Речь товарища М. И. Калинина

на торжественном заседании ХИ\/ пленума

ЦК ВЛКСМ 28

Товарищи члены Центрального Воми-
тета Ленинского комсомола, предетавите-
ли областных организаций комсомола и
активисты Московской организации!

Сегодня вручена Ленинскому комсомо-
лу высшая награда — орден Ленина.
Теперь комсомол носит на своем знаме-
ни орден с изображением Владимира
Ильича Ленина — великого бойца 3a
благо народа.

Я вместе с вами счастлив тем, что вы
улоетоены ‘такой великой награды. Я
Уверен, что вы будете свято хранить
этот орден, что вы с ‘еще большим эн-
тузиазмом, еще лучше, еще активнее
будете бороться за великое дело Ленина,
за великие идеалы партии Ленина —
Сталина.

Товарищи, третий раз’ Советекое Пра-
вительетво отмечает наградой Коммуни-
стический Союз Молодежи. Третий pas
наи гениальный вождь товарищ Сталин
высоко оценивает заслуги комсомола пе-
ред народом. ;

Первую награду комсомол получил за
активное участие в гражданской войне,
когда народ наш боролся за советскую
власть. В те годы комсомол успешно
мобилизовал десятки тысяч революцион-
пой молодежи на борьбу против Колчака,
Деникина, Юденича, белополяков и Вран-
теля. Эта молодежь под знаменем боль-
шевистекой партии героическими подви-
гами доказала свою преданность  совет-
ской влаюти. Возглавляемая комсомолом,
она успешно боролась за укрепление co-
ветской власти, за нашу` победу.

В 1931 году, пе окончании первой
пятилетки, правительство ‘снова, награди-
ло комсомол — за огромную работу, за
энтузиазм, за развитие социалистическо-
го соревнования, за то, что комсомол
самоотверженно боролся под  т\юовод-
ством партии за выполнение первого пя-
тилетнего плана, за его активность —
ту активность, которая увлекает, застав-
ляет и других людей принимать горячее
участие в работе. Комсомол тотла был
награжден Орденом Трудового Красного
Знамени,

Сейчае я вручил вам третий орден.
Этим орденом, орденом Ленина, комсо-
мол’ награжден за выдающиеся  заелуги

перед Родиной в годы Великой Отечест-
венной войны Советокого Союза против
гитлеровской Германии и за большую
работу по воспитанию советекой молоде-
жи в духе беззаветной преданности Оте-
честву. Удостаивая комсомол этой наи-
выешей награды, Правительство подчерк-
нуло большие заслуги комсомола в годы
великой борьбы за Отчизну как на
фронтах Отечественной войны, таки в
тылу — на фабриках, заводах, на кол-
хозных полях.

Одним словом награлы комеомолу за
сто заслуги пефед Родиной показытают,
что нет той сферы деятельности, в ко-
торой бы не участвовал комсомол —
_ DORE помощник нашей партии.

Товарищи, когда наше правительство
награждает какую-либо организацию или
хаких-либо лиц, оно всегда имеет в ви-
3Y He только то, что’ уже сделано,
но и будущую работу. Какие же задачи
сейчас ставятся перед комсомолом? В

ноября 1945 г.

какой области вы должны будете сейчас
поработать особенно усердно, чтобы
увенчать знамя комсомола новыми успе-
хами?

Я думаю; что не’ скажу: ничего нового,
а скажу вам то, что знает каждый из вас,
‚но напомнить об этом следует. Первая,
главная, основная задача, товарищи, сей-
чае — это борьба за выполнение тех пла-
нов послевоенного строительства, кото-
рые намечают наши правительственные

органы в новой пятилетке. Выполнить
наши ‘послевоенные пройзводственные
планы — это большая задача, м ee зна-

чение не надо доказывать вам. Оно ясно
каждому, кто видел разрушения, произ-
веденные фашистами в нашей стране,
кто проникся сознанием всей важности
дальнейшего укрепления нашей страны.

Я уверен, что комсомол, мобилизуя мо-
лодежь на выполнение новых зироизвод-
ственных задач, сумеет воспитать новые

миллионы молодых патриотов, беззавет-
во преданных Отечеству, партии,

товарищу Сталину.

Мне хотелось бы остановить ваше вни-
мание еще на одной практической задаче.
Вы знаете, что в настоящее время очень
сильно развиваются международные свя-
зи. Они развиваются и по молодежной
линии. И вот я бы хотел, чтобы наша
молодежь, комсомольцы больше знако-
мились с бытом, культурой, характером
народов зарубежных стран. В особенно-
сти желательно, чтобы среди комеомоль-
цев было побольше людей, владеющих
иностранными языками.

Товарищи, комсомол заслужил высокую
награду благодаря героическим ‘усилиям
миллионов комсомольцев, молодых лю-
дей, которые, как я уже сказал, самоот-
верженно боролись за наше’ правое дело
на фронтах и в тылу. Доля этих заслуг
падает на галлерею. замечательных сы-
нов комсомола. которые отдали свою
жизнь за советекую родину. Эти люди
показали политическую зрелость, органи-
зационный опыт’ и искусство в борьбе,
высокий патриотизм, беззаветную  пре-
данность советскому народу,  продемон-
стрировали перед всем ‘миром высокую
мораль советских люлей. Не ясно ли каж-
дому, сколь богатые плоды принесла по-
столнная забота товарища Сталина о
комсомоле, о молодежи! aa

И вот я думаю, товарищи, что комсо-
мольцы будут свято хранить и приумно-
жать замечательные ‘традиции, созданные
в годы Отечественной войны. На этих
традициях будут воспитываться. юноши и
девушки, комсомольцы и комсомолки.

Награждения комсомола всегда были
связаны с важными историческими эта-
пами в жизни нашей страны. Последняя
награда связана с эпотеей Отечественной
войны, с нашей победой. На всех истори-
ческих этапах комсомол с честью вы-
полняхл возложенные на него задачи. Поз-
вольте же пожелать, чтобы. © предетоя-
щей работой вы ‘справились также ye-
пешно. как справлялись в предыдущие
периолы развития нашего гэсударетва.
(Все встают, бурные, долго не смолкаю-
щие аплодисменты ).

Издание трудов выдающихся физиков и _математинов

ЛЕНИНГРАД, 1 декабря. (ТАСС). Ре-
нением президиума Академии наук CCCP
предеедателем комиссии по истории физи-
К0-математических наук вместо недавно
скончавшегося ‘академика А. Н, Крылова
назначен президент Академии наук СССР
академик С. И. Вавилов.

Вчера под председательством академи-
ха Вавилова состоялось заседание _ко-
и утвержден план

Е ene

издания трудов выдающихся ученых по
физико-математическим наукам. Будут
изданы труды греческого ученого Демо-
крита. труды великих русских ученых
Ляпунова, Якоби, Ленца, Маркова; `Че-
бъышиева, покойного вице-президента Ака-
демни наук СССР Стеклова. аи
Намечено также выпустить труды зна-
менитого французского ученого Клеро—0
формах земли и Френеля — по оптике.

es SSE RE ed ee

1.

Игорь Вячеслазвач Четвериков всю

вочь просидел у себя в рабочем обширном .

кабинете над чертежами. Чертежи и планы.
Планы и чертежи всех деталей, всех из-
зилин, выпуклостей, бугорков. Огромней-
ий коллектив инженеров, ‘механиков,
техников, рабочих спаян этими чертежа-
ми. Людская мечта, обработанная разумом,
вложена в эти чертежи и планы... И, ка-
жется, сталь, железо должны полететь...

Птица! Говорят, самый быстрый полет
У ласточки. Но вот в долюторические вре-
мена была такая птица: она ночь прово-
дила на диких скалах, а днем поднималась
и, отмахивая двести—триста километроз,
улетала за пищей. Как она была устрое-
на? Почему ей нужно было делать такие
далекие полеты за пишей? Видимо, та-
кие полеты были естественны, как есте-
ственны постоянные движения ребенка.
Экачит, как же была устроена та птица?
Я Игорь Вячеславич внимательно  рас-
сматривает рисунок с этой птицы — раз-
мах ее крыльев, строение грудной клетки,
хвоста, шеи.

— Хорошая птица была, — шепчет он и
полнимается из-за стола.

Но то была птица, созданная природой.
А им, всему коллективу, надо построить
птицу из стали и железа. Создать такую
птицу, которая внутри себя должна поме-
стить команлу из семи человек, подняться
в гоздух, продержаться — двадцать-—трид-
цать часов, улететь и сесть где-то на во-
ду — в море, океане, сесть и сторожить
грага, день, два, неделю, другую. И не
только сторожить, но при случае и р\1-
зить его. Вот такую птицу ©оздает весь
холлектив. возглавляемый Игорем Bayec-
лавичем Четвериковым. Кажется, mpoa-
ботано все, продумано все, зыверено’ все...
Но взовьется ли эта птица?

Игорь Вячеславич поднялся. из-за
стола и только тут заметил, что свет
электрической лампы как-то померк: на

улице занималась ‘заря, и сзет зари гасил
электрическую лампочку.

Что ж, пойти домой? Ведь уже скоро
есть. В шесть утра поднимается  Мари-
ша, дочка. Она каждое утро, если отед

дома, выскакивает из своей кроватки и в
одной рубашонке, босая, бежит к отцу
и с разбега, как рыбка, ныряет под одеяло.

— Хоть бы маленечко полетать © тобой.
папка, — мечтательно, но < упреком mpo-
износит она м, свернунтахсь  клубочком,
лежит минуту-дяе, затем осторожно вы-

>

Ф. ПАНФЕРОВ
< :

бирается... И начинается ее день. А когда
отец до утра задерживается у себя в каби-
нете, она встречает его в. дверях и так же с
упреком произносит:

— Ну, вот. ты опять всю почь провел
<о своими чертежаками.

Конечно, и сейчас она его встретит...
Ну, вот и надо пойти к ней, дочке. Пой-
ти, поговорить с ней, потом соснуть ча-
сок-другой перед вылетом. Но уснешь ли
сейчас? В голове все такои кипит. He

лучше ли пройтись по дамбе? И Игшрь’

Вячеславич взял’ стоявшее в ‘углу ‘ружье и
вышел из кабинета.

Высокий, как всегда подтянутый, он идет
по длинной. широкой дамбе. По правую сто-
рону дамбы густые леса; по левую —
огромнейшие водные пространства. Море
сегодня тихое. Утренние лучи солнца ле-

жат на водах ласково... И тянут утки...
Утки тянут  партияма. Одна, другая,
третья.. Ber поснеслись чирки. Ka-

кой стремительный полет! Но их хватит
не надолго:‘ доберутся вон до того’ камы-
ша, тех звон зарослей и пропадают. А
еот летит пертия крякв. Кажется  крях.
ва летит не так стремительно, как чирок.
Но какая мощь и сила в полете крякевы!
Она, конечно, в воздухе продержится го-
раздо долыше ч/рка. Ну, да. Вон чирки
‚уже сели. А кряквы дали один круг, по-
том другой, третий и вдруг поднялись
на такую выкоту, что стали еле заметны.

— Птица... Птица... Создать птицу из
стали,
стоящих птиц...

Костя. Бушуев... его, несмотря на то,
что ему уже за тридцать, так все и зо-
вут — Костя. Костя — инженер. Он не-
большого роста, глаза у него живые,
острые и ‹ мечтательные. Он прекрасно
знает, что человеческая фантазия не
имеет границ. Фантазия хороша, когда под
вее подзедена творческая мысль... Твот-
ческая мысль Игоря Вячеславича  Четве-
рикова` богата. Но ее ‘надо закрепить су-
губо практическими положениями. И под
началом Кости Бушуева работает не один
десятск инженеров, техников, чертежни-
ков. Они сидят ‘за отдельными столиками

КОДЕИН ТГ СВЕ 2228

железа умнее и выносливее на-`

В Совете Народных
Комиссаров СССР

0 МЕРОПРИЯТИЯХ В СВЯЗИ

С ВОЗВРАЩЕНИЕМ АРМЯН
_ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

‚ В СОВЕТСНУЮ АРМЕНИЮ

Принимая во внимание обращение ар-
мян, проживающих за рубежом, о разре-
шении вернуться им на родину — B Uo-
ветекую Армению, а также ходатайство
руководящих органов Армянской ССР,
Совет Народных Комисеаров СССР при-
нял специальное решение ‘о мероприяти-
ях в связи © возвращением армян из-за
границы на родину.

Сов Народных Комиссаров Арман-

ской ССР разрешено. организовать воз-
вращение армян, проживающих в зару-
бежных странах, из’являющих на это
желание, а также поручено обеспечить
индивидуальное жилищное ‘строительство
армян, возвращающихея на родину, го-
сударственным кредитом в размере 50
процентов стоимости жилого дома.
_ Армяне. возвращающиеся из-за гра-
ницы в CCCP, освобождаются от взима-
ния таможенной понлины за принадле-
mates им имущество.  перевозимое Ha
новое местожительство, (ТАСС).

Юбилей черноморского
учебного отряда

СЕВАСТОПОЛЬ, 1. декабря. (Mo te-
леграфу от корр. «Красного nota»).
В Доме Военно-Морского Флота состоя-
лось торжественное собрание, посвящен-
ное 25-летию учебного отряда Черно-
морского флота.

В презилиуме — командующий фло-
том адмирал Октябрьский, контр-ад-
мирал Москаленко, генерал-майор Ковы-
шев, подполковяик Озеркин и другие.

С докладом о юбилее учебного отряда
выступил генерал-майор Конышев. On
рассказал о возникновении учебного от-
яда, его роли в подготовке кадров для
флота, привел ‘примеры героической
борьбы личного состава отряда в Отече-
ственной войне.

В заключение выступил адмирал 0к-
тябрьский. Он поздравил личный состав
учебного ‘отряда со славной годовщиной
и пожелал дальнейших успехов в подго-
‚товке высококвалифицированных кадров
боевых моряков для кораблей и частей
Черноморского флота.

———

ИСТРЕБИТЕЛЬ МИН

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 1 декабря.
телеграфу). Заслуженной славой среди
краснофлотцев Н-ской военно-морекой
базы пользуется сержант Катаев.

Когда боевые корабли очищали фар-
ватер от вражеских мин, за кормой кон-
цевого корабля шел маленький  катер..
На нем находились Катаев и его. расчет.
Вооруженные противотанковыми -ружь-
ями, бойцы Катаева с первых выстрелов
уничтожали вытраленные мины и мин-
ные защитники.

За последний год расчет Батаева рас-
стрелял ка воде и взорвал на берегу 64
мины я 30 минных защитников. Сам
Катаев уничтожил 26 мин. На ero 006-
вом счету также значится 2. уничтожен-
ных пулеметных точки ‘и 7 наблюдатель-
ных пунктов врага.

Во время Печенгекой операции отде-
ление Катаева ружейным огнем подави-
ло противокатерную батарею, истребив”
при этом 11. немцев.

‚Советское правительство высоко оце-
нило боевые заслуги сержанта Катаева,
отметив его правительственными награ-
дами.

(По

Лейтенант

Se ae

Л. ШАХНОВСКИЙ.

в огромном зале, и каждый работает
именно вот над этими,
тическими положениями:  выверить и
закрепить на бумаге детали крыла, хво^то-
вого оперения, всего корпуса, винта, ме-
ста для мотора — всего, всего, и точно,
как. в часовом механизме.

Костя Бушуев ‘прекрасно знает, что в
опытной организации бывает всякое: и
Улачиь и неудачи. Здесь, в этой опытной
организации, неудачи почти ‚всегда связа-
ны с человеческими жертвами.

Все это хорошо sheer Костя Бушуез,
и поэтому он сидит и дни и ночи CO
своими инженерами, техниками,  чертеж-
виками и десятки, сотни pas  выверяет
каждую деталь, каждый бугорок, каждую
извилину стальной птицы... И как это ни
странно, но тревога’ всегда нарастает К
концу. уверенность’ и тревога.  Уверен-
ность: ведь все уже проработано, подечи-
тано, взвешено’— кажется, птица должна
полететь... И тревога: а вдруг не полетит,
а если полетит, то там, в воздухе, не
начнет ли жестоко шалить. Шалит в в03-
духе такая птица иногда страшно. Вдруг
ее начинает всю трясти, и ‘она рассыпает-
ся, как карточный домик.

И Костя Бушуев сегодня тоже жю
ночь не слал. А сейчас, глянув на рас-
свет, он быстрым шагом вышел из свое-
го кабинета, спустился по лестнице и ©чу-
тился в огромном, светлом и чистом за-
ле. Это был сборочный цех.

Сегодня в сборочном было‘ необычайно
тихо. Обычно тут все гремит, жужжит,
вузжит так, что невозможео разговаризать.
А сейчас необычайная тишина и чистота.
Необычайным кажется и то, что © боков
через огромные окна падают  ярчаншие
лучи солнца. люди ходят так, не
«у дел». Вон идет глгвный, так его’ на-
зызают в цехе. Это рабочий Канлыбов—
такой же «одержимый», как и все. A
вон и Пилютик. При виде его Костя Бу-
шуев улыбнулся. Дело в том, что Пилю-
THK По специальности учитель математи-
ки. И иногда, в горестную и трудную ми“
нуту, он вдруг заявляет:

— И потащила же меня судьба сюда:
преподавал ‘бы и преподавал алгебру,
Никаких тебе’ там полетов, някаких трз-
всг. А вот тут иногда ‘просто поджилки
трясутся. -- Но он отак только говорит:
отстать от творческого коллектива он не
в силах — тоже «одержим», На его обя-
занности лежит — принять  гидросамолет,
Принять его не ‘так-то просто, как, напри-
мер, принять сапоги, пальто. Принять са“

декабря 1945 г., воскресенье. № 283 (2158)

КРАСНЫЙ ФЛОТ: 2

ПИтурманское обеспечение
артиллерийских стрельб по берегу

над сугубо прак-.

Как известно, на Черном море е пе]-
вых me дней Великой Отечественной
войны сложилась обстановка, при кото-
рой боевые операции кораблей были на-
правлены главвым образом против 09-
рега.

Корабельные штурмана,  обеспечивав-
шие артиллерийские стрельбы по берегу,
накопили в этой облаети очень интерес-
ный и разнообразный опыт, который дав-
но уже пора обсудить, Хотелось бы, что-
бы статья, предлагаемая вниманию Чи-
тателя, послужила началом такого пло-
дотворного обсуждения. j

„В дальнейшем мы разделяем действия
кораблей против берега на отдельные пе-
риоды, так как в каждом из вих перед
штурманом возникали совершенно отлич-
ные друг от друга задачи. }

Первым таким периодом можно очи-
тать оборону Одессы.

Тогла создалось чрезвычайно  напря-
женное положение в северо-западной чае-
ти Черного моря. Кораблям эскадры Чер-
номорского флота пришлось в связи ©
этим выполнять самые различные функ-
ции. Они обеспечивали не только отход
Дунайской флотилии на Днепр, но и эва-
куацию имущества и ценностей из Нико-
лаева и Очакова, а также несение дозор-
ной службы. И вмеете с тем они должны
были почти ежедневно оказывать огне-
вую поддержку войскам одесского 0б0-
ронительного района, которые сдержива-
ди ожесточенный натиск немцев. Только
корабли эскадры провели около 150
стпельб под Одессой.

В этом районе работа штурмана упро-
щалась тем  оботоятельством, что он
обычно подходил-к огневому галеу, уже
определивиись у Тенлры. Кроме того,
уточнению места способотвовали «охва-
тывающая» конфигурация береговой
черты залива и достаточное количество
дневных и ночных ориентиров:

Как правило. штурмана определялись
методом трех пеленгов и получали точ-
ность около 1—2 кабельтовых. (06 этом
можно судить по тому, что подавляющее
большинство корректур. первого залпа ле-
жало в пределах 200—300 метров).

В частности. для навигационного 0бес-
печения стрельб крейсера Н. севернее
Воронцовокото створа выставлялся осве-
щавмый буй, прикрытый’ сверху колпа-
ком, чтобы скрыть его от вражеских лет-
чиков. Крейсер подходил носом к бую и,
удерживаясь на месте машинами, давал
серию залиов. После этого он снова делал
заход к бую и возобновлял огонь,

Стрельба велась по целям, которые
находились всего в одном— двух  кило-
метрах от линии фронта, и, по свидетель-.
ству наших наблюдателей © переднего
ао была нризменно успешной. Приме-.
ром может служить отрельба крейсера Н.
  ло крупнокалиберной батарее противника
  в районе деревни Чабанка, откуда немцы
вели обетрел по входу в Одесекий порт.

Перед рассветом штурман крейсера,
определивиись у мыса Большой Фонтан,
стал выводить корабль на огневую пози-
цию с таким расчетом, ‘чтобы иметь не-
мецкую батарею прямо По носу. С на-.
ступлением расевета был открыт огонь.
Вскоре наблюдение установило, что от
прямого попадания ‘взлетело ‘та воздух од-
но немецкое орудие. После этого огонь ba-
тареи значительно уменьшился. Крейсер
отвернул Ha зюйд-вест и, прикрывнтись
дымзавесой, вышел из-под обстрела.

Интересен прием, с помощью которо-
го штурмана другого крейсера, канлодок
и некоторых эсминцев получали надежное
навигационное место. Ночью они подхо-
дили почти вплотную к затопленному на
внешнем рейде Одессы плояучему доку,

SES ea ee ЕЕК НЕ

молет — это значит проверить,  выверить
из какого материала сделана та или иная
деталь (ао ведь их тысячи), подыскать
нужный материал для деталей и отвечать
за каждую деталь. Он тоже сейчас без
дела. Вместе с Кандыбовым. и другими
пабочими они направились на выход из
цеха и тут остановились, как остановился
и Костя Бушуев.

Перед огромными воротами на выход. из
цеха стояла .новая стальная птица. Здесь,
под крышей цеха, она казалась просто
ткгантских размеров. Под. нее уже подвели
временные шасси, и ребята, подводившие
шасси, стояли тут же, дожидаясь коман-
ды «выкатывай».

Костя Бушуев, посмотрев на Пилютика
и видя на его лице  бледноватость,
спросил:

— Ну, что?

— Ничего, — чуть
Пилютик.

— А почему не говорашь «хорошо»?

— Хорошо, —и Пилютик, посмотрев ‘на
лицо Кости и видя на его ‘лице почти
такую же бледность, тоже сказал:

— А почему ты не говоришь «хорошо»?

=. a давно это сказал. Давай команду.

— Даю.

подумав, ответил

3.

И зот аткрылись ворота. Образовался
огромный зев, и через этот зев видны
летная станция, цементированная площад-
ка, далекие синеющие воды моря и тебо...
пебо... такое чистое, со вспышками сереб-
ряных облаков. Тут же двинулась и сталь-
ная птица. Она покатилась на. резиновых
ногах плаено, тихо, еле слышно шурша о
цементированную дорожку. И кто-15
вздохнул. Кто-то сказал:

— Пошел наш сынок.

Костя Bywes и. Пилютик обогнали
стальную птицу и вышли на летную пло-
щадку. Летная площадка спускалась к
морю. Вот по этой дорожке стальная пти-
ца должна спуститься на воду... и с воды
подняться в синее’ небо.

На площадке уже стояли люди — рабо-
чие, которые должны помочь стальной пти-
це спуститься на воду, снять < нее вре-
менные шасси, летчики с парашютами, а
среди летчиков «воздушный лез» Сухом-
лин, Он еле заметно  прихрамывает на
обе ноги: ноги прострелены 98 последних
боях с фашистами. Сухомлин года три гро-
мил врага на истребителе. Потом ему про-

стрелили ноги. Вылечившись, он отправил-
ся вот сюда, на испытание новых гидро-
самолетов. Внешне он суров и даже ка-
жется недоступным, но в общежитии весс-
лый, чудесный рассказчик. Теперь он сто-

<

Капитан 3 ранга
В. ДУКАЛЬСКИЙ

>

определялись по нему и затем уже пря-
мыми курсами выходили в точку стрель-
бы.

Во время Григорьевокой десантной
операции отряд кораблей в составе. креи-
серов «Красный Кавказ» и «Красный
Крым» и эскадренных миноносцев «Ъез-
упречный» и «Бойкий» вышел на белый
светящийся буй, который был выставлен
на место Крестовой вехи одесского воен-
ного фарватера, Уточнив место по бую,
корабли подошли к’ берегу и’ стали 10
диспозиции на якорь. Окончательное
уточнение места было произведено после
первых залпов осветительными снаряда-
ми по берегу.

Подобный же прием был применен в
дальнейшем во время борьбы за Крым.

В первой десантной Судакской спера-
ции были выставлены с огвями две под-
водные лодки. Однако они не смогли
оказать помощи штурману для обеспече-
ния навигационной точности, необходи-
мой при артиллерийской стрельбе, так
как выяснилось, что подводные лодки
стояли с ошибкой около 4—5 кабель-
товых. :

В этой операции линейный корабль
«Севастополь» ночью в течение трех ча-
сов оказывал артиллерийскую поддержку
высаженному десанту. Посде того как
первый зали осветительных снарядов 06-
ветил береговую черту, штурман линеи-
ного корабля уточнил свое место по ха-
рактерным мысам в районе Судакской
бухты. Затем он определялся каждые
5—10 минут. Место уточнялось по трем
пеленгам на заметные в темноте мысы и
хонтролировалось по ‘эхолоту и руч
ным лотом. Глубины в файоне стоян-
ки изменялись резко. Поэтому,  опреде-
лившись и одновременно замерив глуби-
ну, можно было по ее изменению прове-
рять в дальнейшем, не дрейфует ли лин-
кор.

Когда немецкие войска вплотную при-
двинулись к. Крымскому полуострову с
севера, крейсер «Ворошилов». и эсминцы
«Войкий» и «Дзержинский» оказывали
огневое содействие левому флангу войск,
Крымского фронта. (Мелкие тлубины в
Каркинитском и Джарылгачеком заливах
не позволяли использовать здесь боль-
ших кораблей).

Активность немецкой
времени усилилась. Поэтому

авиации в тому
стрельбы

можно было проводить только ночью.
Приходилось так рассчитывать каждую
операцию, чтобы обязательно ‘уклады-

валься в темное время суток.

В период. непосредственной: обороны.
Севастополя корабли эскадры, приходя в
базу, обязательно поддерживали огнем
напти войска. Стрельбы производились от
Угольной пристани, от пристани Артилле-
рийского завода, с бочек у холодильника
и с других позиций. Гидрографичееко-на-
вигационное обеспечение этих стрельб
заключалось главкым образом”в том, что
ночью корабли, не имевшие ЦАС’ов, обес-
печивались световыми ориентирами, ко-
торые использовались как вспомогатель-
ные точки наводки.

Вся тяжесть раечета в этих стрельбах
ложилась на штурмана. Он уточнял место
корабля по двум углам и, пользуясь су-
хопутной картой, после получения от ар-
тиллериста пункта квадрата или точки
оботрела снимал с карты направление и
дистанцию.

‚ поставлены в значител

‘града координаты

обстановку, в какой

Черноморские штурмана по сравнению

Я атьями были
и балтийсками собр
cast HHO более сложные

я. При обороне Ленин-
цели определялись ва-
мыми различными способами. Даже гид-
рографы участвовали в подготовке и рас-
считывали исходные данные, пеленг и ди-
станцию для стрельбы. При обороне же
Севастополя в распоряжении штурмана
по приходе корабяя в базу оставалось
буквально’ несколько минут на производ-
ство расчетов после получения целеуказа-
НИЯ. .

Вдобавок не было хороших карт для
Севастополя. Имелись лишь навигацион-

и трудные услови

‘ная карта с нанесенной от руки километ-

ровой сеткой и обычная сухопутная кар-
та масштаба 1 :.100 000. Штурману при-
ходилось определять место корабля в
бухте по морской карте, & затем перено-
сить свое: место ‘на сухопутную.

Полученная к концу обороны Cepacro-
поля карта масштаба 1 :50 000 была
пригодна только для стрельб на неболь-
шие дистанции.

Для того чтобы  проиллюстрировать
тогда проходили
стрельбы, приведу пример одного из про-
рывов в Севастополь лидера «H».

Имея на борту батальон морской пехо-
ты, лидер вышел 20 декабря 1944 т. из
Туапсе. На другой день в 10 ч. 42 м. он
подошел к южному фарватеру севасто-
польской базы. При движении по фарва-
теру, начиная от мыса Фиолент и ocoben~
но Ha Инкерманском створе, немецкие
бомбардировщики непрерывно .атаковыва-
ли корабль. В 12 ч. 46 м. лидер вошел в
Севастополь, в 13 ч. 30 м. ошвартовался
у артилаерийской пристани и. начал вы-
гружать личный состав батальона.

‚ По указанию корноста штаб ЧФ с
17 ч. 42 м. двадцать первого’ по 16 ч.
50 м. двадцать второго декабря проведе-
но было 12 стрельб. Были оботреляны:
Дуванкой, Кучук-Мускомия, район Бель-
бекской долины, Чургун-Чули, Верхний
Чоргун, Мекензиевы горы и’ фяд квадра-
тов.

В частности, во время обстрела шести
квадратов дороги Чургун-Чули на произ-
водетво исходных штурманских и артил-
лерийских расчетов был затрачен рекорд-
но короткий срок — меньше 15 минут.

Керченско-Феодосийская операция и
проводившееся вслед за ней огневое со-
действие кораблей эскадры частям Крас-
ной Армии на Керченском полудстрове
совпадают по времени с обороной Сева-
стополя. В этот период корабли наиболее
активно действовали против берега.

С мая 1942 года по август 1943 г.
корабли оскадры проводили набеговые
операции против берега, производили по-
иск плавсредств противника, неоднократ-
во обстреливали пункты побережья, за-
нятого немцами.

Стрельбы в этот период, как правило,
проводились ночью с небольшим гидро-
графическим обеспечением, а часто и вов-
вв без него. Стрельбам предшествовали
длительные переходы через море на рас-
стоянии 200—350 nerds oT pane den:
баз.

Штурманам приходилось обеспечивать
переход к району стрельбы с достаточной
павигационной точностью, уточнять свое
место так, чтобы это удовлетворяло тре-
бованиям артиллеристов, обеспечивать ар-
тиллеристов исходными данными первого
залпа на кораблях, имеющих `ЦАСы, и
расочитывать  навигационно-артиллерий-

nag таблицы на кораблях, ‘где не было
ов.

а TE Ee

(Продолжение следует)

ЕЕ ОТИС

ит рядом с Игорем Вячеславичем Четве-
рнковым и о чем-то тихо беседует.
Стальная птица на старте. Какая ona
красивая! И неужели эта красавица пойве-
дет? Вот ее осторожно спустили на. воду.
Лшоди в водолазных костюмах быстро от-
няли шасси. Еще спустили... и стальчая
птица поплыла, легко, как лодочка.

Сухомлин посуровел, повернулся к Пи-
лютику, сказал:

— Привял машину?

— Принял.

— Тогда садись, полетим.

— Что ж, могу, — ответил Пилютик и
хотел было уже попросить летный костюм
и парашют, но Сухомлин засмеялся, тро-

нул его ногу под коленом и в шутку про-
изнес:

— А тут не дрожит? — и, пощупаз,
сказал: :
— Нет. Не ‘дрожит. Тогда. летим од-

ни, — OH позернулся к своим летчикам и
уже скомандовал. — Ну, вот что; в случае
если понадобится, по моему приказу, чтобы
за две-три секунды быть за бортом, —
Он уже по опыту знал, что эта молодежь
всегда весьма неохотно покидает машину,
даже если это очень надо, и поэтому еще
строже сказал. — Слыхали? Через две —
три секунды. Я за вами. Имейе в ви-
ду, я тоже ‘жить хочу.

4.

Загудели моторы. Стальная птица кач-
нулась сначала в одну, потом в другую
сторону и снова замерла. Мото кы загуде-
ли еще сильней... и вот открылось 60K)-
вое оксшечко и в окошечко высунулалсь
рука Сухомлина — большая, в’ кожаной
перчатке. Сначала рука высунулась с рас:
топыренньями пальцами, затем пальцы сжа-
лись в кулак, как бы говоря: «Возымем »,
Моторы зарэвели, стальная птеца скольз-
нула, поплыла -— все быстрее и быктрее, и
вот она уже развернулась, какую-то мину-
ту стояла, как бы на что-то нацеливаясь,
Моторы  рявкнули-еще сильчей, и вдруг
стальная птица, разбежавшись;,  попирзяг-
нула, легонько тюкнулась брюхом о poy
и пошла, Она пошла наискось, взерх. Все
вверх и вверх, и вверх — туда, в чистое
синее небо, усыпанное вопьяшхами серебри-
стых облаков. Бсе выше ли выше... Bor ona
профезала первое’ попавшее облачко, на
секунду скрылась в серебристой  белизке
его, вынырнула и тут’ же ушла в