“`

и

5 декабря 1945 г., среда, № 285 (2160) ‘

К

РАСНЫЙ ФЛОТ 7

Великая

Битва пох Москвой вошла в историю
как одно из решающих сражений Великой
Отечественной войны, как выдающийся 9б-
разец оперативно-стратегического и такти-

ческого искусства командования Красной

Армии.

Kak известно, гитлеровекое командова-
ние после провала своего плана «молниенос-
ной» войны вынуждено было перейти от на-
ступления по всему фронту к ударам на
важнейших оперативно-стратегических на-
правлениях. Одним из таких направлений,
которое рассматривалось врагом ‚как ре-
шатющее, явилось Московское направление.
Гитлер рзесчитывал, что захватом Москвы
он добьется выигрыша всей войны на Во-
стоке. Вот почему немецкое командование
сосредоточило на этом направлении круп-
ные силы и большое количество боевой
техники.

В приказе войскам Восточного фронта
2 октября 1941 года Гитлер писал: «Созда-
на, наконец, предпосылка к последнему ог-
ромному удару, который еще ло наступле-
ния зимы должен привести к уничтожению
врага. Вое приготовления, насколько это
возможню для людёких усилий, уже оконче-
ны... Сегодня начинается последнее боль-
шое, репающее сражение этого года».

По времени и характеру боевых действий
битва за Москву делилась на три этапа:
первый — оборонительное сражение (ок-
тябрь — ноябрь 1941 тода), второй —
контрнаступление Красной Армии (< 6 пе
25 декабря 1941 года), третий — переход
Жрасной Армии в общее наступление под
Москвой (‹ 25 декабря 1941 года по март
1942 года).

Борьба с самого начала приняла напря-
женный и острый характер. В нее были во-
влечены огромные массы войск и громад-
ное количество боевой техники,

В своем первом «генеральном» наступле-
нии на Москву немцы сосредоточили до
35 пехотных и танковых дивизий. Онера-
тивный план германского командования за-
ключался в том, чтобы наступлением силь-
ных танковых групп прорвать фронт оовет-
ских войск к северу и к югу от Москвы
и выйти к востоку от нее, где, соединив-
шись обеими танковыми группами, з8-
мкнуть кольцо окружения советской ©то-
лицы. Как видно из материалов нюрнберг-
ского процесса, гитлеровское руководство
ставило задачей ‘не только захватить Mo-
скву, но и уничтожить ее вместе с много-
миллионным населением.

Yrap врага был встречен упорным со-
противлением Красной Армии. Опираясь на
заранее подготовленные оборонительные ру-
бежи, советские войбёка изматывали жи-
вую силу противника и наносили немцам
большой урон в технике. Только ценою ог-
ромных усилий и больших потерь против-
нику удалось оттеснить наши части и вый-
ти на дальние подступы к Москве. На ли-
нии можайских укрепленных позиций враг
был остановлен. Первое «генеральное» на-
ступление немпев на Москву провалилось.

Германская ставка начала подготовку ко
второму удару. Силы, предназначенные для
осуществления наступления на Москву, бы-
ли увеличены до 51 дивизии, в том числе
13 танковых дивизий. Таким. образом, пол
Моквой была сосредоточена половина всех
танковых дивизий, имевитихся тогда в рас-
поряжении немецкого командования.

16 ноября немцы начали второе «гене-
ральное» наступление. В охват столицы ©
‹евера вели наступление мошные танковые
группы (3-я и 4-я) генералов Гоота и Хюп-
нера, с юга наносила удар 2-я танковая
армия генерала Гудериана. 4-я и 9-я поле-
вые. армии, усиливая охватывающие груп-
пировки ‚танковых войск, основными сила-
ми наступали в центре.

Ожесточенные бой развернулись на всем
четырехсоткилометровом фронте Москов-

ПЕЙ Eee el cen RO

В жизни любого человека можно зазгля-
деть основное, что присуще обществу, 3
котором он живет, и эпохе, в какую он
существует. Впрочем, многое здесь; на пер-
вый взгляд, кажется неприметным, подоб-
но воздуху. Сознание не задерживается на
том, что воспринято с детских лет, как
норма, вне которой жизнь и немыелима.
Только сравнение с тем или иным, что би-
10 в прошлом, либо стечение обстоятельств,
угрожающих разрунгить привычный уклад,
позволяют осмыелить все значение основ
нашего бытия и до конца оценить их пре-
имущества.

Две жизни оказались едины в ©вудБбе,
которую предопределили им социальное
происхождение и положение. Самарский
крестьянин Андриян Козлов, призванный B
парский флот перед русско-японской вой-
ной, прошедший страдный путь до Порт-
Артура и Цусимы, & затем осевший на be-
регах дальневосточного Приморья, и тве-
ряк Иван Матвеев, рабочий с завода Ро-
зенкранца в Петрограде, были на одной сту-
пени социальной лезтницы. Важдый шел
своим путем, пытаясь уйти от нужды, в
надежде трудом закрепить за собой право
без страха смотреть в завтралиний день и
обеспечить сравнительное благополучие
своих близких и потомства.

Отелужив свой срок, Козлов не захотел
возвращаться на Поволжье. Слишком тя-
жела была тогда жизнь в деревне. Остался
Возлов на Дальнем Востоке.

Иначе поступил Матвеев. После долгих
лет, провбденных на Выборгокой стороне,
котда он убедился, что не пробьется в люди,
уехал обратно в деревню, вернулся к з6ем-
ле, на которой бедовали в`нищете крохот-
ного надела отец с матерью, братья и ce-
етры,

И снова судьба двух людей на разных
концах российской земли оказалась единой.
Дорога к счастью была бесконечной. Вэр-
сотовыми столбами уходили назал по ней
лучшие годы, а глаза так и не видели впе-
реди счастья. Неуверенность в завтрашием
дне, невозможность вырастить детей обта-
зованными людьми, вызволить их из тенет
нищеты и вынужденной ограниченности—
таков был удел трудового человека.

Каждый из двух отцов, оглядываясь на
собственный пройденный путь, мог пред-
сказать судьбу своих сыновей — Василия
Матвеева и Евгения Козлова. Унылое на-
чало жизни было одинаково для отцов и

‘битва под

<

Полковник И. КОРОТКОВ
+>

ского стратегического направления. 20 дней   Ражением южной группировки

LOCKBOW

спепкно отходить в западном направлении.
Векоре их отступление нах этом участке
превратилось в. беспорядочное. бегство.
Наступление армий южного крыла 3a-
падного фронта носило столь же решитель-
ный хараклер и завершилось полным по-
немецких

продолжалась битва. Кое-где немцам после   Войск. Здесь одновременный удар был на-
огромных потере удалось выйти на ближ-   Несен ‘армиями генералов Голикова и Бол-
ние подступы к Москве. Они поспешили   Дина и 1-м вардейским кавалерийским кор-

об’явить на весь мир о своей победе.

Но товарищ Сталин, не покидая ни на
одну минуту Москвы, готовил решительное
контрнаступление Красной Армии.

Оперативному плану немцев, имевшему
целью взять Москву в гигантские «кле-
щи», командование Красной Армии проти-
вопоставило активный контрманевр, заклю-
чавшийея в нанесении мощных ударов по
охватывающим фланговым группировкам
противника. Армии центра Западного
Фронта: должны были жесткой обороной
занимаемых ими участков сковать прогив-
ника и лишить егб возможности маневра.
Б северу и к югу от Москвы скрытно были
сосредоточены три свежие армии. Совет-

цусом генерала. Белова. Под натиском е0-
ветских войск была обращена в бегство
танковая армия Гудериана. В боях с 6 m0
18 декабря она потерпела решительное по-
ражение. .

Развивая наступление, войска левого
крыла Западного фронта продолжали громить
врага. Армия генерала Голикова последо-
вательно разбила немцев в районах Плав-
ска, Белева, Сухиничей и вышла в район
Кирова на линию железной дороги Брянек—
Вязьма. Темп ее наступления в среднем до-
стигал 15 километрое в сутки. Одновремен-
но войска генерала Болдина овладели горо-
дом Жалута и устремились к Юхнову.

После 25 декабря перешли в наступле-

ский фронт под Москвой уполобилея пру-   НИ и армии центра Западного фронта. Сра-
жине, которая по мере сжатия приобретает   Жение за Москву вступило в третий, завер-

всб большую силу отдачи.

Вее мероприятия нашего командования,
исходившие из трезвой оценки сложившей-
ся обстановки и правильного учета сил,
привели к тому, что враг был остановлен

шающий этап: контонастунление на север-
ном и южном флангах Западного фронта не-
рероело в общее наступление армий этого
фронта.

Сталинский план разгрома немецко-фа-

под Москвой и оказался в невыгодном для  Шистских войск под Москвой был выпол-

Hero

оперативно-тактическом положении.  Нен © большим искусством. Линию фронта

Развивать Наступление дальше у немцев не- Удалось отодвинуть далеко к западу, места-

хватило сил. В момент, когда кризие вто-
рого «генерального» наступления немцев
на Москву дошел до крайнего. напряжения,

ми более чем на 400 километров. Войска
Красной Армии освободили десятки тысяч

Крабная ‚Армия нанесла сокрушительный! Евадратных километров советской терри-

ee войска Западного фронта 6 декабря   тории и тысячи населенных пунктов. Не-
ы y ‘ У -

года перешли в решительное контр мецкие армии потерпели серьезное пора-

наступление,

— * * &

жение. Их потери к 15 января 1942 года
достигли 300 тысяч солдат и офицеров. В
боях под Москвой советские войска унич-

Контрнаступление Красной Армии под   тожили и захватили огромное количество

Москвой началось в условиях общего пре-
восходетва наших сил над противником и
проводилось под непосредственным руковед-
ством товарища Сталина. Сталинский за-
мысел и план нашли талантливого испол-
нителя в лице командования Западного

боевой техники и различного военного иму-
щества противника.
жа

Политические и военные последетвия

Фронта во главе с генералом армии, ныне   исторической битвы под Москвой были ог-

маршалом Жуковым.

Первый удар по северной группировке   ДЛЯ перехода

немцев обрушилея на Клинском направле-

ромны. Она явилась исходным моментом
оперативню-стратегичес ROH

инициативы в руки Красной Армии. Успех

нии. Юм осуществили войска генералов   Сражения был предопределен не «чудом»,
Лелюшенко и Кузнецова. По южной груп-   КЕ 0б этом писали зарубежные газеты, а
пировке противника первый мощный удар   ПОСТОЯННО действующими факторами, кото-

был нанесен в районе города Михайлова   РЫ@ к этому времени

(восточнее Тулы) армией генерала Голи-
ROBa.

К юго-востоку от Клина, в районе Kpac-

начали оказывать
свое решающее влияние на хол войны. В
сталинском плане разгрома немцев под М№9-
сквой проявились глубокая опенка сложив-
шейся обстановки, правильный учет сла-

ной Поляны, другая группировка наших бых и сильных сторон противника, ©ме-
войск обрушилась на немцев, нанося удар лость и мудрость стратегического замысла.

в направлении Солнечногорска. Район

Битва за Москву явилась первой большой

Красной Поляны, отстоящий от Москвы в   операцией, наглядно показавшей преимуще-
38 километрах, являлся ключевой позицией   Ства советской стратегии над немецкой

гитлеровцев. Они упорно держалиеь 3a
этот пункт, но были выбиты из него’ искус-

стратегией. Верховное командование Крас-
ной Армии осуществило в этой операции
большой стратегический маневр и довело

ным маневром и`решительным ударом на-   его до победоносного разрешения поставлен-

ших войск.

К северо-западу от Москвы вела наступ-
ление армия Рокоссовекого, которая нано-
сила удар в налравлении Истры. Уничто-
жив этот город, немцы решили упорно обо-
роняться на западном берегу реки Истры и
Истринского водохранилища. Рокоссовский
внезапно для немцев предпринял обходный
маневр двумя подвижными группами — ©

ных задач. Успехи Красной Армии под Мо-
сквой положили начало наступлению на-
ших войск и на других направлениях фрон-
та. Немцам был последовательно нанесен
ряд ударов: под Тихвином, на Торопецко-
Холмеком и Калининском направлениях,
под Ростовом, в Крыму и на других участ-
ках.

Победа Красной Армии под Москвой ока-

севера и с ora. Охновременно одна из на-   зала огромное влияние на весь последую-

ших стрелковых дивизий, совершив удач-

ную переправу через реку Истру в районе   лось первым камнем в фундаменте

города, ударила с востока. Под угрозой ек-

ружения немцы. бросая оружие, стали по-   нией.

eee =

ИЕ ОН: ПЕЙ

l OGYX

детей. Никакой надежды подняться вверх.
На что, скажем, мог рассчитывать «мень-
шой» крестьянский сын Василий Матвеев?
Ждать в нишете глухой деревушки возле
Тухомичей возможности выйти в

ERT I ee ИИ ВЕЕРА

щий ход войны. Московское сражение яви-
победы

Красной Армии над гитлеровской Герма-

ливо считал нормой своего бытия любой
человек в нашей стране, было заключено в
точных словах статьи’ Сталинской Коноти-
TYOUH:
«Защита Отечества есть священный долг
каждого гражданина СОСР».
в * *

Вольной путь прошел Возлов с того дня,

ЗЯТЬЯ,   когда летом 1928 года он переступил по-

чтобы впоследетвии стать хозяином кро- рог Военно-морского училища, и до той не-
хотного надела, который все равно без от-   забываемой июньской ночи, когда над Се-

хожего промысла прокормить не мог?

вастополем впервые лтоявились вражеские

Но на счастье Евгения Козлова и Васи-   самолеты.

лия Матвеева их дететво совпало с начз-

Тринадцать лет легли между этими дву-

лом великой перемены в судьбах миллио- мя памятными датами, и все тринадцать

нов людей.

лет Козлов накапливал знания, совершен:

Мечтая о профессии, как о долгождан-   ствовался в искусстве управления кораб-
ном счастье, Иван Матвеев после Октябрь-   лем. Он учился много, упорно, настойчиво.

ской революции опять
На сетчатом квадрате вместо Фамилии не-
навистного Розенкранца значилось корот-
во и просто: «Красный Выборжец».

Многое   служить.

вернулся на завсл. Училище Козлов окончил одним из первых.

Как отличнику ему было предоставлено
право выбрать флот, на котором он хочет
Балтика манила возможностью

изменилось на заволе и в стране. Вместе   Попасть на большие корабли, находиться в

со всем наротом Матвеев понял. что рево-
люция открыла дорогу к счастью ему и его
детям. Это успел осознать перед смертью
й старый флотский служивый Козлов, нз-
казав сыну держаться моря и флота.

Денинграде, жить интересной, насыщенной
жизнью; Черноморский флот — Севастопо-
лем, прекрасной природой, ласковым морем.
Но Балтике и Югу Козлов предпочел непри-
ветливый, малообжитой, с едва зародившим-
ся тогда флотом, Дальний Восток. Он вы-

В Подготовительной комиссии
Об’единенных . наций

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Вчера на
пятом заседании комитета № 5 (занимающе-
гося юридическими вопросами} продолжа-
лась дискуссия по австралийскому предло-
жению об оторочке выборов судей в Между-
народный суд до второй части первой сессии

‘Генеральной ассамблеи. Французский деле-

гат, который раныцше поддерживал австра-
лийское предложение на том основании, что
такая отсрочка, возможно, позволила бы из-
брать судью от республиканской Испании.
отказался 3 декабря от этой поддержки.

Делегат Южно-Африканского Союза за-
явил, что, повидимому, большинство коми-
тета против австралийского предложения, и
поэтому он предлагает в качестве компро-
мисса рекомендовать Генеральной ассамб-
лее, чтобы вопрос о выборах Международ-

Кампания в США за ликвидацию «Комиссии
по расследованию антиамериканской деятельности»

ВАШИНГТОН, 4 декабря. (ТАСС). 12
крупных организаций, в том числе Конгресс
производственных профсоюзов (КИП), На-
циональный негритянский конгресс, Нацио-
нальная гильдия юристов, Американский
фермерский союз, Национальная ассоциация
содействия прогрессу цветного населения,
«Железнодорожное братство машинистов»,
5 совместном письме, переданном в печать,
заявили о том, что они начинают кампанию
за ликвидацию `комиссии палаты прелстави-
телей «по расследованию антиамериканской
деятельности».

В письме заявляется, что эта комиссия яв-
ляется одной из руководящих антидемокра-
тических организаций в Соединенных Шта-
тах. Американские граждане призываются
направлять` членам палаты ‘представителей
письменные протесты против деятельности
комиссии и требовать её ликвидации.

Член палаты представителей демократ

‚время червой сессии Генеральной ассамблеи.

ного суда был поставлен как можно ближе
к концу повестки работы первой части сес-
сии.
Английский делегат Бекетт согласился с
предложением представителя Южно-Афри-
канского Союза.

Выступая с заключительным словом по
дискуссии, делегат Австралии профессор
Бэйли заявил, что, по мнению австралийской
делегации, всё ещё бтведено мало времени
лля выдвижения кандидатов в состав Ме-
ждународного суда.

Затем состоялось голосование по австра-
лийскому предложению, которое было’ от-
вергнуто 26 голосами против 8. Далее 27
голосами против 3 комитет одобрил рекомен-
дацию исполкома о том, чтобы избрание су-
дей Международного суда состоялось во

Паттерсон (от штата Калифорния) ещё в ян-
варе нынешнего. года внёс в палату предста-
вителей резолюцию о ликвидации комиссии
по расследованию антиамериканской дея-
тельности. Резолюция была послана в, ко-
миссию законодательных предположений па-
латы, которая всё ещё не вынесла решения.
Недавно Паттерсон собирал среди членов
палаты представителей подписи под пети-
цией, в которой содержалась просьба о том,
чтобы резолюция была затребована у комис-
сии законодательных предположений и пере-
дана на рассмотрение палаты зредставите-
лей. Петицию. подписали до сих пор 40 чле-
нов палаты представителей. Для внесения
резолк®ии в палату представителей необхо-
димо 218 подтисей. Как предполагают, кам-
пания, предпринимаемая 12 организациями по
всей стране, будет способствовать дополни-
тельному получению подписей членов пала-
ты представителей под петицией.

ПРЕБЫВАНИЕ ЛУИ САЙЯНА В ГРЕЦИИ

АФИНЫ, 4 декабря. (ТАСС). 2 декабря
в Афины прибыл генеральный секретарь Все-
мирной федерации профсоюзов Лун Сайян.
Он выступил перед представителями мест-
ных профсоюзов с речью, в которой изложил
основные принципы декларации Всемирной
федерации профсоюзов и перечислил усло-
вия, на которых федерация греческих проф-
союзов можег войти во Всемирную федера-
цию профсоюзов. 2

Представители всех течений греческого
профсоюзного движения приняли условия и
подписали соглашение, по которому они
обязуются уважать результаты выборов ру-
ководства Всвобщей федерации труда Греции,

ней организаций, свободное обсуждение и
ответственность руководства перед с’ездами
и конференциями, а также подготовить устав
федерации, основанный на принципах устава
Всемирной федерации. Греческие профсоюзы
обязались в случае разногласий между чле-
нами временного руководства федерации
принять решение комиссии Всемирной феде-
ращии, которая будет состоять из 4 человек,
представляющих крупнейшие профсоюзы
мира.

Сайян посетил премьер-министра Софули-
са, с которым обсудил возможность органи-
зации в Афинах выставки Совета Националь-
ного Сопротивления Франции.

обеспечить свободное представительство в!’ 3 декабря Сайян выехал в Рим.

Формирование в Японии «единого фронта»
правых партий

ТОКИО, 23 ноября. (ТАСС). (Задержано
доставкой). Агентство Дзидзи Цусин пере-
дает, что в ближайшее время по крайней
мере 13 японских правых политических пар-
стий и групп создадут свой единый фронт.
Задачей этого фронта будет являться веде-
ние «люлитической борьбы с голодом», под
флагом которой участники фронта попыта-
ются организовать по всей ‘стране движение
за сохранение системы Тенно (император-
ской системы). Будущее покажет, будет ли
«единый фронт» правых групи вести развер-
нутую политическую борьбу против народ-
ного фронта левых, создание которого пред-
полагается японской коммунистической пар-
тией. Основным згеном правого «единого
фронта» является японская партия кинро
тайсюто, возглавляемая Сейдзи Миками,
владельцем военного предприятия, который
неизвестен как политическая фигура.

Недавно партия кинро тайсюто разослала
23 правым политическим партиям и группам
в Токио и в районе города приглашение при-
соединиться к движению «по борьбе с голо-
дом». После двух совещаний лидеры партий
согласились создать совместный орган пра-
вых групп под названием «Совета всеобщей
борьбы с голодом» (Кига тайсаку киодо тосо
киогикай). 12 правых политических партий
и организаций приняли приглашение и при-
соединились к совету. Среди этих партий, —
«японская нащиональная партия» (ниппон
кокуминто), возглавляемая Кодама; партия
«великой Японии» (дайниппон кокумейто),
президентом которой является Сакаю Ода;
«автономная партия подданных императора»
(дзици коминто), возглавляемая Мосимаса
Като, одним из известных лидеров шовини-
стов; проамериканская «нартия филантропов»
(сирей хакуайто) и др.

АРЕСТ 59 ВИДНЫХ ЯПОНСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ
ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Лондон-   командные посты в Китае и Маньчжурии,
ское радио передаёт, что в Японии по рас-  два бывших премьер-министра — Хирота и
поряжению генерала Макартура арестованы   Хиранума, а также несколько министров
59 видных японских деятелей—военных И   правительства Тодзио. Арестованы также

политических лидеров, промышленников,
журналистов и т. д. Среди арестованных
8 бывших руководителей японской военной
полищии, группа генералов,

ЕЛЕ СНЕ

Здесь застала его война. Начались годы

ников в занятый противником Феодосий-   лова волновала судьба десантников.

генеральный директор промышленного кон-
церна Мицубиси и руководитель агентства

занимавших   Домей Цусин.

Наступил рассвет. Каждую минуту над
боевой страды — походы в обсажденную кораблем могли появиться вражеские бом-
Oxéccy, прорыв с первым броском десант-   бардировщики. Надо было уходить. Но Коз-

Как

ский порт. подвоз боеприпасов и людей в   они развернутся? Как начнут движение, не

блокированный  Севаетополь,
бесчисленных атак немецких бомбардиров-

щиков, артиллерийские дуэли с береговы-   разглядел

отражение понадобится ли помощь его артиллерии?

Помошь понадобилась. В бинокль Возлов
немецких солдат, начавших

ми батареями противника, конвоирование   скапливаться за каменными домами, непо-
транспортов—словбм, все то, что являлось   лалеку от места высадки. Двумя орудий-
для Козлова смыслом и содержанием его   ными залпами он накрыл немцев и 0бес-
жизни в этот период. 60.000 миль пролел   печил десантникам свободное продвижение.

он морскими дорогами войны и о кажлой

Их дело было его дело. Он ощущал свою

из них может вепомнить с сознанием вы- KPOBHY10 братскую связанность ес каждым

полненного долга. en
Легко не было никогда, а иногда бывало

из советских бойцов, где бы они ни нахо-
дились — здесь ли, у Судака, или на дру-

так тяжело, как только может быть тяже- гом конце земли — у Польского залива.

ло человеку.

Вся Советская етрана принадлежала ему, и

Однажды, в конце 1941 года, Козлов по-  он принадлежал ей. Все советокие люди
лучил задание высадить десантную грун-   были близки ему, и он был близок каж-
пу в районе Судака. Для переброски людей   дому.

на берег ему были приданы два катера-

Так мыслил Козлов, так понимал свои

охотника. Они должны были присоединить- обязаниости воина и гражданина.

ся к эскадренному миноноецу в море.
Когда корабль находился в пути, поднял-
ся шторм. Волна не дала охотникам возмож-
ности выйти в мМ0ре.
высадки один.

в+я
Нет нужды останавливаться на походах,

Козлов пошел к месту   совершенных Матвеевым. Условия подвод-

ной войны на Черном море достаточно х.-

Ночь. Сквозь мглу серели прибрежные   рошо известны: ползание по грунту у мел-

Романтика морских просторов одного И брал Тихий океан, потому что хотел получ-
семейные традиции другого свели воедино   ше освоить штурманское дело, а для этого
ранние мечтания сыновей литеишщика Мат- трудные условия Дальнего Востока были
веева и матроса Козлова стать моряками.   отличной тиколой.

Достаточно было высказать свое желание,     вот Евгений Козлов снова в том самом
чтобы оно претворилось в жизнь. ЕВтений ие где он провел детство, где тянул
Козлов и Василий Матвеев были ПРИНЯТЫ и тросскую лямку отец, где сам он бедовал
в число слушателей Военно-Морского УЧИ-  ; поисках куска хлеба для себя и семьи.

лиша имени Фрунзе. Подобно отцу, он попал сюда из-за служ-

Легко шагали по жизни юноши. Преграл   бу на флоте. Но какая разница между
на пути не было. С детства, будто 6 Мате-   сульбами людей двух поколений, рубежом
ринских молоком, они впитали В 660Я ПРИ- которых стал Октябрь! Андриян Козлов
вычку считать естественным все, 0 ЧеМ   осталея на Дальнем Востоке, потому что воз-
едва смели мечтать люди предылуших П®-  вращаться было некуда, и здесь достиг
колений. Наша страна стала страной Яс-   вершины того, на что мог рассчитывать, —
полнения желаний трудящегося человека.   унтер-офицерских лычек. Эта вершина бы-
Ero права подтверждались повседневной   5, определена с самого начала не степенью
жизнью Советского Союза, где МИЛЛИОНЫ   ого способностей, а сословным цензом, по
людей в труде пожинали блага. посеянные   которому крестьянскому сыну Андрияну
революцией, не сомневаясь в завтрашнем   Козлову в Российской империи возможно-
дне для себя и зная, что будущее их детей   стей для роста не было.
обеспечено законами социалистического б-  Возможности флотского офицера Евтения
щества.   : Андрияновича Козлова, получившего выс-

Это было настолько естественно, что, на   шее военно-морское образование, определя-
первый взгляд, казалось существующим ис-   лись им самим. От него зависело выбрать
покон века. Евгению Козлову и Василяю себе путь и пройти по нему так далеко,
Матвееву, как множеетву людей их поко-  как он захочет или сможет.
ления, довелось осмыслить и оценить пре-  Евгений Козлов пошел своим путем. Сиа-
имущества нашей жизни лишь в испыта-  чала — командование канонерской лодкой,
ниях военных лет. Только тогда они постиг-   а затем монитором на Амуре, потом — пе-
ти смысл избранной ими па всю жизнь про-   ревод на Черное море и командование эска-
фессли военного моряка. Все, что справед- дренным миноносцем.

скалы. У подводной гряды пенились буру-   ководных вражеских берегов, ` форсирова-
ны. Бешеный накат бил о камни. Никогда   ние бесчисленных минных полей, встречи
ни один корабль не пытался подойти к бе-  с шнырявшими всюду мелкими кораблями
регу в таких условиях. Мог бы отказаться   противника, не предотавлявшими интереса
от этого и Козлов: без помощи катеров вы-   как цель, но опасными... Достаточно лишь
садить людей здесь казалось невозможным.   сказать, что подводная лодка капитана

Но Козлов не лег на обратный путь. Он 3 ранга Сухомлинова, помощником юоторо-
отчетливо понимал, что действие большого   ГО ‘был Матвеев, один раз подорвалась на

единого механизма армии и Флота зависит
от действия каждого бойца, он сознавал
свою роль винтика в государственной ма-
шине, о котором впоследствии с такой теп-
лотой и проникновением говорил товарищ
Сталин. =

Приказ должен быть выполнен потом
что невыполнение его могло в какой-то
степени отразиться на ‘обстановке фронта,
могло где-то как-то помешать действиям
наших войск и облегчить задачу против-
ника.

В хаосе шторма Козлов повел корабль к
берегу. Подсознательным чутьем опытного
моряка он определил ту черту, переход ко-
торой грозил выбросить эскадренный мино-

мине, но сумела дойти своим ходом до ба-
зы, много раз была на краю гибели, пото-
пила 3 крупных вражеских транепорта и
1 шхуну и удостоилась звания гвардей-
ской.

- В 1942 году Матвеева назначили юоман-

у,   apo подводной лодки. В штабе части, ку-

да его вызвали перед назначением, ему
сказали:

— Вы заслужили того, чтобы получить
в командование хороший корабль. Но сами
знаете, время тяжелое, новых подводных
лодок нет. Даем вам корабль, получивший
повреждения в 601, Ремонтировать его
придется в основном своими. силами.
Or вас зависит, как быстро вы сможете

носец на камни. Здесь, спустив шлюпку и выйти в море.

корабельный катерок, он с их помощью

Время было действительно тяжелое. Из

стал перебрасывать десантников на берег.   Ленинграда пришло письмо от отца. Он от-
Три часа, напрягая все свои силы, волю,   Казалея от пенсионерства и вернулся на

умение, Козлов. вел

конец последний солдат вместе с послед-
ней коробкой патронов был высажен.

Г смертельную игру,   ЗАВОД,
стараясь перехитрить ветер и волны. На-   Нужны

потому что и его старикезекие силы
были Родине,

«0 нас не беспокойся-— писал Иван
Матвеев — живем сносно. Главное, воюй

АРМЯНЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ ОТМЕЧАЮТ

25-ЛЕТИЕ СОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ

КАИР, 3 декабря. (ТАСС). Вчера в армян-
ских колониях Каира и Александрии состоя-
лись торжественные собрания, посвящённые.
25-й годовщине Армянской ССР. Высту-
павшие с большим воодушевлением говорили.
об огромных успехах, достигнутых Советской
Арменией за годы её существования, Иод
бурные аплодисменты собравшиеся приняли
приветствия И. В. Сталину, правительетву,
Армении и католикосу всех армян.

ТЕГЕРАН, 3 декабря. (ТАСС). 29 ноября
в армянском клубе в Тегеране состоялось
торжественное заседание, посвящённое 25-й
годовщине Армянской ССР. Присутствовали
члены иранского правительства, депутаты
меджлиса, члены иранского общества куль-
турной связи с СССР, многочисленные пред-
ставители армянской колонии в Тегеране,
деятели науки и культуры, журналисты, а
также поверенный в делах СССР Якубов и
сотрудники советского посольства.

БУХАРЕСТ, 29 ноября. (ТАСС). (Задер-
жано доставкой). Организация армян в Ру-
мынии «Фронт армян» провела по случаю
25-й годовщины Советской Армении торже-
ственное заседание, в котором приняло уча-
стие около, 1.500 армян. На заседании при-
сутствовали румынские: министры Теохари
Жоржеску, Василиу, Рашкану, Константи-
неску Яш, а также академик Пархон и дру-
гие видные румынские общественные деяте-
ли. Присутствовал также посол СССР в Ру-
мыний С. И. Кавтарадзе и генерал-полков-
ник Сусайков. i

На заседании выступили председатель. ор-
ганизации «Фронта армян» Даниэлян и генез
ральный секретарь этой организации Бабян.
Оба они подчеркнули огромные достижения
Советской Армении за 25 лет её существо-
вания. С речами выступили также С. И, Кав-
тарадзе и генерал-полковник Сусайков. Под
бурные аплодисменты присутствовавшие
приняли приветственную телеграмму
И. В. Сталину.

Выступление Николая Тихонова
‘в Белградском университете

БЕЛГРАД, 4 декабря. (ТАСС). На-днях в
зале Белградского народного университета
состоялся доклад председателя Союза co-
ветских писателей Николая Тихонова на тез
му «Ленинград принимает бой» (о герсиче-
ской обороне Ленинграда). Перед началом
доклада, на котором присутствовало свыше
1.000 человек, Николая Тихонова горячо
приветствовал председатель Общества куль-
турного сотрудничества Югославии с СССР
премьер-министр Боснии и Герцеговины Ра-
долюб Чолакович. Доклад, длившийся более
двух часов, был выслушан аудиторией с
неослабным вниманием и сопровождался го-
рячими аплодисментами по адресу героиче-
ских защитников Ленинграда.

Американская печать
© выборах в Албании

НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. (ТАСС). Амери-
канская печать сообщает, что выборы в Ал-
бании были проведены честно и организо-
ванно. Корреспондент газеты «Нью-Йорк
геральд трибюн» передает из Тираны, что
выборы были «абсолютно справедливыми и
голосование было тайным». Корреспондент
сообщает, что во время выборов царило
праздничное настроение, народ  танцовал
на улицах и пел: «Нас миллион, и мы про-
тив короля». «Наибольший энтузиазм, — за-
являет корреспондент,— проявляли женщи-
ны-избирательницы».

Лондонский корреспондент газеты «Нью-
Йорк таймс» сообщает, что во время выбо-
ров в Албании царили полный порядок и
спокойствие. Корреспондент отмечает высо-
кий процент ‘участвовавших в голосовании.

Корреспондент агентства Ассошиэйтед
Пресс в`Тиране также подчеркивает, что
выборы прошли спокойно. .

К аресту германских
промышленников в Руре

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт, что арестованные в Руре
76 магнатов германской стальной промыш-

‚ ленности переведены в лагерь для чнтерни-
рованных, где они будут допрошены, чтобы
рептить, должны ли они предстать перед суз
дом как военные преступники. На их со-
стояние будет наложен арест, но их фирмы
будут продолжать функционировать.

‚ как следует, бей немцев. Не дай бог, если
они одолеют, кончится Россия, кончится
и вся та жизнь, которой мы достигли, в
которой мы людьми стали»,

А через неделю пришло другое пиеьмо—
от сестры. Елена сообщала: отец умер от
истощения. Он сознательно не писал сыну
0 Том, как тяжело им в Ленинграде, чтобы
не расстраивать, не метать воевать. В ха-
рактёре старика сказался питерский рабо-
чий, школа питерского пролетариата.

С письмом отца Василий Матвеев ¢ Tex
пор. не расстается никогда.

Дни и ночи, не зная устали, не покла-
‚лая рук, работал командир корабля со своей
командой над восстановлением подводной
лодки. И настал час; когда корабль вышел
в боевой поход.

Уже во втором походе Матвеев потопил
быстроходную десантную баржу и тран-
спорт противника. Вернувитиеь в базу, он
зарядил торпедные аппараты и тут же
снова ушел на позицию. На этот раз он
потопил быстроходную десантную баржу,
`врунный транспорт и катер.

Следующей боевой задачей была блоки-
ровка одного из портов противника. Много
дней провел Матвеев здесь на позиции и.
выполнил задание отлично. Он сковал вра-
та, не дал ни одному транспорту выйти из
порта. 1

Возвращение после рекордного по дли-
тельности похода в базу ознаменовалось
для Матвеева двумя крупными событиями:
его отелужившую все сроки подводную
лодку наградили срденом Ирасного Знаме-

‚ни и перевели в отряд учебных кораб-
‘лей, а ему, ставшему к тому времени ка-
питаном 3 ранга, дали в командование
твардейский корабль — один из лучших
подводных кораблей Черноморского флота.

Защишая «жизнь, в которой мы людьми
стали», Василий Матвеев выполнял завет
отпа — старого рабочего, по-своему раз’-
яснившего смысл и дух статьи Сталинской
Вонституции о священной обязанности
гражланина СОСР защищать Отечество.

хх

Такова краткая история подлинной
жизни двух человек, без выбора взятых
нами из числа слушателей первого курса
Военно-морекой ордена Ленина академии
имени Вороптилова.

В биографии обыкновенных советских
граждан раскрывается перед современни-
ками значение великих перемен, проис-
шедших в налпей стране и закрепленных
Оталинокой Конституцией.

Е. ЮНГА.

РЕ Г. НОВОГРУДСКИЙ.