И

ф

-Певятую  годовшину Сталинской Конети-
туции советские люди встречают в ‘уелови-
ях мирного строительства, после победоное-
ного завершения Великой Отечественной
войны. Первый послевоенный День Сталин-
ской Конституции. празднуется накануне
важнейшего момента в политической жизни
страны — выборов в Верховный Совет
СССР. Это будет полное и свободное из’яв”
ление воли советекого народа как держав-
ного хозяина родной земли, народа-победи-
теля, отстоявшего в жестокой борьбе евею
независимость, свою социалистическую де-
мократию. Победа советекого народа в 0те-
чественной войне — это торжество. вели-
ких принципов Сталинской Вонституции.

Rona Чрезвычайный УПТ Всесоюзный
С’езх Советов принимат Конституцию СССР,
на горизоние уже стущалиеь тучи, предве-
шавшие новую мировую грозу. Германия и
Италия уже вели войну в Абиссинии и Ис-
пании, японекие милитаристы хозяйничали
в захваченной ими Маньчжурии. В момент,
Kora фашизм, упоенный первыми успехами
и окрыленный близорукой политикой «не
змешательства» буржуазно-демократичесвих
держав, готовил поход против демократии,
против рабочего класса, против человече-
ского прогресса, советский народ высоко
поднял знамя демократии и социализма.
«...Новая Конституция ССОР,‚— сказал то-
тда товарищ Сталин,— будет обвинитель”
ным актом против фаптизма, говорящим 0
том, что социализм и демократия непобеди-
мы». Е t
_ Эти замечательные слова товарища
Сталина звучат так, как будто они сказаны
<егодня. Советский народ пронес через грэ-
зу и бурю беспримерной войны знамя ¢O-
циализма и демократии, разтромив. немец
кий фашизм и японекий империализм. Вой-
на вновь подтвердила силу социалистиче-
©кой демокралии, мощь советекого. государ-
ства как тосударетва выешего типа. ч...
нашей победе над фалгизмом мы видим, вме”
сте © тем, великую победу советской демэ-
pata» (Молотов). Принципы Сталинской
Конституции выдержали суровые исныта-
ния войны, доказав свою неисчерпаемую:
жизненноеть и действенность.

Сталинская Конституция — конституция
победивиеего социализма. Она отразила но-
вую, социалистическую экономику нашей
хтраны, новую классовую структуру совет”

екого общества, новые взаимоотношения
между классами. Она выразила морально-
молитическое единство советского народа,
состоящего из дружественных социальных
групп — рабочего класса, крестьянства,
трудовой интеллигенции, фука 06 руку
строящих новую жизнь.

Первый и основной принципи Сталинской
Жонституции состоит в том, что она, закре-
пила социалистическую систему хозяйства
м социалистическую собственность как эко-
номическую основу советского тосударства,
жак безраздельно господствующие начала
нашей социальной структуры.

Сталинская Вонетитуция закрепила и пу-
литическую форму сопизлиетичеекого обще-
ства, соответствующую победившим. социа-
листическим отношениям, новым функциям
советского государства во второй фазе его
развития.

Советское государство с первото ‘дня CBO-
ето существования представляло е0бою -г6-
с уларство высшего тина. Оно привлекло к
Участию в управлении самые широкие мас-
сы трудящихся, дало «невиданное в мире
развитие и расширение демократии именно
для гигантежого большинства населения,
для эксплуатируемых и трудящихея»
(denn, t. XXIII, orp. 349),

Особенность советекого государства во
‘второй фазе его развития заключаются в
том, что на этой фазе советское’ тосудар-:
«тво из демократии для подавляющего боль-
знинства, нафода превратилось в демократию
для всех. Это означало дальнейшую демо-
кратизапию государственных ‘форм, переход
на еще более высокую ступень демократии,
на ступень развернутого, до конца поеледо-
зательното социалистического демократиз-
Ma.

Сталинская Конституция утвердила co-
зетскую демократию на прочном и’ незыбле-
MOM фундаменте социалистического строя,
«оциалистической экономики, тем сзмым га-
рантировав действительное полновластие
парода и свободу человеческой личности —
этих основ и предпосылок подлинной демо-
кратни.

Буржуазно-демократические тосударетва
тоже провозглалнают принципы’ народовла-
тия и свободы личноети.

Но фазве можно говорить о дейетви-
тельном полновластин народа в условиях
катиталистического строя, кола экономи-
ческие ресурсы находятя в фабпоря-
зкении пебольнюой кучки капиталиетов-мо-
нополистов, держаших в экономической за-
висимости от себя народную массу, когда в
распоряжении финансовой олигархии на-
ходятся и вое средства идеологического воз“
действия на; массы в виде печати, радио, ки-
HO, театра, издательетв, типографий и т. д.?
Можно ли говорить в этих условиях иоо под:
хинной личной свободе?

«Мне трудно представить себе. ——товорит
товарищ Сталин, — какая может быть «лич-
ная свобода» у безработного, который ходит
голодным и пе находит применения своего
труда. Настоящая свобода имеется только
там, тде уничтожена экоплоатация, где нет
утнетения одних людей другими, те нет
безработицы и нишенства, где человек не
Прожит за то, что завтра может потерять
работу, жилище, хлеб. Только в таком 06-

e Wp

инцины Сталинской.

ществе возможна настоящая, & не бумах”   буржуазного ‘депутата В странах, где до-

ная, личная и всякая другая свобода».
Лишь в социалистическом - тосудар-
стве народу принадлежат политическая
власть и реальная основа всякой власти—
орудия и средства производства, эко-
номические ресурсы общества. Народное
хозяйство в СОСР подчинено не интересам
оботалцения капиталистического менышин-
етва, а интересам поднятия материального
благосостояния всего народа и защиты его
евободы и независимости; Личноеть осво-
бождена от неуверенности в завтрашнем
дне, от страха за будущее, от бича кризи-
сов и безработицы. В то время как в Oyp-
жуазных странах «реконверсия». (сверты-

‘вание военной промышленности) и демоби-

лизация уже создали реальную угрозу мас-
совой безработицы, в советском государстве
каждый демобилизованный воин уверенно
возвращается домой, тде ему обеспече-
на работа. Нраво’ на труд. -— оеновное ‘и
тлавное право советского гражданина, — га-
рантировано законодательным закреплением
того факта, что в советеком обществе отсут-
ствуют кризисы и безработнца. Основной
Закон советского государства гарантирует

‘также всем гражланам право на отдых, на

материальное обеспечение в старости, пра-
во личной собственности, право на обра-

зование а также общественно-полити-
ческие свободы — свободу слова, пе-
чати, собраний, уличных шествий и

демонстраций, право об’единения B 00-
щественные организации, свободу co-
вести, личную ненрикосновенность, пол-
ное равноправие граждан, независимо от по-
ла, национальности, расы. -

пускается избрание относительным боль-
шинетвом и гле выборы признаютея дей-
ствительными, даже если ни ‘один избира-
тель не явился к урнам (например, в Анг-
лии, в тех округах, где выставлен только
один кандидат). :

Советы осуществляют власть - по
поручению народа. Отсюда вытекает один

из важнейших принцинов советекой пред-`

ставительной системы —— ответственность
депутата перед избирателями. Депутат обя-
зан отчитываться перед избирателями в ево-
ей работе и в работе Совета. Депутат, не
оправдавший доверия избирателей, ‚может
быть ими отозван в любой момент и ли-
шиться своих полномочий. Право-отзыва 03-
начает, что «функции избирателей не кон-
чаются выборами. Они продолжаются на
весь период существования Верховного (0-
вета, данного Фозыва» (Сталин).

Советская представительная система, рез-
ко отличается своим последовательным де-
мократизмом от буржуазно-парламентекой
системы © ее принципом «независимости»
депутата, неответетвенности депутата пе-
ред избирателями, которые бессильны пред-
принимать что-либо против депутатов, об-
манувших их ожидания, до тех пор, пока не
истечет срок полномочий этих депутатов.
Эта «независимость» буржуазного депута-
та от избирателей была ярко’ изображена
товарищем Сталиным в его речи Ha предвы-
борном собрании Сталинекого избиралель-
ного округа: «На протяжении 4-х или 5-ти
лет, т. е. вилоть до новых выборов, депу-

тат чувствует себя совершенно свободным.

независимым от народа, от своих избира-

Закрепление широчайших прав советских   телей. Он может перейти из одного лагеря

траждан во всех областях экономической,
культурной, политической жизни —— один
из основных принципов Сталинской Вон-
ституции. При этом проявляется одна из

В наиболее характерных черт советской демо-

вратии: она не ограничивается  провозгла-
шением прав граждан, но переносит центр

тяжести на вопрос о материальных гаран-,

тиях этих прав, о реальных средствах, не-
обходимых для пействительного использо-
вания этих прав. Так, например, реальной
гарантией овободы печати и собраний яв-
ляется то, что бумата и типографии при-
надлежат не кучке капиталистов, з всему
народу, что в распоряжении народа имеют-
ся общественные здания для устройства ©о-
браний и т. д. Советская демократия —= де-
мократия, обеспеченная в законодательном
порядке всеми необходимыми средетвами.
Ее материальной гарантией является со-
циалистический строй, осуществленный в
нашей стране.

Сталинская Конституция утверждает
принципи неограниченного народовластия.
Статья 3 Сталинской Конституции гласит:
«Вея власть в ССОР принадлежит трудя-
EMC города и деревни в лице Советов де-
путатов трудящихся». В этой краткой фор-
муле воплощены основные принципы совет-
ской государственной системы: верховен-
ство народа и полновластие Советов как
подлинных органов народа, выражающих
его волю и интересы.

Советы составляют политическую осно-
ву нашего государства. Советы — это мас-
совые, все0б’емлющие, наиболее демократи-
ческие, наиболее народные органы власти.
Полное народовлаетие в советском государ-
стве выражаются в том; что весь народ не-
посредственно участвует в избрании Сове-
тов — вплоть до Верховного Совета СССР
на основе самого демократического в мире
избирательного права; в том, что народ
контролирует работу Советов и может в лю-

с ИЗ
бой момент отозвать досрочно депутата, не

оправдавшего ловерия избирателей; в том,
что народ через многочисленные. общест-
венные организации и другие формы обще-
ственной самодеятельности непосредственно
участвует в ‘управлении государством. «В
активности наших многочисленных профео-
юзных, нроизводетвенных, культурных,
спортивных и других рабочих организаций,
в юоздании колхозов, об’единяющих много-
миллионное советское крестьянство на, всей
обширной территории Советского Сотоза, в не-
уклонном росте социалистичеекого еоревно-
вания на фабриках и заводах, в колхозах
и совхбзах, в шахтах и на железных до-
рогах,/— во всем этом виден расцвет под-
линно народного демократизма, которого мы
не знали в старое время и которого не мо-
жет быть ни в одном ‘другом государстве,
разделенном на классы угнетателей и угне-
тенных, с чем уже давно покончила Совет-
ская власть в нашей стране» (Молотов).

Hama побирательная enerema обеспечи-
вает подлинно всенародный характер ¢o-
ветеких представительных органов. Она не
только провозглашает самое широкое в мире
избирательное право, свободное от всяких
ограничений и из’ятий, присущих ‘избира-
тельному праву любого буржуазно-демокра-
тического государства, но и обеспечивает
действительное и поголовное участие всех
избирателей в выборах. Советекая избира-
тельная система вводит наиболее демокра-
тическлий порядок, при котором выдвижение
кандидатов является делом пипроких масс
рабочих и служащих, крестьян, военнослу-
AMX.

Советская избирательная система уста-
навливает принципи избрания депутатов аб-
солютным большинством поданных голосов
и ставит условием действительности выбо-
ров участие в них не менее половины из-
бирателей в данном избирательном округе.
Советский депутат является подлинным
представителем своего избирательного окру-
га. Это далеко He всегда можно сказать про

в другой, он может свернуть © правильной
дороги нз неправильную, он может даже
запутаться в некоторых махинациях не
совсем потребного характера, он может
кувыркаться, как ему утодно,— он неза-
BUCHM».

Независимость буржуазного депутата от
избиралелей фактически прикрывает его
зависимость от калиталистических и поли-
тиканеких клик. Она представляет собой
прямое отрицание того принципа народного
суверенитета, в верности которому клянут-
ся сами буржуазные конетитуции.

* # &

Сталинская Конституция обеспечивает
полновтаютие Советов как органов, нето-.
средотвенно выразкалощих волю народа и его’
интересы. Высшим органом государетвен-
ной власти в нашей стране яваяется Вер-
ховный Совет СССР, а в союзных и авто-
вомных республиках их Верховные Сове-
ты; на местах власть принадлежит (ове-
там депутатов трудящихся. Советекая сн-
стема не признает существования в тосу-
дарстве органов, независимых от’ Совейов,
не ответственных перед ними. Для буржуаз-
ных государетв хераклерно наличие орга-
нов, стоящих в олном ряду или даже нал
парламентом, от него независимых и перед
ним не ответственных, в, частности в лице
тлавы государетва — монарха или прези-
дента, который принимает значительное

участие в формировании правительства. Он.

наделен правами, дающими ему возмож-
ность противопоставить ‘себя парламенту,
служить противовесом ему. В этих странах
неё прихохитея и говорить 0 полновластии
народного представительства,

В СССР вся система органов власти по-
коитея на принципе полновластия Верхов-
ного Совета, воплошающего волю народа и
олицетворяющего его суверенитет. Вее выс-
шие органы советежого государства, образу-
ются Верховным Советом. Верховный Совет
ает из числа депутатов Президиум
Верховного Совета — совотекого коллеги-
ального презилента, он образует Совет На-
родных Комиссаров — советекос правитель-
ство. Он выбирает Верховный бух—выхс-
ший орган правосудия в СССР, назначает
прокурора СССР-блюстителя социалисти-
ческой законноети. Все эти органы ответет-.
венны перед Верховным Советом и ему
пототчетны. Верховный Совет может в лю-
б0й момент произвести изменение в их со-
етаве. Он контролирует деятельность всех
органов государетва. Правительство в целом
или нароюлный комиссар обязаны ответить
не более чем в трехдневный срок на обра-
щенный к ним депутатский зат00е.

Полновластие советского парламента —
Верховного Совета СОСР — не исключает
четкото разграничения функций uw pacmpe-
деления обязанностей между отдельными
органами госуларетва в соответетвии © мно-
тообравными задачами управления хозяйст-
венным и культурным строительством.

Since ae

‚ Великим принципом Сталинской Конети-
туции является союзное устройство совет-
ского многонационального государства на
началах равноправия народов и доброволь-
ности их об\единения.

Можно емело скавать, что способность к
разренению национального
пробный камень домократизма любого тосу-
даретва. Как показал исторический опыт,
такое испытание не в состоянии выдер-
жать ни одно буржуазное государетво. Ра-
совая дискриминация, колониальный тнет
характеризуют политику буржуазии в на-
циональном вопросе. 06 этом говорят, в ча-
сетности, последние события в Индонезии,
Интокитае.

Социалистический строй в нашей етране
создал условия для мирного сожительства и
сотрудничества народов. Отсутствие экс-
плоататоревих классов— основных ортани-
заторов межнациональной драпуи, культиви-
рующих взаимное недоверие между народа-
ми и разжигающих. националистические

КРАСНЫЙ

OHCTETYNUM

вопроса — это *

ФЛОТ

страсти, наличие у власти рабочего. класса,
непримиримого врага всякого национально-
то порабощения, бескорыстная помощь, ока-
зываемая великим русским народом самой
выдающейся нацией среди народов ССОРА
другим советоким народам в деле их эко-
номического и культурного развития; —вее
это обеспечило подлинно братское содруже-
ство народов в составе ото. еоюзного
советского государства. Ay

Прочная и нерушимая дружба народов
CCCP со всей мощью нроявилаевь в годы
Реликой Отечественной войны, когда все
народы нашей страны силотились для борь-
бы е врагом, угрожавшим их национальной
независимости, государетвенности и даже
физическому существованию. .

Политической формой братекото. сотруд-
ничества народов является советское со-
юзное государетво.

Добровольность об’единения союзных рес-
публик-—незыблемый  принции о советской
федерации. Гарантией этой добровольности
явияетея право свободного выхода союзных
республик из Союза. Такого права не. знает
ни одна буржуазная федерация. Право вы-
хода союзных республик-——это вместе с тем
гарантия прочности Советского Союза, за-
лог взаимного доверия между националтьно-
стями. :

СССР утверждает суверенитет и охраня-
ет суверенные права советеких республик.
Каждая Союзная республика имеет свою
территорию, которая не может быть изме-
нена без ее согласия, имеет право принятия
иностранлев в советское гражданство. Важ-
дый гражданин союзной республики яв-
яется также гражданином СОСР. В годы
Великой Отечеетвенной войны решением
Х сессии Верховного Совета СССР союзным
республикам было предоставлено право
вступать неносредственно в сношения ©
иностранными государствами, заключать 6
ними соглашения, обмениваться дипломати-
ческими и консульскими представителями,
а также создавать свои войсковые формиро-
звания. Распгирение прав союзных реепуб-
лик еще ярче подчеркивает и еще полнее
раскрывает их суверенную природу.

Союзные рестублики уже выступают Ca-
мостоятельно на международной ‘арене. Две
сотоеные республики-——Украинокая и Бело-
русская—-являются первоначальными чле-
нами организации 0б’единенных наций, они
приняли активное участие в выработке
устава этой организации и внесли тем са-
мым серъезный вклад в дело укрепления
мира и безопасности народов.

Единство и монолитность  советекого
союзного’ государства,  непоколебимая
дружба народов Советской страньг-—резуль-
тат ленинеко-еталинской национальной’ по-
литики, политики поеледовательного сопиа-
листического демократизма в национальном
вопросе.

«В нашей стране нет теперь. угнетенных
или неравноправных народов, которые еше
недавно, при режиме царизма, находились
на положении колоний и полуколоний.
В советеком государстве за всеми народами
признано право на независимость и свобод-
ное национальное развитие, все народы в0с-
питываются в духе дружбы и уважения
Друг Е ДРУГУ, ® также признания заслуг.
каждого народа в соответотвии. с ето уеи-
лиями в деле развития своей национальной
культуры и в деле дальнейшего пол’ема, со-
ветского государства в целом» (Молотов).

+ * *

Таковы основные принципы Сталинской
Конститунии — величайшего завонодатель-
ного документа наттей эпохи.

Сталинская Конституция воплотила чая-
HUA лучших умов человечества; надежды
трудящихся масе — не вак программу на
будущее,..а. кав уже достигнутое и прочно
завоовалтное, волтедитее в быт народа. Она
трактует о. плодах наших всемирно-истори-
ческих побед, одержанных трудящимиея
CCCP под мудрым руководством партии
Ленина — Оталина. И

Большевистская партия подготовила и
провела Великую Октябрьскую социалисти-
ческую революцию, установившую в на-
шей стране новый, самый демократический
строй — советский строй. Большевистская
партия обеспечила победу Советов в годы
тражданской войны. Под руководством
нартии советский народ осуществил план
индустриализации страны и коллективи-
зации сельского хозяйства и ‘добился побе-
ты социализма в СССР.

Много програм ©тояло на нашем пути,
много трулнюстей возникало в ходе социа-
листическото строительства. Но нати народ
не страшилея этих трудностей, ‘по зову
партии он смело их преодолевал, не жалея
сил, энергии, труда. Нарот знал и знает,
что путь, по которому ведет партия, —един-
етвеню правильный путь, обестечиваю ций
постоянное усиление оборонной моши на»
шего государства, укрепление социалисти-
ческого хозяйства иона этой оенове—по-
вышение общето уровня жизни советекого
человека.

Много усилий придется затратить нам,
чтобы восстановить ‘все, что разруптено не-
мешко-фапииетекими извергами:

Трантиозные задачи стоят перед совет-
ским народом! Эти запачи будут решены
поп руководством партии большевиков, под
водительством великого Сталина-—создате-
ля Вонституции социалистического госу-
даретва, :

В великих принципах Сталинской Кон-
ституции воплощена веетобеждающая твор-
ческая сила советской демократии.

Пооф. И. ЛЕВИН

Теоретические занятия политработников

ТИХООКЕАНСВИЙ ФЛОТ, 4 декабря. (По
телеграфу). При политотделе, где началь-
ником полковник Бессонов, на-днях закон-
чились четырехдневные теоретические за-
нятия политработников авиачастей. Полит-
работники прослушали  лёкции: майора
Беляева — «Значение марксистского фи-
лософокого материализма в практической
деятельности большевистской партии», ка-
питана Ллочкова — «Маркеистоко-ленин-
ское учение 0 социалистической револю-
ции», майора Толмачева — «0 дальнейшем
укреплении советского государства и разви-
тии‘ советекой демократии» и пр.

`Помимо этого, политработники заслуша-
ли и обеудили доклад редактора газеты «Ти-
хоокеанский сокол» майора Мацкевича об
освещении в печати хода освоения боевого
опыта. и .0б освещении подготовки в выбо-
ране Верховного-Совета СССР.

Политработники с большим интересом
прослушали краткий доклад майора Биле-
ва 0б атомной энергии.

Капитан В. ЕРШОВ.

я

ДУНАЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ, 4 декабря. (По
телеграву). За последнее время офицеры и
краснофлотцы кораблей и частей флотилии
прослушали PAL интересных лекций. До-
цент капитан Архипцев прочел лекции на
темы: «Диалектический материализм —
мировоззрение маркеистеко-ленинской пар-
тии», «Установление мира во всем мире
и интересы миролюбивых народов».

Несколько лекций о международном по-

ложении прочел в ноябре капитан Вудряв-

цев.
Младший -лейтенант.-А. ГРИТЧЕННО.

Благородный почин ‘полярных моряков

Из большого арктического рейса вернул-
ся «дедушка ледокольного флота» — ледо-

кол «Красин». Находясь далеко от родных.

берегов, команда корабля узнала из с00б-
щений по радио об организации в разных
городах детских домов для сирот. По ини-
циативе комсомольцев «Красина» экипаж
решил взять шефство над одним из таких
детских учреждений. Приехавший в Москву
капитан ледокола тов. А. И. Ветров cood-
щил корреспонденту ТАСС:

— Наше решение созрело вовремя сто-

янки в одном из заграничных портов. Мы.

еще не знали, над кем именно будем шеф-
ствовать, но постановили полностью эки-
пировать сирот на свои средетва, выделить
из своих пайков фрукты, сладости и пече-
abe.

Вогда «Красин»; прибыл-во-Владивосток,

нам был выделен детский дом № 2. В нем
воспитывается сто ребят, родители которых
погибли на фронтах Отечественной войны
или замучены немецкими оккупантами,
расинцы своими силами отремонтировали
помещение детского дома, изготовили сто-
ловую мебель. Судовые маляры и художни-
ки окрасили стены и забор и изобразили на
них сюжеты из народных русских сказок.
Мы. заготовили для детей восемь тонн 0во-
щей, обеспечили их на зиму топливом,

Команда организовала экскурсии: оебят
из подшефного детского дома на корабль,
где мы читаем лекции об истории плавания
нашего ледокола во льдах Арктики. Цо за-
казу нашего коллектива детям шьется фор-
менная одежда и бескозырки с лентами, на
воторых красуется надпись «Красин».

гы. (1460):

.]  из

Б( декабря 1945 г., среда, № 285 (21

Указ Президи

О награждении профессора Бур
ласти медипины, в связи © БО-летием врачебной,

За выдающиеся заслуги в 06
научной и педагогической деятельности,

фессора Бурмина Дмитрия Александровича о
Председатель Президиума Верховного

Секретарь Президиума
Москва, Кремль. 4 декабря 1945 г.

60)

ыы.

ума Верховного ‚Совета СССР

мина Д. А. орденом Ленина

наградить доклюра медицинских изук про-
рленом Ленина.

Совета СССР М. КАЛИНИН,
Верховного Совета СССР А, ГОРКИН.

Поезд идет

в Москву...

Демобилизованные североморцы возвращаются домой

Поезд мчится по заснеженным полям,
огибает сопки, бежит среди застывших в
снежном Убранстве лесов. Осталея позади
далекий и родной Мурманск. Пройден госте-
приимный Петрозаводск... С глубоким вол-

нением и любовью пассажиры поезда рас-

перспективах и надеждах.

Заполярья, жестокие воздуптиыюс бои. И cuo-

ва и снова мелькают в разговорах имена
отважных североморцев, не ведавигих стра-
ха в самые тяжелые, кровопролитные дни,

с уважением произносятся имена любимых
командиров, славных боевых друзей. Вэз-
поминания согревают душу. И нет им кон-
ца...

— А помнишь, как высаживалиеь в
Тиинахамари...

— А как жарко было,
Муста-Тунтури...

Общее настроение выражает выеэкий
сероглазый краснофлотец Дорожка. Медлен-
но растягивая меха своей гармонии, он на-
чинает удивительно мягко играть любимую
песню, тотчас же подхватываемую всем ва-
тоном. И вот уже пгироко и тепло звучат
олова: }

`...Я знаю, не жить мне без моря,
Как море мертво без меня.
Пусть волны и стонут, и плачут,
И плещут о борт корабля,

Но радостно встретит героев.
Рыбачий,

когда. брали

Родимая наша земля!

Было время, когда радостно ветречал
Рыбачий героев-североморцев, возвращаю-
щихся после боя. Теперь вся страна радоет-
но обнимает евоих верных сынов; ‘возвра-
шающихеся к мирному труду. Скоро, скоро
обнимут родные старлгину 1 статьи. с мино-

Вечером 3 декабря ХУ пленум ВЦОПС
заслушал доклад секретаря ВЦСПС тов.
Л. Н. Соловьева «0б участии профсоюзов.
в выборах в Зерховный Совет Союза ССР».

Докладчик отметил, что тысячи проф-
союзных деятелей и активистов выдвинуты
в избирательные комиссии по выборам в
Совет Союза и Совет Национальностей.

Товоря о развернувшемся в честь пред-
стоящих выборов социалистическом сорев-
новании, тов. Соловьев подчеркнул, что,
профсоюзы должны возглавить новый тру-
довой под’ём, направить его на успешное,
выполнение и перевыполнение производ-
ственных планов нынешнего года, на уве-
личение выпуска товаров широкого потреб-
ления, улучшение качества и снижение
себестоимости промышленной продукции.

В прениях по докладу тов. Соловьева вы=
ступили председатель ЦА профеоюза рабо-
чих, автомобильной промышленности тов.
Борисов, председатель. ЦЕ профсоюза ра-
ботников политико-просветительных yupe-
ждений тов. Лакин и др. Для выработки
резолюции пленум избрал комисеию.

Затем выступил председатель. ВЦОПС
тов. В. В. Кузнецов с докладом «0б улуч-
шении работы профеоюзных организаций
в области удовлетворения материально-бы-
товых нужд рабочих и служащих».

Охарактеризовав задачи, вотавшие пе-
ред страной в связи с переходом. к мирному
периоду, докладчик подробно останавли-
вается на работе профсоюзов в новой обета-
новке. Сейчас имеется значительно больше
возможностей для повышения жизненного
уровня трудящихся. Обязанность профор-
ганизаций — максимально использовать
эти возможности, заботиться об удовлетво-
рении материально-бытовых нужд рабочих
и служащих.

Значительную часть своего доклада тов.
Кузнецов посвящает вопросам рабочего
снабжения, работе столовых, буфетов, ма-
газинов. Имеются предприятия обществен-
ного питания, где дело поставлено хорошо,
Однако есть и плохо работающие столовые
и магазины. Сейчас общественный конт-
роль над этими предприятиями осущеетв-
ляет более 600 тысяч профсоюзных акти-
вистов. ЦВ профсоюзов должны всемерно
помогать им в их работе, бороться за улуч-
шение качества и снижение стоимости
продукции предприятий общественного пи-
тания. : ; :

Далее тов. Кузнецов говорит о значении
государственного социального страхования
для улучшения материально-бытового по-
ложения рабочих и служащих. Бюджет го-
сударственного социального  страховалия
почти на 1,5 миллиарда рублей превышает
бюджет довоенного 1940 года. Увеличены
пособия матерям, затраты на обслуживание
детей. В летних лагерях и на оздоровитель-
ных площадках побывало 1.675 тысяч де-
тей вместо 1.200 тысяч детей в прошлом

году. Расширена сеть домов отдыха и сана-
ториев.

Е ee re Sa Eee

прощались уже с дорогим и любимым го-
родом, славным нашим Ленинградом. Состав
идет дальше, идет в Москву. Это направ-
ляются домой демобилизованные моряки, те,
которые храбро билиеь с врагом в полуноч-
ном краю земли, на крайнем правом фланге
огромного фронта. Едут воины-североморцы.

В вагонах вокруг железных печурок или
на полке то и дело возникают разговоры —
о службе, об оставленных на флоте друзьях,
о близкой, близкой встрече с родными, о
И неизменно
после всех бесед, когда уже поведали друг
другу самое сокровенное, когда поделились
планами на будущее, — неизменно все раз-
товоры возвращаются к тому, что занимает
в душе этих людей больше ‘всего места.
Всепоминают североморцы боевые дни осени
1941 тода, вспоминают суровые схватки с
врагом в водах Баренцова моря, на сопках

носца Н. т. Толкачева. С любовью и гор-
достью будут они разглядывать боевой ор-
ден, сверкающий на его груди, и три медз-
ли. Отважный комендор, он участвовал во
многих боевых походах, в форсировании
минного поля, в уничтожении вражжкой
полводной лодки, в охране конвоев...

Два ордена и две медали ‘украшают грудь
участника 47 боевых операций артэлектри:
ка главного старшины Федорова. Старший
краснофлотец Варякин, краснофлотец Бы-
чихин, ефрейтор Карманов, сержант Стацен-
ко и многие, многие другие товарищи, чьими
подвигами по праву всегда будут гордиться
североморцы, едут в этом. эшелоне, унося
в сердце глубокую привязанность к род-
ному Военно-Морскому Флоту.

..В. сумерках морозного утра подошел
вчера, 4 декабря, эшелон с демобилизован-
ными североморцами к дебаркадеру Ленин-
градского вокзала в Москве. Поезд шел еще
пригородами столицы, & двери вагонов уже
были раскрыты. Люди столпились и жадно
разглядывали приближающуюся Москву. И,
наконец, сразу прозвучало несколько’ ра-
достных возгласов:

— Москва... Москва!..

Под торжественные звуки «Варяга», ис-
полняемого оркестром военных моряков,
выходят на перрон североморцы, Их тепло
встречают трудящиеся столицы.

На вокзале состоялся митинг, посвящен-
ный прибытию в Москву демобилизованных
североморцев. С горячим приветствием б-
ратились к морякам секретарь Вировекого
райкома ВКПСб) т. Власов и заместитель
председателя Кировского райисполкома
т. Павлов. С ответными речами выступили
от имени североморцев тт. Сотсков и Вуту-
шов. 0ба они взволнованно благодарили
москвичей за теплый прием.

— Спасибо вам, дорогие земляки, — скд-
зал т. Оотеков,— за гостеприимлую ветре-
чу. Заверяю вас, что все мы будем свят
хранить славные боевые традиции нашего
родного Военно-Морского Флота..Й занима-
ясъь отныне мирным трудом, мы отдадим все
свои силы, все свои знания на благо`люби-
мой Родины. Да здравствует нали великий
вождь товарищ Сталин!

Эти слова тонут в мотучем троекратном
«ура» в честь вдохновителя и организатора
наших побед, в честь товарища Сталила.
Торжественно звучит Гимн Советского Co-

юза.
0, ЯКОВЛЕВ.

Поезд. Мурманск—Москва. (От спец,

‘корреспондента «Красного Флота»).

XIV пленум ВЦСИС

В заключение докладчик отмечает, что
в условиях мирного развития крупное зна
чение приобретает контроль профорганиза=
ций над точным соблюдением продолжи-
тельности рабочего дня; предоставлением
отпусков, охраной труда. Необходимо бо-
роться за устранение причин, мешающих
росту производительности труда.

Тов. Кузнецов указывает, что профсою-
зы должны проявить чуткость и внимание
к жалобам трудящихся, делать всё возмож
ное для улучшения условий труда и мате-
риально-бытового. положения рабочих и
служащих. 0собой заботой следует. окру-
жить инвалидов Отечественной войны и
членов семей защитников Родины.

Вчера ХГУ. пленум ВЦСПС приступил к
обсуждению ‚доклада тов. В. В. Кузнецова,

Председатель ЦК профсоюза рабочих ка-

‘менноугольной промышленности Донбасса

тов. Савков сообщил, что наряду с восета-
новлением шахт улучшается материально-
бытовое и культурное обслуживание 1або-
чих. В районах Донбасса вступили в строй
жилища на площади свыше двух миллио-
нов квадратных метров. В 1946 году необ
ходимо восстановить и построить жилища
для шахтеров на площади в один миллион
квадратных метров. Выполнение этой боль
шой программы — боевая задача хозяй“
ственных и профсоюзных ‘организаций.

На вопросах производственного обучения
и переобучения инвалидов Отечественной
войны останавливается заместитель Нарко+
ма социального обеспечения тов. Падежнов.
Ha заводах «Красное Сормово», имени
Молотова и на других предприятиях завод-
ские комитеты организовали курсы, инди
видуальное и бригадное обучение, выделяя
в помощь лучших мастеров. Тов. Падежнов
предлагает. провести массовую проверку
условий работы инвалидов Отечественной
войны на фабриках и заводах, в совхозах
и учреждениях. В результате этой прове
ки профсоюзы и органы социального 0бе-
спечения примут меры для более. рацио-
нального использования труда инвалидов,
улучшения их бытового и материального
положения,

О большой восстановительной работе на
железных дорогах рассказывает замести“
тель Наркома путей сообщения trop. Cox0-
губов.

В прениях выступили также заместитель
Наркома по строительству тов. Нефедов, +
член президиума ВЦСПС тов. Куркина, з8-
ведующий отделом охраны труда ВЦСПС
тов. Попов, заведующий организационно
инструкторским отделом ВЦСПС тов. Ка
заков и другие.

- На вечернем заседании; продолжалось 06° ©.
суждение ‘доклада тов. Кузнецова. Высгу*
пили: Нарком коммунального хозяйстве
РОФСР тов. Макаров, Нарком местной про-
мышленности РОФОР тов. Смиряев, дей-
ствительный член Академии медицинских
наук тов. Семашко и другие,
(TACO).

Китобойная флотилия вернулась в порт

ВЛАДИВОСТОК, 4 декабря. (ТАСС): За-
кончила промысел и вернулась в порт. ки-
тобойная флотилия. Трюмы пловучих заво-
ACB заполнены тысячами центнеров китового
maps и —_ ящиками консервов.

очти месяцев флотилия 6
воды Охотского и а морей. В ола
октябрьских ‘дней китобои ‘добыли
17, крупных китов. Это — наивысшая добы-

ча за последнее десятилетие, Хорошо про:
мышляла команда судна «Авангард», где
капитаном тов. Нефедьев. Много настойчи:
вости проявила команда парохода «Труд:
ри, Даже в 8—9-балльные штормы Кито’
и этих судов уходили на охоту и возвра’
щались с богатой добычей. За успешную
работу обеим командам Наркомрыбдром
присудил вторые всесоюзные премии.