/ Газета Военно-воздушных сил Красной Армии (Орган Народного Комиссариата Обороны С60Р)

Смерть немецким оккупантам!
НЫ

ji

Ne 3 (131)

15 января 1943 г., пятница

ВЫХОДИТ ОДИН
РАЗ В НЕДЕЛЮ

_Ширится моцчая всенародная помощь фронту.
Изо дня в день увеличивается приток средств на
строительство боевых машин. Передовые пред-

приятия з1лотовятся встретить

25-10 зодовщину

Красной Армии новыми производственными

успехами.

__ На заботу родины ответим сокрушительнымц
ударами по немецко-фашистским мерзавцам!

‚ Достойно встретим

г

.

великую. годовщину

Приближается великая дата в истории
(СОР — двадцатипятилетие Кразмой Ар-
ини. Четверть века существуют советские
вооружённые силы. 9тэ — целая эпоха
доблестной героической борьбы за свобо-
ду и честь народа, за независимость на-
его отечества. За эм время слава Крас-

ление советских людей отстоять родину,
добиться победы Hal гитлеровекой бан-
дой. И эм стремление находит яркое
проявление во всесоюзном социалистиче-
ском соревновании в честь 25-летия
Красной Армии, которое развертывается
сейчас в стране. Его инициатором являет-

ной Армии прогремела на весь мир. На   ся славный коллектив одного из самых
бесчисленных примерах отваги и самопо-  передовых предприятий страны — завода
хертвования советские воины доказали,   № 172 имени Молотова. В честь 25-ле-

WM являются достойными носителями бес-
смертных боевых трахищий победоносного
русском оружия.

Армия советского марода родилась в
гв дни, ковда на молодую республику Со-
ветов вероломно папали  грабительские
полчища кайзера. Шамятные — победные
удары Красной Армии по немецким за-
хратчикам в феврале 1918 года у Нарвы
\ Пскова были повторены нашими  вой-
ками через четверть века под Москвой,
Тулой, Сталинградом  В гигантских раз-
мерах и с сокрушительной силой.

В суровые дни отмечают Красная Ар-
мия и весь советский народ историческую
юловщину. Вооруженным силам машего
юеударства вновь приходится вести смер-
тельный бой с поллыми немецкими окку-
пантами,  посягнувшими на свободу и
хизнь мародов Советского Союза.

тия Врасной Армии боевой коллектив 38-
вода дал обязательство вооружить своими
орудиями сверх плана десять (полков.
Потин завода № 172 подхвачен yore cor-
нями наших предприятий,  обязавтихся
дать Красной Армии сверх ‘установленного
плана десятки и сотни самолётов, танков,
орудий.

Советский народ и вся Красная Армия
встречают великую годовщину мощным
патриотическим движением, которое нача-
Лось по почину тамбовских колхозников.

Любовь марода к своей армии, предан-
ность родине, партии Ленина — Сталина
Ярко выражена в тысячах писем на имя
товарища Сталина 00 отчислении средств
на боевую технику для Красной Армии.

икал забота народа наполняет  серд-
ца наших бойцов и командиров чувством
огромной признательности и вызывает

Полтора года тяжёлой борьбы с немец-
ко-фашистскими разбойниками ещё более
укрепили и закалили напву армию, 0б9-
гатили её опыт. подняли искусство её
бйцов и командиров. — Знаменательное
цвадцатипятилетие Коасмая Армия встре-
чает в наступательных боях. Инипиатива
перешла в наши руки. На ряде участков
фронта Красная Армия успешно продви-
таетея впербд, уничтожая и изгоняя 3a-
тватчиков с нашей земли. Красная Армия
ох руководством своего гениального пол-
ководца товарища Сталина уверенно куёт
основу окончательного разгрома врага.

Приближающаяся славная годовщина
видушевляет всех бойцов, командиров и
тлитработников. весь советскли народ,
наполияет наши сердца бодростьые и нве-
рушимой волей к победе, зовёт на даль-
нейшую борьбу за полное очищевие co-
веткой земли от гитлеровской нечисти.

Миллионы патриотов в тыму своим ге-
роическим трудом у станков, на транс-
порте, на полях умножают силу Красной
Арии. Патриотизм в тылу творит чуде-
ca лля фронта. Именно благоларя этому
Прасная Армия не испытывает нужды
пи в чбм. Несмотря на огромные трудно=
CTH, созданные войной и временной поте-
рей ряда территорий, промышленность на-
шей страны даёт сейчас фронту во много
pas больше вооружения и боеприпасов,
нежели давала в тот же период прошлого
года.

№ и это не предел. Недавно
уральцы в своём новогоднем
товарищу Сталину писали:

«По сравнению с первым полугодием,
в втором полугодии 1942 гола сделано

славные
отчёте

в нашей области и передано Красной Ар-

MEH: танков, авиационной продукции, ‚ пу-
шек и миномётов больше в два—в два с
половиной раза. Боеприпасов выпущено в
Два раза больше, 2 на Фронт отгружено
в четыре раза больше». 7

Урал— становой хребет оборонной про-
мъииленности. Уральцы знают, какая от-
ветственность перед Врасной Армией па-
дает на работников тыла, и они заявили
В 6в06м письме к вождю: «Перед лицом
всей страны, перед лицом наступающей
Красной Армии мы обязуемся в 1943 го-
ду увеличить производство вооружения и
боеприпасов в два раза по сравнению ¢
1942 годом». И можно быть уверенными,
Wr) уральцы сдержат слово, как делали
9M не раз на протяжении войны.

Такова забота napoja 0 своей любимой
Врасной Армии, таково неудержимое стрем-

reme более

ответное стремление оправлать надежду
народа, который  дабт своей армии всё,
что нужно для победы над врагом.

вниманием и горячей любовью трудящих-
ся, особенно хорошю знают, что такое
народная забота. Советская  промышлен-
ность продолжает давать” нашим лётчи-
кам всё больше и больше первоклассных
скоростных машил. Авиация Получает для
борьбы © врагом всё самое лучшее, до-
бротное. У наших соколов за полтора го-
да войны каконилея богатый опыт унич-
тожения противника в возкухе и на зем-
ле. Возросло мастерство летчиков, шагну-
ло вперёд искусство наших авиационных
командиров, которые, изучив тактику
врага, выработали свои методы борьбы,
лучше освоили умение бить врага навер-
няка, в нужном месте и в нужный мо-
мент всей силой своих бюевых средств.

Стало быть, наша авиащия имеет все
возможности и должна наносить ` врагу
Крепкие, успешные удары ©
воздуха.

В нынешнем славном наступлении
Красной Армии большая роль  принадле-
жит советской авиации. Задача состэит в
том, чтобы в тесном и чётком взаимодей-
ствии с наземными войсками неотступно
преслеловать врага, ломать его оборону,
уничтожать его технику и живую силу,
нанося немцам максимальный урон. А для
этого необходима ещё более самоотвержен-
ная геройская работа лётчиков, техников,
‘инженеров, для этого требуется ещё 60-
лее высокий уровень организационного и
тактического руководства со стороны на-
ших авиационных. командиров.

Соколы родины! Красная Армия уже
освободила многие города и села от фа-
mmuctckoro ura. Ham народ никогда не за-
будет этого полвига своих воинов. Но в
руках врага остабтея ещё большая терри-
тория, под гитлеровским ярмом мучаются
и гибнут наи братья. Вызволить их,
истребить немецких поработителей, чтобы
ни одного из них не осталось на совет-
ской земле, — такова священная 9св0бо-
дительная миссия Красной Армии. :

Годовщина Красной Армии зовёт всех
наших бойцов и командиров, всех во03-
душных воинов отметить исторический
день новыми выдающимися победами над
врагом, новыми мощными ударами, уско-
ряющими и приближающими часе оконча-
тельного разгрома гитлеровских  захват-
чиков!

ложению шестиствольных
Сталинские соколы, всегда окружённые!

Председателю Государственного Комитета Обороны
товарищу Иосифу Виссарионовичу
СТАЛИНУ

Докладываем Вам, что коллектив рабочих и инженерно-техничесвих работников
Особой строительно-монтажной части Наркомстроя и Чусовского металлургического
завода своей самоотверженной работой выполнил задание Государственного Комитета
Обороны.

Закончена строительством, задута и сдана в эксплоатацию 13 января 1943 Г.
новая доменная печь на Чусовском металлургическом заводе. Все агрегаты и Me-
ханизиы работают хорошо. С пуском доменной печи мощность завода’в выплавке
чугуна увеличится в 3 раза.

Широким применением методов скоростного строительства доменная
построена в небывало короткий срок — за 7 месяцев.

Коллектив рабочих строительства и завода © чувством горячего изтриотизма
и любви к своей Родине, лютой ненависти к подлым немецким захватчикам еще
раз продемонстрировал перед всем миром силу и мощь советской страны и нерутши-
мое единство фронта и тыла. 3

Наносимые под Валгим руководством героической Красной Армией согрупгитель-
ные удары по фашистским полчищам на фронтах великой отечественной войны
воодушевляют нас Ha новые трудовые подвиги во имя нашей любимой Родины,
во имя быстрейшего разгрома заклятого врага.

Заверяем Вас, Иосиф Виссарионович, о готовности коллектива выполнить любое
залание Государственного Комитета Обороны.

Sanus Особой строительно-монтажной части Наркомстроя ТИЩЕННО.
Директор Чусовского завода НРОТОВ.

Главный инженер Главчерметстроя Нарномстроя ЛУКАШКИН.

Главный инженер строительства ФОМИНЦЕВ.

Сенретарь Чусовского горкома ВКП(б) ЧЕРНЫШОВ.

Парторг ЦК ВКП(б) на строительстве ТОЛКАЧЕВ.

! Парторг ЦК ВКП(б) на заводе ПОДГОРОДОВ.
Горновой ГРИГОРЬЕВ.

строители: МАМОНТОВ, ЗОЛОТУХИН, КОМАР, УМАНСКИЙ.
Мастера строители: НУРОЧНИН, БУБЫРЬ.

`Стахановцы строители: ЛАДИК, Г РИШИН.

печь была

Инженеры

ШТУРМОВИКИ В ИСТРЕБЛЕНИИ
БЛОКИРОВАННОГО
ГАРНИЗОНА

Бак свидетельство недавних боев, на
улицах населённого пункта валяются 0-
герелые, подбитые танки, исковерканные
орудия, скрюченные трупы немецких сол-
дат и офицеров. Немалую роль в уничто-
жении гарнизона, блокированного в этом
пункте, сыграла наша авиация. Перед ре-
шающим штурмом позиции немцев подвер-
глись воздействию наших штурмовиков и
бомбардировщиков. Многочисленные дзоты
и артиллерийские точки были большей ча-
стью подавлены огнем «ИЛ’ов», меткими
бомбовыми ударами пикировциков.

Штурмовики Н-ской части только за два
дня сделали свыше 50 самолёто-вылетов,
подвергнув бомбардировке и обстрелу пу-
шечно-пулемётным огнём укрепления нем-
цев в северо-восточной части пункта. Уме-
лым командиром, бесстрашных вбином по-
казал себя старший лейтенант тов. Нови-
ков. Его эскадрилья сделала наибольшее
количество вылетов в район укреплённого
узла. немцев.

Иногда действиям паших” штурмовиков
пытались помешать вражеские истребите-
ли. Организуя самооборону, штурмовики
защищали друг друга огнём, в то же вре-
мя продолжая поражать наземные цели.

Группа самолётов, ведомая командиром
Захарченко, появилась над целью на BBI-
соте 1.000 метров. Одновременно перейдя
в пике, самолёты обрушили свой груз на
немецкие миномёты и артиллерийские ба-
тареи. Удар пришёлся как раз по распо-
миномётов. Их
позиции прикрывали с воздуха «Мессер-
шмитты». Старший ‹ лейтенант Новиков
контратаковал одного «Ме-109$» и сбил
его меткой очередью, заставив других дер-
жаться на почтительном расстоянии. 3a-
тем, сделав второй заход, Новиков ударил
по миномётам. Вражеская батарея шести-
ствольных минометов была уничтожена,

0б отличной работе штурмовиков гово-
рят фотоснимки, доставленные с поля ‘боя
лётчиками Штин и Палагиным. Бомбовые
воронки видны в окопах и траншеях.

Следует отметить хоропю организован-
ную связь между штурмовой и истреби-
тельной авиацией. «ЯВ’и» падежюно при-
крывали «ИЛ-2», облегчая им меткое по-
ражение цели. Если над пунктом появля-
лись «Мессершмитты», в атаку на HEX
шла часть наших истребителей, а осталь-
ные продолжали охранять штуржовиков в
районе цели и на обратном маршруте.

Капитан В. ШАШКИН.
Действующая армия.

А
По свидетельству
очевидцев

Встречаясь с жителями‘ освобождённых
Красной Армией населённых пунктов, лёт-
чики имеют возможность ‘убедиться B
эффективности своих ударов не только по
фотоснимкам и наблюдениям с высоты по-
лёта но и по рассказам очевилцев.

Несколько дней назад пара штурмови-
ков-«охотников» — ведущий капитан Ло-
банов и ведомый старший сержант Луки-
чев, — используя низкую’ облачность, бом-
била отходящие немецкие эшелоны и мо-
токолонны. Лётчики сделали один заход,
затем другой. При выходе из атаки на вы-
соте 400 м., старший сержант Лукичев
заметил самолёт противника «10-52», шед-
ий на посадку. Лукичев зашёл «Юнкер-
су» в хвост и сбил его.

Вскоре после этого часть перебазирова-
лась на аэродром, расположенный близ
того пункта, где действов@та пара «охот-
ников». Штабные командиры решили оп-
росить местных жителей о результате
питурмовки. Советские люди с восторгом
рассказали, что бомбы попали в эшелоны
с боеприпасами, которые немцы, отету-
пая, угоняли на запад. Два дия подряд
воздух сотрясалея от взрывов снарядов в
немецком эшелоне. Летчики подожгли так-
же большое количество бочек с торючим.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (По телеграфу
от наш. спец. корр.).

^Могучим потоком разлилось по
движение, начавшееся по почину тамбовских. колхозников. Коллективы заводов,
фабрик, колхозов, учреждений, военных частей, тысячи и
граждан отдают свои личные сбережения на строительство боевой техники для

советской стране славное * патриотическое

тысячи советских

любимой Красной Армии. Со всех концов страны на имя товарища Сталина
непрерывно поступают пламенные обращения, в которых отдельные советские
люди, целые коллективы преднриятий, целые районы и области с радостью
сообщают вождю, что они внесли свой вклад в дело разгрома врага.
Почин тамбовских колхозников нашёл горячий отклик и в частях

нашей

работники Н-ской части. Общая сумма
уже двухсот тысяч рублей.
Пример Н-скбй части нашёл
авиачастях. Бойцы и командиры
обороны собрали

на нашей земле.
она, Московской области, провожают в

средства колхозников этой артели.

ae 35

ДЕЙСТВУЮШАЯ АРМИЯ, 14 января.
(От‚.наш. спец. корр.). Несмотря на весьма
неблагоприятную погоду, авиация активно
содействует частям Красной Армии в их
наступательных операциях ‚ на Северном
Кавказе. Лётчики непрерывно ведут воз-
душную разведку, снабжая командование
ценными сведениями 0 положении немеп-
ких группировок. Ударами с воздуха со-
ветские лётчики громят скопления против-
ника, уничтожая танки, автомобили и жи-
вую силу врага. ‚

На-днях лётчики Северного Кавказа на-
несли сокрупгительный удар по краснодар-
скому аэродрому, где противник базировал
крупные части своей транспортной и бом-
бардировочной авиации. Значение этой опе-
рации легко понять, если учесть, что кра-
снадарокий аородром  приск ен для
взлёта и посадки тяжёлых кораблей в лю-
бую погоду. :

Группа налтих истребителей, ведя раз
ведку в районе Краснодара, обнаружила на
этом аэродроме ло 60 двухмоторных само-
лётов. Уже через несколько часов группа
из восьми штурмовиков под командовани-
ем старшего лейтенанта Киселева в сопро-
вождении истребителей была над аэролро-
мом. Штурмовики заппли с запала на высо-
те 2.000 метров. Благодаря умелой маски-
ровке была достигнута полная внезалтность.
Наши лётчики *увидели, что немецкие ca-
молёты стоят перед капонирами под зап-
равкой. Сами капониры там залиты водой.
Старитий лейтенант Киселев повёл свою
труппу в атаку. Только после второго за-
хода штурмовиков вражеская зенитная ар-
тиллерия открыла огонь. Летчики с высо-

авиации. «Сталинский пилот» — так будет называться авиаэскадрилья,
‚ строительство которой собирают средства

многочисленных
ленинградской
1.280.000 рублей на укрепление противовоздушной обороны
СССР. Личный состав 16-й воздушной армии внес 2.200.000 рублей на строи-
тельство эскадрильи самолётов имени защитников Сталинграда.
Растет патриотический под’6м в стране, выражающий любовь народа к своей
армии, твёрдое желание и решимость бить врага до полного его истребления

Налеты на краснодарский

на
лётчики и инженерно-технические
внесенных средств достигает в части

последователей в других
армии противовоздушной

На свимке: колхозники сельхозартели «Огородный гигант» Ленинского рай-

боевой полёт капитана Долбня. Капи-

тан ‘летит на самолёте, который входит в авиаэскадрилью, построенную на

Фото Л. ПЕТРОВА.

ты 800 метров сбросили на фалнистоюие
самолёты бомбы, а залем, снизившись до
пятисот метров, открыли огонь из пулемё-
тов и пушек. Всего было сделано 4 захо-
да, в результате которых уничтожено и
повреждено 16 немецких самолётов. Наши
штурмовики потерь не имели.

Но это был только первый удар по аэ-
родрому. Ночью по маршруту штурмовиков
вышли бомбардировщики. Они прилетали
по одному, появляясь над аэродромом че-
pes краткие промежутки времени, и бом-
били с высоты 2.000 метров с подевечива-
нием. В результате удачном попадания 9л-
ной из первых бомб взорвался на аородро-
ме склад с горючим. Пламя пожара осве-
щало аэродром и авиагородок больше часа,
что помогало последующим самолётам вы-
бирать цели.

аступило утро. На смену ночным бом-
бархировщикам снова пришли штурмовики.
На этот раз ими командовал капитан Руб-
цов. Немцы попытались было отразить ата-
EY штурмовиков, но это ни к чему не
привело. В воздушном бою были сбиты два
немецких истребителя. Утренняя пггурмов-
Ka дала хорошие результаты: четыре не-
мецких самолёта были сожжены и не-
сколько машин повреждено.

Так несколькими  последовательными
ударами по хорошо разведанной цели лёт-
чики Северного Кавказа нанесли пораже-
ние врагу на его аэролреме. В итоге этой
операции немцы потеряли на земле в те-
чение суток около 40 самолётов, из кото-

рых не менее 10 уничтожены и до 30 п-

лучили повреждения.

ВОЗДУШНЫЙ БОЙ
В ПАРАХ

Восьмёрка «ЯК’ов» в строю пар по
фронту патрулировала над полем боя. В
эти дни противник всячески стремился воз-
действием с воздуха подорвать  наступа-
тельный порыв наших войск, и’ни один
вылет истребителей не проходил без схва-
ток с вражескими самолётами. Немецкие
бомбардировщики действовали большей ча-
стью мелкими группами. Впереди этих
групп высылались патрули «Meccepmmur-
тов».

С этими патрулями и вступила в бой
восьмёрка наших истребителей. Один
«Ме-109ф», имея превышение до 500 мет-.
ров, атаковал самолёт командира группы
старшего лейтенанта Кривушина. Ведомый
старший лейтенант Шацкий сманевриро-
вал и вынудил немца уйти в сторону, мо
в это время сам был атакован другим вра-
жеским истребителем. Вомзндир видел эту
атаку и, сбавив скорость, пропустил нем-
ца вперёд, а затём с листанщии 50—70
метров расстрелял его.

Ведомые пары, наблюлая за боем ко-
манцира, вместе с тем внимательно следи-
ли за воздухом. Старший лейтенант Ёри-
вушин, своевременно передав команду по
радио, запретил лётчикам всем сразу ввя-
зываться в бой, так как могли ещё по-
явиться вражеские истребители.

Немцы не заставили себя долго ждать.
Пару «Ме-109$», идущих вверху, заме-
тили лейтенант Скорук и младший лей-
тенант Поздняков. Они решили атаковать
первыми и снизу в лоб устремились на
противника. Однако первая атака не дала
никаких результатов. Тогда «ЯВ’и» 00е-
вым разворотом вышли в хвост «Меесер-
шмиттам» и сбили обоих. Летчики искус-
но совершили вертикальный маневр и тем
самым свели на-нет преимущество против-
ника в высоте.

Между тем в район патрулирования ис-.
требителей подошли два бомбардировщика
«До-217», а затем четыре «Мессершиит-
та». Ворожейкин и Кондрапюв сразу же
атаковали «Дорнье», а пара в составе Про-
кофьева и Волченкова связала боем иет-
ребителей. Атаки наших лётчиков были. .
весьма удачными. Олин бомбардировщик и
два истребителя оказались подбитыми, &
оставтииеся вражеские самолёты поспепеи-
ли скрыться.

Веб время патрулирования группа crap-
шего лейтенанта Вривушина провела в
бою. Умело построив боевые порядки па-

= ‘рами, летчики мастерски использовали Еа-

чества своего истребителя и с успехом за-
вершили все схватки с немцами.
Майор М. КАРУЛИЧЕВ.

—__®

Разведка по следам

отступающих немцев

В районе юго-западнее Сталинтрада
большую помощь пехотинцам оказыва-
ют наши лбгкие бомбардировщики. Обыч-
HO OHH дойствуют только ночью, HO
здесь эти самолёты широко используются
и в дневное время для ведения разведки.

Старшему лейтенанту Павленко поручи-
ли установить место соприкосновения Ha-
ших войск с противником. Дело в том, что
отдельные паши наземные части продви-
гаются очень быстро. Лётчики помогают
штабам установить © ними связь, разве-
дать, куда отходят немцы. Павленко, не-
смотря на плохую видимость, разыскал на-
ши передовые части, произведя посадку
на дороге.

Командир полка попросил лётчика по-
мочь им узнать, где сейчас отетупающие
части немцев.

Павленко полетел выполнять заказ ие-
хотинцев. По дороге в направлении на за-
пад двигались крытые мапгины, повозки.
Людей ве было видно. Лётчик заметил
только, как ему приветствемно махали ру-
ками. Кто sxe ato: свои или чужие? Mo-
жет быть, враг хитрит, стараясь обма-
нуть разведчика? Павленко ещё больше
снизился, на высоте 15 метров несколько
раз пересек дорогу и всё-таки установил:
в фургонах немцы.

Разведчик доставил наземному коман-
дованию ценные сведения.

I

Отважные защитники Кавказа орденоносцы-штурмовики, беспощадно уничтожающие врага с воздуха. Слева направо: Василий Ананъевич Скрипин, Шамикон Тиграно-

вич Сергеян, Халиков Мухамеджан.

Снимки нашего фотокорреспондента С. Кафафьяна,