_ Морская артиллерия’
в десантных операциях

Морская артиллерия в десантных опера-
циях решает две задачи: обеспечивает пере-
ход и высадку десанта на берег, помогает
ему закрепиться на плацдарме и поддер-
живает его продвижение в глубину оборо-
ны противника.

Таким образом каждый газ решается
комплекеная задача, и флагманский артил-
лерист соединения должен так составить
‚план боевого мепользования артиллерии,
чтобы он отвечал и способствовал ocy-
ществлению замыела всей операции. Самым
ответственным и трудным в этой работе
будет, конечно, организация артиллерий-
свой подлержки в момент высадки десанта
и’ продвижения его по вражескому по-
бережью. Требуется продумать вое детали.

Артиллерийское обеспечение десанта, Be-
лется в зависимости от боевой обстановки.
Например, противник сильно укрепил рай-
он, где предполатается высадить десант. От
артиллеристов требуется так провести 0б-
paborRy ллацдаума, чтобы части морской
пехоты смогли как можно легче преодолеть
оборону врага.

Другое дело, когда в районе высадки ко-
личество огневых средств и живой силы
врага ограничено. Тогда выгоднее произво-
дить внезапную высадку десанта и артил-
лерийский огонь открывать только в` том
случае, когда морским пехотинцам будет
оказано отневое сопротивление с берега.

Если в первом случае оргамизация ис-
пользования артиллерии является наиболее
сложной, то во втором она значительно
упрощается. Огонь ведется уже на малых
хистанциях и преимущественно по видимым
нелям. В этом случае каждому отдельному
кораблю отводится определенный участок
цели. Залачи же артиллерии дальнего дей-
ствия (АДД) зыполняет специальная груп-
па кораблей.

При воем этом 060б0е значение имеет
сргавизажия вызова огня. Зачастую даже
при малой дистанции артиллерийской
стрельбы цель не может быть своевременно
обнаружена ©0 стреляющего корабля. На-
пример, во время боя в порту или населен-
HOM пункте е корабля трудно заметить дом,
в котором засели автоматчики, или лом,
в котором находится пулемет. Однако. по-
ражение такого узла огнем корабельной
артиллерии может оказать решающее зна-
чение аля дальнейшего продвижения
десалета.

Лесантные операции в Северной Корее,
на Сахалине и Курильских островах тем и
характерны, что здесь было много раз-
личных огневых точек и сооружений поле-
вого типа. Поэтому-то и решили произвести
высадку первого броска без артиллерийской
подготовки. Морским артиллеристам надле-
жало подавлять огонь только тех враже-
ских точек, которые стали бы препятство-
вать провелению десантной операции. Такая
организация полностью  соответетвовала
основному требованию операщии — ocy-
шествлению внезатной высадки. Она себя
целиком оправдала.

Важную роль в успешном афтиллерий-
ском обеспечении отмеченных операций
сыграло хорошее планирование афтилаяе-
рийското огня, выполненное капитаном
3 ранга Успенеким и капитан-лейтенантом
Поляковым. На основе глубокого изучения
отыта войны и проведения ряда тактиче-
ских упражнений по использованию афтил-
лерии в подобных операциях. они так со-
ставили план ведения отня, что в. процессе
довольно СЛОЖНЫХ боевых действий не в0з-
никало никаких затруднений.

Нало заметить, что успех использования
артиллерии в десантной операции — pe-
зультат четко ‘отработанного взаимодей-
ствия артиллеристов различных кораблей.
Этому, конечно, способствовала тщательная
подготовка. Наиболее эффективным мето-
JOM подготовки являются специальные
учения по высадке десанта с фактическим
попользованием артиллерийского оружия.
Такие учения дают навыки планирования
артиллерийского огня, составления необхо-
Димой документации. В то же время они
всомерню приближают учебную обстановку
к боевой.

Для успеха дела, как показала практика,

Е eS ee ee ed

Zoos es

Советская цветная металлу!

Цветная металлургия имеет огромное
значение для индустрии в целом и для
военной промышленности особенно. Произ-
водство вооружения и боевой техники,
кораблестроение и самолетостроение, ма-
пиностроительная и многие другие отрасли
промышленности требуют большого количе-
ства цветных металлов. .

С первых лет социалистической инду-
стриализации страны партия и правитель-
ство уделяли большое внимание развитию
нветной металлургии. 0б’ем капиталовло-
жений в эту важную отрасль индустрии
непрерывно возрастал. Во второй‘ пятилетке
капиталовложения в цветную металлургию
увеличилиеь в три с половиной раза по
сравнению с первой пятилеткой и продол-
жали расти в последние три. предвоенные
года. Во время войны, несмотря на огром-
ные трулности, масштабы капитального
строительства цветной металлургии были
значительно больше, чем в мирный период.

собенно’ возросли капиталовложения в
алюминиево-магниевую промыитленность.

Известно, что в первый период войны
врагу ухалось захватить районы, где нахо-
хилось значительное число  алюминиево-
магниевых предприятий. В зоне военных
дейсчвий оказались заводы цветного про-
ката. Однако большая ‘часть оборудования
Запорожской и волховско-тихвинской групп
алюминиевых заводов была эвакуирована, в
восточные районы страны. На Востоке бур-
ными тезуамя росли новые предприятия.
(Скоростными темпами увеличивались мощ-
ности Уральского алюминиевого завода.
Были построены первые очереди Сталин-
ского, Ботословекого алюминиевых и Берез-
никовского магниевого заводов, раслгирено
производетво на Соликамеком матниевом за-
воде. В результате на третьем году войны
мы.стали выпускать алюминия и магния
больше; чем до войны.

Тептивиеись в начале войны почти всего
производетва цветного проката, страна
сумела в середине 1942 года полностью
восстановить мощности прокалных заводов

велико значение связи между корабельной
артиллерией и высадившимея десантом:
В пронедитих боях напти корабельные Kop-
ректировочные  постыу высаживавшиеся
с первым броском, довольно успешно епра-
вились с этой задачей. не только
поддерживали связь и  корректировали
огонь, но и являлись органами артиллерий-
ской разведки. Корректировщики  само-
стоятельно выявляли цели, по которым ко-
рабли вели огонь. Так, например, на остро-
ве Сюмусю по заявке артиллерийских офи-
церов капитана Ганенко и лейтенанта
Астахова корабли своевременно обстреляли
тотовивигиеся к атаке японские танки и на-
несли им значительный урон.
Корабельным корректировщикам прихо-
дилось работать в исключительно сложной
обстановке. Корректировочный пост пох
команлованием ныне Героя Советского Co-
юза капитана 3 ранга Терновского не толь-
кс корректировал огонь, но и личным ору-
жием отбивал атаки противника.
Проведенные десантные операции пол-
ностью полтвертили необходимость подго-
товки к@мантиров орудий к самостоятель-
ному управлению огнем. Предварительная
подготовка пеликом оправдала себя. В на-

пряженные моменты боя, котда отдельным.

кораблям приходилось вести огонь одно-
временно по нескольким. целям, коман-
диры орудий умело управляли огнем и хо-
рошо справились © возложенной задачей.
Особенно отличились командиры орудий
кораблей, которыми команлуют Герои Co-
ветекого Союза Миронов и Балякин.

Огонь корабельной артиллерии был мет-
ким и наносил противнику болышой урон.
Артиллеристы старшего лейтенанта Поли-
`шуЕ вторым залпом накрыли мост в Сей-
cause, Корабль, которым команщует старпгий
лейтенант Анощенко, тремя выстрелами
утопил вражескую шхуну.
` Меткость огня не случайна. Это фезуль-
тат систематических тренировок, внима-
тельного отнопвения личного состава вто-
рых боевых частей к состоянию  мате-
риальной части.

Использование артиллерии в десантной
операщих требует хорошей  организатии
наблюдения каж непосредственно за по-
лем боя, так за морем и возтухом. Вроме
связистов и наблюдателей вести наблюже-
ние лолжны все не занятые боевой работой
орудийные расчеты.

Четко организованная служба и хорошо’

поставленное наблюдение позволили гвар-
дейскому сторожевому кораблю cpoeBpe-
менно заметить японскую шхуну © десан-
том, помешать ей высахить солдат в тыл
нашим частям. Меткий. огонь корабля
(кстати сказать, израсходовавшего на это
столько боезапаеа, сколько обыкновенно
отпускается на простую практическую
стрельбу) заставил пелуну выброситься на
берег.

Но следует сказать, что на отдельных
кораблях забывают 0 важности четкой
организации наблюдения во время боя. Это
обычно ведет к запозданию открытия огня,
нетолному использованию имеющихся таж-
тических возможностей артиллерии.

В десантной операции, когда зачастую
стеутствуют необходимые топотрафические
данные (не говоря уже о данных сиетемы
обороны противника), особую важность
приобретает артиллерийская ° раззедка.

Организованная с первых дней войны
артиллерийская разведка обеспечила наши
десантные войска довольно полными дан-
ными по системе обороны противника, дала
белее ясное представление о местах прё-
полатаемой высадки, помогла уточнить
топографические сведения, необходимые
для ведения точной стрельбы. Здесь боль-
IY помощь артиллериетам оказали гидро-
трафы инженер-катитана 1 ранта Бубнова.
В короткие сроки они обработали большой
равведьтвательный материал.

Сейчае артиллеристы Тихого океана
изучают и обобщают опыт проведенных
операций. Анализируя ход боевых действий,
сви строят боевую учебу так, чтобы она
всемерно способствовала поднятию мощи
морской артиллерии.

Капитан 1 ранга

А. БРЕЗИНСКИ

на Востоке и намного увеличить их произ-
волительность. В Казахстане сооружены
новый молибденовый рудник и обогатитель-
ная фабрика, что дало возможность резко
увеличить выпуск молибденовой продукции.

В Киргизии на высоких торах Алай-
ского хребта построен Хайдарканский pryt-
ный комбинат, который сыграл серьезную
роль в снабжении фронта. В Новосибир-
све был построен новый завод по произвол-
CTBY олова.

Во время войны` скоростными темпамия
было начато строительство Текелийского
свинцово-цинкового ^ горно-обогатительного
комбината, первая очередь которого сейчае
пущена. Комбинат будет одной из глазных
сырьевых баз крупнейшего в СССР Чим-
кентокого свинцового завода.

Осуществив большую строительную про-
трамму, работники пветной металлургии
сумели полностью восстановить мощности
наиболее пострадавшей в результате воен-
ных действий алюминиевой промыниаенно-
сти, болез чем в полтора раза увеличили
мотноеть предприятий по производству
магния, в несколько раз — по производ-
ству проката, твердых сплавов и одновре-
мечно значительно распеирили производетво
вторичных цветных металлов.

Болышой вклад в дело развития пветной
металлургии внесли геологи. Разведаны, от-
крыты и переданы для эксплоатации про-
мышленности свыше сорока новых месторо-
ждений. ^

Серьезные успехи достигнуты за годы
войны в области обогащения руды. По-
строены и введены в экоплоатацию новые
обогатительные фабрики: Актюзекая, Бе-
резовская, Белоусовская для обогащения
свинцово-цинковых руд, Акчатаусская, Чо-
рух-Дайронекая для вольфрамовых руд и
другие. Разработаны и осваиваются схемы
обогащения полиметаллических руд с извле-
чением таких ценных спутников, ках олово,
молибден, медь.

Тлиноземщики Уральского алюминиевого

и,

K

«НАПАДЕНИЕ
НА БАЗУ»

Недавно в Н-ском соединении была про-
ведена военная игра на ‘тему: отражение
массированного налета авиации противника
на базу в дневных и. ночных условиях.

Залание и план игры были заранее раз-
работаны и тшательно подготовлены.
Основной учебной целью занятия было
дать офицерам тренировку в перегруппиро-
рании своих сил и организации их боевого
попользования при отражении налетов
противника.

Подготовка проводилась под рувовод-
ством штаба соединения. назначенное
время командиры CO своими титабами со-
брались на игру. Вначале был сделан ис-
черпьванощий доклад по теме © ‘иллюстра-
цией схем и примеров из опыта второй
мировой войны.

В первом этапе игры была проведена
проверка знаний офицереким о составом
авиащионного оружия и средетв. зенитной
артиллерии. Результаты проверки показа-
ли, что некоторые офищеры еще недоста-
точно изучили технику оружия.

Слелав опенкх обетановки, майор Хари-
тонов на основе детального расчета сил и
средетв охарактеризовал возможные дей-
сетвия противника, расекавал о своих дей-
етвиях. С докладами выступили также пол-
ковники Ромашеко и Любимов.

Во втором этапе игры были разобраны
действия при отражении налета и перехвате
одиночных разведчиков противника. Офи-
церы штаба, который возглавлял майор На-
бутовский, вели расчеты и следили за из-
менением обстановки. Они были освеломле-
ны 0 противнике и принимали решения
соответственно обстановке:

Для отражения ночного налета самоле-
тов противника были приведены в готов-
ность все необходимые средства, прорабо-
таны вопросы взаимодействия между авиз-
цией и зенитной артиллерией. Появив-
пиеся в воздухе самолеты противника
были обнаружены.

По хоху игры напряжение возраютало.
С разных направлений на базу устремля-
лись большие групны самолетов  против-
ника, но задача отражения массированного
налета авиации была успешно выполнена.
Умело руководил подразделениями твартии
полковник Любимов.

Проведенная игра показала, что учебная
цель и вопросы, подлежащие отработке,
уяенены всеми офицерами. Участники
игры получили достаточную тренировку по
оперативно-тактическим расчетам, в пла-
нировании боевых действий, в опенке
быстро меняющейся обстановки, в боевом
использовании своих сил ‘и средств.

Командование дало хорошую оценку про-
веденной игре и обратило внимание всего
офицерского состава на необходимость
дальнейшего совершенствования своих зна-
ний в области организащии  противо-

вездупенюй обороны...
Майор Н. СОКОЛОВ.

По. страницам
краснофлотских газет

$ Исполнилось 5 лет ‘плавания: траль-
щика № 215. Сотни боевых походов совер-
шил «БТИ-215» в дни Отечественной войны.
Четыре раза он ходил к берегам блокиро-
ванного Гангута. Корабль отлично выполнил.
96 боевых операций, прошел 13.742 мили, из
них с тралами 7.325 миль: Более 150` раз
тральщик форсировал минные. поля, 183 раза
вступал в боевое столкновение с противни-
KOM, сбил вражеский самолет. («Красный
Балтийский флот»).

$ Шофер старшина 2 статьи Бахвалов
прошел на своей машине 20.000 километров
без единой аварии. Это результат бережного
ухода за автомашиной. За отличную служ-
бу т. Бахвалов награжден медалями «За бое-
вые заслуги», «За оборону Советского За-
‘полярья» и «За победу: над Германией». Не-
давно т. Бахвалов подал рапорт о зачисле-
нии его на сверхсрочную службу. («Север-
ная вахта»).

& В Н-ском подразделении строителей
36 краснофлотцев, сержантов и старшин по-
лучили почетные грамоты и денежные по®-
мии за отличное выполнение производствен-
ных заданий. В их числе тт. Епифанов, Дн-
мант, Воронин, Зайцев и другие.

Строители Н-ского подразделения за ко-
роткий срок восстановили два крупных об’-
экта, построили новую пекарню, краснофлот-
ский клуб. («Красное Знамя»).

fi
завода увеличили выпуск глинозема боль-
ше чем в четыре рава. Инженеры-новаторы.
разработали и освоили новую комбиниро-
ванную схему совместной переработки бок-
ситовых руд равличных месторождений, что
увеличило  проиоводетво глинозема Ha
30 проц. Электролизникя алюминия не
только  эбеспечили * успешный. пу и,
эсвоение новых серий электролизных ванн
на Уральском, СОталянском и Богословоком
алюминиевых заводах, но и неустанно
работают нал созданием и усовершенство-
ванием нового типа мощных электрелизных
ванн, которые при меньшем расходе
электроэнергии дают больше металла вы-
соких марок.

В свинцово-цинковой промышленности
CHOCO производетво свинца из некачест-
венного сырья и цинка методом ректефика-
ции, а также получения метадлического

висмута, кадмия и электролитной сурьмы.

из отходов пронзволетва, свинцового 100-
кат и баббитов. Медная промынитенноеть
стала вырабатывать медный порошок, вы-
пускать тяжеловесные медные слитки и т. и.
Непрерывное нарастание мощностей и со-
BOPMCHOTBOBAHHE технологии дали возмож-
ность перекрыть довоэнный уровень и рас-
ширить ассортимент продукции заводов
цветного проката. Заводы твердых сплавов
освоили производство ряда специальных
сплавов, имеющих огромное значение для
повышения технической мощи Красной
Армий и Военно-Морского Флота.

Во время войны советская цветная ме-
таллургия шагнула далеко втеред.

Цветные и редкие металлы насущно
необходимы для технического прогресса; мно-
гих отраслей индустрии. Вот почему первые
месяцы натшето мирного строительства ха-
раютеризуются дальнейшим развитием про-
изводетва цветных и редких металлов.

Or Заполярья и Печенги до гор Кав-

каза, от Донбасса до Уссурийской тайхи,

от Таймыра до вершин Тяньшаня — всюду   молибдена, тантала,
ведутся поиски новых месторождений с тем,  бия и других редких

Изучение

Е Нонна

признаков

ПОГОДЫ

В годы войны гидрометеорологичесвая
служба обеспечивала необходимыми сведе-
ниями непобредственно штабы соединений
и военно-морские базы. Корабли же, нахо-
дившиеся в море, пользовались радиопри-
емом готовых прогнозов и предупреждений.

Такое обеспечение плавающих единиц
было явно недостаточным. Если штабной
сфинер может получить консультацию 1
синонтической карте у офицера-гидрометео-
релога; то командир корабля лишен этой
возможности. Его положение осложняется
еще и тем, что на корабле не всегда можно
принять сводву по радио.

Так как составлять синоптическую кар-
ту даже на больших кораблях не предотав-
ляется возможным, можно бы прибегнуть
к синоптическим картам-охемам, составлен-
ным по специальным радиоконсультациям
гидрометеорологической службы. Но и при
наличии карт-схем не следует отказывать-
ся от корабельных наблюдений, или, как
принято говорить, местных признаков по-
годы.

Местными признаками погоды моряки
успешно пользовались еще во времена па-
русного флота. То же делали и рыбаки-

поморы. Тотда многие из этих признаков

не имели научного об’яснения. И когда их
механически переносили с одного моря на
другое, то зачастую они оказывались не-
верными. :

. Современная метеорология делит призна-
ки погоды на общие и местные. Так как
большинетво общих признаков основано на
законах движения циклонов, антициклонов
п атмосферных фронтов, а также на изме-
нении ветра, давления, последовательности
в смене облачных систем, то они могут
быть применимы в любом месте.

Много общих признаков погоды основано
на закономерностях оптических явлений
атмосферы. Они приводялся в виде таблиц
почти во всех курсах метеорологии, особен-
но в популярном на флоте. курсе В. М. Бе-
нуа. Для пользования такими признаками
достаточно минимума  метеорологических
знаний и внимательного наблюдения: за по-
годой.

Непрерывное и внимательное наблюде-

ние за погодой дает возможн

оценивать происходящие процессы в атму-
сфере и с большей уверенностью предви-

деть изменение погоды на ближайшие 6
12 часов. Вели к этому прибавить проетей-
шие построения, приведенные в том же
курсе «Метеорологии для судоводителей» в
разделе «Ориентирование в барическом по-
ле», то на корабле можно завести недоль-
шую синоптическую карту своего района.
Время, необходимое дяя таких построений,
не превьипает 10—15 минут.

Таким образом, это восполнило бы от-
сутствие синоптической карты, а та
дало бы возможность критически подходить
в прогнозам погоды, получаемым по ралию.

По вопросу использования общих при’
знаков’ погоды и способов ориентирования
в баричееком поле на флоте давно уже иа-
зрела необходимость иметь специальное на-
ставление. Такое наставление довольно
удачно составлено А. Ц. Чуваевым еще в
конце 1940 г. Но почему-то оно не из-
дано до настоящего времени. Надо надеять-
ся, что Главное управление Гидрометеорэ-
логической службы в ближайшее время  из-
дает его.

Несколько слов о местных признажах ио-
годы. Последние основаны на закономерно-
стях развития процессов п
воздействию географических условий дан-
ного района.

87 (2169)

ot

ПРАКТИКА КУРСАНТОВ
НА ТРАЛЬЩИКАХ

Недавно курсанты старшего курса Rags

ость правильно   пийского высшего военно-морского учили

ща закончили практику на боевых корзблях,

Некоторые курсанты вначале отнеслись
пренебрежительно K практике ма малых
кораблях, ошибочно полагая, что 5% ин
ничего не даст. Но ‘первые же 2—3 дня по-
казали, что, кто так думал, глубоко оши-
балея. Хотя служба на малых кораблях име.
ет свои специфические особенности, все же

она при умелой организации приносит yp, \

сантам большут пользу.

В Н-ском соединении тральщиков кур»
санты были расписаны по 2—3 человека па
корабль. Важдый командир тральщика име]
на руках программу практического обуче
ния, Курсантам предстояло отработать ра.
личные упражнения, практически изучить
опыт Отечественной войны. Практика сова.
ла с периодом, когда корабли производили
траление.

Обучение курсалтов на малых кораблях
направлялось и контролировалось команди»
рами кораблей, руководителем праклики x
специалистами соединения. Оно сводилось
главным образом к самостоятельной работ,
Это, конечно, не исключало и групновых
занятий.

Необходимо отметить отрадное явление,

огоды благодаря   наблюдаемое на флоте. Если раньше нохо-

торые офицеры считали, что обучение и
воспитание курсантов—дело учили, тов

Примером может служить усиление воё-  этом году офицеры Флота вникали ъ

точного ветра в районе Поти, которое часту   все детали

является признаком приближения цикло-
нов к кавказскому побережью Черного. мо-
ря. Другим примером может служить обра-
зование туманов в Мурманске,
Баренцова моря при северных
и снежных зарядах зимой.

за побережье   ляли времени практике
ветрах летом   тт. Иваныкю, Зайцев, Несудимов и xp. Ona

практики. Так, лейтенант (зл-
сонов, ‘инженер-капитин Ходкевич п0сле
напряженной дневной работы весъма чает
занимались с курсантами. Очень много удо-
такие офицеры, ках

учили курсантов управлять кораблем, помо

Многие из местных признаков потоды   гали освоить военно-морской тезтр, оружле

легко находят себе научное
однако их не всегда учитывают,
гидрометеорологической службы на.
предстоит большая работа, которая по зада-
нию управления уже проводится и в недла-

об’яснение,   и т. д. Болыпую помощь оказал курсантам
Оргажам   офицер т. Несудимюв в изучении траления
морях   мапнитных и матнитно-аюустических Mini,

После проверки знаний курсантов многие
из них вскоре были допущены к самостоя-

леком будущем закончится составлением тельному несению штурманской, сигнал

специальных пособий.
Инженер-капитан И. БЕЗУГЛЫЙ.

Люди аварийно-спасательного отряда

В одной из бухт лежало na боку боль-
ое судно, прижимаясь бортом к огром-
ной каменной плите. Судно следовало нод-
HAT как можно скорее, так как оно мешало
производетву друтих работ. Прежде веего
требовалось выравнять затонувшее судно.
Для этого нужно было прорыть специаль-
ные тоннели.

Водолаз краснофлотец Васильев в сотый
раз ползком пробиралея под водой в узкий
проход между острыми, угловатыми глыбами
камня. Громоздкий скафандр мешал движе-

‘ниям. В самом неудобном положении, висл

нередко вниз головой, буравил водолаз

‘крепчайший гранит. Иной раз за час рабо-
  rer vt. Васильев продвигался всего лить Aa

полметра.

Рядом с Васильевым бурил гранит ста-
рый, опытный водолаз главный старшина
Вяткин. У Вяткяна тоннель подвигался бы-
стрее. Сказывалея многолетний опыт. Ва-
сильев, чтобы не отставать, всячески ео-
кращал и без того краткие минуты отдыха.
Исключительно трудная работа прехолжа-
лась днем и ночью.

Только через „десять суток тоннель был
готов. Тогда завели стропы, уетановили
мощный понтон, ихсудно было выравнено.

Приступили к под’ему. Четыре. имевших-
ся в наличии понтона не смогли поднять
судна водоизмещением в 1.500 тонн. Boxo-
лазы нашли выход. Они заделали в бортах
пробоины и откачали воду из верхних от-
секов. После этого понтоны смотлн похнять
судно. Произошло‘ это ‘в исходу двадца-
тых суток. Это была труднейшая операция
Н-ского аварийно-спасательного отряда.

Через несколько дней был завершен под”-
ем другого корабля. Его борта и. палуба
были похожи на решето: так много было

‚пробоин. В под’еме этого корабля особенно

отличился водолаз старшина 2 статьи Си-
китин, залелавитий до 1.500 пробоин. Ники-
тину помогали водолазы  краеноблотны
Поярко и Даныш. Одна из пробоин достя-
гала 2,5 метра в ширину. Водолазы завели

wat ark eee ЗЕ

чтобы обеспечить все действующие, строя-
щиеся и проектируемые предприятия раз-
веданными запасами цветных и редких
мотатлов. В многочисленных районах стра-
ны восстанавливаются и строятся различ-
ные предприятия цветной металлургии.

‚ Печенга — край каменистых безлесных
тундр, 0зер и скалистых rop. B ero
недрах таятся богатые месторождения ни-
келя. До войны тут добывали сотни тонн
этого ценнейшего металла. Гитлеровцы
разрушили металлургический завод и дру-
гие предприятия, шахтный копер и пол’ем-
ные машитны, жилища поселка «Никель».
Сойчаюе здесь на восстановленнем руднике
уже добывают руду, вновь построены и пу-
щечы лесотильный и киртличный заводы,
насосная станция, временная электростан-
ция. Полным ходом идет восстановление
металлургического завота.

На Кольском полуострове возвращается
к жизни заполярный комбинат—Северо-
никель». Успешно работают рудники и
металлургические цехи. Только что пущен
электролитный цех. Недалеко от Ленинтра-
ца началось восстановление Волховского
алюминиевого завода и его сырьевой бавы-— `
Тихвиноких  бокситовых рудников. Уже
дает страле ценнейшую продукцию возвра-
щенный в строй Никитовский ртутный
комбинат в Донбаюсе. Одновременно © вес-
становлением Днепрогэса началось восста-
новление  днепровокой группы заводов
алюминиевой промьыштленяости.

На Северном Кавказе восстанавливается
Тырны-Аузокий молибденовый комбинат и
восстановлен завод «Электроцинк». В Ка-
Захстане ведется строительство второй 0ч6-
реди  Текелийсвого  горнообогатительного
свинцового комбината. Собружаютбя новые
‘шахты на Северо-Уральских  бокситовых
рудниках. В последние годы здесь построен
новый город — Североуральск. Готовится
к пуску второй Московокий завод твердых
сплавов.

В различных местах Советоком Corsa

большой пластырь. Вогда вся эта сложная
работа была закончена, старитий лейтенант
Романенко дал сигнал к под’ему. Корабль
был поднят и поставлен на плав.

При под’еме затонувшей на большой глу-
бине шаланды был использован новый ме-
тод судопод’емной техники -— так назы-

ваемый лвухетупенчатый под’ем. Под ру-  Там мор

ководетвом стариюго лейтенанта Романен-
ко (водолазы — главный старшина Анти-
пов и краснофлотец Виноградов) шаланда
была поднята на несколько метров и от-
ведена на более мелкое место. Затем суд-

Но подняли на поверхность.

Рекорд быстроты на судопод’емных рабо-
тах показал один из старейших испытан-.
ных спасателей — младший лейтенант Ву-
зима. На под’еме гидрографичесвого судна
т. Кузима вместе с водолазом старшиной
2 статьи Гринченко прорыл за четыре дия
6 тоннелей, завел шесть стропов. и поднял
судно на поверхноеть.

В борьбе с морской стихией личный сп-
став аварийно-спасательного отряда незедко
проявляет подлинный героизм. Водолавы
взарийно-гпасательного отряда букоировали
плавдок. Он имэл повреждения. Во время

ной и рулевой вахты.

Наряду с учебной пражтикой курсанты
проводили с личным составом кораблей поз
литические беседы, политинформации 4
другие занятия. Краснофлотцы охотно: по
сещали эти занятия. Такие курсанты, ках
тт. Чукленков, Зуль-Карнай, пользовались
большим уважением своих слутателей.

3a период практики курсанты многому
научились. Они ознакомились © тозтрем,
оружием, научились нести вахту ит. д. Ya
стые‘ выходы в море, дз еще в штормовую
погоху, способствовали привитию курсал-
ских качеств.

Старший лейтенант Н. КИРПИЧЕВ,

Из последней почты

Мимо главного

При чтении ноябрьских номеров красно“
флотской газеты «В бой за Родину» неволь-
но возникает вопрос: готовятся ли к изби-
рательной кампании в соединении, которуоь
обслуживает газета? Во всяком случае, 3%
три последние недели газета, выходящая
через день, напечатала всего липть одну ‘ин-
формажионную ‘заметку © подготовке и
выборам в Верховный Совет СССР.

Да и эта единственная двадцатистрочная

буксировки в док стала поступать заборт- заметка, затерявшаяся на полосе между дву
Has Bota. Руководитель спасательных работ   МЯ тяжеловесными статьями, ни содержа
капитан Зазтразов понимал, что в штормо-   нием своим, ни языком не радуст читателя,

вую погоду сильный крен равносилен гибе-

Словно выписка из плохого ‘протокола, оз

ли дока. К нему обратился легкий вололаз   В Каждой фразе твердит почти одно ито же

краснофлотец Посохов.

«В части, где командиром тов. Гуманют,

— Разрешите мне за борт, — сказал он.   проводится большая раз’яснительная р300-

— На ходу?

та... Большую работу в подготовке к вый

— Так точно. Все будет сделано акку-   рам проводят атитаторы... Они провели»

ратно, за меня не беспокойтесь.

своих подразделениях громкую читку... Пар

Надев легководолазный костюм, Посохов   тийное бюро провело инструктаж arent

прыгнул за борт в холодную осеннюю воду.   ров. Намечено провести партийное и пом
3& два Часа он заделал всё пробоины. Бук-   мольское собрание...»

сировка дока была успешно завершела.
Так работают люди аварийно-спасатель-
ного отряда инженер-майора Павлова.

Лейтенант А. ОРЕХОВ.

Черноморский флот. (По телеграфу от
корр. «Красного Флота»).

ЕЙ ООВ ИЕН ПРИЛ

Таков далеко не полный перечень строек
цветной металлургии года победы.

. Замечательные перспективы  открыва-
ются для развития полиметаллической
(севинцово-цинковой) промышленности, В
Лениногороке будут увеличены мощности
рудникюв, оботатительных фабрик и свин-
нового завода. Там же — на Алтае —
будет закончено строительство нового пин-
кового завода, новых свинпово-пинковых
шахт и гидростажции. Алтай хают стране
еще больше свинца, цинка, меди, кадмия,
серебра и золота.

В деле дальнейшего развития медной
промышленности ‘ет нФ сказал своего по-’
следнего слова селой Урал, ге за годы
сталиноких пятилеток не только воостанов-
лены старые, на и построены новые руд-
ники, обогатительные фабрики и заводы.
Усилия работников мелной промышленно-
сти Урала сейчас направлены на дальней-
нее укрепление рулной базы. На Южном
Урале будет освоено богатейнтее месторож-
дение меди Баймакокого района Bamrupm.

Исключительный размах получит медная
промьипиленность Казахстана. Наряду с со-
верштенствованием крупнейшего в Совотеком
Союзе Балхашекого меленлавильного завода,
И Коунрадекого рудника намного возрастут
темпы работ на богатейшем Лжезказган-

ском месторожденит мели. Намечено резко.

увеличить мошность действующих рудни-
ROB, для чего создаются мощная энергети-
ческая база и крупнейшие в стране медно-
обогатительная фабрика п медеплавильный
завод,

Одновременно с восстановлением прет-
приятий алюминиевой промъипленноети —
Днепровских алюминиевого, магниевомю и
электродлюото заводов, Волховского алюми-
виового и Тихвинекого глиноземного заво-
дов — будут построены алюминиевые
пратириятия на Северном Кавказе, в Азер-
байджане, Армении п других районах
страны, а также пущены вторые очереди

строятся новые заводы и установки по  Богословекого и Сталинского адюминиовых

переработке вторичных цветных металлов,
по добыче олова, вольфрама, кобальта,
бериллия, лития. нио-
металлов.

заводов.

Широчайнтие перспективы открываются
перед никеле-кобальтовой  промышленно-
стью. Наряду © полным восстановлением

Если ответственный редактор газеты «B
бой за Родину» 0. Львов сам но в состоянии
понять, что так нельзя освещать важней:
шую политическую кампанию, то полит:

xeay соединения дазно пора напомнить 0)

06 этом.

комбиналов «Северонижель» м «Печенмы
никель» будет ‘укреплена сырьевая ban
Южно-Уральского никелевого комбината п
Уфалейского никелевого завода, Узже сейча
СССР занимает второе после Каналы met
в мире по производству никеля, Восстание
ление старых и пуск ‘новых предприятий
HEROIC OL
нимут эту важную отрасль советской [Bel
ной металлургии,

Крумное значение для наромного хозяй
ства имеет дальнейший рост промышиея“
ности редких металлов. Добыча вольфрама
увеличится за счет полного освоения мощ
ностей рудника. и фабрики Акчалаусском
месторожкления в Казахстане. Бущот рек
струирован Забайкальский вольфрамовый
комбинат и организованы разработки Jam
гарокого месторождения в Средней Adit.

Олностью восстаназливаются MOMHOCTH
Тырны- А узского вольфрамово-молибденово
ro комбината, Заканчиваются строительстя
Джоиуинек ото вольфрамово-молибденовог
комбината в Бурято-Мойголии.

ближайшие ‘годы’ увеличивается №
быча сурьмы, ртути; и друтих едких
выявления коренных и расбыпных месте
рождении золюта‘и платины, а также 183

ворнуты работы по обвбению районов 1
месторождений сн: -Хос крупными dite
сами драгоценных ты в,

будут озмамонозаны ХалЬьнойнтим ро
техники, внейрениюм новейших буровых
станов, буровых карсток, автотолатчиков
максимальной механизацией всех проц“
сов добычи руды, ускорениюм переработи
и флотации руты на обогатительных фабри
ках, интенои икаленей процессов на мета
тургических заводах. Вее это в сочетали
с дальнейшим развитием передовых стад
нювоких методов даст резкий рост произв
дитольности труда.

Работники пвотной металлуриии, увы
чивая добычу руды и производетво цве“
ного металла, втосят крупный вклад в дей
дальнойшюго укрепления STROMOMTOM OT

BOCmHOrO могушества нашей Родины.
И. ЗАБЕЛЫШИНСКИЙ,

металлов. Будот усилена разведка с целью /

Ближайшие годы в цветной мегаллурии

промыштилениюсти еще выше 1% /

=

Е ДИ ИТ СТ И И ПС че.