r

12 nexa6pa 1945.1, cpema, Ne 290 (2165)

К

РАСНЫЙ ФЛОТ

Фактор времени в воздушных боях

Современные боевые самолеты, как из-
вестно, обладают большим диапезоном скоро-
стей. Поэтому фактор времени, который так
важен вообще и тем более в авиации, самом
подвижном роде войск, приобретает 060б0е
значение при нанесении мощных комбини-
ровамных воздушных ударов.

Мы хотим пояонить эту мысль, разобрав
несколько боевых операщий, имевших место
на северном и балтийском театрах.

Искусство командира, который возглав-
ляет воздушную операцию, заключается
‘прежде веего в том, чтобы правильно ис-
пользовать имеющиеся в наличии силы и
умело организовать их тактическое взаимо-
действие. Однако мало опланировать боевые
вылеты в таблицах, графиках и карте. Надо
добиться того, чтобы все указанные сроки
были выполнены в точности. А это поелед-
нее условие выполнялось далеко не всегда:

Показательной в этом отношении являет-

‚ ся операция по уничтожению конвоя про-
тивника в Баренцовом море 24 апреля 1944
Toya.

B 8 час. 45 мин. самолет-разведчик 06-
наружил в районе Эккере вражеский кон-
вой, который состоял из восьми транепор-
тов и двадцати кораблей охранения и еле-
довал курсом на ворд со скоростью 8—10
узлов. Над конвоем патрулировали два са-
молета-истребителя и один разведчик.

Командующий принял решение нанести
комбинированный удар по конвою тремя
труппалги,— пггурмовиков, летких бомбар-

‚дировщиков и торпедоносцев.

’ Удар первой группы назначен был на
11 чае. 30 мин., второй — на 11 чае.
35 мин., третьей — на 11 час. 40 мин.,
т. е. удары должны были следовать через
каждые пять минут.

Строго выдерживая заданные элементы,
первые две группы нормально прошли по
маршруту ив 11 чае. 30 мин. в двух кило-
метрах южнее Варде с высоты 300 м е го-
ризонтального полета атаковали конвой
прогивника.

Немцы оказали сильное сопротивление.
Наши самолеты подверглиеь интенсивному
обстрелу зенитной артиллерии кораблей и
атаке истребителей противника общей чис-
денностью до 15 «М6-109» и «ФВ-190».

Ведущий самолет группы штурмовиков
был подбит и загорелся в воздухе. Летчик
капитан Катунин бросил горящий самолет
на транспорт водоизмещением 3.000 тонн.
Транспорт взорвался.

Второй транспорт водоизмещением 5.000
тонн был поврежден другими самолетами,

Через одну минуту после атаки первой
группы конвой был атакован второй груп-
пой, которая потопила сторожевой корабль
и повредила. транспорт.

Третья пруппа, которой по замыелу ко-
мандования предстояло нанести основной
удар по конвою, запоздала и прошла мори-
сте. Лишь на обратном пути в 12 час.
15 мин. она обнаружила и атаковала кон-
вой. В результате были потоплены два
транспорта общим водоизмещением 8.000—
10.000 тонн,

Задача, однако, не была решена. В с0-
ставе конвоя еще оставались транопорты.
Командующий военно-воздутшными силами
решил нанести повторный улар силами тор-
педоносцев и штурмовиков. Были выделены
талиже две демонстративные группы для то-
го, чтобы отвлечь внимание противника от
сеновных ударных групи и вызвать преж-

`‹ девременный вылет немецких истребителей.

№

юз
$

4 истребителя должны были действовать
з районе аэродрома, на который базирова-
лась истребительная авиация противника.
2 истребителя должны были действовать в
районе Киркинееа и Петсамо. Они имели
несколько различных радиопозывных, что-
бы ввести немнев в заблуждение. По этим
позывным давались ложные приказания.
Был также установлен пароль, по которо-

Нефтяной фонтан
на месторождении Таш-Кала

ГРОЗНЫЙ, 11 декабря. (ТАСО). На но-
вом нефтяном месторождении Таш-Кала
из глубокой скважины № 13 ударил фон-
тан лёгкой нефти. Суточный дебит скважи-
Ны-— 15) тонн.

Месторождение это расположено в 3—4
зного.

Теплоход шел из Одессы в.Батуми. Это
был, вероятно, первый его рейс после вой-
ны. Палубы были заполнены людьми. По-

года была чудесная, Темносинее море

`\ искрилось миллионами солнечных зайчи-
. ков, небо было чистое и глубокое, чайки
‚вились над кораблем, и иногда дельфины
‘кувыркались за кормой, вызывая восторг
детей, которых много было на теплоходе.
Капитан, пожилой человек с седыми уса-
ми, в белом костюме, на рукавах которого
красиво выделялись золотые галуны, вы-
звал на палубу оркестр. Удивительно хоро-
шо зазвучали штраусовские вальсы в боль-
шом просторе моря.

В Севастополе на теплоход в числе дру-
гих сел морской офицер. Я видел, как он
вразвалку подымался по сходням, чуть
прихрамывая. Краснофлотец,
парень с мощной бронзовой шеей, легко
нес за ним два чемодана. Он поставил их
на палубу и поглядел ва офицера. Тот про-
тянул ему руку, и я услышал мягкий, ба-
систый голос;

— Спасибо, Грознов. Кланяйся ребятам
и ждите меня. Через месяц ‘буду на кораб-
ле... Напишу из Батуми,

Краснофлотец обеими руками
ку командира.

— Поправляйтесь, товарищ ‘капитан тре-
утьего ранга,— сказал он,— а уж мы вас до-
‹ Жидаться будем. Счастливо доехать...

Он сбежал по сходням, на набережной

остановился, повернулся. лицом к теплохо-

пожал ру-
у

>= Ду, четко отдал честь и ушел.

Офицер пошел в свою каюту, куда от-
несли его вещи, и появился на палубе,
когда пароход уже выходил из Севасто-
польской гавани. Он вглядывался в Мор-
скую: даль — голубоватую, в легкой дымке.

< Вокруг него собирались люди, ‘они оживлен-
` но разговаривали, смотрели на море. Большой
- военный транспорт быстро шел к Севастопо-
лю. Но шел он как-то странно—зигзагами.

— Машина y него, что ли, испорти-
лась?—тревожно сказал кто-то, и вдруг
второй голос крикнул:

— Пожар, ей-богу, пожар!..

Действительно, серая, мохнатая дымовая
туча возникла возле транспорта. Она ши-
рилась, подымалась и скоро закрыла тран-
спорт. Но дым, казалось, шел не от тран:
спорта—он как’ бы извне обволакивал его.

му группы должны были выполнять наетоя-
щие приказания.

Взлет демонстративных групп был произ-
веден в 14 час. 35 м. По данным радиопере-
хвата, стало известно, что в 15 час. 18 мин.
аэродромная станция Салмиярви передала:
«Веем истребителям в воздух!». В 15 чае.
20 мин. та же рация передала: «Советекие
самолеты идут с востока». Таким образом,
роны группы выполнили свою

ль.

В 14 час. 00 мин. вылетела первая груп-
па торпедоноецев. В 15 чае. 26 мин. с пе-
редового аэродрома, вылетела вторая группа,
штурмовиков. Предваряя удар. торпелонос-
цев, штурмовики должны были подавить
огонь корабельной артиллерии.

В 15 час. 40 мин. в районе фиорда К.
торпедоносцы настигли и атаковали конвой,
В составе которого находилиеь 5 транспор-
тов, 2 миноносца и 10 других военных ко-
раблей. С воздуха конвой прикрывали ист-
ребители.

Торпедоносцы потопили сторожевой ко-
рабль и транепорт.

В 15 час. 45 мин., т, е. через Б минут
после удара торпедоносцев, штурмовики об-

наружили и атаковали конвой протиглика

В составе одного транепорта и няти кораб-

лей охранения. Один немецкий сторожевой.

катер был потоплен, а миноносец и сторо-

жевой корабль повреждены. В воздушных

боях над конвоем сбито было 10 вражеских
самолетов.

Наши потери составили также 10 camo-

летов.

Операцию следует считать успешной по)

достигнутым результатам (пототклено
50 проц. транспортов конвоя). Однако ре-
зультаты эти досталиеь сравнительно до-
рогой ценой из-за того, что. ведущие групи
не соблюли сроков и это затруднило прове-
дение операции. :

По плану первая группа, «Ил-2» наносила
удар первой и обеспечивала ‘действия вто-
рой группы штурмовиков, которая появля-
лась над конвоем через пять минут и в
свою очередь обеспечивала действия торпе-
доносцев, наносивигих удар последними. В
действительности же первый удар нанесла
вторая группа «Ил-2». Первая группа
«Ил-2» появилась над целью через минуту
после нее. Торпедоносцы нанесли удар толь-
ко 44 минуты спустя, когда немцы уже
вполне оправились от первых двух ударов
й смогли оказать сильное сопротивление.

Первыми должны были наносить удар во
втором эташе штурмовики, обеспечивая удар
торпедоносцев. В действительности же по-
лучилось наоборот. Такая путаница в
сроках, понятно, снизила эффективность
действий и увеличила потери налпей авиа-
ции.

Воздушные удары надо каращивать, на-
HOCH UX последовательно один 3a другим,
вводя в действие различные виды авиации.
Одной из подобных операщий можно считать
операцию на Балтике в середине марта
1945. г.

Тогда морские перевозки противника в
связи с успешным наступлением частей
2-го и 3-го Белорусских фронтов стали зна-
чительно активнее. Перевозка войск. и раз-
личных военных грузов производилась
главным образом ‘ночью; но иногда и днем.
Вылетевший в разведку 12 марта разведчик
обнаружил в 10 час. 37 мин. в 75 км се-
вернее мыса Хель конвой противника в ©0-
ставе пяти транспортов, трех сторожевых
кораблей и одного тральщика.

Погода в районе конвоя была плохой.
Стояла сплошная низкая облачность, но го-
ризонтальная видимость была сравнитель-
но хорошей —— до 10 км. Снежные заряды
проходили волнами.

Сложная метеорологическая обстановка
требовала непрерывного наблюдения за
конвоем. Для этой цели командиром выде-

лено было два самолега «Пе-2». Они же
должны были навести ударные группы на
цель по радио, & затем провести фотокюнт-
роль за результатами, воздушных атак,

Полковник Курочкин решил нанести ряд
последовательных,  эшелонированных  п0
времени и высотам; комбинированных уда-
ров силами низких торпедоносцев, топмач-
товиков и пикировииков, Основная роль B
операции отводилась торпедоносцам и топ-
мачтовикам. Пикировщикам предстояло з8-
верптить разгром.

Были выделены торпедоносцы, штур-
мовики, пикировщики и истребители. Силы
были разбиты на 7 груп.

Первыми должны были вылететь торпе-
доносцы и топмачтовики, велед за ними —
пикировщики, последними — истребители
сопровождения.

Непосредственная предполетная подготов-
ка летного состава заняла немного времени.
Получив данные, доставленные разведчи-
ком, экипажи торпедоносцев и бомбардиров-
щиков нанесли на карту точку местонахож-
дения конвоя, рассчитали район встречи в
ним и проложили маригрут полета. Все дру-
гие навигационные и тактические элемен-
ты штурмана взяли из графиков. Порядок
нанесения ударов и взаимодействия с ист-
ребителями прикрытия был отработан зара-
нее.
С Ё1 час. 55 мин. до 12 чае. 5 мин. по-
следовательно, с интервалом в 5 мин., выле-
тели три группы (ударные силы) самолетов.
Каждую группу прикрывали 4 самолета
«Як-9».

Первая группа принита в заданный район
согласно своим расчетным данным, не 0б-
наружила цели и вернулась на аэродром.
Оказалось, что до цели эта группа не до-
ила. Остальные две группы обнаружили
конвой в 10 км. южнее точки, указанной
разведчиком.

В 12 час. 41 мин. вторая груша: в 00-
ставе двух торпедоносцев и двух топмачто-
виков нанесла удар по трем транепортам
противника, и они были повреждены. Через
одну минуту конвой подвергся атаке треть-
ей группы, Футаеная бомба крупного ка-
либра (ФАБ-500) попала в головной транс-
порт водоизмешением 8.000 тонн, и гранс-
порт затонул. Вторая бомба такого же ka-
либра попала в кормовую часть концевого

Заседание Союзнического Совета

в Австрии
КОММЮНИКЕ

ВЕНА, 11 декабря. (ТАСС). 10 декабря
1945 года состоялось очередное заседание
союзнического совета в Австрии под предсе-.
дательством корпусного генерала Beryapa.
Маршал Советского Союза. И. С. Конев, ге-
нерал Марк Кларк и генерал-лейтенант сэр
Ричард Маккрири в присутствии своих по-
литических советников и заместителей pac-
смотрели и одобрили 12 законов временного
австрийского правительстза и предложили
австрийскому правительству подготовить
проекты конституционных законов.

Союзнический совет рассмотрел доклад о
выборах в Австрии и отметил, что. эти выбо-
ры прошли свободно, согласно избирательно-
му закону и на основе демократических
принципов Союзнический совет предложил
австриискому правительству сообщить ему о
мерах, которые оно должно принять для прч-
влечения к судебной ответственности соглас-

Суд над виновниками

ХЕЛЬСИНКИ, 11 декабря. (ТАСС). Сего-
дня заседание суда по делу военных пре-
ступников началось слушанием памятной за-
писки главного обвинителя канцлера юсти-
ции Тарьянне, касавшейся некоторых фактоз
мирной инициативы со стороны Об’единен-
ных наций, В записке подчеркнуто то об-
стоятельство, ‘что президент Рюти, премьер-
министр Рангель, министр иностранных дел
Виттинг, министр обороны Вальден, а также
маршал Маннергейм обсуждали и отвергли
предложения о начале мирных переговоров.

Болышой интерес на заседании суда вы-
звали документы, представленные. союзной
Контрольной Комиссией в Финляндии совз-
ту министров и переданные главному обви-
нителю суда. В числе переданных докумен-
тов имеются: сообщение ‹от Народного Ко-
миссарниата Иностранных Дел», опубликован-
ное в советских газетах и по радио 18 нояб-
ря 1941 года; «О советско-финских отноше-

но существующим: австрийским законам быз-
ших членов национал-социалистской партии,
которым удалось внести себя в избиратель-
ные списки.

Союзнический совет принял решение о ме-
рах по немедленному роспуску. всех военных
и полувоенных организаций. в Австрии.

Рассмотрев вопрос о продовольственнам
положении в Австрии, союзнический совет
указал австрийскому правительству на необ-
ходимость принять меры к максимальному
использованию внутренних продовольствен-
ных ресурсов Австрии. Кроме того, союзни-
ческий совет официально пригласил ЮНРРА
сказать в дальнейшем срочную помощь Аз-
стрии и снабжать её продовольствием и
предметами первой необходимости.

Был обсуждён также ряд других вопро-
сов.

войны в Финляндии

ля 1944 года; заявление Правительств Со-
ветского Союза, Великобритании и Соеди-
ненных Штатов, обращенное к сателлитам
гитлеровской Германии — Венгрии, Румынии,
Болгарии и Финляндии, опубликованное в га-
зете «Правда» 13 мая 1944 г.

После этого суд заслушал речь подсуди-
мого, бывшего президента Рюти.

Состоявшиеся 10 и 11 декабря 4-е и 5-е
заседания суда по делу виновников войны
проходили и при новом председателе суда
Меллере в такой же мало официальной об-
становке, как и состоявшиеся в середине но-
ября первые три судебных заседания. Суд по
делам виновников войны не придерживается
элементарных процессуальных норм.

В журналистских кругах предполагали,
что после оглашения 10—11 декабря ряла
новых ‘обвинительных материалов против
Таннера и Кивимяки суд вынесет вновь ре-
шение об аресте по крайней мере хотя бы

ниях» — сообшение о пресс-конференции, со-
стоявшейся в Наркоминделе СССР 22 апре-

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Ассошиэйтед Пресс сооб-
щает из Токио, что главный американский
обвинитель на предстоящих процессах япон-
ских военных преступников Кенан об’явил,

транспорта.

Так каж задача, поставленная командую-
щим, не была решена, командир соединения
приказал нанести повторный удар по кон-
вою противника силами трех торпедоносцев
и трех топмачтовиюов:

В 14 чае. 40 мин. самолеты обнатужли
ранее атакованный конвой в. составе
4 транепортов, трех сторожевых кораблей и
одного тральщика. Через четыре минуты
после этого самолеты попарно’ (один торие-
доносец и один топмачтовик) атаковали
конвой противника. Было потоплено два
транспорта водоизмещением по 7.000 тонн.

Таким образом, самолеты полковника Ву-
рочкина полностью репгили задачу.

Успех операции об’ясняетея прежде всз-
го целеустремленноетью действий самоле-
тов и строгим соблюдением всех намеченных
сроков. Подбитые вражеские корабли доби-
валиеь повторными-ударами. .

Действия отдельных групп были тесно
связаны между <0б0й — каждая из них ис-
пользовала успех предыдущих и облегчала
боевые действия последующих групи.

Из описания этих двух операций налляд-
не вилна роль фактора времени. Необходимо
отрабатывать ето в системе боевой подго-
товки во всех звеньях наземной подготовки
и на летно-тактических учениях. Надо
учиться строго соблюдать намеченное по

ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). Как пе:
редаёт корреспондент агентства Рейтер из
Токио, военное министерство США ‘отдало
9 декабря верховному командующему союз-
ников на Тихом океане приказ воздержать-

РИМ, 11 декабря. (ТАСС). Новый каби-
нет, возглавляемый де, Гаспери, сформиро-
ван на основе коалиции 6 партий. В его со-
став входят 3 представителя христианско-
демократической партии (де Гаспери, Шель-
ба, Гронки), 3 сощиалиста (Ненни, Ромита,
Барбарески), 3 коммуниста (Тольятти, Скоч-
чимарро, Гулло), 3 представителя «Партии
действия» (Луссу, Ломбарди, Ламальфа),
3 представителя партии «Демократия тру-
да» (Чеволотто, Моле,  Гаспаротто), 3 либе-
рала (Корбино, Брозио, Каттани) и 1 бес-
партийный (де Куртен)...,

Министерство продовольственного снаб-
жения преобразуется в’ Верховный комис-
сариат, и во главе его будет поставлен «епе-
циалист».

Вопрос о «расширении базы» правитель-
ства не разрешен, однако такого рода рас-
ширение путем привлечения деятелей, стоя-
ших вне 6 партий Комитета национального
освобождения, остается «формальным обяза-
тельством» нового правительства и будет
осуществлено в дальнейшем, когда для это-
го представится возможность.

плану время действий на земле и особенно

в воздухе.
Майор А. ГРИДЧИН.

ВЫПОЛНЕН ГОДОВОЙ ПЛАН `

ТУЛА, 11 декабря. (ТАСС). Тульский

радиозавод закончии выполнение годовой
программы. Выпуск радиоизделий по срав-
нению с довоенным временем увеличен 60-
лее чем в 4 раза. Недавно здесь пвиступи-
ли к выпуску электропроигрывателей, раз-
рабатывается новый образец динамическо-
го громкоговорителя.

аа ева: о

— Не уйдет, ни ‘за что не уйдет! —вдруг
громко крикнул капитан третьего ранга. Он
весь подался вперед, серые глаза его свер-
кали и, видимо, вся картина, разыгравшая-
ся перед ним, была ‘ему понятна. Он радо-
стно хмыкнул, наклонился так, что, каза-
лось, сейчас вылетит за борт и, не обра-
щая внимания на окружающих, говорил
отрывистым голосом, точно командуя:

— Рано поднял перископ — еще бы вы-
ждать... Ну, раз поднял — атакуй... Рассчи-
тай да сразу ложись на боевой куре... Ну,
что же с трех кабельтовых лучше всего.
Это ничего, что он поставил дымовую за-
весу. Отсчитай скорость хода, пай упре-
ждение.. Ну, теперь самый раз... Носовые

коренастый

аппараты — товсь!.. Залп!..

Он крикнул — залп! — так громко и рез-
ко, что все обернулись на него. Офицер
прищурил глаза и с довольным видом кив-
нул головой.

— Классно провели атаку, сказал OH,—
попадание в носовую ‘часть. Теперь только
от глубинных бомб спасайся!

Дымовая завеса понемногу рассеивалась.
Транспорт шел прямо, торпедные катера
покачивались на волнах, и подводная лодка
стала всплывать на наших глазах. Сначала
показалась рубка — мокрая и блестящая в
лучах черноморского солнца, потом все

ся люк, и подводники проворно выскаки-
вали оттуда. Учение, очевидно, кончилось.

— А давно ли нас в этих же районах
по-настоящему бомбили?— пробормотал офи-

На вид офицеру было лет сорок, а мо-
жет быть, немного меньше — война старит...
Его загорелое, с морщинками в углах губ, с
резко очерченными скулами, чисто выбритое
лицо имело то простое и ясное выражение,
которое бывает у людей, проверенных ис-
пытаниями и знающих, что им надо делать.

— И вспомнили, что было во время вой-
HbI,— как бы вскользь сказал я.

— Да, во время гойны,— согласился он
и вдруг сбоку, по-ястребиному поглядел на
меня, и в глазах его блеснул огонек.

Ловко это вы навели, — добродушно
сказал он,— что ж, никакой тайны тут нет,
дело прошлое, можно рассказать.

Мы уселись в низкие плетеные кресла.
Мозе широко и свободно расстилалось. пе-

ред нами. Моряк сидел молча, смотрел на

ое у Нас Морс...

длинное и узкое туловище лодки, открыл-

ВОЛОГДА, 11 декабря. (ТАСС). Вологод-
ские лесозаготовители поставляют крепёж-
ный лес для шахт Донбасса. Череповецкий
и Сухонский лесокомбинаты, досрочно вы-
полнившие. годовой план, дали шахтёрам до-
полнительно 550 вагонов древесины. В де-
кабре по сравнению с ноябрём поставки
возрастут в полтора раза.

SSS Ea ee

PACCKA3

море, на лице его было мягкое, успокоен-
ное выражение,

— Вот так можно часами сидеть, —
вполголоса сказал он,— и без слов разго-
варивать с морем. Мне теперь без моря не
прожить. А ведь родился я под Курском,
за тысячу верст от моря, и юность свою
провел в полях да лесах Ну-с, давайте
познакомимся. Зовут меня Николай Ba-
сильевич Степнов,— видите—и фамилия cy-
хопутная, гвардии капитан третьего ранга.
Как я на море попал? Во-первых, я любил
все новое, во-вторых, хотел учиться. Когда
мне было двадцать лет, я работал в Магни-
тогорске — и теперь с гордостью вспоминаю,
что участвовал в пуске первой домны. Потом
попросил, чтобы меня послали в Ленинград,
в морское училище...

Через месяц я уже был в Ленинграде.
Много лет спустя, будучи командиром под-
водной лодки, в одну тяжелую ночь, от-
леживаясь на грунте‘от кружившихся над
нами германских морских охотников, заду-
мался я о своей судьбе и как будто со сто-
роны с большим интересом, как пробегает
музыкант по клавишам рояля, мысленно
пробежал по всем годам своей жизни:
вспомнил родное село; вспомнил, как пас я
мальчишкой овец — коров. мне тогда не до-
веряли... Вспомнил, как учился в технику-
ме, как вступал с товарищами в комсомол
в Магнитогорске — многое — вспомнилось
мне; И как бы с удивлением разглядывал я
себя и спрашивал, ках это крестьянский
паренек Коля Степнов стал ученым под-
водником. Ученым — ведь я штурманский
класс подводников окончил, труды свои
имею, и перед самой войной получил зва-
ние кандидата технических наук. Было мне
тогда двадцать восемь лет, а сейчас уже
тридцать три — старше я вам кажусь—не
правда ли? Да вы не стесняйтесь — я это
сам хорошо знаю, В прошлом году ездил
я в Нальчик. за своей семьей, она’ была
там во время немецкой оккупации. Я о сво-
их долго не. знал — живы ли они, а когда
увидел жену и дочку, почувствовал себя
так, что и не расскажешь. Жена гладит по
лицу и шепчет: «Старичок ты мой хоро-
ший. Что это с тобой стало?» Ничего я
ей не ответил. Но только вспомнились мне

тогда севастопольские ночи — двести пять-

десят было этих ночей, Вепомнились все,

Меуччо Руини подал в отставку © поста ! нистров.

Уничтожёние военного имущества в Новой Наледонии

НЬЮ-ЙОРК, 11 декабря. (ТАСС). Ва-
шингтонский корреспондент агентства Ас-
сошиэйтед Пресс передает заявление члена
конгресса республиканца Лэтхэма (штат
Нью-Йорк) в палате представителей о том,
что американская армия бессмысленно
уничтожила в г. Нумеа в Новой Каледонии
громадное количество излишков. военного
имущества стоимостью в Миллионы долла-
ров, включая лодки и перевозочные сред-
ства всех типов, которые были сожжены
или выброшены в море. Лэтхэм внес пред-

MRS ны ones

rare

четыре года войны. И, когда увидел я се-
годня учебную атаку подводной лодки на
транспорт, охраняемый катерами и эсмин-
цем, вспомнил я случай...

Дело было в южной части Черного мо-
ря. Подводная лодка,. которой я командо-
вал, несла дозорную службу в своем квад-
pate. Ночью мы получили по радио при-
каз. Неприятельский транспорт с чрезвы-
цайно важным военным грузом шел в Ру-
мынию. Он не должен был попасть туда.
Последняя строчка приказа за подписью
адмирала была: «Я разсчитываю на вас».

Если начальник так пишет своему под-
чиненному, то это означает высокое дове-
рие, не оправдать которого нельзя. Меня
предупреждали, что задача мудет чрезвы-
чайно сложной. Скоро я убедился в этом.
Трудность увеличивалась тем обстоятель-
ством, что транспорт надо было атаковать
днем. Я отправился в район действия. На
море была маленькая ‘зыбь — это облегча-
ло под’ем перископа. Поднять его можно
было лишь на считанные секунды, иначе
нае можно было обнаружить. Примерно,
каждый час я подымал перископ, осмат-
ривался и сейчас же опускал его.

Было уже далеко после полудня, когда
я заметил два миноносца и несколько ка-
теров-охотников. Они шли курсом на се-
вер, причем катера мчались широким вее-
ром и часто меняли курс. Я понял, что это
охрана транспорта. Я искал транспорт. Вот,
наконец, и он. Он шел медленно и вели-
чественно — тысяч на пятнадцать TOHH,
окрашенный в цвет моря. Только он вы-
шел с рейда, как катера ринулись вперед
и начали бомбить район глубинными бом-
бами. Признаюсь, что в первую минуту я
подумал, что они обнаружили меня. Но
скоро я понял, что это была профилакти-
ческая бомбежка,— уж очень разбросанно
и далеко от меня бомбили они. Я даже
обрадовался; по самому простому расчету,
чем больше бомб они. сбросят, тем меньше
останется на нашу долю, когда дойдет до
дела. Мы все время маневрировали. Очень
мешали нам корабли охранения. Они шли
переменными курсами и время от времени
внезапно сбрасывали глубинные бомбы.
Когда корабль, по моим расчетам, был уже в

нял перископ и осмотрелся.

В этом месте рассказ Степнова был пре-
рван. Старший помошник вышел на палу-
бу и, разминая ноги, прошелся мимо ‚нас,
Он увидел Степнова, остановился. лицо ето
зажглось радостью и удивлением, и он шаг-

К предстоящему суду над военными преступниками Японии

Отерочка казни Ямасита

К, сформированию нового правительства в Италии

этих двух наиболее крупных виновников ‘вой-
ны. Однако этого не случилось.

что в списки включено более 250 человек.
обвиняемых в самых разнообразных престу-
плениях, совершённых ими с июля 1937 г.
Дела военных преступников будут слу-
шаться по группам. ] *

ся от приведения в исполнение приговора в
отношении генерала Томоюки Ямасита в
связи с подачей им апеллящии в верховный
суд США с просьбой о помиловании,

секретаря партии «Демократия труда», от-
казавшись принять участие в правительстве.
Он об’яснил свой шаг тем, что в ходе пере-
говоров о составе нового правительства он
«не имел возможности должным образом
стстаивать точку зрения,
ную руководством партии». В письме, адре-
сованном руководству своей партии, Руи-
ни указывает, что он отклонил предложе-
ние принять участие в правительстве, по-
скольку за партией «Демократия труда» «не
признана та роль, которую ей надлежит
играть в правительстве».
Основным препятствием на пути образо-
вания кабинета явились в течение 9 декабря
категорические возражения со стороны
«Партии действия» против предоставления
либералам трех важных портфелей и поста
вице-председателя совета министров, в то
время как «Партия действия» получала не
имеющие важного значения посты. Соглаше-

ние было достигнуто после того, как де Гас-_

пери предложил «Партии действия» пост
министра без портфеля, а ‘либералы отказа-
лись от поста вице-председателя совета ми-

ложение, чтобы палата представителей
рассмотрела вопрос о методах ликвидащии
излишков военного имущества.

Комментируя подобные же сообщения,
опубликованные ранее в австралийской
печати, предсецатель сенатской комиссии
по обследованию военной промышленности
сенатор-демократ Мид (штат Нью-Йорк)
заявил представителям печати, что эта ко-
миссия запросила уже у представителей ар-
мии и флота полный отчет о действиях по
  ликвидащии излишков.

В ИЕ Е ПОВЫИЕЯ

нул к офицеру, протягивая ему обе руки:

— Товариш Степнов? У нас на корабле?
Как же я не видел? Дорогой вы мой... Вот
радость-то... Сейчас капитану доложу. Да
неужели же это вы?

Степнов досадливо поморщился, огля-
нулся, взял руку старшего помощника и
тихо сказал:

— Да не кричите вы так громко. Из-за
пустяка народ соберете. Ну, здравствуйте.
Ну, узнал, конечно... И сорок второй год
помню. Теплоход-то ваш цел остался?
Значит, все хорошо. Ну, как живете?

Старший помощник прижал руки к гру-
ди. У него было простое, коричневое от
загара лицо — синие глаза забавно выделя-
лись на нем, серебряная серьга в ухе —
! легко было узнать, что это был старый,
бывалый моряк, вероятно, выслужившийся
из матросов. Видно было, что он глубоко
обрадован и наслаждается встречей со
Степновым. Он не обратил никакого вни-
мания на слова капитана третьего ранга и
сильным своим голосом, привыкшим K
командованию и реву моря, продолжал:

— Боже ж ты мой, вот это радость.
Нет, уж как хотите, а я сейчас к капита-
ну. Не простит он мне, если я’от него
скрою, что вы здесь. А как вы помеети-
лись? Да берите мою каюту. Я ‘сейчас при-
кажу...

Степнов опытным взглядом окинул его
и, очевидно, поняв, что эту полнокровную
могучую натуру не утишишь никакими
словами, встал и быстро сказал:

— Эх, чорт, важное дело забыл сделать.
Надо к себе сходить. Никакой мне вашей
каюты не надо. Моя хороша. Я сейчас...

И он, прихрамывая, почти бегом пронес-
ся по палубе и скрылся.

Старший помощник глядел ему вслед.
Снял фуражку и провел. рукой по седой
голове.

— Эх, человек,— пробормотал  он‚,— орел
Черного моря! Сейчас бы об’явить коман-
де, кто у нас на борту — что бы было! А
он де хочет, скромный он, я его еще. с со-
рок второго помню. Из смерти нас вырвал,
а сам чуть не: погиб...

Он постоял минутку, потупив голову, в

нескольких кабельтовых, я осторожно под-‘ раздумье потирая подбородок, и решитель:

но сказал:

— Нет, уж как он хочет, как ни сер-
дись, а я капитану доложу...

Рванулся он от меня с такой быстротой,
что я ни о чем. не услел спросить его.

Весь день мне не удалось видеть Стел-

сформулирован-‹

Выступление де Голля

ПАРИЖ, 11 декабря. (ТАСС). В речи,
произнесенной по радио 10 декабря вечером,
генерал де Голль прежде всего призвал сво-
их слушателей взглянуть «в лицо трудно-
стям, которые еще существуют и которые
являются неизбежным уделом народа, нахо-
дящегося на под’еме».

Отметив, что Франция расположена между
двумя величайшими державами, де Голль
заявил, что жизненные. интересы. Франции
предписывают ей находиться в строгом рав-.
новесии между этими двумя державами и,
«сохраняя свободу рук, поддерживать друж-
бу, насколько это зависит от Франции, с
Востоком и с Западом».

Далее де Голль заявил, что, несмотря на
небывалые затруднения, = переживаемые
Францией, она постепенно и благополучно
поднимается по склону. Он добавил, что’
обветщалые и поврежщенные шахты добы-
вают 95 проц. довоенного количества угля,
почти достигнута стабилизация государст-
венных финансов, денежного обращения, цен,
заработной платы. Ясно, сказал де Голль.
что развитие страны не может протекать без
сотрясений и без рывков, ибо, когда поте-
ряна половина национального достояния, нет
никакой возможности поддерживать преж-
ний уровень жизни, пока общий труд не вос-
создаст недостающих ресурсов. Генерал де
Голль призывал к национальному единству,
которое «означает прежде всего, что общие
интересы должны быть обязательны для
всех. и что все части французского обще-
ства должны считаться одна с другой».

Американский корреспондент
о положении в Парагвае

НЬЮ-ЙОРК, 11! декабря. (ТАСС). Газета
«Чикаго сан» поместила ряд статей своего
корреспондента Ирюэтта о положении в
Парагвае.

Корреспондент сообщает, что десятки ты-
сяч парагвайских рабочих обречены на го-
JOH, так как они внесены в правительствен-
ные «чёрные списки». По имеющимся дан-
ным, 50 тысяч парагвайцев находятся в эми-
грации. Видные лидеры рабочих и студентов
находятся в заключении в известном кон-
центрационном лагере в районе Чако. Поли-
тические партии запрещены. Полицейский
террор проводится по образцу гестапо.

Члены парагвайского подпольного. движе-
ния, охватывающего консерзаторов, либера-
лов и коммувистов, пишет автор, «едино-
душно утверждают, что моральная поддерж:
ка со стороны Соединённых Штатов способ-
ствует сохранению у власти в Парагвае фа-
шистокого милитаристского режима».

Корреспондент заявляет, что Мориниго
является лишь номинальным лидером фа-
шистски настроенной военной клики, празя-
щей страной во главе с начальником штаба
полковником Аранда, командующим первой
кавалерийской дивизией полковником Бенн-
тесом Вера, начальником тайной полиции
Фустером, ‘начальником авиации майором
Стагни, мэром Асунсиона врачом Авила.

Результаты президентеких
выборов в Бразилии

РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 8 декабря. (ТАСС).
В результате подсчета голосов, поданных
на президентских выборах, установлено,
что Дутра получил 1.013 тыс., Гомес — 609
тысяч, Фиуза — 164 тысячи голосов,

Перепись населения в Вене
ВЕНА, 11 декабря. (ТАСС). Под наблюде-

1 нием союзных властей в Вене проведена пер-,

вая послевоенная перепись населения. Уста-
новлено, что взВене в настоящее еремя жи-
вет 1.418 тыс. человек.

Советская литература
на венгерском языке
БУДАПЕШТ, 11 декабря. (ТАСС). Вен-
герский. совет министров вынес решение о
переводе на венгерский язык и издании луч-
ших произведений советской литературы для
библиотек рабочих профсоюзов и Крестьян-
ского союза. }

Автомобильная катастрофа
близ Мангейма

ЛОНДОН, 11 декабря. (ТАСС). По сооб-
щению корреспондента агентства Рейтер из
Франкфурта-на-Майне, в полдень 9 декабря
бывший командующий американской 3-й ар-
мией генерал Джордж Паттон получил серь-
ёзное ранение, попав в автомобильную ката-
строфу вблизи Мангейма. В официальном
извещении говорится, что генерал Паттон
находится в настоящее время в госпитале в
Гейдельберге. Его ранение признано серь-
ёзным. У генерала Паттона поврежден поз-
POHOWHUK,

нова. Не явился он и к обеду. Вечером я
вышел на палубу в тайной надежде найти
его. Обошел весь корабль — его не было.
Ночь была мягкая, теплая. Я пробрался
на корму. Небо было темное, и звезды,
яркие и выпуклые, точно были вытканы на
шелковистой ткани. За кормой тянулея ши-
рокий фосфористый след, волны мерцали
чуть заметно. С юта меня окликнул не
громкий голос:

— Что, хороша ночка? И самое прият-
ное в ней то, что можно без помех, без
тревог наслаждаться ею. Вот это настоя-
щий отдых! :

Я поднял голову. Степнов сидел на юте,
покуривая трубку. Он, видно, был в фило-
софском ‘настроении.

— Большое у нас море, — продолжал
OH,— хор-рошее море! М небо здесь oco-
бенное. Обратите внимание на Млечный
путь: похоже на звездную пыль, на сере-
бристую небесную полосу. У меня это,
знаете, может быть, первая ночь после вой-
ны, когда я по-настоящему могу чуветво-
вать свое море. Четыре года ‘воевал я

здесь ‘и меныше всего думалось тогда O-

красоте природы. Времени ли не было, за-
черствели ли мы,— во всяком случаз, не
до этого было. А теперь возьму свое...

Я попросил его закончить свой рассказ.

— Да и рассказывать нечего, — неохотно
сказал он Ну, высунули перископ бук-
вально среди немецких эсминцев и катеров,
дали зали. После потопления транспорта
немцы ни за что не хотели нас выпустить.
Но, как видите, ушли от них. ‘

— А что это было с нашим теплоходом?

Он засмеялся,

— Выручили мы его,—ответил он.—Приш*
лось тогда в надводном положении вести
артиллерийский бой с немецкими катера-
ми — уж очень им хотелось потопить нашу
«Белоруссию». Решаемся мы на такие дела
только в крайнем случае, но пришлось.
Не отдавать же им теплоход. «Белорус-
сия» получила попадание торпеды, и мы ее
отконвоировали до Туапсе. Вот, собствен:
зо, и все.

Он встал, постоял немного, вглядываясь
в море; в высокое небо с россыпью голу-
боватых звезд, прислушался к бархатному
рокоту волн.

— Большое у нас море, — сказал он, и
низкие, грудные ноты зазвучали в его го-
лосе. — Хорошо человеку ‘полюбоваться
им вот такой ночью: будто заново обрел
его... Хорошо!