Wage?
i

<

и

al
a

of

fet? )
я

буая 1944 г, № 107 (1674)

—

КАВАЛЕРЫ ОРЛЕНОВ

УШАКОВА И

Четырнадцать моряков первыми ‘на
(уврном флоте удостоены высокой че-
ии — ваграждены орденами Ушакова
; Нахимова, Имена первых кавалеров
орденов морской славы широко извеет-
ны не только на Севере, на и на Балти-
xe, на Черном море и Тихом океане.

Среди первых кавалеров этих орде-
nop — известный подводник Герой Co-
serexoro Союза Волышкин, Командуя
подводной лодкой, подразделением, а за-
тем соединением, он всюду служил o6-
puso самоотверженного выполнения
дога. Капитан 1 ранга Колышкин раз-
работая и блестяще осуществил ряд опе-
мщий против вражеских кораблей, Под
ио руководством многие подводники-се-
зерохорцы выходили в атаку на транс-
порты и боевые корабли противника, то-
пили их в море, на подходах к базам и
в мых ноприятельских портах. Только
за небольшой промежуток времени *сое-
динение, которым командует тов, Ко-
лышкин, пустило ко дну 16 военных ко-
раблей и много транспортов противника
общим водоизмещением около 250.000
тонн, Герой Советского Союза Колыш-
кин, ео боевые друзья и помощники
(лелали Баренцово море такой зоной,
ле враг каждую минуту ждет стреми-
тельного удара советских подводников.

Североморцы, разрабатывая’ новые
тактические приёмы и методы подводной
войны, успешно преодолевают вражескую
противолодочную оборону, наносят нем-.
цам один удар за другим.

Капитан 2 ранга Котов занимается
зропотливым трудом: он планирует и
организует боевую учёбу и операции не-
Фольлих надводных кораблей. Им раз-
работаны смелые и дерзкие по замыслу
десантные и набеговые операции. Систе-
ма дозора, противоминная и противока<
лерная оборона, которую вместе © коман-
диром соединения
надежно прикрывают налии корабли и ба-
зы от попыток врага нанести неожидан-
ный удар. Капитан 2 ранга Котов учит
молодых офицеров внезапности и дерзо-
orm удара, умело проводит взаимодей-
ствие кораблей с сухопутными частями.

Ках и Кольшкин, тов. Котов награж-
ден орденом Ушакова второй степени,

Дерзость, беззаветная храбрость и му-
жество принесли заслуженный почет
одному из лучших лётчиков
авиации гвардии Kanurany Пирогову.
Звание Героя Советского Союза, два
ордена Красного Знамени, орден
(течественной войны и теперь орден
Ушакова второй степени говорят о его
высоком воинском мастерстве. Днём и в
полярную ночь гвардии капитан Пиро-
тов поднимает свой самолёт в воздух и
ведёт машину сквозь пургу, снежные за-
ряды, тяжелую облачность и огонь зе.
натных пушек противника к намеченной
цели, Фашистекие транспорты, танкеры
и хотоботы уходят на дно от точных
ударов морского лётчика Тирогова, в ре-
зультате которых немцы несут потери в
самое неожиданное для себя время и, ка-
валось бы, в наиболее благополучных
для них местах. Пирогов являет пример
блестящего использования свойств ново-
го оружия и безграничной храбрости.
Эти черты характера сближают ero ©
дих кавалером ордена Ушакова вто-
рой степени капитаном Петренко, ]

Капитан Петренко в дни войны совер-

шил сотни боевых вылетов на Черном.

хоре и на Севере, над горами Ерыма и con-
ками Заполярья, Он сопровождал бом-
бардировщики и торпедоноецы, штурмо-
вал вражеские корабли и фалшистокую
пехоту, вел воздушные бои, в которых
лично уничтожил 9 немецких самолётов
и два подбил, к

\Прекрасный боевой ечет потопленных
немецких кораблей имеют лётчики под-
а которым командует капитан
Heo, 8a короткий срок они потопили
три танкер» общим водоизмещением
23.000 тонн. 2 транопорта, самоходную
баржу, сторожевик, тральщик, повреди-
ли 5 транспортов, уничтожили в воздуш-

^ вых боях и на аэродромах 15 вражеских

самолбтов,

В боевой истории эскадрильи надолго
сохранится один ве боевой вылет. Hem-
цы прикрыли караван большой группой
истребителей и кораблей охранения. Но
емко во главе своей группы дерзко
прорвалея к центру каравана и, отбивая
атаки истребителей прикрытия, потопил

О

осуществяял  Котов,.

морской `

НАХИМОВА

танкер. Двадцать минут продолжался
напряженный бой советских штурмови-
НЫЙ Аи лётчиками,   этой
североморцы: cep-
ee роморцы сбили два «Мессер
В другой раз капитан Осыко применил
новый метод выхода на цель. Точный
расчёт принес блестящий успех. На дно
пошех транспорт в 6.000 тонн и боль-
шой тральщик, один транспорт был но-
дожжен. Самолёты без потерь вернулись
на аэродром. За успешные действия, по-
зволившие добиться ряда побед в боях
© более многочисленным протизником,
капитан _Осыко награжден орденом Уша-
кова второй степени. :
Несколько подводников Северного фло-
та награждено орденом Нахимова вто-

рой степени. Капитаны 2 ранга Ав-
густинович, Кучеренко и Menus —-
трамотные, волевые и настойчивые

офицеры смело разрабатывают и ши-
роко применяют новые приёмы по-
иска противника и выхода в атаку. На
счету кораблей, которыми  командуют
эти офицеры, свыше 30 потопленных и
поврежденных немецких кораблей.
оряки Северё провели под огнем
противника десятки караванов. Коман-
дуя кораблем, а затем группой их, ка-
питач 3 ранга Kpamennutos блестяще
отбил атаки целой стаи немецких под-
водных лодок, пытавшихся  торпедиро-
вать наши транспорты. He добивииеь
успеха, враг бросил против советских
кораблей самолёты, Но  североморцы
вотретили их таким огнем, что атаки с
воздуха были также успешно отбиты. 3a
умелые, отважные действия и руковод-
ство обороной наших коммуникаций ка-
питан 3 ранга Врашенников награжден
орденом Нахимова второй степени,
Далеко за пределами флота известны
боевые дела твардейцев Краснознамен-
вого дивизиона сторожевых кораблей.
Маленькие корабли‘ ходят в Дозоры и
разведку, высаживают десанты. Отличь
ную боевую школу прошли здесь многие
молодые офицеры. Из них орденами Ha-
химова второй степени награждены  ка-
питан-лейтенант Рощин, старшие лейте-
нанты Лях и Новоспасский. Не раз их
катера подвергались обстрелу вражеских
береговых батарей и концентрированным
атакам немецких самолетов. Но смелое
применение новых тактических приемов,
неожиданный‘ дерзкий манёвр позволяли
этим отважным офицерам неизменно
добиваться успеха.
Катера под командованием Рощина,
Ляха и Новоспасского высаживали так-

берегам противника, преследовали:
неприятельские подводные лодки, конвои-
ровали наши транспорты. И всегда эти
офицеры блестяще выполняли задания
командования.

Орденом Нахимова второй. степени на-
пражден капитан Тульский. Нет такой
работы в воздухе, которую не приходи-
лось ‘бы выполнять этому бесстрашному,
истребителю. В многочисленных в0з-
душных боях он лично обил.5 самолётов
протизника. Десятки раз он летал на
разведку военно-морских баз и кораблей
противника, бомбил и атаковал пехоту
и автоколонны врага. Волевой и смелый
воин, он является вместе с тем и опыт-
ным воспитателем. Тульский настойчиво
учит своих подчиненных, передавт им
свой богатый опыт, воспитывает в них
любовь к славным традициям флота.
Подразделение, которым командует  ка-
питан Тульский, славится своей высокой
выучкой, сплоченностью м ‘мастерством.

(выше двадцати лет служит на флоте
капитан 1 ранга Шмелев. Кавалер орде-
нов Красного Знамени и Кутузова треть-

Нахимова, второй стенени. Участник мно-
гих десантных операций, капитан 1 ран-
га Шмелев не раз показывал пример
‘мелой организации и настойчивого вы-
полнения самых сложных боевых задач.
Его корабли за один год, неся дозорную
службу и проводя наши караваны, про-
шли сотни тысяч миль,

Офицеры Северного флота, награжден-
ные орденами Ушакова и’Нахимова, свя-
то хранят боевые традиции русбких мо-
ряков; Своими подвигами они подняли
славу нашего морского оружия.

Капитан П. СТАРОСТИН.

Северный флот. 5 мая. (По телеграфу от
наш. корр.).

SKEET

ЗАМЕТКИ ОФИЦЕРА-ШТУРМАНА

Ea хомовом мостике

В рассказе «Мрачный штурман» Cra-
Нкович писал: 4..Служба штурмана
была весьма важная и требовала основа-
тельных внаний, Штурман прокладывал
на хбр путь, делал счисление, описи
берегов и фемки, производил  атро-
номичеокие наблюдения для. опреде-
дения места корабля, наблюдал Ba
морскими картами, з& верностью компа-
COB, ва хронометрами, — одним словом,
ведал, главным образом, кораблевожде-
Ниеи и вслед за калитаном первый под-
воргалея строгой ответственности по 6у-
д7, в случае постановки судна ва мель
ити другого какого-либо несластья, быв-
шего следствиём ошибки или незнания
щтурмана».

усская школа военно-морских штур-
ханов сделала большой вклад в науку
корабловождения и воспитала немало
прекрасных специалистов. В дни Отече-
ственной войны в сложных о условиях
плавания наши штурманы точно и у8е-

s

ренно водят корабли. 4
Pom и ответственность штурмана
значительно возросли. Корабельный

убтав 1943 года и другие документы, ка
‹ающиеся 1 боевой части,  по-ново-
МУ ставят вопрос © внании кораблевож-
дения и ответственности з& безопасноть
плавания в любых условиях. Умение ма-
неврировать при использовании оружия,

восстанавливать поврежденные  ШТУр-
манские приборы з бою вменяется в 09я`
и всем

Залность не только штурманам, #0
ифицерам корабля, за исключением офи-
Церов влектро-механической, медико-с&“
Витарной и интендантокой отецивлььо-
стей, Таким образом, корабельным opie

церам в нынешнем году предотопт боль-
пая, напряженная работа по изучению

и сдаче штурманских задач, в частноети-
навигационная прокладка,

таких, как Bu
плавание по очислению, астрономические

задачи, изучение театра,  маневрирова-
и т
Слова  ведикого русского адмирала

Макарова — «В море — дома» зовут 3
плавание, в боевые походы, в море. меж-
ду тем, далеко не каждый офицер, Hoa
щий флотокие погоны, может сказать
хотя бы приблизительно, сколько он на-
плавал ходовых МИЛЬ, Плавательный
ценз, имевший первостепенное значение
в русском флоте времен Ушахова, Лаза-
рева, Нахимова, акарова, должен и
сейчас лочь в оонову суждения 00 опыте
и знаниях морского офицера ‘любой сие-
циальности. Число миль, пройденных на
кораблях BCOX Klaccos, наобходимо OT-
ражать в каждой эттестации офицера.
‚Мы вправе гордиться такими штурма-
флота, как Дукальскии,

нами нашего
Максимов, и Зубцов, . Иванов,
Якубовский, Смирнов олько 8a время

оственной войны каждый из HEX
wait более 50.000 миль. В сложной
боевой обстановке OHM неизменно M Ha-
дежно обеспечивали кораблевозждение, ,
Война потребовала во многом изме-
нить воспитание молодых штурманов,
офицеров, выпускаемых военно-морожи-
ми учебными заведениями, Нужно уста-
HOBUTH, ЧТО КАЖДЫЙ моряк, OR OMB
военно-морокое ‘училище, должен уметь
свободно работать © картой, решать Ha
ней все задачи — навигационные И по
миневрирозанию. В решений любой зада-

тические ` десанты, скрытно подходили к

ударных групи летчики-истребители.
i воздушной.
‘разведкой, конвой атаковали ‘черномор-

гвардии майор Дуплий. . Бомбардировщи-

ей степени, он сейчас награжден орденом

И

К

Краснознаменный Балтийский флот.
баржа противника, подожженные группой

Фото летчика-штурмовика лейтенанта А.

Новая победа

Вчера черноморские летчики одержали
еще ‚одну блестящую победу. В резуль-

тале сосредоточенных  последовалель-
ных атак нашей авиацией за один
день ^` потоплено 4 немецких  транс-
порта общим водоизмещением до

10.000 тонн, 2 быстроходных десантных
баржи, 1 сухогрузная баржа и 1 cro-
рожевой катер. Наши торпедоносцы,
штурмовики и в особенности пикирую-

чцие бомбардировщики нанесли по вра-

жеским плаворедетвам несколько   мощ-
ных комбинированных ударов, продемон-
стрировав в этих вылетах беззаветную
отвагу и мужество.

Вновь отличились прославленные Ma-
стера  бомбометания летчики и штурма-
ны, кавалеры ‘орденов Александра Нев-
ского. Сергей Тарарин, капитан Александр
Борисов, капитан Алексей Егоров и капи-
тан Вазимир Казаковекий, гвардии майор
Ильин и гвардии капитан Лисин, штур-
мовики гвардии старший лейтенант Нико-
лай Пысин; гвардии маадший лейтенант
Мамикон Сергиян,

Сергей Тарарин трижды в этот день
водил в море крупные группы’ пикиров-
щиков и добился большого успеха, по-
топив два немецко-румынеких транепор-
та. Отлично обеспечивали действия наших

Первый,  _ обнаруженный

ские. торпедоносцы и твардейцы-бомбар-
дировщики. Торпедоносцев вели в цели
гвардии майор Буркин и флагитурман

ков возглавлял гвардии майор Ильин и
иитурман твардии капитан Лисин. Ha
подходе к конвою’ наши самолеты были
встречены чрезвычайно интенсивным 3е-
нитным огнем кораблей охранения. Be-
лущий самолет гвардии майора Ильина
получил на боевом курсе прямое’ попада-
ние снаряда; пламя охватило мотор. Не-
смотря на это, Ильин продолжал оитти
к цели. 0б’ектом атаки. он избрал тран-
спорт водоизмещением 2.000 тонн. , Бом-
бы, сброшенные штурманом  Лиеиным,
попали в самый центр транепорта, ко-

торый затонул на глазах наших летчи-.

ков. Кроме этого судна гвардейцы пото-
пили вражеский сторожевой катер. :

Второй немецко-румыневий конвой,
шедший в составе двух транспортов во-
доизмещением по 3.000 тонн` каждый,
кроме кораблей охранения прикрывалея
с воздуха четверкой поплавковых само-
летов «Гамбург-140». Когда две тру
пы наших пикировщиков, ведомых Та-
рариным и Егоровым, подошли к цели,
«Гамбурги» попытались атаковать их.
Но немецкие самолеты в свою очередь
были атакованы нашими истребителями
сопровождения. После короткого боя
один «Гамбург-140» был сбит, а осталь-

веет Сына ЕЕ ras

a
чи по кораблевождению должны обяза-
тельно применяться  логарифиическая
линейка и проклалочный инструмент.
Курсанту необходимо с первого курса
внушать, что оно должен знать после
окончания училища H ATO OH должен

уметь делать, вотупив на мостик боевого

корабля,
iy

0т трех лиц на мостике зависит 6e30-
пабноеть плавания, & вместе с тем и Ус-
пех операции. Это командир корабля,
штурман и вахтенный офицер. Они дол-
жны непрерывно контролировать пока-
зания приборов, работу рулевых, учи-
тывать изменение ветра, волны, течения,
ханевренные элементы корабля. Много
раз, ‘методом тройного контроля они про-

веряют свои расчеты, ищут ошибки, сло-

BOM, работают над своим курсом.

Вот что происходит в том случае, ко-
гда командир игнорирует эти непремен-
ные условия плавания.

Три корабля успешно провели опера:
цию и нанесли врагу большой ущерб. На
обратном переходе попали в туман, ко-
терый не рассеивалея двое суток. Олин
из кораблей потерпел аварию. `Пропзо:
Шла она потому, Что командир пренеб-
рег докладами своего штурмана © нави-
тационной обстановке, — извещенилми
штурманов других кораблей, докладами
вахтенного офицера о слишком большом
ходе, показаниями ‘эхолота и радиопе-
ленгатора, ‘

В данном случае вахтенного офицера
трудно в чем-либо упрекнуть. Но бывает
и так, что офицер, правя вахту, не удо-
суживартея сколько-нибудь внимательно
работать над вурсом, Хараклерна такая
сценка, которую мы наблюдали на одном
из кораблей,

На мостике стоит вахтенный офицер.

Sea nr

Тральшик
штурмовиков лейтенанта И. Иикитина.

летчиков _

(По телеграфу от корреспондента «Красного Флота»)

РАСНЫЙ ФЛОТ

i быстроходная десантная

Апевалова.

черноморских.

вые оттянуты в ’сторову, Тарарин `с0
своей группой атаковал с пикирования
один транспорт, а Егоров — второй. Не-
сколько Е бомб попали в оба тран-
спорта. Особенно точно: выполнили бом-
бометание летчики и штурманы звена
капитана -Казаковского: их бомбы на-
крыли и головной и ‘концевой транепор-
ты. Наши летчики успели сфотографи-
ровать погружающиеся в воду суда про-
тивника.

После полудня воздушная разведка
вновь донесла о движении очередного
вражеского конвоя. Конвой успел отой-
ти от Севастополя лишь на-80 километ-
ров и поэтому прикрывалея не только
«Гамбургами», но и истребителями
-«Мв-109». Три шестерки штурмовиков
<«Ильюшин-2», ведомые летчиками-гвар-
дейцами Пысиным. Покалюхиным и Сер-
THAHOM, последовательными волнами ата-
ковали вражеские корабли и потопили
две быстроходных десантных баржи. В
воздушном бою над конвоем гвардейцы-
истребители сбили «Ме-109>. Еще два
‘немецких самолета «Гамбург”140» были
сбиты в этом же районе летчиками
Трошиным, Голиковым, Ивановым и Бе-
лоусовым.

Перед . вечером гвардейцы-бомбарди-
ровщики нанесли четвертый по счету в
этот день эффективный удар по немец-
ко-румынскому конвою. Часть. опециаль-
но выделенных самолетов пушечно-пуле-
метным огнем подавляла зенитные точки
ва кораблях охранения, а остальные
атаковали суда В результате пря-
мых попаданий бомб были потопле-
ны транспорт водоизмещением до 2.000
тонн и сухогрузная баржа, а также по-
вреждена одна быстроходная десантная
баржа. 5

Успех этих операций был в значи-
тельной степени обеспечен воздушной
разведкой. Наши разведчики обнаружи-
вали и точно засекали направление дви-
ения вражеских караванов и своевре“
меннб передавали сведения на оператив-
ные аэродромы. Разведчики-истребители,
хроме того, зачастую вели воздушные
бои с немецкими самолетами. Так, лет-
чики Карпов и Крылов, разведывая рай-
он Севастополя, встретили вблизи‘ Херсо-
несского маяка транспортный «Юнкерс-
52», направлявшийся в Румынию, и
после двух ‘атак-сбили его. Разведчик
хапитан Марченко обнаружил над морем
  немецкий бомбардировщик  «Хейнкель-
111> и несколькими очередями зажег
ему 06а мотора. Горящий «Хейнкель»
произвел посадку на волу и затонул.

Так отвечают Ha первомайский приказ
вождя метчики черноморской авиации.

Лейтенант Б. ИЛЬИН.
Черноморский флот, 5 мая.

ae

*

Время от времени он запрашивает py-
левого: . )

— На румбе?

— На румбе 129 rpazycos, — cae-
дует ответ.

Хотя истинный куре задён 130 гра-
дусов, захтенный офицер отдает прика“
зание:

— Так держать!.

Проходит полчаса, опять запрос фу-
левому: ИН

— Ha румбе? 1

Рулевой отвечает:

— На румбе 132 традуса.

И снова слышится стереотипная фра-
‘за вахтенного офицера:

— Tax держать! —= хотя истинный
курс — 130 градусов — остается неиз-
менным.

Два ©1088 — «так держать!» — за

четыре часа вахты повторяются pas
двадцать. В результате корабль идет по
произвольной ломаной линий. 8 с©чи-

сление пути по приборам ведется по кур-
су 130 градусов. Штурман бъетея потом
над вопросом, почему произошла ошиб-
ка на 3,5 мили.

Или еще один пример.

Корабли  возвращалиеь из операции.
Ветер зюйд-ост 7 баллов. В течение
большей части похода штурман считал
снос под ветер, в то время как корабль
шел на ветер, Из-за неправильного уче-
та сноса получилась двойная оптибка в
определении своего места, Командир,
зная, чт0 корабль идет на ветер, неё по-
трудился исправить прокладку штурма-
на. Вахтенный офицер также не зада-
зался вопросом, как идет корабль, каков
его куре, хотя по «Правилам службы хо-
ребельных нарядов» он нобет , ответ
ственность в» безонасность кораблевож-
дения, я

Вот что происходит в итоге излишней

и = ——- фто очень рр Penman родить з А

ры

-  1065, что из глаз старика катились &руп-

‘  HOBUINCS,

Е ОВЕН

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 мая.
(Спец. корр. ТАСС). Над Одессой голу-
б0ё южное ‘небо. ‘У HOT её неугомонно
плещет море. На Приморском бульваре,
за которым ‘открывается. ‘прошатанная
солью и ветром синяя морокая даль,
пышным цветом распуетились калитаны.
Теплый соленый ветер © моря и терлкие
запахи полынной степи,

В Одессе — весна. Весенние ‘дожди
мыли пепел и кирпичную пыль © тротуа-
ров, следы снятых румынских вывесок ©
домов, м город, будто обросив © себя
грязную шелуху, снова Засвервал в веш-
них лучах солнца. Город вновь полон
жизни, кипучей, деятельной

Тыеячи, десятки тысяч людей приня-
лись за работу. В порту, на станции, на
предприятиях, в инетитутах и театрах
трудятся одесситы. Порт сейчас похож
на развороченный муравейник. Люди
расчищают руины, вытаскивают уцелев-
шеё оборудование, фастравляют  скрю-
ченные взрывами рельсы,

Возле одной групны работающих при-
ветливо заулыбалея, как старым энако-
У широкоплечий старик с седой боро-
ой.
-— Узнаете? Корнеев, Степан Гри-
горьевич. =

Вспомнилаеь первая встреча с ним.
Это было в день освобождения Одессы.
В сумерки мы © группой офицеров под-
нимались по знаменитой портовой лест-
нице ина верхней ступеньке ее увидели
олинокую фигуру старика. Пламя пожа-
ра, бушевавиего в порту, освещало его
заросшее волосами лицо, и нам  показа-

ные мужевие слезы. Мы невольно оста-

— Горит, — глухо промолвил незна-
комец, — горит порт? Вы, может, впер-
вые в Одессе; я прожил здесь пятьдесят
лет. На эту лестницу мы еще мальчиш-
хами бегали смотреть «Потемкиза», ког-
да он выбросил красный революционный
флаг; Вон там. за холодильником, у края
мыса лежал. убитый моряк с броненосца.
Оттуда по Набережной, потом no Воен-
ному спуску и дальше, по Преображен-
ской. несли ето хоронить на русевое
кладбище. и весь экипаж «Потемкина»
провожал своего боевого товарища. Жм-
ли мы тогда на Пересыци, отец был мо-
ряком, ходил Ha кораблях дальнего пла-
вания, Потом я сам стал работать в пор-
ту. На моих глазах рос порт, coopyma-
лись новые постройки, устанавливались
новые механизмы. Крупнейшие океанокие
пароходы из, стран всего мира тотпились
у причалов, а теперь вот все это разру-
шено немцами, горит...

Голое старика дрогнул, и он умолк.
Мы долго еще стояли на лестнице под
впечатлением его рассказа. Теперь Вот-
неев снова стоял перед нами, но был он
какой-то ‘преобразивииийся, полный  не-
укротимой энергии. Глаза Стенана Гри-
‘горьевича весело шурились на солнце, а
крепкие мускулистые руки с засученны-
ми по локоть рукавами, казалось, нетер-
пеливо тянулись к прерванной работе.

— Небось, думали тогда —— раские
старик, — как бы угадывая мыети. ска-
зал Корнеев, — Нет, горевать нам неког-
да. нужно работать, порт нужно строить,
тород восстанавливать. © и

Ерасивое старинное здание, где поме-

0 НЕКОТОРЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ ФЛОТОКИХ ИНТЕНДАНТОВ

В программах Военно-морского ин-
тендантекого училища весна и лето OT-
водятся для практики курсантов. Эта
практика уже началась. т

Курсанты других военно-морских учи-

лищ учатся управлять ‚боевой техникой

в кабинетах, лабораториях и на полиго-
нах.

Иначе ‘обстоит дело с курсантами-
интендантали. В училище во время про-
хождения теоретического курса они
лишь очень приближённо осваивают ме-
ханику управления хозяйством корабля,
базы.. Воепринять же во всей полноте
сложную сибтему управления флотским
хозяйством курсант может лишь на
практике. Эту особенность нужно понять
интендантам на флотах, где будут прак-
тиковаться курсанты. Показ и руковод-
ство — вот что требуется от тех офице-
ров, под руководством которых будут
практиковаться курсанты.

Начальник службы снабжения кораб-

ИСЗ 555 ce

as

доверчивости командира корабля и вах-

тенного офицера к действиям штур-
wana! ]
ke
Очень важно навигационное инфор-

мирование штурузна командиром кораб-
ля и вахтенным офицером. Если коман-
дир действительно хочет создать усло-
BUA для работы штурмана на мостике,
он всегда доверяет ему на сложном ма-
неврировании, перед поворотами кратко
сообщает © замысле своего маневра. Та-
хим образом, штурман получает возмож-
ность сделать расчеты перед маневром,
записать показания приборов, заполнить
навигационный журнал,  маневренную
карточку. Непредуемотренная никакими
наставлениями “и правилами навигацион-
ная информация Часто предотвращает
аварии кораблей не только навигацион-
ного характера,

’ Некоторые командиры, выходя из ба-
зы, начинают маневрировать, нисколько
не заботясь о том, аа ли 06
этом штурман. В результате, когдь ко-
мандир задает вопрос: «Штурман, ме-
610?» — ответ он часто получает не сра-
зу. Даже опытный м быстро работающий
офицер в таких случаях не может сразу
дать точное место.

Слаженная работа вахтенного офице-
ра и штурмана особению ценна в конвой-
ной службе. Плавание противолодочными
зигзагами,  осложнлет  путесчиеление,
Резкое маневрирование на переходе с0-
здает большие баллистические девиации
у гирокомпасов, и некоторые типы гиро-
компаюов дают большие ошибки в
показаниях. Даже на сравнительно не-
больших мт курс приходится ме-
вять до 150—160epa3, Вот почему в
этих условиях необходим постоянный
контакт между штурманом и вахтенным
офицером.

ergometer Te
ть нм:

ОДЕССЕ

щается городовой юовет. Великолетнал
мозаика из цветных камней на фасаде и
peg В кабинете председателя — bo-
рие Павлович Давиденко, только недавно
сменивший защитную гимнастерку ©
офидерскими погонами на штатекий чер-
ный. костюм. Сюда то и дело заходят лю-
ди, одни — с докладами, другие — ©
предложением своих услуг. Подполков-
ник Ветров из штаба по разминированию
сообщает 06 очищения от мин еще одно-
гс. квартала, Инженер из электросети до-
клалывает 0 подготовке к пуеку новой
подстанция. Первые три запущены были
еще 14 апреля, на четвертый день после
освобождения города от оккупантов.

— Румыны перед ототуплением, —

зссказывает тов. Давиденко, — вывезли
15 трамвайных вагонов, 25. километров
рельсов, весь троллейбусный. парк вмес-
те в воздушной сетью я столбами, обору-
дование трамвайных мастероких, разру-
шили центральную и херсонскую  под-
станции. Трамвайщики с первого же дня
горячо принялись за дело. Уже нодготов-
лены к пускуЗтря маршрута, Первый, по
которому будет ходить. десять поезлов,
проходит от парка культуры им. Шев-
ченко через весь город к Хереовекому
спуску м соединяет Пересыпь © центром
города и портом, второй маршрут свяжет
вокзал и Ильичевекий район, третий —
Ильичевский “и Ленинский  промышаен-
вые районы.

Энергично подготавливается в пуску
велопровод, которому немецко-румынские
захватчики нанесли особенно большой
ущерб. В Румынию‘ вывезена целиком,
вплоть до парового котла, новая электро-
насосная станция, выведены из строя
некоторые фильтры. Благодаря героизму
советеких патриотов спасена водопро-
водная станция «Днестр», подготовлен-
ная овкупантами & взрыву. Огромный”
ущерб нанесли немцы и румыны и дру-
гим отраслям коммунального хозяйства.
Они ограбили и частично разрушили
больницы. школы, курорты. театры.

Председатель горсовета открыл ящив
стола и достал оттудь толотую  пазку
фотоснимков.

— Вот наш счет оккупантам!

На многочисленных фото запечатле-

ны руины некогда прекрасных зданий,
разрушенные или сожженные заводы,
портовые и станционные строения. До-
рого заплатит враг за все свой злодея-
nus!
(Сейчас в городе уже опробована сеть
водопровода, начались занятия в 13
школах, возобновили работу 5 больниц, 14
поликлиник. два родильных дома, дом
трудкого ребенка, 13 аптек. Полным хо-
дом идут работы по восстановлению
крупнейшего хлебозавода, консервного
завода; завода  сельскохозяйственного
хашиностроения им. Октябрьской poBo-
люции, порта... , :

Илем по многолюдным улицам города,
стройным. красивым, утопающих в 3е-
лени распустившихея деревьев, празд-
нично принарядивигимея. Афиши на ог-
ромных щитах извещают © новых по-
становках в театре. оперетты, драматиче-
ском, в цирне. Уже состоялся первый
футбольный матч. Везде м во всем чув-
ствуется бурный пульс жизни освобож-

енного города. :
f me И. ЛАПОНОГОВ.

*

ля, Части, базы в течение. всего времени,
пока курсанты проходят практику, дел-
уиен составлять детальный план своей дея-
тельности. Составлять такой план нужно в
присутствии курсантов. Пчан должен быть
предельно детваизирован  (исполйатели,
время, место). Ежедневно в конце дия
курсанты должны присутствовать при
том, как начальник службы заслушивает _
доклады исполнителей и дает указания о^
работах на следующий день. Они должны
видеть, как начальник службы проверяет
состояние складов, имущества, мастер-
ские, камбузы, столовые ит. д.

Как воспиталели кадров будущих офи-
церёв интендантской службы интендан-
ты на флотах должны  прививаль у
курсантов вкус к интендантевому делу,
показать важность и широту этой отрас-
ли в Военно-Морском Флоте, показать на
практике, ках всякая боевая операция
предварительно ° обеспечивается  мате-

риально,
‚ ГУСЕВ.

аа

‚ Подполковник А

ВЕСЕ oa non

`Такой контакт достигается  привлече-
нием внимания офицеров в вопросам
штурманского дела, регулярных феше-
нием астрономических ‘задач и задач
прямолинейного маневрирования Ha
планшете Вильсона,‘ изучением тезтра и
тд:

В частности Ha нашем соединении
офицеры много занимаются по навига-
ции, астрономии; маневрированию. Уче-
6a и проверка знаний проводятся по ка
тегориям: отдельно командиры кораблей,
старшие помощники и помощники
командиров; отдельно — штурманы п
офицерский состав других специально-
отей. 5
Помимо этого некоторые штурманы
соединения ведут научно-исследователь-
скую работу. Среди новинок, применяе-
мых ими на практике, можно отметить
решение ‘ряда астрономических задач
(нахождение высоты и азимута светил)
по авиационным таблицам, На это ухо-
дит значительно меныше времени, чем по
способу Сомнера. Точноеть решения в то
же время заметно повышается, так хаб
 ввиационные таблицы рассчитаны по
шестизначным логарифмам,

Нам удалось сравнить решения одной
и той же астрономической задачи по
классическому ‘способу Сомнера, табли-
цам Фуса, Мартелли, по формуле синус
квадрат и по авиационным таблицам. Во
всех случаях решения разности высот
не превышали 0,3’, & время для различ-
ных вариантов решения (нахождение
высоты и spies по авиационных таб-
лицам занимало не более 5 минут.

Именно такого творческого подхода и
требует от штурманов быстро развиваю-
щаяся наука кораблевождения,

Гвардии капитан-лейтенант
К, КАЛИТЕЕВСКИЙ.

Действующий флот,

sa pinion aroma nae

>. че

и риа SPIT a еек