р

%

$ декабря 1945 г., суббота № 287

(2162)

Вечернее заседание 6 декабря

НЮРНБЕРГ, 6 декабря. (ТАСС). Вечер-
нее заседание Трибунала 6 декабря началось
сообщением представителя американского
обвинения о том, что вечером зашитникам
будут показаны фильмы, которые американ-
ское обвинение собирается пред’явить суду;
Глава защитников, защитник Шахта Дикс
заявил, что защитники не желают терять
времени на предварительный просмотр
фильмов и поэтому они просят показывать
их на заседании Трибунала. Американский
обвинитель сказал: «Как им это удобнее.
Мы это делаем для них».

После этого слово предоставляется снова
представителю английского обвинения под-
полковнику Гриффитсу Джонсу. Обвинитель
напоминает, что в августе 1939 года тогдаш-
ний английский премьер-министр Чемберлен
и затем французский премьер-министр Да-
лэдье предлагали Гитлеру вступить в пря-
мые переговоры с Польшей.

24 августа американский президент Руз-
вельт обратился к Гитлеру и одновременно
к президенту Польской республики с прось-
бой мирным путём урегулировать спорные
вопросы. Обвинитель читает первый абзац
этого послания: «В своём письме от 924 апре-
ля я утверждал, что во власти руководите-
лей великих народов освободить свои наро-
ды от грядущих несчастий. Но если немел-
ленно не будут предприняты меры и усилия
с полным чувством доброй воли со всех сто-
рон для того, чтобы найти мирное и удачное
решение существующих противоречий, кри-

} зис, который стоял перед миром, должен

был бы иначе окончиться катастрофой. Сего-
дня эта катастрофа кажется очень близкой».

Рузвельт обращается с предостережением,
что нависающая над миром война сулит мил-
лионам людей неисчислимые ‘страдания.
Рузвельт обращается к Гитлеру и президен-
ту Польской республики, чтобы правитель-
ства Германии и Польши согласились по-
добрососедски разрешить противоречия, ко-
торые возникли межлу ними. 25 августа,
когда ответ от германского правительства
ещё не был получен, Рузвельт снова нани-
сал письмо. Гитлеру. Обвинитель цитирует
те абзацы этого письма, в котором Рузвельт
сообщает, что. польское правительство хочет
урегулировать все вопросы на основах, пред-
ложенных в письме Рузвельта. Рузвельт
обращается к германскому правительству:
«Мы надеемся, что современные нации даже
и теперь могут создать основы для мирных
и счастливых взаимоотношений, если вы и
германское правительство согласитесь на
мирные методы разрешения вопросов, приня-
тых польским правительством»,

Обвинитель напоминает Трибуналу, что
гитлеровская Германия не приняла этих
предложений. В эту пору Германия интере-
совалась лишь тем, чтобы замаскировать
атаку против Польши. Обвинитель сумми-
рует последующие события. Он сообщает
Трибуналу, что 24 августа германской армии
были даны приказы вступить в Польшу.
Вслед за этим германское правительство по-
лучило известие, что британское и польское
правительства только что подписали пакт о
ненападении и взаимной помощи. Обвини-
тель напоминает, что ещё ранее английский
премьер-министр выступил в’ парламенте и
затем было напечатано об’единённое коммю-
нике от 26 апреля о том, что Польша и Ан:
глия будут помогать друг другу, если лю-
бая из стран подвергнется нападению. Втор-
жение в Польшу было отложено, однако
только лишь для того, говорит обвинитель,
чтобы сделать ещё одну попытку удержать
Англию и Францию от участия в войне. Гят-
лер сделал 25 августа заявление английско-
му послу Гендерсону. Это заявление, заме-
чает обвинитель, содержит смесь угроз и
подкупов. 28 августа Гендерсон ответил
Германии, что разногласия с Польшей дол-
жны быть урегулированы мирным образом.

29 августа в 7 часов 16 мин. вечера, про-
должал обвинитель, Гитлер ответил Ген-
дерсону, что германское правительство
готово начать. переговоры, однако с тем
условием, что эти переговоры будут вестись
на основе возвращения Германии Данцига и
Польского коридора. Гитлер утверждал,
что Польша нарушила договор 1934 года.
Одновременно было выставлено совершеняо
невыполнимое требование, а именно, чтобы
Цольша прислала для переговоров чрезвы-
чайного уполномоченного не позднее 12 час.
ночи 30 августа, Это требование было вы-
ставлено в расчёте на то, что оно не будет
принято, ибо оно было физически невыпол-
нимо, Гендерсон сказал, что фактически это
требование Германии означает ультиматум.
В 12 часов ночи на 30 августа Гендерсон
встретился с Риббентроном. Риббентроп бы-

стро прочёл по-немецки германские предло-.

жения, которые должны были бы обсуждать-
ся, если бы переговоры между Германией
и польским правительством имели бы место.
Вручить копию этих предложений британ-
скому послу Риббентроп отказался. Таким
образом, замечает обвинитель, поляки не
имели никакой возможности даже  прочи-
тать возражения, которые Германия предла-
гала им для обсуждения. 31 августа поль-
ский посол Липский встретился с Риббен-
тропом. Когда Риббентроп узнал, что Лип-
ский не является чрезвычайным уполномо-
ченным, он сказал, что изложит положение
вещей Гитлеру. Но фактически, замечает
обвинитель, было слишком поздно расска-
зывать что-либо Гитлеру, ибо 31 августа
Гитлер уже дал свою директиву № 1, а
именно, приказ о войне, в котором он назна-
чил время наступления на 4 часа 45 мин,
Вечером 31 августа германское радио нача-
ло передачу предложений, которые за день
до этого Риббентрон показывал Гендерсону.
В радиопередаче говорилось, что это те
предложения, которые предлагались для об-
суждения, но, говорилось в радиопередаче,
носкольку нет полномочного представителя
Польши, Германия считает, что эти предло-
жения отвергаются Польшей. Поляки. же,
говорит обвинитель, только в этот вечер
впервые услышали о том, каковы были гер-
манские предложения.

Представитель английского обвинения
предлагает Трибуналу обратить’ внимание

’ еще на один документ — выдержку из про-

токола допроса Геринга,

Обвинитель цитирует выдержку из допро-
ca Геринга, показывающую, что Гитлер не
верил в то, что Англия выполнит свои обя*
зательства, данные Польше. Геринг, между

‚ Ирочим, признает, что в течение кризиса лз-

том 1939 г. он подлерживал постоянный
контакт с лордом Галифаксом. через специ-
альчого курьера, находившегося вне” обыч-
ных дипломатических каналов.

Обвинитель прощитировал. некоторые ча
сти речи Гитлера, помещенной в Голубой
британской книге. Из этой речи следует,
что Гитлер стремился к тому, чтобы Анг-
Лия не выполнила своих обязательств по
отношению к Польше.

После короткого перерыва подполковник
Джонс продолжал разоблачать перед. Три-
буналом детали гитлеровского заговора про-
тив Польши. Многочисленными документа-
Ми — записками, составленными в герман-
<ком министерстве иностранных дел, доне-
сениями послов и официальными деклара-
Циями, которые в основном уже опубликова-
Вы ванглийской Голубой книге, во француз-

ской Желтой книге и в офиииальных публи-
кациях польского правительства, обвинитель
показывает, что германское правительство
преднамеренно развязывало мировую войну.
Нолыша рассматривалась гитлеровскими ру-
ководителями Германии как удобиая пози-
ция, с одной стороны, прикрывающая гер-
манский удар на запад и, с другой стороны,
представляющая собой плацдарм для напа-
дения на Советский Союз. Последовательно,

день за днем обвинитель анализирует немен-_

кие приготовления в августе 1939 г. плохо
прикрытые различными дипломатическими
трюками. Обвинитель доказывает, что по ме-
ре роста готовности Польши, поддержанной
Великобританией, к уступкам, росли требо-
вания гитлеровских руководителей Герма-
нии. Чалобы замаскировать лихорадочные во-
енные приготовления, германское правитель-
ство и особенно подсудимый Риббентроп
делали предложения о ведения переговоров
с Польшей, хотя в большей части эти пред-
ложения носили ультимативный характер.

Обвинитель заявляет, что Гитлер отдал
приказ и назначил дату нападения на Поль-
шу задолго до того, когда немцы полностью
сформулировали свои требования Польше.
Обвинитель цитирует следующий секретный
приказ Гитлера, отданный им 31 августа
1939 года.

«Директива № 1 для ведения войны.

1. Теперь, когда исчерпаны все политиче-
ские возможности разрешения мирными
средствами положения на восточной границе,
которое стало невыносимым для Германиа,
я намерен добиться решения силой.

2. Нападение на Полыну должно быть
проведено в соответствии с приготовления-
ми, сделанными по «Белому плану». One-
ративные цели, намеченные для отдельных

‚ соединений, остаются неизменными.

Дата атаки —1 сентября 1939 г. Время
атаки — 4 часа 45 минут. Это же время рас-
пьостраняется на операции против Гдыни, в
Данцигском заливе и против моста Диршау.

3. Весьма важно, чтобы ответственность
за начало враждебных операщий на западе
была возложена на Францию и Англию. Сна-
чала должны быть проведены только опе+
рации местного характера против незнами-
тельных нарушений наших границ. Герман-
ская сухопутная граница на западе не дол-
жна быть пересечена ни в одном пункте без
моего одобрения. То же самое относится к
военным операциям на море, а также к опе-
рациям, которые могут быть и должны быть
ограничены исключительно охраной границ
против вражеских атак». Карандапюм по-
мечено: «Согласно этому атлантические под-
водные лодки должны находиться в состоя:
нии выжидательной готовности для опера-
ЦИИ».

Этот приказ Гитлера, говорит обвинитель,
был последним в целой цепи военноподго-
товительных мероприятий. И даже после
этого приказа германское радио с явно про-
вокационной целью обнародовало немецкие
условия мира с Полышей, Условия были
сформулированы так, что ни их обсуждение,
ни принятие не было возможным.

Обвинитель напоминаег историю об’явле-
ния войны Германии со стороны Англии н
Франции. Действия Англии и Франции, го-
ворит обвинитель, не были агрессивныма,
поскольку Англия и Франция лишь выпдл-
няли свой обязанности по договорам, заклю-
ченным ‘раньше. Он цитирует английский
ультиматум германскому правительству <
требованием прекратить военные действия и
отозвать германские войска с польской тер-
ритории. В этом ультиматуме английское
правительство указывало, что оно намерено
выполнить свои обязательства по договору
с Польшей о взаимной помощи. Германское
правительство отвергло ультиматум. 3 сеч-
тября 1939 г. Англия и Франщия об’явили
войну Германии.

Обвинитель приводит письмо Муссолинч
Гитлеру от 2 сентября. Муссолини предла-
гал «созвать конференцию с участием Гер-
мании, Италии, Франции, Англии и Польши
на следующем базисе: 1) об’явление пере-
мирия с ‘оставлением армии там, где она
есть; 2) созыв конференции в течение 2—3
дней; 3) решение польско-германского спора,
которое должно быть определенно благопри*
ятным для германии.

Данциг уже германский, и Германия уже
захватила такие позиции, которые гаранти-
руют выполнение болышей части ее требова-
ний. Кроме того, Германия уже получила
«моральное удовлетворение». Если бы она
приняла план созыва конференции, она до-
стигла бы всех своих целей и в то же время
прелотвратила бы борьбу, которая уже сего-
дня принимает универсальный характер и
обешает быть исключительно долгой».

Итальянский посол, препровождая rep-
манскому правительству эти условия Муюсо-
лини, добавил: «Дуче не настаивает на этом,
однако оч подчёркивает, чтобы это предло-
жение было немедленно передано Риббен-
тропу и фюреру».

В своём ответе в адрес Муссолини Гитлер
писал 3 сентября, что он не намерен оста-
навливать военных операций, поскольку оч
рассчитывает добиться военными средства-
мн значительно большего; чем он мог бы до-
биться путём переговоров. «Настоящий мо-
мент,— писал Гитлер,— лучше для compo-
тивления. Сейчас превосходство германских
вооружённых сил в Полыше настолько ве-
лико, что польская армия распадется в весь-
ма короткое время. сомневаюсь, чтобы
этот успех мог быть достимнут в год или
два. Англия и Франция вооружили бы своих
союзников в такой мере, что сокрушающее
техническое и одетво германских во-
оружённых сил никогда бы не было таким
выдающимся»:

Прощитировав переписку Муссолини и
Гитлера, подполковник Джоне заканчивает
анализ немецкого заговора против Полыпи
и его реализации. р

Трибунал предоставляег слово слелующе-
му. представителю английского обвинения
майору Эльвин Джоне (однофамилец пер-
вого), который анализирует и ‘разоблачает
немецкий план агрессивной войны против
Лании и Норвегии. Обвинитель заявляет, что
Германия напала на эти страны 9 апреля
1940 года в прямое нарушение Гаагской кон-
венции и многочисленных договоров и со-
глашений, заключённых между Германией и
этими странами. Германия заключила с Нор-
вегией два специальных договора, по кото“
гым она гарантировала неприкосновенность
Норвегии. Германия заключила специ: зывый
договор о ненападении с Данией. Договор
был нарушен немцами меньше чем. через
год. 9 сентября 1939 года, на второй день
нссле нападения на Полышу, германское
правительство нашло нужным специальным
меморандумом известить правительство Нор-
вегии о том, что Германия обязуется свято
считаться с нейтралитетом Норвегии и Co-
блюдать неприкосновенность её границ,
6 октября 1939 г. Гитлер в своей речи ещё
раз повторил эти заверения и обязательст-
ва. Все эти шаги, говорит обвинитель, были
лишь маскировкой подготовки германской
arr; протлв этих стран. Уже в октябре
1939 года подсужимый Редер составил спе
циальную записку о направлении и об’ек*

КРАСНЫЙ ФЛОТ

; а

оцесс главных немещких военных п]

тах военных операций против Норвегии.
В то время как подсудимый Редер ведал
военной стороной подготовки нападения на
Норвегию, подсудимый Розенберг занимал-
ся политической подготовкой этого нападе-
ния. Обвинитель. пред’являет суду несколь-
ко серьёзных документов, подробно осве-
щающих военную подготовку. Он призодит

письмо подсудимого Редера адмиралу Асма-.

ну — официальному историографу  герман-
ского военночморского флота. Из этого пись-
ма Редера видно, что Редер был инициато-
ром и’ автором плана нападения на Норве-
mio. Другой документ-меморандум подсу-
димого. Деница юдтверждает письмо Реде-
ра и одновременно разоблачает активную
роль подсудимого Деница в деле подготов-
ки нападения на Норвегию.

После оглашения писем Радера к Розен-
бергу и. Розенберга к Редеру, из которых
между прочим выяеняется, что Редер пер-
вым представил Квислинга Гиглеру и пред-
ложил использовать его, обвинитель пред”
являет Трибуналу весьма интересный доку-
мент, который назызается «Краткий отчёт о
деятельности вненнеполитического депар-
тамента нащионал-социалистекой партии ©
1933 года по 1943 год». Документ составлен
H подписан подсудимым Розенбергом. Из

документа явствует, что этот чвнешнеполи-
тический департамент» был гнездом пилио-
Haka и подготовки диверсионных и питион-
ских кадров для стран, облюбованных нем-
цами в качестве об’екта их агрессии; Гла-
ва, посвящённая Норвегии, носит знамена-

тельное название: «Политические TLDHTO TOB~

ления для военной оккупации Норвегии».
В этой главе раскрывается предательская
деятельность Квислинга и ето партии, Эта

партия и особенно Квислинг снабдили гер-.

манское командование всем необходимым, в
том чиюле и нпионскими данными, о. состоя-
нии вооружённых сил Норвегии и помогали
германскому командованию разработать
план неожиданной атаки.

Подчеркнув тесное сотрудничество немец-
кого генералитета с гитлеровскими рукозо-
дителями в деле подготовки агрессивной
воины против скандинавских стран, обвини-
тель заявляет, что пред’явленные им доку-
менты неопровержимо доказывают «тесную
связь военных лидеров Германии с её поли-
тическими лидерами, тесное сотрудничество
профессиональных солдат с профессиональ-
ными мошенниками и заговорихиками».

На этом вечернее заседание Трибунала
закрывается,

Утреннее заседание 7 декабря

НЮРНБЕРГ, 7 декабря. (ТАОС). Сегодня
на утреннем засекании продолжалось высту-
пление представителя английского обзине-
вия майора Эльвина Джонса, который при-
водил документы, относящиеся к герман-
ской агрессии против Норвегии и Дании.
Цитируя ряд секрётных документов, захве-
ченных в архивах германского’ верховного
командования, обвинитель доказывает тес-
ную связь, полное единомыслие между поли-
тическим руководством гитлеровской Tep-
мании и военной кликой, представленной на
процессе Кейтелем, Иодлем, Ред: и Де-
ницем. Представители германской милита-
истской клики пытались после поражения

ерманчи доказать, что они не имеют ника-
кого отношения к внешнеполитической ли-
нии, проводившейся Гитлером и руководи-
телями гитлеровской партии, что. они были
лишь дисциплинированными солдатами, лой*
яльно проводившими в жизнь приказы сво-
его правительства,

‚ Обвинитель приводит документы, которые
устанавливают полную солидарность руко-
водства германскими вооруженными силами
со всемн коварными замыслами Гитлера и
его шайки и их активное участие в наруше-
нии международных договоров и правчл
ведения войны. Несмотря на ряд завере-
ний и обязательств, которые Германия дала
Норвегии и Дании, она тотчас же после
начала войны в 1939 году активно
стала готовиться к нападению на эти стра-
ны; 12 декабря 1939- года состоялось бове-
шание Гитлера с морским штабом. На этом
совещании присутствовали также Кейтель,
Иодль и адмирал Путткамер. Главнокоман-
дующий военно-морским флотом Редер со-
общил на этом заседании, что он видел
Квислинта и Хагелина. Квислинг передал
Редеру, что он имеет хорошие связи со мно-
гими офицерами норвежской армии и имеет
‘сторонников, занимающих важные посты, на-
пример на железных дорогах. Квислинг был
готов взять власть в правительстве и при-
звать Германию на помощь, Он также был
готов обсудить приготовления военного ха-
рактера ¢ представителями германских ва-
оруженных сил. Гитлер, как явствует из до-
кументов, хотел лично переговорить с Квис-
лингом, чтобы составить себе представле-
ние о нем. Он хотел также повидать еще
раз Розенберга, поскольку последний давно
уже знал Квислинга. Главнокомандующий
флотом заявил, что в случае, если Гитлер
вынесет благоприятное впечатление из встре-
чи с Кзислингом, штаб верховного иоман-
дования должен получить указание выра-
ботать зместе с Квислингом план оккупация
страны. Эта оккупация может произойти
двояким способом: или мирным путем, или
же военным путем (Гитлер согласился с
этим). Затем‘ обвинитель ссылается на мё-
морандум адмирала Асмана, на котором
имеется подпись Редера. В этом меморанду-
ме, в частности, говорится: ‘

«Морской атташе в Осло Шрейбер нахо-
дится в контакте с организацией Розенбер-
га, Таким образом, мы получили возможность
связаться. с Квислингом и Хагелином, KOTO-
рые прибыли в начале декабря в Берлин и
были мной представлены фюреру, с сдобре-
ния рейхслейтера Розенберга, На основе
рр фюрера с Квислингом и Хаге-
лином 14 декабря 1939 года фюрер лал при-
каз о подготовке норвежской операции Bep-
ховным командованием вооруженных сил»,

Обвинитель цитирует также доклад, под:
писанный Розенбером и озаглавленный:
«Краткий отчет о деятельности внешнепо-
литического бюро партии (© 1933 года до
1943 года)»; В этом отчете говорится: «Как
уже упоминалось, из всех политических
группировок в Скандинавии наибольшего
внимания заслуживала «Нашиналь самлинг»,
руководимая бывшим норвежским военным
министром и майором запаса Видкуном Квис-
лингом. Бюро сохраняло постояниые связи
с Квислингом. Зимой 1938-—1939 г. один из
членов бюро частным образом посетил Квис-
линга, Квислинг снова появился в Берлине
в декабре 1939 года. Он посетил рейхслей-
тера Розенберга и гросс-адмирала Редера,
Во время одного доклада фюреру рейхслей-
тер Розенберг затронул вопрос о Норвегии,
Квислинг получил разрешение на аудиенцию
y фюрера 16 декабря. Он был у него также

8 декабря. Во время этой аудиенцич фюрер
подчеркнул, что он лично предпочитает ней-
тралитет Норвегии, как и всей Скандинавии
в целом. Однако, если враг попытается рас-
ширить войну, то он вынужден будет принять
контрмеры. Он обещал Квислингу финансо-
вую поддержку для его движения. Встал
вопрос о необходимости военных приготов-
лений, и был назначен специальный военный
штаб. Рейхслейтер Розенберг должен был
заниматься политическими вопросами. Фи-
нансовые операции были поручены министер-
ству иностранных дел. Министр иностранных
дел должен был также поддерживать посто-
янный контакт с внешнелолитическим бюро
партии. Начальнику департамента Шейдт
было поручено поддерживать постоянную
‚связь с Квислингом. Несколько позднее он
был прикомандирован к морскому атташе в
Осло. Были даны приказы сохранять все в
строжайшей тайне»,

27 января 1940 г. подсудимый Кейтель из-
дает директиву, адресованную главнокоман-
дующему военно-морским флотом Редеру. В
этой директиве говорится: «Фюрер и верхов*
ный главнокомандующий вооруженными си
лами выразил пожелание, чтобы операции
проводились в дальнейшем под моим лич-
ным руководством и в тесной связи с общей
военной политикой. Поэтому фюрер поручил
мне взять на себя все дальнейшие приготов
ления. С этой. целью создан специальный
штаб при верховном командовании вооружен-
ных сил, который одновременно составит
ядро будущего оперативного штаба. Вся
операция в дальнейшем будет посить шиф-
ел наименование «Везерские маневры».

ейтель».

В дневнике подсудимого Иодля в записи
от 6 февраля говорится: «Новая идея: осу-
ществление «Везероких маневров» и гаран-

тия бельгийского нейтралитета на все время
войны». В записи от 21 февраля Иодль пи-
шет: «Фюрер говорил с генералом Фалькен-
хорстом и поручил ему руководство «Ве-
зерскими  маневрами». Фалькенхорст © ра-
достью согласился, Изданы инструкции
всем трем родам войск. Фромм предлагает
использовать соединения только с герман-
ской экипировкой, Участие примут 7-я па-
рашютная дивизия, 22-я дивизия, 1-й полк
1-й горной дивизии, две дивизии из резер-
ва и моторизованная бригада». Следующая
запись в дневнике Иодля полностью выдает
его активную роль в деле осуществления
плана нападения на Данию и Норвегию.
28 февраля 1940 года Иодль писал в своем
дневнике: «Я предложил сначала начальни-
юу штаба верховного. командования, а затем
и фюреру, чтобы «Желтый план» и «Besep-
ские маневры» были овуществлены отдельно
олин от другого по времени и различными
соединениями. Фторер полностью согласил-
ся». 29 февраля Иодль записывает: «Фюрер
желает, чтобы для Копенгагена были при-
менены крупные силы и чтобы был вырабо-
тан детальный план, специально предусмат-
ривающий захват береговых батарей удар-
ными войсками. Варлимонту даны указания
заготовить приказы для армии, флота и
авиации».

1 марта 1940 года был издан приказ,
подписанный самим Гитлером под названи-
ем «План Везерских маневров». В этом при-
казе говорится: «Развитие ситуации в Скан-
динавии требует подготовки для осбуществ-
ления оккупации Даний и Норвегии частью
германских вооруженных сил. Эта операция
должна предотвратить проникновение Бриз
тании в Скандинавию и Балтику, а также га-
рантировать подвоз железной руды из
ции и предоставить нашему флоту и авиации
новые возможности борьбы против Англии».
В этом же приказе говорится: «Переход
датской границы и высадка в Норвегии
должны быть осуществлены одновременно.
Я подчеркиваю, что операции должны быть
подготовлены как можно скорее. Очень важ-
HO, чтобы скандинавские страны, а также
наи западные враги были ошеломлены вне-
запностью нашего удара». ee

В дневнике Monna 8 samwen ot 3 mapta ros
ворится: «Фюрер весьма резко настаивает
на необходимости вторжения в Норвегию
мощными силами. Мы не хотим больше от-
лагательств. Главнокомандующий авиацией
возражает против подчинения соединений
авиации 21-му армейскому корпусу. Фюрер
решил сначала провести «Везерские манев-
ры», а потом «Желтый план» с интервалом
между ними в несколько дней», В записи
от 5 марта говорится: «Большое совещание
трех главнокомандующих по поводу «Везер-
ских маневров». Фельдмаршал в бешенстве,
что © ним до сего времени не консультиро-
вались. Он не хотел никого слушать и хотел
показать, что всё приготовления, сделанные
до сих пор, были неправильными. Резуль-

еступников в

тат: предусмотрено 6 дивизий для Норвегии,
будут посланы мощные силы в Нарвик, ко-
рабли войдут в порты». В записях от 13 и
14 марта дневника Модля говорится: «Фю-
рер еще не дает приказа о проведении «Ве-
зерских маневров». Он ищет оправдания это-
го шага для внеитнего мира. Англичане дер-
жат в Северном море 15—16 подводных ло-
док». Однако в записи от. 2 апреля Иодль
говорит: «Главнокомандующий авиацией,
главнокомандующий флотом и генерал Фаль-
кенхорст были у фюрера. Все приготовления
закончены. Фюрер дал приказ провести «Ве-
зерские маневры» 9 апреля». В записи от
4 апреля говорится: «Фюрер набросал про-
кламацию. Пнипенброк, начальник первого
отдела контрразведки, возвратился © хоро-
шими результатами после переговоров ©
Квислингом в Копенгагене». °

Как должны были выглядеть «Везерские
маневры», видно из приказа Редера от 4 ап-
реля 1940 года. В этом приказе говорится,
что корабли, предназначенные для прорыва
линии заграждений, должны проникнуть к
портам под видом торговых пароходов. На
них должны быть английские опознаватель-
ные знаки. Если они будут опрашиваться
командами норвежских сторожевых судов,
то ответы должны даваться на английском
языке. Британский флаг должен быть под-
нят и освещен. В случае опроса отвечать:
«Идем в Берген для короткого визита. Не
имеем враждебных намерений». ` Название
германских кораблей заменять в ответах
английскими наззаниями: «Кельн» называть
«Каиро», «Кенигоберг»—«Калькутта» и т. д.
В случае предупредительной стрельбы отве-
чать: «Прекратите стрельбу, британское
судно. Ваши друзья».

30 марта 1940-года обвиняемый Денин от*
дал приказ под названием «Операция «Харт-
мут». Этот приказ содержит конкретные
меры тю захвату Дании и Норвегии. В пузк-
те 5 этого приказа говорится, что военно-
морские силы, входя в порты, должны дер-
жать британский флаг до тех пор, пока вой-
ска не высадятся. Обвиняемый Дениц, за-
являет обвинитель, не сможет теперь отри-
цать своего прямого участия ‘в нападении на
Норвегию и Данию я в нарушении им. за-
конов ведения войны,

Далее обвинитель цитирует германский
ультиматум Норвегии, живо об’яснающий
необходимость оккупации Норвегии жела-
нием предоставить ей защиту от Англии и
Франции,

9 апреля германские фашисты захватили
егию и Данию. Как произошел: захват
Дании, можно видеть из меморандума дат-
ского правительства, В этом меморандуме
говорится: «9 апреля 1940 года в 4 ч. 20 ми-
нут германский посланник явился в част-
ную резиденцию датского министра иност-
ранных дел в сопровождении авиационного
атташе. Овилание с ним было вазначено
через генерального секретаря министерства
иностранных дел в 4 ч, утра. Посланник тот
час же заявил, что Германия имеет докава-
тельства намерения Великобритании оккупи-
ровать базы в Дании и Норвегии и что Гер-
мания должна защитить Данию против Анг-
лии. Поэтому германские солдаты в настоя-
щее время пересекают границу страны и вы-
саживаются в различных пунктах, ‘включая
порт Копенгагена, Через. некоторое время над
`Копенгагеном появятся‘ германские бомбар-
дировщики, которые, однако, не булут сбра-
сывать бомбы впредь до особых указаний.
Датчане, во избежание ужасных последст-
вий, должны не допустить сопротивления
германоким войскам».

Лживость заявлений Германии о целях ее
вторжения в Данию и Норвегию видна из
меморандума от 3 июня 1940 г. начальника
оперативного отдела германского морского
штаба в Дании и Норвегии Фрике. В своем
меморандуме Фрике пишет: «Территории
Дании, Норвегии и Северной Франции, приз
обретенные в ходе войны, должны быть
оккупированы и организованы таким обра-
зом, чтобы они Могли в будущем рассмат-
риваться как германские владения».

После 10-минутного перерыва на утрен-
нем заседании Трибунала выступил предста-
витель английского обвинения Робертс,  по-
святивший свое выступление нападению
Германии на Голландию, Бельгию и Люк-
сембург. В начале своей речи Робертс пере-
чисоляет договоры, которые нарушила Гер-
мания своим нападением на эти страны,

25 августа ‘1938 года, говорит обвинительу
германский генеральный штаб издает секрета
ный приказ, в котором предусматривается
захват Бельгии и Голландии в случае войз
ны против Великобритании и Франции. «Заз
хват Бельгии и Голландии, — говорится в
этом приказе — явится огромным преимуще-
ством для Германии, особенно в смысле вез
дения воздушной войны против Великобри<
тании, а также Франции. Поэтому уже сей
час необходимо выработать условия, при
которых такая оккупация может совершить=
ся, и определить, сколько времени она можев
занять».

23 мая 1939 года состоялась конференция
у Гитлера, протокол которой уже неодно-
кратно цитировался представителями америз
канского и английского обвинения в ходе
происходящего процесса. Этот документ, со-
ставленный ад’ютантом Гитлера Шмундтом,
показывает, что на упомянутом совещании
присутствовали Геринг, ФРедер, Браухич,
Мильх, Гальдер, Боденшати, Ежонек, Варли=
монт и другие. На этом совешании Гитлер
говорил, что голландские и бельгийские
аэродромы должны быть заняты германски-
ми вооруженными силами. «Декларации ©
нейтралитете, — заявил Гитлер,— должны иг-
норироваться». Речь Гитлера, произнесенная
перед командующими армиями 22 августа
1939 года в Обер-Зальцбурге, также показыз
вает намерения Германии нарушить нейтраз
литет Бельгии и Голландии.

Э октября 1939 года Гитлер издал дирек=
тиву № 6, адресованную Кейтелю, Редеру и
Герингу. В этой директиве говорится: «Дол-
жны быть проведены приготовления для нач
ступательных операций на северном фланге
Западного фронта, предусматривающие пере=
сечение территорий Люксембурга, Бельгии
и Голландии. Эта операция должна быть
проведена в широких масштабах. Целью
этого наступления является поражение фран-
цузских действующих армий на широком
фронте и в то же время захват больших
районов Голландии, Бельгии и Северной
Франции с целью использования их в каче-
стве оперативной базы, опираясь на которую
мы развернем воздушную и морскую войну
против Англии и одновременно прикроем
жизненно-важный для нас Рурский район».

В приказе Кейтеля от 15 октября 1939 го-
да, посвященном выполнению «Желтого пла-
на» (так назывался план нападения на Гол-
ландию), говорится: «Целью этих приготов-
лений является поэтому оккупация — после
получения специального приказа — террито-
рии Голландии, в первую очередь до линии
Граббе-—Маас. Будет ли эта линия передви-
нута далее вглубь, зависит от политического
и военного поведения голландцев». Однако
уже 20 ноября 1939 года планы захвата Гол-
ландии были, видимо, настолько детально
разработаны, что в этот день Кейтель отдает
приказ, в котором говорится: «Вопреки из-
данным до сего времени инструкциям, все
операции, предусматривающие захват Гол-
ландии, будут проведены, не дожидаясь’ спез
циального приказа, а одновременно с нача=
лом генеральной атаки».

В дневнике Иодля 1 февраля 1940 г. сде-
лана следующая запись: «Генерал Ежонек.
Поведение парашютных соединений. B pali-
оне Гааги они должны быть достаточна
обильны, чтобы сломить всякое сопротивлех
ние. 7-я дивизия намерена сбросить подразз
деления вблизи города».

3 марта 1940 года Иодль записывает
«Фюрер решил провести «Везерские манев-
ры» до осуществления «Желтого плана».

8 мая генерал Иодль записывает: «Трез
вожные сообщения из Голландии, указываю
ие на то, что там происходит эвакуация
населения, блокировка путей сообщения,

‘проводятся другие мобилизационные меро-

приятия, Согласно сообщениям разведки,
англичане запросили разрешения вступить
в страну, но голландцы отказали им в этом»:

Обвинитель ссылается также на секрет
ный приказ командующему вторым герман+
ским воздушным флотом, найденный на сбиз
том германском самолете 10 января 1940 г.
Этот приказ содержит конкретные указания
соединениям второго воздушного флота об
осуществлении операции по захвату Бельгии
ий Голландии. 10 мая 1940-года германские
войска вторглись в Бельгию, Голландию и
Люксембург.

На этом. ‘утреннее заседание заканчич
вается.

Заявление Энвера Ходжи
на пресс-конференции

ТИРАНА, 5 декабря. (ТАСС). Вечером
3 декабря у председателя совета министров
Албанни Энвера Ходжи состоялась пресс-
конферзнция, на которой присутствовали
иностранные журналисты и представители
албанской печати.

Подообно охарактеризовав историю борь-
бы албанского народа 3a свою независи-
мость, Энвер Ходжа коснулся основных пЁро-
блем внутреннего и международного поло-
жения Албании. Он сказал, что победа над
итало-немецкими захватчиками и успехи
новой Албании являются делом рук албан-
ских патриотов, об’единившихся в Демокра-
тический фронт. Албанский народ, малочис-
ленный, но великий духом и патриотизмом,
боролся и готов и в дальнейшем бороться
против всех, кто мешает его прогрессу и кто
посягает на его свободу. Доказательством
этого являются выборы в Учредительное
собрание, во время которых народ голосовал
за кандидатов Демократического фронта.
Согласно предварительным результатам вы-
боров, сказал Энвер Ходжа, в них участво-
вало 92 процента избирателей, из которых
95 процентов голосовало за Демократиче-
ский фронт. Выборы были свободными и
тайными. Все разговоры оппозиции о том;
будто она не имела времени для организа-
ции, не соответствуют действительности.
Демократические свободы были об’явлены
тод тому назад, но оппозиция никогда не
пред’являла демократическому правитель-
ству своих требований, а что касается под-
готовки к выборам, то опйозиция имела для
подготовки два месяца. Суть дела состоит
в том, что оппозиция не имеет в народе ни-
какого авторитета, так как народ знает, что
оппозиция действовала против его интере-
сов. Албанские законы обеспечивают народу
полную свободу слова, организации, печати,
религии. Они охраняют собственность всех
честных трудящихся людей. Нет свободы
только для фашистов и профашистов. Ал-
банский народ твердо решил итти вперед и
защишатв свои завоевания. На пути к про-
грессу ему не могут помешать клеветники и
средатели.

Отметив с благодарностью большую по-
мощь, оказанную Албании союзниками и
особенно СССР и Югославией, Энвер Ход-
жа заявил, зто ЮНРРА, как организация
Об’едиченных наций, имеет возможность
оказывать больную пюмощь Албании, 6o-
ровейся против общего врага Об’единенных
наций. В частности, Энвер Ходжа указывает,
что Албания нуждается в средствах авто-
транспорта. Однако в то время, как некото

рые страны получили десятки тысяч автома-
‘шин, в Албанию прибыло. всего 60 машин.
Поэтому часте бывает так, что поступающие
в страну товары лежат без движения на
складах, ибо нет транспорта. Выразив уве-

, ШО.

ренность, что эти недостатки будут устра-
нены, Энвер Ходжа подчеркнул, что разруз
шенная войной Албания нуждается в про-
должительной помоши, ‘которая является
актом гуманности и проявлением солидарно-
сти союзников в отношении албанского на-
рода, _ .

Энвер Ходжа заявил, что признание ал-
банского демократического правительства
Советским Союзом и Великобританией яв-
ляется болышой радостью для всего албан-
ского народа. Он выразил надежду, что
страны, решившие гризнать Албанию, скоро
установят с ней дипломатические отноше-
ния. Касаясь отношений с балканскими стра-
нами, он сказал, что албанский народ осо-
бенно признателен и благодарен народами
правительству федератаявной Югославии, ко-
торые помогли Албании в самые трудные
лни ее борьбы. Демократические власти
Югославии хорошо относятся к албанскому
меньшинству в Косово, где албанцы имеют
все демократические права и национальные
свободы. Аграрная реформа возвратила ал-
банцам, Косово землю, которая была у них
отнята. Ози принимают участие в местной
администрации, имеют свои храмы и школы.
Албанский народ, продолжал Энвер Ходжа,
пружит с Болгарией, к которой он всегда
относился с болыной симпатией, Албанцы
счастливы, что болгары нашли дорогу к де-
мократии,

Останавливаясь на характеристике взаимо-
отношений с Грецией, Энвер Ходжа напом-
HH, что он уже неоднократно заявлял
иностранным корреспондентам о желании
Албании установить прочные дружественные
отношения с Грецией, но афинские правите-
ли мешали этому, стагаясь запутать ситуа-
KHIO HM пред’являя необоснованные требова-
ния.

Касаясь положения албанского меньшин-
ства в Греции, Энвер Ходжа отметил, что
оно кодвергается преследованиям. Фашисты
в Греции убивают албанцев, отнимают у них
землю и имущество, изгоняют из домов. Ал-
банское правительство всеми силами помо-
гает албанским беженцам. Изгнанные афин-
скими монархистами албанцы просят возвра-
тить их обратно и вернуть им их земли. Эн-
вер Ходжа подчеркнул, что в Албании к на-
циональным меньшинствам относятся хоро-
Им предоставлены все политические
свободы: они имеют право голоса, имеют
свою администрацию, школы, церкви и на-
Гавне с албанцами служат в армии.

Энвер Ходжа заявил далее, что албанский
народ должен иметь все права, которые име-
ют государства, воевавшие против фашизма.
Албания. требует права на получение репара-
ций с Италии и Германии, права участия в
союзной комиссии в Италии, а также права
участия в организации Об’единенных наций,

Иранские газеты
© необходимости лишить
Сеид Зия-эд-Дина
депутатских полномочий

ТЕГЕРАН, 5 декабря. «ТАФСС). Судя па
сообщениям газет «Дад», «Ферман» и дру-
гих, все болышее число депутатов иранскога@
меджлиса приходит к выводу о необходимо=
сти лишить иностранного агента Сеид Зияз
эд-Дина депутатских полномочий.

Газета «Дад» 8 декабря писала, что в наз
стоящее время группа депутатов подготович
ла соответствующий проект, который mommy
сали уже 50 депутатов. Предполагают, отмез
чает газета, что в ближайшее время после
подписания проекта рядом других депутатов
он будет официально внесен в меджлис.

Английский министр внутренних дел
© деятельности фашистской организации
в Англии.

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Как перез
дает агентство Рейтер, английский министр
внутренних дел Чатер Ид заявил в палате
общин, что за деятельностью «Легиона хри-
стианских реформистов», задачей козорого;
как сообщают, является поклонение Гитлеч
ру, будет установлено пристальное наблюде-
ние. Однако министр заявил, что он не имеет
полномочий вмешиваться в Деятельность леч
гиона «до тех пор, пока его сторонники на
нарушают существующих законов».

Итоги муниципальных выборов
в Хельсинки

ХЕЛЬСИНКИ, 7 декабря. {ТАСС). Па
сообщению финского радио, сегодня утром
были подведены окончательные итоги му-
ниципальных выборов по городу Хельбиня ^
ки. В голосовании участвовала 151 тысяча
избирателей, что составляет 62 процента обч
щего количества избирателей,

Левые партии получили (в круглых цифч
рах) 64.000 голосов, из которых на долю
кандидатов Демократического союза наро-
да Финляндии (ДСНФ) приходится 37.000
голосов и на долю социал-демократов —
27.000 голосов. Коалиционная партия полу-
чила 36.000 голосов; шведская народная
партия — 32.000 голосов, из которых левое
крыло этой партии получило 12.800 голоз
сов; прогрессивная ‘партия — 16.000 голоз
сов,

В новом составе муниципалитета г. Хельз
синки мандаты распределяются следующим
образом: левые партии — 26 мандатов {быч
ло 24); коалиционная партия — 14 (было 9)$
шведская народная партия — 13 (было 18}
прогрессивная партия —6 {было 5).

Из 26 мандатов, полученных левыми парз
тиями, ДОНФ получил 15 и социал-демон
краты 11 мандатов.