СТУПНИКО

Вечернее заседание Il декабря
НЮРНБЕРГ, 11 декабря. (ТАСС). На’ве-} лишь с одной точки зрения: закончен ли

чернем заседании после просмотра докумен-
тальных кинофильмов выступил представи-
тель американского обвинения полковник
Стори, который сообщил, что в течение
оставшихся дней этой недели представителя
обвинения изложат Трибуналу. документаль-
ные доказательства, относящиеся к престун-
лениям обвиняемых против человечности и
законов ведения войны. 5

Затем слово получил представитель аме-
рикечского обвинения  Додд, посвятивший
своё выступление изложению преступных
действий гитлеровцев, направленных на `пора-
бощение иностранных фабочих. В связи ©
этим обвинитель рассматривает также во-
прое о бесчеловечном. обращении гитлеров-
цев с евреями и иностранными рабочими, ко-
торые были вывезены в Германию, как рабы.

Указав, что для доказательства этих пунк-
тов обвинения будут приведены и фотогра-
фии, обвинитель заявил, что вывоз иностран-
ных рабочих и их порабошение гитлеровцами
носили массовый характер. В качестве рабоз
использовались, вопреки законам ведения
войны и международному праву, и военно-
пленные, которых часто заставляли работать
против собственных стран. Эти преступления:
были совершены такими организациями, как
имперский кабинет, руководящий корпус
гитлеровской партни, СС, СА, СД; штаб вер-
ховного командования, гестапо и др.

Обвинитель определяет конкретную ответ-
ственность подсудимых за эти преступления.
Заукель, как уполномоченный по вербовке
рабочей силы, отзечает за набор и порабо-
щение иностранной рабочей силы; Шпеер,
как министр вооружения ‘и руководитель
организации Тодта, — за ‘применение наси-
лия и бесчеловечное обращение с иностран-
ными рабочими, которое часто приводило к
их гибели; Геринг отвечает за применение
всех этих мер, как генеральный уполномо-
ченный по проведению четырехлетнего пла-
на; Розенберг несёт ответственность за этн
меры, как министр оккупированных восто11-
ных областей, Франк — как генерал-губерна-
тор Польши, Зейсс-Инкварт — как намест-
ник в Голландии; Кейтель — как начальнак
штаба верховного командования германских
вооружённых сил. Бесчеловечное обращение
с иностранной рабочей силой и порабощение
её полностью соответствовало всем теоретн-
ческим и политическим установкам гитлеров-
ских руководителей, которые провозгласили
германский народ «расой господ». Эти устя-
новки содержатся в высказываниях гитле-
розских руководителей, в их документах.

23 мая 1939 года в новой рейхсканцелярии
Гитлера состоялось совещание, на которэм
призутствовали. Гитлер, Геринг, Редер, Брау-
хич, Кейтель и. другие. На этом совещании
Гитлер заявил: «Если судьба приведет нас
к конфликту с Западом, то овладение широ-
кими пространствами Востока должно стать.
нашим преимуществом. Мы тогда будем в
состоянии положиться на ресурсы этих рай-
онов. Население негерманских районов будет
доступно. нам в качестве источника рабочей
силы».

24 апреля 1942 года подсудимый Заукель
писал Розенбергу: «Целью этой новой ги-
гантской мобилизации рабочей силы являет-
ся наше стремление использовать богатые
ресурсы, завоёванные нашими вооружённы-
ми силами под руководством Адольфа Гит-
лера. Эти ресуреы должны быть использо-
ваны. для наших вооружённых сил, а также
© целью снабжения Германии. Сырьевые ма-
териалы, а, равным образом, и рабочая сила
завоёванных территорий должны быть пол-
ностью и последовательно использованы <
выгодой для Германии и её союзников».

«Теория» расового господства лежала в
оснаве проводившейся гитлеровцами полити-
ки. 5 марта 1943 года так называемый рейхс-*
комиссар Украины Кох заявил в свой речи в
Киеве: «Мы являемся расой господ и долж-
ны управлять жестоко. Я прибыл сюда, что-
бы помогать фюреру. Население’ должно ра-
ботать, работать и ещё раз работать. Неко-
торые из этих людей истощаются, так как
население не получает достаточно пищи. На-
селение не может её требовать. Мы приеха-
ли сюда не для того, чтобы раздавать ман-
ну. Мы приехали сюда для того, чтобы со-
здать базу нашей победы. Мы являемся ра-
сой господ, и мы должны помнить, что са:
мый низший германский рабочий в расовом
и биологическом отношении в тысячу раз
ценнее, чем здешнее население».

4 октября 1943 года руководитель гестапо
рейхслейтер СС Гиммлер: произнёс в Позна-
ни на совещании эсэсовских генералов речь,
в которой он. заявил: «Меня не интересует
ни в малейшей степени, что случится с рус-
скими или чехами. То, что эти нации могут
предложить из своих ‘расово-чистых ресур-
сов, мы возьмем, даже путём увоза детей
отсюда. Будут ли эти нации жить в усло-
виях благоденствия или они будут умирать
голодной смертью, интересует меня лишь
постольку, поскольку мы нуждаемся в них
как в рабах в интересах нашей культуры.
Ни с какой другой стороны они меня не
интересуют. Уладут ли от истощения десять
тысяч русских женщин в то время, как они
роют противотанковый. ров, интересует меня

из эляя хдд КРОВАВЫЕ ПРИЗРАКИ

Герингу и всей его компании, видимо,
пришлось по вкусу. известие о том, что на
очередном судебном ‚заседании будет демон-
стрироватьея фильм, составленный из гер-
манской официальной кинохроники послед-
них лет. За загородкой, отделяющей скамью
подсудимых от остального зала, началась
суетливая возня, когла обвиняемым разре-
шили рассесться несколько иначе, чем
обычно, чтобы лучше видеть экран. Даже
Шахт, который зысидел два часа спиной к
экрану при демонстрации фильма о конц-

_ лагерях, заранее выбрал удобную позу. Как

видно, всем им показалась заманчивой воз-
можность ‘еще раз взглянуть на себя в мун-
дирах и орденах, услышать собственные ре-
чи, произносившиеся в лни, когда никто из
них не помышлял о нынешнем грозном ча-
сз ответа.

Трибунал предоставил им эту возмож-
ность, руководствуясь логикой фактов, в
силу которой официальная германская ки-
нохроника служит таким же веским дока:
зательством преступлений фапиизма, как и
документы из секретных архивов. И вот в
судебном зале то и дело раздаются истери-
ческие выкрики Гитлера и мотив Xopcera
Весселя. Пусть думает Кейтель, что он
принимает парад. Да, это и в самом деле
парад, но парад кровавых призраков.

Пленка добросовестно зафиксировала ре-
альные факты. Адольф Гитлер, действитель-
30, марптировал ло улицам Нюрнберга в ко-
Ричневой рубашке штурмовика уже восем-
надцать лет назад во главе своей, тогда еще
не слишком многочисленной, банды. Он, дей-

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР
‘TM 203490,

этот ров для Германии».

Далее обвинитель цитирует совершенно
кекретный меморандум, одобренный Розен-
бергом-и датированный 12`июля 1944 года.
В этом меморандуме речь идёт об эвакуации
молодёжи с территорий, занятых армейской
труппой центра. В меморандуме говорится:
«Армейская группа» «Центр» имеет намере-
ние отправить на территорию империи 40—50
тысяч подростков в возрасте от 10 до 14 лет.
Бюро молодёжи уже начало об этом перего-
воры < организацией Тодта. Оно намере-
вается использовать этих людей после двух-
летней тренировки ‘в качестве квалифициро-
ванных рабочих. Это обучение должно про-
водиться организацией Тодта, которая рас-
полагает для этого соответствующими тех-
ническими средствами. Германские учрежде-

ния особенно настаивают на этом мероприя-.

тии, поскольку они ощущают недостаток в
учениках. Эта акция имеет целью не только
предотвратить усиление военной мощи вра-
га, но также сократить его биологический
потенциал в будущем. Эта, идея подлержи-
вается не только рейхсфюрером, но также и
фюрером».
‚ Гитлеровцы вывозили из оккупированных
стран рабочую силу, отделяя жён от мужей
и детей от родителей. Вывоз осуществлялся
такими методами, что во время транспорти-‘
ровки, а также на работе в Германии гибли
сотни тысяч людей. Франк, как генерал-гу-
бернатор Полыши, осуществил увоз в гер-
манское ‘рабство сотен тысяч поляков. В
своём письме Герингу от 25 января 1940 года
Франк писал: «Необходимо набрать и отпра-
вить в империю по крайней мере один мчл-
лион мужчин и женщин для промынгленно-
сти и сельского хозяйства, из которых по
крайней мере 750 тысяч должны быть сель-
скохозяйственными рабочими и из них не
меньше 50 проц. женщин». :
В своём дневнике, в записи от 10 мая
1940 года, Франк писал: «Генерал-губерна-
тор занимается проблемой принудительной
вербовки польской рабочей силы. Принуди-
тельная отправка рабочей силы осущесгв-
ляется ввиду Того, что добровольно незоз-
можно отправить достаточное количество
рабочей силы для работы внутри Германии.
Принудительная вербовка предполагает: аре-
сты польских мужчин и женщин. Генерал-
фельдмаршал Геринг некоторое время тому
назад в своей длинной речи указал на необ-
ходимость отправки в империю одного мил:
лиона рабочих. До сего времени отправлено
160 тысяч. Придётся преодолеть болыине
трудности. Необходимо поэтому проинструк-
тировать начальников районов и комендан-
тов городов таким образом, чтобы уже в са-
мом начале операции быть уверенным в её
успехе. Аресты молодых поляков, посещаю-
щих церковную службу или кино, вызовут,
конечно, нервозность поляков. В. общем го-
воря, нельзя возражать против удаления с
улиц этих молодых людей, способных к ра-
боте. Лучшим методом была бы организация

‘массовой облавы, и она была бы полностью

оправдана. Во время массовой облавы нуж-
но останавливать поляка на улице и спрашн-
вать его, что он делает, где он работает и
так далее».

В другой записи, а именно от 16 марта
1940 года, в дневниках Франка говорится:
«Генерал-губернатор имел длительные пере-
говоры в Берлине с представителями мини-
стерства финансов и министерства продо-
вольствия. Было сказано, что срочно необ-
ходимо послать в Германию большое коли-
чество польских сельскохозяйственных рабо-
чих. Эта мера, раз она требуется, может
быть выполнена только силой, ‘причем это
требует применения полиции, которая долж-
на окружать деревни`и забирать мужчин и
женщин для отправки их. в Германию».

17 апреля 1943 года имперский министр
Ламмерс направил секретный доклад Гимм-
леру о положении в геперал-губернаторстве.
В этом докладе он писал: «Вербовка рабочей
силы проводилась более или менее насиль-
ственными методами, когда, например, груп-
пы, назначенные трудовыми отделами, хва-
тали поляков в церквах и кино и отправляли
их в империю».

В другом документе, касающемся конфи-
скации польских феэм и отправки польских.
зельскохозяйственных рабочих в.Германию,
также процитированном обвинителем, гово-
рится, что восточно-германская корпорация
сельскохозяйственного развития конфиско-
вала большое количество польских ферм.
Бывшие владельцы этих польских ферм вме:
сте со своими. семьями отправлены в Герма-
нию на сельскохозяйственные работы. «Та-
ким образом,— говорится в этом докладе—
сотни польских сельскохозяйственных рабо-
чих могут быть самым простым способом
вредоставлены в распоряжение сельского

‘хозяйства Германии. Таким путём может

быть устранён недостаток сельскохозяй-
ственной рабочей силы в империи».

26 ноября 1942 года Заукель, как гене-
ральный уполномоченный по рабочей‘ силе,
в своём циркуляре нижестоящим инстанни-
ям писал: «По согласованию вопроса с на-
чальником полиции безопасности и СД, ев-
реи, которые ещё заняты здесь на какой-
либо работе, должны быть эвакуированы с

ствительно, принимал потом на этих же
улицах все более помпезные, весе более во-
инственные парады. Он влезал на ‘трибуну
рейхстага и истошно вопил о «великой Гер-
мании».

Фашистская клика, хотя и скрывала
свои подлинные агрессивные планы, но ни-
Богда не считала нужным прятать свою

‚ сидеологию». Титлеровцы с удовольствием

показывали на экранах фапшетских молод-
чиков, горланивитих задолго до начала вой-
ны: «Сегодня Германия — завтра мир!»
Они сами снимали эти костры из книг на
берлинских площадях и зловешие речи Геб-
бельса, приветствовавшетго «пламень ново-
го духа». 4

Где, кроме нашей Родины, были в че го-
ды должным. образом оценены все эти симп-
томы опасности, нависшей над человечест-
вом? И если теперь фашистекие «повелите-
ли мира» перешли в разряд. страшных при-
зраков, утративших реальную возможность
убивать людей, то этим человечество обяза-
но прежде всего Советской стране, совет-
скому народу, который всегда етоял на
‚страже лучших надежд и чаяний мира,
всегда был готов защищать эти надежды.

Нельзя не думать об этом, когда вилишь
на экране: киноисторию германского фаприз-
ма, составленную самими гитлеровцами. Да,
они собрали немалые силы. Они обстоятель-
но, расчетливо, планомерно готовили свои
‘преступления против мирных народов. Эти
народы испытали безмерно много горя. и.
судьба человечества была бы поистине тра-
гичной, если бы в нашей стране герман-

РАСНЫЙ ФЛОТ

территории Германии и должны ‘быть заме-
нены поляками, которые будут привезены из

генерал-губернаторства. Поляки, которые
будут эвакуированы, должны быть частично
помещены в концентрационные лагери, если
они являются преступными или антисоциаль-
ными элементами. Остальные: голяки. долж-
ны быть привезены. в империю, в частности
в Берлин, без своих семей. Здесь они посту-
пят в распоряжение трудовых отделов для
направления их на военные заводы ‘взамен
евреев».

В этом месте защитник Заукеля прервал
обвинителя, заявив, что его подзащитный

ых п

оспаривает подлинность этих документов.
Поднись на этих документах, — заявляет за-
щитник, — сделана на машинке, а не от руки.
Защитник заявляет также, что поскольку
он не получил возможности предварительно
ознакомиться с этими документами и пере-
говорить во этому вопросу с подсудимым
Заукелем, то он просит Трибунал отложить
оглашение этих документов. Председатель
суда лорд Лоуренс заявляет, что защитник
будет иметь возможность ознакомиться со
всеми этими документами зазтра.

На этом председатель об’язляет вечернее
заседание Трибунала закрытым.

Утреннее заседание 12 декабря

НЮРНБЕРГ, 12 декабря, (ТАСС). Утрен-
нее заседание Трибунала открывается вы-
ступлением представителя американского
обвинения Додда, который напоминает Три-
буналу о содержании вчерашнего вечерне-
го заседания. При упоминании обвинителем
дневника подсудимото Франка защитник
последнего заявляет, что обвинение якобы
неправильно пользуется этим документом,
приводя лишь его часть. Он просит предо-
ставить в ето распоряжение весь дневник
Франка, занимающий несколько больших
томов, а также 4 речи Франка, которые
якобы были подготовлены им в 1942 году
и отвергнуты Гитлером. j

Председатель Трибунала лорд Лоуренс
об’являет защитнику, что дневник Франка
будет передан в комнату защиты.

После этого обвинитель Додд приступает
к изложению обвинения гитлеровских заго-
ворщиков в осуществлении мероприятий,
рассчитанных на превращение взрослого
населения Европы в немецких рабов. Мно-
гочисленными документами, захваченными в
архивах гитлеровского министра по делам
восточных территорий Розенберга, и в ар-
хивах ‘гитлеровского уполномоченного ‘по
вопросам мобилизации рабочей силы Зауке-
ля, обвинитель доказывает, что гитлеровцы
систематически и хладнокровно угоняли
миллионы русских, украинцев, поляков,
французов, бельгийцев, голландцев и дру-
гих в немецкое рабство. Гитлеровиы не
пнушались никакими средствами. «Вербовка
рабочей силы» превратилась в открытую
охоту за людьми. .

Подобная «вербовка» вызвала решитель-
ное сопротивление населения оккупирован-
ных районов. Гитлеровские заговорщики
решили организовать вербовку военно-при-
нудительными средствами. На специальном
заседании экономического планового бюро
Заукель доложил, что «вербовщики» все ча-
ще становятся жертвами вооруженных на-
падений. Начальник немешкого вербовочно-
го бюро в Варшаве был застрелен среди бе-
лого дня в его собственной конторе. За-
укель требовал полицейских подкреплений
для проведения «вербовки» и просил содей-
ствия подсудимого Розенберга.

Специальным письмом от 3 октября
1942 года подсудимый Заукель требовал от
Розенберга принятия решительных мер к на-
сильственному вывозу рабочей силы из ок-
кувированных районов’в Германию. «Фю-
рер,— писал Заукель,— разработал новый и
весьма срочный план вооружений, который
потребует мобилизации двух дополнитель-
ных миллионов иностранных рабочих. Фюрер
предоставил мне новые права и поручил мне
принять любые меры, которые я найду нуж-
ными, чтобы любой ценой обеспечить моби-
лизацию рабочей силы для германской воен-
ной промышленности, как из самой Герма-
нии, так и из протектората, польского губер-
наторства и других оккупированных терри-
торий. Дополнительная рабочая сила в своем
большинстве должна быть взята из недавно
оккупированных восточных территорий, OCO-
бенно из имперского. комизсарната Украины.
Ноэтому имперский комиссарчат Украины
должен доставить 225 тыслч рабочих до
31 декабря 1942 года и 225 тысяч дополни-
тельно — к 1 мая 1943 года».

Заукгль предписывает не останавливаться
ни перед какими беспощадными мерами для
получения рабочих рук. Несколько позже
Заукель посылает в оккупированные рай-
оны своего специального предзтавителя Пю-
керта с задачей обеспечить ежедневную.
присылку 5 тысяч рабов. С типичной немец-
кой педантичностью Ззукель просит Розен-
берга (письмо от 17 марта 1943 года) еже-

дневно поставлять в Германию: из Белорус-

сии — 500 человек, из «Ментральной эконо-
мической инспекции» — 500 человек, из Ук-
раины — 3 тысячи человек, из «Южной эко-
номической инспекции» — 1000 человек. Зау-
кель предупреждает, что, «начиная с 1 апре-
ля 1943 года, ежедневная норма должна
быть увеличена вдвое».

Не ограничившись посылкой писем, Зау-
кель лично отправляется в оккупированные
районы. 18 июля 1943 года Заукель произнес
в Каунасе речь, в которой потребовал «по-
сылки в Германию значительно большего
числа литовской рабочей силы». Несколько
раньше он побывал в Риге, где предложил
гитлеровскому комиссару послать в Герма-
нию не позже августа 1943 года 183 тысячи
человек, потребовав включить в число их,
по меньшей мере, 30 тысяч молодежи.

Видимо, приказы Заукеля выполнялись с
трудом. Ему пришлось обратиться за по-

ская агрессия не наткнулась на силу, Ko-
торую она не смогла сокрушить,

Рейнская область. Австрия. Судеты. Гв-
ринг в рейхсмаршальском мундире нагло
потирает руки перед киноаппаратом после
подписания мюнхенского пакта. Это не пам-
флет — это снимали они сами. И смысл
этого раскрывается следующим же кадром
фильма, гдо показаны пересекающие чеш-
скую границу немецкие танки.

Гитлер в Праге. Гитлер в Мемеле. Само-
леты, орудия, танки. Пока еще. агрессор ни-
где не ветретил сопротивления. Безнаказан-
ность опьяняет захватчиков. Мы слышвм.
как гогочет, по-звериному ревет рейхстаг в
ответ на тревожное обращение президента
Рузвельта, пытавшегося весной 1939 гота
прелостеречь Германию от новых автов аг-
рессии. Под одобрительное улюлюкание «де-
путатов» Гитлер зачитывает свой офици-
альный ответ, смысл которого сводится к

тому, что Германия пока не собиоается на-.

падать на Америку. На экране Польша, Hop-
вегия. Дания, Голландия, Франция. Гитле-
ровцы на парапютах сбрасывали кинооперз-
торов вместе с солдатами-десантниками, что-
бы запечатлеть вступление немецких тан-
ков в каждую новую европейскую страну.
Они мнили, что снимают историю «тысяче-
летнего райха». Но эти кадры стали доку-
ментальным свидетельством преступлений
фашизма, и германская кинохроника ныне

официально приобщена к обвинительным
материалам, переданным Международному
Трибуналу.

Запомним же этот документ. Запомним
зафиксированные самими преступниками
детали самого стралиного их злодеяния: на-
падения на нашу Родину. Им захотелось

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ул., 21, Коммутатор редакции: Д 3-20-90 no ДЗ-
отдел боевой подтотовки—доб. 29, 36, Д 1-08-99; отдел пропагандыр—Д 1-11-45; отдел партийно-комсомольской
информации -- доб. 1-35; отдел пнисем — доб. 93; иллюстрационный отдел —

мощью к германской армии, которая держа-
па гарчизоны во всех оккупированных рай-
онах. В письме’ от 17 августа’ 1943 года, на-
правленном военным властям, Заукель пред-
лагал: «Вы должны завербовать и немедлен-
но отправить в. Германию всю рабочую силу,
родившуюся на вашей территории в теченче
1996 и 1927 годов. Запись должна быть за-
кончена не позже 30 ‘сентября 1943 года».
«Вербовочная ‚ кампания, — говорит обви-
нитель, — увенчалась успехом».  Заукель
имел возможность ‘сообщить Шпееру, тог-
дашнему министру вооружений, что ‘он, Зау-
кель, может дать ему миллион рабочих до
октября 1943 года, кроме того, он обещает
дать 700 тысяч рабочих для сельского хозяч-
ства. Гитлеровцы, не стесняясь, описывали,
какими средствами они добились этого. В
меморандуме, найденном в архиве Заукеля,
рассказывается: «Сейчае мы присутетвуем
при комической картине вербовки миллио-
нов рабочих рук из оккупированных восточ-
ных территорий, чтобы заполнить брешь в
германской рабочей силе после того, как
военнопленные перемерли, подобно мухам, от
голода. Метод «вербовки» (кавычки в доку-

менте), применяемый нами, берет свое на-
зало, вероятно, с самых черных периодов ра-
боторговли. Процветает настоящая охота на
людей. Не принимаются во внимание ника-
кие соображения здоровья или возраста».

Население оккупированных территорий
стветило на фашистскую «вербовку» уси-
лением сопротивления и расширением парти-
занской борьбы. 21 лекабря 1942 г. Розен-
берг направил Заукелю письмо, в котором
писал: «Доклад, который я получил, пока-
зывает, что увеличение числа партизанских
отрядов в оккунированных воеточных райо-
нах вызвано тем фактом, что методы, при-
меняемые для вербовки. или насильственно-
го массового вывоза рабочих рук, таковы,
что люди, которым угрожает эта судьба,
предпочитают избежать ее, уходя в леса
или переходя в партизанские отряды».

Розенберг приложил к своему письму до-
клад, показывающий «методы вербовки»
Заукеля. В докладе описывается, что во
многих случаях немецкие полицейские сжи-
гали целые деревни, жители которых от-
казывались «вербоваться» на работу в Гер-
‘манию. «Когда пришел приказ, —говорится
в докладе,— послать 25 рабочих, никто не
явился. Все взрослые бежали, тогда появи-
лась германская полиция и начала ‘поджи-
гать ‘дома тех, кто бежал. Немедленно воз-
ник ‘огромный пожар, поскольку уже два
месяца не было дождей, В дополнение к
этому, урожай хлеба был сложен в амба-
рах. Можете вообразить, что произошло.
Народу, который прибежал к месту пожа-
ра, запретили тушить его. Полиция избива-
ла и арестовывала прибежавитих. В это же
‘время полицейские поджигали другие дома».
Далее в докладе указывается, что в других
деревнях (судя по названиям, дело происхо-
дит в Белоруссии) полиция арестовала ста-
риков, старух и детей в качестве заложни-
ков, угрожая расстрелять их, если трудоспо-
собные не отправятся на работу в Герма-
HUIO. ‘

Обвинитель Додд хочет огласить пись-
менные показания подсудимого Розенберга,
однако защитвик последнего решительно
возражает против предзявления этого доку-
мента. Он требует, чтобы документ был
представлен полностью, если не Трибуналу,
то защите. Председатель Трибунала раз’-
ясняет, что Трибунал пока не нуждается в
полном тексте показаний Розенберга и что
дело обвинения решать, в каком виде оно
намерено преподносить этот документ. За-
щита имеет право использовать документ
по своему усмотрению. Защитник Заукеля
сообщает Трибуналу, что он получил пол-
ный текст показаний Розенберга, однако его
коллеги не могут воспользоваться этим до-
кументом, поскольку он написан по-англий-
ски. Председатель дает. указание обвини-
телю обеспечить защитников полным не-
мецким текстом показаний Розенберга.
Пред’явление суду этого документа откла-
дывается. .

‚Обвинитель Додд приводит все новые и
новые документы, показывающие, что так
называемая «вербовка рабочей силы» была
беспощадной и дикой охотой на людей, при-
чем страдали не только непосредственные
об’екты немецкой’ охоты. Родители, дети и
даже дальние родственники жертв этой охо-
ты подвергались невероятным преследова-
ниям, избиениям, арестам и даже расстрелам.
Гитлеровцы оставили далеко позади себя

енять берлинские улицы в чае, когда гез-
манские войска переходили советскую гра-
нипу. Что ж, эти снимки. можно положить
рядом со снимками тех же улиц после па-
дения Берлина! Они засняли стрелки часов
рейхсканпелярии, приближающиеся к ми-
нуте вторжения. Мы не забудем и не про-
стим им и этого олицетворения пунктуаль-
ности в кровавом разбое! Они заранее при-
готовились запечатлеть разрывы первых не-
мецких бомб на нашей земле — первые
убийства мирных советеких людей. Им не
приходило в толову, что эти снимки бу-
дут когла-нибудь прел’явлены как хдоказа:
тельетво их преступлений. И вот сегодня
против них свидетельствует с экрана даже
тишина летнего утра на нашей границе,
внезапно нарушенная трохотом пушек,
треском мотоциклов и танков.

Это все уже призраки =— призраки не-
мецких дивизий и немецких танков. эти
дивизии, эти танковые колонны обращены
в прах советским народом, грудью защитив-
шим от фашистеких полчиш свое булушее
ий будущее всего человечества.

Теринт пялит глаза на призраки своих
эскадрилий. Гессе, кажется, притоптывает
ногой в такт бравурным фашистским мар-
шам. Они остались такими же, как были,
й если бы им дать волю, они посталалиясь
бы еще тщательнее, еще предусмотритель-
нее организовать новый заговор против ми-
ра.
Вровавым  призракам не может быть ме-
ста на земле! Черная тень фашизма, не дол-
жна заслонять солнце-для людей!

Н. ЛАНИН,

НЮРНБЕРГ. (От специального корр.

«Красного Флота»).

жизни — доб.
доб. 99; начальник издательства —

”_ Типография газеты «Правда» имени Сталина.

20-96: Телефоны: для справок — доб, 1-73;
8; иностранный отдел — доб. 1-20
д 1-12-60; бухгалтерия—доб. 25;

13 декабря 1945 ге, четверг, № 291 (2166)

работорговцев средневековья. Сжигание це-

лых деревень вместе с запасами a aps aaiert
ствия обрекало населевие целых yen
верную смерть от голода и холода, © В г
тель цитирует пространный немецкий доку
мент, показывающий, что в результате фа-

шистской охоты на рабов целые районы ий

округа превратились В пустыйю — населе-
ние бежало, населенные пункты были срав-
нены с землей. Обвинение доказывает, Что
подсудимые Розенберг и, особенно, Заукель
пе только знали об этом, но и были инициа-
торами.этих беспощадных мер. Додд пред’яв-
ляет суду письмо одного. из фашистских
гатрапов, некоего Пауля Раа5, подсудимому
Розенбергу, в котором Рааб хвастаегся, ка-
кими средствами он добился успешной «вер-
бовки». «Я решил, — пишет Рааб,— показать
все более непокорной ‘украинской молодежи,
что наши приказы должны выполняться.
цриказал ежечь дома всех непокорных».

Далее. Рааб рассказывает: «Когда нача-
лось пассивное сопротивление населения, я
снова начал производить ‘аресты, .конфиска-
ции и посылку людей в рабочие лагери, Не-
которое время спустя группа людей, послан-
ных на работу, опрокинула охрану и разбе-
жалась. Я снова увидел необходимость при-
нять строжайшие меры. Дома беглецов были
сожжены». Свое письмо Рааб заканчивает
ссылкой на то, что его методы расправы бы-
ли не только известны окружному комиссару
в Василькове и генеральному комиссару в
Киеве, но и были одоэрены ими. Несомненно,
подсудимые Заукель и Розенберг знали об
этих мерах и одобряли их.

По мере того, как росло сопротивление
народа господству современных рабовла-
дельцев, увеличивались силы, которые по-
сылались на охоту за людьми. Помимо но-
лиции, армии и различных вспомогательных
частей, в`это дело включились гитлеровские
охранные отряды. Обвинитель оглашает сек-
ретнейший приказ, изданный по частям СС
и полиции безопасности. В этом приказе, да-
тированном 19 марта 1543 гола, предлагает-
ся: «Активность рабочих контор и соответ-
ственно вербовочных комиссий должна ‘быть
ноддержана в возможно более широкой ме-
ре. Вероятно не удастся воздержаться от
использования силы. Проводя обыски в де-
ревнях, сжигать, если будет необходимо, всю
деревню. Все население должно быть на-
сильстзенно послано в распоряжение комис:
сара».

По предложению председателя Трибуна-
ла обвинитель оглашает следующий пара-
граф этого приказа, гласящий: «Как прави-
ло, дети не должны болыше расстреливать-
ся». Этот параграф показывает, что пони-
мали гитлеровские бандиты под термином
«использование силы».

Додд еще раз подчеркивает, что эти чу-
довищные меры проводились с ведома и
одобрения и по прямому приказу подсуди-
мого Розенберга. Он оглашает секретный
отчет о совещании в Житомире, состояв-
шемся 30 июня 1943 года. На этом совеща-
нии присутствовал Розенберг, которому ге-
неральный комиссар Лейзер докладывал ©
том, что «вербовку»’ рабочей силы прихо-
дится проводить только насильственными
средствами, применяя жесточайшие меры.

Эти меры привели к полному разрушению
экономики оккупированных районов. Додц
оглашает донесение от 28 июня 1943 года,
присланное одному из ближайших помощ-
ников Розенберга — некоему  Рикке. Доне-
сение подчеркивает, что «в результате ‘очи-
стительной операции, произведенной отря-
дами СС и полиции в ноябре 1942 года,
около 115 тысяч гектаров плодородной зем-
ли пустует, поскольку в этом районе нет
никакого населения и деревни сравнены с
землей».

Обвинитель показывает далее, что таким
же путем гитлеровцы вербовали. рабочую
силу на западе — во Франции, Бельгии,
Голландии. В результате насильственного
ввоза рабочей силы в одной‘ только герман-
ской промышленности работало более семи
миллионоз иностранных рабочих 14 наций,
Почти все они, за редким исключением,
были угнаны в Германию насильно и фак-
тически были немецкими ‘рабами: Даже сам
Заукель в одном из документов признает.
что из 5 миллионов рабочих приехали доб-
ровольно менее 200 тысяч. Остальные были
привезены в Германию насильно,

Несколькими документами обвинитель ил-
люстрирует зверское обращение с людыми,
насильственно угнанными в Германию. Муж-
чины и женщины избивались, девушки под-
вергались пнусным издевательствам со. сто-
роны гитлеровских полицейских и даже
видных чиновников. Додд особо подчерки-
вает людоедское обращение гитлеровцев с
теми «восточными рабочими» в. Германии,
которые, заболев или потеряв трудоспособ-
ность, оказались непригодными для экспло-

=

LDP TE

обращались с людьми, насильственно угнан,
пыми в Германию, и ‘все-таки продолжал
проводить в жизнь свою программу.
Документы, которые представляет даль
обвинитель Додд, свидетельствуют, вто ¢
скончанием путешествия в Германию стр,
дания ‘порабощенных рабочих He заканчива,
лись. В Германии эти рабочие попадали у
не менее тяжелые ‘условия, чем в пути,
Гитлеровские заговорщики заботились
только о том, чтобы выжать из этих рабо.
чих все, что можно, нимало He считажь
ви с их здоровьем, ни с жизнью, и
— Сила и жестокость, как инструмент

производства,— продолжает далее Hom?
нашли своего апологета в лице обвиняемою
Шпеера, который на заседании центрально
плановой комиссии назвал больных рабочих
«прогульщиками» и заявил, что полици
сделает все, чтобы поместить“ их в конце.
трационные лагери, На заседании той же
комиссии под председательством Шоеера ,
фельдмаршал Мильх пошел elke дальше ,
указав, что списки этих «прогульщиков» сле
дует передавать в «верные и надежные рук
Гиммлера». Фактически же,— констатирует
Додд,— драконовские методы обращения с
иностранными рабочими были еще бот
ужасными, чем об этом говорили гитлеров.
пы. Рабочие помещались попросту в конц.
лагерях. Они‘ были лишены элементарных
условий жизни, не получали достаточном

атации. Их запихивали в вагоны для пере-
возки скота, нередко сб скотом, и перево-
зили в обратном направлении.

Как это ни кажется невероятным,  гово-
рит Додд, однако в этих вагонах больные
дети лежали рядом с теми, кто по дороге
умирал, пока покойника не выкидывали где-
нибудь на станции или на перегоне.

Обвинитель читает выдержку из между-
ведомственного отчета, „составленного

30 сентября 1942 года в министерстве Ро-
зенберга, в котором описывается поезд с

возвращающимиея на восток рабочими,
В этом документе сами гитлеровцы утвер-
ждают, что детей, родившихся в этих по-
ездах, немцы выбрасывали из окон. Выбра-
сывались также трупы взрослых. Еше одним
доказательством бесчеловечного обращения
гитлеровцев с иностранными рабочими яв-
ляется декрет, подписанный подсудимым
Заукелем в июле 1942 года. В декрете, меж-
ду прочим, говорится, что вагоны этих

транспортов не отапливались, в них не было

ни окон, ни уборных.

— Эти документы я представляю Трибу-
налу с двумя целями,— говорит обвини-
тель.— Во-первых, чтобы установить факты,
во-вторых, в качестве доказательства того,
что гитлеровекие заговорщики знали, как

количества одежцы, они были лишены ме.
дицщинского обслуживания, кроме. того, под.
зергались нечелогеческому унижению,

В качестве особо яркого примера жест:
кого обращения с рабочими обвинитель при.
водит заводы Круппа. Он заявляет, что ра 7
бочие иностранного происхождения на заз.
дах Крупла получали ‚продуктов. питания
так мало, что. не могли работать от истоще.
Hua. В доказательство обеинитель предетл.
вил. суду меморандум, найденный в архию
Круппа. Меморандум датирован 14 мар
1942 года. Обвинитель цитирует: «В течение
носледних нескольких дней мы установили,
что количество пищи, ,
русские, столь незначительно, что люди с
каждым днем все более слабеют. Исслед.
вания показали,что некоторые русские te
могут. уже. взять в.руки кусок металла для
того, чтобы положить его на станок. Таки
же условия существуют во всех других ме.
стах, где работают русские рабочие», у

Еще более детально описаны’ условия, в
которых находились иностранные рабочие на
предприятиях Круппа, в другом документе,
Этот. документ--письменное показание глаъ
ного врача лагеря иностранных ‘рабочих, ко:
торые. были заняты па заводах Круппа в
Эссене, доктора Эгера. В показании Эгера
говорится: «Лагери, в которых находились
восточпые рабочие, былин окружены колючей
проволокой и тщательно  охранялись. Барак
были переполнены. Люди спали ‘на скамее
ках или на нарах в два этажа. Рацион дм
восточных рабочих был недостаточен, Они
получали на тысячу калорий меньше, чем
было в минимальном рационе немца, Они ue
нмели верхней одежды, поэтому пользова.
лись ‘одеялами в качестве пальто в холод»
ную и дождливую погоду. У них не был
обуви, многие рабочие вынужцены были хо:
дить на работу босиком даже зимой, Сани
тарное состояние помещений, в которых раз.
мещались эти рабочие, было ужасное. В pe
зультате было очень много серьезных забо-
леваний. Особенно широко был распросто
нен туберкулез. Многие болели. тифом. Ра.
бочие умирали, как мухи, из-за плохих жи
лищных условий, из-за плохой и недостаточ:
ной пищи, от усталости. и из-за того, что
сни не могли достаточно отдыхать. В pe
зультате антисанитарных ‘условий! почти все
восточные рабочие страдали кожными забо
леваниями. Рабочие обязаны были ходить м
работу независимо от того, больны ли они,
или здоровы, ибо врачи в лагерях He Nos
лялизь: В марте 1943 года в связи © воздуш.
ными налетами положение в лагерях Круппа
еще более ухудшилось. Даже снабжение
водой полностью прекращалось на ерок до
цвух недель. Барак, который был отведен
пля больных, не годился даже для жилы,
Дождь лил сквозь крышу во всех углах,
Находившиеся там больные не могли попра:
виться никогда».

Далее доктор Эгер сообщает свои наблю:
дения при посещении лагеря для военно:
пленных в начале 1944 года. «Условия в
этих лагерях,— показывает Эгер, —были еще
хуже, чем в лагерях для восточных рабо
чих в 1942` году. Медицинского обслужиза-
ния в этих лагерях не существовало. Такое
невыносимое положение создалось по вии
командования вооруженных сил, чей долг
был наблюдать за состоянием ‘лагерей для
военнопленных. Когда же лагери были раз
рушены бомбардировками, его обитатели
содержались в собачьих конмурах размером
шесть на восемь футов».

В заключительной части своего показа:
ния доктор Эгер сообщает о положении
еще в одном из лагерей при заводах Круг
па. Этот ‘лагерь был заселен итальянскими
военнопленными. После того, как италья»
цев вывезли оттуда, в разрушенный во ве
мя налета лагерь доставили 600 еврейских
женщин ‚для работы на заводах Крут,
«Я был первым врачом, показывает Эгер;
которого они увидели в течение двух 1
дель. Все они страдали от острейших заб»
леваний, у многих были открытые ра,
Однако они не имели даже бинтов, чтоб

перевязать эти раны. Они ходили босиком ©

Вся их одежда состояла из мешка с отв
стиями для ног и рук. Лагерь был окружй
колючей проволокой и’охранялся отрядами
СС. Пищи в лагере было очень мало, и 0
была очёнь плохого качества. Люди жим
не в домах, а в развалинах бывших барак»,
которые , не предоставляли’ им никакого
убежища от дождя и ветра. Многие сер»
езно болели туберкулезом, кровавым пой»
сом и раком, который нельзя уже быю
оперировать. Кроме того, все страдали д!
строфией и общей слабостью»,
итированием этого документа. закону
Лось «утреннее заседание 12 декабря.

——

По страницам зарубежной печати
  Санитарная летающая лодка

По сообщению журнала «Аэро дайджест»,
в США, на базе известной патрульной че-
тырехмоторной летающей лодки Консолидей-
тед РВЗУ-3. «Коронадо», построена сани-
тарная летающая лодка РВЗУ-5Н.

Во время боевых действий на Тихом окс-
ане эти летающие лодки широко использо-
вались для эвакуации тяжело раненых в
госпитали на материке, а также для спаса-
тельной службы в море,

Расстояние от района Гавайских островов
10 берегов США самолеты покрывали менее
чем за 12 часов. Возвращаясь, каждая ле-
тающая лодка несла несколько тонн цен-
ного военного груза.

Для улучшения взлетных качеств по бор-
там самолета были установлены факеты-

ускорители, что дало возможность использ
вать летающие лодки с большим полетных y
весом и с меньших водных поверхностей.

Летающая лодка оборудована 25-ю сказ

ными койками в несколько ярусов 240%  .

бортов;

Радио- и радиолокационное оборудовани
облегчает поиск пострадавших в мо My
обеспечивает самолетовождление в трудны
метеорологических условиях.

Летающая лодка имеет следующие jar
ные: размах крыла — 35 м, длина лодки

‚2 м, высота — 8,4 м, площадь крыла-
175,4 м”, полетный вес—30.000 кг, макс ^
мальная скорость — 320 км/час. (0%
инф...

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета CCCP на-

значил тов. Чувахина Дмитрия Степанови-

отв. секретарь редакции —
$ отдел культуры-—доб.
отдел подписки—Д 1-62-05

д 1-08-03;
г отдел

ча Чрезвычайным и Полномочным После
ником СССР в Албании.

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ,

о МУСВЯК

о А боли ВЕ

которое получают »