К ПРЕДСТОЯЩЕМУ СОВЕЩАНИЮ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ И
В МОСКВЕ

Из зала суда.

1. История «Зеленого плана»

В залб суда мы вновь переживаем гроз-
ные события последних лет. Переживаем по-
новому, зная место этих событий в цепи

других и тайные их пружины, еще недав-

но скрытые от мира в секретных архивах
гитлеровской Германии. То, о ‘чем в свое
время можно было лишь подозревать и до-
тадываться, теперь обретает силу докумен-
тально подтвержденных фактов. И мне ка-
жется, американский обвинитель мистер
Олдермен высказал горькую мысль многих,
пожалев о том, что историю этих лёт нель-
зя переделать заново.

Переделать нельзя, но можно и должно
учесть уроки истории. В этом главный
смысл кропотливого изучения всех деталей
фашистоких преступлений, которым изо
дня в день занимается Международный Во-
енный Трибунал. Народы хотят верить,
что события послелних лет никогда не пов-
торятея. Миллионы людей ждут от нюрн-
бергского процесса укрепления этой веры,
превращения ее в обоснованную уверен-
ность,

..После Австрии очередным  об’ектом
германской агрессии стала Чехословакия.
Как только осуществилея‘ австрийский
«аншлюс», пентральной задачей фашист-
ской политики сделалось претворение в
жизнь «Зеленого плана». Теперь мы знаем,
что разбойничий замыеел, получивший это
шифрованное название, начал разрабаты-
ваться задолго до памятных миру врити-
ческих дней осени 1938 года. 0б’бмистая
папка документов, аккуратно подшитых
атютантом «фюрера» полполковником
Шмундтом и’ извлеченных американскими
солдатами из потайного хранилища близ
Берхтесгадена, раскрывает всю историю
«Зеленого плана». Эта папка, получившая
в холе процесса неофициальное название
«большой шмунлт» (в отличие от другого,
менее об’бмистого дела, заведенного тем
же гитлеровским ад’ютантом), лежит те-
перь перед членами Трибунала как новое

потрясающее свидетельство фашистских
преступлений.
Документы неопровержимо доказывают,

что план захвата Чехословакии был разра-
ботан в тезисах еше’ летом 1937 года —
за восемь-девять месяцев ло того, как
было покончено с Австрией. Это не помеша-
ло Герингу в дни «аншлюса» дать чеш-
скому послу в Берлине честное слово в том,
что Германия не имеет против его страны
никаких враждебных ‘намерений. А через
два месяца после этого заверения! Гитлер
установил окончательный, <рок готовности
5 осушествлению” «Зеленого плана»

первое октября 1938 гола.

Недальновидные ‘политики еще верити,
что претензии Германии распространятся
самое большее на Судетскую‘ область, &
немецкий авиационный атташе майор Ме-
рике уж раз’езжал по всей Чехословакии,
спешно выбирая и Фотографируя места,
тодные для посадочных плошадок. 0 «3е-
леном плане» были уже поставлены в из-
вестность тогдашние правители Венгрии,
им были сделаны соответствующие посу-
лы. И именно по этому поволу были про-
изнесены Гитлером ‚беспрелельно цинич-
ные слова: «Тот. кто хочет участвовать в
обеде, должен принять участие и в приго-
товлении обела».

С омерзением перелистываеть содержи-
мое папки Шмундта, которая теперь в копи-
ях роздата журналистам. Сколько гнусно-
го веролометва, какие подлые провокации

скрываются за каждым из этих докумен-
тов е тгрозными надписями: «Совершенно
секретно», «Только для генералов», «Пере-
давать только через офипера»...

Вот секретнейший меморандум, состав-
ленный Кейтелем в одном экземпляре толь-
ко для «фюрера». Суть документа — с0-
ображеция о том, как выбрать. момент. для
провокационного инцидента, оправдываю-
щего нападение на Чехословакию; с тем
чтобы авиация успела заручиться благо-
приятным прогнозом погоды, а наземные
войска имели, время подготовиться к ‘брос-
ку. На подлиннике пометка аккуратного
Шмундта о том, что соображения одобрены
«фюрером». А одним из вариантов заду-
манной птовокапии было, как явствует из
записанной тем же Шмундтом беседы межлу
Гитлером и Кейтелем, убийство германско-
то посла в Праге. Таким образом, верхов-
ное команлование германской армии пред-
лагало на, утверждение Гитлера свое заклю-
чение о том, в какой именно час суток вы-
тоднее всего убить собетвенного хипломата,
чтобы это устраивало и авиацию и войска.

Час был выбран. Пять назначенных для
вторжения армий получили график дей-
ствий и двинулись & «району маневров «3е-
леного плана». т. е.. лругими словами, за-
няли исходные позиции лля атаки. В по-
граничной зоне с чешской стороны уже
орудовали головорезы Генлейна. Оставалось
дать сигнал к действию —— назначить да-
ту начала операпии.

Й в момент, когла подготовка к агрессии
уже закончена, наноситея последний `тгнус-
ный штрих: генерал Иодль спенгно состав-
ляет для министерства пропаганды питар-
галку, по которой наллежит оправлывать-
ся в случае обвинений в нарушении норм
международного права. Этот документ со-
стряпан по’ такому же принципу, как. и
разработанная несколькими тодами раньите
шпаргалка. для оправдания германской. про-
граммы морских вооружений, ‘нарушавтей
Версальский договор. Первая трафа в. таб-
липе Иохля отведена перечислению вероят-

‘ных нарушений международного права: гер-

манскими войсками. Затем дается обето-
ятельная справка о том, каким именно ста-
тьям каких договоров и конвенций подоб-
ные действия противоречат. и в заключе-
ние — рецепт, как в каждом случае нал-

лежит оправдываться перед нейтральными

странами и мировой общественностью.
Нельзя сказать, Что «оправдания» гене-
вала Иодля отличаются особым ‘остроумием
или оригинальностью. Возможное примене-
ние газовых снарядов он пекоменхует оп-

пэвтывать утверждением. будто чехи при-

менили их первыми: возможное разрушение
английского посольства в Праге — тем,
что оно расположено близко от важных
0б’ектов: возможное использование храмов
для нужд войск — военной необходимо-
стью. Столь же неуклюжие об’яснения
заранее давались ‘и остальным ожидаемым
нарушениям международного права. Как
известно, в 1938 году эта шпарталка гит-
леровцам не понадобилась. Зато в 1945 году
она послужит лля суда лучшим свидетель-
ством того, с каким пинизмом фаптистекая
банда готовилась преднамеренно попирать
все международные законы и обычаи еще
на первых этапах агрессии.

Дальнейшее развитие чехословацкой тра-
гедии известно. В Европе: нашлись нолити-
RH, которые «во имя сохранения мира»
облегчили Гитлеру осуществление «Зеле-

ного плана». 30 сентября в Мюнхене было
подписано соглаление, по которому Судет-
ская область пвреходила к’ Германии.
Мюнхен стал для напистов трамплином для
дальнейшей агрессии.

Германское командование аннулировало
«Зеленый план» как оперативный доку-
мент, Устаревший в новой послемюнхен-
ской стратегической обстановке. Но идея
«Зеленого плана» — идея полного контро-
ля над Чехословакией — осталась руково-
дящим принципом германской политики.
Под дымовой завесой лживых заверений о
том, что с присоединением Судетской обла-
сти у них нет больше территориальных пре-
тензий в Европе, гитлеровцы начали под-
тотовку к захвату остальной Чехословакии.
Меньше чем через две недели после Мюн-
хена Кейтель уже был занят разработкой
нового оперативного плана, имеющего oc-
HOBHOM задачей молниеносную оккупацию
Богемии и Моравии.

Новые операции против Чехословакии
были уже гораздо менее сложными, чем. пре-
дусмотренные в первоначальном «Зеленом
плане». Поотряемые успехом мюнхенского
шантажа, захватчики с самого начала ©чи-
тали весьма вероятной оккупацию без со-
противления, Этот расчет  подкреплялея
тем, что столь выгодный естественный ру-
беж чешской обороны, как Судетские горы,
уже находился в. руках Германии.

„Как известно, этот расчет титлеровских
бандитов ‘оправдался.  Терроризованный
обер-бандитом Гитлером и его подручными
Tepunrom, Кейтелем, Риббентропом, преста-
релый президент Гаха в ночь на 15 мар-
та 1939 года подписал подсунутый ему в
рейхсканцелярии гнусный документ о том,
что «судьба ческого народа, вручается фю-
реру Германской империи». В этот момент
германские войска уже переходили rpa-
ницу. Через несколько’ часов они достигли
Праги. На следующий день Гитлер хваст-
ливо и цинично возвестил немцам, что Че-
хословакия перестала существовать.

Ировавому фигляру не удалось стереть
чехословацкое государство с карты Евро-
пы,— оно вновь существует, независимое
ий свободное! Но фашистский «Зеленый
план», как бы он ви назывался в своем
новом, послемюнхенском. виде, на долгие
годы стал кошмаром чехословацкого наро-
да. Избавление от этого кошмара принесла
братскому народу наша славная Ерасная
Армия. Мы все знаем, как это произошло. И
все же было особенно приятно именно здесь,
в Нюрнберге, вновь услышать рассказ о
первом. советском танке, вопвавшемея ‘в
Прагу. 06 этом рассказал мнечешекий жур-
налист, который в`те лни сражался про-
тив немецких оккупантов в рядах восстав-
ших патриотов Праги. Попав в тяжелое по-
ложение, он уже прощалея мысленно с же-
ной и детьми. котла на улице появился
этот первый танк с красным флагом и го- ;
HOC из приоткрывшегося люка по-русски
окликнул защитников партизанской бар-
DURANT. 4

0 дальнейшем чех не мог рассказывать
спокойно. Он вновь переживал то, что
произошло уже больше полугола назал. «Ве-
рите, нам хотелось полнять этот танк и
на руках нести его ‘по Праге. нести, как
знамя!» — закончил он. И я понял. что ©о-
ветский танк был для него не только могу-
чей боевой машиной, спасшей ему жизнь,
но гораздо большим...

2. «Белый план» фашистских бандитов

Они всегда питали страсть в трескучим
названиям. Мы помним ‘и их пресловутый
«Атлантический вал» и «Голубую линию»
на Кубани. Теперь, когда предаются гласно-
сти тайны их секретных архивов, мы уз-
наем условные обозначения, которые суще-
ствовали у них для каждой агрессии, для
кажлого акта международного. разбоя.

У них были и зеленый, и белый, и
красный планы. @ни мнили, что это будут
тлавы в истории их брелового замысла по-
` корения мира. Но в зале суда, где каждую
вещь называют ве настоящим именем, эти
цветистые эпитеты кровавых авантюр, эти
бандитские пароли звучат, как блатные
клички, они способны вызвать лишь брезг-
ливость и омерзение.

Жертвой «Зеленого плана» была Чехо-
еловакия. «Белый план» фашистских бал-
хитов был планом порабощения Польши. Он
слелался новым стержнем всей германской
политики как только осуществился захват
Чехословакии. «Белый план» существовал
уже в ноябре 1938 года в виле приказов и
директив германского верховного команло-
вания 0 подготовке к польской кампаний.

Фатистские заговорщики понимали, что
чешские события насторожили мир. Поэто-
му еще тщательнее маскировались. пригото-
вления к новой ‘агрессии; еще больше дела-
лось лживых заверений. все гуше’станови-
лась дымовая завеса дипломатических ма-
невров. Провести всю подготовку к нападе-
нию в условиях мирного времени, не рас-
считывая на заблаговременное введение
военного положения, — требовал Гитлер от
командующих армией, авиацией. и флотом.
И тут же он начал визжать на весь мир,
что агрессивные намерения немцев выдума-
ны международной прессой и что Германия
не мобилизовала ни одного. солдата. А ме-
жду тем под видом полготовки к маневрам
формировались заново целые дивизии, и
уже в апреле в секретном приказе Вейтеля
называлось 1’ сентября как срок оконча-
тельной. готовности к выступлению против
Польши. Этот день, хладнокровно намечея-
ный почти за полгода, лействительно стал
датой. очередного преступления  гитлеров-
ской Германии.

Миру уже известно запротоколированное
ад’ютантом «фюрера» Шмундтом совещание
в рейхсканцелярии 23 мая 1939 года, на
котором Гитлер изложил свои планы перед
Герингом, Кейтелем. Редером. и другими
своими сообщниками. Нельзя не вспоми-
нать 06 этом заседании убийц и людоелов,
когда думаешь о судьбе Польши. Ведь имен-
но здесь Гитлер с беспредлельным цинизмом
заявил, что не может быть и речи о пошале
Польше. Именно злесь был без всяких уже
оговорок брошен лозунг — «атаковать
Польшу. при первой подхолящей возможно-
сти» и определено место этого нападения
в планах пальнейшего фашистекого разбоя.

Гитлер счел тогла нужным об`яснить
своим подручным. почему следует ‘сперва
выступить против Польши, а не против

Франция. нападение на которую тоже было
уже решенным вопросом. как и нападение
на Бельгию. Голландию. Англию. «Фюре-
ру», как явствует из протокола, прихохи-
лось с опаской оглядываться на Россию.
«сли бы не было. угрозы союза Англии и
Франции с Россией. — заявил он, — я не-
медленно обрушился бы на Францию и Ан-
глию короткими. сокрупительными удара-
ми». Не наша вина, что боевой союз свобо-
долюбивых. наролов. которого опасался
Гитлер и который в конце концов сокрушил
фашистскую Германию, че стал уже тогда
реальным фактом.

Правители тоглалиней Польши, все’ эти
господа мосьцицкие, рылз-емиглы, беки, за-
путавитиеся в политике заигрывания с за-
‚клятым врагом своей страны — герман-
ским фашизмом, отвергли помошь с. Восто-
ка — единственную. реальную помошь, на
которую могла бы рассчитывать Польша.
B re дни, когда в штабе. германских воору-
женных сил уточнялись последние летали
«Белого плана». польские липломаты спе-
шили заявить 0 своей готовности вести с
немцами переговоры по поводу Данцига и
заключить новый пакт взамен . провока-
ционно разорванного Гитлером германо-
польского договора 1934 года,

К середине лета все приготовления агрес-
сора были закончены. 2 августа подводные
силы германского флота получили инетрук-
цию о действиях в Атлантическом океане,

в случае если осуществление «Белого пла-
на» вызовет серьезные международные
осложнения, 22 числа Гитлер в последний
раз перед началом агрессии собрал Геринга,
Кейтеля и Релера в Обер-Зальцбурге, ‘и
здесь было запротоколировано еще одно с9-
вещание.

На этом совещании было вновь сказано,
чте атака на Польшу — лишь ступень к
осуществлению еще более широких завоева-
тельных планов. Здесь был сделано еще
один призыв к величайшей жестокости и
безжалостности — призыв, безусловно, Из-
лишний. поскольку он был обращен к Герин-
гу. Редеру и Кейтелю. От. имени всех троих
Геринг заверил тогда «фюрера», что они не
подкачают В 0бер-Зальцбурге это, должно
быть, звучало зловеще, и сейчас. в зале
сула, Геринг явно теряет власть над с000й,
когда ему напоминают об этом,

Вконеп распоясавшийся’ «фюрер» заклю-
чил свою обер-зальцбургскую тираду откро-
вением о том, что никого не должна ему-
math  неправдоподобность «пропагандист-
ского повода». который. будет дан для напа-
дения на Польшу. «После победы меня не’
будут спрашивать, ‘имел’ пи’ я право»;—-
кричал кровавый шут. :

Они были уверены, что победа спасет их
от правосудия. Не вышло! Победа оказалась
там, где было право. И народы, прошедшие
сквозь’ огонь священной освободительной
борьбы, многому научились с тех пор, как
был составлен «Белый план». :

Этот германский ‘план порабощения
польского народа был перечеркнут нашей.
Родиной, ¢ помощью которой свободная ‘и
независимая Польша восстала к жизни и
вернула под свое национальное, знамя все
свои исконные земли. Этот преступный
план оказался в конечном счете сорванным
и выброшенным в мусорную яму истории
потому, что польский народ в борьбе: сумел
распознать своих самых искренних друзей
и связал свою судьбу с судьбой великого
советского народа.

Н. ЛАНИН
Нюрнберг. (По телеграфу от’специального
корреспондента. «Красного Флота»).

Покровительство гитлеровцам
в Аргентине

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Корре-
пондент газеты «Нью-Йорк геральд трибюн»
передает из Буэнос-Айреса сообщение га-
зеты «Ла Вангуардия» о том, что видные
члены аргентинского правительства продол-
жают защищать гитлеровских‘ агентов и ме-
шают ликвидации важнейших германских
предприятий в Аргентине.

Финансовое соглашение между США и Францией

ПАРИЖ, Б декабря. (ТАСС). Официально
сообщается, что 4 декабря французским по-
слом в Вашингтоне Анри Боннэ и государ-
ственным департаментом США было подни-
сано финансовое соглашение. Американский
экспортно-импортный банк предоставляет
французскому. правительству сроком на
30 лет крелит в размере 550 млн. долларов
для финансирования французских закупок
в США, производимых по соглашению, за-
ключенному: с американским правительством.

На эти закупки распространялось действие
закона о ленд-лизе (передаче в аренду или
взаймы). В связи с прекращением действия
закона о ленд-лизе американское правитель:
ство решило предоставить французскому
правительству заем для оплаты упомянутых
выше закупок. В настоящее время француз-
ские представители в Вашингтоне ведут
переговоры с американскими властями о
предоставлении Франции новых кредитов

для закупок промышленного оборудования. {ряда

СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ,

Условлено,

сматривающим совещания трех министров

`над атомной энергией.

ЛОНДОН, 6 декабря. (ТАСС). Вечером
5. декабря руководящий комитет подготови-
тельной комиссии Об’единенных наций об-
суждал почти в течение 4 часов прелложе-
вие о том, чтобы 5 официальных языков ко-
миссии (английский, русский, французский,
китайский и испанский) были приняты также
в качестве рабочих языков, Секретарем ис-
полнительного комитета был внесен. мемс-
рандум, указывающий, что если полготови-
тельная комиссия будет настаивать на том,
чтобы все 5 официальных языков рассмат-
ривались как рабочие языки, то потребуется
весьма обширный штат высокооплачиваемых
технических работников. .

Советский делегат т. Громыко заявил, что,
как говорится: в уставе Об’единенных ‘наций,
официальными должны считаться 5 языков.
Относительно рабочих языков. там ничего не
говорится. Поэтому основные организации
Об’единенных наций вольны принимать ре-

Сенат США принял закон об участии США
° в организации Об’единенных наций

< ВАШИНГТОН, 4 декабря. (ТАСС). Сенат
США  65 голосами против. 7 одобрил закон
об участии США в организации  Об’единен-
ных ‘наций, не внеся в него существенных
поправок. Среди сенаторов, ‘голосовавших
против закона,-—сенатор-демократ Уилер (oT
штата Монтана) ‘и ‘сенаторы-республиканцы
Лангер (от Северной Дакоты), Уэрри (от Не-
браски), Риверкомб (от Западной Виргинии),
Тафт (от Огайо), Шинстед! (от Миннесоты) и
Мур (от: Оклахомы).

- Сенат утвердил закон ‘после семндиевных
прений, во время которых сенатор Уилер и
группа сенаторов-республиканцев, в особен:
ности Тафт, настойчиво выступали против
законопроекта и предлагали различные по-
правки, имевшие целью ограничить полномо-
чия президента и делегатов США в органи:
зации Об’единенных наций. Однако сенат от-
верг все эти поправки.

Англо-американские соглашения

по экономическим вопросам
Овению Соединенных Штатов на английские   же комиссии по рассмотрению жалоб.

ВАШИНГТОН, 5 декабря. (ТАСС). В ре-
зультате почти трехмесячных переговоров
Соединенные Штаты и Англия достигли
ряда соглашений по экономическим вопро-
сам. На основе этих соглашений Англия обя-
зуется проводить более либеральную торго-
вую.политику в обмен на американский кре-
дит на сумму в 3.750 миллионов долларов:
Этот кредит должен быть одобрен законо-
дательнымн органами обеих стран.

Трумэн и Эттли в опубликованном сов-
местном заявлении указывают, что этот кре-
дит имеет целью облегчить закупку Англи-
ей товароз в Соединенных Штатах, помочь
Англии ликвидировать дефицит платежного
баланса з переходный послевоенный период,
поддерживать соответствующие запасы‘ зо-
лота и долларов и «взять на себя обяза-
тельства о по  многосторонней торговле».
В заявлении указывается, ‘что ‘этот кредит
ласт возможность ‘Англии ослабить конт-
роль‘над импортом и валютой, в том числе
над валютными соглашениями, затрагизаю-
щими районы стерлингового блока, и «вме-
сте с Соединенными Штатами и другими
странами двинуться вперед к общей цели
расширения многосторонней торговли».

Таким сбразсм, в обмен на кредит Соеди-
ненные Штаты получили обещание Англии
ослабить ограничения в области торговли,

против которых : возражали американские   лет удостоверено международным валют-

экспортеры, так.как это мешало проникно-

Протесты против кампании, поднятой шведскими
покровителями гитлеровцев

‚ СТОКГОЛЬМ, 7 декабря. (ТАСС). Швед-
ская прогрессивная общественность продол-
жает высказывать. свое возмущение подня-
той шведскими реакциснными кругами враж-
дебной СССР кампанией по поводу передачи
Советскому Союзу интернирозанных в Шве-
ции германских военнопленных. ,

Об’единение союза коммунальных рабочих
в Стокгольме ‚в обращении к’ правительству
требует тщательного: расследования обстоя-
тельств этой кампании, поднятой реакцией в
пользу гитлеровцев. «Мы,— говорится в 0б-
рашении,- не хотим, чтобы наша страна
стала убежищем для фашистских конспира-
торов». )

Центральная npodcoiwsnan организация
города Скара, профсоюз гражданских рабо-
чих и предприятий обороны в Урсвике, 118-е
отделение союза литейшиков в Въернеборге;
365-е отделение союза! коммунальных фабо-
чих в Стокгольме, районная профсоюзная
организация‘ лесопильных заволов в городах

Седергамн и Худиксвалль в телеграммах.

премьер-министру и правительству отме-
чают, что, враждебная Советскому Союзу
кампания, поднятая по поводу передачи С.

дел Великобритании, Советского Союза и Соеди
вается в. соответетвии  с решением, принятым

Встреча даст возможность Британскому,  Американск
обсудить в неформальном и исследовательском порядке ряд вопросов,
альное значение для трех стран, а также обменяться мнениями по п

8 декабря 1945 г.

суббота, № 287 (2162)

и Ss

СОВЕТСКОГО СОЮЗА

что в Москве 15 декабря состоится встреча министров иностранных

ненных Штатов. Эта встреча устраи-
на Ялтинской Конференции, преду-
иностранных дел через каждые три месяиа.
ому и Советскому Правительетвам
имеющих акту-
оводу контроля

В подготовительной комиссии
Об’единенных нации

шения относительно того, какие из 5 офи-
циальных языков они хотят сделать рабочи-
ми языками. Китайский делегат поддержал
советского делегата и заявил, что в настоя“
щее время вопрос не имеет приншипнального
значения.

Английский делегат Ноэль-Бэйкер заявил,
что предложение о том, чтобы один орган
организации Об’единенных наций ‘принял
один язык, а другие органы‘ — другую си-
стему, вызвало ‘бы полный хаос. Было при-
нято компромиссное решение, согласно кото-
рому ‘было решено сохранить нынешний по-
рядок, при котором французский и англий-
ский языки считаются рабочими языкамн, а
официальными языками считаются француз-
ский, английский, русский, испанский и кн-
тайский. Было. достигнуто . соглашевие, что
это решение не является обязательным для
Генеральной ассамблеи и других органов,
которые должны быть созданы.

Законопроект уполномачивает президента
назначать. в организацию Об’единенных на-
ций американских делегатов и представите-
лей, подлежащих утверждению сената, при-
менять экономические санкции по решению
Совета безопасности, заключить соглашение
с организацией Об’единенных наций для ис-
пользования ею части вооруженных сил
США. Это соглашение подлежит одобрению
конгресса, однако после этого’ президенту
не потребуется разрешение кснгресга для
отправки войск по требованию  Совета безо-
пасности. Законопроект предлагает также
президенту докладывать конгрессу по край-
ней мере раз в год о деятельности оргачч-
зации Об’единенных ваций и утверждает от-
пуск средств на участие США в оргапизачии
Об’единенных наций.

рынки.

Помимо соглашения по финансовым войро-
сам, Соединенные Штаты и Англия достиг-
ли соглашений по вопросу о широких прин-
ципах торговой политики, урегулирования
зопроса об ответной помощи на основе ленд-
лиза, о судьбе излишков военного имуще-
ства и разанчных претензий.

Дата \ вступления в силу соглашения по
финансовым вопросам зависит от ассигнова-
ния конгрессом США необходимых фондов.
Это соглашение разрешает. Англии получать
у США на основе кредита в 3.750 миллио-
нов долларов различные суммы в. любое
время в период между вступлением в. силу
соглашения и конпом 1951 года. Англия
должна будет погасить этот кредит 50 еже-
годными взносами, начиная с 31 декабря
1951. года, из расчета 2 процентов годовых.
Проценты за 1951 год должны быть исчис-
лены с суммы; полученной на 31 декабря
195] года, а на каждый последующий. год
исчисляться из суммы, остающейся‘на 31 ян-
варя каждого данного года. Таким образом,
процентная ставка в действительности будет
несколько ниже, чем 2 процента. Кроме
того, заключенное соглашение разрешает
Англии временно откладывать выплату про-
центов при определенных условиях неблаго-
приятного платежного баланса, если это бу-

ным фонлом.

ветскому Союзу. некоторого контингента
немецких военнопленных, является не чем
иным, как новой попыткой «возобновить
травлю Советского Союза и ухудшить отно-
шения между Швецией и Советским Сою-
зом». В этих телеграммах указывается, что
правительство должно активно воздейство-
вать на тех людей, которые продемонстри-
‚ровали своё фашистское нутро в этой кам-
пания:

Газета «Ню даг» опубликовала письмо из-
вестного писателя Эрика Бломберга, `нахо-
цящегося в настояшее время в Норвегия.
Касаясь поднятой шведской реакцией кам-
пании, Бломберг пишет, что она «показы-
вает, насколько сильно успела распростра-
ниться в Швеции приверженность к нациз-
му. Это,—продолжает Бломберг,—наклалы-
вает на репутацию Ц!зеции позорное пятно
в глазах демократического мира.

Повидимому, ‘реакционные круги Швеции
беспокоятся только’ о свободе продажных
угнетателей свободы. Эти круги couys-
ствуют мучителям людей и называют это
гуманностью»,

«Ньюс кроникл» о документах,
разоблачающих английских
сторонников Гитлера

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Касаясь
документов, найденных в секретных делах
немецкого министерства иностранных дел и
разоблачающих английских сторонников гит-
леровского режима, «Ньюс кроникл» пишет:
«С тех пор как наличие этих документов
было установлено специальным корреспон-
пентом «Ньюс кроникл» Бивеном, были при-
няты самые тшательные меры предосторож-
ности,. чтобы предупредить разглашение
имен. тех лиц, которых касаются эти’ доку-
менты... В дополнение к документам; кото-
рые были посланы в Лондон, следователи
обнаружили рял других писем англичан
Гитлеру и другим нацистским руководите-
лям».

В связи с этим «Ньюс кроникл» в редак-
ционной статье требует опубликования пере-
писки между английскими подданными и гит-
леровскими руководителями. Лица, сочув-
ствующие гитлеровскому режиму, должны
‘находиться, под. надзором. «Военная победа
над Германией не уничтожила риска возро-
ждения фашизма в Англии», — пишет «Ньюс
кроникл», Газета ‘заявляет, что «нация име-
ет право знать, скрываются. ли. в ее среде
английские нацисты, в особенности если
они окажутся людьми, занимающими видное
положение, С основанием или без основа-
нии, но уже циркулируют слухи о связи

видных лиц с нацистским движением».

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
‚ ВОЕННО - МОРСКОГО ФЛОТА СССР

ГМ 203486.

АДРЕО РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ул., 91, Комм
отдел боевой подготовки—доб. 29, 36, Д, 1-08-29; отдел пропаганды-—Л 1-11-45; отдел партийно-кэмсомольской жизни

информации — доб. 1-35; отдел писем — доб. 23; иллюстрационный отдел — доб. 99; начальник издательства, ag fi 2 TS A sd cl отдел — доб.
ПИ Е рия — доб. 95;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

утатор редакции: Д 3-20-90 до Д 3-20-96.

Телефоны: для справок — доб. 1

‚Бои в Индонезии

ДЕЛИ, 7 декабря. (ТАСС). Радио Дели
передает, что военная обстановка в Бандун-
ге (на острове Ява)’ стала весьма напря-
женной. Английское’ командование ‘пере-
бросило на самолетах из Батавии в Бан:
дунг подкрепления

САН-ФРАНЦИСКО, 7 декабря. (ТАСС),
Радио Сан-Франциско передало 5 декабря
сообщение голландского = официального
агентства Анета из Батавии о том, что в
Бандунге японские танковые подразделения
при активной поддержке английской авиа-
ции атакуют позиция индонезийцев,

Смертный приговор
генералу Ямасита
Лондон, 7 декабря, (ТАСС). По сообще-
нию нью-йоркского корреспондента  агент-
ства Рейтер, генерал Томоюки Ямасита, быв-
ший главнокомандующий японскими силами
на Филиппинах, признан виновным в пред’яв-
ленных ему обвинениях и приговорен к
смертной казни через повешение. j

Решенме Французского Комитета
национальной обороны
АИ 7 декабря. (ТАСС); Комитет па-
циональной обороны, об’единяющий деятель:
ность всех военных министерств Франции,
ene сократить на одну треть расходы на
aie ha будущем году, Численность армии
лена комитетом предположитель
500—600 тысяч человек. ga

-73; отв. секретарь редакции —
1-22; отдел культуры—доб. 8
отдел подписки-—Д. 1-69-01, ”

д. 1-08-03;

отдел

Митинг американцев
славянского происхождения
в Детройте

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря, (ТАСС). По пин
циативе американского Всеславянского KOife
гресса штата Мичиган на-днях в Детройт
был организован митинг, на котором приеут,
ствовало 4 тысячи человек. Участники ми,
тинга направили послание Трумэну и Бирн.
су, в котором заявляют, что выполнение Те

геранского и Потсдамского соглашений не,
обходимо для укрепления  советско‘англо.
американской коалиции и сохранения все.
щего. мира,

участию США в Лиге наций, в настоящее
время пытаются подорвать организацию (6;.
единенных наций, предлагая попразки, ис.
кажающие законопроект об осуществления
участия США в организации Об едизенных
наций, Таннел заявил, что во время дебатоз
в сенате на прошлой неделе не было ни од,
ного прямого выступления против законопто.
екта. но делались всевозможные попытки

та. По словам Таннела, если бы некоторые
из этих поправок были приняты, организация
Об’единенных наций встретилась бы с таки
ми препятствиями, что она не смогла бы вы.
полнять свои функции по предотвращению
войн. Таннел осудил попытки представите“
лей руководства республиканской ‘партии в
конгрессе дискредитировать покойного пре
„зидента Рузвельта. Он заявил, что эти эле:
менты пытаются восстановить деятельность
цленов комитета «Америка прежде всего»
и внести разлад между народами и страна-
ми;

`\На митинге выступили также исполняю:
щий обязанности председателя  кенгресса
Балакович и секретарь Пиринский,

Заседание Учредительного
собрания Югославии
ВЕЛГРАД, 7 декабря, (ТАСС). Вчера со-

стоялись заседания Союзной Скупцины н
Скупшины Национальностей Учредительного

собрания. На’ заседаниях обеих палат было

оглашено приветствие Национального Учре
дительного собрания Франции в связи с про-
возглашением Югославии республикой, Де.
путаты бурными аплодисментами встретили
приветствие. По ‘предложению лидеров по-
литических групи ‘обё палаты Учредитель
ного собрания послали Национальнсму У
редительному собранию Франции ответное
приветствие,

Заместитель председателя Союзной Скуп-
щины Филипович подал в отставку со свое:
го поста, мотивировав свое заявление тем,
что он является министром. Палата уловлет-
ворила его просьбу, избрав на этот пост де
путата Боснии и Герцеговины Авда Хумо,

Обе палаты! Учредительного собрачия ут:
вердили порядок своих заседаний и избрали
конституционные, планово-финансовые, ман:
датные и административные комиссии, а так»

ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ АНГЛИЙСКОМУ
ПРАВИТЕЛЬСТВУ OTKJIOHEH

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт, что английская палата об-
щин отклонила 381 голосом против 197 го-
лосов внесённый консервативной оппозицией
вотум недоверия правительству по его внут-
ренней политике.

Утверждение сенатом США
ассигнований для ЮНРРА
ВАШИНГТОН, 7 декабря. (ТАСС). Сенат
СИА утверцил 5 декабря ассигнование 550
млн. долларов в качестве взноса в фонд Ад:
министрации помощи и восстановления 06’
единенных наций (ЮНРРА).

Острая нехватка угля
во Франции

ПАРИЖ, 7 декабря. (ТАСС); В связи с
острой нехваткой угля французские заво-
ды будут работать только три дня в не.
делю.

ПАРИЖ, 7 декабря. (ТАСС). Касаясь
причины угольного кризиса BO pani,
газета «Пари матэн» напоминает о том, что
Америка прекратила’ с октября. постазн
угля Франции. Англия поставляет лишь
небольшую часть обещанного угля.

ею,

У гроба
В. Л. Комарова

Вчер» общественность столицы проща-
лась © выдающимся советским ученым, 38+
мечательным русским патриотом, академи»
kom B. Л. Комаровым.

Весть о смерти неутомимого’ борца за пе:
редовую советскую науку глубокой скорбью
отозвалаюь в сердцах советских людей.

В трауре Нескучный дворец. Накануне
сюда, в Академию наук, которутю 9 лат воз
главлял академик Комаров, был перевезен
гроб с телом покойного.

В 11 часов утра в конференц-зал был
открыт доступ дая посетителей. Тысячи
москвичей пришли проститься © корифеем
отечественной науки. Мимо гроба прошли
ученые, студенты и ‘педагоги московских
вузов, рабочие и инженеры, бойцы, офице-
ры и генералы Красной Армии и Военноз
Морского Флота...

Бесконечной вереницей тянутся со всех
концов Москвы делегации трудящихся, Вла-
химира Леонтьевича Комарова они знали HO
только каж крупнейшего исследователя
русской природы. Миллионам людей он был
известен и как выдающийся государствен
ный деятель. Депутат Верховного Совета
СССР, академик Комаров поддерживал тебя
ную связь со своими избирателями, отвечая
на их многочисленные письма, живо откли»
калея на их просьбы. Выполняя свои г

Отечественной войны явился инициаторои

для нужд фронта. Вклад академика Кома
рюва в завоевание победы над гитлероювокой

ского Труда.

отдать делегации главных управлений Hap-
коматов Обороны и Военно-Морокого a0
та, Герой Советского Союза генерал-лей
тенант_ Федоров,
Исаченков,  контр-адмиралы
Кудрявцев и другие.

До позднего вечера не прекращался люк
ской’ поток. Тысячи москвичей побывали
вчера в Нескучном дворце, прощаясь с 34
мечательным ученым, чья жизнь — примой
самоотверженного служения Родине.

(ТАСС).

Петровский

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ,

Сенатор-демократ Таннел в своем вымуг.
лении. заявил, что силы, которые помешали

-

изменить и отерэчить принятие законопроех. ”

‘ударственные функции, он в годы Великой
мобилизации производительных сил страны
Германией правительство высоко оценило,
присвоив ему звание Героя Социалистичо“

Прощальные. почести покойному пришли /

инженер-вице-адмирай