2 декабря 1945 г.; воскресенье. №

Парторганизации ro
в Верховный

Подготовка к выборам — самая массо-
вая, подлинно народная политическая
кампания. И задача политорганов заклю-
чается в том, чтобы с самого начала
возглавить активность широких масс
избирателей, вовлечь в раз’яснительную
работу всех активистов.

Решая эту задачу Политическое
управление Северного флота на сборах
начальников политотделов, а затем и
флотских пропагандистов подробно ра-
зобрало вопросы подготовки к выборам в
Верховный Совет СССР. Ha этих с00-
рах было прочитано несколько лекций
0 международном и внутреннем положе-
нии нашей страны. Затем работники По-
литуправления направились в соединения
флота и на месте ознакомились © ходом
агитационно-пропатандистекой работы.

Политотхелы и парторганизации флота
в большинстве уже развернули массово:
политическую работу среди избирателей.

Правильно, например, поступил полиг-
отдел ИВО. подробно разобрав план под
готовки к зыборам в Верховный Совет
СССГ на совещании командиров частей
и политработников. Это дало возможность
вовлечь в агитационную деятельность
большой круг военных моряков. Напри-
мер, в части, где заместителем команди-

pa майор Митрошин. старший  лей-
тенант  Красов провел недавно с
краснофлотцами беседу о докладе
товарища Сталина на УШ  Чрез-

вычайном (езде Советов, старший лей-
зенант Абашин рассказал бойцам, как
он участвовал в выборах во Верховный
Coser CCCP в 1937 году. Большое вни-
мание уделено наглядной агитации. По-
UTH BO всех подразделениях сделаны
витрины по Конституции СССР, выве-
шены схемы государственного устройст-
ва Советокого Союза, широко исполь-
зуются в атитационных целях газеты,
журналы, плакаты. Работники политот-
дела этого соединения оказывают боль-
цю. практическую помощь. политработ-
никам частей и командирам ‘подразделе-
НИЙ. ;

Наряду с политическими занятиями ‘у
нас на флоте широко ‘используются ин-
дивидуальные и групповые беседы аги-
таторов. Почти BO всех соединениях
проведены митинги. Партийные кабинеты
и библиотеки подбирают литературу, вы-
резки из гавет, организуют различные
консультации. Очень важно освоить и
использовать богатейший опыт массовой
работы, накопленный в прошлых изби-
рательных камтаниях.

Широко развернулась на флоте лек-
ционная работа. Лекторы Политуправле-
вия читают лекции на кораблях ив ча-
‹тях флота на темы:  «Маркоистеко-
ленинокое учение о социализме и комму-
низме».  <Партия большевиков во годы
Великой Отечественной войны», «Совет-
кая демократия — высшая форма демо-
кратии». В соединении, где начальником
политотдела т. Кагарлицкий, создан и
таботает  лекторий для партийного и
комсомольского актива. Почти веюду.
здесь используется ращиовелкание. 5

Пока плохо на флоте используются
для агитационной работы клубы и Дома

По мастерским художников-маринистов

Владимир

Большов полотно, сверкающее яркими
феерическими красками на фоче ночного не-
ба, озаренного ‘фосфорическим светом про-
жекторсв, сразу вводит васе в иной мир.
Странным ‘кажется дневной свет, вливаю-
щцийся сквозь пгирокое окно мастерской —
он несколько мешает смотреть картину,
узображающую ночной салют на Красной.
площади в Москве. Вы вглядываетесь. в
отдельные живописные куски и отдаете
должное живописцу. Все полно жизни, все
живописно. i

Может быть, не совсем обычным пред-
ставляется нам. это полотно в мастерской
мариниста, где здесь же, рядом, большое
количество картин иного жанра — корабли
Военно-Морского Флота среди морских про-
сторов, то в ясном, знойном огвещении
полудня, то в багровом сиянии заходяше-
го солнца..,

Новая картина Штраниха «Салют» не
только’ выражает радость художника, вме-
сте с народом торжествующего победу, но
и показывает основную линию живописно-
то творчества одного из значительных на-
ших мастеров ‘кисти. Изображает ли он
море, порты, доки, берега, русскую приро-
ду, — всюду он вносит современное тонкое
понимание пейзажа, тот изысканный, He-
сколько декоративный колорит, ту цвето-
вую гармонию, которая всегда так привле-
кает к себе зрителя. з у

Все это должно явиться определенной
предпосылкой к об’яснению самого ‘твор-
чества Штраниха. Пытливому  исследова-
телю советского искусства вряд ‘ли вайти
в творческой биографии Штраниха этапы,
аналогичные ‘развитию мастерства у таких
маринистов, как Айвазовский, Боголюбов,
Беггров, для которых морская живопись
была. основной чуть ли не < первых ю о-
щеских этюдов,

Зритель, глядя на правдивые  реалисти-
ческие морские полотна Штраниха, и ‘не
представляет себе, что художник ‘всего
Только семь лет назад начал писать мари-
ну. До этого Шаюаних прошел довольно
извилистый творческий путь иллюстратора,
плакатиста, декоратора, был любимым уче-
ником Константина Коровина и помогал
ему в работах над декорациями в Боль-
ом театре. Знаменитый живописец ста-
Фался развить дёкоратизный дар Штрани-
ха, —©н пригласил его работать в театре,
когда Штрачих был еще учеником Учили-
ща живописи, ваяния и зодчества.

Не менышсе влияние на Штрамиха ока-
зали и такие его учителя, как А. Архи-
поз, С. Иванов, Л. Пастернак. Может
быть, Штраних так и остался бы жанристом,
пейзажистом или декоратором, если бы не
случай, который помог ему начать серьезно
работать в области морского жанра и по-
любить его.

В 1938 году художник получает комач-
дДировку от Наркомата Военно-Морского
Флота в Новороссийск и Батуми.’ Здесь
CH пишет большое количество этюдов, по-
долгу созерцает море, изучает его во
се времена суток и гола.

й альбом он заполняет набросками, в
которых  запечатлевает ‘для своих ` буду-
щих картин детали судов. жизнь ггваней,
докоз, Морокие берега, палубы кораблей
становятся для него болышой мастерской,
Куда он переносит’ свой мольберт. Все,
связанное с морем, для него приобретает
новую значимость и новый, высокий смысл.

Пятидесятилетний художник меняет <вой
путь, направляя свое искусство по новому
руслу. И уже в. первом его большом по-

288 (2158)

товятся к выбораг
Copet CCCP

Военно-Морского Флота. Забыты arur-
машины и агитбригады, которые ¢ ycme-
хом можно было бы использовать на от-
даленных базах и постах.

Избирательная кампания помогает
парторганизациям выявлять беспартий-
ный актив. Опыт прошлых выборов, да
и настоящая Предвыборная кампания
убедительно говорят об этом. Уже сейчас
имеются факты, когда лучикие, наиболее
авторитетные офицеры, старшины и
краснофлотцы по своей собственной ини-
циативе ведут большую ‘раз’яенительную
работу. Так, например, старший красно-
флотец Лукъянченков с плавбазы «Ве-
тер» после опубликования в печати «По-
ложения о выборах в Верховный Совет
СССР» систематически раз’ясняет своим
товарищам Избирательный . закон. Он
провел уже не одну беседу по Конотиту-
ции, рассказал краснофлотцам. как” он
участвовал в прошлых выборах в Вер-
ховный Совет СССР,

Политорганы и партийные  организа-
ции обязаны замечать и любовно выра-
щивать эти новые кадры беспартийного
актива. Особенно быстро растут сейчае
ряды агитаторов. Понятно, как важно
сейчае организовать инструктажи и се-
минары агитаторов. Надо добиться та-
кого положения, чтобы на избирательных
участках агитацией ‘занимались подго-
товленные и авторитетные ‘товарищи.
сожалению, до сих пор еще имеются
случаи недооценки роли агитаторов. Так,
в соединении, тде начальником полит-
стдела т. Дунаевокий, некоторые‘ агита-
торы не смогли ответить своим товари-
щам на ряд элементарных вопросов.

Готовясь к выборам, необходимо tana
учитывать особенности тех ‘или иных
гпупи избирателей. За годы, прошедшие
после первых выборов-в Верховный С0-
вет СССР, личный составу нас на фло-
те значительно  омолодился. Пришли
краснофлотцы, которые ‘еще не’ участво-
вали в выборах и для них.все является
новым. Политорганы и партийные opra-
низации правильно поняли значение ра-
боты © мололыми избирателями и хоро-
шо делают, когда организуют для моло-
дежи индивидуальные и групповые бесе-
ды, популярные лекции и доклады по
вопросам нашей Конституции и Избира-
тельного зажона.

Говоря о ‘работе с избирателями, 060-
бенно у нас на Севере, где большое ко-
личество мелких и разбросанных воен-
ных городков, никак нельзя забывать о
вольнонаемном составе и членах семей
военнослужащих. Если с рабочими и слу-
жащими в частях уже’ начали проводить
беседы, = политинформащии, занятия
кружков, то среди членов семей военно-
служащих подобная работа ках следует
еше не развернута,

Подготовка к выборам в Верховный
Совет СССР вызвала небывалый под’ем
политической акливности личного соста-
ва флота. Эта активность должна быть
направлена Ha дальнейшее укрепление
боевой мощи чналеих вооруженных. сил. -

: Капитан 2 ранга Л. МАЛИНИН.
Северный флот.

Шутраних

лотне—<«Новороссийский порт». где переда-
вю самое дыхание портовой жизни, обна-
ружился талант незаурядного мариниста.
И морской пейзаж и тепло написанное па-
левое утреннее небо с розовыми отблеска-
ми достаточно ясню указывали на то, что
живописец ставил перед ‹обою ‹мелые
задачи, используя тонко и умело накоплен-
ный им тзорческий опыт школы Коровина.
И неудивительно, что вторая творческая
экспедиция Штраниха-мариниста имела
своим направлением ‹ Север, где ког-
да-то работал Коровин. Нельзя ме вспом-
нить о. Коровнне, когда смотришь. картины
ИБраниха, в которых так величественно
выделяется Северный флот на ‘фоне ноч-
ного неба с северным сиянием, или когда
корабли и облака отражаются в нежной
лазури вод.

Художник работает с увлечением, долго
и упорно. Море становится для него род-
woh стихией. С ненасытной жадностью
он читает историю морских <ражений,
‘изучает оснастку ‘корабля, старается по-
стичь морское дело. Рождаются его иск-
лючительные по красочности, свежести и
солержанию полотна: «Эеминцы на рейде»,
«Пловуче-ремонтная военно-морская база
Северного флота», «Эсминцы в порту»,
«Северный флот».

В 1941 году Штранах пишет большее
полотно, воздушную, пронизанную светом
полярной ночи панораму «На страже со-
ветских рубежей», где живописное начало
определенно доминирует (надо другими
элементами картины. В этом же году сн
заканчивает и другое, не менее звачитель-
ное. по содержанию полотно  «Десантная
операция на Северном флоте».

В 1942 году Штраних пишет ряд картин,
изображающих эпизоды. Отечественной
войны на море. Г

В этих полотнах не все. договорено до
конца. И это определенно ощущается,
когда смотришь хотя бы на те три кар-
тины, которые написаны  Штранихом в
1942 году: одна — передающая атаку тор-
педных кораблей, другая — потопление фа-
инстского сторожевого корабля и катера
артиллерийским огнем подводной лодки
Северного флота, и третья — потопление
финского корабля кораблями Красно-
знаменного Балтийского. флота.

Картины эти документально верны,  Ha-
писаны сочной пгирокой кистью, декоратив-
ны, свидетельствуют о большом  техниче-
ском изошреним. Но. здесь больше трезвой
прозы, чем пафоса борьбы, болыне наблю-
дений, vem переживаний.

Стоит сопоставить эти произведения с
пругими композициями Штраниха, написан-
ными позднее, как, например, «Гвардей-
ский крейсер «Красный Кавказ» на высадке
десанта» или «Лидер «Ташкент» в бою
против 96 немецких самолетов», «Обстрел
кораблями Черноморского флота  гоетно-
морской базы Констанцы», чтобы видеть,
как можно простое.‹ повествование сменить
волнующим эпосом.

Штраних, работающий сейчас над боль-
шим полотном «Рождение русского -фло-
таз, идет по пути, проложенному наши-
ми мастерами. Вместе < изучением мате-
риалоз по истории русского флота он за-
глядывает и в Творческие лаборатории
лучших русских исторических живописцев
и  маринистов. И в этом — залог успеха
этого зрелого, талантливого в своеобраз-
ного художника-мариниста.

Л. ВАРШАВСКИЙ.

тели по
Только за последнее время подготовлены
библиографические указатели по строи-
тельству и эксплоатации ‹ еудостроитель-

градекого
Ханко в 1941 голу и другие.
тёлеф. от корр. «Красного
Флота»). } С

КРАСНЫЙ ФЛОТ

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ
ВОЕННО-МОРСКОЙ.
`БИБЛИОТЕКЕ

Перед войной в читальном зале Цен-
тральной военно-морской библиотеки езже-
дневно можно было видеть десятки офи-
церов, научных работников, преподава-
телей военно-морских ‘училищ. Война
прекратила работу библиотеки. Во время
блокады Ленинграда “125.000 наиболее
ценных томов’ русской и чностранной
военно-морской литературы были упако-
ваны в 1.670 ящиков и погружены Ha
баржу. По Неве и Свири книги были от-
правлены ‘в тыл страны. Оставшиеся
150.000 книг были упакованы и сложе-
ны в подвалах Фондовой биржи:

Сейчас книжные фонды Центральной
военно-морской ‘бяблиотеки полностью
возвращены в Ленинград. .

В нынешнем году. библиотеке  испол-
нилось 140 лет. Она располагает всеми
книгами по военно-морским вопросам,
вышедиими в России. Библиотека имеет
большое количество литературы по воен-
но-морской истории, судостроению, ` гид-
ротехнике, морской практике,  вооруже-
нию кораблей, - кораблевождению, гидро-
графии итд В фонде иностранной
литературы насчитываются лесятки  ты-
еяч томов, Среди них—редчайшие издания,

относящиеся к первым годам книгопеча-

тания.

За последние годы начальник биб-
лиотеки майор Маймистов, научный 09-
трудник Гурвич и другие провели боль-
шую работу по составлению библиогра-
фических указателей. Сейчае ‘заканчи-
вается работа по ’ составлению   7-T0M-
вого библиографического = указателя
«Военно-Морской Флот в Великой Отече-
ственной войне». Сюда занесено ‘свыше
35.000 различных материалов, поме-
щенных в периодической печати, вклю-
чая флотильские газеты. Уже составлен-
ные 14 томов этого указателя являются
ценным пособием при изучении роли
флота в Отечественной войне.

Составлена также большая картотека
\атеряалов о. ббевых действиях отдель-
ных частей и кораблей флота в Великой
Отечественной войне, о подвигах моря-
ков — Героев Советекого Союза. Работ-
ник библиотеки т. Казаис составила биб-
лиографический. указатель «Русекая во-
енно-морская книга о 1917 по 1945 год».

Полным ходом идет подготовка к от-
крытию библиотеки. Сюда уже обра-
щаются десятки научных работников,
офицеров, писателей с просъбой соста-
вить для них библиографические указа-
самым различным  вопроезм.

ных верфей, доков; по истории Ленин-
военного порта, 06 обороне

Ленинград. (По

pees em ae

_ Сборы: инструкторов
политотделов
КРАСНОЗНАМЕННАЯ

ров политотделов по учету
документов. Участники сборов.

вах большевистской Уст:
ВКП(5), изучали решения ЦЕ ВКП(б)

по вопросам ведения партийного хозяй-

ства. 4

Были проведены практические заня-
03-
накомились с оформлением документов
ва вступающих в члены ВЕП(б), изучи-
ли порядок заполнения и выдачи пар-
и кандидатских карто-

тия, во время которых инотруктора

тийных билетов
чеки т. д.

Младший лейтенант А, ГРИТЧЕНКО,

ПО СТРАНИЦАМ
КРАСНОФЛОТСКИХ
’-” ГАЗЕТ

4% На боевом счету подрывника Н-ского
соединения тральигиков Главного старшины
385 уничтоженных
вражеских мин. Недазно т. Лепетенко в
новом районе траления уничтожил 15 мин

Алексея Лепетенко

(«Нобеда»).

4%» Фундаментальная библиотека Военно-
морской медицинской Академии приобрела
топографической и патологической
изданный в
1849—1853 гг. Атлас, состоящий из 8 то-
мов, прелставляет большую и

атлас

анатомии Н. И. Пирогова,

ческую ценность («Военно-морской врач»
*» «Выйти в море на спасение.

быстроходного ° тральшика
в  штормовую погоду.
море. Огромные водяные
вались о борта тральщика,
через козырек :
запно в  темвоте

направился

ходсвого мостика.
старший

ДУНАЙСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 1 декабря. (По телеграфу).
Пять дней проходили сборы инструкто-
партийных.
проелу-
шали лекции 0б организационных 0сно-
партии и Уставе

бранд-
вахты» — такой приказ’ получил командир
Н. Корабль
в.
валы  разби-
перекатываясь
Bue-
лейтенаят
Подливаев увидел луч прожектора. Это

Процесс главных немецких военных.
преступников. в Нюрнберге.

Вечернее заседание 30 ноября

НЮРНБЕРГ, 30 ноября. (ТАСС), Ба
вечернем заседании трибунала 30 ноября
продолжался допрос свидетеля  генерал-
майора Лахузена представителем американ-
ского обвинения полковником Эмин.

В своих показаниях Лахузен заявил, чта
начальник общего отдела штаба  гермач-
ского верховного командования генерал
Рейнике на совещании, в котором участво-
вал свидетель, заявил © необходимости
применения в отношении русских военно-
пленных самых жестоких мер; ‘включая
массовые расстрелы. «Эту мысль, — заявил.
Рейнике, — надо внедрить в сознание всех
офицеров, которые не всегда чувствуют,
что они живут в национал-социалистском
государстве». По словам свидетеля, он
заявил на ‘этом совещании, по указанаю
адмирала Канариса, что такие меры приве-
дут к усилению сопротивления. красноар-

мейцев, поскольку они узнают о том, что
вемцы расстреливают советских  военно-
пленных. Мом взгляды, заявляет  свиде-

тель, были отклонены в самой’ резкой
форме. представителем гестапо Мюллером,
которого полностью поддержал генерал
Рейнике. На этом совешании говорилось
© способах сортировки советских военно-
пленных. Эта сортировка производилась
<собыми командами СД, которые отбирали
всех евреез, всех политработников и в0об-
ше интеллигентных людей и расстреливали
HX. :

Отвечая на вопросы полковника Эмин,
свидетель подтверждает, что он’ имел офи-
циальную информацию от своих офицеров,
работавших в ‹лагерях для военнопленных
(по особым заданиям), о массовых казнях
советских военнопленных. Об этом также
было известно широким офицерским кру-
гам германской апмии. Свидетель подтвер-
ждает далее, что существовал приказ о
клеймении советских военнопленных и что
приказы об их уничтожении исходили от
штаба германского верховного командова-
ния, во главе которого стоял подсудимый
Кейтель. :

Как показал Лахузен, он со слов пол-
ковника авиация Ровеля знает, Что уже в
1959 году, еще до возникновения войны,
германская авиация производила воздуш-

Утреннее заседание 1 дека

НЮРНБЕРГ,   декабря. (ТАСС). Предсе-
дательствующий об’являет решение трибу-

нала по поводу хадатайстта защиты об от-
спочке суда над Гессом. Имея в виду заяв-
ление самого Гесса, трибунал пришел к вы.

воду, что Гесс в состоянии подвергнуться
суду.

° Даже внешне заметно, что Гесс «обрел
память». Исчезло его так хороню разыгры-
Раемое равнодушие ко всему окружающему.

Гесс перестал кривляться и изображать из

себя идиота.

Место у свидетельского пульта занимает
свидетель Лахузен, дюпрос которого на су-
де начался вчера. Главный американский о0б-
винитель Джексон спрашивает его: «Знаете
ли вы что-нибудь относительно обстоя-
тельств смерти 50 офицеров военно-воздуш-
ного флота США, бежавших в марте 1944
года из лагерей военнопленных, пойманных
и убитых немцами?» м о

Лахузен заявляет, что он был в это‘время

на фронте и ничего‘ об  этом будто `бы не
  слыхал. Обвинитель Джексон возвращается

на свое место:

Председательствующий предлагает. перей:
ти к перекрестному допросу свидетеля. Нер-
вым задает Лахузену вопросы защитник Па-
пена, В очень длинных и туманных выраже-
ниях он добивается, чтобы свидетель сказал

что-нибудь в’ пользу его подзащитного. Пу-

тем очень осторожной и сложной постансв-
ки вопросов он хочет вытянуть у свидетеля

подтверждение того, будто бы Папен зани-

мал отрицательную позицию по отношению к

Гитлеру. В ве менее осторожных ответах.
свидетель отказывается признать, что ему’

было известно «отрицательное отношениез
Папена к Гитлеру. 2
Следующим просит задать

«несколько

вопросов» свидетелю защитник Кейтеля. Он].

пытается получить у свидетеля такие пока-
зания, которые смягчили бы вчерашние по-
казания Лахузена о роли Кейтеля
ступных действиях германских вооруженных

сил в период нападения на Польшу, в дивер-

сйонных актах. в уничтожении польской ин.
теллигенции и евреев. Однако Лахузен по-
казал, что Кейтель в качестве начальника

в пре:

ную фоторазведку Лондона, Левинграда,
Польши, Венгрии и юго-востока Европы.

Полковник Эмин путем допроса устанав-
ливает, что свидетель имеет официальный
доклад о массовом. расстреле. евреев в
Борисове. Этот документ находился в не-
сгораемом ящике, но обгорел, однако
имеется фотокопия с него. Эмин предло-

‘жил огласить этот документ на заседании,

чтобы приобщить ‘его в качестве докумен-
тального доказательства к протоколу суда.
Трибунал, однако, отклонил это предложе-
ние американского обвинителя.

Далее. председатель предлагает предста-
вителям обвинения и представителям за-
щиты подвергнуть свидетеля перекрестно-
му допросу. К трибуне подходит совет-
ский главный обвинитель генерал-лейтенаят
юстиции Руденко, который в ходе. допроса

свидетеля устанавливает, что германское
командование специально обу чало части
реакционных украинских националистов,

которым поручалось осуществлять саботаж,
диверсии и провокации в тылу. Рудеако
устанавливает также, что ‘команды СД
(зихерхайтсдинст — «служба безопасности»)
организовывали массовые расстрелы военно-
пленных — уроженцев Крыма. Свидетель в
ответ на вопрос Руденко вновь подтвер-
ждает, что очень широкому кругу герман-
ских офицеров . было. известно о наличия
приказов O06 уничтожении советских. возн-
нопленных.

Затем вопросы свидетелю: задает защит-
ник Кейтеля, а также защитник Шахта
Дикс. На их вопросы свидетель’ отвечает,
что многие члены генштаба также знали
с существовании этих приказов. В ответ
на вопросы советского судьи Никитченко
свидетель подтвержлает, ‘что: `Риббентроп
был в курсе узазавий штаба верховного
командования об уничтожении поляков и
евреев.

После краткого перерыва суд переходит
к рассмотрению вопроса о вменяемости
Гесса. Выступает защитник Гесса, кото-
рый, ссылаясь на‘те пункты в заключении
медицинской ‘экспертизы, в которых она
признает потерю памяти Гессом, вносит
три предложения: во-первых, прекратить

верховного командования германских воору
женных сил непосредственно руководил пре-
ступными действиями немецких войск.
Затем: защитник спрашивает свидетеля:
—- Ставил ли когда-либо Кейтель вопрос
9 политических настроениях офицеров ваше-

`го отдела и об их отношении к нацизму?

— Да, много раз, — отвечает Лахузен. —
Кейтель говорил. что на работе. в штабе вер-
ховного‘командлования могут быть только те
офицеры, которые проявляют полную  по-
корвость и’абсолютную верность нацизму.

Защитник ставит новый вопрос:

— Не с санкции ли фюрера штаб верхов-
ного командования создавал ‘зондеркоманды
(«особые команды») для операций в Поль-
ше? у : :

Свидетель заявляет, что он не слышал ©
саыкциях Гитлера. 5)

— Помните ли вы, что гестапо и служба
безопасности вмешивались в польские дела.
вопреки желанию воинских частей?

Лахузен. \
Напомнив свидетелю его вчерашние по-

= Этого Я нё`могу“ сказать, —= отвечает

казания о клеймении ‘русских. военно-
пленных, защитник. спрашивает, He из-
вестно ли.ему, Лахузену, что Кейтель

будто ездил к Гитлеру хлопотать об отме-

не приказа о клеймении. Лахузен отве-

чает отрицательно.
— Известно ли вам, — спрашивает за-
щитник, — ‘что однажды к ‘вашему шефу
Канарису приехал особый курьер от гене-
рала Жиро, который спрашивал, может
ли ‘он’ вернуться во Францию?
: — He знаю; — отвечает свидетель.
  По: такому.же методу пытался помочь
Риббентропу его защитник. Он задает Ла-
хузену ‚вопрос: : ;
, — Известно ли вам утверждение Риб-
бентропа о том, что, узнав о клеймении
русских всеннопленных, OH предпринял
поездку к фюреру в ставку и ‘указал Кей-
телю, что он, Риббентроп, выступает про-
тив такого обращения.с русскими военно-
пленными? Говорили ли это в вашем кругу?
— Нет, этого не происходило, — отве-
чает ‘свидетель. sine

судебное преследование Гесса ввилу его
невменяемости, во-вторых, вести судебное
разбирательство дела Гесса в его отсут-
ствии и, в-третьих, если трибунал все же
решит слушать дело Гесса, то созвать
новую экспертизу из числа известных пси-
`хиатров для проверки вменяемости Гесса.

Защитник сам возражает против своего
второго предложения.
Затем от имени обвинения’ выступают

генерзл Руденко, американский главный
обвинитель Джексон. английский обвини-
тель Дэвид. Они доказывают вменяемость
Гесса, особенно опираясь на экспертизу <о-
ветских врачей, и требуют суда над ним,
Английский обвинитель подробно процити*
ровал английские законы, ‘согласно кото-
рым в таких случаях подсудимый должен
подвеогнуться судебному преследованию.
Французский судья де Фарбр пытается
установить, не симулирует ли Гесс потерю
памяти. Снова выступают . представители
защиты, стремящиеся доказать, что Гесс
ве в состоянии следить за ходом процес-
са и полностью невменяем.

Обсуждение этого вопроса. продолжалось
около двух часов в отсутствии всех об-
виняемых, кроме Гесса. Затем  председа-
тель трибунала ‘лорд Лоуренс предлагает
самому Гессу высказаться по этому во-
просу: Гесс ‘зачитывает заявление, в кото-
ром говорится, что. в начале: вечернего за-
седания он послал своему защитнику за-
писку, в Которой заявил 0 том, что вся
эта процедура может быть сокращена, если
ему, Гессу, будет разрешевко ‘выступить:
«Я хочу, сказал Гесс, — сделать следу-
юшую декларацию, хотя первоначально я
намеревался сделать это заявление не-
сколько позднее. Моя память вновь в пол-
ном. порядке. Причины, по. которым я си-
мулировал потерю памяти, носили тактиче-
ский характер. В действительности немно-
го пострадала лишь моя способность <сосре-
доточиться, причем нисколько не пострадала
моя способность следить за ходом пронесса,
защищать самого себя, задавать вопросы
свидетелям или’ отвечать` на вопросы».

После этого’ заявления Гесса суд об’яв-
ляет. перерыв до ‘следующего ‘дня.

бря
Еще большую неудачу потерпел защит-
ник Риббентропа, коснувшись  высказы-

ваний своего подзащитного ‘об ‘уничтоже-‘
нии‘ польских евреев. Свидётель   показы-`
вает, что Риббентроп давал Канарису «на-
правляющие  указания» по_поводу  истреб-
ления польских евреев. Тогда защитник
задает Лахузену новый вопрос:

Давали ли вы австрийской полиции
(в то время Лахузен служил в австрий-
ской разведке) сведения о предполагаемых’
убийствах евреев? По австрийским законам‘
за недонесение о предполагаемом ‘убийст-
ве вам угрожала смертная казнв.

Свидетель отвечает: :

— Австрийское право к этому времени
уже не применялось. Кроме того, я дол-
жен был бы сделать более ста тысяч та-
ких сообщений полиции. :

Защитник напоминает Лахузену, что он
приезжал после «аншлюсса» в Германию
наниматься в германскую разведку и
клялся в верности Гитлеру.

Заметив, что он не хотел бы касаться
этого вопроса, Лахузен, однако, сообщил,
что ему не надо было вербоваться в гер-
манскую разведку, ибо его хорошо знал
Канарис и хотел взять к себе ‘в сотруд-
ники.

Вопросы Лахузену задали также за-
митники обвиняемых Шахта, Фриче и
Кальтенбруннера. Однако - свидетель He

мог сообщить ничего в пользу их подза-
щитных.

После этого защита обратилась в суд ©
ходатайством предоставить ‘обвиняемым
право задавать: вопросы свидетелям непо-
средственно, а не через защитников, как
это практиковалось до сих пор. Рассмот-
рев ходатайство защиты, трибунал решил,
что подсудимые, имеющие защитников, бу-
лут лишены возможности задавать вопросы
свидетелям непосредственно. Задавать BOT
росы свидетелям могут только те подсу-
димые, которые не имеют защитников.

На этом закончилось утреннее заседа-
Hue. Вечером 1 декабря заседания трибу-
нала не было.

НАРОДЫ ЮГОСЛАВИИ ПРИВЕТСТВУЮТ ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ЮГОСЛАВИИ РЕСПУБЛИКОЙ

БЕЛГРАД, 30 ноября. (ТАСС). Из: раз-
личных районов слраны поступают. сообще-
ния о том, что провозглашение Югославии
Федеративной Народной’ Республикой было
остречено всеобщим народным ‘ликованием.
В народных манифестациях, состоявшихся
внера вечером в Загребе в связи с провоз-
глашением республики, участвовало до 100
тысяч челсвек.

БЕЛГРАД, 30 ноября. (ТАСС). Полный
текст принятой Учредительным Собранием
декларации о провозглашении Федеративной
Народной Республики Югославии гласит:

«В. течение 22 лет существования  Юго-
славии до войны ее народы не могли осуше-
ствить свои вековые стремления — нацио-
нальное равноправие и социальную справед-
ливость. Вместо установления братского
единства народов на основе равноправия ‘ан-
тинародное господство диктаторской клики
создавало между ними глубокую пропасть н
междоусобные раздоры.

Такая политика угнетения отдельных на-
родов и раз’единения их, а также глубокая
политическая и социальная реакция, кото-
рую проводили реакционные клики во главе

с монархией, ослабили государство изнутзи
и перед внешним миром, что привело к ката-
строфическим последствиям во время наше-
ствия фашистских сил на Югославию в апре-
ле 1941 г. Во время апрельского нашествия
Германии и других фашистских сил на Юго-
славию Петр ИП Карагеоргиевич не имел ни

с брандпахтенного судна унесенного штор-
MOM в море, подавали сигналы © помоши.
С тральщика был брошен конец. Улалось
завести буксир. Вдруг с баржи передали
сигнал: «Нас не буксируйте, крен на пра-
вый борт, течь в корпусе. положение без-
надежно». С тонущего судна нужно было
снять людей. Рассчитав сетер и удар вол-
 ы, старший лейтенант Нодливаев подвел
корабль к барже кормой. На налубе траль-
циика все были наготове, чтобы принять,
людей. Опыт и выдержка не изменили офи-
церу. Все 13 моряков с брандвахты были
спасены. («Красный Балтийский флот»).

.4% Благодаря большой работе, ° прове-
денной в Н-ском дивизионе. катеров инже-
пер-капитаном Гусевым и техник-лейтенан-
том Трубицыным, сэкономлено 54.231 кг
бензина и 7.000 кг смазочных  материа-
лов. Один только катер’ старшего’ лейте-
нанта Племника дало экономию в 21.473
кг горючего. На катере старшего ‘лей:
тенанта Сенькина о сэкономлено горючего
wa 17.000 рублей («Красный Черноморец»).

«%» При механическом заводе Краснозна-
менной Каспийской флотилии созлано pe-
месленное училище. В училище имеются
классные комнаты, кабинет лля черчения,
рабочие помещения. Уже в будущем году
ремесленное училише даст заводу десят-
ки молодых специалистов — котелыников,

БУДАПЕШТ, 1 декабря. (ТАСС). Вче-
ра на заседании Национального собрания
с программной речью выступил премьер-
министр Тильди Золтан. ее

Премьер-министр отметил успехи, до-
стигнутые ‘страной за период сушествова-
ния Временного Национального co6pa-
ния и Временного правительства. «Новое
правительство, — заявил Тильди, — все-
гда будет с благодарностью помнить о ве-
ликодушии Советского Союза, который
сделал возможным национальное возрож-
дение Венгрии и помог ее восстановле-
нию. Дружба и доверие великого ‹<оседа
обязывают не только правительство, но и
весь народ Венгрии помнить, что ему мы
обязаны многим».

Касаясь внешнеполитического раздела
программы, Тильди подчеркнул, что но-
вое правительство будет продолжать
внешнюю политику на той основе, кото-

способностей, ни воли, чтобы организовать
отпор народа оккупантам, бежал за границу
и предоставил народы Югославии их судьбе.

Своим поведением во время народно-0<во-
бодительной борьбы Петр И Карагеоргиевич
‘ослабил отпор народа оккупантам, он всеми
средствами помогал предателям, которые с
1941 года непрестанно вели борьбу против
народно-освободительной армии, т. е. против

дительного движения‘ народа и со-
трудничали с оккупантами. Народы Юго-
славии вступили в борьбу против фашист-
ских оккупантов-предателей; исполненные
твердой решимости защищать <вою незави-
симость и свободу й внести свой вклад в об-
шие усилия Об’единенкных наций против об-
щего врага: В четырехлетней борьбе народы
Югославии создали кровью и жизнями своих
лучших сынозей свое прочное единство и
братство. Они не только победили оккупан-
тов и их пособников, но и устранили все то,
что в прошлом разделяло их. Они тверцо
решили создать такой внутренний порядок,
который даст им возможность мирного раз-
вития и создания лучшего и счастливого бу-
дущего. п

Народы Югославии, как в период между
первой и второй мирсвыми войнами, таки в
течение ° четырехлетней ` освободительной

борьбы ‘убедились, что монархия была наи-\

большей помехой-в создании ‘новой Югосла-
вии, братского и‘демократического об’еди-

своей задачей, — сказал он, — мы счи-
таем укрепление доверия к. Венгрии на-
шего могущественного соседа Советского
Союза и создание основ экономической и
культурной связи с ним. Правительство и вся
нация считают обязательным условием этих
связей безупречное выполнение. даже при
крайнем напряжении своих сил, обязательств,
взятых на себя по соглашению о’ перемирии.
Правительство тем более желает  продол-
жать эту политику. поскольку она уже при-
несла значительные успехи молодой венгер-
ской демократии». Среди этих успехов
премьер-министр в первую’ очередь указы-
вает на уставовление дипломатических отно-
щений с Советским Союзом.

Далее Тильди указал, что одновремен-
но с углублением связи с Советским Сою-
зом венгерское правительство’. придает
большое значение установлению. и расши-
рению связей с США и Англией, а также

слесарей, токарей и столяров. («Красный
Каспиец»). т

рую. заложило еще в Дебрецене времен-   с соседями Венгрии в духе демократического
ное национальное правительство, «Первой сотрудничества и взаимного понимания.

нения равноправных народов. Они убеди-
лись, что монархия является главным винов-
киком всех действий антинародных режимов
до войны, а также всего того, что наши на-
роды вынуждены были переносить от преда-
телей, которым помогала монархия. На oc-
нове этого и согласно свободно выраженной
воле всех народов Югославии Учредитель-
ное собрание на совместном заседании Союз-
ной Скуншины и Скупщины национальностей
от имени народа на основе законных решений
обеих палат постановляет:

1. Демократическая федеративная Юго-
славия провозглашается Народной Респуб-
ликой под названием Федеративная Народ-
ная Республика Югославии.

Федеративная Народная Республика Юго-
славии является союзным народным госу-
царством республиканского `об’единения
равноправных народов, свободно выразиз-
ших свою волю остаться об’единенными в
Югославии.

2. Этим решением от имени народа Юго-
славии окончательно упраздняется монархия
в Югославии, а Петр ИП Карагеоргиевич со
всей династией Карагеоргиевичей лишается
всех принадлежащих ему и династии Кара-
георгиевичей прав.

Принято в Белграде, главном городе
Федеративной Народной Республики Юго-
славии 29 ноября 1945 года. .

Иосип Видмар. Владимир Симич».

ПРОГРАММНАЯ РЕЧЬ ВЕНГЕРСКОГО `ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ТИЛЬДи

Тильди перешел затем к внутриполити-
ческой и экономической программе прави-
тельства.

Тильди сказал, что правительство намере-
но провести в области борьбы с инфляцией
решительные мероприятия, и просил. Нацио.:
нальное собрание дать правительству соот-
ветствующие полномочия.

«Мы должны работать для того, — зая-
вил Тильди, — чтобы сделать неприступной
нашу демократию, здание нашей свободы,
чтобы создать основы будущего. Пэави-
тельство поведет до конна борьбу с реак-
цией по всем линиям общественной жизни.
Мы защитим от реакции ‘не только наше са-
мое большое завоевание — земельную рз-
форму, но и всю венгерскую демократию,
ибо демократическое преобразование Век-
грии не является. преходящим эксперимен-
лом».

Двухчасовая речь Тильди много раз пре-
рывалась аплодисментами,