ГОЛОС СВОБО

Борьба народов оккупированной Европы
с гитлеровскими захватчиками нашла яркое
стражение в подпольной‘ антифашистской
печати. Во всех странах порабощенной, но
не покоренной Европы эта печать получила
широкое распространение. Нелегальная га»
зета. листовка, брошюра играют все боль-
шую роль в национально-освободительной,
борьбе. Возрастающее значение подпольной
прессы об’ясвяется тем, что она не только
дает правдивую информацию © действи-
тельном положении, а призывает и органи-
зует население на борьбу с  оккупан-
т2ми, об’единяет патриотов, вселяет в. них
мужество, разоблачает предателей. $

Тысячи неизвестных патриотов работают
над созданием газеты в опаснейших
условиях. С риском для жизни они слуша-
ют передачи союзных радиостанций для то-
го, чтобы потом распространять их содер-
жание. Глухой ночью, в темных подвалах
с наглухо закрытыми дверями и занавешен-
иыми окнами самоотверженные борцы  тай-
но переписывают на пишущих машинках,
размножают Ha примитивных аппаратах
правливое слово. Другие берут на - себя
опасную задачу распространения нелегаль-
ных изданий. а: любовь К родине и
ненависть к гитлеровским оккупантам —
вот что Характерно для подпольной газеты
любой оккупированной страйы. Острая са-
тира, юмор — меткое оружие в арсенале
подпольной газеты.

Во Франции подпольная печать достигла
внушительных размеров. Тираж  неле-
тальной печати определяется в 2 миллиона
экземпляров. Эта цифра была названа во
время дебатов во Французской Ковсульта-
тивной Ассамблее в связи с предложения-
ми о создании свободной печати После ©с-
вобождения Франции. Отмечая большую
роль подпольной печати в борьбе француз-
<когог народа, делегаты требовали, чтобы
этой печати предоставили все возможности
стать национальной прессой Франции пос-
ле освобожления страны.

Крупнейшие французские подпольные га-
зеты`=— «Комба», «Либерасьон», «Юмани-
те», «Франтирер», «Попюлер», «Вальми»,
„«Ви увриер», «Пантагрюэль» и многие другие
получили широкую популярность среди на-
рода, Газеты ведут неустанную борьбу
против продажных фашистских газет, про-
тив Леа, Лаваля, Дорио, против париж-
ского и вишийского радио, пытающихся от-
равить французов своей лживой пропаган-
лой. В частности, «Юманите», один из пер-
вых французских велегальных органов,
проводила больную работу по разоблаче-
нию предателей из Виши. Газета разобла-
чала махинации оккупационных властей,
призывала к единому национальному фрон-
ту борьбы за независимость Франции.

Подпольные издания во Франции носят
самый фазнообразный характер. Там выхо-
дят не только политические издания, Но и
специальные газеты для артистов, худож-
ников, ученых и Т. д. ine

Самые названия подпольных фран-
пузских газет воспринимаются как боевой
лозунг и пробуждают в читателях волю к
борьбе. Такие названия, как «Вальми», «За
всеобщее восстание», «1918», «Сталинград»,
напоминают французам о великих традиии-
ях народов, побеждающих в борьбе.

Нелегальный орган французских проф-
союзов «Ви увриер» питет: «Мы выражаем
глубокую признательность Советскому Со-
юзу. Каждый французский рабочий дол-
жен помнить о жертвах, которые привосят
мужчины и женщины Советского Союза,
должен стремиться быть дДостонным ге-
роического советского народа»,

Полпольная газета «Комба» выпустила в
тысячах экземпляфов листовки, призыва-
ющие французов сопротивляться высылке
в Германию. Вот текст одной из таких ли-
стовок: «..Рабочие Франции! На карту по-
ставлена ваша свобола. Организуйте сопро-
тивление увозу в Гермавию. Отказывай-

ЛЫ В ЕВРОПЕ.

тесь ковать оружие, которое служит уве-
ковечением вашего рабства, Организуйте
забастовку солидарности на всех промыш-
ленных и общественных ‹ предприятиях.
Отказывайтесь отправляться в германский
ад. Долг каждого француза — помочь вам
скрыться и уйти в подполье. Рабочие Фоан-
ции, не забывайте: ваша сила в вашем един-
стве».

Духом непримиримой борьбы пропитаны
все призывы нелегальной французской пе-
чати. Успех, который имеет нелегальвая пе-
чать во Франции, большой тираж изданий
и огромное количество читателей (обычно
газета тиражом в 50.000 экземпляров име-
ет почти полмиллиона читателей, так как
Oba передается из рук в руки) вынудили
немцев’ <оздать специальный отдел для
борьбы < подпольной печатью во’ Фравции,

Очень распространены подпольная пе-
чать и литература в Бельгии. Показателев
рост нелегальных газет в стране. Если в
1941 г, в Бельгии было 78 подпольных га-
зет, тов 1942 г. их было уже 138 с общим
тиражом 500.000 экземпляров, а по послед-
ним данным — уже 200 газет.

Патриотинеские газеты информируют
население о ходе борьбы против оккупан-
тов, разоблачают предателей. «Ни один из
них не должен ускользнуть, — писала
«Бельжик нувель». — Этим господам не ла-
дут возможности переменить °фасал, чтобы
ускользнуть от возмездия». «Сопротивляй-
тесь всюду! Не давайте передышки вра-
гу». — призывает газета. «Ла либр Бель-
ЖиК».

Швелская газета «Гетеборге Хандель-
стиднинг» следующим образом описывает
работу подпольных ворвежских газет: «В
Норвегии процветает подпольная печать.
Некоторые тазеты выходят без «названия.
Другие называются: «Все для Норвегии»,
«Зашита Ролины» и т. д. Гёзеты эти рож-
даются стихийно, их создает сам народ. В

ивы на простом, часто наивном, народном
языке выражают <вои мысли, свой протест
против угнетателей и предателей. Они чи-
таются с огромным интересом. Газета пере-
дается из рук в руки, и никто, ни немпы. ни
квислинговцы, не в состояний обнаружить
источник распространения этих Листков,
выражающих непоколебимое сопротивление
норвежского народа и его веру в конечную
победу».` 4 1

Фактическое число подпольных газет в
Норвегии трудно определить; по некото-
рым данным, 20—30 газет выходят фегу-
лярно. Названия их: «Авангард», «Свобо-
да», «Новости из Лондона», «Новости из
Москвы» и т. д. Несмотря на разнообразие
содержания, их роднит общая цель —
борьба, против немецких захватчиков и
квислинговских предателей. `

В Польше, ‘Чехословакии,  Голлан-
дии, Югославии, Дании — повсюду под-
польная печать имеет огромное число чи-
тателей. Несмотря на жесточайший террор,
Гитлер не смог убить дух свободной печа-
ти. В Чехословакии немцы убили редактора
подпольной газеты. «В бой», но газета про-
должает выходить и после его смерти. В
Варшаве гитлеровцы напали на типографию
подпольной газеты, но сотрулвики”ее суме-
ли своевременно вывезти отпечатанные но-
мера и все имущество. Они забаррикадиро-
вались в помещении типографии и в тече-
ние 20 часов вели неравный бой с гитлеров-
цами. Многие из польских патфиотов были
убиты, но газета уже читалась варшавя-
нами.

Так патриоты оккупированной Европы
пользуются острым оружием печати для
усиления борьбы против немецких порабо-
тителей. К голосу подпольной печати при-’
слушиваются. миллионы людей оккупирован-
ной Евфопы. Подпольная печать зовет к ак-
тивным действиям для ускорения разгрома
фашистской Германии и освобождения ок-
купированных стран. -

A М. МИХАЙЛОВ.

зы

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАНАДСКОГО КОМИТЕТА ПОМОЩИ”СССР

ОТТАВА, 5 мая. (ТАСС). Газета «Стар»
(выходит в Торонто) опубликовала под-
робный отчет о деятельности Канадского
комитета помощи России. В отчете указы-
вается, что в период с ноября 1942 г. до
марта /1944 г. комитет собрал 5.673.884 дол-

лара, в том числе наличными 3.378.133 дол-
лара, а остальные средства в виде различ.
ных товаров, поступивших в комитет. Ко-
митет уже отправил в Советский Союз. то-
варов на общую сумму в 4.462.248 долла-
ров.

СОЗДАНИЕ В. ЕГИПТЕ КОМИТЕТА ПОМОЩИ ` ГРАЖДАНСКОМУ

НАСЕЛЕНИ

КАИР. Б мая. (ТАСС). В Египте создан
под покровительством короля Фарука ко-
митет помощи гражданскому населенню
России. Почетным президентом комитета

8. *

a RE RS SE ee

Всенародная забота © семьях.

Ю РОССИИ

назначен шериф Сабри-паша. В состав ко-
митета вошли министр финансов Осман-па-
Wa, ряд других египетских деятелей и но-
сланник СССР в Египте т. Новиков.

COBCTCKHX BOMHOB

Красная Армия и. Военно-Морской
Флот пользуются беззаветной  поддерж-
вой всего советского народа. В своем
первомайском приказе товарищ Сталин,
давая высокую оценку работе советского

< тыла, указывал: <..успехи Краеной Ар-
мии могли бы, оказаться непрочными и
они были бы сведены на нет после пер-
вого же серьезного контрудара со’ сторо-
ны противника, если бы Врасную Армию
не подпирали с тылу Bech наш совет-
ский народ, вся наша страна».

Самоотверженным трудом на заводах
й в колхозах советские люди обеспечи-
вают Красную Армию и Военно-Морской
Флот всем необходимым для войны: во-
оружением и боеприпасами, снаряжени-
ем и продовольствием. Но не только в

‚ этом заключается всенародная забота о
Красной Армии. Она выражается в ог-

ромном внимании, которым окружены.
семьи защитников Родины.
«Партия и Правительство  пролвляют

особую заботу 0 семьях наших фронто-
виков, — говорил tos. А. С, Щербаков,
в своем докладе 21 января 1944 года.

В прошлых войнах семьи солдат бро-
Фались на произвол судьбы, разорялись
и впадали в нищету.

Воины Красной Армии видят, что Со-
ветеное государство не оставляет их се-
мьи в беде, Они знают, что советская
власть — это их, свод, родная. власть,
что она поможет их женам и детям, от-
цам и матерям восстановить хозяйстве,
разрушенное немецкими извергами. В
этом один из источников высокого  мо-
рально-боевого духа наших войск».

Советские законы устанавливают еже-
месячную выплату пособий и пенсий для
семей рядового и млалшего начальствую-
mero состава Красной Армии, Военно-

Излател: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.

TM100807

Морского Флота, пограничных и внут-
ренних войск НЕВД. Семьи офицерекого
состава получают денежное содержание
по аттестатам. Членам семей военно-
служащих предоставляются широкие
льготы по валогам, сборам, пошлинам,
поставкам  сельскохозяйственных  про-
дуктов, квартирной плате, почтовые и
железнодорожные льготы, преимущества
в жилищно-бытовом устройстве, в снаб-
жении продуктами и промышленными
товарами, в предоставлении работы и
Te ft:

Особую заботу проявляет наше госу-
дарство о детях советских воинов. Они
не только освобождаются от платы 3a
обучение в средних и-выеших учебных
завелениях, но и получают стипендии,
бесплатно снабжаются учебными посо-
биями. Нуждающимея школьникам пре-
доставляются горячие завтраки, одежда,
обувь. Сотни тысяч детей фронтовиков
бесплатно питаются в специальных дет-
ских столовых, Государство содержит
многие тысячи детеких домов, площадок,
домов младенца, кухонь для грудных де-
тей, пионерских лагерей, детских сана-
ториев, лесных школ, ремесленных учи-
лиш, й

На государственные мероприятия по
оказанию помощи семьям  военнослу-
жащих отпускаются огромные средотва.
Как а в своем докладе на,Х сес-
сии Верховного Совета СССР народный
комиссар финансов Союза ССР тов.
Зверев, бюлжетные зесигнования на со-
циальное обеспечение увеличиваются
12,4 миллиарда рублей в 1943 году до
15.4 миллиарда рублей в 1944 году,
т. е на 3 миллиарда рублей, или на 24 2
процента. главным образом в связи с ро-
стом общей суммы пенсий и пособий,

редакции—Д 1-08-03; вам. отв.

вих простые норвежские мужчины и жен-  .

é

АПРЕС РЕЛАКЦИИ И ИЗДАТКАЬОТВА: Моеква, Сущевская ул.. 21,
секретаря—Д 1-12-62

Действия авиации

союзников

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Как передает
английское министерство информации, 6
бомбардировщиков ‘\ «Москито» провели
весьма точную бомбардировку с малой вы-
соты одного из домов в Гааге, в котором.
находились тысячи документов, имевших
сгромное значение для германских властей,
В результате бомбардировки здание пре-
вращено в развалины, а документы унн-
чтожены пожаром. Соседние дома не были
затронуты. Единственная - бомба, сброшен-
ная вне района об’екта, попала в герман-
ские казармы,

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). В Лондоне
об явлено, что небольшое соединение са-
молетов «Либерейтор» в сопровождении

истребителей совершило 5 мая. налет на
германские военные сооружения в районе
Па-де-Кале. Ze

Английское министерство авнации сооб-
щило, что самолеты «Москито» соверши-.
ли в ночь на 5 мая налет на об’екты-в За-
падной Термании. Английская авиация
производила также минирование › герман-
ских вод.

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Как передает ?

агентство Рейтер, во время налета авиаций
союзников на Бухарест в ночь на 4 мая
бомбардировке была подвергнута сортиро-
вочная станция. Возникли пожары среди
подвижного состава и в ремонтных мастер-
ских. `

НА КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕМЬЕР-
° МИНИСТРОВ БРИТАНСКИХ
доминионов

ЛОНДОН, 5 мая (ТАСС). Как передает
агентство. Рейтер, конференция  премьер-
министров доминионов пристунила вчера к
изучению международной — обстановки.
Иден сделал на конференции доклад э
политике Англии. :

——— a

АГЕНТСТВО РЕЙТЕР 0 ПРОВЕДЕНИИ.
ЧИСТКИ В ИТАЛИИ

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Агентство
Рейтер ‚передает сообщение своего специ-
ального корреспондента из Неаполя о том,
что в силу решения, вынесенного На сегол
цяшнем заседании кабинета министров,
немедленно будет приступлено к чистке
итальянской администрации. На этом 3a-
седании обсуждался вопрос об устранении
фашистских элементов из всех обществен-
ных организаций.

Новый министр просвещения д-р Адольфо
Омодео назначен председателем. комиссии,
которой поручено немедленное провеление
в жизнь декрета относительно лиц, кото-
рые занимали ответственное положение.
при фашистеком режиме; по этому декре-
ту они должны быть отстранены от служ-.
бы в государственных и общественных Уч-
реждениях. Комиссия немедленно присту-
пит к действиям,

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ИТАЛИИ

ЛОНДОН. 5 мая. (ТАСС). . Главный
штаб войск союзников в Италии сообщает,
что на ряде участков фронта дейстровала
артиллерия и патрули; имели Méc#O OT-
дельные стычки.

Плохая видимость. ограничивала’ дей:
ствия авиации; Однако ‘самолеты. союзни-

ков совершили налеты, на железнодорож-

вые мосты у Гроссето, Альбиниа, Торре (и
Фабриано (Центральная Италия). Истре-
бители-бомбарлировшики сбросили бомбы
на железнодорожные сооружения в. райо-
нах Терни и Сульмона (Центральная, Ита;
лия), а также северо-восточнее „ и южнее
Рима. Истребители патрулировали над 30-
ной боевых действий. Прошлой ночью ‘тя-
желые и средние бомбардировщики совер-
шили налет на Будапешт, Из всех этих
операций не вернулись на базы 4. самолета
союзников. Уничтожен один самолет проз
тивника. Вражеская авиация вчера над _30-
ной боевых действий не появлялась. Сре-
диземноморская авиация союзвиков совер-
шила примерно 1.100 самолетовылетов.

ГИБЕЛЬ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО
японским ФЛОТОМ

ТОКИО, 5 мая. (ТАСС). Как * передает
агентство Домей Цусин, в марте погиб
главнокомандующий  об’единенным  япон-
ским флотом адмирал Кога. .` и

На пост. главнокомандующего об’еди-
ненным флотом назначен адмирал Тойода.
`Вместо Тойода на пост командующего
военно-морской базой в Иокосука назназеч
адмирал Иосида. ‘

выплачиваемых  военпоелужащим и их
семьям. Наряду с выплатой пенсий и по-
собий семьям военнослужащих  предо-
ставлены большие льготы по налогам,
квартирной плате, плате за обучение де-
тей в школах, техникумах и вузах.

Повседневная забота © семьях защит-
ников Родины не ограничивается назна-
чением государственных пенсий  10со-
бий и предоставлением льгот. В широ-
кой помощи народа Красной Армии 069-
бое место занимают материальное обес-
печение и бытовое устройство семей во-
еннослужащих. Правительством созданы
специальные республиканские и местные
органы по государетвенному  обеспече-
нию и быговому устройству семей воен-
нослужащих. Тем самым emé pas под-
чёркивается первостепенное . государ-
ственное значение ‘этого дела.

Никогда и ни в одной стране так не
заботились о семьях воинов, как 3860-
титея советское правительство о семьях
‘бойцов и офицеров Красной Армии.

Для трудового, хозяйственного и ма-
териально-бытового устройства семей
военнослужащих при исполкомах  меет-
ных советов и при совнаркомах союзных
и автономных республик созданы специ-
альные управления и отделы. 9a год
своего существования они проделали ог-
ромную работу. Так например, отдел го-
сударственного обеспечения и Фытового
устройства Московского городского Сэве-
та депутатов трудящихся наделил
122.000 семей военнослужащих земель-
ными участками под коллективные и
индивидуальные огороды, обеспечил их Ce-
менами для посева и инвентарем. Откры-
то 639 детских яслей и садов, в которых
ъ‘заходится 61.000 детей фронтовиков,
57.000 детей военнослужащих прикреп-
лены в детским столовым; на их бесплат-
ные завтраки в школах и питание в MO-
лочных кухнях государетво ‘израсходе-
вало 2 миллиона рублей. За протлое ле-
‘TO через детекие оздоровительные 1п10-
щадки и пионерлагери прошло более

Типография «Красное

псить некоторые

ВЕ ЛЕНИ

} у
Английский обозреватель о победах
Красной Армии

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Военный обо-
зреватель газеты «Ньюс кроникл» майор
риббл, касаясь успехов Красной Армии с
июля прошлого года, пишет:

«Мы имеем дело с великолепным ре-
кордом. Это. — история продвижения на

расстояние в некоторых местах до 1.200

миль. Это — история решающих. действий,
являющихся прелюдией ко второму фрон-
ту. Если одна держава в течение 9. меся-
цев.на континенте могла достигнуть столь
многого, то чего мы вправе ожидать от
дополняющих друг друга насгуплений
трех великих держав на том же конти-
ненте!»,

Обращение Бэркли по

Лидер

ВАШИНГТОН, 5. мая. (ТАСС).
пемократов в сенате США “Бэркли, высту-
ая в радиопередаче,
военной информации
призывал финнов «дать своему правитель-
слву ясно понять, что для Финляндии на-
ступает решающий час», когда она должна
выйти из войны. Бэркли заявил, что откло-
нение советских условий перемирия проти-
воречит коренным интересам фияского на*
ода. Е
‘ Наступил момент, — сказал Бэркли, —
когда финский народ должен дать ясно по-
нять своему правительству, ‘TO прибли-
жаегся час, когда Финляндия должна вне
сти свой вклад в дело освобождения Евро-
пы ‘и защитить свое ‘будущее, как. страны.
Три месяца назад государственный секре-
тарь Хэлл обратился с призывом к фин-
скому правительству порвать с нацистской
Германией и заключить мир с нашим <0-
юзником -— Советским Союзом. Финско-
русские переговоры, продолжавшиеся в
течение двух месяцев, не привели ни К ка-
ким позитивным результатам. Затем три

] недели назад финское правительство OT-

вергло предложенные ему советским - пра-
вительством условия перемирия. Финский
нгрод, поддерживая или одобряя это ре-
шение, действовал вопреки своим высшим
интересам. Я считаю, что народу Финлян-
дии не была дана полная возможность взве-
последствия. курса, из-

организованной бюро
США для Финляндии,

радио к Финлявдии

бранного их правительством, В настоящее
время есть все основания полагать, что
финский народ не понимает, какие выгоды
может принести. ему освобождение Европы,
которые последуют за победой наших во’
оруженных сил.

Мы в Соединенных Штатах понимаем,
что предстоящие военные события в Евро-
пе производят определенное впечатление
на общественное мнение Финляндии TAK
же. как и на общественное мнение осталь-
ного мира. Мы в Соединенных Штатах по-
римаем также, что все народы мира, в том
числе народ Финляндии, будут считать эти
события весьма хорошими известиями.

Ввиду этих предстоящих событий я хочу
обратиться с серьезным предупреждением
к народу Финляндии, Сохранение связи с
нацистской Германией, равносильно оказа-
нию помощи германской военной’ машине.
Леятельность этой-военной машины стоит
американцам так же, как и англичанам и
русским, потерь жизней. Она приносит
несказанные ‘страдания нашим союзникам
и народам оккупированных стран; Добро-
вольные помощники германской военной
машины не могут рассчитывать на то, что
с ними будут обращаться, как. © друзьями
в завтрашнем. мире, где будет господет-
вовать порядок, который станет возмож-
ным благодаря победе союзников и будет
оплачен кровью наших бойцов»;

„Ню даг“ о положении в Финляндии

СТОКГОЛЬМ, 4 мая. (ТАСС). Хельсинк-
ский корреспондент газеты «Ню даг» пи-
‘шест: «Некоторые высокопоставленные лЛИ-
ца нажились за счет TEX грандиозных
средств, которые были посланы в 1940 г.

‘скандинавами и американцами народу Фин-
`‹ляндиий. Но рабочие и их жены
‘лохмотьях. В сегодняшней Финляндии ни-

ходят в
кому ‹из работающих в министерстве снаб-
жения, таможне или в полиции не прихо-
дится голодать. Взятки, сделки и подкупы
настолько распространены, что считаются
принадлежностью нормальной жизни.
Плохо в Финляндии только рабочим  и
мелким крестьянам. Финские женшины вы-
нуждены выполнять суровую и тяжелую
работу на фабриках и в сельском хозяйст-
ве. Работы в лесу выполнялись большей
частью женщинами. Весной и ссенью жен-
щины городов были мобилизованы на при
нудительные работы на полях и лугах.
Плохое питание и тяжелая работа отрази-

‚ лись на женщинах финского рабочего клас-

са. Многие женщины выглядят больными.
Получить врачебную помошь трудно даже
в городах. Получить место в больнице
невозможно. Плохое питание и антисани-
тарные условия способствовали росту за-
болеваний туберкулезом. Получили боль-

корреспондент агентства Рейтер Альфред
Грант, в беседе сним член военной миссии
маршала Тито, находящейся сейчас в Лон-
доне словёнский профессор Вогельник за-
явил, ‘что многие области Словении уже
освобождены и там восстановлена адми-
нистрация. Словенские партизаны   перенес-
ли войну на территорию Австрии. Бои до-
катились до городов Каринтии Клаген-

oe

Рейтер’ передает сообщение радиостанции
Свободной Югославии о том, что верхов-
ный — главнокоманлующий ‘вооруженными
силами союзников на средиземноморском
театре военных действий генерал Вильсон
послал маршалу Тито телеграмму, в кото-

ВАШИНГТОН, 5 мая. (ТАСС). Военное
министерство США наградило  генерал-
майора Фоллета Брэдли медалью «За от-

100.000 ребят военнослужащих. Помимо
118 миллионов рублей государетвенных
пособий и пенсий, 30.000 семей военно-
служащих выданы дополнительные ели-
новременные пособия на сумму свыше
4.150 тысяч рублей, Сверх установлен-
ной нормы им завезено на зиму 36.774
тысячи кубометров дров. 29.000 семей
предоставлены новые жилища или отре-
монтированы старые, 71.000 жен, доче-
рей, матерей и сестер фронтовиков по-
дыскана работа в учреждениях,  пред-
приятиях° и кооперативных — артелях
Москвы. Свыше 11.000 жен и матерей
военнослужащих обучаютея новым про-
изводственным специальностям.

Большая ‘помощь оказывается семьям
военнослужащих в Татарской  автоном-
ной республике. В. 1943 году государ-
отвенных пособий и пенсий ими получе-
но на сумму 265.378 тысяч рублей.
Помимо этого, дополнительно выдано
единовременных пособий около 2 мил-
лионов рублей, свыше 23.574 центнеров
мя продуктов, 755 голов, скотз,
105.000 центнеров кормов, 260.000 ку-
бометров ° дров, 105.138 комплектов
одежды и обуви, предоставлено около
10.000 квартир.

Особую государственную помощь по-
лучают семьи военнослужащих, 06во-
божденные от немецкого ига, В районах,
очищенных от немецких оккупантов,
для устройства, обучения и воспитания
летей воинов Красной Армии. Военно-
Морского Флота и партизан Отлтоствен-
ной войны в период с августа 1942 года
по январь 1944 г. организовано: 9 cy-
воровских военных училищ, 23 ремес-
ленных училища, 118 детеких домов,
26 домов ребенка и 36 детских приёмни-
ков-распределителей. В этих учреждени-
ях ‘находится 36.750 детей. Семьям во-
еннослужащих выдаются ссуды на в0с-
становление и капитальный ремонт жи-
mm, 326.461 восстановленных и от-
строенных ломов и квартир заселены в
первую ‘очередь семьями воинов Красной
Армии.

Коммутатор редакции Д 3-20-90. no Д 8-20-06 Телефовы: для справок — доб. 1-18; зам. редактора — .
комму татор, доб, 20; отдел боевых действий флота—лоб. 20, 36; отдел сропаганлы-—Д 1-11-45; at у т taste Mtg
до5. 8; иностранный отдел-доб. 1-15, 1-35; сектор писем-—доб. 23; отдел оформления—доб, 1-18; библиотека-—доб; 13; излательство-—вачальник Д 1-12-60;

Знамя», Сущевская, 21.

ПРЕБЫВАНИЕ В ЛОНДОНЕ ВОЕННОЙ МИССИИ МАРШАЛА ТИТО

НАГРАЖДЕНИЕ ГЕНЕРАЛА БРЭДЛИ

шое распространение венерические болез-
ни. Постоянно увеличивается число нерв-
‘ных заболеваний. ’Самоубийства о довольно
обычны В Финляндии покончило самоубий-
ством много известных музыкантов. 7

Высокопоставленные чиновники  стали\
богаты так же; как и нацистские верхи в
Германии Писатели, припимающие участие
в военной пропаганде, разбогатели. Многие
из них во время войны купили виллы вбли-
зи Хельсинки. Нацистский писатель Олави
Пааволайнен в свой 40-летний юбилей
устроил обед, стоивший 40 тысяч марок.

Теперь стало известно, что редактор «Ли-
тературбладет» писатель Ярно Пеннанен
приговорен к 3 годам каторжных работ за
какие-то неизвестные. политические  про-
ступки. Губернская тюрьма в Хельсинки
(Ленсфенгельсет) переполнена. В одиноч-
ных камерах сидят по 5 человек. Редактор
социал-демократической газеты ‘«Кансан
лехти» (в Таммерфорсе) Аира Ниеми, изве-
стная как одаренная поэтесса, -обвиняется
в «страшном проступке» — она проявила
милосердие к одному коммунисту, бежав-
шему из концентрационного лагеря. Про-
курор требовал для нее ваказания в 7 лет
каторжных работ. Приговор еще не выне.
сен».

фурт и Филлах. На границе с Италией
многие ° партизанские части, созданные
итальянским населением Истрии, Горицы и
других пограничных районов, ‹ пользуются
поддержкой армии Тито.

Миссия Тито в Лондоне, по словам Гран--
та, ведет с английскими военными вла-
стями переговоры о снабжении Югославии
продовольствием и оружием и об эвакуа-
ции тяжело раненых и беженцев,

ТЕЛЕГРАММА ГЕНЕРАЛА ВИЛЬСОНА МАРШАЛУ ТИТО

рой говорится; «Я высоко ценю блестящие
операцни,  которые провела ваша армия во
время наступления на острова Млет и Кор-
чула. Я вам буду очень признателен, если
вы пПередадите мое поздравление вашим
офицерам и солдатам, которые провели
эти успешные операции».

Я

личную службу». Брэдли
организацию

награжлен
транспортировки

за
американ-

ских самолетов в СССР.

Наряду с огромной государственной
помощью советские патриоты, местные
советы, профеоюзные и комсомольские
организации, предприятия и колхозы
изыскивают внутренние ресурсы для
оказания поддержки семьям защитников
Родины.

Одной из форм такой помоши являет-
ся проведение специальных месячников,
декадников и недель. .

В Яроелавекой области за декаду по-
мощи семьям фронтовиков было откры-
то 44 столовых на 10.780 человек, 38
детских яслей, садов и площадок. 2.936
семей получили новое жилье. 1.660 се-
мьям отремонтированы квартиры; ‘в кол-.
хозах построено 107 домов. В области
открыто 15 магазинов, для обслуживания
семей фронтовиков, организовано 94
мастерских по ремойту одежды и обуви.

В Узбекской республике хозяйствам
семей военнослужащих розданы тысячи
коров, телят, коз и бафанов. В Янги-
Юльском районе Ташкентской области
силами колхозников и советского актива

отремонтировано 1.300 квартир семей
военнослужащих,

Колхозы Загорского, Конетантиновско-

го, Краснополянского районов Москов-
ской области засеяли сотни гектаров
в фонд помощи семьям фронтови-

ков. Большую помощь оказывают семьям
военнослужащих колхозные кассы взаи-
мепомощи. В Малинском районе Москов-
ской области 57 колхозов провели двух-
процентное отчисление в фонд помощи
семьям фронтовиков, ‘

В период подготовки к 26-Й годовщи-
не Красной Армии в стране широко раз-
вернулся сбор средетв в помощь детям
фронтовиков. Инициатором этого пат-
риотического движения выступил комсо-
мол. Всего во Всесоюзный комсомольско-
молодежный фонд помощи детям фрон-
товиков поступил свыше 50 миллионов
рублей. Открыто 10 комсомольских
здравниц для больных и физически 0с-

секретарь 1
отдзл партийно-комеомольской pated od

бухгалтерия и отдел подписки—доб. 25 и Д 1.62.21. 1

6 мая 1944 г, № 107

Бои
в Югославии

ЖЕНЕВА, 5 мая, (ТАСС), Как с00б,
шают из Югославии, оперирующие в Санд,
жаке и Черногории части’ народно-освобо,
дительной армии продолжают очищать от
войск противника территорию’ Ka участке
Плевле-- Бродарево и в районе Берана,

В Лике противник пытается пробиться
на. освобожденную территорию,

Во время последних боев в Сербии части
народно-освободительной армни ‘разруши-
ли железнодорожную станцию Вруци, уни.
чтожив при этом вражеские бронемашины
и 3 грузовика И истребив 150 солдат и офи:
церов „болгарских оккупационных частей,

Одна саперная часть народно-освоболи.
тельной армии совершила нападение на
железную дорогу Любляна-—-Триест и уни.
чтожила 2 немецких товарных поезда, гру-
женных 160 тысячами литров горючего и
большим количеством смазочного масла.

За последние три дня воеводинские ча.
сти Народно-освободительной армии уни:
чтожили 3 немецких эшелона с войсками
и военным имуществом, Противник “лоте.
рял много соллат и офицеров убитыми к
ранеными, а также значительное  количе-
ство военного имушества.

К ЗАКРЫТИЮ ГЕРМАНСКОГО
КОНСУЛЬСТВА В TAHIKEPE

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). : Агентство
APH ‘передает ‘из Алжира, что испанская
цензура запрещает публикацию пуякта ан.
гло-американского соглашения с Испачией
о закрытии германского консульства в Тан-
жере. Несмотря на это, население Танже-
ра узнало об этом по радио. До сих пор,
однако, нет никаких признаков того, что
немцы намерены уехать из Танжера. Кон-
сульство продолжает функционировать.

——

Аба)

АНТИГЕРМАНСКАЯ = ДЕМОНСТРАЦИЯ
ФРАНЦУЗСКИХ ЖЕНЩИН

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС) Как передает
агентство, АФИ с французской границы,
недавно гитлеровцы. отправили в Германию
1.200. фраяцузских женщин, пробывших в
течевие многих. месяцев в заключении в

концентрационном лагере около Кум-
пьена. Когда гитлеровцы гнали изну-
ренных и измученных голодом и пыт-

ками женщин по улицам города, последние
кричали: «Да здравствует Франция!», Гит-
леровцы безуспешно пытались прекратить
эти возгласы, избивая женщин ружейными
прикладами и кулаками. На вокзале немцы
силой втолкнули высылаемых женщин в
вагоны. Когда поезд тронулся, из вагонов
послышалось пение французского  нацио-
нального гимна «Марсельеза».

ПРОЦЕСС ФАШИСТОВ
В США

ВАШИНГТОН, 2 мая. (ТАСС). Суд над
30 американскими фашистами затягивает:
ся в результате’ различных уловок защит-
виков подсудимых.

Пб предложению прокурора, судья Э&
кер возбудил 2 мая судебное дело против
защитника обвиняемого  Смайда-Лафаина,
оскорбившего суд. Лафлин умышленно за:
гружал суд ‘запросами и показаниями, He
относящимися к: делу, и пытался через га-
зеты распространить обвинения, компроме-
тирующие кандидатов в присяжные. 3a
щитник одного изо подсудимых руково-

дителя фашистской организации «Кригчен

мобилайзерс» Маквильямса — протестовзл
против привлечения Лафлина к ответствен.
HOCTH 3a оскорбление суда. Судья Эйкер
наложил на этого защитника титраф,

ВАШИНГТОН, 3 мая. (ТАСС). Процесс
фашистов отложен до окончания разбора
дела. Лафлина,‚ обвиняющегося в 0скорб-
лении суда Дело ,Лафлина должно на:
чаться слушанием 4 мая.  Председатель-
ствующий на суде над 30 фашистами
судья Эйкер заявил, что он не будет про-
должать суд, пока не будет рассмотрено
дело Лафлина.

жен

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС) Штаб-об’еди-
ченного командования вооруженными си
лами: союзников в юго-западной части TH
хого океана сообщает, что в северном сек
торе Голланд ой Новой Гвинеи, в районе
острова Вакде авиация союзников. под»
вергла бомбардировке и обстрелу япон»
ские аэродромы. Уничтожены склады C TO
рючим. Войска союзников предприняли н0-
вые десантные операции в районе пункта
Голландля.

лабленных детей фронтовиков и детей
эвакуированных из ак область
ные комитеты комсомола содержат ком
сомольские детские дома, в’ которых в00-
питываются дети погибших бойцов и
офицеров. Красной Армии и Военно-
Морского Флота,

Советский народ окружает заботой де-
тей, жен и родителей фронтовиков, г0бу-
дарство строго ‘охраняет их интересы,
Но в семье не без урода — raacit Be
родная поговорка. Ещё не. дереве
кое-где бюрократы и бездельники, 18[у-
шаютие советекие законы. ‘Таких аи
органы прокуратуры привлекают х Cy
ровой ответственности.

Старший краснофлотец Сидоров с0б-
щил, чго председатель колхоза «bosb
шевик» (Саракташинский район ‘Int
ловекой области) Углов, несмотря н& 10,
что жена моряка наравне со’ вбеми }а“
ботала в колхозе, лишил её ‹ хлебното
паика. — Произведенным прокуратурой
расследованием эти факты  подтвердие
лись.‘ Углов осужден на два года лише
вия свободы,

Также за бездушно-бюрократические
отношение к бытовым нуждам сей
фронтовиков осужден на 2 года лишения
свободы завхоз Сучанского горздравь
Приморского, края Долганин.

Незыблемость советских законов, 0х
раняющих интересы семей: военнослуха*
TAX, obecneynBaeres Tem. что прокурор
ский надзор сочетается с постоянных
я всей советской общественно“

Враснофлотцы, старшины и офицеры
знают и чувствуют, что забота 06 mm
семьях является священным долго
всех советских патриотов. Это ещё 00168
поднимает их дух, укрепляет волю х
победе над врагом, Всенародная помощь
семьям ‹ фронтовиков — это забота 0
Красной Армии и Военно-Морском Флоте,

А. СПЕКТОРОВ,
Л. БОЯРИНЦЕВ,

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.

a
eh
(pot
ied

joa
ipo
<

joa
a
yar
  al
{08
cha
‘Be

I