КРАСНЫЙ ФЛОТ -

7 декабря 1945 г., пятница, № 286 (2161)

Штурманское обесп

артиллерий

- Одновременно со стрельбой кораблей от-
ряда по Ялте (0б этой стрельбе было рас-
сказано в «Красном Флоте» 4 декабря) дру-
тая групиа кораблей провела стрельбу по
Феодосии.

Для наиболее эффективного использова-
ния евбёй артиллерии корабли этой груп-
пы заняли огневую позицию в глубине
Феотхосийского залива. Дистанция стрельбы
была 65—70 кабельтовых.

Корабли вышли из Поти 19 декабря
1942 года и шли вдоль берега до м. Итоко-
нае. Штурмана ¢ достаточной точностью
определились по мысам Идлокопае и Чуговко-
цае, горе Бигиуее и склону гор у Фальши-
вого Геленджика. Затем корабли оторвались
от берега и легли на курс 287 © на Феодо-
сию. Дул слабый остовый ветер.

Из-за большой облачности астрономиче-
ских обсерваций получить не’ удалось. Ра-
диопеленгованием не пользовались, так как
ралиомаяки, расположенные на кавказеком
побережье, находились на кормовых куроо-
вых углах и были неудобны для пеленгова-
НИЯ.

При подходе в точку поворота для выхо-
да на огневой гале рассчитывали иметь
впереди по носу Двухякорную бухту, слева
мыс Киик-Атлама, справа мыс Ильи.

В 0 часов 53 минуты определилиеь по
мысам Киик-Атлама и Ильи. Определения
были произведены двумя штурманами. 06-
сервации совпали. В 0 часов 59 минут лег-
ли на куре— 105 °. Этот курсе благодаря
большому количеству обсерваций дал штур-
манам возможность © большой точностью
опрехелить свое место по мысам Киик-Атла-
ма и долине Двухякорной и точно выйти
в точку открытия огня. Штурмана заранее
расочитали с артиллеристами кораблей ис-
ходные данные для стрельбы из десяти то-
чек на’ всем протяжении огневого гала.
Таким образом, в какой бы из этих точек
ни оказался маневрирующий корабль, он не-
замеллительно мог открыть или продолжить
ОГОНЬ. f

В качестве точки навотки использован
был мые Феодосия. Он хорошо освещался
трассами немецких зениток и автоматов,
которые непрерывно стреляли по нашему
самолету «ЛБ-3». Этот самолет летал над
самой Феолосией, над мысами Илья и Киик-
Атлама, облегчал корабельным штурманам
и артиллериетам ориентировку и стрельбу.

Впоследствии выяснилось, что командир
самолета калтитан Черниенко не смог из-38
низкой облачности корректировать етрель-
бу кораблей и решил вызывать огонь про-
тивника на себя, чтобы хоть этим помочь
кораблям. :

В районе широкого мела порта Феолосии
было отмечено зарево пожара, а затем на
отходе кораблей — еще три.

1 мая 1943 года краснознаменный
эсминец Н. провел обетрел гавани Двух-
якорной бухты и батарей мыса Коктебель.

Обетрелу предшествовал поиск плав-
средетв противника на коммуникации вдоль
юго-восточного берега Крыма, совместно с
эвеминцем «Бойкий». Никакого специально-
го навигационно-гиярографического обеспе-
чения не было. Выход на огневую позицию
усложнялея для штурманов тем, что кораб-
ли довольно долго маневрировали перед
стрельбой.

В 7 часов 30 апреля эсминцы вышли из
Батуми. В 19.20 прошли Туапсе. Там, как
обычно, штурмана определились по горам, и
корабли начали отрываться от кавказского
берега курсом на крымекие берега.

Придя на меридчан м, Чауда, корабли
разделились: «Бойкий» пошел к Ялте, эсми-
нец Н.—к м. Чауда,

На переходе штурман эсминца Н. тша-
тельно учитывал течение, беря величины
его в зависимости от силы и направле-

СКИХ CT]

ния ветров, дувших послетние трое суток.

После полуночи, подойдя на видимость
отня Чауда и проверив свое истинное место,
эсминец лег на куре вдоль берега в еторо-
ну мыса Меганом, держа расстояние до бе-
реговой черты 8—12 миль.

Главное для штурмана было сейчае — не
потерять точного места корабля. До стрель-
бы оставалось еще около трех часов. В это
время корабль должен был проводить поиск
плавередетв противника, Надежда на воз-
можность обсервации перед стрельбой была
невелика, так как слишком приближаться к
побережью, занятому противником, было бы
неосторожно.

Свое счисление штурман все время
контролировал по глубинам, взятым эхоло-
том. Тщательно учитывалось течение,

Около 4 часов утра удалось определить-
ся по горам Какуш-Кая и Кара-Даг, Очис-
ление подтвердилось.

В 4.32 был открыт огонь по бухте
Лвухякорной и мысу Виик-Атлама с дистан-
ции 93 кабельтовых.

Батарея противника. расположенная на
м. Киик-Атлама, открыла ответный огонь
по эсминцу.

В 4.40 ш корме в 15—20 метрах взор-
вался крупный снарях, и корабль начал от-
ходить на зигзаге, прикрываясь дымзавесой.
Эсминец Н. пошел на соединение с «Бой-
КИМ».

В этой операции ` использовалась для
стрельбы ‘обычная навигационная карта
масштаба 1: 150.000. Вак явствует из
рассказанного выше, использование карт
1:50.000 в этой операции было бы также
затруднительно из-за малого района водной
поверхности на карте. В приведенном при-
мере штурман не только умело’ ориентиро-
вался по глубинам. Он отлично знал побе-
режье, и это давало ему возможность в тем-
ноте безоптибочно определяться по вилуэтам
гор и мысов.

В середине августа 1943 гола противник
сосрехоточил на Анапеком аэродроме значи-
тельное количество своих самолетов. Они
должны были лействовать в районе Ново-
росеийска и прикрывать караваны на ком-
муникации Анапа-—Верчь.

Наши сторожевые корабли совместно ©
четырьмя артиллерийскими катерами полу-
чили задание произвести обстрел аэродрома
и уничтожить вражеские самолеты и аэро-
дромные сооружения,

В 19.00 20 августа 1943 г, два еторо-
жовых корабля «Шквал» и «Шторм» вы-
шли из Туапее, имея в. охранении против
торпедных катеров противника три катера
MO, To темноты они следовали куреами
вдоль берега ходом 18 узлов. У м, Ихокопае
к сторожевым  катерам присоединились

*) Окончание.
№№ 283 и 284.

ae

См. «Красный Флот»

ельб

Капитан 3 ранга
В. Дукальский

>

4 артиллерийских катера и один торпедный
катер,
ное охранение.

В районе Новороссийска корабли опреде-
лились по огням Рыбацкому и Дообу. Пос-
ле перехода в 35 миль (шли по счиеле-
нию) корабли подошли к отневому галсу,
где удалось определиться по одной из гор,
срезу Анапекого мыса и глубинам. Невяз-
ка была около 5 кабельтовых.

На переходе из Туапее было получено
несколько оповещений о торпедных катерах
противника.

В один чае четыре минуты самолеты
«МБР-2» и катера нанесли огневой удар по
аэродрому. ‹ ‘

В чае одиннадцать минут самолет-кор-
ректировщик донес: «Готов  корректиро-
вать». Сторожевики легли на огневой гале
и в чае двадцать открыли огонь.

Вскоре была получена корректура от лет-
чика: «В весту 300 метров», что означало,
что первый зали лег с ошибкой всего 300
метров. Затем противник открыл огонь осве-
тительными снарядами, которые создали
световой фон, затрудняющий производство
обсерваций и горизонтальную наводку ору-
anit.

Через одиннадцать минут после начала
стрельбы летчик-корректировиик дважды
передал: «Цель». :

С кораблей наблюлали шесть сильных
взрывов и зарево пожара над аэролромом.
После стрельбы корабли благополучно вер-

нулись в базу,
x oe Oe

Приведенные в этой статье примеры, по-
нятно, не охватывают всего боевого опыта,
который был приобретен штурманами Чер-
номорского флота в годы войны. Однако на
основе изучения этих примеров можно дать
ряд практических советов молодым штурма-
нам.

Прежде всего, конечно, для обеспечения

артиллерийских стрельб кораблей по бе-
регу штурман обязан произвести подбор
морских и сухопутных карт, а также их
отработку,
Набор кают для операции должен состоять
из: ;
а) генеральных и путевых карт для пе-
рехода корабля или отряда` морем;

6) частных карт для подхода к району
стрельбы;

в) морских навигационно-артиллерийоких
карт (МНАЁ) и сухопутных карт для дей-
ствия в районе. поддержен фланга армии.

Последние должны быть масштаба
1: 100.000, сухопутные карты-—маепгтаба
1:50.000 и 1: 25.000.

На картах надлежит «поднять» цветным
карапдашом характерные, и приметные с мо-
ря пункты и ориентиры, a также характер-
ные глубины и банки. 06060 тщательно и
подробно должно быть нанесено навигаци-
онно-гидрографическое оборудование райсна
маневрирования кораблей на предполагае-
мой огневой позиции: система дневных и
яочных знаков и створов на берегу, вот-
могательные точки наводки и ориентиры,
выставленные бочки и сети, буи и вехн,
ограждающие фарватеры и минные поля,

Используя материалы разведки, следует
нанести на соответствующие морские и CY-
хопутные карты все сведения 06 оборудо-
вании побережья противника и 0 дисло-
кации его войсковых частей и кораблей. На
день операции эти сведения корректируют-
ся данными воздушной разведки. 0560 тща-
тельно на день операции должна быть’ на-
несена линия фронта в районе поддержки
фланга армии и система обороны переднего
края протизвика.

После того, как на картах полностью
установлена обстановка, желательно уста-
новить с сухопутным командованием единое
кодирование местности, общие ориентиры,
видимые и © берега и с моря, а также еди-
ные наименования и обозначения пунктов.

Если имеется достаточно времени на под-
готовку, то желательно, чтобы флагманский
штурман и флатманский артиллериет отря-
да кораблей сами побывали на переднем
крае приморского участка фронта, совер-
шили вылет на самолете, вышли на кате-
ре или подводной лодке в район будущего
огневого маневрирования кораблей,

Изучая район побережья, надо обралцать
960б0е внимание на характер береговой чер-
ты и расположения целей на берегу, на
рельеф дна, расположение банок и харак-
терных изобат и, наконец, расположение
минных полей и фарватеров.

По многолетним метеоролотическим ‘на-
блюдениям оцениваетея вероятность господ-
ствующего ветра, волнения, облачности,
осадков и видимости, —получаетея прогноз
погоды. При этом учитываются вероятность
течений, их величина и направление, а так-
ме ‘зависимость течения от ветра. Кроме
того оценивается характер освещенности:
время восхода, захода солнца и луны, их
азимуты и продолжительность суток.

Навигационно-гитрографическое оборудо-
вание огневых позиций должны обеспечи-
вать специальные маневренные отряды гил-
рографии. Они обозначают места стреляю-
щих кораблей или исходных точек для ма-
неврирования выставлением пловучего
ограждения, а также устанавливают си-
стему знаков на берегу, в том чиеле для
ночной стрельбы. Они устраивают на бере-
гу вепомогательные точки наводки и ориен-
тиры, Устанавливают подвижные радио-
маяки, обозначают навигационные препят-
CTBUS, фарватеры, траницы минных заграж-
дений. При гидрографическо-навигацион-
ном оборудовании огневых позиций должно
быть всегда предусмотрено создание запас-
ных позиций для маневрирования кораблей.

При выходе корабля из базы надлежит
проверить: поправку гирокомпасов и маг-
нитных компасов по створам и показание
эхолота, Для этого эхолот затуекают п, ис-
пользуя обычно надежно сделанный у базы
кромер, проверяют ето работу.

Если позволяют оперативные и навигаци:
онные условия, надо после выхода из базы
располагать курсы так, чтобы иметь не-
сколько обсерваций — у штурмана должна
быть возможность проверить тмтравку ла-
та и скорость хода, хотя бы ва одном ре-

жиме оборотов.

которые стали вести дополнитель-’

ечение.
по берегу”)

При отрыве от берега надо получить на-

- дежную обоервацию для начала счисления.

Счисление пути корабля на переходе про-
водится с учетом дрейфа и течения. На
всех курсах, прололжительность которых не
менее десяти минут, залтисывают сличения
тирокомпаса с магнитным путевым компа-
сом. При наличии двух или трех гироком-
пасов их показания сличалются между со-
бой через каждые 15 минут. Пройденное
расстояние контролируется лагом и числом
оборотов mo времени. При наличии в маши-
нах суммарных счетчиков оборотов надле-
жит каждый час производить расчет оборо-
тов в минуту. В тех случаях, когда скорость
корабля вызывает сомнения, & волнение мо-
ря. не превышает трех— четырех баллов,
целесообразно проверить скорость по пла-
вающему поедмету. Его бросают с полубака
и измеряют время прохождения корабля
вдоль него.

Контролируя путь корабля радиообсерва-
циями, надлежит использовать HO только
свои заказанные радиомаяки, но также пе-
ленги на известные радиомаяки противника
и на широковенкательные станции ней-
тральных тосударств. Не реже чем каждые
два часа желательно иметь место, опреде-
ленное по радиомаякам.

Если небо не закрыто облаками, надо
брать поправку компаса по небесным све-
тилам не менее чем’ два раза в сутки. В
светлое время суток каждые три часа сле-
дует иметь «линию положения», а также
место по звездам в утренние и вечерние су-
мерки.

На продолжительных прямых курсах при’

плавании в кильватер целесообразна взаям-
ная информация штурманов о показания
своих компасов, & также о фактической ско-
рости кораблей, :

Ночью и в сумерки подход к отневому
галеу следует совершать из темной части
горизонта.

Боевой курс или позицию стрельбы (при
стрельбе с застопоренными мапинами)
штурман выбирает с учетом навитгацион-
ных и минных опасностей, рельефа
дна, качества промера, нанесенного на кар-
ту. и определения своего места по бере-
говым ориентирам. 0с0бо важен подбор при-
метных естественных ориентиров — гор,
мысов, характерных осыпей берега, кото-
рые выделялись бы на фоне береговой чер-
ты даже в темное: время суток. Боевой курс
выбирается с таким расчетом, чтобы все
орудия по возможноети находились в угле
обстрела. В ночное время не следует пере-
‹окать лунную дорожку, всячески стараясь
не выходить из темной части горизонта.

Лля уменьшения баллистической девиа-
ции гирокомпасов поворот с курса подхода
на огневой гале должен быть минимальным.
Наиболее выгоден такой подход, который не
требует поворота на боевой курс. .

Желательно дать запланированный для
стрельбы ход еще за тридцать минут до

поворота на боевой курс. Нельзя допускать.

«дергания» ходами, так как в результате
этого очень легко потерять необходимую на-
вигационную точность и кроме того может
резко измениться девиация гирокомпаса.

На курое подхода в огневому галеу, еще
до поворота, следует обеспечить себя в0з-
можностью определить свое место по есте-
ственным ориентирам или слециальному
гидрографическому обеспечению в виде вы-
ставленного катера или подводной лодки с
отнем, буев, радиомаяков и береговых зна-
ков или маяков © большой дальностью ви-
JHMOCTH.

В ночное время  штурманекий офицер
большого корабля должен по возможности
не заходить в штурманскую рубку, чтобы
‘не терять ночного зрения и ориентировки.
Прокладву педенгов ведет младший штур-
манекий офицер и докладывает результа-
ты по переговорной трубе на ходовой мо-
отик. Электрическое освещение в рубке над-
лежит сократить до минимума, широко при-
меняя приборы и инструменты с цифербла-
тами со светящейся краской.

Повернув на боевой курс или придя в
точку позиции стрельбы (при обетреле со
стопа), штурман должен иметь около пяти
минут времени для того, чтобы уточнить,
свое место и дать артиллеристу исходные
данные; дистанцию в артиллерийских ка-
бельтовых, пеленг, курсовой угол,

На случай аварийного выхода из строя

ЦАС’а штурман обязан иметь заранее рфас-.

считанное маневрирование для стрельбы без
него, чтобы сразу обеспечить артиллериста
необходимыми данными и расчетами, @ ¢a-
мому быстро перейти на новое, соответ-
ствующее виду стрельбы, маневрирование.

В случаях, когда данные корректировки
не поступают на корабль, но надо проводить
стрельбу по площади, необходимо при вы-
боре ее размеров учитывать степень нави-
гажионной точности места, корабля и увели-
чивать на величину вероятной оптибки это-
го места обетреливаемую площадь.

При сильном противодействии противни-
ка на огневом галее, когда необходимо из-
менить позицию стрельбы быетрым, незако-
номерным маневрированием, следует учиты-
вать, что выход в новую исходную точку
стрельбы, как правило, будет ниже по точ-
ности, чем при первом выходе. Поэтому
командиру корабля слишком усложнять ма-
неврирование не следует. Во время маневри-
рования для перемены позиции стрельбы
штурман должен особенно тщательно вести
счисление и использоваль малейшую BO3-
можноеть для обсервации.

При стрельбе корабля на стопе без от-
дачи якоря нужно периодически контроли-
ровать свое место обсервациями, так. как ве-
тер и течение могут значительно снести
корабль с исходной позиции.

Обнаруженные во время стрельбы огне-
вые точки, прожектора, инженерные соору-
жения противника следует засекать и на-
носить на карту.

По окончании етрельбы, если позволит
обстановка, следует определиться для окон-
чательного суждения 0 точности выхюда
корабля на позицию стрельбы,

Ночью и при плохой видимости отхел
нужно делать курсом в темную часть гори-
зонта, полным ходом, уже имея готовыми
все штурманекие расчеты для постановки
дымзавес для самоприкрытия.

Таковы некоторые сугубо практические
выводы, которые возникалот при изучений
боевого опыта штурманов-черноморцев.

КАБИНЕТ
ТОРПЕДНОЙ
СТРЕЛЬБЫ

‚Из Черноморском флоте кабинет торпед-
ной стрельбы был организован в 1937 го-
ду. Созданный первоначально при соеди-
нении, он быстро стал центром учебы не
только командиров кораблей соединения.
Сюда приезжали для отработки задач коман-
диры кораблей из других баз, командиры
авиационных соединений и частей, курсан-
ты военно-морских училищ.

В годы Отечественной войны командиры
кораблей стали собираться в кабинете, что-
бы отрабатывать новые задачи, анализи-
ровать прошедшие бои. Бывали случаи,
когда, сойдя с мостика в учебном кабинете.
командир по сигналу тревоги поднимался
на мостик своего корабля и уходил в бое-
вой поход. Навыки, полученные во время
занятий в кабинете, пригодились команди-
рам в боевой практике,

Когда бои © немецко-фапгиетскими за-
хватчиками развернулись ‘под’ Севастопо-
лем. кабинет торпедной. стрельбы был пе-
реведен в Поти. На черноморских коммуни-
кациях появились тогда подводные лодки
противника. Нужно. было вырабатывать но-
вые средства борьбы, и в кабинете торпед-
ной стрельбы вместо корабля-цели появил-
ея перископ. Для отработки задач по обна-
ружению и выходу в атаку на подводные
лодки противника стали приезжать не толь-
ко командиры и вахтенные офицеры кораб-
лей, имеющих торпедное вооружение, но и
таких кораблей, как тральщики, морские
охотники и т. д. Даже капитаны транс-
портов, У которых имелись глубинные бом-
бы, приходили сюда для отработки и сдачи
задач по обнаружению подводных лодок,
выходу в атаку и уклонению от атак. Здесь
командиры кораблей приобретали навык и
приучалиеь действовать в боевой обстанов-
ке; В кабинете регулярно производились раз-
боры отдельных атак, имевших место в
боевой жизни флота. ‘

У начальника кабинета старшего техник-
лейтенанта Фланова имеется журнал учета
занятий. В журнале, начиная с 1937 года,
ведутся записи веех занятий с расписками
командиров. На страницах этого журнала
можно встретить фамилии Героев Советеко-

то Союза— подводников Грепгилова, Иоссе-

лиани. Алексеева, Малышева, Кесаева и
многих других. Все они проходили предва-
рительную отработку боевых задач в этом
кабинете. В журнале имеются подписи
тероев-катерников Кананалзе, Кочиева, Ро-
гачевского, Котова, Подымахина и других.

В 1944 году кабинет торпедной стрельбы
перебазиревалея в Новороссийск. В кэрэт-
Ru срок он был оборудован и приетупиа
к работе. Снова офицерам нередко прихади-

лось уходить из кабинета прямо в бой, на
перехват воажеских транспортов с удирав-
шими из Арыма немецко-фаптиетскими за-
хватчиками.

С освобождением Севастополя от врала
кабинет торпедной стрельбы вернулея на
свое прежнее место, Здание было натил

вину разрутено, многого нехватало. Сейчас

кабинет торпохной стрельбы полностью в0с-
становлен и вступил в’строй. И снова каж-
дый день здесь можно встретить офицеров

‘многих кораблей, Часто приходят «старич-

ки», которые, пройхя сквозь огонь войны
ни получив большой опыт, обучают теперь
молодых командиров.
Капитан-лейтенант В. ДОКИН.
Черноморский флот.

„ ЖУРНАЛ
«СУДОСТРОЕНИЕ»

Для поопаганды передовых идей в обла-
сти проектирования и ‘постройки кораблей,
а также передачи опыта лучших судострои-
тельных предприятий возобновлен выпуск
научно-технического и  производетвенного
журнала «Судостроение».

Вышел первый номер журнала. В нем по-
мещены статьи заслуженного деятеля науки
проф. Шиманского «Изгиб. листов
сжатых корпусных перекрытий поеле потери
ими устоичивости», кандидата технических
наук Н. С. Володина «Об управляемости ка-
теров», доктора. технических наук В. Н.
Дешкина «К вопросу о коэфициенте тепло-
передачи в воздухоподогревателе», канди-
дата технических наук В. М. Алексеева
«Электрооборудование современных военных
кораблей и перспективы его развития», проф,
В. Ф. Попова «Опыт ремонта корпуса ко-
раблей».

В журнале помещена также статья инж.
А. А. Кохтева «Стандартизация судоетрое-
ния в годы Отечественной войны» и обзор
инж, В. П. Костенко «Эволюция класса
крейсеров». Нл

Две среды —= атмосфера и гидросфера —
тесно связаны друг ‘с другом. Их нельзя
изучать раздельно. Недочетом ‘почти всех
прежних морских эконедиций было недо-
статочное внимание изучению этмосферных
процессов над морем, преобладание в них
исследований собственно морских процес»
сов вне их связи с атмосферными явлё-
ниями. Учитывая это, Государственный
океанографический институт поставил в
план евоих научных работ на ближайшие
годы решение большой проблемы — изуче-
ние взаимодействия ‘моря ‘с атмосферой.
Цля этого, помимо теоретических иееледо-
ваний, институт наметил и проводит епе-
циальные экспедиционные работы. Задачей
их является непосредственное наблюдение
процессов, происходящих в атмосфере над
открытым морем при различных его состоя-
HHAX,

Как известно, более 70 проц, поверхно-

сти земного шара покрыто морями и окез-

нами. Большие количества тепла, аккуму-
лируемые в так называемом «деятельном
слое» моря передаютея воздушным маесам,
проносящимея или же формирующимея над
егс поверхностью. Кроме этого, воздушные
массы обогащаютея влагой, так как непре-
рывное испарение с морской поверхности
лает в атмосферу большое количество во-
днных паров. Полученные от моря тепло и
влага, проникая в высокие олои атмосферы,
нореносятся воздушными течениями в дру-
тив районы земного тара; Трансформация
воздушных масс под влиянием этих процес-
сов, их перемещение, весь, сложный меха-
пизм общей циркуляции атмосферы и соз-,
лают те изменения погоды и климата, кото-
гые паблюдаются на земной поверхности.

До сих пор еще ие имеется юазработан-
ной методики комплоненых ` исследований
атмосферных процессов в их зависимости

от теплового и динамического состояния

Атмосфер

СЕЛЕ ee
СЕМИ ЕЯ реа ТА

Yop ERE ИО Ee Be

Умер Владимир Леонтьевич Комаров —
один из корифеев современного естестве-
знания, патриарх советоких натуралистов,
крупнейший исследователь русской приро-
ды, многолетний президент Академии наук
СССР, выдающийся государственный дея-
тель. Младший современник Менделеева,
Сеченова, Павлова и`Тимирязева, В. 1. Во-
маров продолжал в советской науке луч-
шие традиции прошло и стал ‘одним из

великой

самых замечательных ученых
еталинской эпохи.

В. Л. Комаров родилея в Петербурге в
1869 году. В 1890 году он поступил. в
Петербуртекий университет. Уже на’ уни-
верситетекой скамье В. 1. Вомаров ‘стал
на позиции последовательного дарвинизма
и приступил к систематическому накопле-
нию материалов для дальнейшего разви-
тия теории Дарвина. В 1892—1893 гг. он
совершает путешествия в Среднюю Азию
и приходит к оригинальным ‘выводам 0
происхождении и характере ‘местной фло-
ры. В университетские годы у В. Л. Кома-
рова выработалиеь и передовые обществен-
ные идеалы, которые привели его в стан
наиболее революционно мыслящих ученых
конца прошлого века. . и.

С 1895 года начинаются замечательные
исследования В. Л. Комарова, посвящен-
ные растительности Дальнего Востока,
сделавшие его имя бессмертным в истории
ботаники. Шо безлюдным краям прошел”
В. Л. Комаров, сделав громадное число
важных ботанических и географических
открытий. В 1901 году вышел первый том
монументальной «Флоры Маньчжурии». В
трех томах этой работы ‘описано 1682. ви-
да растений, из них 84 впервые описаны
В. Л. КВомаровым. «Флора Маньчжурии»
стала классической основой’ дальнейших
работ в этой области, и ученые различают
сейчас в исследовании флоры этого края
«докомаровский» и «комаровский» периоды.

В 1902 году В. Л. Комаров ‹овершил
свое знаменитое путешествие на озеро Ko-
согол, в результате которого он с полной
бееспорностью установил в восточной ‘ча-
ети Саян следы большого древнего оледе-
нения, подтвердив таким образом гипотезу
крупного русского географа П. А. Кропот-

кина.

В 1905 году В. Л. Комаров предпринял
капитальные исследования растительности
Китая и Монголии и пришел к широким и
смелым обобщениям о теологичелкой и 6)-
танической истории Востока. Этот’ цикл

исследований В. Л. Комарова привел его
& так называемой «миграционной» идее в
истории растений. В. Л. Комаров показал,
одното

как растения  передвигалиеь из

*

Экспедиция Государственного
океанографического института
на. Каспийском море

и

моря. В задачу первой экспедидии, ортани-
зованной Государственным ‘океанографиче-
ским институтом, входили разработка этой
методики, испытание и подбор соответ-
етвующей научной апраратуры.
Экспедиция была направлена на Каспий-
ское море. Каспийское море — это природ-
ная лаборатория, в которой наиболее удоб-
но ставить исследования процессов, проис-
oe в атмосферз и в глубинах морских
Экспедиция вышла в море на гидрогра-
фическом корабле «Секстан» Краснозна-
менной Каспийской флотилии. Она охвати-
а а почти все рай-
т моря — от берегов Ирана
Северного Каспия, re chee
Помимо общего метеорологического и
гидрологического оборудования, экспедиция
имела в своем таспоряжении привязной
аэростат типа АСОН-60, Порвый пробный
под’ем аэростата с подвешенным к нему
термографом (самописен, записывающий
температуру воздуха) был произведен в
Форте Шевченко, Аэростат был поднят па
етзальном тросе, намотанном на лебедку
закрепленную на корме корабля. Второй
под’ем аэростата был произведен в районе
Астраханского рейда, Аэростат ¢ прибором
был закреплен и затем буксировался кораб-
лем на пути от Астраханского рейда до
Астраханского пловучего маяка,
омимо опытов с аэростатом,
было уделено большое внимание, ea at
они ставились впервые, экспедиция произ-
водила ежечасные метеорологические на-

Владимир Леонтьевич Комаров

Pea EE ИЕ

ИЖЕ ЕЕ ИЕР es

ПЕТЕР ВЕК

района в другой, и об’единил старую тах
называемую «реликтовую» идею в ном
«миграционной» в стройной картине видо-
образования и формирования › современных
т 1908—1909 гг. В. Л. Комаров совер»
ил ряд путешествий в районы Кзичалтки,
Результат их — три тома «Флоры полу-
острова Камчатки» содержат описания
825 видов растений, из них 74 новых ви-
дов, впервые описан-
ных В. 1. Komapo-
BEIM.

Великая Октябрь.
ская  социалистиче-
ская революция была
переломным моментом
в творчестве В. Л,
Комарова. Освободив-
mach от ограничений,
паложенных на ради
кально’  мыелящем
ученого, В. Л. Кома-
ров занял кафедру 60-
таники в’ Петербурга
ском университете в

создал здесь круп
нейший центр пере“
довой — ботанической
мысли. В. Л. Комаров
стал выдающимся
теоретиком. видообра-
зования,  продвинув

далеко вперед идеи

дении видов У растеч
ний. Внига В. Л. №-
марова «Учение о ви-
хе у растений» стала
настольной — книмй
каждого дарвиниста.

В 1914 году В. 1.
Комаров был избран
в  члены-коррестон»
денты Академии
наук, в в 1920 г—-
в действительные
члены Академии, В
1930 году он стм
вице-президентм п
в 1936 г. президен-
том Академии наук
CCCP. Bea ето дея
тельность. На этом
посту была проник-
нута стремлением к служению пароду, к
участию науки в социалистическом строн-

тельстве. Он отдавал все силы делу сбли».

жения науки © практикой,

В. Л. Комарюву принадлежит инициати-
ва в важнейших начинаниях Академии
наук. Он был инициатором крупнейших
комплексных исследований, организатором
экепедиций, основателем местных  филиа-
лов Академии. Ученый великой сталинской
эпохи, он был выдающимся государетвен-
вым деятелем, депутатом Верховного Co-
вета СССР. й

В годы Великой Отечественной войны
голос В. Л. Комарова-—пламенного патрио-
та и великого гуманиета-— звучал 10 всей
стране и за 0 пределами, призывая к
непримиримой борьбе против фашизма, Во
время войны В. Л. Комаров был одним‘ из
инициаторов и руководителей исследова-
тельзкой работы по мобилизации ресурсов
восточных районов страны на нужды 060-
роны. Тяжело больной, он не щадил сил
для практической работы, для публицисти-
ческих выступлений, для руководетва ака»
демическими учреждениями,

В последние месяцы своей жизни В, 1;
Комаров по состоянию здоровья просил
освобождении от обязанностей ‘президента
Академии наук. ОСОР и сосредоточил свои
силы на паучных трудах в ‘области бота»
пики и истории науки. Он работал до по-
следнего дня своей жизни. Великий тру-
женик науки до последнего валоха думы
о Родине, о науке, и его сердце билось лю+

бовъыю’ к народу, беззаветной преданностью

Родине, делу социализма, партии больше“
виков и ©е гениальному вождю товарищу
Сталину.

В. Л. Комаров — замечательный русский
патриот, глубокий и смелый мыслитель,
неутомимый борец за передовую советскую
науку-— останется павоегда в памяти C+
ретских ученых и всего советекого паро-
да. Мировая наука сохранит в своих анна-
лах его открытия, советекие люди 60хра-
нят в своих сердцах образ ученого-палрио-
та, советская наука всегда будет черпать
в его жизни пример самоотверженном слу-
жения Родине.

Академия наук СССР.

а и море

блюдения на различных высотах Hay IN
верхностью моря, а также наблюдения над
скоростью и направлением ветра в свобод-
ной атмосфере путом выпуска шаров-пи-
лотов, Один из таких шаров, выпущенный
в районе Алшерона, достиг высоты боле
10 км. Веего было сделано 23 серии аэро
хогических (шаро-пилотных) наблюдений,

Для того чтобы учесть, какое количе“
ство тепла от солнца издает из поверх
ость Моря, какая часть этой энергии 0
ражается в атмосферу, сколько ее погло“
щается и сколько поступает в поверхноет-
ные слои моря, экспедиция провела много-
численные. наблюдения радиационного’ 68
ланса в. различных районах Каопийскою
моря,

Большую помощь в проведении pasot
Каспийской экспедиции Государственного
‘кеанографического института оказал
Управление гилрометелужбы — Краснозиа“
менной
ник — инженер-капитан В. А. Кудров) и
Морская обсерватория

работы экспедиции основная сеть тихи
метоорологических станций ‘Каспийском
моря проводила специальные ежечаскые
наолюдения. Были организованы 4 лото
нительные судовые станции,

сеновные задачи, поставленные Tepes
экспедицией, выполнены, В ферм
1946 года намечается второй выход в №
ре. Экспедиция проведет всестороннее изу
чение физических процессов — взаимодей
отвия моря с атмосферой. Экспедиция 6уд6
снабжена наиболее современными и TOY
ными приборами как отечественными, 7%
н иностранными. Намечаетея использов-
ние для, зондажа атмосферы специально
сконструированных раког.

Кандидат грографических наук
И, А, БЕНАШВИЛИ,

Дарвина 0 происхож-”

Каспийской флотилии (начиь

(начальник — и ‹
жепер-капитан В, A, Зенин), Па по `