9 декабря

= =

1945 г., воскресенье, №288 (2163)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

СОВЕЩЦАНИЕ

РАБОТНИКОВ

ФЛОТСКОЙ ПЕЧАТИ

6—7 декабря состоялось совещание ра-
ботнихов флотокой печати, созванное Глав-
ных политуправлением Военно-Морского
Флота. Совещание обсудило вопросы: о ра-
Gore газет в связи с выборами в Верховный
Coser COCP и 06 опыте работы по военно-
морскому воспитанию личного состава,

С, хокладами по первому вопросу выступи-

.. ти редактор газеты «Красный Черноморец»
‚А чолковник Плеско, редактор газеты «Дуна-
Сц» майор Чернух и редавтор газеты «Жрас-

52 ный Лнепровец» капитан Нольде. Они от-

метили, что подготовка в выборам на ко-
раблях и в частях проходит в обетановке
большого политического под’ема. Одним из
проявлений возроспей общественной актив-
цости краснофлотцев, старшин и офицеров
является рост притока писем. в редакдни
краснофлотских газет, «Красный Черномо-

° рец», например, в ноябре получил намного
больше военкоровеких цисем, чем в любой
предыдущий месяц, причем значительная
часть их посвящена предстоящей избира-
тельной кампании.

После опубликования «Положения о вы-
борах в Верховный Совет ОССР» флотекие
ц флотильские газеты напечатали передо-
вые и ряд пропагандистских статей о совет-
ской избирательной системе, о Оталинской
Конституции, социалистическом демократиз-
у, & также пачали, хотя и е некоторым
запозданием, освещать предвыборную аги-
язционно-пропагандистскую работу на Ko-
аблях и в частях. Одлнако докладчики при-
звали, что редакции не проявили еще долж-
ной инициативы для более яркого, инте-
рееного и разностороннего показа подготов-
ки к выборам, Газеты недостаточно инфор-
мируют читателя о восстановлении разру-

о шенных немцами городов и сел, о веей пол-
}новровной жизни родной страны. Редакция
” «Дунайца» сумела организовать хорошую
полосу «Днепропетровщина возрождается»,
но этим и ограничилась, предпочитая поль-
зоваться материалами из центральных га-
зет.
Ераснофлотекие газеты  Черноморекого
флота, Дунайской и Днепровской флотилий
пока еще ‘не используют всех возможноетей
для пропаганды советского Избирательного
закона и Сталинской Конституции, для ши-
роком и всестороннего освещения всех
Форм массовой партийно-политической ра-
боты накануне выборов. }

Выступившие в прениях работники кра-
снофлотской печати привели поучительные
примеры из практики работы отдельных га-
зет в связи с подготовкой в выборам в Вер-
ховный Совет ССОР.

Капитан Полин назвал несколько га-
зет соединений, которые быстро и активно
зключились в подготовку к выборам. Но
цокоторые балтийские печатные газеты
соединений, особенно «Боевой курс» и «За
кадры», явно отстают в освешении важ-
нейшей политической камнании. На Черно-
морском флоте, по заявлению подполковника
Даниловского, лучше других освещают нод-
TOTOBRY в выборам газеты «Атака», «Ота-
линская вахта», «Черноморец». Они сиете-
матически публикуют пропагандистские
статьи, печатают ответы на вопросы изби-
рателей, сообщают о том, как личный с0-

“eras кораблей и частей готовитоя к выбо-
рам. Охнако есть’ и: отстающие газеты, ‘как;
например, «Залп» и «Ленинец», которые до
_ середины ноября поместили всего лишь по
\ ве-три информации об изучении Избира-
тельного закона,

Полковник Ярош отметил, что качество
предвыборных пропагандистеких статей в
краснофлотских газетах не веегда отвечает
высоким требованиям, которые к ням пред’-
являются. Существенным недостатим яв-
ляется отсутствие системы и строгой после-
довательноети в предвыборной пропаганхе
на страницах краснофлотской печати. Гово-
Df 00 освещении жизни страны, тов.
Ярош обращает внимание на необходимость
более тщательного и вдумчивого отбора иЕ-
формации, учитывая интересы флотского
читателя, `

С локладами 06 опыте работы по военно-
морскому воспитанию личного состава на
совещании выступили редактор газеты
«Красный Балтийский Флот» капитан 2
ранга Осипов и редактор газеты «Красно-
флотец» капитан 1 ранга Дивавин, Вак з

цокладах, так и в прениях были подняты
важные вопросы военно-морского воспита-
ния, пропаганды традиций и опыта 0тече-
ственной войны, борьбы за укропление
ня дисциплины, морской закалки

Но

Почти во всех выступлениях уназыва-
лось, Что пропаганда героических традиций
Отечественной войны является важнейшим
средством воспитания краснофлотцев, 03-
нако отдельные газеты, красочно описывая
традиции старого русского флота, недоста-
точно ярко показывают славные боевые
традиции недавних боев с немецко-фашист-
скими захватчиками и японекими импери-
алистами. 06 этом говорил редактор газеты
«Боевая вахта» капитан 1 ранга Пашенко.
Он поделилея также опытом освещения
боевой учебы и воспитания старшин и крас-
нофлотцев на страницах тихоокванской га-
зеты.

Большое воспитательное значение имеет
информация о жизни флота, флотилии, с0е-
динения. № сожалению, как указал в своем
выступлении полковник Токарев, некоторые
редакторы недооценивают роли информации
в краснофлотской газете. Например, газе-
та «Дунаец» зачастую выходит 693 всякой
информации о жизни флотилии или пуб-
ликует пустые, бессодержательные заметки.
Далее тов. Токарев говорит о’ необходимости
более. глубокого освещения партийной п
Бомоомольской жизни, политической рабо-
ты на кораблях, в` частях и подразделениях,

0 борьбе тазеты за действенность .сво-
их критических выступлений говорил ре
дактор газеты «Красный Амурен» майор
Прилуцкий.

06 опыте работы передовых газет в 0б-
ласти политического и военно-морского
воститажия личного состава, о новых тре-
бованиях, вылвигаемых перед печатью, и
отетавании отдельных газет соединений го-
ворили в своих выстунлениях майор Стри-
жаченко, подполковник Коган, майор Bo-
дынин и генерал-лейтенант авиации Алек-
сеев.

На совещании выступил начальник
Главного  политуправления  Военно-Мор-
ского Флота тенерал-полковник Рогов.
отметил, что флотская печать за время вой-
ны проделала огромную работу в области
политического, воинокого и культурного
воспитання личного состава. Сейчас, в
условиях мирного периода, перед красно-
флотекими газетами вотатот новые, ответ-
ственные задачи. Наш  Военно-Морекой
Флот непрестанно растет. Кадры флота по-
полняютея молодежью, которой надо
воспитать полноценных военных моряков.
Краснофлотокая. печать призвана активно
помочь командирам в обучении и воспита-
нии молодого пополнения, прежде всего ко-
рабельного состаза. Вопросы воонно-мор-
ского воспитания должны занять главное
место в краснофлотской газете.

Военно-морское воспитание, указывает
тов. Рогов, преследует цель привить мо-
лодым воинам те качества BOCHHEIX MODA-
ков, о которых говорил еще адмирал Ма-
варов: физическое здоровье и  выносли-
вость, привычку в дисциплине, привычку
и любовь в морю, смелость, твердое зна-
ние , своей морской специальности, своего
оружия. Флотская печать должна воспиты-
вать эти качества у молодых моряков иа
боевом опыте и традициях Великой Отече-
ственной войны. Одновременно газеты не
могут забывать о том, что успех воиневого
воспитания целиком завиеит от политиче-
ского воспитания налтих кадров. Тэлько
боец, ясно сознающий свой долг перед Ро-
Диной, в совершенстве овладеет вверенной
ему техникой.

Говоря о задачах краснофлотових газет
в подготовке к выборам в Верховный Совет
COOP, ros. Poros ofpamaer 0е0бое внимание
редакторов на необходимость глубокого
паз’яснения преимуществ  социалистиче-
ского строя и презосходетва советской де-
MOMDATIE, .

Тов. Рогов говорит о том, что предвыбор-
ные материалы в настоящее время должны
занимать самое видное место в газете, и
подробно останавливается на конкретных
задачах флотекой печати в связи с выбо-

Проводы демобилизованных черноморцев

рами в Верховный Совет СССР,

Празднично выглядел Дом Военно-Мор-  1 статьи Силантьев, Он вспоминает дни

кого Флота — плакаты, лозунги, фотомон-
таят, отражающие боевую деятельность ко-
раблей и частей Черноморского флота в Оте-
чественной войне. Зрительный зал заполни-
ли моряки частей и кораблей Н-екото со-
единения. Начинаетея собрание. посвящен-
ное проводам боевых товарищей в долго“
`<ирочный отпуек. С нанутственным словом
/лыступил капитан 1 ранга Маслов. Он го
зорил о роли демобилизованных воинов на
производстве, в колхозах, в полтотовке к
выборам в Верховный Совет CCCP.
Поблатодарив от’езжающих моряков за
отлично выполненный долг перед Родиной,
т. Маслов выразил уверенность, что звание
моряка-черноморца они будут высоко дер-
ЖАТЬ и на трудовом фронте,

С ответным словом выступил старшина

тероической обороны Севастополя, Одесеы.

— Мы раз’езжаемея но домам с чуветвом
‘выполненнойо долга перед своим народом. В
мирном труде мы также всегда будем вне-
реди.

От имени краснофлотнев, остающихся на
флоте, выступил старитина 1 статьи Рощин.
Он заверил уезжающих, что боевая техника
остаетея в надежных руках.

С папутетвенными словами уезжающим,

выступили полковник Поздняков, капитан
2 ранга Гинзбург, краснофлотец Усмарцев
и лругие.

Демобилизованные черноморцы обрати-
лись с приветственным письмом к великому
вождю товарищу Сталину.

Напитан М. ХАПИЧЕВ.

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

О северном сиянии и работе КЭЧ

До сих пор было известно, что ‘полярная
ночь и северное сияние не могут серьезно
повлиять на стиль работы, скажем, такой
организации, как КЭЧ поселка Н-ской базы
Зеверного флота. Однако наблюдения по-
следних двух лет дают представление 0 50-

воршенно иной картине. Как бы там ня

было, но факт остается фактом.

’ Каждый год перед наступлением поляр-
ной ночи и северных сияний работа КЭЧ
базы затухает. Факт затухания особенно
Можно проследить на домах №№ 11 и 13.
Они не отапливаются и не освещаются уже
второй год,

Обитатели этих домов в один голос ут-
верждают, что происходит это по вине
тт. Зубова и Майзика. Цервый из них воз-

`Маваяет КЭЧ базы, а второй ведает мест-
Hoi электросетью. Oda они, как говорят,
«навязли в зубах» у жителей домов 38
№№ 11 и 13. А получилось это по той пра-
чине, что оба дома, имея центральное отоп-
ление, не отапливаются, имея электропро-
водку, лве полярные зимы не освещаются.

Ha сей счет ходили разные слухи. Когда
не освещали и не отапливали прошлую зи-
му, обитатели двух домов решили терпеди-
во ждать лета. Жильцы-энтузиаеты гово-
или:

— Подождем, Уж товарищи Зубов п
Майзик что-нибудь придумают, изобретут.

От них, конечно, не требовали, чтобы ови
для этой цели использовали, скажем, атом-
ную энергию или силу отливов и приливов.
Пет! Проето ждали, что указанные выше
дома будут отапливаться и освещаться тем
же способом, каким это’ делают в других
гарнизонах. Но увы! Наивные жители
оптиблись в своих расчетах.

Наступила вторая полярная зима, а кэ-
чевский воз не сдвинулся с места. Дома по-
прежнему и не отапливают и не освещают.
Видимо, тов. Зубов решил, что полярную
ночь нельзя причислить к отопительному
сезону, & тов. Майзик считает, что север-
ное сияние вполне может заменить элек-
тричество.

К сожалению, и тот и другой ошибаются.
Никогда еще полярная ночь не была, зной-
ной, а энергию северного сияния еще не
научилиеь использовать даже в таком ко-
личестве, чтобы хватило для постоянного
освешения домов №№ 11 и 13 в поселке
базы. Вероятно, и’ освещение и отопле-
ние этих домов надо налаживать старыми,
но испытанными методами.

Б. АЛЕНСАНДРОВ.

Пронесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге

Вечернее заседание 7 декабря

НЮРНБЕРГ, 7 декабря. (ТАСС). На ве-
чернем заседании Трибунала 7 декабря пред-
ставитель английского обвинения Робертс
закончил представление Трибуналу доку
ментов о преднамеренном и заранее занла-
нированчом вторжении германских войск В
Бельгию, Голландию и Люксембург.

Официальные документы, представленные
Трибуналу, свидетельствуют, что 10 мая
1940 г. в 4 часа 30 мин. утра немецкие ¢a-
молеты начали бомбардировку бельгийских
и голландских аэродромов и других об ектов
и лишь в 8 чае. 30 мин. германекий посол
приехал в министерство иностранных дел
Бельгии. Министр иностранных дел Бельлии
Спаак предупредил его, что он, министр, бу:
дет говорить первым. Министр прочел гер-
манскому гоелу протест бельгийского пра“
вительства против предательского нападе-
ния германских вооруженных сил на страну.
В этом протесте говорилось: «Второй раз в
течение 25 лет Германия совершила преетуч-
ную агресеию против нейтральной лойяль-
ной армии Вельгии, То, что сейчас произо-
шло, более отвратительно, чем агрессия 1914
года. Никакого ультиматума, никакой ноты,
никакого протеста никогда не вручалозь
бельгийскому правительству. Только в ре-
зультате самого нападения Бельгия узнала,
что Германия нарушила обязательства, дан-
ные ею 13 октября 1937 г. и возобновленные
в начале войны. Актом агрессии, совер:
шенным Германией, для которого нет ника-
кого оправдания, глубоко возмутится весь
мир. История будет считать Германскую
империю ответственной».

По просьбе Трибунала обвинитель читает
также ноту, пред’явленную германским по-
слом министру иностранных дел .Бельшии,
В этой ноте гитлеровские заговорщики з3-
являли, что их вторжение вызвано, якобы
необходимостью предупредить вторжение
англичан и французов в Бельгию, Голлан-

мых Риббентропа, Кейтеля и Иодля в том,

что они совместно с Гитлером планировали
и развязывали войну на Балканах. Из этих
документов обвинитель обращает внимание
Трибунала на письмо Риббентропа к премь-

ер-министру Югославии. В этом письме го:

ворилось: «От имени германского правитель-

ства и по его распоряжению имею честь со-

общить Вашему Превосходительству о сле-
дующем, По случаю присоединения Югосла-
вии к пакту трёх держав. германекое прави-
тельство подтверждает свою решимоеть ува-
жать суверенитет и территориальную це-
лостноеть Югославии постоянно». Через 11

дней после того, как было подписано это
письмо, немцы вторглись в Югославию. При

этом Гитлер на’совещании верховного коман-

дования германской армии указал на необхо-
димость как можно скорее уничтожить юго-
славские военно-воздушные силы и Белерад.

результате этой директивы целые районы

В
Белграда были, как известно, уничтожены.

Касаясь вторжения в Грецию, обвинитель
сообщает, что оно было заранее запланиро-
вано Гитлером и его сообщниками. При этом
игнорировалось то обстоятельство, что это
вторжение являлось нарушением междунз-
родного права. Заговорщики были озабочены

только тем, как скрыть приготовления к

вторжению, чтобы перед германскими во-

оружёнными силами была бы ничего не подо-

зревающая жертза. Единственная формаль-
ность, которая при этом была соблюдена —
это вручение ноты греческому посланнику в
Берлине, в которой ` сообщалось, что герман-
цию, чтобы «из-
посланник OTBC-
THI, НТО история ‘повторяется, что на Гре-
цию Германия нападает так же, как Италия,

ские войска вступают в Г
гнать англичан». Гречески

и что Греция даст Германии тот же ответ.
Закончив

В нредставление доказательств
германской агрессии, обвинитель говерит,
что применявшаяся гитлеровцами техника в

основном заключалась в обеспечения макси-

ла Австрии гитлеровекое правительство. Bo
втором документе, подписанном подсуди-
мым Нейратом, германское правительство
решительно отвергает вмешательство Анг:
лии в германо-австрийские дела. Нейрат
утверждает, что никакого немецкого ульти-
матума австрийскому правительству, яко-
бы. не было, что немецкие войска, вступив-
шие в Австрию, являются не оккупацион:
ными, а полицейскими, и что само аветрий-
ское правительство, якобы, просило Берлин
прислать эти войска, чтобы избежать граж-
данской войны в Австрии,

Обвинитель напоминает Трибуналу о He-
скольких документах, уже приобщённых к
делу: письмо австрийского  гитлеровна
Райнера гитлеровскому имперекому комие-
сару Бюркелю, запись телефонного разгово-
ра‘ подсудимого Геринга е подсудимым
Зейсс-Инквартом, запиеь телефонного раз-
говора Геринга с подсудимым Риббентро-
пом. Эти документы неопровержимо дока-
зывают, что Германия действительно навя-
зала Австрии гитлеровское правительство,
что Германия послала в Австрию оккупа-
ионные войска по своей воле. Правда,
подсудимый Геринг, говоря с Зейсс-Инк-
вартом но телефону, приказал ему прислать
в Берлин телеграмму с просьбой о посылке
войск для придания мерам германского
правительства «легального характера». Од-
нако Зейсс-Инкварт был настолько занят,
что не сумел послать требуемой телеграм-
мы. Впрочем, гитлеровские заговорщики
обошлись и без этого фигового листочка.
Указав на тот факт, что Нейрат присутет-
вовал на совещании 5 ноября 1937 г„, где
решался вопрос о захвате Австрии, Олдер-
мен подчёркивает, что Нейрат был одним
из активных участников заговора против
Австрии, которому было поручено замаски-
ровать агрессию против Австрии лживыми
нотами и декларациямн,

Олдермен переходит к нападению гитле-

дию и Люксембург и желанием обеспечить
нейтралитет» этих трех стран. «С этой це»
лью,— говорится в ноте,— правительства
Германии бросит в бой крупные вооружен
ные силы, так что любое сопротивление бу:
дет бесполезным».

Затем Трибунал предоставляет слово пред-
ставителю английского обвинения полков-
нику Филймор.

Полковник Филимор приводит документы
а подготовке гитлеровских заговорщиков к
нападению на Грецию и Югославию. Втерже-
ние в Грецию и Югославию со стороны нем-
цев, говсрит обвинитель, является прямым
нарушением Гаарской конвенции о мирном
урегулировании международных споров и
пакта Келлога — Бриана 1928 г, Филимор на-
поминает Трибуналу речь Гитлера в рейх-
стаге, в которой он заверял югославское пра-
вительство в том, что Югославия останется
нетронутой. Затем обвинитель читает вы-
держку из речи Гитлера на юбеде в честь
регента Югославии. В этой речи Гитлер
лживо заверяет в своих дружеских чувствах
к Югославии.

Затем обвинитель просит приобщить к

делу две выдержки из протокола совещания

в Обер-Зальцбурге в 1939 году, в котором

принимали участие Гитлер, Риббентроп и
Чиано. На этом совещании Гитлер и Риб-

бентрош убеждали Италию начать войну

против Югославии с тем, чтобы Германия
занялась в это время Польшей. Чично был
согласен ликвидировать Югославию, однако
ой-
не. Но мнению обвинителя, и сама Германия
не была в то время ещё готова, для нане-

он сказал, что Италия не готова к этой

сения удара на Балканах.

В последующих документах представитель
английского обвинения изобличает подсуди-

Бои в Индонезии
ЛОНДОН, 8 декабря. (ТАСС). Снециаль-

ный ReppecHonsetr агентства Рейтер пере-
даёт из Батавии ie Ява), что 7 декаб-
ря индонезийцы приблизились к аэродрому
в Семаранге (северное побережье Централь-
ной Явы), являющемся сейчас местом боёв.
Индийские части обстреливали пункт, на-
ходящийся в полутора милях от аэродрома.
Сообщают, что вблизи Семаранга находятся
два крейсера.

В коммюнике, опубликованном вчера шта-
бом союзников, говорится, что азредром в
Семаранге был подвергнут артиллерийско-
му обстрелу. Шесть английских самолётов
«Сандерболт» бомбардировали предполагае-
мые артиллерийские позиции индонезийцев.

-Пребывание в Праге венгерского
министра иностранных деп

ПРАГА, 8 декабря. (ТАСС). На-днях в
Прагу прибыл венгерский министр иностран-
ных дел Дъендьеши.

ЛДьъендьеши посетил исполняющего обязан-
ности министра иностранных дел статс-се-
кретаря д-ра Клементис. После визита на-
чались ‘переговоры по вонросу обмена нан-
меньтинствами между Чехословакией и Вен
грией. :

ИЗ ЗАЛА СУДА

мальных преимуществ неожиданностью нана;
дения для того, чтобы обеспечить несколько
часов продвижения без сопротивления на тер-
ритории ничего не подозревающей жертвы.
Этот вывод обвинитель иллюстрирузт зна-

ровской Германии на СССР. Он подчёрки-
вает, что характерной особенностью всех не-
мецких выступлений против различных евро-
пейских стран является вероломство. Одна-

ЧЕРНЫЕ ДЕЛА

комыми уже примерами вторжения гитлеров-
цев в Норвегию, Данию, Бельгию, Голлан-
дию и Люксембург. Эта серия агрессий, за-
ключает полковник Филимор, была озущест-
влена таким путём, который сам п> себе
является доказательством агрессивного ве-

бы обеспечить первоначальное преимущест-

и об’яснений, — это метод гитлеровцев.
‚Этот метод действия, ‘говорит обвинитель,

является методом. варваров.

кроме своего собственного, есть государст-
во варваров.

канского обвинения Олдермену.

что прежде, чем перейти к разбору и разо-
блачению немецкого заговора против Совет-

внимание Трибунала на два документа,
только что полученные из английского ми-

к гитлеровекому заговору против Австрии.
Эти два документа — письмо британского

посла в Берлине. Невиля Гендереона лорду.

Галифаксу и ответ Нейрата на английскую
ноту протеста против оккупации Австрии.
В первом’ документе рассказывается о

eporenre английского правительства против

действий Германии, которая силой навяза-

Суд над соучастниками банды Михайловича

БЕЛГРАД, 8 декабря. (ТАСС). 6 декабря
в белградском военном суде слушалось дело
группы активных соучастников банды Драже
Михайловича: белградского чиновника Ма-
‘саловича, полковника старой югославской
армии Драгутиновича и некой Атанацкович
из города Куршумлия.

Масалович — сын бывшего начальника
канцелярии Недича. В ноябре 1943 года он
вступил в отряд предателя Льотича и уча-
ствовал в боях против партизан. Внослед-
ствии он окончил курсы диверсантов в Кай-
зервальде и нелегально под чужой фамили-
ей перешел`на освобожденную территорию
Югославии.

Здесь в Куршумлие Масалович вступил
в подпольную четническую группу, возглав-
лявшуюся неким Еремичем, и принимал уча-
стие в террористических актах против пред-

ПРОИЗВОЛ ПОРТУГАЛЬСКИХ ВЛАСТЕЙ

РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 8 декабря. (ТАСС).
Бразильская газета «А нойте» Б декабря,
ссылаясь на телеграмму - корреспондента
агентства Ассошиэйтед Пресс из Лиссабо-
ца, сообщает о возмутительном поведении
португальских властей, которые подвергают

ГРОССАДМИРАЛА РЕДЕРА

В пятницу злобой дня на Нюрнбергоком
процессе вновь оказались преступления
Эриха Редера. Надо признать — в этот день
мы узнали немало нового о черных делах
фалтистского гроссадмирала. Приказы и ди-
рективы бывшего командующего герман-
ским флотом, оглашенные в зале суда и роз-
данные в копиях представителям прессы,
разоблачают Редера как одного из главных
организаторов немецкого разбоя в Сканди-
вавии.

Как правило, Гитлер сам намечал жерт-
ву очередной агрессии, лично определяя но-
слезовательность новых захватов, Норвегия
явилась некоторым исключением из этого
правила. Первыми поставили в порядок дня
вопрос о вторжении в эту страну Розенберг
и Редер. Это неопровержимо доказывается
официальными германокими документами.
Передо мной памятная записка Редера от
3 октября 1939 года, озатаавленная «9а-
хват баз в Норвегии». Оюромный подзаголо-
BOR «Выдержки из военного лневника» не
умаляет значения документа, Это, конечно,
еще не план операции, но уже ее- замысел.
Редер прямо ставит перед собой задачу вы-
яепить, какие именно пункты норвезжекого
побережья выгодно сделать терманекими
морскими базами, каковы условия и в03-
можности захвата, удержания, использова-
ния этих баз.

Потребовалась веего неделя, чтобы эти
вопросы стали ясны Редеру. Во всяком слу-
чае, уже 10 октября он по евобственному
почину докладывает: свои соображения Гит-
леру. Основным доводом за захват Сканди-
навского побережья Атлантики служит при-
обретение выгодных позиций для операций
против Англии. Мы знаем, однако, что очень

скоро норзежевие базы стали у немцев
опорными пунктами для действий против
Советского Заполярья.

В числе документов, которые Pexep
вручил Гитлеру в подтверждение своих
предположений о норвежеких базах, была и
токладная записка Деница, командовавшего
тогда подводными силами Германии. Этому
пирату норвежская авантюра предетавляет-
ся особенно заманчивой. Дениц. расечиты-
вает приобрести здесь громкую славу и без
стеснения делает заявку на Нарвик и Трон-
хейм, особенно на последний. Выгодное рас-
положение Тронхейма, защищенность стоян-
ги, наличие нескольких удобных выходов
из фиорда, & также судоремонтных пред-
приятий -— эти доводы, подкрепленные
ввылкой на лоцию Северного моря, кажутся
Деницу достаточными основаниями для за-
хтата порта, принадлежащего нейтральному
государству.

Но гитлеровские адмиралы разрабатыва-
ли не только планы ‘захвата чужих портов
силой оружия. Они не гнушалиеь самых
грязных политических сделок и интриг, ко-
торые могли способствовать осуществлению
этих планов. Запомним: именно Эрих Редер
14 декабря 1939 года предетавил Гитлеру
отставного норвежского майора Квислинга,
в величайшей готовностью явивитегося в
Верлин продавать свою родину.

Следует подчеркнуть, TO  знакометво
Редера с Квислингом было отнюдь не слу-
чайным. Командующий германским флотом
проявлял исключительный интерес к это-
мт проходимцу, переписывался о нем с Ро-
зенбергом, принимал его в морском мини-
стерстве, а на секретном совещании по

Coren характера гитлеровекого режима.
ападение ночью без предупреждения, что-

во и представления впоследствии предлогов

Государство,
которое не уважает своего собственного сло-
ва или права какого-либо другого народа,

После 10-минутного перерыва Трибунал
предоставляет слово представителю амери-
Начиная свою речь, Олдермен говорит,

екого Союза и США, он хочет обратить

нистерства иностранных дел и относящиеся

ко, как говорит Олдермен, «последний акт
агрессии подсудимых, который в конце кон-
цов привёл их на эту скамью», отличался
особым вероломством.

Среди прочих документов обвинитель ог-
лашает документ, помеченный декабрем
1940 г. В нем говорится: «Начальник гене-
рального штаба армии (Гальдер) докладыва-
ет затем о планируемой операции на Востоке.
Сначала он останавливается на географиче-
ских факторах. Главные военные индустри-
альные центры находятся на Украине, в Мо-
скве и Ленинграде. Фюрер заявляет, что он
согласен с обсуждаемыми оперативными пла-
нами, и ‘добавляет следующее: наиболее
важной целью является предупредить воз-
можность русского отступления цельным
фронтом. Наступление на Восток лолжно
продолжаться до тех пор, пока русские воз-
‘душные силы будут не в состоянии атако-
вать территории Германской империи, а, с
другой стороны, германские воздушные силы
должны получить возможность производить
рейды, чтобы разбить русские военно-про-
мышленные районы. Таким образом мы были
бы в состоянии добиться уничтожения рус-
ской армии и предотвратить её возрожде-
ние. Первый удар войск должен быть сделан
таким путём, чтобы было возможно уничто-
жить крупное соединение врага. Весьма важ-
но, чтобы русские не заняли снова позиции
в тылу. Число дивизий 130—140, намечен-
ное для всей операции, является достаточ-
ным».

Оглашением этого документа вечернее за-
седание Трибунала закрывается.

ставителей местных органов народной вла-
сти.

На процессе было установлено, что Ма-
салович и Еремич осенью текущего года
написали Милану Гролу и бывшему премь-
ер-министру югославского эмигрантского
правительства Душану Симовичу письма, в
которых просили дальнейших указаний от-
носительно деятельности их диверсионно-
террористической грунпы. Эти нисьма обви
няемая Атанацкович доставила в Белград
для передачи адресатам через обвиняемого
Драгутиновича.

Суд. приговорил о к расстрелу,
Драгутиновича —к двум годам лишения
свободы с последующим поражением в пра-
вах на пять лет и Атананкович — к пяти
годам лишения свободы с последующим по-
ражением в правах на два года.

строжайшему обыску всех пассажиров, при
бывающих в Португалию из Бразилни. От-
метив унизительный характер обыска, газета
пишет, что полиция ищет газеты и книги, в
которых содержится пропаганда, направлен-
ная против Салазара. A

рактеризовал его Гитлеру, как человека,
заслуживающего полного доверия. Именно
здесь Гитлер высказат желание лично ветре-
титься с Квислингом, что и было через день
осуществлено при участии того же Редера.

Результаты этой встречи вполне удовле-
творили гроссадмирала. Фюрер и Квислинг
еразу нашли общий язык. В этот день про-
Изошло то, чего так настойчиво добивался
Редер в предшествующие недели: Гитлер
подписал приказ о подготовке к захвату
Норвегии. Новая разбойничья операция
получила в лексиконе заговорщиков услов-
ное обозначение: «Везерские маневры»—по
имени реки, где начали тренироваться вой-
спа, предназначенные для высадки в Скан-
динавии. Параллельно велась подготовка к
‘осуществлению плана «Хартмут» (оккупа-
ция Лании) п «Желтого плана» (оккупация
Голландии).

Вот этот ворох бумаг, бывших шесть лет
назад векретнейшими приказами. Тут есть
все, что уже знакомо нам по германским
архивам, относящимся к другим актам аг-
ревсии: директивы Гитлера командующим
армией, авиацией и флотом, сроки мобили-
зационных приготовлений, последние кор-
рективы в планах, окончательный  ерок
нападения... Но есть и ново6. Это инетрук-
ции о боевых действиях германского фло-
та —= документальные свидетельства бес-
примерного в истории морских войн ковар-
ства и вероломства.

Возьмем лишь одно из этих наставлений,
разоблачающих гнуеные приемы, ¢ по-
мощью которых  обеспечивалаеь  внезап-
ность вторжения в мирную страну. Вот ка-
кие указания были даны командирам ко-
раблей, участвовавших в операции: итти
к берегам Норвегии под видом британского
флота и придерживаться такой маскировки
как можно дольше. На запросы показывать
английские опознавательные знаки; все
время держать освещенным британский

норвежекому вопросу в штабе флота оха-   флаг.

Перед созывом
Народного собрания
в Болгарии

СОФИЯ, 8 декабря. (ТАСС). Болгарский
министр ‘информации Димо Казасов принял
представителей печати в связи с предстоя-
щим открытием Народного собрания. Он
заявил, что совет министров вынес решение
созвать Народное собрание на 15 декабря.
Первой задачей Народного собрания явится
избрание председателя и его заместителей.

На первом заседании будет определен
также порядок. дня сессии. Одним из пер-
вых вопросов, который будет внесен на рас-
смотрение Народного собрания, явится об-
суждение и утверждение важнейших зако-
нов, изданных правительством на основании
ст. 47 конституции. Народное собрание рас-
сметрит торговые договоры, заключенные

дарственный бюджет, а также важнейние
законопроекты. в

Обращение прогрессивных
деятелей к конгрессу США

НЬЮ-ЙОРК, 8 декабря. (ТАСС). «Нацио-
нальная федерация борьбы за конетиту-
ционные свободы» передала на-днях в пе+
чать заявление о том, что много известных
профессоров 13 университетов обратилось к
конгрессу США © письмом, в котором при-
зывают ликвидировать комиссию палаты
представителей «по раселедованию анти-
американской деятельности». В заявлений’
говоритея, что комиссия «по расследованию”
антиамериканской деятельности»
известной комиссии Дайса. Вместо того,
чтобы расследовать деятельноеть профа-
шистских ортанизаний в Соединённых И!та-
тах, комиссия защищала подобные органи-
зации и ипнорировала требования раселе-
довать нонытки фашистских груни исполь“
зэвать ветеранов войны в подрывных це-

В числе подписавших заявление—профес-
сора Гарвардского университета Сартен и
Матер, Колумбийского универеитета—Мит-
чэлл, Раутенитраух и Уэлтфиш, Иельского
университета — Петерс и другие.

Газета «Юманите»
об агентстве АЭП

ПАРИЖ, 5 декабря. (ТАСС). Касаясь оп-
ровержения ТАСС сообщений агентства
«Ажанс д’эдисьон э де пресс», газета
«Юманите» напоминает о том, что это агент-
ство, фабрикующее лживые сообщения, на“
ходится в договорных отношениях с англий-
скими лейбористскими изданиями. «Наши
друзья по ту сторону Ла-Манша, — пишет
«Юманите», — очевидно, избрали Параж для
распространения антисоветских новостей,
чтобы придать им характер правдопс побно-
сти в глазах их собственных читателей».
«Юманите» напоминает, что подобные под-
ставные агентства некогда существовали в
Польше и в прибалтийских странах.

——

Реакция в странах Латинской
Америки на ноту министра
иностранных дел Уругвая

НЬЮ-ЙОРК, 6 декабря, (ТАСС). Как пе-
редает корреспондент агентства Юнайтед
Пресс из Кито (Эквадор), министр ино-
странных дел Эквадора Трухильо, выступая
на специальной сессии конгресса, посвящен-
ной международным вопросам, заявил, что
он возражает против предложения Уругвая
относительно коллективного вмешательства
во внутренние дела других американских
стран. Трухильо заявил: «Мы должны со-
хранять классический принцип невмешатель-
ства, в противном случае мы подвергнем
опасности нашу автономию, так как мы яв-
ляемся малыми странами».

По сообщению корреспондента агентства
Ассошиэйтед Пресс из Панамы, министр
иностранных дел Панамы Рикардо Альфаро
заявил о своей поддержке предложения’
Уругвая. Maia

Бесчинства ‘сторонников Перона
в Аргентине

МОНТЕВИДЕО, 8 декабря. (ТАСС).
Аргентинская газета «Ла пренса» сообщает,
что 4 декабря вооружённые группы студен-
тов- сторонников Перона ворзались в зда-.
ния факультетов экономических и философ-
ских наук университета в Буэнос-Айресе.
Из толпы погромщиков раздавались призы-
вы к расправе с членами аррентинской ‘фе*
дерации студентов (демократическая юрга-.
низация аргентинского студенчества). -Сто-
ренники Перона принесли в здание факуль-
тета экономических наук взрывчатые веще-
ства и оружие и затем сообщили полиции,
что они будто нашли еклад оружия в поме-
шении демократических студентов. В поме-
щении факультета философских наук сто-
ронники Перона бросали слезоточивые бом-
бы. Полищия вместо того, чтобы арестовать
фашистских хулиганов, подвергла аресту
одного демократического студента.

Студенты упомянутых факультетов выпу-
стили обращение, в котором обвиняют фа-
щистские банды в намерении запугать арген-
тинский народ и заставить его покориться

Эти общие «установки» дополнялись де-
тальными таблицами и расписаниями, со-
ставленными со всей немецкой пунктуаль-
ностью. Каждому кораблю было указано,
3a какой английской корабль он должен
был себя выдавать. «Корабль его величе-
ства «Ваиро»—=предписывалось отвечать на
запросы крейсеру «Кельн», «Корабль его
величества «Калькутта» — такой пеевдо-
ним получил крейсер «Кенигсберг». «Ври-
танский миноносец» — так должен был
откликаться «Леопард» или «Вольф». Бы-
ли заготовлены наборы лживых фраз на
случай об’яснений со сторожевыми кораб-
лями или постами: «Британское судно. Доб-
рые намерения». «Следую в Берген. Гонюсь
за германским судном». Целая система
тщательно обдуманной  классифицирован-
ной, разложенной по полочкам, лжи!

Троссадмирал Редер не брезговал никаки-
ми средствами, рассчитывая откупиться
громкой славой, трамплином к которой ка-
зались ему норвежские базы. Но елавы не
получилось. Морской разбой в Атлантике
не принес победы над Англией. Обладание
норвежским побережьем оказалось нело-
статочным, чтобы закрыть северные океан-
ские ворота Советского Союза. А затем на-
стали дни, когда советские и британские
моряки и морские летчики сдедали норвеж-

‚кие шхеры кладбищем фаптистеких рей-

деров и подводных пиратов,
беселавной гибели.

Чем-то мертвящим отдают почти непод-
вижные мрачные фигуры Редера и Денипа, -
сидящих рядом на скамье подсудимых.
«Черные адмиралы» — прозвали их ино-
странные журналисты, прозвали, конечно,
не только за их неизменные черные костю-
мы и черные очки. Черными были их дела—
страшные дела, за которые настал чае от-

вета.
Н. ЛАНИН.
НЮРНБЕРГ, (От специального корреспон-
дента «Красного Флота»).

местом их

правительством с другими странами, тосу--^

подобна ^^