—— = —=———=———————————=——=——ыы==щ——

Отнлини иностранной печати и радио
на первомайский приказ Верховного Главнокомандующего
Маршала Советского боюза тов, И, В. Сталина

‚ ЛОНДОН, 1 мая. (ТАСС). Все лондон:.
ские газеты ‘опубликовали первомайский
приказ ‘товарища И. В. Сталина на первых
страницах под крупнейшими заголовками.
Вечерние газеты широко комментируют
приказ товарища Сталина. Газета «Стар»
рассматривает. ирнказ товарища Сталина
как «крупнейший вклад в дело ‘единства_
союзников». Газета «Ивнинг ньюс» пишет:
«В приказе нет ни одного слова, с которым
не согласились бы партнеры России по
борьбе. Для врага, который находится в со-
стоянии напряженного ожидания  BTOPKe-
ния, уверенность, с которой говорит Сталин,
усилит мрачные предчувствия, охватившие
нацистских лидеров Мы в Англии с удов-
летворением отмечаем, что Сталин спе-
циально отметил значение нашего участия.
в борьбе, а также наших поставок военных
материалов. Первомайский приказ содержит
последнее предупреждевие в. отношении
гитлеровских ‘сателлитов, Только сами
народы могут сбросить гитлеровское иго,
Если они приложат свои- усилия теперь,
говорит Сталин, они могут рассчитывать На
понимание со стороны демократических
стран» ae

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, английская печать ука-
зывает сегодня, что первомайский приказ
Маршала Сталина. воодушевит Миллионы
людей за.пределами Советского  Союза.

«Таймс» заявляет в редакционной статье,
что приказ «является посланием ко всем
членам Об’единенных наций и предостере-
жением для их врагов. Это — взвешенный
и воодушевляющий документ». Газета от-
мечает. что для народов вассальных Герма-
нии стран приказ имеет особое значение.

Газета‘ полчеркивает, что бомбардировки
‘являются необходимой прелюдией, но «раз-
гром германской армии — обязательное ус-
ловие капитуляции Германии».

«Лейли экспресс» приветствует высокую
оценку, данную Сталиным масштабам  ан-
тло-американской помощи. «Таким обра-
зом, — пишет газета, — в то время как при-
ближается решающий час, растут и процве-
тают Взаимное доверие и уважение средн
союзных народов».

«Иоркшир ` пост» пишет, что в приказе
Сталина «Голодные и угнетенные во всей
оккупированной Европе прочтут сигнал то-
го, что  освобождение и помошь уже при-
сближаются. Для врагов — это смерть Ha-
дежд на раскол Об’единенных наций»,

«Дейли экспресс» в редакционной статье
пишет, что первомайский приказ Сталина
подчеркивает важность ` событий, которые
‘должны развернуться с берегов Англии.
Отметив, что Сталин в своем приказе pac-
сказал русскому народу о значении англо-
американской помощи, газета пишет, что «3
обеих странах сердечная. похвала Сталина
будет встречена с одобрением». Газета ука-
зывает, что первомайский приказ Сталина
способствует’ росту взаимного доверия и
уважения между союзниками, которые раз-

ушили все попытки нацистов ‚посеять раз-

ор между ними. ` А

«В преодоленных трудностях, — пишет в
заключение ‘газета, — заключается великий
и назидательный урок. Нации, об’единенные
в настоящее время для величайших COBME-
стных усилий в целях преодоления нан-
большего зла, которое когда-либо. твори-
лось, должны работать вместе во время ми-
ра так же, как и во время войны».

‚Обозреватель лондонского. радио Томас
Калетт. комментируя первомайский приказ
товарища Сталина, заявляет, что’ Маршал
Сталин никогда не делает необоснованных
заявлений и всегда говорит о главных мо-
ментах. Он правильно охарактеризовал: гер-
манские войска, как раненого зверя, который
‘вынужден уползать к границам своей бер-
логи — Германии, и предупредил, что необ-
ходимо. преследовать ‘немецкого раненого
#веря по пятам и добить его в его собствен-
зой берлоге. Охотники, заявляет обозрева:
тель, хорошо представляют себе, как ведет
себя раненый зверь: они знают, что раненый
зверь особенно опасен‘и его надо обязатель-
HO прикончить. Бывают. такие охотники,
продолжает Кадетт, про которых их товари-
щи говорят: «Я бы не хотел итти с ним чро-
ив. тигра». Но три охотника — Англия,

ША`и Советский Союз, — которые пресле-
`дуют раненого зверя — Германию, знают

` свои силы и охотятся. вместе.

Отметив слова товариша‘ Сталина о помо-

`` ши, которую США. и Англия оказывают
России в. борьбе против Германии, и указав,
что огромное бремя войны. на суше целиком
ложится на плени русских войск, обозрева-

- тель приводит заявление товарища Сталина
© том, что’задача освобождения народов

:- Европы от гитлеровского ‘ига может быть

` ‘решена лишь на основе совместных усилий
СССР. Великобритании ‘и США путем сов:
‘местных ‘ударов с Востока и Запада и что

только такой комбинированный удар может

полностью. сокрушить гитлеровскую Гер-
манию... i

Памяти
Скончался выдающийся морской писатель
Алексей Силыч Новиков-Прибой, Ox по
праву—один из самых любимых читателями
‚ современных мастеров. слова. Особевно
близки и дороги его произведения <овет-
ским морякам: для Hux Алексей: Силыч
являлся в точном смысле слова «своим»
писателем. Новиков-Прибой вышел из. мор-
ской среды: бывший матрос с броненосца
_ «Орел», он создал, замечательные картины
жизни русского флота. Широкой извест-
ностью пользуются его морские рассказы.
Эпопея «Цусима» вошла в железный фонд
советской Литературы и удостоена Сталин-
ской премии. В ней нарисованы выразитель-
ные образы русских матросов и морских
офицеров, яркие эпизоды’ их высокого бое-
вого героизма. Эпопея «Цусима» популярна
Не только в пределах нашей Родины, но и
далеко за ее рубежами. После выхола эно-
пеи английская и ‘американская печать во
‘множестве статей отметила ее, как значи-
тельнейшее явление в культурной жизни
последнего времени:

Тамбовский крестьянин По рождению,
лвалнатилетний юноша Новиков-Прибой с
1899 года стал матросом Балтийского фло-
та. Велика была его Тяга`к знанию. Склон-
ность к литературе‘ в нем укрепил пример
великих русских. людей—выходцев из про-
стого Люда — Решетникова, Суркова,
Кольнова, Максима Горького. Участие в
походе второй тихоокеанской эскадры дало
ему огромный жизненный матернал. В лице
Новикова-Прибой ‹в русскую литературу
пришел вовый писатель, занявший в ней
свое прочное и бесспорное место. Произве-
дения его отражали опыт. и чувства пере-
Topo матросской массы. Тесная связь C Ha-
родом еще более усиливалась активным
участием в революционном движении, Пос-

Излатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
СССР.

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛСТА

До ж——ы—ы—ыы—_—

Гм! 00605

‘в которых он отмечает, что необходим ком-

‚предстоящий этап борьбы и способы добить-

ленсвя

НЬЮ-ЙОРК, 2 мая. (ТАСС). Утренние
американские газеты опубликовали   мая на
первых страницах и на видном месте пер-
вомайский приказ Верховного  Главно-
командующего Маршала Советского Союза
тов, И. В. Сталина. В заголовках, под которы-
ми опубликован приказ, газеты подчеркивают
особенно те места, в которых тов. Сталин
дает оценку англо-американской помощи и

бинированный удар с Востока и с Запада
для того, чтобы добить раненого немецкого
зверя в его собственной берлоге. Заголовок
газеты «Нью-Йорк геральд трибюн» гласит:
«Сталин. призывает к совместному удару
против нацистов, призывает начать англо-
американское наступление в то время, как
советские войска ударят с Востока». Газета
«П. М» поместила приказ тов. Сталина под

ключается ‘в том, чтобы убить зверя в его
берлоге».

МЕКСИКО, 2 мая. (ТАСС). Столичные
мексиканские газеты опубликовали под ог-
ромными заголовками подробное изложение
первомайского приказа товарища Сталина.

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). «Моркшир
пост» в редакционной статье, посвященной
первомайскому приказу Сталина, пишет:
Русский ‘военный лидер великодушно
признает, что англо-американское воздуш-
ное наступление за последние месяцы зна-
чительно способствовало подрыву . боевой
мощи Германии, Но‘действие этой, длитель-
ной кампании систематических бомбардиро-
вок на дух немцев должно значительно уси-
литься в <вязи с. советскими успехами пос-
ледних. месяцев. Эта’ героическая борьба
Красной Армии, остановившей наступление
врага и затем отбросившей его за пределы
русских границ, поставила нацистов перед
лицом ‘несомненного ‘разгрома. Последнее
триумфальное русское наступление созда-
ло возможности решающих действий, кото-
рые должны быть использованы на обеих
сторонах контивента, а также на Средизем-
ном море в ближайшие недели.

Газета «Франс» в передовой статье пи-
‘шет: «Приказ Сталина является не только
гимном героизму советского ‘народа и его
‚армии, не только похвалой сотрудничеству
союзников. В нем, кроме того, выражена. на-
дежда, воодушевляющая все’ народы на по-
роге нынешнего ‘мая; в нем указывается

ся окончательной победы».

Далее газета подчеркивает, что, как
предусматривает Сталин, освобождение по-
ляков, чехословаков и доугих народов За-
падной Европы будет осуществлено совме-
стными усилиями и комбинированными, дей-
ствиями СССР, Великобритании и Соеди-
венных Штатов Америки. Отметив реализм
и трезвость, которыми’ проникнут приказ.
 Сталина, газета пишет: «Приказ Сталина —
это подтверждение воли СССР продолжать
борьбу до полного разгрома Гефмании и oc-
вобождения Европы. Он является доказа-
тельством веры в сотрудничество <оюзни-
ков и в окончательную. победу».

НЬЮ-ЙОРК, 3 мая. (ТАСС). Комменти-
руя первомайский приказ товарища Сталина,
газета «Нью-Йорк таймс» в передовой пи-
шет, что этот приказ показывает, какая or-
ромная задача все еще стоит перед. союзни-
ками. Газета пишет, что приказ Сталина
дает наиболее авторитетную оценку обста-
новки, ибо «благодаря своему опыту Сталин
лучше, чем кто-либо другой, может оце-
рить как силу, так и слабость врага»,

Касаясь пункта приказа товарища Сталина,
где говорится, что вызволение из немец-
кой неволи народов оккупированных стран
является более трудным делом, чем изгна-
ние немецких войск из пределов СССР, га-
зета пишет, что это «является также мощ-
чым аргументом в пользу установления тес-
ного единства всех Об’единеняых наций как
в военной, так ив политической областях,
поскольку обе они в настоящее время ста-
новятся неразрывными. Степень единства,
которой нам удалось достигнуть, в основном
определит скорость достижения победы».

По словам газеты «Балтимор сан», приказ
Сталина «является  многозначительным за-
верением в том, что дух сотрудничества
между союзниками продолжает расти, не-
смотря на ‘прошлые ‘трудности ‘и попытки
пропаганды противника внести раскол. меж-
ду Советским Союзом и его западными  со-
юзниками». :

Радиокомментатор Генле заявил, что за-
мёчанияе Сталива о важном вкладе США и
Англин в войну показывает, что Сталин
является великим политическим руководи-
телем и реалистом.

Газета «Стар леджер» (выходит в Нью-
Арке) пишет: «Приказ Сталина свидетель-
ствует о правильном понимании силы и сла-
бости противника. Сталин знает, что врага
нельзя быстро фазбить, если враг ведет
борьбу только на одном фронте, но Сталин
знает также, что враг не сможет долго вы-
держать, если он окажется вывужденным
бороться одновременно на двух’ фронтах».

ле революции 1905 года будущий писатель
должен был много лет скрываться от
преследований царского правительства,
Литефатурная деятельность Новикова-
Прибой началась около сорока лет назад.
В 1906—1907 годах он, под псевдонимом
«Матрос А. `Затертый», выпускает. две
книжки: «За чужие грехи» и «Безумцы и
бесплодные жертвы». Эти первые произве-
дения о цусимском бое были сразу же по
выходе конфискованы царским правитель-
ством и не увидели света. Работу над эпо-

‚заголовком: «Сталин говорит, что задача за-

„ произведения из жизни военных

Действия авиации.
союзников

Налет на Леверкузен

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). Английское
министерство авиации сообщает, что в ночь

на 3 мая самолеты бомбардировочной авна-’

ции «Москито» совершили налет на
пый центр германской химической про-
мышленности Леверкузен (примерно в 10
километрах севернее Кельна). Налет `про-

круп-

должался полчаса. Многие самолеты «Мо-
борту бомбы‘ весом в’
пожары,

скито» имели на
2 тонны. Бомбардировка вызвала
которые можно было наблюдать с расстоя-
ния в 100 километров.

Заявление государственного
департамента
о результатах переговоров
с Иссанией

ВАШИНГТОН, 1 мая. (ТАСС). Государ-
ственный департамент США опубликовал
заявление, в котором говорится что после
длительного периода переговоров с испан-
ским правительством американское и англий-
ское правительства получили от испанского
правительства заверения, которые позволяют
урегулировать некоторые неразрешенные
вопросы. Испанское правительство
силось выслать некоторых, конкретно ука-
занных агентов оси из Танжера, испанской
зоны в Северной Африке и испанского ма-
терика, закрыть германское консульство и
другие ‘учреждения оси в Танжере, освобо-
дить некоторые итальянские торговые Cy-
„да, интернированные в настоящее время в
испанских водах, и передать на арбитраж’
вопрос юб освобождении итальянских воен-
`ных кораблей, интериированных в испанских
водах. В заявлении указывается, что испан-
ское правительство отозвало все испанские
военные силы с Вюсточного фровта и согла-
силось резко сократить экспорт вольфрама

да. «Одной из наших целей, — говорится в
заявлении, —- было в этих переговорах ли-
шнть Германию испанского вольфрама. Сог-

барго на экспорт вольфрама в силу настоя-
тельной просьбы английского  правитель-
‘ства с целью добиться немедленного сог-
лашения». По урезанной программе, продол-
жает заявление, в Германию может быть от-
правлено из Испании «не болыше чем по 20

срока в течение оставшейся части года эк
спорт не должен превышать 40 тонн в ме-
CAL, если он вообще будет практически
возможен». СЫН

В заявлении указывается, что в связи с
заключением соглашения сейчас будет вы-
дано разрешение на возобновление погруз-
ки нефтяных продуктов на испанские тав-
керы в Караибском море и на отправку в
Испанию из американских портов  нексто-
рого количества нефтяных продуктов в.ба-
донах согласно программе, бывшей в силе
по: приостановления таких погрузок,

- АМЕРИКАНСКАЯ ГАЗЕТА.
0 СОГЛАШЕНИИ США И АНГЛИИ .
С ФРАНКО

НЬЮ-ЙОРК, 3 `мая. (ТАСС). “Газета
«П.М.» резко осуждает англо-американское
соглашение с Испанией. ;
Газета считает лживыми’ утверждения
Франко об отводе всех испанских вооружен-
ных, сил с советского фронта.‘ «Такое же
заявление относительно ` отвода «голубой
дивизии» с Восточкога фронта,-—пишет га
зета,-—было сделано несколько pas, ‘но
сведения, полученные из нейтральных “исто”
чников, всякий раз показывали живость
этого заявления, Франко просто менял на-
звания испанских вооруженных’ сил, ‘отво-
дил одни части и заменял их другими ди-
визиями, а также соединял испанские части
с германскими войсками. Таким образом,
франкистские испанцы’ продолжают, бо-
роться против о союзников на русском
фронте».

ДЕЙСТВИЯ АМЕРИКАНСКИХ
подводных лодок в тихом.
ОКЕАНЕ И В ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ
‚` ВОДАХ

ВАШИНГТОН, 3 мая. (ТАСС). Морское
министерство США сообщает, Что амери-
канские подводвые лодки потопили в ТИи-
хом океане и в дальневосточных водах
12 японских судов, в том. числе 1 легкий
крейсер, 2 эсминца, 1 крупный танкер, 1
крупное вспомогательное судно, 2 транс-

вистерства говорится, что вместе с этими
потопленными ‚ японскими судами Число,
японских судов всех типов, включая потоп-
ленные, возможно потопленные или пов-
режденные американскими подводными
лодками, составляет 695. В это число вхо-
дит 45 потопленных, 10 вероятно потоплен:
ных и 14 получивших повреждения военных
кораблей. и

пеей «Тусима» пришлось отложить’ на`двад-
цать лет. Но Алек`ей Силыч не оставляет
свои Литературные занятия,  Дружескую
помощь будущему писателю оказал М, Горь-
кий. Он принял участие в опубликовании
первого рассказа Новикова-Прибой из’ мат-
оосской жизни «По-темному» (1910 год).
Именно’ этот рассказ открывает первый том
собрания
книгу «Морские рассказы», вышедшую’ в
свет в 1917 году. Не прекращалась под-

держка начинающего морского писателя
Горьким и в последующие годы.
Великая Октябрьская социалистическая

революция дала возможность полноценного
развития таланта писателя, Появляются та-
кие произведения, как «Море зовет», «Со-:
леная купель», ‘«Женщива в море», «Под-
водники», «Коммунист в походе», «В бухте
Отрадная». Творческий путь
Прибой ‘после «Морских рассказов» харак-
теризуется непрерывным ростом литера-
турного мастерства. Богатый жизненными
впечатлениями, превосходный рассказчик
Новиков-Прибой ’ <оздал увлекательные
моряков.
Они отличаются занимательностью повест-
вования, свежестью языка, ’ интересным
сюжегом, яркостью описаний, ‘которые при-
тягивают к ним читательское внимание. Тем

не менее, это — не самое главное в ТВор-`

честве Алексея Силыча, Главное в том, что
до Новикова-Прибой в литературе еще не
была показача флотская жизнь глазами мат-
росской массы, закаляющейся в боях й в

огне революционного движения. ‘Писатель

нарисовал живые образы русских моряков,
их любовь к Родине, высокие
вые качества, храбрость, силу патриотизма
русского человека.

Но Алексей Силыч всю свою жизнь был

согла-`

в Германию в течёние оставшейся части: го  :

лашение достигнуто на базе неполного эм-

тонн вольфрама. в мае и июне. После этого’

порта и 5 грузовых судов. В сообщении ми-.

сочинений Новикова-Прибой —

Новикова: -

нравстзен-

Йй ФЛОТ

на’ пресе-конференции

НЬЮ-ЙОРК, 2 мая. (ТАСС). Бюро воей-
ной ‘информации США опубликовало текст
заявления тов. А. Я. Вышинского на пресс-
конференции в Наркоминделе СССР о co-
ветско-чехословацком соглашении ‘на слу-
чай вступления советских войск на терри-
торию Чехословакии. Ряд’ газет напечатал
изложение этого заявления, которое было
распространено также американским радио.

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС) © Bee   rasetbl
поместили заявление тов. А. Я. Вышинско-

АГЕНТСТВО РЕИТЕР

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). Дипломатиче-
ский обозреватель’ агентства Рейтер пере-
лает, что по сообщению из авторитетных
пондонских кругов, английский ответ по
поводу советско-чехословацкого  соглаше-
ния передан уже советскому послу в Лон-

НЬЮ-ЙОРК, 29 апреля. (ТАСС). Как пе-
редает корреспондент агентства Ассошиэй-
тед Пресс из Филадельфии, председатель
конференции Междуна
ново-зеландский посланник з. США Нэш на
пресс-конференции заявил, что он привет-
слвовал бы Участие советской делегации
на конференции МБТ. Нэш указал, что «Со-
ветский Союз. повидимому, желает созда-
ния ‘организации Об’единенных наций.. Ког-
да война окончится, мы будем иметь орга-

_ Широкое
__^. ‘вастроевий.

СТОКГОЛЬМ, 3. мая. (ТАСС), По сведе-
ниям, поступающим из Германии, среди на-
селения страны все’ ширё распространяются
.пораженческие настроения. Даже среди
видных, занимающих весьма ответственные
посты гитлеровцев, крепнет убеждение в
том, что Германия уже проиграла войну И
что в лучшем случае ей удастся оттянуть
‚еще на некоторое время свой ‘полный крах.

О цароящей“в Германии крайней нервоз-
вости свидетельствуют. сообщения швед-
ской газеты «Сюдсевенска‘дагбладет», кото-
рая пишет»”«По многим ‘улицам Берлина
‘патрулируют вооруженные отряды  геста-
‚ повцев, которые следят. за порядком и про-
веряют документы у солдат, приезжающих
в отпуск; Это ‘связано с тем, что многие
солдаты, прибывшие с. Восточного фронта,
предпочитают скрываться. (Скрывающихся.
солдат стало-так много, что в Берлине при-
шлось ввести непрерывное ‚, патрулирование.
на ‘улицах. По сообщению датского пресс-
бюро; 28 апреля в Фредериции (Дания) вы-
прыгнуло из поезда’ несколько германских
солдат, которые. намеревались  дезертиро-_
вать. Только ‘двум из них. удалось скрыть-
ся». АЯ Я ик у 2 :
`Стокгольмский корреспондент газеты «Ге-
теборгс: Хандельстиднинг». сообщает, что
среди германских войск в .Данин также гос:
подствуеёт крайняя‘ нервозность. ‘i

Для барьбы с пораженцами гестапо. при-
нимает жестокие репрессивные меры. Так,
швейцарская тазета «Журналь де Женев»
в статье, озаглавленной «Борьба с поражен-
ческими настроениями в Германии», пишет,
что фашисты осуществляют новые репрес-
сии в стране в связи е усилившимнся пора-
женческими настроениями. Нужно очень

eee

HbIO-HOPK, 1 maa. (TACC),. Crokronpm- ;
ский‘ корреспондент газеты «Нью-Йорк
таймс» ‘передает беседу.с бывшим. работни-
`&см’ японского’ посольства в Берлине про-
фессором` Сакимура; который решил боль-
ше не возвращаться в Берлин. По словам
‘корреспондента,  Сакимура работал в япов-
‘ском’ посольстве в Берлине с 1941 г. до кон-
na 1943 года, когда’ он посетил Швецию
“KH не пожелал возвратиться в Берлин. Са-
‘кимура’ работал экспертом при японской
промышленной ‘комиссии. в Берлине. В на-
стоящее‘ время: он находится в медицинском
институте в Стокгольме н существует на
средства шведского академического инсти-
тута, специально выделенные для бежЪн-
‘WEB, : ‘

По словам корреспондента, Сахимура зая-
‘вил, что война вызвала. огромное напряже-
ние B германской промышленности и заста-
вила немцев в ‘течение долгого времени це-
ликом использовать. всю имеющуюся сталь’
для производства. вооружения. Прекраще-

ЧИСЛЕННОСТЬ. ВООРУЖЕННЫХ

‚ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС),  Как передает
английское. министерство информации, ан-
глийский министр ‘военного ‹ производства

Оливер Литтлтон Заявил в ‘своей недавней

человеком, влюбленным в морскую службу,
беззаветно преданным флоту. Превосход-

ное‘ знание’ ‘моря, корабельной службы,
моряков, их психологии, быта, языка
отличает ‘творчество писателя. Поэтому

столь велико. воспитательное , значение его
произведений. Они внушают интерес к мор-`
ской жизни и-преданность. флоту. Не`будет
преувеличенчем, если мы. скажем, что не
одну сотню советских, молодых людей
‘толкнуло:и толкает, к военно-морской про-
фессии знакомство:с произведениями Нови-
кова-Прибой. Не’ скрывая трудностей мор-
ской службы, писатель неподражаемо уме:
`ёт передать: благородную романтику воен-
но-морского; дела, ; ; :

Сильные стороны творчества Новкова-
Прибой наиболее’ ярко проявились в эпо-
пее «Цусима». Для, создания такого боль-
юго исторического полотна требовалась’
большая смелость. И писатель ее нашел в
упорном и длительном труде, позволив-
шем преодолеть. все ‚препятствия. Как пи
сатель `Новиков-Прибой. рос, осваивая
эту тему, настойчиво преодолевая все
преграды, ` пополняя „свои знания, совер-
шенствуя литературную › технику. Эпопея
захватывает больиюе количество истори-
ческих. событий, и пикатель последова-
тельно их воспроизвел. Неправильно
об’ясвять успех эпопеи только новизной
материала Полезно вспомнить, что одно.
временно с баталерюм Новиковым ‘стал
собирать материалы ‘для книги о Цусиме
и, человек с образованием ‘капитан 2-го
ранга Семенов, личный‘ ад’ютант адмирала
Рожественского. ° Его книга вышла под
названием «Расплата». И все-таки время
свершило свой правый суд: Книга’ Семе.
нова давно забыта, а Книга Новикова.

Трибой живет и долго будет жить, Боль-
Woe значение ‘здесь, ’месомненно, имела
степень литературного дарования. В лице
Новикова-Прибой простой люд выдвинул
настоящий крупный талант. Точка зре-
ния передового народа оказалась более

Заявлениё председателя конференции
’`Международного бюро труда

родного бюро труда.

‘мясь’‘воспрепятствовать ‘проникновению за

< ЯПОНСКИЙ ПРОФЕССОР 0 ПОЛОЖЕНИИ В ГЕРМАНИИ .

Отклики в США АНГЛИИ Ha заявление тов, А, Я, Вышинского

в Наркоминделе СССР

нции в Наркоминделе
хословацком соглаше-
етских войск
о заявле-
ским pa-
агентства

го на пресс-конфере
СССР о. оветско-че
нии на случай вступления сов
на территорию Чехословакии, Эт
яие было передано также лондон
дио. Московский корреспондент

Рейтер ’воспроизвел отчет об этой. пресс-
конференции и привел вопросы, заданные
тов. А. Я. Вышинскому, и ответы послед-

него на эти вопросы.

ОБ ОТВЕТЕ АНГЛИИ

ПО ПОВОДУ `СОВЕТСКО-ЧЕХОСЛОВАЦКОГО. СОГЛАШЕНИЯ

доне. Английское правительство приветст-
вует соглашение, По заявлению обозрева-
теля, неболышая задержка английского от-
  вета вызвана тем, что считалось желатель-
ным  проконсультироваться по этому BO-
нь с, правительством США.

\

низацию Об’единенных наций. У нае He
может быть одновременно Об’единенных
наций и Лиги наций». «Я считаю, — ска-
зал Нэш, — что Советский Союз немедлен-
но присоединится к такой организации».

Нэш к этому добавил: «Международное
бюро труда ие может работать в теченяе
длительного срока без участия представи-
теля ‘олной из крупнейших стран. Работать
без Советского Союза будет почти невоз-
можно»,

‚ распространение пораженческих

в Германии

немного, чтобы быть арестованным в Гер-
мании: ‘для этого достаточно пустякового
замечания, сделанного на улице или на за-
воде, достаточно во время ночной бомбар-
дировки или же утром, когда восходящее
солнце освещает руины, произнести, гитле-
ровское приветствие с небольшой усмеш-
кой,

Газета считает, что в среднем в каждом
крупном городе южной части Германии
пронсходит 3 казни в неделю за поражен-
ческие настроения. С особенно большим -по-
лозрением германские: власти относятся к
иностранным рабочим: Власти обвиняют,
иностранных рабочнх в сигнализации англо-
американским самолетам во время налетов.
За последнее время, пишет газета, He-
мецкие власти помещают на страницах пе-
чати многочисленные предупреждения ©
том, Что против’ рабпространителей пора-
женческих слухов будут приняты строгие
меры. Все это, по словам газеты, показыва-
ет, что гитлеровцы всерьез  встревожены
положением, создавшимся на внутреннем
фронте в Германии. :

‚По полученным сведениям, Гестапо, ‘стре-

границу сведений о нарастании пораженче-
ских настроений в Германии, берет у. всех
от езжающих в Швецию немцев, в том чис-
ле и У крупных чиновников и видных гит-
леровцев, подписку в том, что они при каж-
дом удобном случае будут уверять шведов в
«непобедимости» Германии. Многие шведы
товорят по этому поводу, что плохи дела у
немцев, если они вынуждены делать своим
соотечественникам подобные внушения и
прибегать к таким трюкам, чтобы внушить
ру в силу Германии.

во всякое производство стальных изделий
для гражданских нужд. Основной пробле-
мой для германской промышленности яв-
ляется нехватка угля. Германия имеет ‘юг-
ромные запасы угля, но‘не может добывать
‚его в достаточно крупных масштабах ввиду
нехватки квалифицированных германских
рабочих. На иностранных фабочих немцы,
как правило, в» могут полагаться, и эти ра-
бочие работаюг не энергично.

Как указывает корреспондент, Сакиму-
ра предлагает Англии и Америке свои ус-
луги в борьбе против Германии. Сакимура
признает, что державы оси не ‘могут выиг-
рать войну. Он заявляет, что среди других
причин, по которым он решил покинуть
японское посольство, было то, Что. японский
посол в Берлине генерал Осима является
рьяным поклонником Гитлера и запрещает
малейшую критику по адресу Гитлера, на-
цистов и германской армии, а это, по сло-
вам Сакимура, «серьезно противоречит ис-
тинным интефесам Японии».

СИЛ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ

речи, что Англия н Британская империя
нмеют люд ружьем более 9 млн. мужчин и
500 тыс. женщин, исключая из этого числа
личный состав отрядов местной обороны

верной и глубокой, чем взгляды
ального мемуариста.. И ‘создание романа
«Цусима»  Новиков-Прибой рассматривал
как святой долг перед ‘товарищами по
походам и боям. В лице Алексея Силыча
русские моряки нашли своего изобразите-
ля и выразителя. Он раскрыл в своих про-
изведениях душу русского матроса, его
смелость, душевный ‘размах, его неугаси-
мую любовь к Отечеству.

офици-

Отдав ‘должное темам; связанным ©
прошлым русского флота, Новиков-Прибой
<тремился. художественно освоить Te!
‘осветского Военно-Морского Флота.
нем ‘ом написал ряд рассказов и очерков:
Горячо и упорно работал писатель-патриот
в годы Великой Отечественной войны. Он
старательно изучал героические дела Hae
ших моряков, посвятив им большое коли.
чество статей и очерков. Все время его
занимал план нового большого романа
«Капитан, 1-го ранга». Алексей Силыч
предполагал нарисовать жизненный путь
матроса старого русского флота, прошед-
шего суровую школу войны и революции
и ставшего крупным советским морским
офицером. К кожалению, писателю уда-

лось выполнить только часть свовг
oO TROP.
ческого замысла,

Произведения Новикова-Прибой умно-
жили достояние нашей военно-морской и
обогатили всю советскую литературу.
 Имя -Новикова-Прибой ме исчезнет из па.
‚мяти советского народа. Смелость и на-
стойчивость его творческого пути будет
служить примером, вдохновляющим сынов
нашей Родины на новые подвиги и побе_
ды. Произведения его всегда будут oc.
питывать патриотические чувства, муже-
ство и бесстрашие. Память © замечатель.
ном писателе Алексее Силыче `Новикове._

Прибой всегда будет Жить ,
B
енных моряков, сердцах во-

В. ЩЕРБИНА.

>

4 мая 1944 г., № 105 (1672)

Заявление
Идена

ЛОНДОН, 3 мая, (ТАСС). Как передам
агентство Рейтер, Иден заявил сегодня у
палате общин, что в соответствии © залы
лением государственного секретаря США
Хэлла, сделанным им 9 апреля относитель,
во управления освобожденной Францией,
в настоящее время происходят ` переговоры
между верховным командующим союзников
и французской военной миссией в Англии,
возглавляемой генералом Кенигом. “Пере.
говоры имеют целью разработку детальных
соглашений, Иден подчеркнул, что англий.
ское правительство полностью согласно
заявлением Хэлла,

Отвечая на вопрос лейбориста Мартина 1
явится ли Французский Комитет Нацио.
нального Освобождения той властью, кото. ,
рая будет действовать в освобожденной /
Франции, Иден сказал: «Да, мне неизве-
стна какая-либо другая власть, кроме Ви.
ши, а мы не имеем никаких намерений иметь
дело с Виши при любых обстоятельствах,
Дело французского народа — в свое время
самому избрать правительство, как это: ине.
однократно заявляли лидеры французског
комитета»,

e

ee

Военные действия в Игалии

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). Корреспой.
дент агентства Рейтер при штабе войск со-
юзников в Италии сообщает, что прошлой.
ночью: бомбардировочная авиация союзни’
ков совершила налет на Ливорно. Самоле;
ты «Веллингтон» бомбардировали Ливорно
четвертую ночь подряд. В Специи, которая’
также подверглась в 4-й раз ночному- налё. .
ту, возникли пожары в районе доков и Gr.
мечены попадания в суда.
ЛОНДОН, 3. мая. (ТАСС). Главный штаб
войск союзников в Италин сообщает, чт
на основном фронте в Италии и на пред.
мостном. укреплении союзников в ряде’
пунктов было отражено несколько вылазок
вражеских разведчиков. Патрули союзни
ков продолжали свои операцин. .

oe

ЗАСЕДАНИЕ АССОЦИАЦИИ :_
ЮГОСЛАВСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ:
В ЛОНДОНЕ

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). На-днях na
очередном ежегодном заседании ассоциации
югославских журналистов в Лондоне была
принята резолюция, в которой осуждается
югославское эмигрантское правительство за
попытки подавить ‚ свободное выражение!
демократического мнения, преследуя жур»
налистов, В резолюции говорится, что юго!

‚ славское правительство в Каире предирнни*   _

мает подобные меры для того, чтобы обес»!
печить себе возможность беспрепятственно.
вестн свою политику, вводя в заблуждение’
общественное мнение союзников в отноше,
нии истинного положения Югославим, в про
должать закулисное сотрудничество с 0%
купантами и их приспешниками.

1 (
АХ

ПОТОПЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО
КОРАБЛЯ В СРЕДИЗЕМНОМ ‘i
MOPE а Ah

НЬЮ-ЙОРК, 3 мая, (ТАСС).  Boexnoe,
министерство США сообщило © потоплении
противником в Средиземном море’ амери»

канского корабля; Погибло 498 человек из \!
состава команды, И,

$18
ПИ

I

————

НЕМЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ НАД
СТАМБУЛОМ
Mi

АНКАРА, 30 апреля. (ТАСС), Официаль  ’
но сообщается, что сегодня в   час дия Hes
известный иностранный самолет пролетел Pi
над территорией Стамбула,

В журналистских кругах обращают ви  1
манние на Тот факт, что за последние ди (11
это — третий: нностранный <амолет, „летав»
ший без разрешения над`Стамбулом. Во вре:  ;
мя одного из указанных полетов самолёт ni
сбросил зажигательные бомбы, вызвавшие  ‘
пожар, а в другом случае самолет «бросил 1
осветительные ракеты, служившие сиг “ll,
лом для отплытия двух румынских судов 88 11]
Стамбула. (Как известно, турецкие властя
задержали выход румынских судов). В}
всех этих случаях принадлежность самолё“
тов к немецким воздушным силам, базирую’,
щимся на Балканах, не вызывала: никакога
сомнения,

№

= -—

НАЗНАЧЕНИЕ ГРЮ

ВАШИНГТОН, $3 мая. (ТАСС), Госу
дарственный департамент США назначил
бывшего американского посла в Япония
Грю руководителем управления по делам
Дальнего Востока при тосударетвенном
департаменте вместо Хорнбека, который
назначен специальным  помощияком гоку+
цпарственного секретаря.

ПОХОРОНЫ HOKCA .

HbIO-HOPK, 3 mas. (TACC), 1 Man Hay)
Арлингтонском кладбище ‘вблизи Вашинг. „.
тона состоялись похороны морского мня  “
стра США Нокса, На похоронах триб»
ствовали государственные и ПОЛИТ “1
ские деятели и дипломаты, в том ч#<л8
посол СССР тов. Громыко и ами
посол лорд Галифакс. ;

h
—_—- Е

: iM
СПУСК НА ВОДУ НОВОГО’ \y
АМЕРИКАНСКОГО АВИАНОСЦА

м
Ban

НЬЮ-ЙОРК, 30 апреля. (ТАСС). Нави ‘
йоркской верфи спущен на BOY apuanocell
«Боном Ришар» водоизмещением в 27 THe Ш
сяч тонн. Это 13-е судно такого’ типа, сп’
шенное на воду за последние два‘ голь ^
На авианосце может находиться около
самолетов, скорость корабля--более 30 }*
лов. стоимость его -— 60 миллионов долае
ров. af

LLL LLL OCLC TLE i dias talpcualaieeaeiciane 0

ПОХОРОНЫ
А. С. НОВИКОВА-ПРИБОЙ

После тяжелой продолжительной’ bores
ни скончался выдающийся советский mica:
тель А. С. Новиков-Прибой, %

3 мая был открыт доступ к телу покой.
ного, Отдать последний долг ему пришли
многочисленные друзья и читатели, У пол’
ножия постамента, на котором установлей
гроб, — венки от президиума Союза comet \)
ских писателей, Наркомата Военно-Морско*
го Флота, литературных ‘организаций брат»,
ских союзных республик. 7

На гражданской панихиде с речами в=° /^
ступили писатели Н. Тихонов, К. Фед,
А, Жаров, представитель Наркомата Воёи
но-Морского Флота генерал-майор Рябов»
генерал-лейтенант А. Игнатьев, охаракте’
ризовавшие Новикова-Прибой, как заме
тельного русского писателя-патриота, of
давшего все свои силы и незаурядный 11
лант делу служения Родине.

В 15 часов траурная процессия направ!
лась к Ново-Девичьему кладбищу, ‘где ©’
стоялось погребение. °° М

(ТАСС),

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ул.,?1. Коммутагор релакции Д 3-20-90 ло Д 3-20-05 Телефоны:
редакции -Д 140808; вам. отв. секретаря Д. 1-12-52 и коммутатор, поб. 20; отлел боевых действий флота—лоб. 39 3
доб. 8 ивостранный отдел—доб. 1-15, 1-85; сектор писем -106 23; ‘отяёл” оформлевия- лоб: -1-18; библиотека—доб. i

- *, te
Типография «Красное Знамя», Сущевская, 21,

для справок — лоб. 1-78; вам,
38; отдел пропаганды—Д
ивлательство— начальник Д 1-12-60;

Ответственный редактор
П, .МУСЬЯКОВ,

редактора — доб. 1-72; отн. секрета 1
отдел партийно-комсомольской а,
бухгалтерия и отдел подписки—106. 25 и Д 1-62-21,

1-11-45;