Я

:
)
{

,

ue

7 ЗЕЕ. ee

Ie
и

у
т

6 мая 1944 г., № 106 (1673

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

Оперативная сводка.за 4 мая’

В течение 4 мая на фронтах с
  ЗаЗ мая нашими войсками на

ких танков, В воздушных боях и ог

ущественных изменений не произошло.
всех фронтах подбито и уничтожено 47 немец-

противника, ‘нем зенитной артиллерии сбито 24° самолета

ик. м

Удары нашей авиации по войскам и технике п
в районе Севастополя

тиллерийских баларей. В районе военных  .

В ночь на 4 мая крупные силы налией
авиации дальнего действия бомбардиро-
вали немецко-румынелие войска, артил-
шерийские позиции и военные «оклады
противника в районе Севастополя. Вох-
бо-штурмовыми ударами нанесены тяже-
Ine потери живой силе противника. (е-
вернее города подавлен огопь многих ар-

ж*

Юго-восточнее торода Станислав ут-
ом группы пехоты противника на ряде
участков. пытались боем разведать по-
зиции советских войск. Веюду немцы
были вотречены артиллерийско-миномет-
ным и пудеметным огнем и рассеяны, не
достигнув переднего края нашей оборо-
ны, Уничтожено две роты гитлеровцев.
Bo второй половине дня пехота и танки
противника атаковали позиции Н-ской
части. В результате упорной схватки
немцы были. отброшены на исходные по-
виции, На поле боя осталось. до. 400
вражеских трупов. Уничтожено 12 тан-
nos, 2 бронетранспортера и 20 авто-
Manny, i

Наши летчики бомбардировали скоп-
хения войск и боевой техники противни-
xa, В воздушных боях советские истре-
бители сбили 13 немецких самолетов.

kat

Южнее города Тирасполь  разведыва-
\ельный отряд противника пыталея но-
чью проникнуть в расположение Н-ской
части, Подразделение капитана Фоменко
зо-время обнаружило вражеских развед-
чиков, Советские бойцы  подпустили
немцев на близкое расстояние, & затем
открыли огонь из пулеметов и автома-
тов. Потеряв до 60 солдат убитыми и
фанеными, противник поспешно  фтоету-
пил,
uke }
  Несколько групи партизан, действую-
щих в Львовской области, © 10 по 20
апреля пустили под откое 12 немецких
воинских эшелонов, Вроме того, парти-
ваны подорвали два поезда, которые
немцы выслали для восотановления раз-
рушенных путей. Под обломками ваго-
нов погибло не менее 200 гитлеровцев,
22 апреля львовские партизаны замини-
ровали железнодорожный мост. В pe-
вультате взрыва мост рухнул вместе с
проходившим по нему воинским эшело-
ном, Движение поездов на этом участке
фыло прервано на пять суток.

xa

Wro-sanagnee Одессы наши бойцы по-
ых раненого командира 1 батальона
№17 пока 153 немецкой резервной пехот-

ной дивизии капитана Вилли Шульц. Плен-

рётивника

окладов и на железнодорожном узле воз-
никло 10 очагов пожаров. Наблюдением
отмечены многочисленные взрывы, из
них два взрыва больной‘ силы,

Все наши самолеты вернулись на свои
аэродромы.

#

ный рассказал: «Вечером фусские атако-
вали наши позиции. Атака была так стре-
мительна, что мои подразделения неё вы-
держали натиска и в замешательстве от-
ступили. Впереди солдат бежали офице-
fe — командир 2 роты обер-лейтенант
рюн, командир $ роты капитан Кротв,
командир 4 роты капитан Хемпель. Я
был ранен в плечо и не мог подняться,
Солдаты и офицеры видели, как я упал,
но никто из них не оказал мые помощи.
Каждый думал только о себе и спасался
Жак мог, Я прослужил 25‘ лет в немецкой
армии, но никогда еще не ‘видел, чтобы
офицеры и солдаты вели себя так трус-
ливо. Они теперь, как огня, боятся овру-
жения русских»,   !
яя

`Ниже публикуется акт о зверствах не-
‘мецко-фашистских мерзавцев в селах Ту-
ровецкого сельсовета, Коростышовекого
района, Житомирской области: «Зажва-
тив деревни Туровецкого сельсовета,
немцы грабили и всячески издевались
над мирными жителями, Немецкие влаё-
CIM установили чуховищные денежные и
натуральные налоги. Каждый владелец
коровы должен был сдавать весе получен-
ное им молоко. У кого сохранилась зу-
Ца, тот облзан был славаль 2001 яиц.
аждый фангиетсвий сатрап грабил кол-
хозников. Отступая, немцы сожгли 01-
ни жилых домов, разрушили молочно-то-
варные фермы, ферму племенных тонко-
рунных овец, холхозные пасеки, полома-
ли весь  сельскохозяйственный ‘инвен-
тарь. Фалпистокие изверги расстреляли
колхозника А, А. Канарокого и его че-
тырех детей, учителя Богдана Войце-
ховского, Любу Стахивокую и других

жителей, Много молодежи гитлеровцы: уг-.

нали на каторгу в Гермавито,

Освобожденные родной Красной Армией
советокие люди сейчас вздохнули полной
трудью, Они восстанавливают разрушен-
ное немцами колхозное хозяйство и то-
рят желанием помочь  Юраоной Армии
скорее добить немецко-фашистских мер-
завцев», Е

Акт подписали: майор Монастырев,
председатель  Туровешкого сельсовета,
Ралвинокий, предеедатель колхоза Куш-
нари,

Указ Президиума Верховного Совета СССР.

0 награждении орденами и медалями за успешную работу
по разгрузке и отправке импортных военных материалов

и продовольствия, поступающих через северные порты Союза CoP

d

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

1. Лейтенанта Абрамова Сергея Михай-
уовича,

2. Авербуха Моисея Товьевича.

3. Александрова Александра Ивановича.
  4. Капитана Андреева Николая Емелья-
вовича, ee

6, Анисимову Платониду Васильевну;

6. Афонина Гавриила Павловича,

7. Башклеева Василия Гурьяновича.

8. Безбородова Леонида Андреевича,

9, Бондаренко Александра Алексеевича,
’ 10. Старшего лейтенанта Бондаренко
Илью Савельевича. ]

11. Бондаренко Николая Емельяновича.

12. Брандиса Якова Абрамовича,

13. Техника-лейтенанта Брилля
мира Дмитриевича,

4, Техника-лейтенанта Бурлака  Филип-
па Ананьевича, . ,

15, Инженер-капитана
Марковича.

16. Бутко Игнатия Афанасьевича,

17, Лейтенанта Бусарева Михаила Степа-
довича,

18. Старшего техника-лейтенанта Вары-
Вода Михаила Максимовича,

19. Введенского Владимира Сергеевича,
‚ Ветчинкина Юрия Михайловича,

‚ Власова Ивана Григорьевича.

‚ Гавриленко Михаила Борисовича.
‚ Гаевского Евгения Павловича;

‚ Глушкова Виктора Васильевича,

25, Головина Якова Васильевича,

26. Голубева Дмитрия Тимофеевича,

27. Горненно Николая Ильича,

28. Гукова Ивана Исааковича,

29. Гукова Дмитрия Александровича.

30. Майора интендантской службы Дани-
пова-Голова Николая Александровича:

31. Полковника Данченко Федора’ Пиме-
HOBHYa
‚ 32. Дашкевича Владимира Павловича.

33. Майора Дельманчниского Николая
Иосифовича,
  34. Дербенева Николая Викторовича.
  35. Долинского Николая Николаевича,
  36. Старшего лейтенанта Дорофеева Гри»
Гория Александровича,

‚ 37. Дроня Михаила Яковлевича. _

38, Инженер-майора Дубова Константила
Георгиевича,
ый ‚ Майора Дунаевского Бориса Исаако-

ча,
‚ 40. Еремеева Николая Андреевича,
; &. Ермишина Ивана Дмитриевича,
`’ 42. Майор Ефимова’ Николая Нико-
Лаевича, :

43. Железного Владимира Андреевича,

41. Жукова Николая Александровича.

45. Жукова Павла Петровича,

46, Старшего лейтенанта  Забегайло
Алексея Ивановича.
  47. Залетского Васнлия Ивановича,
 . 48. Захарова Ивана Федоровича,

о Лейтенанта Зимина Матвея Павло-
ича,

50. Капитана Иванова Ивана Петровича,
‚ Иванова Георгия Демьяновича,
Иванова Петра Ивановича.

‚ Ивашкина Ивана Андреевича.
Избникого Антона Петровича.

5. Казакова Михаила Максимовича.

‚ Техника-лейтенанта Казанцева Васи-
лия Степановича, \

Влади-

Бурова Федора

Продолжение. Начало см; «Красный Флот» № 105

57. Калашникова Владимира Александро-
вича, :

58. Каликанова Семена. Михайловича,

59. Старшего лейтенанта Капустина Ива-
на Егоровича. 1

60. Караваева Афанасия Герасимовича,

61. Карташева Ивана Алексеевича.

62, Кассимова Ламулу Кузиновича;

63. Капитана милиции Катугина Илью
Ивановича,

64. Кетова Александра Матвеевича, -

65. Лейтенанта Козырева Петра Павло-
‚ вича,

66, Старшего лейтенанта
„Леонтьевича, 1

67. Колесниченко Григория `Митрофано-
вича,

68. Младшего лейтенанта
Андрея Степановича. `

69, Комаренкова Николая, Николаевича.

70. Койвунена Андрея Ивановича.

71. Лейтенанта Кондакова Константина
Иосифовича.

72. Конделева Бориса Григорьевича,

73. Старшего лейтенанта Кочергина
Александра Георгиевича.

74. Кошева Александра Федоровина, .

75. Креханова Сергея Александровича.
. Красноперова Аркадия Владимиро-

Колотилова

77. Кузнецова Павла Александровича,
. Кузнецова Павла Дмитриевича.
‚ Кукушкина Николая Федоровича,
. Кулика Семена Никифоровича. =
81. Капитана административной службы
Лазаренкова Прокопия Семеновича,
82. Техника-лейтенанта „Левицкого  Ha-
‹колая Захаровича.
› 83. Лейтенанта
тоновича, и
84. Либмана Айзика Евзиковича,
85. Младшего лейтенанта Литвака
толия Киселевича.
’ 86/ Лобанова Николая Александровича,
‹ 87. Лопаткина Андрея Кузьмича.
88. Лопаткина Ивана Андреевича,
89} Лукьянова Сергея Васильевича.
90. Макаровского Михаила Петровича,
91. Макарчика Ивана Федоровича.
92. Малетина Евгения Савватиевича.
93. Мельникова ` Бориса Кузьмича.
94. Меньшикова Якова’ Ивановича. _
95, Мертвишева Григория Кузьмича: ,
96 Капитана Метельского Николая Гри-

горьевича. 7 ;
7. Миронова Алексея Александровича.

Леурда Константина. Ав-

Ана-

98. Подполковника Москаленко, Ивана
Ивановича.
99. Морозова Дмитрия Николаевича.

Александра Георгиевича,
Николая Михайловича.
Никонова, Васи“

100. Мочалова
101. Наконечного
102. Техника-лейтенанта

Федоровича.
3. HuKe Сергея Ивановича,

‚ Никонова
1 Неуступова Ивана Ивановича.

. ‚ Носова Василия Федоровича.
ioe Chapiiero лейтенанта Овбчкика.
Афанасьевича.
А Александра Сергеевича.
108. Осиновского Николая Алексеевича,
109. Лейтенанта Павлова Антона Павло-,

а. h t
1. Лейтенанта Павленко Якова Андрее
виза,

(Продолжение следует)

ae ae ————————— sieges

Kaesa Дмитрия

КРАСНЫ

И ФЛОТ

Сообшение

Чрезвычайной Государственной Комиссии
ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ НЕМЕЦНКО-ФА ПИСТСНКИХ ЗАХВАТЧИНОВ

0 разрушениях и злодеяниях, произведенных иегомио-Фашистокихли захватчинаети
В Городе Новгороде и в Повгоролекога районе Ленииградской области

Древний русский город Новгород. не-
мецко-фашистокие захватчики превра-
тихи в груду развалин, Они разрушили
исторические памятники, а часть из них
разобрали на постройку оборонительных
сооружений,

На основании документальных, ‘мате-
риалов, свидетельских показаний  за-
ключения технической экспертизы сив-

циальная комиссия в составе: предееда-

теля тов, Штыкова Т. Ф., членов комис-
сии — депутата Верховного Совета
РСФСР ров К. Д,, председателя
Исполкома Новгородского Городского
Совета Депутатов Трудящихся Юдина
М. В., члена правления Союза советских

писателей Груздева И. A., представителя
Митрополита Ленинградского и Новго-
родекого—благочинного церквей Денин-
р области протоиерея Ломакина
. И., заведующего отделом древне-рус-
ского искусства Государственного музея
Дмитриева Ю. Н., начальника госулар-
ственной инспекции по охране памятни-
ков — архитектора, Давыдова С; Н; —
становила факты разрушения города
овгорода и уничтожения его мировых
художественных сокровищ немецко-фа-
шистекими оккупантами, а также совер-
шенных ими злодеяний над мирными с0-

ветскими гражданами и захваченными
ими в плен офицерами и бойцами Kpac-
ной Армии.

Разрушение города Нозгорода, ;

До Отечественной войны Новгород яв-
лялся крупным научным и культурным
центром. В нем сохранялись ‘историче-
ские памятники русского искусства и
культуры, Здесь находились филиал Ин-
ститута истории Академии наук СССР,
музей, учительский инетитут, медицин-
ский и автодорожный техникумы, педа-
гогическое училище,   фельдшерско-аву=
щерская и фармацевтическая школы,

Немецко-фалиистские захватчики с0-
HII и разрушили древний русский го-
род Новгород. Из 2346 жилых домов в
городе сохранилось только 40, Фашисты
разрушили в Новгороде мясокомбинат,
хлебокомбинат, обувную ‘и мебельную
фабрики, литейный, механический, cy-
доремонтный, лесопильный, два карпич-
ных и черепичный заводы,  судоверфь,
фабрику школьных принадлежностей,
железнодорожное депо, ремонтные Ma-
стерские НЕПС; вывели из строя водо-
провод, водонапорную и. водонасосную
станции; разрушили всё электрохозяй-
ство, городскую телефонную станцию,
почту, телеграф; радисузел, `

При своем отступлении фалиеты рас-
хитили в муз6е ценнейшие коллекции по
археологии, истории и искусству, & зда-

ние музея и его художественную галле-.

рею разрушили; они разграбили научную
библиотеку, редчайшую ют и 6иб-
лиографическую ee ‘филиала Нн-
ститута истории AK

разрушили и сожгли учительский иноти-
тут, техникумы, педагогическое  учили-
ще, медицинские школы, 5 клубов, 2 ки-
HoTearpa, дом Красной Армии, городской

театр на 1040 мест, 3 больницы, 5 ам-.
булаторий, родильный дом, детекую по-,

Разрушение исторических памятников

адемии наук СССР;

ликлинику, Б детеких  яелей, главный
корнус психиатрической больницы.

се разрушения в Новгороде произве-
дены немецко-фашистекими охкупанта-
ми преднамеренно и по определенному
плану, что подтверждается многочислен-
ными показаниями свидетелей.

Немецкий  военнопленный, старший
ефрейтор 9-й роты 3-го: батальона 1-й
авиаполевой дивизии Шмидт Пауль по-
хазал: «До начала сентября 1943 года
но правому берегу реки Волхов от Нов-

города на Хутынь производилось ои-
тельство новой шоссейной дороги. Стро-
ительный материал подвозилея +  авто-

машинах из Новгорода, для чего епеци-
ально подрывались амоналом . городские
здания и сооружения»,

Из показаний Дерюгиной Пелагеи Ня-
колаевны видно, что немецкое командо-
вание преднамеренно разрушало лучшие
здания ‘гороха: «В августе 1941 года
немцы ‘заставляли советских нленных
разбирать кирпичные дома, а кирпич
увозили по железной лороге, причем раз-
бирали не разрушенные дома, а именно
хорошие»,

азрушения не ограничивались толь-
ко зданиями. Немцы разрушали и расхи-
щали и другое ценное имущество, вплоть
до различных подземных о сооружений,
Немецкий военнопленный солдат 5-й ро-
ты 2-го батальона авиалолевой дивизия
Кулик Вальтер показал: «В конце нояб-
Me 1943 гола я видел, как по дороге из
Новгорода на Деревеницы, в районе По-
 горелиц, солдаты армейской связи выка-
пывали подземный кабель. По словам
этих солдат, медный кабель отправлялея
в Германию. В’ ноябре ими было извле-
мено до 25 километров такого кабеля»,

Новгорода Го

Немецко-фашистские вандалы разру-
шили и уничтожили в Новгороде  вели-
чайшие памятники древнего pyccKoro
искусства. В Георгиевском с0боре Юрье-
ва монастыря, построенном в начале ХН
века, фашисты разрушили своды и ете-
вы башни собора е фресками ХИ века.

Софийский собор, построенный в XI
веке, яваялея одним из древнейших па-
мятников русского зодчества,  выдаю-
щимся. памятником мирового искусства,
Благодаря фрескам ХШ века, иконах
ХИ-—ХУП веков, древним. ‘иконостасам
и другому внутреннему убранетву, собор

представлял 6000й сокровищницу древ-.
.  нё-русского искусства.

Здание
немцы разрушили, Разрушение
главы собора привело к полному  унвич-

cooopa

тожению фресок; в соверо-западной гла-

ве разрушены купол и часть стены. Во
многих местах пробиты стены, разру-
шены несколько сводов и верхняя часть
северного портала. Гитлеровцы  полно-
стью разграбили внутреннее убранство
собора, увезли все иконы с иконостасов,
древние паникадила, в том числе пани-
кадило, принадлежавшее Борису Году-

ance
‚ Установлено, что ограблением Софий-
свого собора непосредственно руководил
командир 1-й немецкой ввиаполевой ди-
визии, генерал-майор Вильке,
Немецкий военнопленный старший
ефрейтор 5-й роты 2-го батальона Ку-
лик Вальтер показал: «13 maa 1943 ro-
дь я проходил через Кремль и видел,
хак немецкие солдаты снимали с купола
церкви позолоченные листы, На земле
валялись листы размером не менее одно-
го квадратного метра и толщиной 2—3
миллиметра. Сам генерал-майор Вильке
стоял у подножья собора и наблюдал
эту картину. Шофер генерал-майора Виль-

‘ве рассказывал мне, что Вильке пряка-

зал казначею батальона Штинцгофу из-

средней.

готовить для’ Него из‘золоченых листов
блюда, бокалы и чайный сервиз». . *

Церковь Благовещения на Аркажа
ХИ века с фресками, выполненными в
том же веке, была обращена фашистами
в дот и казарменное помещение. В окнах
алтаря устроены  амбразуры, в южном
полукружии сооружено деревянное пере-
крытие на балках, врубленных в стены
в древней росписью. В южной стене про-
бить амбразура. Фрески южного полу-
кружия на значительном ‘участке стены
обиты, = и ]

Церковь Уоленья на Волотовом поле,
памятник новгородской архитектуры
XIV—-XY веков, немцами превращена в
груду камней и кирпича, из-под которых
выступают остатки стен; роспись этого
храма, выполненная в XIV веке, явля-
лась’ одним из лучших произведений мо-
нументальной зживопиеи и пользовалась
широкой известностью.

Церковь Спаса Преображения на Иль-
ине улице — один из лучших образцов
новгородской apERTeE pa ALY” Bera,
особенно известная своей росписью, вы-
полненной в это же время великим ви-
зантийским мастером, Феофаном Греком.
`В барабане главы церкви и в верхней
части восточной стены оккупанты про-
били, широкие амбразуры, . западную
часть здания разрушили, уничтожили
средний западный свод, пробили верх-
ние угловые своды, В результате разру-
шений юго-ваталный угол отделился от
здания широкими трещинами, Значи-
тельная часть фресок ‚погибла, а уцелев-
шие испорчены тлеровекими  солда-
тами.

Фашисты варвареки разрушили  зна-
‘менитый памятник  хревне-руеского и
мирового искусства ХИ века — церковь
Спаса-Нередицы, ° расписанную внутри
‘всемирно известными фресками. Цер-

ee ee

г. Новгороде. На снимке; разрушенный
части памятника,

ee = и новини

Разрушения и злодеяния, произвеленные немецко-фашистскими

захватчиками в
памятник 1000-летия России’ и’ разбитые

ковь предотавляла собой уникальный
памятник византийской и русской жи-
вописи ХИ века, Здание церкви немцами

превращено в развалины, Гибель памят-.

ника явллетея и мной утратой для
русской и мирово

о,

Более чем двухгодичное. хозяйничание
гитлеровцев в Новгороде привело к раз-
рушению целого ряда и других  замеча-
тельных памятников  древне-руеского
зодчества. В числе последних особенно
пострадали древние башни Кремля:- раз-
рушена верхняя часть северо-восточно-
го угла башни Вокуй, нижний свод Спас-
ской башни; на 5 башнях уничтожены
покрытия; во Владимирской башне нем-
цы пробили свод. Немецко-фапистскими
захватчиками были также разгромлены
древние здания в Времле, относящиеся
к ХУ—ХУП векам. Здесь были разме-
щены казармы, солдатские клубы, ®ру-
жейные мастерские, склады ит. п.

По › приказу командующего 18 гер-
манской армии, ‹ генерал-потковника
Тиндемана, немецкие ззрвары разобрали
м подготовили для отправки в Германию
памятник 1000-летия России. Этот на-
мятник был воздвигнут на Кремлевской
площади в 1862 году по проекту извест-
ного русекого скульптора академика Ми-
кешина и запечатлевал в художествен-
ных образах основные этапы развития
нашей Родины до 60-х годов ХТХ столе-

тия. Композицию памятника составляли
бронзовые фигуры виднейших русских
государственных, общественных и воен-
ных деятелей, а также выдающихся дея-
телей науки и искусства, ялваяющихеся
Ядучшими представителями величия куль-
туры и творческого развития русского
народа. Гитлеровские варвары разобрали
памятник на части, разбили  скульнтур-
ныв изображения. Но отправить намят-
ник, как металлический лом на сплав,
фашистам не удалось. Советские воины,
выбили их из Новгорода

Немецкий звоеннопленный, ‘старшина
10-й роты 49-го егерского полка 28-й
легкой нехотной дивизии - штабе-фельл-
фебель Иоган Поде показал: «В начале
января 1944 года я видел, что памятник
был разобран по частям, каждая часть
была занумерована. Я слышал из разго-

воров солдат, что тенерал-полковние
Линдеман приказал разобрать памятник
и перевезти его з Германию». Другой

военнопленный солдат 1-й роты 1-го ба»
тальона 1-й авиаполевой дивизии Валь-
тер показал: «8 января 1944 гола я ви-
дел, как солдаты снимали фигуры с на-
ходящегося в Времле памятника. Я. слы»
шал, что памятник разбирается для ог
правки в Германию».

Таких показаний. уличающих немец»
хо-фашистскую солдатчину в грабеже и
вандализме, имеется ‘немало,

Истребление вирных советских граждан
и военнопленных

Специальная комиссия установил
многочисленные факты‘ планомерного
истребления немецкими оккупантами
мирных советских граждан и. военно-
пленных. В Колмовекой  психиатриче-
ской больнице находилось на излечении
800, человек больных. В ноябре — де-
кабре 1941 года все эти больные были
гитлеровцами умерщвлены. В октябре
1941 года ee изверги замучи-
зи и убили 250 человек больных Хутын-
ской больницы, В деревнях Кшентицы и
Заолетье гитлеровцы уничтожили 30
человек жителей, ереди них были жен-
щины, старики и даже 2 грудных ребен-
ха. Зарегистрированы  многочибленные
факты истребления также и вообще мир-
ного советского населения. Тах, в сов-
х03е  «Заверяжекие 1 оковы» ‘весной
1942 года немцы расстреляли
города Новгорода  Масальского Семена
Васильевича вместе в его семьей‘и род»
ным; В этом. же совхозе немцы расстре-
ляли о еще 25 человек, в большинстве
женщин и детей, В лег зне Жестяная
Горка немецкий карательный отрял ист-
ребил свыше 2.000 мирных жителей.

`В Новгородском районе немцами было
организовано в бараках и сараях 10 ла-
герей для советских военнопленных. Эти
тагери были расположены на территории
совхозов; «Ваверяжекие Покосы», «Чай:
ка», на черепичном заводе, в деревнях
Вяжище, Люболяды, Григорово и в дру’
гих. Военнонленные. содержалиеь здесь
в тяжелых  антисанитарных условиях,
подвергались побоям и котязаниям, В ре-

жителя.

вультате голода, непосильного труда, pace
стрелов только в б лагерях Новгородское“
го района из 5.000 человек военноплен“
ных к Бонцу 1943 года уцелело 336 че»
зовек,

Немецко-фашистские изверги подвер

гели советских людей и особенно попавя
ших к немцам в руки советских военно
служащих жестоким пыткам и истязание
ям. В. деревне Осия комиссия обнаружит
xa 30 трунов советских военнопленных,
на телах которых имелись следы пыток.
Из них опознаны: лейтенант Калмыков
А. Ф., ефрейтор Попов М, Г., боец Ситнив
М. И. и другие.

Гражданин Кузнецов Даниил Федоро-
зич, житель деревни Малое  Подосенье,.
сообщих комиссии; что «военнопленные
работали на дороге, они были голодные,
распухшие; каждую ноеь из лагеря вы-
носили мертвецов, и я видел, как люди
умирали на работе. Немецкие конвоиры
всегда носили, кроме оружия, дубинки.
Избиение советских людей у них было си*
стемой», Жительница совхоза «Заверяж-
ские. Покосы» сообщила: «Я сама лич”
но видела, как падавших с ног советских
зоеннонленных немецкие соддаты тут
ке на работе или на дороге  расстрелит
вали».

Пленный унтер-офицер полевой жан-
хармерии Ионда сообщил комиесни: «Мне
известно, что немцы широко практикова-
ли расстрелы советских ‘военнопленных.
Расстреливали больных, слабосильных и
тех, кто не был в состоянии двигаться».

Угон ‘советских граждан в немецкое ‹
м a рабство. `

По приказу командующего 1-й герман-
ской авиаполевой дивизией генерал-майо-
ра Вильке, немецкий комендант города
капитан Руф в сентябре— ноябре
года организовал насильственный угон в
Германию тысяч мирных советских
траждан. $

Нбмецкий военнопленный, старший
ефрейтор штаба 2-го батальона Хенген
Роберт по поводу насильственного угона
советских людей в Германию сообщил
следующее: «В сентябре 1943 года ко-
мендант города капитан Руф. используя
созчдат дивизионного 06038, произвел вы-
селение всего русского населения из Нов-
города и его района. Русским жителям
бых дан срок. 3 часа для того, чтобы они

1943

упаковали и забрали свои вещи. Солда-
ты нашего батальона,  сопровождавлие
выселяемых, рассказывали, что им жут-
ко было наблюдать, как плакали русские
женщины и дети, вынужденные оставлять
‚свои родные селения».

За отказ выехать на работу в Герма-
нию фашисты подвергали советеких лю:
дей избиениям и расстрелам.

В результате набильственного угона
насвления в немецкое рабство при ©сво-
бождении. Новгорода от фашистских ок’
купантов в нем осталось только 80 жиз
телей, & в Новгородском районе из 80 ты*
сяч граждан после освобождения района
от немецко-фашистских захватчиков Bar
регистрировано только 900 человек.

Разрутевие государственных предприятий

„ и колхозов Новгородского райопа.
Новгородский район имел развитое изб-читален, сельских библиотек и т. д.3

сельское

промышлемность. 3& время оккупации

хозяйство, лесную, торфяную   были также разрушены немцами все кир-

пичные  и лесопильные заводы и торфяные

гитлеровцы сожгаи и разрушили 96 сел   предприятия.

и деревень. Из 8849 жилых домов окку-

`Титлеровцы причинили колхозам, пред

панты уничтожили 5630 и частично раз-   приятиям, учреждениям и населению Нов-

рушили 1705; из 76 школ сожгли 75, в
том числе: 3 средних, 13 нопохиых сред»,
них и 59 начальных школ, в которых
обучалось свыше 15 тысяч человек; со-
жгли 8 больницы, 10 фельдшерско-аку-
шерских пунктов, 7 сельских зооветпунк-
тов, контрольно-семенную и ветеринар-

городского района огромный ущерб. Они
угнали из района свыше 2.000 лошадей,
10.000 коров, 18.000 толов мелкого ро*
татого скота; вывезли  сельскохозяйст-
венные продукты, имущество и весь сельз
скоховяйственный инвентарь, вплоть до
деревянных лопат и граблей; полностью

ную лаборатории, инкубаторную и метео-   уничтожили все жилые и хозяйственные
рологическую станции, 165 магазинов и  постройки в Шолоховском, Никольском,

ларьков; разрушили десятки культурно:   Хутынскох, Дубровеком, Любецком и Во-

просветительных учреждений — клубов,   товицком сельских советах,

жжх

На основании документальных матё- под руководством: командующего 13

риалов расследования, произведенного

Специальной Комиссией, свидетельских   Линдемана Георга,

показаний и заявлений потерпевших,
Чрезвычайная Государственная Комиссия
установила, что преднамеренное  разру-
шение древнего русского города Новгоро-
да, с его памятниками выдающегося ми-
рового искусства, массовое истребление
мирных советских людей и военнонаен-
ных, & также угон советеких граждан ка
каторгу в Германяю произведелы офице-
рами и солдатами немецкой армии. по

германской армией  генерал-полковника
командира 250 испан-
ской «голубой дивизии» генерал-майора
Муньос Гранде, командира 1 немецкой
авиаполевой — дивизии генерал-майора
Вильке, командира 1 немецкой авиаполе-
вой дивизии генерал-майора Петраушко,
занявшего этот пост в декабре  меелце
1943 года, коменданта города Новгоро-
да —= капитана: Руф:

Bee они должны понести суровую кару
за свои злодейские, кровавые просгунде-

приказам гитлеровского правительства и! ния,

ельцин

ск
ae