: K

м порта с моря

Захват Сейсина интересен’ как пример
взаимодействия морской пехоты, корабель-
ного десанта и корабельной артиллерии.

„Бои за Сейсин были длительными и же-

стокими. 12 августа 1945 г. там высади-
лась группа разведчиков и автоматчиков,
которая без особого труда заняла порт и
город. Однако через несколько часов. япон-
цы начали проявлять активность, Числен-
ное превосходетво было на их стороне. По-
требовалось срочно подкрепить десант све-
жими силами.
_ 13 августа в 15.00 на борт сторожевого
корабля и тральшика (ныне. гвардейские)
погрузился батальон морской нехоты (ныне
также гвардейский).

Переход морем был нелегким. Пришлось
итти в сплошном тумане, через узкие и из-
вилистые коридоры минных полей. В 2 ча-
сд 20 минут 14 августа корабли, следуя
за тралом, при отеутетвии какой-либо ви-
димости вошли в залив Сейсин-ван. Пройдя
вдоль самого берега, занятого войсками иро-
тивника, они прошли в гавань и к 5.30
ошвартовались у пристани миноноспев.

Это место было выгодно во всех OTHO-
шениях. Во-первых, мы имели возможность
высадить десант непосредственно на стен-
ку, чтобы тот сразу распространялея по
всем направлениям: во-вторых, корабли
располагались в местах, куха не достигал
огонь японской батареи на полуострове
Колокольцева. В-третьих, корабельная ар-
тиллерия могла отсюда непрерывно поддер-
живать огнем морскую пехоту.

Десант был высажен в течение 40. ми-
HYT.

Серъезного ‹ сопротивления японны не
оказали, что об’яеняется скрытностью под-
хода кораблей и внезапноетью высадки, а
также тем, что вблизи причалов дейетво-
вали ранее высадивитиеся разведчики и ав-
томатчики.

К расевету 14 августа батальон морской
пехоты очистил вееь город от войск против-
ника и занял вокзал. затем он подошел к
сопкам.

Захвачены были пленные, несколько
японских знамен, подавлено 10 огневых
точек и уничтожено около 60 солдат и офи-
церов противника. В это время разведыва-
тельные групны ‘моряков обследовали при-
чалы, плавсрелетва и мол. Моряки начали
перестановку. плавсредств и очистку пиреов,
тотовя место для подхода главных сил. Вро-
ме того, изготовив катерные тралы, они за-
нялись контрольным тралением, акватории
порта.

С 9.00 обстановка стала меняться к худ-
шему. Дымка в районе гавани рассеялась.
Японцы увидели, что у стенки стоят веего
два советских корабля, и поэтому смогли
опенить количественный состав десанта.
Тотчас же возросло сопротивление на скло-
нах сопок, находясь на которых японцы
продолжали господствовать над гаванью и
портом. В действие начало входить все
больше огневых точек, дзотов, минометов и
даже легкой артиллерии. Стало очевидным,
что лесанту, даже при максимальном содей-
ствии моряков, придется приложить все
усилия, чтобы выстоять до прихода глав-
ных сил.

Нужно отметить, что батальон морской
пехоты под командованием майора Бара-
болько (ныне Герой Советского Союза, под-
полковник), быстро высадивигись и распро-
странившиеь по городу, не использовал тем-
ное время для захвата сопок. Потом уже
сделать это было значительно труднее.

Е числу недостатков следует отнести и
то, что морские пехотинцы не сумели быет-
ро наладить связь с кораблями, а также е
высаженными ранее разведчиками и авто-
матчиками.

С 9.30 командир корабельного десаята
капитан 3 ранга Терновский (ныне Герой
(Советского Союза) получил приказание
установить связь е батальоном морской пе-
хоты и ранее высалившейся разведыватель-
ной группой полковника Денисина, кото-
рая, по нашим расчетам, должна была на-
ходиться в районе `Рыбного порта.

Терновский разыскал КЛ батальона, а за-
тем по склонам сопки, отделяющей воеточ-
ную часть города от полуострова Колоколь-
цева, проник и к Рыбному порту. Там на-
ших частей обнаружено не было. Улалось
установить, между тем, что японцы зани-
мают на сопке очень выгодные позиции.
Возникла задача: корабельному десанту ов-
лалеть этой сопкой и отрезать японские
отневые точки на сопке и батарею на полу-
острове Колокольцева..

К 12.00 противник стал получать пох
крепления и перешел в контрнаступление.
В полдень японцы ценой ‘больших потерь
остановили продвижение наших частей и

‘начали медленно отжимать.их в направле-

нии гавани.

В это время на корабли прибыли пешие
посыльные от офилера Бараболько. Он про-
сил открыть огонь по двум сопкам, в
1,5 километра от кораблей. Огонь продол-
жался несколько минут. Было видно, как
японцы метались в дыму разрывов. Десант.
ники получили возможность улучитить свои
позиции на склонах и даже вершинах с9-
TOK.

После полудня группа корабельного де-
canta пол командованием капитана 3 ранга
Терновекого приступила к захвату сопки,
отлеляющей горох от полуострова Колоколь-
цпева. Моряки добралиеь до середины сопки,
вклинились в оборону противника и попол-
нили свое вооружение за счет захваченных
трофеев. Дойдя ло японских дзотов. Тернов-
ский по семафору сообщил на корабль, что
просит открыть ‘огонь по местам падения
красной ракеты. В 12.09 сторожевой катер
по такому пелеуказанию открыл огонь и
вел его в течение 9 минут, что дало воз-
можность нашим морякам перейти в атаку
й занять несколько лдзотов и огневых точек.

В 13.00 положение снова усложнилось.
Янонскому командованию стало ясно, что у
десанта нет резервов, и оно усилило сопто-
тивление, особенно на левом фланте, в райо-
не заводов. гле по железной дороге’ почти
беспрерывно подходили подкрепления. К
этому времени против нас действовали уже
три полка, в том числе один офицеревий.
Морские пехотинцы отошли до вокзала и
железнодорожного моста.

Опенив обстановку, командир высадки
капитан 3 ранга Беспалов (ныне Герой Со-

ветского Союза), который принял на себя
вомандование всеми силами в районе Сей-
снна, приказал майору Бараболько разоб-
рать ж.-д. полотно, чтобы при дальнейшем
отходе наших частей задержать подход ре-
зервов противника.

До 17.00. обстановка вое более осложня-
лась. Не считаясь с потерями, противник
теснил наши части и начал уже редким
минометным огнем обстреливать район пир-
сов, где стояли корабли.

Тральшщик получил приказание вести
отонь по району” железнодорожного моста.
Запрос на огонь был получен от майора Ба-
раболько, но отсутствие связи ЕП батальо-
на с левым флангом сказалось еще раз, —
Бараболько не смог сообщить нам данные о
падении снарядов, и стрельба продолжалась
без корректировки, но площади.

Сторожевой корабль продолжал поддержи-
вать наступление корабельного десанта, ко-
торый вместе с несколькими подразделення-
ми морской пехоты, находившимиея на пра-
вом фланге и поступившими в раепоряже-
вие Терновского, к 18.00 с боями занял
сопку. В результате полуостров ВКолоколь-
пева был изолирован от города, а мы полу-
чили возможность контролировать порт
рыбных судов. { ‘

Наш успех на правом фланте, однако,
никак не отразилея на положении левого.
На этом участке группы десанта под давле-
нием превосходящих сил стали быстро от-
ходить от вокзала к порту. Под угрозу по-
ставлена была судьба. всей операции. Япон-
ские батареи и крупнокалиберные пулеме-
ты уже доставали до: кораблей.

По приказанию командира высадки сто-
рожевой корабль отошел от стенки на сере-
дину входа в гавань © тем, чтобы comma
не препятствовала стрельбе, и вместе с
тральщиком открыл огонь по наступающе-
му противнику. Более тридцати минут про-
полжалея обстрел, под прикрытием которого
напги десантники смогли окопаться и закре-
питься на подхоле к порту.

Главным было теперь — удержать порт,
его пирсы и. причалы до подхода главных

ил.

Около 23.00 была установлена связь с
группой подходящих кораблей. Им сообщи-
ли обстановку. Десантники надежно охра-
няли пирсы и гавань; корабли периодиче-
веки вели отонь;
уличные бои; Терновский удерживал сопку.
Портовые сооружения. железнодорожные
склады и портовые склады были об’яты
пламенем, что затрудняло противнику наб-
людение за гаванью и заливом Сейсин-ван.

С полночи японцы начали освещать
сильным прожектором подходы в Сейсин-
вану. По кораблям открыл огонь японский
бронепоезд. Напряжение боя не оелабевало.
В 3.30 15 августа в порт Сейсин прибыли
основные корабли & десантом. Соотношение
сил в корне изменилось. К вечеру 15 авгу-
ета десант занял позиции первого эшелона,
а еще чепез несколько дней соединилея с
частями Красной Армии, наступавшими Do
сухопутью. ;

Операция была успешно’ заверптена.

Капитан.3 ранга Б. ЯШИН.

Сборник о Петербурге Петровской эпохи

ЛЕНИНГРАД, 11 декабря. (ТАСС). Вол-
лектив. научных сотрудников Ленинград-
ского института истории Академии наук
СССР, работающий над историей. Петербур-
га-—Петрограда— Ленинграда, подготовил к
печати сборник, посвящённый истории
Петербурга Петровской эхопи—с 1703 по
1725 11.

Сборник ‘рассказывает о зарождении и
первых годах развития города.

В очерке, посвящённом основанию Пе-
тербурга и превращению его в крупный
столичный центр, рассказывается © 10-
сте «Северной Пальмиры», несмотря на
то, что опасность вражеского посягатель-

В ea ee

COBETCKI

По запасам полезных ископаемых наша
страна является одной из богатейших, если
не самых богатых, етран мира. В дореволю-
ционной России эти богатства не только ма-
ло использовалиеь, но и были мало изуче-
ны. Широкие геологические изыскания
начались только при советской власти. Од-
ним из первых мероприятий Высшего совета
народного хозяйства была организация в
1919 году центрального управления про-
мышленных разведок «Центропромразвед-
Ra».

Особенно большой размах геологические
изыскания получили в годы сталинских
пятилеток.

Представление о масштабах проводимых
у нае геологоразведочных работ дает еле-
дующее сравнение. Период 1912—1917 гг.
считалея в царской России «золотым ве-
ком» геологов. Но и тогла максимальный
размер ассигнований на геологические ра-
боты не превышал 500—600 тысяч рублей
в год, а общее количество научных работ-
ников, занятых изысканиями, составляло
около 150 человек.

В настоящее время число инженеров, за-
нятых изыскательскими работами, близко к
10.000. Ассигнования же на эти цели в
1945 году значительно превышают один
миллиард рублей. Если прибавить к сказан-.
ному, что в стране имеется большое количе-
ство геологических научно-исследователь-
ских институтов и учебных заведений и
около полутора тысяч геологоразведочных
партий и экспедиций, то станет очевидным
то исключительное внимание, которое уде-
ляется в СССР изучению недр.

В годы Великой Отечественной войны
масштабы изучения недр страны не были
сужены. Все внимание геологов было на-
правлено на решение новых задач, выдви-
нутых военной обстановкой.

Перебазирование значительной части на-
шей промышленности в восточные районы
поставило перед геологами задачу в. врат-
чайший срок обеспечить эвакуированные и
вновь возникавигие на, Востоке предприятия
теми видами минерального сырья, которых
мы тогда временно лишились в связи с ок-
купацией врагом ряда районов страны.

В результате за годы войны были выяв-
лены ‘новые крупнейшие месторождения

в ЕВЕ ee cee

ства на Петербург отпала лишь после
1709 года — времени полного разгрома
шведов. В

Весьма ценными являются новые архив-
ные документы о зарождении первых нпе-
тербургеких заводов, о росте и совершенет-
вовании их техники. Рассказывается о рас-
крытии русскими мастерами секрета про-
изводетва пороха, сохранявшегося пригла-
шённым Петром голландским мастером.

В сборнике широко освещаетея история
петербургекого порта. Уже через 20 ‘лет он
превратился в один из крупнейших балтий-
ских портов и с успехом конкурировал ©
рижеким, ревельским и другими портами.

эудных и нерудных ископаемых, которые
обеспечили сырьем мощные промышленные
предприятия на, Урале и в Сибири и рас-
крыли перспективы для дальнейшего широ-
кого индустриального развития восточных
районов страны.

До войны основными источниками полу-
чения мартганцевых руд были Никополь и
частично кавказские месторождения. Уже в
первый период войны потребовалось срочно
расширить добычу марганца в Башкирии,
на Северном Урале и в других восточных
районах. Ссветекие геологи с честью епра-
вились со сложной задачей. Они провели
громадные разведочные работы и не только
помогли ввести в экеплоатацию Древлин-
ское марганцевое месторождение в Казах-
стане. но открыли также новые залежи мар-
ганцевых руд в Горной Шории. Эти местэ-
рождения лали возможность обеспечить вы-
плавку ферромарганца в количествах, пере-
крывающих потребности черной металлур-
гии.

За годы войны были открыты новые бо-
гатые запасы вольфрама и молибдена в Ka-
захстане и выявлены большие, сложные по
своему составу, месторождения ванадия в
Кара-Тау. После упорного, настойчивого из-
учения геологи, химики и технологи доказа-
ли крупнейшее промышленное значение б0-
гатств Кара-Тах.

На Урале приступлено к, разработке заме-
чательных руд нового для промышленности
металла — ниобия, увеличивающего вяз-
кость и прочность стали.

За Полярным кругом, ереди тайги и 6б9-
лот сибирского Севера, были разведаны ми-
ровые богатства никеля, кобальта и других
редких металлов. Несмотря на суровые при-
родные условия работы за Полярным кру-
гом и трудности военного времени, сибир-
ские месторождения никеля пущены в экс-
плоатацию и снабжают советскую промыш-
ленность металлом, необходимым для изго-
товления высококачественной стали.

За годы Отечественной войны значитель-
но увеличены размеры внабжения промыш-
ленности легкими металлами — прежде все-
го алюминием и магнием.

Новые центры алюминиевой промышлен-
ности выросли на горном Урале, где были
разведаны огромные запасы бокситов. Бо-

Чрезвычайно интересны материалы 0
культурных учреждениях петровского Пе-
тербурга. В сборнике. освещается история
навиганкой школы — будущего Mmop-
ского корпуса, откуда ведёт своё начало
нынешнее Высшее военно-морское учили-
ще им. Фрунзе, Инженерной академии,
Академии наук. первого’ русского музея —
петровской  кунеткамеры,  медицинекой
школы, петербургского театра, создателем
которого была сестра Петра Наталья Алек-
сеевна.

Работа над сборником продолжалась 60-
лее двух лет. 0б’6м. его —12 печатных
листов. Выйдет он в свет в 1946 году.

гатыте месторождения сырья для алюминие-
вой промышленности открыты и разведаны
также в Западной Сибири, Средней Азии и
Вазахетане.

Интереснейший цикл полезных ископае-
мых прелетавляют‘ неметаллические иско-
паемые, значение ‘которых в технике не
меньше, а в ряде случаев даже больше,
чем металлов. За последние годы геологи
открыли новые месторождения кварцевых
песков, глин, каолинов, графита.

На Урале, на Кавказе, в Сибири и При-
морье созданы многочисленные предприя-
THA по изготовлению огнеупорных квирии-
чей — динаса, шамота и специальных гра-
фитовых изделий для плавки и отливки ме-
талла,

На Дальнем Востоке выявлен, Облучьев-
ский оловоносный район, являющийся од-
ним из крупнейших в Союзе. Новое место-
рождение коренного олова уже передано для
промышленной эксплоатации. :

Во время немецкой оккупации Донбасса
промышленность потеряла основной район
добычи. ртути — Никитовку. Усилия геоло-
гов, направленные на ‘то, чтобы восполнить
недостаток в ртути, увенчалиеь успехом.
Они открыли в Средней Азии, в Западной
Сибири и на Урале новые месторождения
ртути, имеющие серьезное промышленное
значение.

В Армянской ССР ‘установлено и перела-
но промышленности для освоения очень
крупное Каджаранекое медно-молибденовое
месторождение.

Крупнейшие запасье высокосортной слю-
ды — флагопита выявлены на Алдане. Это
месторождение по размерам и качеству евэ-
их запасов имеет мировое. значение.

Вопросы топлива и в военный и в поеле-
военный периоды имеют первостепенное
значение. (0беспечение. углем промышлен-
ности и жилищ являетея в настоящее время
одной из самых актуальных народнохозяй-
слвенных проблем. Перед советскими геолу-
гами стояла и стоит задача разведки и сла-
чи в эксплоатацию новых каменноугольных
месторождений.

В результате проведенных  геологораз-
ведочных работ Челябинский  каменно-
угольный бассейн стал давать угля в не-
сколько раз больше, чем до войны. Всту-
пил в строй и постепенно расширяет добы-
чу крупнейший угольный бассейн в севео-
ной части Союза — Печорский. Разведан

в городе продолжалиеь

)перация. по захвату города

25_летие
севастопольской

газеты

‚ СЕВАСТОПОЛЬ, 11 декабря. (По телегра-
фу от корр. «Красного Флота»).-12 декаб-
ря исполняется 25 лет с0 дня создания се-
вастопольской городской газеты «Маяк
Коммуны», ныне носящей название «Слава
Севастополя».

Путь газеты тесно связан с ростом и
боевой деятельностью Черноморского флота.
Первые номера «Маякл Коммуны», вышед-
тие поеле вступления в Севастополь №рас-
ной Армии в 1920 году, призывали трудя-
тихея города быстрее восстанавливать це-
хи Морского завола, чтобы ремонтировать и
вволить в строй военные корабли.

В дни обороны Севастополя от немецко-
фашиетских захватчиков газета широко и
ярко показывала стойкость и героизм за-
птитников города. Последний номер «Маяка
Коммуны» в осажденном Совастополе вы-
пел, когда немецкие отряды были уже на
Корабельной стороне:

В мае 1944 года; на другой день после
освобождения Севастополя от’ гитлеровпев,
в городе’ снова начала выходить газета. Те-
перь она называлась «Слава Севастополя».
За заслуги в защите родного города газета
награждена медалью «3a оборону Севасто-
поля».

Ленинград — Англия

Рейс турбоэлектрохода
«В. Молотов»

ЛЕНИНГРАД, 11 декабря. (ТАСС). Из
Ленинградского торгового порта вышел в
Англию турбоэлектроход «В. Молотов». Он
принял на борт различные трузы. Судно
проводил до кромки льда ледокол «Сибиря-
Ков».

Турбоэлектроход «В. Молотов» сделает
остановку в Финляндии, после чего возьмёт
курсе на Лондон. ,

ы—

Из. писем в редакцию

О расходах горючего
и средних цифрах

В подразделении торпедных катеров, где
командиром капитан 3 ‘ранга Рубащенко,
идет переборка моторов. В качестве про-
MBIBOUHOTO используется бензин. Он, есте-
ственно, загрязняется ‘и затем, в лучшем
случае, идет для нужд подразделения, а тои
вовсе на «удобрение» берега. И это только
потому, что для хранения загрязненного
бензина в подразделении, да и во всем со-
елинении, нет тары... Между тем’ бен-

зин этот с успехом можно. использовать для

двигателей, работающих на тяжелом топ-
ливе.

А ведь речь идет не.о килограммах, а о
тоннах горючего!

Перегрузка горючего ”е’ катера на катер
производится самым примитивным cioce-
бом. Много бензина разливается, так как
отсутетвуют насосы и помпы. Приобрести
их — дело несложное. Больше того,— их
без 060бого труда можно сделать в. своих
же судоремонтных мастерских. Отоит только
хоть, немного над этим призадуматься тем,
кто несет за это прямую ответетвенноеть.
Но люди здесь нашли другой выход. Катера
на учениях и в походах часто работают на
малых оборотах. Количество израсходован-

} НОГО горючего в этом случае ниже установ-

ленного. Но в отчетах фигурируют пифры
не фактически израсходованного горючего,
а «теоретические»: помножаетея количеет-
во ходового времени на установленную нор-
му горючего. Таким путем покрываетея раз-
лив горючего при перегрузке и другие

«расходы».
И. ИВАНОВ.

Северный флот.

ПИ Be eS СЕРВИС ЕЕ В СЗО

‚ новый мощный Ферганский каменноуголь-
ный бассейн в Средней Азии. Значительные
геологические работы были проведены, для
восстановления добычи угля в Донбассе,

Наступивший сейчас период мирного
строительства возложил на советскую гео-
логическую службу новые ответственные
задачи. Для восстановления разрушенных
немцами промышленных районов и городов
требуется огромное количество строитель-
ных материалов. Помощь геологов здесь
проявляется в том, что на территории Ук-
раинекой и Белорусской республик и в дру-
гих районах, подвергавшихся немецкой ок-
купации, они. проводят широкие изыска-
ния, позволяющие восстановить целый ряд
заводов по, производству строительных мз-
териалов. В этих же районах проводятся
большие гидрогеологические работы, необхо-
димые для того, чтобы обеспечить техни-
ческой водой промышленные предприятия
и питьевой водой — население.

Крупное значение в изысканиях имеет
составление геологических карт с помошью
новых с10собов с’емки — аэрофотосемки и
аэроматнитометрии. Применение aapocnoro-
бов геологической с’емки значительно уско-
рит изучение полезных ископаемых Совет-
ского Союза. Уже в 1946 году намечено
заснять новым способом ‘площаль размером
свыше 500 тыс. квадратных километров.

0б’ектом больших геологических изые-
каний станут Южный Сахалин и другие
районы, возвращенные нашей стране. Зла-
чительно увеличены будут также масштабы
геологических работ на территории Дальяе-
го Востока и, в частности, Приморья, ге
существовавшая ранее угроза со стороны
японских империалистов мешала ширэко
развернуть геологические изыскания в этом
богатейшем по природным ископаемым крае.

Все усилия и старания геологической
службы Советского Союза. целиком направ-
лены сеичас к тому, чтобы содействовать
быстрейшей ликвидации опустошительных
последствий войны и дальнейшему разви-
тию народного хозяйства Советской страны.

Внимание и забота, которые советекое
правительство и товарищ. Сталин проявля-
ют к геологической службе, воодушевляют
советских геологов на новые трудовые пзд-
виги во имя счастья и расцвета Родины.

Е /М. ГУРЕВИЧ,
научный сенретарь Комитета по де-
лам геологии при СНК СССР.

12 декабря 1945 г., среда, Ne 290 (2165)

KPHTHKA H БИБЛИОГРАФИЯ

Книга об Арктике

жизни нашей страны на-

Арктика заняла в
PE есто, что теперь уже

столько существенное м
нет нужды распространяться о важности

проблемы освоения Дальнего Севера и oe
верного морского пути. Однако проблема эт
еше не может считаться окончательно pe-
пиенной. Успехи советской науки весьма об-
легчили организацию навигации В северных
морях, но все же природные трудности, ко
торые приходится преодолевать, очень вели-
ки. Пожалуй, главной, трудностью являются
льды. Чтобы. эти трудности преодолеть, ну“
жно их знать, понимать и уметь предвидеть.
Вот здесь-то и должна сказа
слово наука.

Благодаря исключительному вниманию на-
шего правительства и к науке и к Арктике
у нас имеется много исследований по вопро-
су о льдах в Арктике.

Можно назвать ряд ученых, немало по-
трудившихся в этой области. Однако по
большей части их работы посвящены лишь
отдельным вопросам.

До сих пор не было работ, посвященных
всей проблеме в целом, и только сейчас по-
явилась книга инженер-контр-адмирала проф.
Н. Н. Зубова «Льды Арктики» *).

Книга представляет собой обширный труд,
охватывающий во всей полноте вопросы о0-
разования, роста, движения, преобразования
и разрушения льдов в море, а также и BO-
просы географического. распределения льдов
в Арктике, ;

Вся книга разделена на 13 глав. Первые

три главы посвящены общим вопросам океа- }

нологии, понимание которых необходимо для
уяснения ледовых процессов и для чтения
последующего материала книги. Следующие
три главы заняты описанием процессов обра-
зования и роста льда и его физических
свойств. Далее в двух главах разрабаты-
ваются вопросы трансформации и разруше-
ния льдов. В трех следующих главах рас-
сматриваются вопросы движения ЛЬДОВ.
Предпоследняя глава дает общее представ-
ление о динамике льдов в Ледовитом океа-
не, и, наконец, последняя глава посвящена
крупнейшим проблемам ледовитости и ледо-
вого режима,
Характерная особенность книги в том, что
через нее красной нитью проходят идеи о
непрерывной изменчивости явлений под вли-
янием различных факторов и о взаимодей-
ствии между этими факторами Везде подчер-
кивается неразрывная связь, существующая
между водой, воздухом и льдом, без учета
которой невозможно уяснение ледовых про-

1 цессов.

Весьма интересны разделы о влиянии мо-
ря на температуру воздуха, атмосферы на
температуру моря и льдов на атмосферу. В
книге ставится ряд проблем о тепловом взаи-
модействии всех трех сред и выводятся не-
которые новые формулы для расчетов.

Весьма важным и совершенно новым яв-
ляется раздел о сосуществовании воды и
льда, в котором автор высказывает ряд
мыслей о взаимосвязанности процессов 3a-
мерзания и таяния в/море и о роли соле-
ности и температуры замерзания в этих про-
цессах.

Автор выдвигает новую теорию изгиба
льда под действием статической. нагрузки,
существенно отличающуюся от прежних тео-

*) Н. Н. Зубов; «Льды Арктики». Изда-
тельство Главсевморпути, 1945 г. Цена 40 р.

ть свое веское’

рий. Эта новая теория дает весыма простыь
формулы для расчетов.

Нельзя не отметить введение автори’
впервые теории торошения. Детально анали.
зируя этот сложнейший процесс, автор, раз.
лагая его на элементы, получает формулы,
при помощи которых можно этот процес
опенить числом хотя бы в первом приближе.
нии.

Особенно подробно в книге разработаны
вопросы движения льдов. В книге рассмот,
рены все разновидности движения льдов под
действием самых разнообразных причин и
установлены закономерности как для от.
дельных льдин, так и для сплошных полей
или разрозненных льдов. В частности, изло-
жена теория автора «дрейфа льда по изоба.
рам», которая за. последние годы получила
широкое признание в практике ледовой
службы ГУСМП, ибо она позволяет давать
более обоснованные ледовые прогнозы.

В этой книге автор идет дальше и дает
путь к еще большим обобщениям, выдвигая
принцип рассмотрения движения льдов под
воздействием целой барической системы,
проходящей над морем, покрытым льдом,
Правда, эта задача решена пока еще для са.
мых простых, схематических случаев, но та.
кой широкий подход к явлению обещает
большие перспективы в познании динамики
льдов.

Нельзя не отметить свежести материала
книги: использованы данные до 1943 года
включительно, причем ряд наблюдений и за.
ключений уже сослужил службу нашему
флоту и Красной Армии во время Отече-
ственной войны,

Главная задача книги — выяснить общие

>

законы, управляющие ледовыми явлениями, ›.
и показать ход ледовых процессов. Автор в”

своих исследованиях идет от природы, от
данных наблюдений, анализирует их и вскры»
вает физическую сущность явлений; обобщая
разрозненные факты, он находит внутренние
закономерности явлений и по мере возмож-
ности облекает их в математическую форму,

Резюмируя, можно сказать, что книга ин.
тересна в трех отношениях: во-первых, она
показывает современное состояние наших
знаний о ледовых процессах, во-вторых, она
дает общую картину географического рас-
пределения основных ледовых характеристик
в Арктике и, в-третьих, она возбуждает ряд
новых вопросов, разработка которых обзщает
большие возможности для дальнейшего раз-
вития науки о льдах и об. Арктике.

Книга обильно иллюстрирована рисунка-
ми, чертежами и таблицами и снабжена 0о-
гатым списком литературы.

В правом верхнем углу первой страницы
книги курсивом напечатано: «Русским воен-
ным морякам, с любовию и совестию изу-
чавшим Арктику, писавшим, что наблюдали,
и не писавшим, чего не наблюдали, почти-
тельно посвящается эта книга».

Посвящение это оправдано. Действитель-
но, книга прежде всего является в значи-
тельной степени результатом, обобщением
прежних работ моряков; она дает возмож:
ность‘ морякам использовать на практике
многие достижения науки; наконец, она поз.
волит нашим советским военным морякам
продолжить славную традицию русского
флота, люди которого всегда сочетали прак»
тическую деятельность с серьезной научной
работой, обогащая этим и науку и практику,

А. ДОБРОВОЛЬСКИЙ,
кандидат географических наук.

Новые мировые

и европейские

рекорды по плаванию

В Америке даже после вступления ее в
войну спортивное плавание не прекраща-
лось. Ежегодно проводился розыгрыш на-
ционального первенства. В 1942 году в Нью-
Хавене отличился молодой военный летчик
из Детройта Вильям Прю, добившийся в
финальном заплыве на сто ярдов (91 метр)
рекордного результата — 51,0 сек. Такое же
время показали Говард Джонсон из Иейля и
восемнадцатилетний студент Форд, ставший
одним из наиболее популярных пловцов Амё-
рики. Он пять раз бил мировой рекорд. В
марте прошлого года Форд проплыл сто яр-
дов-за 49,7 сек., а менее чем через ‘месяц на
стометровой дистанции кролем установил
новый мировой рекорд.

О прогрессе американских спринтеров в
плавании стилем кроль можно судить по ро-
сту мирового рекорда в эстафете 4 Хх 100
ярдов, в которой ведущее место занимает
команда военных моряков из морской школы
в Грейт-Лейксе. В конце 1943 года эта коман-
да в составе Велли Риса, Добсона, Бартона,
Джерри Кершнера и Билл Смита показала
время 3: 27,0.

В апреле прошлого года моряки из Грейт-
Лейкса улучшили мировой рекорд в эста-
фете 4Х 100 ярдов, показав результат
3: 24,5.

В команду моряков входил Билл Смит.
В 1941 году американская печать впервые
заговорила об этом семнадцатилетнем спорт-
смене из Гавайи. Через два года Билл Смит
выиграл звание чемпиона США по плаванию
на 220 и 440 ярдов. В прошлом году он стал
обладателем новых рекордов в плавании на
двести метров (2: 06,2) и на двести двад-
цать ярдов (2: 07,1).

Сенсацией первенства США 1943 года был.
проигрыш мирового рекордемена Адольфа

Кифера, с 1934 года не знавшего поражений
з 250 соревнованиях! Более сотни раз он
улучшал мировые рекорды в плавании на
спинё по всем дистанциям. 15 раз в сорев-
нованиях на первенство Америки он выигры-
зал звание чемпиона. На этот раз первым
дистанцию в сто пятьдесят ярдов окончил
студент Мичиганского университета Гарольд
Холидей с отличным результатом — 1 : 32,8,
Позже ему удалось улучшить мировой pe
корд Кифера и на двести метров.

Среди европейских стран наиболее за
метного прогресса в плавании за последние
годы достигли спортсмены Франции. Среди
новых чемпионов были Альфред Нокаш и
Люсьен Зен, Летом 1941 года Нокаш про-
плыл сто метров брассом за 1: 08,6 (на 0,9
сек. лучше рекорда немца Балке) и двести
метров — за 2:36,8. Это был новый’ миро-
вой рекорд и новое достижение Европы,
Люсьен Зен в плавании на четыреста метров
на спине показал лучший результат Евро-
пы —5: 15,6 сек.

В минувшем году появились сведения о
многообещающих результатах по плаванию
пятнадцатилетнего Алекса Жани и шестнад:
цатилетнего Жоржа Валерея. Первый уста:
новил новые европейские рекорды на со
метров, АН время 57,5 сек. и на двести
метров—2 : 09,8 сек.; реко Леонида Меш:
kopa ((CCCP)—2 : 0 i %

Больших успехов добился в плавании #
спине и Жорж Валерей. Он побил все сущ
ствующие ‚рекорды Европы. Валерей прое
плыл сто метров. за 1; 06,6, двести метров-*
за 2: 26,8, четыреста метров—за 5 : 14,0. По
следний результат Валерея является угро’
зои миоовому рекорду (5: 13,4), принадле“
жащему американцу А. Киферу.

3. ФИРСОВ,

К пребыванию делегации деятелей
культуры Чехословакии в Киеве

В Киеве в течение 4-х дней гостила де-
легация чехословацких деятелей культуры
во главе с секретарем центрального комита-
та чехословащкого «Союза друзей СОСР»
г-ном Рудольфом Шмиц.

Гости ознакомились е достопримечатель-
ностями Киева— побывали в Кисво-Печер-
ской лавре, в Софийском соборе — заповед-
нике, ча Владимирской горке, на Крещатике
и в других местах. Они присутствовали на
‹пектаклях в Украинском драматическом
театре им. Ив. Франко и в Государственном
академическом ордена Лэнина театре оперы
и балета им. Т. Г. Шевченко.

По приглашению академика А. В. Палла-
дина делегаты посетили Институт биохимии
Академии наук УССР, а также побывали в
Управлении главного архитектора г. Киева
где ознакомились с проектами восстановле.
ния города.
igen ieee посетила колхоз им.

го мая, Ма
eo tae каровского района, Киев-

Председатель украинского общества куль-
турной связи с заграницей академик А. В
Палладин 10 декабря устроил прием в честь
гостей. На приеме присутствовал весь состав
делегации, а также действительные члены
Академии наук УССРЕ 0. Патон, М. ©
Рыльский, ректор роитетА

им. Т. Г. Шевченко проф. Бондарчук, заслу-

женный деятель искусств композитор Ф. К,

Виевского университета

Козицкий, президент Академии архитектуры
УССР В. И. Заболотный, народный худох:
ник СОСР В. И. Касьян, народные атумисты
CCCP Г. П. Юра, Ю. В. Шумекий, 3. М. Гай
дай, сокретарь Союза советских писателей
И.Д. Золотоверхий, ответственные работни-
ки Наркоминдела УССР и украинского of
щества, культурной связи в заграницей,

В книге «Слово наших гелей» чехосло
вацкая делегация оставила следующую 3%
ПИСЬБ:

«По приглашению украинокого общества
культурной связи с заграницей мы провели
несколько дней в столице совотекой Укрие
пы — Киеве. Эти дни, оставивитие отеча-
ток в наших сертинах. будут способетвовать

дальнейшему укреплению вечной дружб \

между напими народами. Наша связь — 91
не только братская связь по крови, не толь
Ко связь, основанная на соседстве, — 91
C0103, укрепленный совместно пролитой км

В Tal ee
Вью наших народов в освободительной вой:

рой общего врага. Мы никогда и
 УдОм, что наши земли освободили армии
Е Фронта, что они спасли наши
ицу Прагу от полного разрушения, Бла-

годатим за братский
  й прием В rocw
К себе».   ER

i 11 xona6pa делегация деятелей культуры
охословакии выехала в Москву.

(TACC).

=

`