14 декабря 1945 г: % OF
декабря г. пятница, Ne 292 (2167) КРАСНЫЙ ФЛОТ `

ПРОЦЕСС ГЛАВНЫХ НЕМЕЦКИХ ` ВОЕННЫХ
ПРЕСТУПНИКОВ В НЮРНБЕРГЕ

ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ -
,

Боевая семья

Один из последних ноябрьских номеров
краснофлотекой газеты «На боевом посту»
открывается следующей цитатой из доклада
товарища Сталина 6 ноября 1943 года:
«Дружба народов нашей страны выдержала
все трудности и испытания войны и еще
более закалилась в общей борьбе всех со-
ветских людей против фашистских захват-
YHROB». (

Почти все содержание номера служит ил-
люстрацией к этим словам товарища
Сталина. На конкоетных, живых примерах
боевого содружества и взаимопомощи крас-
нофлотцев различных национальностей га-
зета стремится показать благородные чер-
ты братства, связывающего всех советских
людей. В передовой статье рассказывается
0 TOM, как в боях за Сейсин узбек Алимов
отомстил врагу за гибель своих боевых тд-
варищей — татарина и украинца. В этих
же боях прославили себя твардейцы-—рус-
ский Валеев, эвенк Марат Марков, туган
Мишанло и другие краснофлотцы -— сыны
разных народов, об’единенные общей горя-
чей любовью к Родине.

Па второй полосе публикуются материз-
лы под общим заголовком «Великой Ро-
дины сыны». Рассказывается о воинах

разных национальностей, достойно выпол-
няющих свой долг: о бесстрашном украинце
Коровко, отличившемся при захвате вра-
жеской шхуны в порту. Дальний, о герое-
пулеметчике узбеке Рашит Джураеве, о за-
мочательном командире орудийного расчета
Владимире Дудине, воспитавшем отличных
артиллеристов. В заметке о бойце-казахе
акиряеве, уничтожившем двенадцать вра-
жеских солдат, воспроизводится отрывок из
письма отца героя своему сыну:

«Велика наша Родина. Много народов
населяет ее, но это все одна боевая се-
Mba. Помни 0б этом, сынок, и не забывай.

чись хорошо, зв бой пойдешь — помни
о панфиловцах...».

Письчо это выражает глубокое чувство
дружбы и уважения ко всем братсвим на-
родам, присущее каждому советскому чело-
веку.

Несмотря на литературное несовершен-
‘ство и некоторую сухость, материалы га-
зеты «На боевом посту» о содружестве
воинов разных национальностей представ-
ляют несомненный интерес. Они помогут
краснофлотцам еще глубже понять значе-
ние и силу дружбы народов СССР.

Передовые предприятия судостроительной
промышленности

В ВЦСПС, Наркомсудпроме и Наркомате Военно-Морского Флота

BICC,  Наркомсудпром и Наркомат
Военно-Морского Флота, рассмотрев итоги
Всесоюзного социалистического соревнова-
Кия работников судостроительной промыш-
ленности за ноябрь 1945 года, признали
победителями в социалистическом соревно-
вании следующие заводы и решили:

Оставить переходящее Красное Знамя Го-
сударственного Комитета Обороны и выдать
первую премию заводу, тде директором
т. Оленников, парторгом Ц ВЕИ(б) т. Че-
тырбок, предзавкома т. Гудков.

ставить переходящее Красное Знамя
Военно-Морского Флота и выдать премию
заводу, где директором т. Чуйков, парторгом
ДК ВКП(б) т. Кавтарадзе, предзавкома
т. Богданов.

Вручить переходящее Красно” Знамя Нар-
комсудпрома и Ц№ профсоюза рабочих су-
достроительной промышленности и выдать
вторую премию заводу, где директором
т. Михалев, парторгом ПА, ВИТ (б) т. Козодой,
предзавкома т. Дорожкин, передав это зна-
мя с завода, где директором т. Слуцкий.

Оставить переходящее Красное Знамя
Наркомсудпрома и ПК. профсоюза рабочих
судостроительной промышленности и вы-
лать вторую премию заводу, где директором
тт. Резчик, парторгом ЦК ВКЛ(б) т. Больша-
ков, предзавкома т. Потавин.

Каркомсухирома и ЦЕ профсоюза рабочих
судостроительной промыпменности и вы-
дать вторую премию заводу, где директором
т. ИМАрысов, секретарем парторганизации
т. Урицкий, предзавкома т. Морозов.

Наркомсудпрома и ЦЕ профсоюза рабочих
электрослаботочной промышленности и вы-
т. Жмыхов, парторгом ЦА ВКП(б) т. Козы-
рев, предзавкома т. Белов.

Выдать третьи премии заводам, где ди-
ректорами тт. Терещенко, Блох и Смирнов.

Отметить хорошую работу заводов, где
директорами тт. Абрютин, Перовский и
Привалов.

Зимний спортивный сезон
на Балтике

Моряки Краснознаменного Балтийского
флота открыли зимний спортивный сезэн
массовыми лыжными и конькобежными
соревнованиями. Сезон обещает быть весьма
интересным. Недавно состоялся пятиднев-
ный сбор инспекторов физической  подго-
товки баз, частей и военно-морских учеб-
ных заведений. Ha сборе были. подвежены
итоги физкультурной работы за летний пе-
риод и разработан план зимних спортив-
ных мероприятий.

В подразделениях и частях будут поо-
ведены массовые лыжные тренировки,
стрелковые занятия на лыжах, переходы на
дальние дистанции с полным боевым вс-.
оружением. Подготовку лыжников в ряде
Частей ведут служащие на Флоте мастара
спорта. Так, например, в ОВР’е гиавной
базы занятия и тренировку на лыжах про-
водит заслуженный мастер спорта чемпион
Балтики старшина 1 статьи Кузьмин.

В январе и феврале 1946 года нзмечено
провести несколько. соревнований на д9-
станции 15—20 километров. Моряки из
Н-ской базы, Ленинграда, Таллина уже го-
товятя к этим соревнованиям. Военфлот-
торг в этом году снабдил большинетво ча-
стей лыжным‘ спортинвентарем.

Увеличивается число катков. Так, натри-
мбр, в Кронштадте строят три катка. Закон-
чили строительство двух катков красно-

флотцы и офицеры Н-ской базы. Первые

тренировки хоккеистов и конькобежцев про-
вели моряки части капитана 1 ранга Богда-
новича.

В частях и подразделениях начали 7355-
тать секции тяжелой атлетики, бокса, борь-
вы. Число ‘занимающихся этими вндами
спорта в нынешнем году резко возросло.
Для проверки массовой спортивной работы

в зимнем сезоне и выявления сильнейших
спортеменов намечено провести соревнова-
ния на первенство флота по борьбе, боксу,
поднятию тяжестей, гимнастике, лыжам
Показавшие наилучшие результаты спорт-
смены войдут в сборные команды, которые
будут защищать честь Краснознаменного
Балтийского флота на всефлотеких сорев-
нованиях,

Не все, однако, обстоит благополучно:
Цри Доме Военно-Морского Флота главной
базы нет физкультурного зала. Выход мож-
но найти, надо только, чтобы флагманский
пнопектор физической подготовки поднон-
ковник Махунов занялся этим делом. В Тал-
лине есть много спортивных обществ, 05-
ладающих хорошо оборудованными спортив-
ными залами. Эти общества охотно. предо-
ставили бы свое помещение для моряков-
спортеменов.

В плане спортивных мероприятий поче-
му-то совершенно упущен буерный сторт,
столь широко развитый раньше на Балтике.
Между тем этот замечательный вид спорта
вырабатывает ловкость, смекалку, быструю
ориентировку. Много офицеров из’являют
желание заниматься буерным спортом. Од-
нако ничего не делается для организации

спортивного инвентаря.

ся. Нужно сделать все, чтобы ликвидиро-

спорт& среди личного состава флота.
С. ХАРЛАМПИЕВ.

телеграфу от корр. «Красного Флота»).

ce

Восстановление Курска

ВУРСК, 13 декабря. (ТАСС). В число
15 городов Российской федерации, в Ko-
торых должны развернуться большие вос-
становительные работы, входит и Курск.
Правительство ассигновало на восстановле-
ние Курска 35 миллионов рублей. Городу
будет оказана также помощь строительны-
мн материалами, транспортом, оборудовани-
вм, инструментом.

(Сессия городского Совета депутатов тру-

дящихся утвердила план восстановительно-

строительных работ на 1946 год.
В 1946 году будет вселено в

ного года будет построено 9 новых школ.

Большие работы намечены по реконст-

рукции электростанций, развитию трамвай
ной сети.

ам И, Воде

Новые кн.

вает уровень морей, течения, волнения, льды.
В специальном приложении имеются елрз-
географические пределы
океанов и морей, площади материков и оче-
анов, важнейшие острова и пролизы аретн-
сведения о проливах и вели-
Спра:
вочник фассчитан на полярникоз-моряков,

«Труды дрейфующей станции и

полюс». Том 2. Издание Главсевморпути,
1941—1945, стр. 484. Ц. 65 р.

Книга содержит научные отчеты ни резуль-
таты наблюдений дрейфующей экспедиции
папанинцев. Приложены альбомы облаков и

синоптических карт.
А. Соловьев. «Курильские острова».
1945, M.—JL.,

Главсевморпути, стр.

Ty 16 -p,

В книге содержится подробное рее
втор

открыгия,
исследований и первоначального освоения
островов русскими, дает общий обзор архи-
пелага, особенности морской и аэронавига-

ческое описание Курильских островэз.
знакомит читателя с историей

ции в районе островов.

Ю. Жуков. «Русские и
ние Главсевморпути, М., 1945, стр.
Ц. 8 р. 50 к.

Это популярный очерк из истории русских
дипломатических
сношений с нею начиная со времен Петра 1
как русскне Узнали

экспедиций в Японию ` и

Автор рассказывает,
Японию, о’миссии Беринга и т. д.

С. Д. Лаппо. «Справочная книжка для
Издание Главсевморпути, M.,

полярника»,
1945, стр. 424, илл; 162, вкл. 2. Ц. 25 р.
В справочнике даны основные понят

Под

ред. академика А. А. Григорьевз. ая
oe

Япония». Изда-
150.

чя: по
океанографии и сведения о природе н Ha-

вочные таблицы:
ческих морей, 3
чинах магнитного склонения и т, д.

летчиков, работников полярных станщий.
В. Х. Буйницкий. «812. дней в доейфующи

льдах». Издание. Главсевморпути, М., 19-45

стр. 160. Ц. 10 р. 50 к,

Книга состоит из записок участивка транс-
арктического дрейфа ледокольного парохода
«Седов» в 1937—1940 гг. Автор описывает
жизнь и работу коллектива советских по-

лярников на дрейфующею корабле. Книг

иллюстрирована фотографиями участников
экспедиции. Е
«Полярники в Отечественной войне».

Очерки и документы. Издание Главсев-

морпути, М., 1945, стр. 260. Ц, 20 р.
Очерки рассказывают о боевых делах

подвигах летчиков,

полярных станций, сражавшихся Ha

Отечественной войны

венных иллюстраций,

селении Советской Арктики. Автор. описы-

специальных баз и приобретения нужного

Зимний спортивный сезон только начал-

вать недочеты, имеющиеся в спортивной
подготовке, широко развить зимние виды

Краснознаменный Балтийский флот. (Но

блатоустро-
енные квартиры свыше 800 семей. Начнёт-
ся строительство гостиницы на 300 мест,
хирургической больницы. № началу учеб-

tes dots wale м

моряков и работникоя
френтах
и выполнявших спе-
циальные задания. Отдельный очерк псевя-
щен И. Д. Папанину, руководизшему paSo-
той северных портов и морскими операциями
на трассе Севморпути. В книге 29 портэетов
прославленных полярников и 14 художест-

НЮРНБЕРГ, 12 декабря. (ТАСС). На ве-
чернем заседании Трибунала 12 декабря
продолжалось выступление представителя
американского‘ обвинения Додда, посвящен-
ное эксплоатации иностранной рабочей <и-
лы в Германии, зверскому обращению с
военнопленными, а также анализу ответст-
венности подсудимых Геринга, Розенберга,
Кейтеля, Заукеля, Шпеера за нарушение
международного права и за совершение
упомянутых преступлений против человеч-
HOCTH. :

Обвинитель доказывает, что зверское об-
ращение с иностранными рабочими состав-
ляло неот’емлемый элемент фашистекой по-
литики. 6 марта 1941 года германские вла-
сти в Бадене издали секретную директиву,
посвящённую вопросу об обращении с сель-
скохозяйственными рабочими польской на-
циональности. В этой директиве_ говорится,
что на основе переговоров с высшими офи-
церами СС и полиции были установлены
правила обращения с иностранными рабочи-
ми. В этих правилах говорится; ®В основе
сельскохозяйственные рабочие польской на-
циональности не имеют права подавать ка-
кие-либо жалобы, и никакие их жалобы не
могут приниматься официальными инстан-
циями. Польские сельскохозяйственные ра-
бочие не имеют права покидать мест своего
пребывания и мест своей работы. Им запрз-
щается пользование велосипедами. Посеще-
ние ими церквей вне зависимости от их ве-
роисповедания строжайше воспрещается.
Им также запрешается посещение театров,
кино и других культурных учреждений... Им
запрещается собираться вместе как на фер-
мах, так и в их жилишах. Они не имеют
права пользоваться ‘железными ‘дорогами,
автобусами или другими средствами пере*
движения. Покидать леревню им разрешает-
ся только в отдельных исключительных
случаях с разрешения высших властей. Их
рабочее время не ограничено. Каждый пред-
приниматель имеет право наказать польско-
го рабочего, если он не выполняет инст-
рукции». tit

7 мая 1942 года гитлеровский генераль-
ный уполномоченный по мобилизации рабо-
чей силы Заукель издал снециальную ин-
струкцию об обращении < так называемы-
ми восточными рабочими. В этой инструк-
ции в разделе «Свободное время» говорит-
ся: «Не может быть’ и речи о свободном
времени. Домашние. работницы с Востока,
как правило, могут покидать Дом только
для выполнения поручений. Им запрещено
посешать рестораны,, кинотеатры или дру-
гие подобного рода учреждения. Им запре-
щается посещать ‘церкви. В тех случаях,
когда им разрешается покидать дом, они
должны иметь © собой свою рабочую кар-
точку. В награду за хорошую работу им
можно позволять проводить один раз в ве-
делю три часа вне дома».

Одной из основных целей массового вы-
воза рабочей силы было обеспечение рабо-
чей силой германской военной промышлен-
ности. В нарушение Гаагской конвенции
гитлеровцы использовати в военной про-
мышленности труд не только насильствен-
но вывезенных советских мужчин и жен-
щин, но и военнопленных. В отношении этих
военнопленных гитлеровцы также применя-
ли зверские способы. обращения, которые ‘в
результате приволили к их полному исто-
шению и массовой, смертности. Сам шеф
гестапо и. начальник СС Гиммлер. устанав-
ливал правила обращения с советскими
людьми на германской каторге. Обвинитель
Додл цитирует циркуляр Гиммлера, дати-
рованный 20 февраля 1942 года, в котором
имеется специальный: раздел «Борьба про-
тив нарушений дисциплины». В этом разде-
ле говорится: .

«В соответствии © общими положениями,
определяющими ‘обращение с восточными
рабочими и советскими военнопленными, не-
обходимо поддерживать на местах их работы
и в их жилищах строжайшую дисциплину.
Нарушения дисциплины, включая отказ или
увиливание от работы, должны немедленно
доводиться до сведения государственной
тайной полиции. Дяже малейший случай
нарушения дисциплины должен быть немед-
ленно установлен начальником охраны, со-
гласно имеющимся инструкциям. Для того,
чтобы подавить всякое сопротивление, охра-
не разрешается использовать против этих
рабочих физическую tury Об этих фактах
нужно доводить до сведения самих рабо-
чих. В тех серьёзных случаях нарушения
‘дисциплины, когда такие меры будут не-
достаточны. вмешаться Должна государст-
венная полиция, применяя все средства, на-
ходящиеся в её распоряжении. Соответет-
венно этому она должна поступать, как
правило, весьма строго, передавая наруши-
вших правила в концентрационный лагерь
или подвергая их специальному обращению.
Перевод в концентрационный лагерь дол-
жен совершаться обычным способом. Пол
специальным обращением подразумевается
повешение. Повешение не должно произво-
диться в непосрелственной близости от ла-
геря. Однако известное количество рабочих
со старой русской территории должно при-
сутствовать ‘при повешении. В таком слу-
чае они должны. быть специально предупре-
ждены об обстоятельствах, которые приве-
ли к такому наказанию. В отдельных слу-
‘чаях, когда имеются для этого специальные
причины, повешение может производиться
внутри самого лагеря».

Обвинитель специально подчёркивает, что
обвиняемый Заукель, назначенный специаль-
ным декретом Гитлера от 21 марта 1942 то-
да генеральным уполномоченным по моби-
лизащии рабочей силы, несёт большую от-
ветственность за зверское обращение с со-
ветскими и другими иностранными рабочи-
ми. Но обвиняемый Заукель был подчинён
этим же декретом Гитлера генеральному
уполномоченному по выполнению четырёх-
летнего. плана’ Герингу. Обвинитель цити-
рует` соответствующие места приказа Гит-
лера и. приобщает этот приказ в качестве
документального доказательства к протоко-
лам Трибунала.

15 апреля 1943 roma Заукель написал
Гитлеру письмо, в котором говорится: «По-
сле одного года моей деятельности на по-
сту генерального уполномоченного по моби-
лизации рабочей силы я могу сообщить вам,
что германское военное хозяйство за время
с   апреля прошлого года до 31 марта это-
го года получило 3.638.056 новых иностран-
ных рабочих. Эти 3.638.056 рабочих распре-
деляются среди следующих отраслей гер-
манского ‘военного хозяйства: промыш-
ленность вооружений — 1.568.801...». (Да-
лее перечисляются другие отрасли про-
мышленности, чего обвинитель не цитиро-
вал, поскольку его целью было лишь дока-

x
2,

а

международного права).

и В марте 1944 года в германском плановом

посвящённое вопросам рабочей силы.

тах в военной промышленности.

Вечернее заседание 12 декабря

Шиеер, как распределены русские военно-
пленные. Военная иромышленность получи-
ла всего 30 проц. «Я всепда жалевался на
это». На этом же совещании выступали За-
укель и Мильх из ‘министерства авиации.
Заукель говорил о необходимости использо-
вать в военной
пленных. Мильх заявил, что предетавители
министерства авиации специально испраши-
вают приказ о том, чтобы определённое чи-
сло военнопленных было направлено на ар-
тиллерийские заводы. Питлер и Кейтель от:
давали приказы об использовании военно-
пленных на работах по возведению воен-
ных укреплений.

мент, подписанный Гитлером и Кейтелем, в

котором говорится 0б использовании на
фортификационных работах побережья
военнопленных.

ряд фотодокументов, свидетельствующих о
том, что военнопленные были использованы

тье шестой Гаагской конвенции 1907 года.

использовались и французские военноплен-

даря этому. необходимо возместить за счёт
советских военнопленных, перевод упомяну-

ных квалифицированных рабочих.

He: должно быть никакого ограничения их

зать нарушение германскими фашистами

бюро состоялось специальное совещание,
На
этом совешании выступил бывший министр
вооружений Шпеер, который сообщил о том,
что он добился соглашения с Гиммлером
об использовании военнопленных на рабо-
Гиммлер
будет доставлять ему от 30 до 40 тысяч
человек в месяц. Имеются сведения, заявил

промышленности военно-

Обвинитель пред’явил Трибуналу доку-

Далее обвинитель пред’являет Трибуналу

на военных работах, что противоречит ста-
На работах в военной промышленности

ные. Обвинитель цитирует документ гер-
манского министра труда, датированный
11 августа 1941 года, в котором говорится:
«По личному приказу рейхсмаршала Герин-
га необходимо передать авиационной про-
мышленности 100 тысяч французских воен-
нспленных из числа не ‘занятых до сих пор
в военной промышленности. Недостаток в
рабочей силе, который образуется ` благо-

тых французских военнопленных необходи-
мо закончить до 1 октября».

31 октября 1941 года начальник штаба
верховного командования германских во-
оруженных сил Кейтель издал специальный
приказ, в котором говорится: «Фюрер издал
приказ об использовании русских военно-
пленных в болыцих масштабах в военлой
промышленности». В этом приказе подробно
перечисляются отрасли военной промышлен-
ности, в которых должны быть использова-
ны советские военнопленные, а также дают-
ся указания. об отборе из числа военноплен-

Заключённые концентрационных лагерей
также применялись в качестве рабочей силы
в военной промышленности. 30 апреля
1942 года начальник главного  экономиче-
ского департамента гестапо доносил Гим-
млеру: «Война принесла заметные измене-
ния в структуре концентрационных лагерей
и изменила их обязанности. Главной целью
является теперь использование заключён:
ных в целях успешного ведения войны».
Далее этот тестаповец доносит, что он ©о-
брал на совещание инспекторов концентра-
ционных лагерей и комендантов лагерей в
течение 23 и 24 апреля 1942 года, инструк-
тировал их по вопросу о том, как исполь-
зовать труд заключённых в концентрацион-
ных лагерях в интересах военной промьни-
ленности. Он издал специальный приказ по
этому вопросу, в котором говорится, что
только комендант лагеря является ответст-
венным за использование рабочей силы.
«Это использование; — говорится в прика-
зе,— должно быть в истинном значении это-
го слова истошщающим, чтобы добиться наи-
более высокой производительности труда.

рабочего времени. Мх рабочее время уста-
навливает комендант лагеря. Время, необхо-
димое для питания, должно быть сокра-
щено до минимума. Перерывы в работе
должны производиться только на короткое
время для еды».

18 сентября 1942 года между Гиммлером
п министром юстиции состоялось специаль-
ное соглашение, по которому евреи, поляки,
цыгане, русские и украинцы неё должны
были судиться болыше ‘обыкновенными су-
дами за свои «преступления», а должны были
передаваться в распоряжение рейхсфюрера
СС. В этом соглашении говорится о том,
что такие «антисоциальные элементы не-
обходимо применять на работах до полного
истощения, ведущего к смерти». В теле-
фонном разговоре от 11 марта 1943 года ге-
нерал-лейтенант Нагель-—начальник эконо-
мического штаба армейской группировки на.
Восточном фронте — сообщал, что но тре-
бованию Гитлера срочно должен быть до-
ставлен в Германию один миллион мужчин
и женщин. С этой целью,— говорил OH,—
Заукель требует, чтобы, начиная с 15 марта,
ежедневно отправлялось пять тысяч рабо-
чих, а начиная ©   апреля — десять тысяч
рабочих. Заукель специально обращался по
этому вопросу к генерал-фельдмаршалу
Кейтелю и подчеркнул, что на всех окку-
пированных территориях должны быть при-
менены известные меры’ насилия Для того,
чтобы выполнить эту задачу.   Е

Для того, чтобы доказать участие обви-
няемого Шпеера в осуществлении всех этих
мер, направленных на порабощение ино-
странной рабочей силы и на зверское обра-
шение с ней, обвинитель Дюдд заязляет, что
он намерен процитировать протокол. допроса
Шпеера, состоявшегося 18 октября 1945
года в Нюрнберге. В. этом месте защитник
Шпеера перебивает обвинителя и заявляет,
что сличение английского и немецкого тек-
стов этого протокола обнаружило большие

ошибки в переводе и в изложении ответов

Шиеера. Поэтому защитник настаивает на
том, чтобы этот` документ не был исполь-

зован` в качестве документального доказа-

тельства. Председатель Трибунала спраши-

вает обвинителя Додда: «Когда защитник
получил немецкий и английский тексты это-
го документа?» Обвинитель Додд отвечает:
«Четыре дня тому назад». Тогда председа-
тель заявляет, что обвинитель имеет право
процитировать этот документ, а если за-
щитник имеет какие-либо замечания к про-
цитированным местам, то он будет иметь вре- ,

MA представить. свои замечания.

Обвинитель цитирует следующее место

из протокола допроса Шпеера:

«Вопрос следователя: «В связи с вашей
поездкой в Австрию незможете ли вы ска-
не было ли целью вашей поездки
лагерей
фабрик с тем, чтобы заключённые
быть
всегда использованы на работе на Этих фаб-

зать,
организация
вблизи
концентрационных

концентрационных
лагерей могли

риках?».

Ответ: «Это должно было быть в 1943 или в
1944 годах. Я не помню точно. Я ‘постараюсь
что мы
стремились использовать труд заключённых
концентрационных лагерей на фабриках и
организовать небольшие концентрационные
лагери вблизи фабрик для того, чтобы ис-
рабочую силу этих лагерей. Но

вспомнить. Фактом является то,

пользовать
это нё связано только с этой поездкой».

Обвинитель также пред’являет протокол
допроса Розенберга, состоявшегося 6 октя-
Во время этого допроса Ро-
зенберг пытался показать, что он стоял за
более мягкие методы вербовки рабочих на
территории Советского Союза, однако он
признал, что’ он ‘получил как министр во-

территорий от
Заукеля точные задания и нормы вербовки
рабочей силы. Предусмотренное этими нор-

бря 1945 года.

сточных оккупированных

мами количество рабочей силы, которая

должна была вербоваться на восточных тер-
риториях, могло быть доставлено на терри-
тсрию Германии только’ силой. И ‘это Ро-

зенберг вынужден был на допросе признать.

‹

Он также признал, что он не имел каких-
либо разногласий с Заукелем или с Гитлс-
ром по вопросам, связанным с насильствен-
зым вывозом ‘советских рабочих в Герма-
нию.

Утреннее заседание 13 декабря

НЮРНБЕРГ, 13 декабря. (ТАСС). 13 де-
кабря на утреннем заседании Трибунала
обвинитель Додд снова возвращается к во-
просу об иностранной рабочей силе, кото-
рую фашистские заговорицики в нарушение
международных норм и конвенций исполь-
зовали на немецких военных предприятиях,
на постройке фортификаций и в сельском
хозяйстве. Ссылаясь на показания питлероз-
ского уполномоченного по’ использованию
рабочей силы подсудимого. Заукеля, а так-
же на многочисленные документы, захва-
ченные в архивах германского министерства
вооружений, обвинитель доказывает, что
подсудимые — бывший министр вооружений
Шнеер, ‘бывший гитлеровский наместник в

Голландии Зейсс-Инкварт и гитлеровский

сатрап в Иолышне Франк принимали актив-
‘ное участие в создании современного рабо-
владения. Заукель признал, что Зейсс-Ин“
кварт по его указанию принудительно посы-
лал из Голландии рабочих для Германской
военной промышленности. ^

Как выясняется из многочисленных доку-
ментов (переписка Заукеля с. Гитлером,
Шпеером, Ламмерсом и др., отчеты конфе-
ренций так называемого «экономического
планового бюро», письменные показания
подсудимых Заукеля и Шаеера), подсуди-
мый Шпеер был одним из инищиаторов’ при-
нудителыной отправки фабочей силы из
оккупированных стран в Германию. Шлеер

‘неоднократно требовал от Заукеля нрисыл-

ки иностранных рабочих, хороню зная, что

‘эти рабочие  могут быть доставлены в Гер-

манию только насильственными средствами.

Впрочем, все фашистские главари хоро-
шо знали об этом. Обвинитель оглашает
запись состоявшейся 4 ‘января 1944 года в
ставке Гитлера конференции по вопросу о
рабочей силе. Запись сделана министром
Ламмерсом. Излагая доклад Заукеля, Лам-
мерс указывает, что Заукель гарантировал
доставку рабочих рук при ‘условии усиле-
ния принудительных мер. Гиммлер немед-.
ленно обещал усилить’ помощь, оказывае-
мую отрядами СС «вербовщикам рабочей
силы». На этой конференции Шипеер потре-
бовал предоставить ему для военной про-
мышленности и для организации ТОДТ’а
дополнительно 1:300 тыс. иностранных рабо-
чих. При этом Ппеер предупредил, чтобы
«вербовщики» Заукеля не пытались «вербо-
вать» рабочих, занятых на военных заводах
оккупированных стран. Гитлер поддержал
Шпеера, предложив Заукелю достать необ-
ходимые рабочие руки любыми средствами.
Резюмируя итоги конференции, Ламмерс за-
писал: «Уполномоченный по использованию
рабочей силы должен добыть по меныней
мере четыре миллиона новых рабочих с
оккупированных территорий».

Источники рабочей силы постепенно ис-
черпывались. Несмотря, на многочисленные
и настоятельные требования Шпеера, За-
укель не мог удовлетворить быстро’ расту-
шего спроса на рабочие руки. Основной
причиной постоянной убыли рабочей силы
было то, что Шиеер приказывал давать ино-
странным рабочим такую нагрузку, при ко-
торой они через несколько месяцев выхо-
дили из строя. Лишенные элементарных
условий человеческой жизни, иностранные
рабочие вымирали в труловых лагерях, ко-
торые ничем не отличались от концентра-
ционных лагерей. Иностранные рабочие не
получали‘ даже минимума продовольствия,
необходимого для поддержания существо-
вания, были лишены одежды и нормальных
жилищных условий. Это приводило к мас-
совым болезням и болышой смертности.
Подсудимый Шпеер хорошо знал об усло-
виях, в которых находились иностранные
рабочие. Обвинитель доказывает, что Шпее-
ру хорошо были известны не только усло-
вия рабочих лагерей, но и условия концен-
трационных лагерей, поскольку он неодно-
кратно ‘посещал и те и другие. Сходство
этих двух типов. лагерей не заставило
Шиеера позаботиться об улучшении усло-
вий жизни иностранных рабочик. Он про-
должал требовать присылки новых и новых
партий рабочих, особенно из восточных ок-
купированных районов. От директоров воен-
ных заводов и от начальников рабочих ба-
тальонов, работавших на постройке укреп-
лений, Шпеер требовал выжать из иност-

навливаясь ни перед какими средствами,

По предложению Шпеера Заукель послал
на военные предприятия несколько десятков
тысяч военнопленных. Показаниями. свиде-
телей обвинитель разоблачает поистине. вар-
 варские условия, в которые были поставле-
ны эти военнопленные. Гитлеровские нал-
смотрихики, вооруженные палками или ре-
зиновыми дубинками, избивали военноплен-
ных до смерти при малейшей «провинно-
сти». Самым частым поводом для избиения
была попытка голодных. военнопленных до-

картошку.
Обвинитель Додл указывает, что. подсу-

димый Шиеер, так же как и Заукель, ви-
новен в зверском обращении с иностран-

лезней.
После десятимин
тель Додд представляет Трибуналу доку-

ний против народов союзных стран.

чения.

говорит обвинитель, фашистские

ровский режим.

x

ранных рабочих все, что можно, не оста-.

быть себе кусок хлеба или хотя бы сырую

ными рабочими, в преднамеренном создании
для них таких условий, в результате кото“
рых многие десятки тысяч иностранных ра-
бочих умерли от истощения и массовых бо-

утного перерыва обвини:

менты об использовании фашистами кон-
центрационных лагерей. Обвинитель заяв-
ляет, что концплагери в Германии были од-
ним из инструменгов гитлеровского режима,
с помощью которого гитлеровцы укрепляли
свою власть и навязывали немецкому наро-
ду свою идеологию. Концентрационные ла-
гери были также одним из основных ору-
дий, которые использовались гитлеровскими
заговоршиками для совершения преступле-
Жерт-
вы фашизма находились в заключении без
суда и без вс?жого указания сроков заклю-

После того как Гитлер стал канцлером,
заговор-
щики чрезвычайным декретом от 28 февра-
ля 1933 года уничтожили гражданскую CBO-
боду. Этот декрет давал право так назы-
ваемого превентивного заключения, право
гестато ‘арестовывать и держать в заюлюче-

Новые трюки фашистской пропаганды

НЮРНБЕРГ, 12 декабря. (ТАСС). В из-
цающейся в Нюриберге американской газете
«Нейе Цейтунг» на-днях было помещено так
называемое интервью Геривга, которое’ он
пал через своего. адвоката представителю
агентства Ассошиэйтед Пресс и в котором
этот главарь гитлеровской шайки с циничной
развязностью восхваляет фашизм и гитле-

По полученным здесь сведениям, главный
обвинитель от Советского Союза тов. Ру-
денко на заседании” Комитета Обвинителей
заявил сегодня по ‘этому поводу протест” в
котором указал на недопустимость такого
положения, когда подсудимым дается уже
не первый раз возможность использовать в дается в пятницу.

нии людей без судебного преследования.
Обвинитель приводит один ‘из типичных
приказов о превентивном заключении: «На
основании статьи 1-й декрета президента
империи об охране народа и государства от
28 февраля 1933 года, вы подвергаетесь
превентивному заключению в интересах об*
ществанной безопасности и порядка. При-
чина: ‚подозрение в деятельности, направ-
ленной против государства». Обращает на
себя внимание, что в этом приказе ничего
не говорится о сроках заключения.
Ссылаясь на письменное показание сви-
детеля Герхарда Сигар, обвинитель утвер-
ждает, что гитлеровцы еще до их прихода
к власти рассматривали концлагери как
средство разгрома оппозиционных элементов.
В декабре 1939 года Фрик во время одной
из бесед с Герхардом Сигар предупредил
его: «Когда мы будем у власти, мы всех
вас посадим в концлагери». Как известно,
заявляет свидетель, когда фашисты. захва-
тили власть и Фрик был назначен миниет-
ром внутренних дел, он в сотрудничестве
с Герингом и Гиммлером о выполнил свою’

)

BY

Обвинитель приводит еще один документ,
в котором содержится высказывание Фрика
на эту же тему, относящееся к октябрю 1932
года. Фрик тогда заявил: «Мы полны реши-
мости осуществихь силой то; что мы пропо-
ведуем: так же как Муссолини уничтожил ,
марксистов в Италии, так и мы должны до-
стичь этой цели путем диктаторства и тер-
рора». Гитлеровцы заключали в концлагери
Также деятелей пацифистского движения и
профсоюзов.

Далее обвинитель доказывает, что конц-
лагери были одним“из орудий расправы е° —
еврейским населением. ‘  :

После развязывания агрессии гитлеровцы
перенесли всю систему террора-на оккупиро-
ванные страны; Обвинитель сообщает Трибу- —
налу о трагической судьбе польских и вен-
герских евреев, а также евреев других окку-
пированных стран. При этом он ‘указывает,
что трудоспособная часть еврейского насе-
‚ления из оккупированных: территорий на-
правлялась на работу, а нетрудоспособная
часть —в лагери уничтожения. В качестве
одного из доказательств Додл пред’являет
Трибуналу письменное показание доктора
Рудольфа Кастнера, бывшего сотрудника
венгерской организации сионистов. В этом
показании говорится, что в марте 1944 года в
Будапешт прибыли специальные отряды гер- `
манской Тайной полиции, единственной
целью которых была ликвидация венгерских
евреев. Коменданты лагерей смерти, куда.
поступали эшелоны евреев, эвакуируемых из
Будапешта, отправляли пассажиров этих ‘по-
ездов Р газовые камеры. Как яркий пример
этого обвинитель называет лагерь уничто-
жения в Освенциме, где в отношении евреев
применялись следующие правила: дети до
12 лет и старики свыше 50 лет, а также =
больные немедленно после прибытия отправ-
лялись в газовые камеры. Таким же образом
поступали с теми, кто по внешнему виду не =
был способен к работе. i

Додд приводит далее выдержки из досье
25 лиц, арестованных в Люксембурге для
заключения в концлагерни, и сообщает, какие
обвинения против них были выдвинуты. Аре-
стованный Онкер: «Обвиняется как рол-
ственник дезертира. Следует ожидать, что
если он не будет заключен под стражу, то
будет наносить ущерб интересам Германии.
Заключение: лагерь в Заксёнхаузене». Аре-
стованный Егер: «Родственник дезертира,
Следует ожидать, что он будет использовать
каждый случай для нанесения ущерба Гер-
мании. Заключение: лагерь в Заксенхаузене»:

В качестве доказательства заключения
военнопленных в концлагери обвинитель
приводит. выдержку из официального
доклада 06 обследовании  концлатеря
в Шлоссенбурге штабом 3-й ‘американской
армии 21 июня 1945 года. В этом докладе
говорится, что в 1941 году был ©<оздан но-
вый корпус в лагере Шлоссенбург, расечи-.
танный на две тысячи советских пленных.
Изэтих двух тысяч пленных выжило только
102 человека. Далее в этом документе ука-
зывается, что среди жертв `Шлоссенбурга
были советские гражданские лица и военно-
пленные, а также итальянцы, бельгийцы, по-
ляки, чехи, венгры, англичане и американ-
ские военнопленные. Составить список
жертв этого лагеря не было возможным, так
как с момента его основания в 1938 году до =
момента ‘освобождения, как полагают, умер- —
ло свыше 29 тысяч заключенных.

Военнопленных, ‚пытавшихся бежать, поз =
сылали в концлагерь, созданный специально
для уничтожения людей. Одним из таких —
лагерей был лагерь в Маутхаузене.

По мере развития агрессивной войны гит- —
леровцы создавали густую сеть концлагерей  —
цо всей Европе. В связи с этим’ обвинитель =
представляет суду доклад о местонахожде- —
нии концлагерей, подписанный генералом =
СС Пюлем. В этом докладе, между прочим, —
говорится: «В начале войны существовали
следующие концентрационные лагери: а) Да —
хау, 6) Заксенхаузен, в) Бухенвальд, г) Мау-
тхаузен, д) Шлоссенбург; е). Равенюбрук. В —
период с 1940 по. 1942 год.было создано еще =
девять лагерей».

Обвинитель демонстрирует Трибуналу
большую карту, на которой показано разме-
щение концлагерей в Европе. Большинство
этих лагерей находится внутри границ <са-
мой Германии. Каждый из больших. лагерей,
в свою очередь, окружен группой филиалов.

В заключение обвинитель привлекает вни-
мание Трибунала к тому, каким издеватель-
ствам подвергались заключенные в этих. ла-
герях. Он говорит: «Условия, которые суще-
ствовали в этих концлагерях, имели прямое
отношение к целям, которые нацистские за-
говорщики хотели достичь использованием
этих лагерей». Он напоминает о пред?явлен-
ных Трибуналу фильмах, в которых показаны
последствия заточения в германских кони-
лагерях; — горы трупов ‘замученных или
уничтоженных ни в чем не повинных людей;
а также погибших от истощения и непосиль-
ного труда. Несколько кадров из этих филь-
мов помещены рядом с картой. размещения
концлагерей. :

На этом заканчивается утреннее заседание
13 декабря.

целях фашистской пропаганды печать, выхо-
дящую в американской зоне оккупации Гер-
мании для немецкого населения.

В своем протесте тов. Руденко указал
также на необходимость устранить такие
недопустимые явления и установить такой
режим содержания обвиняемых, при котором
для них была бы исключена в дальнейшем
всякая возможность передавать в газеты
различные заявления, интервью и т. п.

По имеющимся сведениям, Комитет Обви»
нителей согласился с протестом тов. Руден-
ко и передал его на рассмотрение Трибунала,
решение которого по этому вопросу ожи-