Конетитуция СССР устанавливает, что
выборы в Советы депутатов трудящихся
производятся на основе всеобщего. равно-
го и прямого избирательного права пря
тайном голосовании.

По советскому избирательному закону
право избирать имеют все граждане, х-
стигшие 18 лет, а быть избранными— лица
не’ моложе 23 лет.

Нате советское госутарство не только
провозглашает всеобщее, равное и прямое
избирательное право при тайном гологова-
нии, но и на деле обеспечивает участие в
выборах всех граждан, имеющих право го-
лоса. «Положение о выборах в Верховный
Совет СССР» облегчает осуществление лз-
бирательного права ‘вееми избирателязеи.
Так, статья 12 «Положения» требует вклю-
чения в списки избирателей всех граждан
СССР, имеющих избирательное право и про-
живающих постоянно или временно к мо-
менту составления списков на территории
данного Совета. Не вносятся в списки, а сле-
довательно, и не участвуют в выборах лишь
лица, лишенные избирательных прав по

суду, а также признанные в установленном.

законом порядке умалишенными.

Забота о подлинном осуществлении вее-
общности выборов в нашей стране сказы-
вается также в том, что избирателю о5ее-
печивается возможноеть участвовать в вы-
борах при перемене местожительства. В
этих случаях избиратель получает  спепи-
альное ` «Утостоверение на право голосова-
ния», по которому может голосовать в лю-
бом пункте страны, где он будет находить-
ся в день выборов. Сталинская забота 06
избирателе выражается и в том. что изби-
рательные участки максимально приближе-
НЫ к избирателям. т }

В противоположноеть СССР, ни в одном
буржуазном государстве нет действительно
всеобщего избирательного права. Это’ обус-
ловлено делением буржуазного общества на
антагонистические классы, стремлением
буржуазии закрепить свое, господствующее
положение. Буржуазные конституции и из-
бирательные законы рассчитаны на 10,
чтобы устранить массы трудящихся от уча-
стия в выборах и от Участия в управлении
тосударетвом. Эти конституции формально
провозглашают демократические свободы и
права, а па деле всячески их ограничивают.
Буржуазные конституции «...говорят о рав-
ных избирательных правах для всех граж-
тан, но тут же ограничивают их оселлостью
и образовательным и даже имущественным
цензом. Они говорят о’ равных правах гра-
жлан, но тут же оговариваются. что это не
касаетея женщин, или касается их частич-
но» (Сталин).

До сих пор еще сохраняется имуществен-
ный ценз в штатах США (Алабама, Геор-
тия, Южная Каролина). В 13 штатах США
существует такой порядок, что липа. полу-
чающие пособие от государства, теряют из-
бирательное право. В Англии лишены из-
бирательного права лица, находящиеся в
домах для призрения бедных.

Во многих капиталистических  страчах
существует пенз оседлости: от выборов от-
страняютея лица, не проживавшие перед
выборами в олной местности в течение оп-
релеленного времени. Так, в Англии требует-
ся трехмесячный ценз оседлости к моменту
составления списков избирателей, в различ-
ных штатах США — от 6 месяцев ло 2
лет, во Франции и Бельгии — 6 месяцев:
Это ограничение липтает права участвовать
в выборах такие категории трудящихся. каб
строительные, сельскохозяйственные и иные
сезонные рабочие, a также безработные,
переезжающие из города в город в поисках
заработка.

В Англии, в период подготовки к выборам
1945 года, газета «Ньюс кроникл» писала,
что в предстоящих выборах «свыше мил-
лиона человек, включзя тысячи военноелу-
жапгих, не смогут принять участия». При-
чины — утеря регистрационных бланков.
3 также то, что в связи е эвакуацией мно-
гие избиратели находятея далеко от поэ-

стоянного местожительства. «Дейли yop-
кер» сообщала, что «по крайней мере 112
тысяч строительных рабочих и около 13
тысяч девушек, работающих в сельском хо-
зяйстве. живут в Настоящее время в обще-
житиях, и у них нет ни времени, ни денег
для того, чтобы приехать домой на время
выборов».

У нас в стране избиратель, меняющий
свое местожительство, независимо от причин
этого, но лишается права участвовать в. вы-
борах. : з

В ряде буржуазных стран имеются огра-
ничения по образовательному цензу. В 18
штатах США от избирателя требуется уме-
ние грамотно читать и писать на англий-
ском языке, знать конституцию США. Сте-
пень грамотности проверяется  чиновника-
ми, учиняющими избирателям, в особенно-
ети неграм и иммигрантам, чрезвычайно
придирчивый экзамен и отетраняющими
большинство лиц из указанных групи от
участия в выборах. В 12 других штатах
США неграмотные фактически не могут г^-
лосовать, так как в законах этих штатов

нет указаний на то, что друтой избиратель.

может помочь неграмотному при заполчении
бюллетеней,

В СССР не существует никаких образо-
вательных препон для избирателей. Если у
нас кое-где и имеются еше неграмотные
избиратели, то советский избирательный
закон предоставляет им право пригласить
для помощи в заполнении избирательного
бюллетеня любого другого избирателя.

Во всех капиталистических странах от
участия в выборах отетранены значитель-
ные труппы молодежи в силу так называе-
мого возрастного ценза. Для участия в выбо-
рах в нижнюю палату требуется: в Англии,
США, Франции; Ирландии, Бельгии, Гре-
ции — 21 гол; в Турции — 22 гола; в
Швеции-—23 года: в Дании, Голландии —
25 лет. Для избирателей в верхнюю пала-
ту требуется еше более высокий возрает.

В капиталистических странах ограниче-
ны в избирательных правах или лишены
их национальные меньшинства. В Англии
устранены от участия в выборах централь-
ного парламента жители колоний и доми-
нионов Англии, составляющие 90 проп. вее-
го’ населения, хотя английский парламент
рептает вопросы не только метрополии, но
и всей Британской империи (население ко-
лоний и доминионов Великобритании со-
ставляет 539,8 млн. человек,  метро-
полии — 50,8 млн. человек). В США, где
по конституции никто не может быть ли-
шен избирательных прав «пол предлогом
раеы, цвета кожи или прежнего рабского
состояния», на леле ло 90 процентов жи-
вущих там негров устранено от участия в
голосовании. Достигается это поеимущеет-
венно при помощи ограничений по образо-
вательному цензу. Только в СССР расовая
и национальная принадлежноеть граждани-
на не является никаким препятствием хля
участия в выборах и для избрания в дену-
таты, Все граждане участвуют в выборах
не только государственных органов  свопх
республик, но и Верховного Совета СССР.
Конституция СССР и Избирательный закон
тарантируют активное участие в выборах
граждан всех национальностей СССР.

В ряле буржуазно-демократичееких стран
от участия в выборах отетраняются жен-
шины. До сих пор женщины не имеют из-
бирательных прав в Швейцария, Бельгии,
Греции. Аргентине. Мексике, Перу, Колум-
бии, Венецуэле, Егиите. В крупнейших
странах буржуазной демократии женшины
получили избирательные права сравнитель-
но недавно. Так, в Англии — частично ©
1918 г.. а полностью. наравне с мужчи-
нами, —с 1928 г., в США — с 1920 г., во
Франции—с 1945 г. Однако избирательное
право женщин в буржуазно-лемокоатиче-
ских страпах отнюдь не означает широкого
товлечения женшин в политическую жизнь.
Количество  женщин-депутатов буржуаз-
ных парламентов ничтожно. В Англии в
1945 году на выборах в палату общин из-

На краснознаменном крейсере
«Максим Горький»

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 12 декабря. (По телеграфу от корр.
«Красного Флота»). Исполнилась годовщина
во дня вступления в строй краенознамен-
ного крейсера «Максим Горький».

Боевая история крейсера, носящего имя
великого русското писателя, связана с за-
щитой Таллина и Ленинграда, © ликвида-
цией блокады города Ленина. В первый же
день войны ‘крейсер вышел в боевую опе-
ралию. Он прикрывал ‘отряд легких сил
флота, проводивших минные постановки в
Ирбенском проливе и в районе острова
Эзель.

Гитлеровцы пытались уничтожить ео-
ветский крейсер. Множество подводных ло-
док безуспешно охотилось за кораблем.

В дни обороны Таллина «Макеим Горь-
кий» орудиями главного калибра бил но
врагу. На переходе в Вронигтадт он успеш-
HO форсировал вражеские минные поля.
Зенитчики корабля отбили несколько атак
немецких самолетов. Охранявшие крейсер
морские охотники шесть раз оттгоняли вра-
жеские подводные лодки.

Образцы отваги и мужества показал
экипаж «Макеима Горького» в боях за
Ленинград. Отряды добровольцев ушли ¢
корабля на сухопутный фронт.

Неоднократно советскому кораблю при-
ходилось выдерживать артиллерийские бон
с врагом. Однажды во время контрбатарей-
пой борьбы немецкий снаряд попал в баржу.
0б°ятая пламенем, она стала дрейфовать к
борту крейсера. Возникла серьезная опае-

ность. Ни на секунду не задумываясь, ка-
питан-лейтенант Кутай (сейчас — капитан
3 ранга), рискуя жизнью, потушил пожар
ий отвел баржу в безопасное место. Прави-
тельство отметило героический поступок
офицера, наградив его орденом:

4 апреля 1942 гола 20 «Юнкероов» под
‘прикрытием «Мессершмиттов» ‘атаковали

корабль с разных направлений. зенитчики

отразили налет врага. Ни одна бомба в ко-
рабль не попала.

24 апреля 25 немецких пикировщиков
налетели на крейсер. И вновв врага по-
стигла неулача. Доблестные зенитчики вы-

держали 30-минутный oof, сбив три
«Ю-87».
За боевые успехи в зашите города

Ленина правительство награтило крейсер
«Макеим Горький» орденом Красного Зна-
мени.

Корабль отличился в боях за Карельский
перешеек. В одном укрепленном секторе
комендоры уничтожили ‘несколько артил-
лерийских батарей, дотов и дзотов врага.

`Во время стрельбы ралисты приняли ра-

диограмму от команхующего артиллерией
фронта: «Молодцы моряки! Ваш огонь ме-
ток. Спасибю за стрельбу».

9 мая 1945 года артиллеристы корабля
впервые после четырех лет войны заряди-
ли орулия холостыми снарядами: от имени
Ротины артиллерийскими залпами они са-
лютовали в честь великой победы над гит-
леговской Германией.

Старший лейтенант С. ХАРЛАМПИЕВ.

ТРУДОВАЯ ДОБЛЕСТЬ СВЯЗИСТОВ

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 12, декабря. (По теле-
графу). Сильный буран вывел из строя
линию связи. Группа бойцов пох команло-
ванием лейтенанта Коргунова сразу же вы-
шла на линию для ликвидации поврежде-

ний. Бойцы покрыли на лыжах сотни кило-
метров, обнаружили неисправности и быст-
ро устранили их. 06060 отличились связи-
сты лейтенанта Игнатьева: старшина Бе-.
линский и краснофлотец Коровин.

Прибытие в Москву делегации молодежи США

Вчера, 12 декабря, в Москву по при-
тлантению. Антифаптистекого комитета <о-
BOTCKOM молодежи прибыла делегация мо-
лодежи США. В ее составе — предетавите-
ли различных молодежных об’единений —
Молли Либер, Дорис Сенк, Анна Постма и
другие. Делегацию молодежи США возглав-
ляет ‘предетавитель молодежи Народной
Лиги Джозеф Энгел. .

Прибывших встречали председатель At-
THPAMUCTCKOLO ROMUTCTA COBETCROM Momore-

жи Герой Советского Союза генерал-лейте-
нант Е В. Фолоров, руководитель совет-
ской делегации на международном конгрес-
се студенчества в Праге 0. П. Шевцов,
Л. Воинова, представители молодежи сто-
лиЦы.

Делегация молодежи США после пребы-
вания в Мозкве посетит другие города Со-
ветското Союза в целью подробного озна-
комления с жизнью и бытом советской мо-
TOTO, ~ (TACC),

,

K

P

BbhIBOP DI

брана 21 женшина (3,3 процента состава.

палаты), в конгрессе США — всего лишь

6 женщин (одна четверть процента). Линь  .

в ОССР женщина принимает активное уча-
стие во всей политической жизни страны
и на равных правах с мужчинами учает-
вует в выборах и может быть избранной в
Верховный Совет СССР. В составе Верхов-
ного Совета СССР первого созыва имеется
227 женщин (17 проц. состава Верховного
Совета СССР), в Верховных Советах союз-
ных республик — 996 женщин (22 про-
цента), в Верховных Советах ‘автономных
республик — 508 женщин (24 процента),
в составе местных Советов-——456.759 жен-
щин (32,6 процента).

Ограничения избирательного права в
буржуазных странах усиливаются факти-
ческим предоставлением преимуществ экс-
плоататорским классам. Так, например. в
Англии пользуются вторым голосом на выбо-
рах капиталисты, имеющие торговое, про-
мышленное или банковское заведение. или
же недвижимость в избирательном округе вне
своего. постоянного местожительства. В ре-
зультате такого положения получаются
любопытные факты: по данным 1939 года
в избирательном округе лондонского Сити
все население состояло из 11 тые. человек,
включая грудных. детей, а избирателей в
этом округе—43.802 человека (из 43.805,
избирателей 37.717 в Сити не живут, но
имеют там свои конторы и предприятая).
Сотласно заявлению Герберта Моррисона от
3 ноября 1943 года. в Англии насчитывает-
ся 350.009 человек, имеющих право бла-
годаря имущественному цензу голосовать
более чем один раз. Правом иметь второй
голос при выборах в парламент пользуются
также люди с университетским  образова-
нием, зарегистрированные в определенном
университетском = избирательном округе.
Всего в Англии 12 университетских окру-
гов, каждый из которых имеет своего’ де-
путата в парламенте. В Бельгии некоторые
избиратели имеют даже три голова — 10
месту жительства. по месту нахождения
предприятия и в связи‘с обладанием дипло-
мом об окончанти высшего учебного заве-
дения.

Ни одна буржуазная страна не знает
подлинно всеобщих выборов. «Буржуазная
демократия, — писал Ленин, — будучи ве-
ликим историческим прогрессом по сравне-
нию с ередневековьем, всегда остается — и
при капитализме не может не оставаться —
узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной,
раем для богатых, ловушкой и обманом тля
эксплуатируемых, для бедных» (т. ХХШ,
стр. 346).

`Только в CCCP полностью воплощено в
жизнь всеобщее, равное, прямое и тайное
избирательное право. В условиях социали-
стического государства выборы имеют со-
вершенно иной смысл и иное содержание,

‘чем в буржуазно-лемократических госудат-   точны.

ствах. В нашей стране. выявляя подлинную
волю народа, они являются средством даль-
нейшего укрепления государства, еще более
широкого вовлечения трудящихся Macc в
управление государством.

Шол знаменем Сталинской Конституции и
развернутой советской демократии идет наш
народ к выборам в Верховный Совет СССР.
«Ham народ. придет к. избирательным ›ур-
нам е накопленным за эти голь огромным
политическим опытом, много передумав о
судьбах своей Родины, о событиях в Ивро-
пе и во всем мире». Еше глубже стала за-
интерегованность советеких людей в буль-
бах своего государства, еще больше возрос-
ла активность широких трудяцкихея маее.
Пользуясь своими величайшими правами,
закрепленными в Сталинской Конституции,
советский народ продемонстрирует на преда
стоялких выборах свою сплоченность и го-
товность выполнить грандиозные задачи
мирного строительства. задачи дальнейшего
укрепления экономического и военного мо-
гушества советского государства.

С. ЯКОВЛЕВ,

‚ ОПАСЕНИЕ КОРАБЛЯ

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 12 декабря.
(По телеграфу’ от корр. «Красного Флота»).
Буксир «Александр Матросов» вел пасса-
Жирекий пароход. «Ножарекий», когда раз-
разился сильный шторм. Волны хлестали
через борт. Винты буксира все чаще рабо-
тали вхолостую. 065 корабля штормом гна-
ло к скалистому берегу. Сильный порыв
ветра накренил пароход, буксирный конец
лопнул. Нароход был выброшен на берег.

К месту аварии вышла группа  спаса-
тельного отряда инженер-майора Павлова.
Б нее входили спасательный корабль и во-
долазная мотошхуна.

Работа усложнялась тем, что все отсеки

Асный. ФЛОТ

Гелендукик-—

13 декабря 1945 г., четверг, № 291 (2166)

Скеловск

Опыт дальнего перехода T орпедных катеров

К ноябрю 1943 года войска 4-го Укра-
инского фронта очистили от противника
Донбасс и вышли на рубежи: Перекоп —
нижнее течение Днепра. Части Закавказ-
ского фронта, взаимодействуя с Черномор-
ским флотом, очистили от противника весь
Таманский полуостров. и восточный берег
Азовского моря. ‚ aie

Таким образом, немецко-румынские вой-
ека в Крыму были отрезаны от своих основ-
ных. сил и могли сообщаться с ними только
морем. В этих условиях возникла, залача ——
перебазировать соединение ‚торпедных кате-
ров из кавказских ав в Скадовск и фланки-
ровать с севера коммуникации противника,
питавшие Крым.

Для этого выбрано было соединение тор-
педных катеров капитана 2 ранга Процен-
ко, базировавшееся на Геленджик. Известно
было, что на переходе предстоит преодолеть
очень много трудностей.

Погода на Черном море в ноябре—февра-
ле характерна частыми штормами, тумана-
ми, низкими температурами. А катера про-
ектировалиеь для действий ›в прибрежных
районах при умеренном волнении. Между
тем надо было пройти около 450 миль,

Путь проходил вокруг Врыма, где немцы
имели развитую сеть постов СНиС, аэродро-
мов и многочисленную истребительную авя-
ацию. Прикрывать торпедные катера нашей
истребительной авиацией на всем пути бы-
ло невозможно.

Штатные штурманские приборы на тор-
педных катерах не могли обеспечить четы-
рехоотмильный переход по счислению, 8»
ошибки на переходе удлиняли время пре-
бывания в море, что грозило самыми опае-
ными последствиями: :

Стало быть, следовало увеличить даль-
ность плавания торпедных катеров до 450
миль, обеспечить повышенную точность
кораблевождения и выбрать период срав-
нительно тихой погоды.

Но первому вопросу — увеличение даль-

ности плавания — сделано было несколько

поедложений.

Часть пути, например, можно было бук-
сировать торпедные катера. Это предложе-
ние было отклонено, так как затягивало’
операцию, ставило катера под удар авиег-
ции противника и не позволяло перебросить
сразу большое количество катеров.

Затем было предложено использовать для
сопровождения СКА или МО. Пройдя чаеть
пути вместе © торпедными катерами, они
должны были передать им дополнительное
горючее. после чего вернутьея на Кавказ.
Й этот вариант не подошел. Скорости СКА
и №0 были слишком малы, а запасы горю-
чего, которые они могли взять, недоста-

После долгих расчетов и проверок был
принят и утвержден такой план. Торпе-
ные катера, предназначенные для перехода,
оборудуются специальными цистернами, ко-
торые имеют форму торпед и грузятся в
торпедные желоба. Небольшие емкоети кре-
пятся перед рубкой и сзади рубки. Таким
образом размещался запас горючего.

< Из затруднительного’ положения решено
было выйти © помошью труппы обеспечи-
вающих катеров, оборудованных дополни-
тельными емкостями. Пройхя 100 миль, сэ-
единение стопорит ход, и горючее ручными
помпами перекачивается по шлангам в ба-
ки основной группы. Потом ` обеспечиваю-
шая группа возвращается на’ Кавказ, а 0с-
новная группа двигается дальше — в Ска-
TORCK.

Этот момент — перекачка горючего с ка-
тера на катер в открытом море — возбуж-
дал у нас больше всего опасений. Перекачка
была возможна при волнении не более двух
баллов. Другого выхода, эднако, не было.

оставалось надеяться на точность прогно-.
зов наших синоптиков.

После того как этот вариант был при-
нят, подготовка к переходу пошла по трем
направлениям. -

Механики соединения под руководством
флагманекого механика инженер-капитана
3 ранга Борисевич занялись подготовкой
двигателей и всех механизмов к переходу.
Одновременно мастерские технического от-
дела флота готовили емкости, испытывали
их и устанавливали на катера.

Флагманский  штурман соединения капи-
тан-лейтенант Кушнеров начал оборудова-
ние навигационного лидера соединения —
флагманского торпедного катера.

Внутри рубки был установлен нактоуз
обычного 127-миллиметровото компаса.
Флагманский штурман трижды выходил на

‚ катере в море в свежую погоду, прежде чем

парохода «Пожарский» были залиты водой.   была найдена правильная система крепле-

Доставить на него водоотливные средства
спасательный корабль не мог — мешала
большая осадка. Не могла этого сделать. и
мотошхуна. Тогда мичман Таран предло-
жил спарить две шлюпки, уложить на них
деревянный плот и с помошью этого импро-

‚вИизированного парома доставить на паро-

ход водоотливные средства. Так и сделали,

Более двух суток заняла откачка воды
И заделка пробоин. Нотом завели длинный
буксирный конец, и командир спасательно-
го корабля младший лейтенант Калашник
просигналил «полный вперед»...

Двадцать часов. подряд младший лейте-
нант Калашник пыталея отвести на глубо-
кое место пароход. Все это время на «По-
Жарском» беспрерывно работали водоотлив-
ные средства. Наконец старания спасатель-
ного отряда увенчались успехом. К исходу
третьих суток «Пожарский» был снят. с
бэрега и направлен в базу для ремонта.

ОФИЦЕРЫ-ТАНКИСТЫ
В ГОСТЯХ У МОРЯКОВ

В выходной день в Кронштадт приехали
офицеры-танкисты одной из Частей Ленин-
градекого военного округа— участники ге-
роических боев против ‘немецко-фапгиет-
ских захватчиков. i

Танкисты осмотрели достопримечатель-
ности Вронштадта, посетили корабли.

Многие из танкистов впервые были на
военных корабл.х. С особым интересом го-
сти осматривали линейный корабль «Ок-
тябрьская революция»:

Офицеры-танкисты ознакомились с несе-
нием корабыльной службы на корабле, с
боевой техникой. Моряки тепло принимали
своих боевых друзей.

Старший лейтенант С. ШУБИН.
г, Кронштадт,

ния котелка в шейке нактоуза. В конле
концов пришлось выключить карданов под-
вес, расклинить котелок компаса в пружин-
ном подвесе деревянными клиньями и рг-
зиной, а для облегчения котелка выплавить
свинец из поддона.

Не следует удивляться такому вниманию
К конструкции главного компаса флагман-
ского катера — от точности работы этого
прибора зависел в значительной степени
успех всей операции,

Кроме главного компаса на крышу рубки
на уровне глаз командира катера был уста-
новлен путевой магнитный компас КИ-10.
Кроме того, на катере были оставлены Два
титатных компаса. Последние по своему рас-
положению и конструкции не могли обеспе-
чить дальний переход и являлись аварий-
ными, резервными приборами.

Одновременно с этим проводились тща-
тельные замеры скоростей катеров при раз-
ных вариантах нагрузки. С командирами
катеров и подразделений тщательно изучал-
ся предстоящий район плавания, прово-
дились групповые упражнения, отрабаты-
валось совместное плавание.

Третья линия, по которой шла подготов-
ка к операции, может быть названа опера-
тивно-тактической.

Были составлены наставления на пере-
ход по всем боевым частям, по связи, по
взаимодействию © авиацией: Проводились
учения по связи торпедных катеров с само-
летами разведки и истребительного при-
крытия.

Отработаны были указания на случай
отрыва катера или выхода из строя моторов
на каком-либо катере. В последнем случае

‘решено было ждать 30—45 минут; Вели

катер за это время не удалось бы ввести
нова в строй, приказано было снимать
команду и топить катер. Эта деталь пока-

‘питан 2 ранга Проценко. повернул на ву

293°, К моменту поворота ветер от нору.
: Капитан 2 ранга оста р до ИО, о
а , ‘динение в пона-
ЕЛЬ достигло аллов. Соед
ый ло в туман. Обстановка усложнялась. Опа.
sy саясь отрыва концевых катеров,. Процент)

периодически уменьшал скорости, изменяя
их в пределах от 8 до 25 узлов. Всего был
дано около ста, изменений ходов.’ Нет нужды
об’яснять, как это усложнило работу флаг.
итгурмана соединения.

о

Первые двести миль пути ee oe oo pas   got Alig

м. курсом —   лень ,
225°), ee 7 ae SEAR для   курс 45°. Вотер ee до 6 pea Bods
перезарядки бензином. Затем. надо было   нение моря достигало ар в ор 1
сделать поворот на следующий курс (ИК—  ‘катеров от резких ударов ка р волну
323°), которым надлежало итти 130. миль.   взорвался снаряд, и осколками и ране.
Курс этот проходид нз расстоянии 30 миль   ны два человека.
от мысов Херсонее и Тарханкут. Чтобы   В 09.00, стремясь облегчить положение
дать возможность флагштурману уточнить   катеров, Проценко повернул на курс ном
свое место на этом курсе, было решено по-  и продолжал ‘движение под углом около
слать специальные самолеты-осветители, 45° к волне.

Они должны были сбрасывать над К 1300 измученные’ суточным ‘перехо-
мысами САБ’ы в течение часа, по 30 МИНУТ   лоу катерники вышли к Тендровской косо в
ло и после расчетного момента, когда ©0-  715 ’уилях к западу от знака «Тендровский
ответествующий мые возник бы на траверзе лелезный». За сутки’ было пройдено 400
торпедных катеров. Мы считались © Bee миль. Ошибка штурмана составила 15 миль
можностью накопления большой ошибки   по азимуту 270°. Такой результат, учить.
счисления в конце перехода. Поэтому реше- рая свежую погоду, надо было признать хо-
‘но было поставить дополнительную задачу   роптим,
истребителям, вылетающим из Скадовска п а ДЕ Ghatiladd
И Е т ae ee Ald совершило в видимости берега. В 16,00
теров на остров Джарылгач, крторый ло- марта катера вошли в Скадовск.

жит вблизи Скадовска.
ho pt dp выделены истребители, Переход показал, что вся систем, обесле-
имеющие радиополукомпасы. Ориентируясь   Чения была разработана правильно и дей-
ie ствовала безотказно. Только в результате

д НИЯМ   ополукомпаса, эни мог-
Г oes. es, Sean на Ска-   самой тщательной, длительной и всесторов»
ней подготовки людей и механизмов, в ро-

0: разв т был приводной радио-
ake ae зультате широко развернутого операливно-

маяк ВВС.
в вышло  Го, навигационного и  метеорологического

На случай, если бы соединение
: обеспечения возможным стало осуществить
к осе в темное время суток,  7
не р ’  Такой переход.

‘ы три ориентирных
ее ии Окрыленные успехом, мы начали гото-
ме того, зэродромный оветомаяк ВВС, нахо-   ВИТЬ Е перебазированию в Скадовск вто-
О 4 Скадовске. должен был рабэ-   ВУЮ групну торпедных катеров. Командо-
; вание было поручено капитану 3 pana
тать до рассвета наклонным вращающимся T а aol ak eanee
лучом прожектора. Мы считали, что он бу-   ‘УУЛЬ. лагитурманом на переход вновь
дет обнаружен за 30—35 миль. назначен был капитан-лейтенант Кушнеров,
Подготовка шла быстрее, сказывалея

Для того чтобы облегчить возвращение опыт, полученный при обеспечении перво-
обеспечивающей группы торпедных кате-   го похода.
ров (ей предстояло пройти по счислению решено было полностью оборудовать для
в общем около 200 миль), в районе Геленд- навигационного лидирования не один, а
жика раэвернут был вращающийся прожек- три торпедных катера. на случай выхида
ЗОВ 6 RARE ALON одного из них из строя.

Казалось, все было предусмотрено. Оста- К началу апреля подготовка была за-
новка была за синоптиками, ‹за точным   кончена. В эти дни части 4-го Украинско-
ирогнозом благоприятной погоды. го фронта ‘уже подходили в Одессе. Первая

Надо вопомнить, что зимой 1943—44 го-   группа катеров; перешедшая Скадовск в
да фронт проходил по Украине, Белоруссии,   марте, активно действовала на коммуни-
Прибалтике, Карелии. Мы не имели данных   кациях противника.

о погоде в Западной и Центральной Ев- Понятно, с каким

ропе, на Балканах и на западном берегу   личный состав второй
Черного моря. В этих условиях предусмот-
реть зимой период штилевой погоды про-
должительностью не менее двух—трех суток
было очень трудно. й

Чтобы несколько облегчить, задачу си-
ноптиков, приказано было командирам всех
подводных лодок, стоявших на позициях,
регулярно доносить погоду. Вроме того, спе-
циально выделенные самолеты вели развед-
ку погоды на маригруте перёхода. — з

Оперативная синолтическая группа, на-
холившаяся на, ФКЛ флота и возглавлявшая-
ся инженер-капитаном Коротун, напряжен-
но работала, используя все данные для
уточнения прогнозов.

`Вот, в общих чертах, картина подготов-
ки к операции. р

зывает, в какой напряженной обстановке

должен был проходить переход.
Разработан был особый план навигаци-

онного и метеорологического обеспечения

перехода.

нетерпением весь
труппы катеров
стремилея в поход. Синоптикам ‘не давали
покоя. Наконец. к. 12 апреля на море устз-
новилась ясная штилевая погода.

В 10.25 12 апреля ‘вторая группа кате-
ров вместе с обеспечивающими их катера-
ми вышла из. Геленджика.

Стоял мертвый штиль, облачность была
2 балла, верхнего яруса;, отличная види:
мость — настоящая ‚ «катерная погода».

На`этот“раз скоростей менять‘ почти не
приходилось, и движение ускорилось.

Над. нами непрерывно  барражировали
налии истребители, и не зря: через не-
‘сколько часов они сбили самолет-разведчик
противника.

Так как погода была ясная и опасность
от авиации противника из-за этого возрос-
за, мы оттянули курсы катеров небколько
мористее-и удалили точку приема горючего
от Геленджика на 120 миль.

# # +

Натряженный период подготовки закон-
чился. Каждое утро мы с нетернонием жда-
ли от синоптиков прогноза. Наконец на В 14.35, пройдя по счислению 116 миль
исходе 3 марта 1944 года инженер-каии-   9Т Геленджика курсом 237°, катера оста-
тан Коротун доложил, что наступает период   ВоВились. ‚ В 17.05, закончив перекачку
слабых ветров. На море установилась бои- и о разошлись,
зово-туманная погода: сплошная слоистая : ду: рд-ост силою в
облачность, ветры силою 2—4 балла. вол- 3 балла и появилось слабое волнениб, (бес-
нение моря 1—3 балла. и группа с наступлением  теу-

аа ЧИ yet ноты благополучно возвратилась в Геленд-

2 О Е ПИН жик, Основная труцна из точеи: приенв-го

очень неприятную для нас поправку: отпала   ючего легла на ype 284°
ere eee ОН В 18.57 по rir 938°
ки, 1еперь нельзя было применить  EI у ae показались
us ов места, ae ино мимо (ct ia’ ane a ны м

ерсонеса и Тарханкута. i ы тии около
о ees oe а ania 50 миль — явление редкое. Опознав гор-
больших скоростях. (По плану переход на- mar Флагштурман уточнил сво
до было сделать на скорости 30 узлов). ‘

Gite, ин Dea acu: oe ) На горизонте появились неопознанные

: с 96Пе-   самолеты. Наши истребители прикрытия к
чивали скрытность перехода и прикрывали   тому. времени уже ушли: на базу, и поэтому
ae РЕ авиации против-   капитан. 3 ранга Тууль приказал заглу*

- То было важнейшее преимущество, шить моторы и ждать темноты
которое искупало все недочеты. - :

Уточнив в 03.0

В 13.50 6 марта 1944 года торпедные   засечками. на к le ae scat

Ligeti erm ee + Урсе, ‘капитан-лейтенант
pa енджика. Шли строем   Путнеров уверенно вел катера

клина со скоростью 30 узлов. На головном Haire 3 a

катере находились командир соединения ка- a os Panra Tyyas отремидея дер

п weasen: ТЬ калера в сомкнутом строю и чаето из-

ский mypmen xaturan-adkvenany Kyte менял поэтому скорости. Всего было дано

р ие 30 изменений ходов. 0 рассветом, в

Пройдя 40 миль, мы попали в полосу ту- о о ее мы

ae и, как было м Tan умень- В. 07.30 НН
и скорость до узлов. Видимость па- oo. прямо по носу флагитурман
дала временами до 0,5 В Дистан-   УЗИДел берег. Не меняя ation Piston i
ция между катерами была около 05—03   бРегу на 3 кабельтова и обнаружили, что
в М 1 aie к восточной оконечности 03608
Ветер держалея  порд-обт 2.3 балла, О В 10.15 13 апреля катбра во-
ОЕ бе or Text
прояспениями. Coor- о от 1еленджика до Скадовска 38
pevomentaa этому менялась и скорость — Часа вторая группа прощла 135 МИЛЬ,
от.18 до 30 узлов. Вскоре части 4-го Украинского фронт

В 17.40, пройдя по ечислению 103 ми-   рорНали ФЕонт на Иерекопе и с сева
ли, соединение остановилось, катера пет ворваляеь в Крым. Одновременно начали
шли друг к другу. и началась перекачка то. наступуение части Приморской армии Ha
рзочего. :

Был почти полный пгтиль. Ватера тихо
покачивались на зыби. Стоя е кранцами в
руках, вполголоса разговарнвали, прощаясь
друг с другом, моряки. ‹ Возврапавитиеся
к кавказекому побережью желали счастли-
вого пути товарищам, идущим в Скадовск.
Стемнело. Потянул легкий норд-05т, взошла
луна.

В 20.00 передача, горючего была закон-
чена.

В 23.45 ‘обеспечивающая группа верну-
лась в Геленджик. Несмотря на яркую луну,
луч вращающегоея прожектора был заме-
чен за 40 миль, Всего за 9 час. ББ мин.
было пройдено по счислению 211 миль. На-
копившаяся ошибка составляла 5 миль. что
было вполне удовлетворительным результа-
том.
wae группа катеров продолжала

ижение строем клина, включив к

$ илЬва-
терные огни. figs

В 01.45 7 марта, пройдя по счислению
00 миль от Геленджика курсом 225°, ка-

мительно отлатывалея к Севастополю. На.
чалось паническое  богетво немцев 1
крымекой «фрицеловки».
„Черноморский флот, оперативно взаимо-
действуя с Красной Армией, вышел в
коммуникации противника и уничтожал
транснорты, ВДВ.
Gn от тут-то и дала свои результаты 3а-
атовременно выполненная операция по
переброске соединения торпедных катеров
капитана 2 ранга Проценко в Скадовск.
Немецкие коммуникации были взяты Ha
шими торпедными катерами в клещи:
Pro-nporone действовали катера капитан
ное §: 3 севера на коммуни-
ре атера капитана 2 panna
торицей окупились вес усилия и тру
ды, вся сложная система обестечения 16“
рехода катеров через море. Черноморцы-ка-
тАрИИК показали, что’ годы войны не пр
ли для них даром. Они научились плавать

Керченском полуострове, Поотивник crpe- .

©

«-