и’среди oc~
тального личного состава.
Капитан-лейтенант 3. АРВАНОВ,

Северный флот.

биножером и тут же, в соответствии в.

< Soe еде ==
—ы—ы——ы—ы—__—=:-==— —

_ТОРПЕЛА В СОВРЕМЕННОЙ
МОРСКОЙ ВОЙНЕ

По сравнению ‘© миной торнеха пре-
терпела меньше изменений, вернее, эти
изменения не носили столь резкого ха-
рахтера. Даже сейча Ha вооружении
всех флотов имеются торпеды типа
1914—1918 тв, хотя и усовершенетво-
ванных образцов, ‘с повышенной  даль-
ностью действия, скоростью от 40 де
54 узлов, с увеличенным зарядом взрыв-
чатого вещества’ большой разрушительной
силы; Усювершенствования в основном
выразились в улучшении конструкций 10-
дорревательных аппаратов
механизмов торпед.

Ториеда являетея наиболее действен-
ным и мощным боевым средством для
борьбы © нажводными кораблями, под-
водными лодками и даже лая действий по
береговым об’ектам при набеговых оте-
рациях. В этой войне в подавляющем
большинстве случаев успетиное торпеди-
рование производилось подводными лод-

ками, Вместе с тем ясно видна тенденция

возрастания количества выпущенных
торнед © катеров и ‚особенно торпедонос-
ной авивцией,

Касаясь вопроса 06  иопользовании
торпед с различных  клабсов вораблей,
можно отметить следующее:

Миноносцы, = Использовалие
миноноецами в текущей войне нано
место в ряде операций, 22 октября
1942 года при чалтадении итальянских.
эсминцев на караван английских судов
в Красном море произошел бой между ан-
тлийским и итальянокми  зоминцами;
итальянский эсминец был торпедирован
и выбросился на берег, 22 марта 1943 то-
да в Средиземном море поеле четыфех-
дневного поиска английские эсминцы
атаковали итальянские силы в составе
линкора типа «Титгорио», двух тяжелых
крейсеров и четырех легких крейсеров в
сопровождении двух эсминцев. В резуль-
rate атаки был торпедирован «Титторио»
и нанесены серьезные повреждения
щвум крейсерам. В боях у Соломоновых
островов в ноябре 1942 года истользо-
зание торпед американскими эсминцами
приобрело широкие масштабы. В бою ¢
германским линкором «Бисмарк» тор-
педа явилась тлавным оружием для
сковывания и лищения тинкора
маневренности; решающую роль при
этом сыграли SOMMHILBI, нанеся
окончательный удар 10  «Бисмар-
ту». Атака английскими эсминцами гер-
манского линкора «Шарнторст» явилась
также  предопределёнием ‘исхода боя.
Ожесточёсный артиллерийский — отонь
«Шарнторста» не помешах антлийским
эсминцам достичь своей цели и нанести
три торпедных удара. Наконец, оконча-

торпед

тельный, добивающий удар был нанесен.

опять-таки ториедой.

`Веходотвие увеличения скорости боть-

пих кораблей и усиления их брони ар-
тиллерийский огонь по крупным боевым
корабяям без предварительного  нанесе-
ния подводных пробоин стал, недоста-
течным для потопления (конечно, есл
не считать возможных случаев взрыва
apriorpebos, как это было на линейном
крейеере «Худ»). Эту задачу, т. е. на-
несение предварительного торпедного
утара в крупном морсжом бою и на боль-
шом радиусе действия, успешно, решают
эскадренные миноносцы. /

Строительство в Англии, Америке
большого количества сторожевых кораб-
лей, корветов для конвоирования, несе-
ния дозорной службы и противолодочной
обороны стало разгружать зоминцы от
выполнения ими второстепенных задач.
Тем самым создались условия для боль-
шего использования торпедного оружия
эсминцев. ‘

Подводные лодки. Несмотря на усиле-
ние противолодочных средотв и увеличе-
ние числа эскортных кораблей, в том
числе тах называемых  конвойных
авианосцев, использование торпед с под-
водных лодок праняле ещё более широ-
кие масштабы, Это об’яоняется в основ-
HOM усовершевствованиех методов
торпедной стрельбы с подводных лодок.
Большое значение приобрело также взаи-
модействие подводных лодок с авиацией
и надводными кораблями. Наши похвод-
ники, например, приобрели большой
боевой опыт. В 1942 году пох

Дружба сибиряков с моряками Северно-
го флота началась в дни ожесточенных
боев. с немецкими захватчиками, Второй
год трудящиеся Новосибирской области
поддерживают крепкую связь с моряками,
На фронт регулярно приезжают делегации

ют свою точку зрения на то, как ити,   сибиряков, в Сибирь — делегации северо-

‚ морцев.

Недавно на флотё побывала’ делегация
новосибирцев‘ в составе: мастера ‘завода
«Труд» Налимова, председателя. колхоза-
миллионера‘ «Красный сибиряк» Харчикова,
представителя научных работников `Алек-
сеенко и др.

Шефы провели на флоте месяц. Они по-
бывали у морских пехотинцев и артиллери-
стов, у летчиков и зенитчиков, на надвод-.
ных и подводных кораблях. и

С исключительным под’емом проходили
встречи с морскими пехотинцами. Наиболее
ярко прошла встреча в Н-ской Краснозна-
менной бригаде морской пехоты. После дру-
жеской беседы делегатов с бойцами кол-
лектив художественной самодеятельности
Чистоозерного района, Новосибирской 06-
ласти, дал концерт в клубе бригады. В
свою очередь морские пехотинцы-автомат-
чики показали шефам свою художествен-
  ную -самодеятельность. Находясь в подраз-
делении капитана Никитина, делегация
наблюдала отличную боевую работу севе-
роморцев, -

Спустя несколько дней новосибирцы по-
бывали на катере капитан-лейтенанта Ря-
бухина, известного своими’ лихими. высад-
`ками десантов. виа ,

Во время приезда шефов на одну берего-
вую: батарею моряки выполняли очередное
задание, Новосибирцы видели, как артил-
леристы- краснознаменяого подразделения
зажгли склад на вражеском берегу, По»
сланцы трудящихся Сибири посетили  бое-
вые посты артиллеристов, побеседовали С
командирами орудийных ‘расчетов Егоро-
вым, Лебедевым и др.

ее и ит

и отлельных

f

водная лодка под команхованием Героя
Советского Союза капитана 2’ ранга
Лунина атаковала линкор «Тирииц» и
нанесла ему тяжелые повреждения.

Торпедоносная авиация, Современные
морские и сухопутные торпедоносцы 05
ладают большим радиусом действия,
Торледоносцы по существу являются
дальнейшим развитием  бомбардировщи-
ков, приспособленных для действий по
морских целям. В зависимости от ха-
рактера поставленных задач торпетоное-
цы используются самостоятельно ити же
во взаимодействии с бомбардировщиками
и истребительной авиацией, с нахводны-
ми кораблями и средотвами береговой
обороны. При массированных налетах
главный удар наносится торнедой, а бом-
бардировщики, действул совместно, 00ес-
печивают атаку, отвлекая внимание 1ро-
тивника, подавляя его средотва
морально воздействуя на личный состав.
Атакуя корабли, труппы торпедоносцев
эшелонируютея по высоте и в глубину
натравления, тем самым фассредоточивая
зенитный огонь по нескольким об’ектам

и уменьшая его плотность,

Опыт боевых действий дает много при»
меров одиночного ториедомётания, таз
называемой «овободной охоты», иногда
даже в ночных условмях, Торпедоноецы,
ветупив в войну с выработанными ©1050
fama низкого и вывотного торпедомета-
ния, сейчас преимущественно использ
зуют способ «низкого торпедометания» и
в единичных случаях «6 посадки Ha во-
ду». Низкое ториедометание яваяется
наиболее точным, несмотря Ha неизбеж:
ность потерь в лёрном составе и мате
риальной части.

Торпедные катера. Ториеда дала мало:
MY кораблю возможность победы нал,
большим, и 910 широко — исполь-

зуется в современной войне торпелными
катерами, Упрочив. свое существование
в 1917—1918 тг., торпедные Кате»
ра вошли в состав всех флотов, даже тех,
которые прежде не придавали значения
их отроительству.

Особенности морских театров и бази:
розания наложили отпечаток Ha строи-
тельство торпедных катеров.
1917—1918 гг. основным типом торпед-
ных каторов были катера ближнего дей-
етвия, то в текущей войне строительство
торпедных катеров развиваетел по двум
направлениям: кроме катеров ближнего

ПВО и’

Hem в.

=

‘действия, появились в большом количез-

стве катера дальнего действия, обладал-
шие большой  автономностью, морехоя*

ностью и мощным. торпедным вооруже-”

ние, о :

При проведении Новороссийской опе:
рации впервые в широком. масштабе
бригадой торпедных катеров капитана
2 ранга Проценко были оффективно
й совершенно неожиданно для немцев
использованы торпеды для. уничтожения
дотов, дзотов, причалов. Количество Bpa~
жеских кораблей, потопленных налим
торпедными катерами Ha CeBepHoM,

чивается,

Особенно большое значение торпедные
катерь приобрели на ближних коммуни-
кациях и морских театрах © изрезанной
береговой чертой. Появление торпедных
катеров дальнего действия позволило
наносить торпедные удары в открытом
море на больном удалении от баз как BO
взаимодействии © авиацией и кораблями
иных классов, так и самостоятельно.

Угроза с воздуха при самостоятельном
использовании торпедных катеров не-
сколько ограничила их возможности,
сделав их преимущественно оружием
ночного действия, Не исключена возмож-

ность, что вноследотвии. торпедный катер

перерастет в малый миноносец, но
не заменяя, & дополняя последний свои-
ми боевыми качествами. :

Опыт второй мировой войны показал
многогранные возможности иопользова-
нил торпеды. Особенно резко выросло
значение применения торпеды е воздуха.
Вместе с тем во флотах всех воюющих
держав продолжается интенсивная рабо-
Ta над дальнейшим усовершенствованием
торпед, разработкой новых образцов и
ТИПОВ.

Старший лейтенант П, МАНСИМОВ

Делегация сибиряков на Северном флоте

‘Очень тепло встретили новосибирцев
подводники Северного. флота. Чефы посе-
тили подводную лодку, построенную Ha
средства ‹ новосибирских комсомольцев,
беседовали с личным составом этого ко-
‹рабля, уже потопившим два фашистских
транспорта общим водоизмещением в три-
вадцать тысяч тонн, i

Новосибирцы вручили ценный подарок—
золотые часы — знатному подводнику Ce-
верного флота капитану 3-го ранга’ Шед+
рину, потопившему девять вражеских су-
дов. .

От подводников ‘новосибирцы  отправи-
лись к летчикам, где их также ждал горя-
Чий дружеский прием. Шефы побывали на
аэродромах, в мастерских, в землянках и
клубах. Знатный летчик-истребитель Пет-
ренко рассказал гостям о боевых делах ча-
сти. Шефы беседовали с капитавом Шипо-
вым, сбившим десять самолетов против-
нрка, ознакомились с машинами, на кото-
рых воюют наши; летчики, а затвм отпра-
вились ‘к прославленным на Север? ‘твар-
дейцам торпедоносной авиации.

Здесь сибиряки встретились © ‘отважны-
ми летчиками — Литвиновым, = Гусевым,
Францевым, Героем Советского Союза Ба-
рониным и многими другими,

Затем шефы встретились с летчиками-
истребителями  Бурматовым, `Рассадкиным,
Власовым и другими. В торжественной ‚об-
становке ‘руководитель делегации сибиря-
ков вручил отважному летчику старшему
лейтенанту Бурматову, сбившему одиннад-
цать вражеских самолетов, золотые часы.

Новосибирцы посетили также многие
надводные корабли, зенитные батареи, ар-
тиллеристов береговой обороны.

Налолго запомнились эти замечательные
встречи — яркое — свидетельство боевой
дружбы советского народа со своими во-
оруженными силами.

Капитан Я, ИОФФЕ.

wt

“Северный Флот;

иди кажет.

Балтийском, Черном ‘морях, резко увеля-_