Заседание Учрелительного
собрания Югославии

Резолюция доверия правительству, возглавляемому маршалом Тито

БЕЛГРАД, @ декабря. (ТАСС). Вчера со-
стоялось совместное заседание обеих палат
Учредительного собрания — Союзной Скуз-
щины и Скупщины Национальностей:

Заседание открыл председатель Скупщин-
ны Национальностей Иосип Видмар, который
огласил заявление союзного правительства,
возглавляемого маршалом Тито, об отставке.

Встреченный бурными аплодисментами,
маршал Тито заявил, что он считает своей
обязанностью заявить об отставке прави-
тельства, которое носило временный харак-
тер. Перед правительством стояли такие за-
дачи, как продолжение ведения войны, мо-
билизация всех народных сил с тем, чтобы
расширить базу об’единения народных счл
страны для облегчения победы над общим
врагом, ведение всех текущих дел и подго-
товка к выборам в Учредительное собрание.

«Я думаю,— сказал Тито, — что правитель-
CTBO выполнило свои задачи, и предоставляю
вам судить об этом. Могу лишь отметить
одно — это правительство присягнуло наро-
ду. Оно ответственно только перед народом,
и поэтому для меня большюй честью яв-
ляется то, что я сегодня здесь перед вами
заявил об отставке этого правительства. Вам
предстоит принять такое решение, кото-
рое будет самым целесообразным и самым
благоприятным для интересов нашей `стра-
ны».

Депутат Владимир Назор предложил слз-
дующую резолюцию:

«Выражая союзному правительству под

‚ председательством маршала Югославии’ Ио-
сипа Броз-Тито признание за достижения
в народно-освободительной борьбе, имею-
щие огромное значение для строительства и
организации государственной жизни, Учре-
цительное собрание на совместном заседании
обеих палат постановляет:

Учредительное собрание Федеративной
Народной Республики Югославии не при-
нимает отставку союзного правительства и
выражает ему доверие для продолжения его
работы».

Все депутаты Учредительного собрания
стоя продолжительными аплодисментами
подтверждают свою солидарность с предло-
жением Владимира Назора.

Выступившие затем депутаты от Маке-
донии; Боснии и Герцеговины, Сербии, Хор-
ватии, и Словении единодушно поддержали
резолюцию, предложенную Вл. Назором.

Обе Скупщины единогласно приняли пред-
ложение не принимать отставку союзного
правительства, возглавляемого маршалом
Тито, и выразить ему полное доверие дпя
продолжения его работы.

Затем слово получил заместитель предсе-
дателя Временной Народной Скупщины Мо-
ше Пьяде. Он доложил о работе президиума
Антифашистского Веча Народного Освобо-
ждения Югославии и Временной Народной
Скупщины и огласил перечень законов и ре-
шений, принятых до настоящего времени.

После прений по докладу Моше Пьяле
Учредительное собрание единогласно при-
няло предложение выразить одобрение рабо-
те президиума Временной Народной Скуп-
щины и утвердить все решения, принятые
HM.

Учредительное собрание приняло предло-
женный министром по делам Учредительного
собрания Карделем закон о президиуме Уч-
редительного собрания. В соответствии с за-
коном ряд функций бывшего регентского
совета, в частности предоставление агрема-
нов иностранным дипломатическим предста-
вителям и аккредитование югославских дии-
ломатических представителей при прави-
тельствах других стран, возлагается на пре-
зндиум Учредительного собрания. Закон ус-
танавливает, что президиум Учредительного
собрания состоит из председателя, 6 его за-
местителей, двух секретарей и максимум
30 членов.

Затем состоялись выборы президиума Уч-
редительного собрания. По предложению
Нешковича председателем президиума Учре-
дительного собрания единогласно избирает-
ся д-р’ И. Рибар; заместителями председате-
ля — Пьяде, Лакуш, Рус, Пучар, Влахов и
Буячич; секретарем — Перуничич. Также
единогласно избираются 25 членов прези-
диума, в том числе маршал Тито, Андреев,
Бакарич, Видмар, Джилас, Жуйович, Влади-
мир Зечевич, Блажо Июованович, Драголюб
Иованович, Кардель, Кидрич, Косанович,
Кулишевский, Нешкович, Проданович, Ран-
кович, Сремец, Фрол, Хебранг, Чолакович
и др.

Д-р Иван Рибар благодарит депутатов
от имени членов президиума за оказанное
им доверие. Он заявляет, что всем тем, чем
обладают сейчас народы федеративной Юго-
славии, они обязаны героям, отдавшим свои
жизни за свободу, независимость и счастье
своей родины. По предложению Рибара де-
путаты почтили вставанием память павших.
Рибар предлагает выразить признательность
славной югославской армии, возглавляемой
маршалом Тито. Долго не смолкают бурные
аплодисменты по адресу армии и её руково-
дителя. Оратор говорит о глубоком чувстве
благодарности народов Югославии к вели-
ким союзникам и в первую очередь к Co-
ветскому Союзу. ;

БЕЛГРАД, 2 декабря. (ТАСС). Сегодня
утром открылось очередное совместное засе-
дание двух палат Учредительного собрания.
Нешкович, предлагавший вчера от имени
всех групп Учредительного собрания спи-
сок членов президиума, сообщил, что во вре-
мя чтения случайно была пропущена кан-
дидатура профессора Синиши Станковича в
состав президиума. Учредительное собрание
единогласно избрало Станковича членом пре-
зидиума. Затем был утверждён порядок сов-
местных заседаний палат, устанавливающий,
что обе палаты созываются совместно для
избрания президиума, для вручения мандата
на формирование правительства, для утвер-
ждения конституции и во всех случаях, ког-
да обе палаты найдут это необходимым. Сов-
местные заседания, как правило, проводятся
открыто, но могут быть закрытыми по тре-
бованию премьер-министра или 30 депута-
тов. На заседаниях Учредительного собра-
ния могут выступать только депутаты и ми-
нистры. Председательствуют на совместных
заседаниях по очереди председатели обеих
палат. На этом заседание было закончено.

Член английского парламента о положении в Югославии

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Еженедель-
ник «Спектейтор» опубликовал статью члена
парламента либерала Робертса, который вхо-
дил в состав парламентской делегации, по-
сетившей Югославию. «Настоящее: югослав-
ское правительство,— пишет Роберте,— яв-
ляющееся коалицией всех партий, есть един-
ственно возможная власть. Неизбежно ком-
мунисты играют самую большую роль в
Народном фронте, но и другие партии—хор-
ватская, крестьянская, земледельческая, ра-
дикальная, республиканская и демократиче-
ская партии входят в него. Имеются оппо-
зиционные лидеры этих партий, не входящие
в Народный фронт, такие, как Грол, однако
оппозиция не имела ни организованности, ни

достаточной спаянности, чтобы выиграть вы-
боры в Учредительное собрание. Народный
фронт пользуется у правительства преиму-
ществом при получении средств для своей
пропаганды и имеет большое количество ор-
ганов печати. Шелями Народного фронта
являются прежде всего реконструкция стра-
ны, аграрная реформа и мероприятия по на-
ционализации. Идеалы Народного фронта
являются демократическими, и выборы бы-
ли, конечно, наиболее свободными выбора-
ми в истории Югославии так же, как и си-
стема голосования. Это национальное прави-
тельство, я уверен, является единственно
возможной формой правительства для стра-
ны. И оно уже многое сделало».

Протесты в Финляндии

против освобождения

из-под ареста группы виновников ВОЙНЫ

ХЕЛЬСИНКИ, 2 декабря. (ТАСС). В Фин-
ляндии продолжают происходить собрания
протеста против освобождения четырёх ви-
HOBHHKOB войны от предварительного за-
ключения.

Газета «Вапаа’ сана» сообщает, что 25 но-
ября в городе Лахти состоялось большое
собрание в связи с решением суда об осво-
бождении четырёх виновников войны. На
собрании присутствовало около 8 тыс. чело-
вех. С речами выступили представители де-
мократических организаций Сундель, Лунд-
крист, Эльви Синерво и др. Они заявили о
солидарности собравшихся с мероприятиями,
проводимыми правительством в отношении
виновников войны, и потребовали немедлен-
ного ареста всех обвиняемых, освобожден-
ных судом от предварительного заключения.
‚ В. единогласно принятой резолюцин гово-
рится: «Мы, рабочие и граждане города
Лахти, одобряем мероприятия правительства
в отношении виновников войны. Мы реши-
тельно осуждаем все высказывания, кото-
рые в течение ряда месяцев публиковались
в правой печати в оправдание виновников
войны. Мы считаем, что защита виновников
войны является защитой фашизма, который
принёс нашему народу столь тяжёлые
жертвы, голод и нищету.

Финский народ желает мира. Поэтому мы
требуем, чтобы правительство приняло ре-
шительные меры к прекращению  печата-
ния всяких статей в защиту виновников вой-
ны. Собрание требует немедленного ареста
освобождённых судом четырёх обвиняемых.
Только таким образом смогут быть прекра-
щены их дальнейшие интриги против наше-
го народа и мирного развития страны.

Мы, рабочие города Лахти и все демо:
кратически настроенные граждане, требу-
ем, чтобы финским гитлеровцам — главным

‚ Председатель финского верховного

ХЕЛЬСИНКИ, 2 декабря. (ТАСС). Фин-
ское радио сообщает, что председатель вер-
XOBHOTO суда Неовиус подал вчера на имя

К отставке Хэрли

НЬЮ-ЙОРК, 30 ноября. (ТАСС). В своём
выступлении по радио член палаты предста-
вителей Цаттерсон (or штата Калифорния)
требовал немедленного удаления из Китая
американской морской пехоты, Отметив, что
группа членов конгресса собралась для
осуждения отставки Хэрли, Паттерсон вы-
разил глубокое удовлетворение по поводу
этой отставки. «Он должен был уйти в от-
ставку уже давно, = сказал Паттерсон, —
и тогда в Китае не создалось бы такого
плачевного положения. Из надёжных источ-
пиков мы имеем сведения о том, что Хэрли
не вёл переговоров об об’единении Китая».

Но словам Паттерсона, отказавшись ве-
сти переговоры относительно об’единения,
Хэрли содействовал гражданской войне.

виновникам войны — было немедленно оп-
ределено такое тяжёлое наказание, которое
навсегда лишило бы их возможности зани-
маться преступным подстрекательством к
новой войне».

Газета «Теря» (орган Демократического
союза молодёжи Финляндии) опубликовала
адресованное правительству письмо отделе-
ния Демократического союза молодёжи
Финляндии города Тампере относительно
виновников войны. В письме говорится:

«Мы, представители отделения Демокра-
тического союза молодёжи Финляндии горо-
да Тампере, выражаем своё удивление в
связи с решением суда по делу виновников
войны 0б освобождении четырёх обвиняе-
мых. Мы, молодые финны, потеряли по вн-
не обвиняемых свои лучшие силы на фрон-
тах этой несчастной войны. Многие из нас
остались на всю жизнь инвалидами, многие
вообще не вернулись с фронта. На личном
счету виновников войны числятся также и
те громадные разрушения, которые ‘были
совершены на территории нашего великого
соседа — Советского Союза в Карелии:

Мы считаем, что решение большинства
суда об освобождении четырёх обвиняемых
является безответственным не только по
отношению к нашему народу, но и к Совет-
с<кому Союзу и к другим членам организа-
ции Об’единенных наций. Мы, молодые
друзья отечества, желаем, чтобы авантю-
ристическая политика военного времени бы-
ла наконец осуждена, а её представители
наказаны. Мы требуем, чтобы освобождён:
ные из тюрьмы виновники войны были не-
медленно вновь арестованы».

Письмо подписали от имени Демократи-
ческого союза молодежи Финляндии Коски-
нен и Ева Хильден,

суда подал заявление об отставке

временно исполняющего обязанности пре-
зидента Финской республики ‘премьер-
министра  Паасикиви заявление об отставке.

Переброска американских самолётов
из Бирмы и Индии в Китай

НЬЮ-ЙОРК, 29 ноября. (ТАСС). Как со-
общает корреспондент агентства ’Ассоши:
эйтед Пресс из Шанхая, хорошо информи-
рованные круги заявляют, что военное ми-
нистерство отдало приказ о том, чтобы все
американские самолёты, находящиеся в
Бирме и Индии, были переброшены пэ
Транс-Гималайской линии в Китай, очевид-
яо, для использования китайским прави-
гельством.

Ро время этой переброски по крайней

мере не менее 11 самолётов было потеряно
вместе с их командами.

НОТА ПОЛЬСКОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА

ЧЕХОСЛОВАКИИ

ВАРШАВА, 2 декабря, (ТАСС). Варшав-
ское радио передало, что посланник Поль-
ской республики в. Праге Вербловский вру-
чил министру иностранных дел Чехословац-
кой республики ноту, в которой говорится:

Демократическая Польша, оценивая долж-
ным образом дружбу с братской Чехосло-
вакией, отдаёт себе полный отчёт в необхо-
цимости экономического роста Чехссловац-
кой республики, что послужит гарантией
безопасности наших стран, и считает необ-
ходимым урегулировать все спорные вопро-
сы и установить тесное содружество. Нег-
смотря на то, что за последнее время име-
ли место неприятные выступления, которые
способствовали ухудшению взаимоотноше-
ний, правительство Польской республики
предлагает правительству Чехословацкой
республики начать переговоры с тем, чтобы
рассмотреть ряд политических, экономиче-
ских, культурных и других вопросов. Пра-
вительство Польской республики выражает
уверенность, что это предложение будет
принято правительством‘ Чехословацкой ‘рес-
публики. В свою очередь польское прави-
тельство проявит добрую волю, чтобы все
спорные вопросы были урегулированы в ду-
хе дружбы и взаимовонимания и был заклю-
чен пакт о дружбе и взаимопомощи. Заклю-
чение такого пакта в интересах обеих стран
H является постоянным стремлением поль-
ского правительства национального един-
ства.

Нота министра иностранных
дел Уругвая

НЬЮ-ЙОРК, 1 декабря. (ТАСС). 22 вояб-
фя в Монтевидео уругвайский министр ино-
странных дел Ларрета вручил дипломатиче-
ским представителям американских респуб-
лик ноту с предложением формально при-
нять принцип коллективного вмешательства
во внутренние дела американских республик,
когда «одна из американских стран отказы-
вает народу в его существенных правах или
же не выполняет своих международных обя-
зательств».

В опубликованном на-днях заявлении го-
сударственного секретаря США Бирнса го-
ворится, что правительство США ‹«безого-
ворочно присоединяется к принципам, про-
возглашенным Ларрета». В заявлении Бирн-
са приводится ряд обоснований возможности
нарушения принципа невмешательства во
внутренние дела американских республик.

Предложение уругвайского министра. ино-
странных дел вызывает разноречивую оцен-
ку. Газета «Нью-Йорк таймс» считает, на-
пример, что предложение уругвайского ми-
нистра иностранных дел «представляет со-
бой потенциальную опасность, но все же
заслуживает изучения». Напротив, кубин-
ская газета «Диарио де ла Марина» высту-
пает против предложения, Уругвая. Мекси-
канская печать также передает, что динло-
матические круги Мексики отрицательно
отнеслись к предложению Ларрета. Газета
«Эль популар».на-днях, в частности, писала:
«Было бы наивно отрицать, что экономиче-
ские интересы США оказывают сильней-
шее, а в некоторых случаях решающее
влияние на политические решения всех ла-
тино-американских народов. Мы знаем, что
результатом этого влияния являются неко-
торые, если не все, наши диктатуры. Ввиду
этого принции. невмешательства является
романтическим принципом, который допус-
кает вмешательство. на практике во вред
интересам демократии и в пользу режима
внутреннего ‘угнетения. Однако решение
данной проблемы является трудным и опас-
ным, если учесть, что это может привести
к легализации такого положения, при ко-
тором более сильные народы Америки под-
чиняют более слабых и навязывают им
правительства, вопреки воле народа».

МОНТЕВИДЕО, 2 декабря. (ТАСС).
Уругвайская газета «Хустисиа» в передовой
статье, помещенной 30. ноября, комментирует
ноту Урутвая, посланную республикам Аме-
риканокого континента. Газета указывает.
что для проведения в жизнь этого доку-
мента существует единственный путь, по
которому должен был следовать министр
иностранных дел Ларрета, а именно: про-
явить эту инициативу в организации Об’-
единенных наций.

НЬЮ-ЙОРК, 30 ноября. (ТАСС). Как
‘передает корреспондент агентства Ассошиэй-
тед Пресс из Гаваны, министерство иностран-
ных дел Кубы сообщило представителям пе-
чати, что оно послало ноту правительству
СИТА, в которой выражает мнение о необхо-
димости сохранять принцип невмещательства
во внутренние дела государств. Министер-
ство иностранных дел указало, что оно счи-
тает, что принятие принципа вмешательства
в дела других государств окажется вредным
для малых стран американского континента
в будущем. Заявление министерства предста-
вляет собой косвенный ответ на предложе-
ние Уругвая относительно того, чтобы аме-
риканские республики пересмотрели пан-
американский принцип невмешательства.

Отклики в Мексике на ноту
Уругвая

МЕКСИКО, 1 декабря. (ТАСС). В дипло-
матических и политических кругах Мексико
считают предложение Уругвая  несвоевре-
менным и неприемлемым для стран Латин-
ской Америки. .

Отражая, очевидно, это мнение, газета
«Эль универсаль» пишет:

«Нота Уругвая, ‘на которую правительст-
го США’ дало ответ в течение 24 часов, яв-
но нарушает принципи невмешательства, едн-
нодушно принятый 21 американской респуб-
ликой, Коллективное вмешательство чревато
серьёзными опасностями для свободы латч-
но-американских государств. Определение
случая, когда какое-либо государство даёт
повод к коллективному вмешательству, яв-
ляется пооизвольным. Совершенно ясно, что
этот принцип может быть по причинам ма-
териального порядка применён только к тем
латино-американским республикам, которые
могут превратиться в орудие особых интере-
сов. Если этот принцип не будет отклонён
сразу же, то он должен быть представлен
на рассмотрение конференции в Рио-де-Жа-
нейро. Однако создаётся впечатление, что
Данная инициатива не будет пользоваться
успехом, сколь бы благоприятно ни отнёсся
к ней государственный департамент США.
Куба уже высказалась против этого пред-
ложения, и Мексика, повидимому, также не
приемлет его».

Комментируя заявление мексиканского
министра иностранных дел Кастильо Нахе-
ра, газета «Эль экссельсиор» пишет, что, су-
дя по этому заявлению, «министерство ино-
странных дел Мексики считает план Уругвая
по меньшей мере абсолютно неактуальным».
«Предложение Уругвая,— подчёркивает га-
зета,— открыто противоречит уставу Об’едя-
нённых наций и, будучи прекрасным по фор-
ме, является весьма опасным для суверени-
тета слабых стран перед лицом . сильной
страны».

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА; Москва, Сущевская ул., 21, Коммутатор редакции: Д 3-20-90 до Д 3-20-96. Телефоны: для справок — доб.
отдел боевой подготовки доб. 99, 36, Д. 1-08-29; отлел пропаганды-—Д, 1-11-46; отдел партайно- комсомольской жизни — доб, 8; иностр

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Обсуждение проекта национализации кредита
во французском Учредительном собрании

ПАРИЖ, 2 декабря. (ТАСС). Сегодня
опубликован представленный на обсуждение
Учредительного собрания проект закона о
национализации. Члены финансовой комис-
сии Учредительного собрания, обсуждавшей
правительственный проект, внесли 106 по-
правок к проекту.

Вчера вечером Всеобщая Конфедерация
Труда собрала представителей левых пар-
тий, которые в результате обсуждения пра-
вительственного проекта пришли к выводу,
что он нуждается в серьёзных изменениях,
так как в нём речь идёт о формальной на-
ционализации банков, что не соответствует
программе Национального совета сопротив-
ления.

Существо правительственного проекта. со-
стоит в следующем:

Национализации с 1 января 1946 г. под-
лежат Французский банк, а также четыре
депозитных банка — Лионский кредит, «Со-
сьете женераль», Учётный банк и Нацио-
нальный торгово-промышленный банк, со-
средоточившие 65 проц. всех вкладов
(207 млрд. франков).

Согласно правительственному проекту, ак-
ции Французского банка переходят в собст-
венность государства, а его 47 тысяч акцио-
неров получат возмещение в виде 3-про-
центных государственных облигаций. Что
касается остальных четырёх банков, то их
национализация носит более формальный ха-
рактер: 400 тысяч их акционеров будут про-
должать получать дивиденды в размере ди-
видендов 1944 г. Стоимость их акций будет
им возмещена постепенно в течение 50 лет.
Начиная с 1 января во главе этих четырёх
банков будут поставлены новые админи-
стративные советы в составе 12 членов (в
каждом), в том числе трёх представителей
промышленности и торговли, трёх представи-
телей рабочих организаций, трёх прэдетави-
телей общественных кредитных учреждений
и трёх представителей министерства финан-
сов. Коммерческие банки («Банк де Пари з
де Пэи Ба», «Банк де л”Юнион паризьен») не
подвергаются национализации, но в их прав-
ления назначаются правительственные кс-
‘миссары, наделённые правом вето. Эти банки
‚лишаются права принимать вклады и могут
оперировать только собственными капцитала-
ми. Правительственный проект предусматри-
вает создание «Национального совета кре-
дита», который должен заниматься распреде-
лением кредита (его направлением).

Финансовая комиссия внесла ряд сущест-
венных поправок к правительственному про-
екту. По предложению члена комиссии Греза
{коммунист) комиссия решила предложить
эффективную национализацию не только де-
позитных, но и торговых банков. По предло-
жению Жака Дюкло комиссия решила на-
стаивать на превращении в облигации акций
национализируемых, согласно правительст-
венному проекту, четырёх депозитных бан-
ков. Эта поправка имеет существенное знз-

‚ чение, так как, согласно правительственному

проекту, акционеры четырех депозитных бан-
ков продолжают сохранять свои акции и по-
лучать дивиденды. Таким образом, акционе-
ры национализированных банков могут пере-
вести свои капиталы в другие — не национа-
лизируемые банки. Вместе с тем, решающее
влияние на эти банки будут попрежнему
оказывать акционеры, а не государство, H,
таким образом, национализация их будет но-
сить формальный характер. Превращение
акций в облигации (государственные обяза-
тельства) явится такой формой компенсации
акционеров, которая лишает их возможности
переводить свои капиталы в другие банки и
лишает их влияния на национализируемые
банки.

ПАРИЖ, 3 декабря. (ТАСС). По сообще-
нию агентства Франс Пресс, вчера на засе-
дании. Учредительного собрания обсуждался
проект закона о национализации Француз-
ского банка, а также друпих крунных бан-
ков и кредитных учреждений.

На заседании присутствовали генерал де
Голль, Венсан Ориоль, Морис Торез, Фран-
сиск Ts, Жакино и Плевен.

Основной докладчик по проекту закона
Христиан Пино заявил, что при обсужде-
нии законопроекта в финансовой комиссии

Опубликование закона о национализации
банков во Франции

ПАРИЖ, 3 декабря. (По телефону от
корр. ТАСС). Сегодня в «Журналь офиси-
ель» опубликован одобренный Учредитель-
ным собранием текст правительственного за-
кона о национализации банков с поправка-
ми, внесенными Учредительным собранием.
Проект получил таким образом силу
закона. Сегодня с утра в национали-
зированные банки назначены правитель-
ственные комиссары. Закон о национа-
лизации банков в его окончательном виде
определяется компромчссом между Учреди-
тельным собранием и правительством. Со-
брание согласилось ограничить пятью число
национализируемых в первую очередь бан-
ков для того, чтобы не осложнять отноше-
ний с правительством ине задерживать про-
ведения национализации банков. Вместе с

Предварительные результаты выборов в Албании

БЕЛГРАД, 3 декабря. (ТАСС). По сооб-
щениям из Албании, там стали известны
предварительные результаты состоявшихся
2 декабря выборсв в Учредительное собра-
ние по отдельным городам страны. В Тира-
не участвовало в выборах 84,34 проц. из-
бирателей, из них за кандидатов Демокра-
тического фронта голосовало 87,18 проц. В
Дурресе участвовало в выборах 81,82 проц.,
из них за Демократический фронт голосова-
ло 80 проц. В Эльбасане. голосовало 90 проц.
избирателей, из них за Демократический
фронт — 95 кроц. В Берате участвовало в

Учредительного собрания было предложено
106 поправок к проекту. По словам Пино,
комиссия заняла в некоторых вопросах по-
зицию, отличающуюся OT позиции прави-
тельства. Затем оратор остановился на роли
банков в течение последних лет. «Банки, —
сказал он,— непосредственно вмешивались
в политику страны». Пино напомнил о бир-
жевых комбинациях с государственными
фондами, об экспорте капитала, начиная ©
1935 года, и заявил, что банки несут с<вою
долю ответственности за несчастья Фран-
ции. Переходя к военному периоду, доклад-
чик разоблачил махинации кредитных уч-
реждений, которые предоставили себя ‘в рас-
поряжение оккупантов. «Одного того, что
банки часто выступали против государства
и что последнее находило поддержку толь-
ко в тех секторах кредита; которые были
уже по существу национализированы,— за-
явил докладчик,— было бы уже достаточно
для оправдания национализации. Относи-
тельно возмещения убытков акционерам ко-
миссия предусматривает ‘предоставление им
облигаций, приносящих проценты».

Оратор остановилея затем на вопросах,
по которым точки зрения правительства и
комиссии расходятся. Прежде всего это от-
носится к национализации так называемых
деловых банков: «Банк де Пари э де Пэи ба»
и «Банк де лЮнион Паризьен». Пино при-
зывал правительство присоединиться к точ-
ке зрения комиссии, которая высказывается
за национализацию и этих банков. «Эти де-
ловые банки,— сказал он,— были организа-
торами маневров, направленных против го-
сударства как внутри, так и вне страны.
Они контролируют многие колониальные
предприятия». Пино сказал, что разногла-
сия существуют, кроме того, относительно
состава административных советов банков,
в которых, по мнению комиссии, должно
быть увеличено представительство персона-
ла. Административные советы должны под-
чиняться министерству, под. руководством
которого будет находиться кредит. Таким
министерством должно быть министерство
экономики, а не министерство финансов. Под
бурные аплодисменты Пино потребовал, что-
бы финансовый план был поставлен на служ-
бу производственному плану.

Затем выступил представитель меньшин-
ства комиссии Жозеф Ланиель (группа «Рес-
публиканское единство»). Он высказался
против срочного порядка рассмотрения про-
екта закона, что, по его мнению, слишком
ограничивает права менышинства Учреди-
тельного собрания. Выступая затем против
самого проекта закона, он утверждал, что
этот проект «нарушает права вкладчиков».
Ланиель представил контрпироект, предусма-
тривающий национализацию’ только Фран-
цузского банка и контроль специальной ко-
миссии над другими банками.

Затем выступил министр финансов Пле-
вен, изложивший точку зрения правитель-
ства. Он заявил, что срочный порядок рас-
смотрения проекта был принят для того,
чтобы избежать всяких биржевых маневров.
После этого Плевен изложил причины, по
которым он возражает против национали-
зации деловых банков. Останавливаясь на
вопросе о возмещении, министр подчеркнул,
что по проекту закона ничто не угрожает
вкладчикам. Плевен указал затем, что пра-
вительство придерживается своей позиции
относительно того, что министерство финан-
сов должно ведать национальным советом
по вопросам кредита.

После этого выступил генерал де Голль,
который настаивал на необходимости не за-
держивать процедуру принятия проекта за=
кона, основанного на принципе, с которым
согласно все Учредительное собрание. Де
Голль просил Учредительное собрание не
вносить в законопроект слишком значитель-
ных изменений, которые могли бы заставить
его пересмотреть этот вопрос.

Затем Учредительное собрание приступи-
ло к обсуждению отдельных статей. Статья
1-я относительно национализации Француз-
ского банка была принята после отклонения
поправки, предложенной Жозефом Ланиелем
от имени меньшинства. После этого был
об’явлен перерыв.

тем, правительство когласилось принять
следующие существенные поправки Учре-
дительного собрания: 1) акционеры национа-
лизируемых банков получат менышее возме-
щение, чем намечалось в правительственном
проекте; 2) Учредительное собрание оста-
BHO за собой право в будущем решить
вопрос о национализации ряда других бан-
ков; 3) председателем Нанионального кре-
дитного совета, создаваемого для контроля
над всем кредитным делом во Франции, бу-
дет министр экономики, а не министр фи-
нансов, как ’это предусматривалось прави-
тельственным проектом. Ожидают, что зав-
тра совет министров приступит к обсужде-
нию вопроса о национализации производ-
ства электроэнергии.

голосовании 83 проц. избирателей, из них за
Демократический фронт голосовало 96 проц.
В Корче принял участие в выборах 15.261
избиратель, из них 14.665 отдали свои го-
лоса кандидатам Демократического фронта,
В Валоне участвовало в выборах 8.317 из-
тического фронта голосовало 7.762 чело-

века и за отдельную кандидатуру—251 че-
ловек.

Выборы в Албании проходили организо-
ванно и в обстановке большого под’ема.

МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ХРОНИКА

(По сообщениям иностранных радиостанций)

*Ё Французская подводная лодка «Ирис»,
находившаяся в испачеком порту Картахе-
на, передана французским войскам. Она бу-
дет направлена в Оран. Как известно,
«Ирис» — одна из пятн подводных лодок,
пытавшихся уйти из Тулона во время захва-
та порта немцами. Трем подводным лодкам
Удалось уйти в порты Северной Африки,
одна в результате прямого попадания бом-
бы на рейде Тулона затонула, а «Ирис»
укрылась в Картахене, где была интерниро-
вана испанскими властями.

# Адмирал Нимиц заявил, что предложе-
ние об об’единении морского и военного
министерств США нецелесообразно.

$ В Батавию прибыл английский’ транс-
порт.

* Английский крейсер «Суссекс» об-
стрелял побережье о. Ява в районе Бан-
дунга.

# На собрании докерсв бассейна реки
Мерсей выступил генеральный секретарь
профсоюза транспортных и’ неквалифици-

рованных рабочих. Дикин. Он советовал до-
керам  оставаться на работе и предоставить
представителям профсоюза найти’ разреше-
ние конфликта. В Лондоне-на Трафальгар-
ской площади состоялся массовый митинг,
созванный бывшим стачечным комитетом
докеров. Ораторы заявляли, что докеры бы-
ли вынуждены забастовать из-за бездея-
тельности тред-юнионов. Тем не менее ко-
митет призывает докеров не прекращать
работу, пока не будут известны выводы
правительственной комиссии.

90 тысяч членов американского союза мо-
ряков решили об’явить 3 декабря 24-часо-
вую забастовку в знак протеста против того,
Что затягивается возвращение на родину из-
за границы американских военнослужащих.
Забастовка не распространяется на транс-
портные суда, предназначенные для. пере-
возки войск, на угольные: буксиры, танкеры
и на суда, на борту которых находятся гру-
зы, предназначенные для оказания помощи
европейским странам.

информации — доб. 1-35; отдел писем — доб, 23; иллюстрационный` отдел — доб. 99; начальник издательства—Д 1-12-60; бухг

ГМ 203483.

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

анный отдел — доб.

1-73; отв. секретарь редакции — дл
1-22; отдел культуры доб. `8
алтерия—доб. 25; отдел подпиоки—Д 1-65-91.

4 декаб

-08-03;
; отдел

ря1945 г., вторнию № 284-(2159)

ПРИСВОЕНИЕ ПРОСПЕКТУ
В БРЮССЕЛЕ
имени СТАЛИНГРАДА

БРЮССЕЛЬ, 3 цекабря. (ТАСС). Г де-
кабря в Брюсселе состоялась церемония по
случаю присвоения одному из больших про-
спектов, расположенных в центре города,
имени Сталинграда. На церемонии присут-
ствовали министр общественных работ и ис-
полняющий обязанности министра иностран-
ных. дел Вос, министр внутренних дел ван
Глабекке, министр ЯДРА д-р Мар-
то, бургомистр города ван Мел po жур:
налисты, а также посол СССР. в Бельлин

i B.
e kanes началось исполнением совет-
ского государственного гимна. „Бургомистр
Брюсселя ван Мельброк произнёс большую
речь, в которой отметил ее ый Я
бу советского народа и Красной рмин
против титлеровской Германии за освобож-
дение Европы. ;

С краткой ответной речью выступил по-
сол СССР в Бельгии т. Сергеев, который
напомнил. присутствующим о героизме за-
щитников Сталинграда и советского наро-
да, превративших Сталинград в неприступ-
ную крепость, о которую разбились гитле-
ровские полчища.

Организация в Бразилии
института «Бразилия — СССР»

РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, и (ТАСС).
В городе Сан-Пауло в разилии недавно
о о институт «Бразилия — CCCP».
В уставе этого ‘института говорится, что за-

- дачей его. является установление и развитие

культурной связи между Бразилией и Со-
ветским Союзом, а также содействие укре-
плению дружественных отношений между
народами обеих стран. Во главе института,
уже об’единяющего несколько тысяч друзей
Советского Союза, стоят крупные бразиль-
ские общественные деятели. Руководителем
института является доктор медицины Жозе
Жезуйно Масиэл. Его заместителем избран
профессор д-р медицины Самуэл Пессоа,
выставленный кандидатом в парламент. Ди-
ректором административного совета инсти-
тута является известный писатель Монтей-
ро Лабато, секретарем-——писатель Амадо..
Институт уже организовал ряд лекций о
достижениях советских ученых, об Инсти-
туте мозга в Москве, о последних дости-
жениях советской науки в области парази-
тологии, о детской литературе в Советском
Союзе и др. В институте свыше 100 чело-
век изучают русский язык. В ближайшее
время будут проведены доклады о поэзии
в СОСР, о советском кино, о музыке и Др.

На-днях институт организовал в помеще-

нии муниципальной библиотеки Сан-Пауло
выставку советской детской литературы. Вы-
ставка имеет огромный успех.
д
Приезд в Москву
торговой делегации
Французской Республики

1 декабря в Москву прибыла Торговая

Делегация Французской Республики, воз-
главляемая Директором Экономического Де-
партамента Министерства Иностранных Дел

г-ном Эрве Альфаном.

На Центральном аэродроме Делегацию
встречали: Заместитель Народного Комис-
сара Внешней Торговли Союза ССР М. С.

Степанов, Торговый Представитель СССР во

Франции С. В. Пожарский, Заведующий
1-м Европейским отделом НКИД СССР С. I.
Козырев, Начальник Протокольной Части
НЕВТ В. Г. Кириллов, Помощник, Заведую-
шего. Протокольным Отделом НКИД CCCP
Н. Н. Яцкевич.

Делегацию также встречали Советник

Французского Посольства в Москве г-н Шар-

пантье и другие сотрудники Посольства.
На том же самолёте прибыл в Москву

Заместитель Торгового Представителя СССР

во Франции К. К. Бахтов.

Приезд в Москву президента
Всеславянского конгресса США
Лео Кржицкого

Вчера, 3 декабря, в Москву по пригла-
шению Вееславянского Комитета прибыл из
Варшавы президент Вееславянекого кон-
гресса США г-н Лео Вржицкий, кдуутнейштий
деятель профсоюзного движения в Америке.
На Центральном аэродроме т-на ИЖржиц-
кого встречали председатель Всеславянско-
го Комитета тенерал-лейтенант А.. С. Гун-
доров, В. В. Мочалов, А. В. Караганов, ра-
ботники ВЦСПС, представители польского
посольства и Союза польских патриотов в
СССР и другие. (ТАСС).

В0 ВСЕСЛАВЯНСКОМ КОМИТЕТЕ

Вчера, 3 декабря, во Всеславянском ко-
митете состоялся торжественный вечер в
связи с исполнившейся 29 ноября годов-
щиной второго заседания антифаптиетекого
Веча Народного Освобождения Югославии.

На вечере присутствовали посол Федера-
тивной Народной республики Огославии в
ОССР В. Попович, Начальник Югославской
военной миссии в СООР тенерал-лейтенаит
Р. Приморащ, посол Польской Республики в
СССР Г. Раабе, посол Чехословащкой респу-
блики в СССР И. Горак, поверенный в лелах
Болгарии в СССР А. Николаев. прибывший
вчера в СССР президент Всеславянското кон-
гресса США г-н Лео Кржицкий, д также
т. С. А. Лозовский, председатель Всеславян-
ского комитета генерал-лейтенант Л. 0.
Гундоров и др.

Заместитель директора Тосударственной
исторической публичной библиотеки т. Чек-
рыжов передал дар Белградекому универ-
ситету — более 400 томов книг по исто-
рическим и экономическим наукам. На вс-
чере было принято приветствие Маршалу
Югославии Иосипу Броз-Тито.

На торжественном вечере присутствовали
многочисленные иностранные и советские
гости — артисты, писатели,
генералы и офицеры Красной Армии.

заключение вечера состоялея большой
концерт с участием лучших мастеров ис-
кусетва столицы. (ТАСС).

——

Заграничные рейсы

ть é petatpx. (TACC), Впервые по-
о сь рейсы из Черного моря
Gio ee океан. Первым вышел в рей
олега альта они
: идет в порт Саид, где примет
груз для Калькутты. Из Калькутты с грузом

джута судно направи
\ TC Черное
море, р я обратно в Черное

Ответственный редактор
П, МУСЬЯКОВ.

М МУСЯ

Е]

художники, .

у