Указ Президиума Верховного Совета СССР .

О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ

‚ РАБОТНИКОВ ПРИБОРНЫХ ЗАВОДОВ НАРКОМАТА
СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И ОФИЦЕРОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

КРАСНЫЙ

OT

ФЛ

Ba создание новых образцов вооруже-
ния и успещное выполнение заданий
Командования по. ремонтно-монтажным
работам ры повышающих боевую
мощь Военно-Морского Флота, наградить:

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

„ 1. ‘Алексеева Василия Евстафьевича—
=, ирогальщика завода № 206
@ 2. Постнова Степана Яковаевича —
дириктора завода № 206.

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

1. Киселева Михаила Алексеевича —
механика сборщика завода № 206
‚ 2. Косталовеного Георгия Иванови-
48 — конструктора завода № 251

3, Петрова Гурия Васильевича —
тлавного инженера завода № 206

4. Сычева Леонида Федоровича —
главного конструктора завода № 206

5. Титова Георгия Алексесвича—быв-
шего главного инженера завода № 706

6, Филимонова Семена Васильевича —
инженера регулировщика завода № 706

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

1. Аладышкина Евгения Ильича —
> старшего инженера завода № 206
“© 2, Bapakah Haxuma  Ароновича —
старшего инженера завода № 192
3. Бойцова Василия Ивановича —
парторга ЦК ВЕП (6) завода № 206

4. Георгиева Ивана Петровича — зам.
главного инженера завода № 206

5. Егорова Анатолия Александрови-
ча — токаря завода № 206

6. Кадыкова Германа Григорьевича

старшего конструктора СКБ

7. Полковника Корсакова Ивана Ми-
хайловича

8. Инженер-полковника Кункель Ва-
силия Самуиловича

9. Кумыш Абрама  Бабакаевичаь —
старшего. инженера завода № 706

10. Инженер-майора Кузьмина Павла
Петровича

11. Левичева Бориса Григорьевича —
инженера завода № 206

12. Маркуса Михаила Ильича — кон-
Arts завода № 206

13. Мильтрегер Исаака Натановича—
старшего научного сотрудника НИИ ВМФ

14. Инженер-майора Осипова Алексея
Николаевича

15. Скворцова Бориса Ивановича —
зам. начальника отдела Главка

16. Сокол Арона Моисеевича — стар-
шего инженера завода № 706

17. Соколова Виктора Сергеевича —
зам. директора завода № 206.

18, Умикова Захара Нетсесовича —
старшего инженера завода № 206

9. Инженер-канитана 3 ранга Хра

мова Николая Алексеевича‘
20. Чуйкова Георгия Михайловича —
директора завода № 706

Окончание следует.

‚„влестящая победа советских войск
  в Крыму

События развивались в бурном темпе,
Только на-днях войска 4-го Украинокого
фронта хмурым, пасмурным утром пере-
шаи в наступление против фашистских
Bolick, расположенных на Переколском
перешейке и южном побережье Сиваша.
На вражеские позиции обрушилея мощ-
ный артиллерийский ‘ураган, бушевав-
mol свыше двух часов. Ныпи опытные
офицеры, видавшие в эту войну многие
виды, говорят, что такой по силе артил-
лерийский огонь им пришлось наблюдать
впервые. Стремительным ударом совет-
кие части прорвали сильно  укреплен-
ную оборону противника на Перекопе,
быстро продвинулись вперед и овладели
горохом Арманок, Одновременно наши
войска форсировали воды Сиваша и, про-
двигалеь с боями между лиманами и 036-
рами. атакуя противника с фронта, в лоб,
ибо фланговые обходы здесь были невоз-
можны, прорвались к важнейшему желез-
нодорожному узлу Крыма —- городу
Джанкой,

Сида ударов советоких частей непре-
рывно возрастала. Рос наступалельный

«порыв наших воинов, ‘С возгласами: «За

„Советский Крым», ^ «За Родину!» они
бросатиеь на штурм вражеских укрепле-
ний. Уже к утру 11 апреля основные обо-
ронительные рубежи противника в районе
Перекопского перешейка и на южном по-
бережье Сиваша были преодолены, В это
ме время советские летчики нанесли
мощные бомбовые удары по неприятель-
кой обороне на Керченском полуострове.
Залем началась артиллерийская подготов-
ха, Велед за огневым валом рванулись на-
ши пехотные подразделения и, сметая
60 своего пути отчаянно сопротивлявшего-
ся врага, захватили город Верчь.

Так началась эта историческая битва
38 освобождение Крыма. Советские части
зышаи на просторы крымских степей. С
неугасимой яростью  устремили ° вперед
вои грозные машины советские танкис-
ты, He знали устали, не помышляли 06
отдыхе пехотинцы, не прекращали свои
огневые налеты по врагу артиллеристы.
Вперед и вперед, к крымским городам и
селам, долгие месяцы ждущим своего 0-
вобождения, рвались советские воины.
Они стремились к Феодосии, Евпатории,
® столице Крыма — Симферополю. —

Немцы прекрасно отдавали себе отчет
в том, что предетавляет для них
Врых — важный стратегический плац-
дарм для боевых действий на юге, basa

флота. Недаром один из гитлеровеких г6-
нералов Конрад ‘в своем приказе писал:
«Мы должны защищать крымские пози-
ции или мы все  погибнем», Сюда, в
Крым, откатилась часть немецких войск,

> разбитых на Днепре и на Кубани. Здесь

они думати отбидеться, отдохнуть, ‘пере-
формироваться. Прекрасные крымские са-
натории, дома отдыха и дачи были пере-
полнены ранеными немецкими солдатами
й офицерами, Но мощные удары Враоной
Арупи сорвали планы гитлеровцев. Не-
смотря на зсе меры, принятые ` герман-
ким командованием для обороны Крыма,
фашистам не удалось отоидеться за Пе-
рекопеким перешейком, за несколькими
линиями укреплений, насыщенных ог-
ромным количеством огневых средетв,

Под ударами советских частей разби-
The немецкие войска откалывались все
дальние и дальше, Далеко позади насту-
пающих подразделений Красной Армии
осталея разрушенный и сожженный нем-
цами и румынами город-кремость Керчь,
Преследуя отступающие, деморализован-
ные войска противника, наши части В
стремительном темпе прошли десятки ки-

‚ лометров. Враг пыталея оторваться от

PMX танкистов, артиллеристов,  пехо-

Г тинцев и закрепиться на заранее, подго-
товленных рубежах. Однако действия на-
ступающих. срывали планы. гитлеровцев.

Большую роль в преследовании про
тивника сыграли наши высокоманеврен-
HHO моторизированные отряды, По па-
раллельным дорогам они врывались. на
фланги,  вклинивались в тыл вражеских
войск, окружали и отрезали им пути от-
хода.

Стремительность, маневренность и ог-
ромнёя силь удара — вот ‚что харажте-
ризует действия советских танковых под-
равделений, Танковые роты, которыми

, команлуют каплтаны Белов м Суворов,

” обошли вражеский рубеж и нанесли гит-
леровцам с тыла, сокрупительный удар.

ОИ дороги заполнены пленны-
ми. В плен сдаются не только одиночки,
но и целые подразделения вместе с
хомандифами и при полном вооружений.

He давая отступающему противнику
передьшики, наши части. истребляют его
живую силу и технику. 12 апреля соеди-
нения Отдельной Приморской Армии очи-
стили Керченский полуостров от немец-
ко-румынских захватчиков.

Освободив от немцев и румын Керчен-
ский полуостров, Отдельная Приморская
Армия прорвала оборону противника на
Ак-Монайских позициях и, преследуя
гитлеровцев, сегодня овладела городом и
портом на Черном море Феодосия —
важным опорным пунктом немецкой o60-
роны на юго-восточном побережье Кры-
Ma, a также с боями заняла более 100
других населенных пунктов, Войска При-
морской Армии нанесли титлеровцам ог-
ромные потери. Поля боя, подетупы к
городу Феодосия усеяны вражескими тру-
пами. По предварительным данным, к ис-
ходу 12 апрела приморцы захватили в
плен свыше 9.000 солдат и офицеров
противника,

” Еще более стремительно развивались
паступательные действия войск 4-го
Украинского фронта. Овладев городом

Ариянок, советские танкисты, пехотинцы.

и артиллеристы преодолели мощные
Ишуньекие позиции немцев, После ‘того,
как под ударами Красной Армии пал
крупный опорный пункт немцев и важ-
ный узел железных дорог — город Джан-
кой, враг лишился центра коммуникаций,
связывалощих его войска,

Советекие подразделения устремиливь
в столице Врыма — городу Симферополь.
В боях за этот город особенно  отличи-
лись наши танковые соединения. За пол-
тора суток они совершили 120—130-
километрозый рейд и, разрезая на дее ча-
CTH крымекую группировку немецках

войск, вышли на северные подотупы к’

Симферополю. В продолжение этого за-
мечалельного рейда танкисты разгромили
ряд вражеских гарнизонов, захватили
большое количество пленных.

В результале хорошо организованного
танкового рейда, ‘успешных действий
твардейских пехотных частей в северо-
западной части Крымекого полуостоова и
ударов мотоциклетных подразделений
враг был деморализован, Остатки раз-
громленных гитлеровских дивизий вели
бои главным образом отдельными группа-
ми и откатывались к Симферополю, На
ближних подступах к столице Крыма
гитлеровцы решили во что бы то ни ста»
ло остановить наступление наших войек.
Немецкое командование мобилизовало все
свои ресурсы, подтянуло к городу чести.
еще не учабтвовавшие в боях, Но ничто
не спасло врага, Под ударами танковых
соединений и пехоты фашисты вынужде-
ны были отступать. Советские танкисты
и пехотинцы овладели селом Сарабуз  Вол-
гарский и атаковали с нескольких Ha-
правлений симферопольский гарнизон
противника. В рядах фашистов началась
паника, Ее не могли ликвидировать даже
специальные отряды немецкой полевой
жандармерии. Жандармы расстреливали
отетупавших. в панике солдат. Истреб-
лля противника, советские войска одер-
жали еще одну блестящую победу, овла-
nes столицей Крыма городом Симферо-
поль, основным опорным пунктом немец-
вой обороны, прикрывающим пути в
портам южного побережья Крымского по-
луострова, Транитеи, окопы, хода 000б-
щений, опоясывающие Симферополь, за-
вазены трупами гитлеровеких солдат и

офицеров.
В это же время другие наши части,
преследуя  разгромленные  немецко-ру-

мынокие войска, стремительно продвину-
лись вперед и ночным штурмом заняли
ropox u порт Евпаторию. В боях за этот
город истреблено до 2.000 фалшистов, за-
хвачено много орудий, пулеметов, мино-
метов, Войска 4-го Украинского фронта
захватили в плен свыше 11,000 солдат
и офицеров противника. Количество
пленных непрерывно возрастает.

Поток нашего наступления неудержимо
катится вперед.

М. ТУРОВСКИЙ
Б, СЕРГЕЕВ

Действующая армия, 13 апреля, (Спец.

корр. ТАСС).

В Крыму. Советские танки ‘врываются в населенный пункт,

Фото специального корреспондента «Красного Флота» А, Новикова,

Два месяца воздушных боев
ga Балтике

В начале февраля’ стали  ветречаться
группы немецких бомбардировщиков дез

прикрытия истребителей. Это можно бы-

летов, и лётчики, видимо, надеялись на
мощность своего огня. В целях скрытно-
CTH бомбардировщики пытались проходить
над лесными массивами. Противник рас-
считывал большим количеством
ударной авиации парализовать нас в в0з-
духе, не предвидел всей силы нашего про-
тиводействия и жестоко проесчиталея.
Первые же вотречи-с балтийскями ис-
требителями показали немцам, что чем

массированнее их налёты в таких усло-
бомбардиров-
этом отношений

виях, тем больше потери
щиков. Характерен в
следующий бой.

Ведущий группы
гвардии капитан Карпунин  патрулиро-
вал на предполагаемом пути подхода не-
мецких бомбардировщиков, Гварлейцы
заметили в одном районе свыше
тридцали «Ю-87>, шедших без при-
крытия, ‘и пешительно атаковали их.
Немцы встали в оборонительный круг,
но им не удалось сохранить строй. На-
ши лётчики, действуя компактно всей
групной, ‘фасстроили ряды противника,
сбили четыре самолёта, заставили
остальные сбросить бомбы в озеро и по-
вернуть обратно.

В тот же день другая группа’ истре-
бителей, ведомая гвардии лейтенантом
Бычковым, встретила
шую группу немецких бомбардировщи-

ков. Гвардейцы атаковали их, сбили три

«Ю-87» и вынудили остальных‘ отбом-
биться над лесом, не доходя до цели.
Немцы в следующие

тактику. Они стали посылать

что истребители прикрытия, летавшие
с дальних аэродромов, очень
держались в районе боёв и оставляли
последующие группы бомбардировщиков
на произвол судьбы. При таком положе-
нии наши лётчики провели ряд ‘усшеш-
ных боёв, и немцы вынуждены были
прибегнуть к новым о приёмам, Мы
‚снова столкнулись с налётами больших
групи немецких бомбардировщиков, но
они ходили уже под усиленным прикры-
THeM истребителей. Это были, пожалуй,
дни ‘вамых напряженных
боёв.

В дальнейшем немцы что ни‘ лень
прибегали к различным уловкам. Они не
были, однако, новыми, неожиданными
для большинетва наших лётчиков. Мы
быстро разгадывали тактику врага и в
ходе боёв учили молодых истребителей.
Немцы меняли, например, маршруты по-
лёта бомбардировщиков ‘и посылали их
°во второй половине дня, когда можно
было подходить к цели со стороны солн-
па. Нередко менялась высота полёга и
бомбардировщиков и истребителей при-
крытия. Пара. или. четвёрка. «ФВ-190»
обычно заранее разведывала обстановку в
районе цели и старалась отвлечь наших
истребителей, Но все это не уменьшило
немецкие потери.

3 последних числах февраля“ особен-
по проявилась осторожность противника

` ори налётах на наши войска. Немецкая

авиация действовала в порядке двух-
дневного цикла. В первый день в район
цели приходила группа из 4—6 и боль-
ше немецких истребителей. Ири ветрече
с нашими истребителями они уклоня-
лись от боя, но района He покидали,
Было ясно, что враг изучает обстанов-
ку: пытается установить количество

только

«Тавочкиных-5»

несколько мень-

дни изменили
«Ю-87>
небольшими, эщелонированными по време-
ни, группами в сопровождении пары или
четвёрки истребителей. Следует заметить,

недолго,

возлушных

патрутирующих самолётов, их сменность
и т. д. Разгадав эти замыслы, мы при-
нимали ‘меры, чтобы ввести неприятеля

10 об’ленить рядом причин. Сопровож-  в’ заблуждение, а сами были готовы от-
дение затруднялось тем, что аэродромы   разить любой налёт.

истребительной авиации были удалены от  На следующий день, обычно после
линии фронта. Бомбардировщики  дейст-  доразведки обстановки одиночным са-
вовали большими‘ группами, до 40 само-  молетом, чаше всего — «Мессершмит-

том-110», немцы посылали к цели груп-
пы бомбардировщиков под сильным при-
крытием истребителей. № этому времени
их, видимо, перебросили на ближние аэро-
дромы, Истребители прикрывали «н-
керсы» на многих ярусах и с флангов,
Ароме того, в ходе боя немцы нараши-
вали силы истребительной авиации. Бы-

‚ли случаи, когда количество «ФВ-190»>

и «Ме-109» превышало число прикры-
ваемых бомбардировщиков. В связи с
этих ведущие групп наших истребите-
лей должны были умело распределять
силы и чётко управлять самолётами, &
каждый лётчик — быть особенно осмот-
рительным, и

В один яз дней произошел характерный
бой группы истребителей под команло-
ванием твардии старшего лейтенанта
Черненко со смешанной группой немец-
ких самолётов. Лётчики заметили 12
«Ю-87» под прикрытием только двух
«ФВ-190», Черненко всей группой вре-
зался в строй немецких  бомбардиров-
щиков, нарушил его и на довороте сбил
замыкающий «Юнкерс». В это время
показались ещё четыре «ФВ-190». Лёт-
чики Кучеров и Харланов вступили ©
ними в бой. А немцы вводили новые
силы. Общее количество истребителей
противника достигло лвадцали. Черненко

и Островский прекратили атаки повет-.

нувших обратно бомбардировщиков и
пришли на помощь товарищам,
Бой потребовал от каждого лётчика

‘исключительного мастерства и мужества.

Были моменты, когда в хвост одному
нашему истребителю пытались заходить
три или четыре немецких, но высокая
осмотрительность, искусное владение са-
молётами и взаимная выручка позволя-
ли гвардейцам не только
под ударов, но решительно атаковать
противника самим. В результате oa
наши лётчики без потерь с своей стороны
сбили кроме ‘«Ю-87» три номецких
истребителя и не допустили  бомбарди-
ровщики к цели.

Приведенные примеры могут создать
впечатление, что немцы. обладали чис-
ленным перевесом. Это не так, Надо на-
помнить, что наши истребители при-

‘крывали ряд участков фронта, а немцы

предпринимали налёты на один из них,
Мы не могли оголять другие учаетки и
успешно отражали налёты меньшими
силами. 06 общем численном перевесе
немцев, конечно, не могло быть и речи.

Какие выводы можно сделать из
февральско-мартовских воздушных 606в
на Балтике?

Прежде всего, ход боёв показывает,
что противник способен ещё стягивать
на важнейшие участки Фронта  значи-
тельные силы авиации и прибегает в
самым различным приемам ее использо-
вания,

Налии услехи в значительной степэ-
ни об’ясняются быстрой передачей опы-
та передовых истребителей веем осталь-
ным, особенно молодым летчикам. Это
помогало  противопоставлять немцам
свою. более совершенную тактику. Зна
чит, и виредь обстоятельный разбор и
анализ каждого возлушнюого боя обязате-
лен. При этом всё новое в тактике нем-
цев и в своих приёмах надо как можно
быстрее распространять. среди летчиков
других подразделений.

Гвардии подполковник Н. НИКИТИН.
Краснознаменный Балтийский флот,

—-=  ——_

В Президиуме Верховного Совета РСФСР

‚ Вручение почетных. грамот

Вчера Председатель Президиума Вер.
ховного Совета’ РСФСР. тов. Н. М. Швер.

Жуковского В. В. Голубев, полковник ме.
лицинекой службы В, В. Горикевская,
профессор Московского областного клини-
ческого института В. К. Хорошко, доктор
ветеринарных наук’ С. Н. Вышелесский,
Ярофессор Московского юридического ин-
ститута ПионтАовский, профессор
Московского статистического института
В. В. Степавов.

Грамоты о присвоении почетных званий
были вручены артистам Московского Ху-
дожественного Академического театра
им М. Горького

Далее почетные грамоты ‹ заслуженного
артиста РСФСР получили: солистка оперы
Государственного акалемического  Боль-
шого театра Союза ССР Н. Д. Шпиллер,
солистка Всесоюзного радяокомитета Л. И.

Легостаева и ‘артисты Центрального теат:
ра Красной Армии Л. И. Добржанская,

ник врузчл грамоты группе’ работников на.   П. А. Константинов и В; Н. Пестовский.
уки, техники и искусства, которым при- Тов. H. M,  Шверник сердечно поздравил
вВОВяь почет и Ява РСФСР, награжденных и пожелал им успеха в

Среди лиц, получивших грамоты, — про- ый аботе, В своем выступлений
фессор Военно-возлушной академии им, тов, Н, М. Шверник отметил, что в побе-

доносном наступлении, которое ведет Крас»
ная Армия, очищая нашу землю от немец-
ких захватчиков и вызволяя из фашистского
рабства миллионы советских людей, есть
вемалая доля заслуг нашей замечательной
интеллигенции, Товариш Сталин высоко
оценил роль интеллигенции в нынешней
военной обстановке. Эта оценка нашла
широкий отклик, С новым приливом энергии
и Творческой инициативы ученые, врачи,
педагога куют победу над врагом. Работ-
ники ‚ искусства, повышая. свое художест-
венное мастерство, несут его в самую гушу
вародных Macc, вдохновляя трудящихея
вашей страны и воинов Красной Армии на
новые трудовые и боевые подвиги.

(ТАСС).

уходить из-.

‚ра отошли от берега.

<

Из опыта морской гвардии

Уроки одного сражения

Бронекатера Азовской военной фло-
тилии не раз вели бои с вражескими
кораблям. (В  большинотве случаев
эти бои завязывались внезапно, были
скоротечными.

В этой сталье автор намерен фразо-
брать бои четырех наших бронекатеров
в девятью ‘немецкими десантными, бар-
жами и четырьмя катерами.

Отряду бронекалеров было ‘приказано
высадить = десантную группу в одном
из занятых противником пунктов  по-
бережья. В 19 часов четыре бронекате-
ра и несколько полуглиссеров вышли’ в
море. Силы распределялись так: два
бронекатера с помощью полуглиссеров
должны были высаживать десант, & два
других — прикрывать высадку от возмо-
жных атак противника со стороны моря,

Ридимость была три кабельтовых, состо-.

яние моря — один балл. Слабо светила
дуна. Корабли шли строем  кильватера,
головным бронекатер  отаршего
лейтенанта Лугового, за ним — катер
лейтенанта Ганжи, в прикрытии — кате-
ра старшего лейтенанта Макарова и
лейтенанта Домнина.

Во втором часу ночи подошли к ме-
ету высадки. Два бронекалера прикры-
тия начали маневрировать, а полуглис-
серы тем временем перебрасывали. на
берег краснофлотцев. Высадка прошла
благополучно. Часа через два десант-
ная группа, успешно выполнив  зАда-
ние, возвратилась, и краснофлотцы Ha-
чали посадку на поджидавшие их два
катера.

В это время командир высадки капи-

тан-лейтенант Аксементьев получил ра-.

диограмму от двух бронекатеров, при
крывавших отряд с моря, чо
чее на исходе. Макаров и Домнин про-
сили разрешения возвратиться в ‘базу.
Капитан-лейтенант дал «добро». Радио-
грамма прибыла в тот момевт, когда ка-
тера приняли на борт всех краснофлот-
цев и отошли от берега. Полуглисеерам
командир высадки приказал возвращать-
ся самостоятельно,

Когда бронекатера легли на курс от-
хода, уже рассвело. Вскоре сигнальщики
доложили об артиллерийском бое, Оказа-
лось, что два катера прикрытия столк-
нулись с вражескими десантными баржа-
ми и катерами. Луговой немедленно по-
шел на выстрелы: С дистанции 40 ка-
бельтовых были замечены девять немец-
ких десантных барк и четыре ка-
тера примерно такого типа, ках на-
ши морские охотники. (ба.
катера открыли огонь. С катера старше-
го лейтенанта Лугового огонь вел стар-
шина 1-й стальи Зимичев и ‘замковый
старший краснофлотец Духов, У лейте-
нанта Ганжи вел огонь командир башни
старшина 1-Й стальи Леденков.

Корректировалея огонь по  веплее-
кам. На катере Лугового вводил кор-
ректуру катитан-лейтенант Аксементьев.
На катере Ганжи-—сам командир. ‘ Пос-

ле десяти—пятнадцати . выстрелов на
немецкой барже в результате прямого
попадания снаряда ° Возник по-

жар. Нламя быстро ‘охватило баржу. и
векоре она затонула. Артиллериеты бро-
некатеров усилили огонь.

У противника было превосходотво в
количестве боевых единиц и в артилаерии.
На каждый наш катер приходилось три
‘боевых единицы неприятеля.

Едва мы открыли огонь, как вражее-
кие корабли разделились: часть открыла
стрельбу по калерам Лугового и Ганжи,
вторая— по катерам Макарова и Домнина.
Баржи шли строем кильватера, в охра-
нении четырех катеров, Они вели огонь
на острых курсовых углах.

Бой завязался, как только налии кате-
Таким образом,
они оказались между берегом и немец-
кими кораблями. Противник, пользуясь
численным преимуществом и благопри-
ятной оботановкой, решил прижать наши
корабли к побережью и уничтожить,

Трудность для наших- катеров состоя-
та в том, что они были оне все вместе, &

ropso-

броне-

одна пара от другой на расстоянии пя-
ти—шести миль, Немцам казалось 3в03-
можным уничтожить наши катера по
группам, поочередно. Так, видимо, и pe-
шил поступить немецкий флагман. Одна
группа барж открыла интенсивный огонь
по головному бронекатеру старшего. лей-
тенанта Лугового, вторая — по калерам
Макарова и Домнина. Немецкие суда
шли на сближение; стреляя фугасными
снарядами. Наши катера избегали пря-
мых попаданий.

Через несколько минут после начала
боя расстояние между бронекатерами и
противником не превышало двадцати
кабельтовых. Бензин у нас был на исхо-
де, а ло базы оставалось еще около’
пятнадцати миль. .

Лейтенант Ганжа, находившийся в это
время возле катера Лугового, увидел,
что немцы  сосредоточили весь огонь
на  Ффлагманоком корабле, — видимо,
поставив своей задачей сначала уничто-
жить его. Ганжа решил прикрыть катер
Лугового дымовой завесой. Он увеличил
ход, вырвался вперед, прямо на немеп-
кие баржи, и, обойдя катер Лугового,
поставил завесу. Она из-за слабого ветра
оказалась устойчивой. Противник сразу
прекратит обстрел.  Капитан-лейтенант
Аксементьев, оценив обстановку,  пря-
казал увеличить ход до самого полного.
Катера, форсировав строй ^ немецких
барж, ушли пох прикрытие своих бата-
рей. Противник не отважился на пресле-
дование,

В это время в воздухе появились на-
ши штурмовики. Они нанесли ‘удар по
отряду вражеских кораблей и потопили
две баржи. Остальные укрылись в своем
порту, а

Бронекатера, приняв горючее, пошли
в занятому противником порту, чтобы
настирнуть немецкие баржи. Однако их
там уже не оказалось,

Анализируя этот и некоторые другие’
бои, следует сделать вывод, что против-
ник обычно не выдерживает решитель“
ных атак, Стоит только на одной из не-
мецких барж или катере сосредоточить
вильный огонь, как враг прекращает со-
противление и старается уйти, Против-
ник вотупает в бой только когда видит
свое явное численное превосходство.

Выходят немецкие суда группами не
менее трех единиц, стремясь не отры-
ваться друг от друга. ee

Если сил достаточно, наши команди-
ры должны стремиться расчленить кораб-
ли противника. Подобно тому, Kak на
суше враг бомтея окружения и расчле-
нения, так и на море он опасается
этого. Нужно сосредоточивать огонь’
на флагманоком корабле, стараясь вы-
вести его из строя. Как только yupaB-
зение нарушается, немцы теряютел и
пытаются уходить.

Бой на параллельных kyyeax, как
правило, не приносит ‘успеха. Противник,
обладающий солидным вооружением и
приборами управления огнем, может дли-
тельное время вести артиллерийский 06-
стрел. ;

Следует сбивать маневрированием при:
стрелку противника, не допуская перехо-
да на поражение. Командиру отряда
в процессе боя необходимо обралцать
внимание н& концевые катера. Может
случиться, что одному из них  потре-
буется помощь. Если флагман увлечется
боем, он своевременно не заметит такого
катера. На доклад в этом случае не всег--
48 можно надеяться, Tak как в разгаре
боя внимание всего личного зостава, в
том числе сигнальщиков, часто сосредо-
точено только на противнике.

В разбираемом нами бою командиры
бронекалеров показали хорошую морскую
выучку и тактическую грамотность.
Лейтенант Ганжа во-время проявил ини-
ниативу — без приказания поставит лы-
мовую завесу и не дал противнику воз-
можности вести прицельный огонь.

_ Герой Советского Союза гвардии

капитан-лейтенант В. ВЕЛИКИЙ.
Черноморский флот.

Морские ‘летчики в

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ,
(По телеграфу). Немалую роль сыграли
летчики-черноморцы в освобождении
Феодосии. Они не только помогали про-
движению частей Красной Армии, но и
наносили сильные удары по вражеским
войскам, скопившимея в Феодосийском
порту. Во время штурмовых налетов на-
ша авиация топила суда противника,
взрывала склады с боезапаеом, подавля-
ла зенитные батареи.

В один из дней штурмовики на-
несли новый массированный удар по скоп-
лению плавередетв противника в Феодо-
сии. Налеты совершали отдельные груп-
пы самолетов <«Ильюшин-2» в с0про-
вождении истребителей. В тот день в ре-
зультате. бомбо-штурмовых атак были
потоплены несколько мелких кораблей,

боях за Феодосию

13 апреля,   Ероме того, летчики повредили 2 бы-

строходных десантных баржи и торпед-
ный катер, уничтожили немало автома-
шин и железнодорожных вагонов,

Днем 12 апреля авиация флота по-
вторила удар по Феодосийскому порту.
Черноморские летчики потопили четыре
быстроходных десантных баржи, 4 ва-
тера и один торпедный катер, Мно-
го автомашин и железнодорожных
вагонов, истребили немало живой силы
противника.

Последовалельными атаками, преодо-
левая сопротивление врага, морские лет-
чики генерал-лейтенанта авиации Ерма-
ченко громят немецко-румынеких зах-
ватчиков, уничтожают их на крымской
земле, срывают морекие перевозки про-
тивника,