‚ действия авиации массировались в полосе

‘дача — искусным манбвром прикрыть и

’ Оборонительные строи

штурмовиков

‘ Ваступательные бои ‘Красной ‘Армии
показали, что «ИЛ-2», этот своеобразный

«летающий советокий танк», стал под-
линной грозой для врага. За последнее
время немецкое командование усиленно.

работает над изысканием новых тактиче-

ских приёмов борьбы © «ИТами».
Все это заставляет штурмовиков, He

надеясь только на прикрытие, нзхотить
такие боевые поряаки, которые обеспе-
чивали бы самооборону. ь

Каков наивыгоднейший строй шестерки

при самообороне? Многочисленные встречи)

с истребителями, воздушные бои, которые
прищлось вести нашим лётчикам-штуржю-
викам, убедили нас в том, что шестёрка
при обороне лолжна быть, как правило,
постровна тупым углом, так, чтобы мож-
но было осматривать хвосты. Правый ве-
домый обязательно полжен видеть левого
ведомого. В строю шестёрки велупая па-
ра идёт плотным строем © дистанцией в
30 м. и интервалом в 50 м. Веломые (32-
мыкающие) в нашем строю детят НЗ.
меньшей тистаниии (примерно 20 м) и
на большем интервале (75—100 м.). Та-.
ков построение позволяет пм свободно ма-
неврировать по кривой.

Искусство самообороны «ИТов», между
прочим, заключается в том, чтобы ‘не д0-
пускать шаблона, уметь правильно вы-
брать строй на разных эталах выполне-
ния боевого задания. Мне довелось.
однажды вести труану в 12 «ИТов»..
Враг поставил перед ‘нами завесу зенит-
ного огня, через которую, казалось, He-
возможно пробиться. Я подал команху на
смыкание, и мы пошли плотной компаят-
ной группой, теряя выюоту и уваличивая.
скорость (за счёт отжима; обороты мото-
ра не сбавлаялись). Все разрывы зениток
остались сзали и выше. Мы вернулись до-
мой без потерь.

Как правило, вражеские истребители не
атакуют «ИТы» перел бомбометанием. В
это время всё противодействие идёт с зем-
ли — от ЗА и ЗП, При зтаке танков это
противодействие столь велико {здесь огонь
ведут не только прикрывающие зенитки,
но и сами танки), что мы выделяем спе-
циальную пару для подавления ЗА и ЗП.
Наибольшая опасность =  подетеоегает.
«ИТы» в момент выхола из атаки, т. е.
после бомбометания. В это врехя обычно
начинается атаха истребителей противни-
ва. И злесь, в строю «ИТов», большую
роль играют фланговые самолёты. Их з8-

себя и ведущую пару.

Ознако, как бы ни был хорош строй
штурмовигов при выходе. из атаки, им не
уластся осуществить  самооборону, если
они не чобъются строжайней дисциплины
строя. Строй, выбранный команлиром, —
железный закон аля лётчика. Он не име-

строй «ИЛ’ов» рассыплется и можно 6бу-
дет бить их пооданочке.

Кстати, о тактике ведушег при выходе:

из атаки. Мы  преллагаем такой  ме-
тол. Выйля из атаки, воушнй всё время
петлит, придерживаясь основной оси по-
лёта, постепенно уменьшая угол петли,
перехоля на прямую.

‚Мы разобрали строй «ИТов» при дей-

ствии шестёркой. В боевой практике вам

всё чаще прихолится наносить противни-

к; массированные удары группой в 8—
19—12 самолётов. При действиях боль-.

шили группами. мы вылеляем две пары
для маневрирования сзади. Основная груп-

па строится тем же тупым утаюм. Скорость
большой группы уменьшена. Маневренные
пары освобождаются от бомбовой нагрузки

и участвуют TOKO B штурмовхе.

Tis всех строёв, которые нам пришлюсь»
применять при действиях болышими груп-
наилучпими оказались строи пе-

пами, x
ленгом из пар. Это лает хорошез плошад-

ное накрытие и облегчает перехох к итгур-.
мовке (не нужно перестраяваться, как это.

бывает при строе клином). При 2—3 за-
холах такой строй даёт возможность бы-
стро

ста машин.

Возлушщный бй  «ИТов»

наиболее
строи.

выгодные  ллЯ
При  возхушном

«ИТов» пелесообразнее всего  организо-  ‘
вать замкнутый круг. Труппа в 5—12.
сампаётов может вести оборонительный бой

и отновременно слеловать по нуреу домой,
выполняя полёт <змейкой».
этом случае строго слелует за ветущии и
повторяет ‹ ео манбн. Именно полёт
«змейкой» даёт возможность  «ИТам»
уйтя от врага.

Йногда мы применяем в воздушном бою
другой метод самообороны — по ‘принци-
пу ножниц. Пары расходятся, как ножни-
цы. Это очень хороший ‘манёвр.

Для того, чтобы облегзить представление
о положении противника в возтухе в от-
ношении любого самолёта, мы используем
часы, имеющиеся на каждом самолёте. Мы-
савшно перенеся часы в горизонтальную
плоскость, лётчик, называя цифры  ци-
ферблата, может точно ориентировать, от-
Гуда захолит противник. Например, вместо
того чтобы кричать: «Спереди и сзади по
одному самолёту противника», я подаю
сигнал: «4 и 7 по олному». Этот способ

опентировки особенно эффективен при

взаимной информации штурмовиков и ис-
требителей.

Таким образом, теперь уже можно счи-
тать установленным, ч0 штурмовики

при хорошей лётной дисциплине и при до-_
статочном „количестве самолетов в группе.
всегда могут вести самюоборону. Более то-

10, они могут вести зктивную сам00борю-
ву. И у нас уже немало леётчиков-шиур-

организовать динамический круг
штурмовки и‘ прикрыть друг другу хво-.

© «Мессер-.
шииттали» ‘теперь уже перестал быть не-
обычным явлением. Й злесь опрелелились

самообороны
бое шестерки

Вемый в

мовиков, имеющих ‘на свобм счету ‘по не-
скольку сбитых «Мессершмиттов» и «Юн-
керсов». }
Подполковник Л. ЧУМАЧЕНКО. >
южный ФРОНТ.

: ?
Таран лётчика Благодарина

Геролческий подвиг совершил на-лнях
старигий лейтенант  Бзаголарин. Он выле-
тел на перехват самолета-разведчика
«Хе-111». После несколькях зтак немеп
стал уходить в облака. А между тем у
Благодарина вончался запае боеприпасов и
торючего. Тогла летчик решил тарзнить
немца. Стрелок-радист был уже убит. Лёт-
чик зашёл к «Хе-111» сбоку и отрубил
винтом хвостовое оперение. Бомбарлиров-

ет права отетупить OT него,

Поя выхоле «ИЛ’ов» из зтаки враг
прежде всего старается вывести из строя.
ведущего. Он рассчитывает, что при этом

не успели раскрыть их и разбились. Во-
мандир корабля, судя по найденным лэку-
ментам и знакам отличия — опытный
воздушный разведчик.

У самолёта лётчика Благодарнна разби-
лась лопасть винта, Лётчик благополучно
приземлился. «Хе-111» — это пятый са-
молёт, сбитый летчиком Благодариных.

жа пытались спастись на параитютах, но.

щик врезался в землю. Два члена экииз-

В ТЕСНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С НАЗЕМНЫМИ ВОЙСКАМИ

Успешно выполнив совместно со Ста-
лингралским и Донским фронтом историче-
скую залачу по окружению  сталинград-
ской группировки = противника, войска
Юго-Запалного фронта в декабре 1942 го-
да разгромили немепко-фашистские соели-
нения в районе Среднего Дона. Наступле-
ние началось 16 лекабря прорывом 060-
ронительной полосы противника на участ-
хе Новая Валитва——Монастыриетна.

Авиация Юго-Западного фронта к нача-
ay боевых действий была максимально
приближена к расположению наших войск.

Боевое применение различных родов На-
шей авнапии в пернод прорыва и развития
наступления соответствовало задачам, ко-
торые решали наземные войска на TOM
или ином этапе операции.

J, POSOB,

зервов противника. В это же время бом-
бардировщикя наносили улары по желез-

Гнодорожным коммуникациям и аэродромам,

а истребители прикрывали наши наземные
войска, особенно подвижные группы.
Большую роль сыграла в ходе операции
звиапионная разведка. Она вела наблюде-
ние за появлением оперативных резервов
противника. Пристально  слелила ona
за отходянтими вражескими войсками,
фиксируя нзправление отхола. Разведчики
обнаруживали заранее полготовленные вра-
том рубежи обороны, непрерывно наблюла-
ли за изменениями в базирорании непри-
лтельской авиапии, вскрывая eb группи-
ровки. Наконец, в холе боёв разведка у“-
танавливала местоположение наших” пэд-
BERENS rpynn.

фронта,

5] носили последовательные удары по

‘спетеме врага, его узлам сопротивления. и

° тиетеких войск, штурмовая авиация, про-

Хорошо организованная  авиаразведка
своевременно обнаружила попытку  про-
тивника созлать крупную группировку в
‚районе Тормосин, Чернышевская и ero
стремление сосредоточить резервы на пра-
вом фланте нашего наступления. Эти дан-
ные оказали командованию существенную
помощь.

Таково в кратких чертах боевое приме-
нение авиации На различных этапах нз-
ступления.

Работа органов управления авиационно-
то соединения была  пострАеона в соответ-
ствии с характером боевых действий.
Штяб разрайатал все вопросы взаимолейет-
вия с наземными войсками. Детали взаи-.
молействия быти уточнены совместно с
штабами наземных войск.

Система управления была разной йа
различных этапах операпия. = В период
прорыва, когда авиация действовала мас-
спрованно на небольшом участке, управле-
ние оставалось строго централизованных,
Когла же полвижные Группы ВОЛИ В
прорыв и начали действовать в слубине
неприятельского расположения, произошла
известная лепентрализапия управаения —
отлельные авиачасти были приланы тач-
ковым и механизированным соелянениям.

Авиапия в холе б08в не раз оказывала
быструю п эффективную помошь  пазем-
вым войскам по их вызову неповредствен-

Когда наземные войска осуществляли
прорыв переднего края немецкой обороны,

обороны ‘противника на узком участке 8
— 10 километров по фровту ин ло 25 кн-
лометров в глубину. Штурмовики и бомбар-
лировщикн наносили удары по огневой

органам управления. Истребители патрули-
ровали нал боевыми порядками наших
войск. Часть истребительной авиации была
оставлена в резервё на случай появления
крупных противолействующих групи в03-
лушных сил врага.

В тот период. когда наши подвижные
группы устремилясь в прорыв, некоторзя
часть истребительной и штурмовой авиа-
пии была придана танковым и механизи-
рованным корпусам и сопровожлала их,
действуя  ленентрализованно. Основные
воздушные силы были брошены на унич-
тожение отходящих вражеских войск.
Бомбарлировочная звиатия тромила о немен-
хие аэротромы и бомбила полхотящие ре-
зервы противника,

Когла наступление, успешно  разви-
ваясь, достигло глубины расположения фа-

должая Фопровождать подвижные группы.
атаковала бегущие и блокированные вра-
жеские части. Вместе с тем ofa мешала
сосфедраючению и манёвру тактических ре

CTANUHCKUM COKON

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
^ БОМБАРДИРОВЩИКОВ

В ожесточенных боях геролтчесваих `за-
щитников  Сталинграла с немецко-фапи-
CTCKUME войсками активное участие при-
вимала часть тов. Кузнецова, на  Boopy-
жении которой были дбгкле бомбарциров-
щики «У-2». :

Ночные бомбардировщики действовали
гласным образом по боевым  порядкам и
тактическим резервам ‘пропиэника. Основ-
ная их залача заключалась в том, чтобы
уничтожать мотомехчасти и артиллерию
из огневых позициях противника и дер-
звать его всё время в напреженном COCTO-
япии, не давая покоя ви нём, ни ночью.

противника ночью, чтобы ослабить его
боеспособноеть пнём, и,  намо сказать,
эта цель была ими лоститнута.

Каждому боевому вылету прелнествова-
ла тщательная попготовха лётного соста-
ва и материальноя ‚части. Совершенно то-
uno опрошалася участок  бомбометания,
(Фычно размеры этих участков были
400х400. 800х800 метров, з / пзогда
лостигази размера 2х2 километра.

Для полного и мадёжного, перекрытия

дев мелкие участви, и схемы их в Увели-
ченном масштабе  перепазали летчикам,
Наличие таких cxew помюгало экипажам
чётко уяенить, какую цель прелотоит бом-
бить, а по зыполновии залачи лавало 903-
можность отметить, где именно  уЧзали
бомбы.

Схемы перечёрчивались с плана ого
пункта, ле по обстатезке необхолимо бы-
av произвести бомбометание. Но в практи-
ке боевой работы может иносха не’ оба-
заться такого плана. В этих случаях. не-
обхолимю прибегать к фотопланшету. и с
него изготовлять схемы.

Основными тактическими приёмами эки-
пажей «У-2» были послетовательные б0м-
бартировочные  улары преимущественно
одиночными самолётами, «У-2» вылетали
6 интервалами 3—7 минут»

но из райола действий. Вот один из мно-
гих примеров тесного боевого содружества
авиации © наступающими наземными Ma-
стями, Это. произошло на левом фланге
С команлною пункта  тан-
KOROrO создинения был получен сигнзл 9

том, что перед фронтом сего наступления.

скопились войска и боевая техника’ про-
тивника. Два истребителя вылетели на
доразведку. Лётчики донесли о сосрелото-
чении. в этом райопе  пескольких групи
ачков. автомашин и пехоты, Цели были
уточнены. Для атаки скопления вылетела
первая группа Штурмювиков, сопровойюла-
емая истребителями, которые также при-
нили участие в штуруовке. —“ Штурмови-
ки, истребители и бомбархировщики  на-
Bpa-
у. Каждая труппа самолетов, поражая пе-
ли. собирала и сообщала свежие разведы-
вательные данные, которые тут же ис-

пользовались для новых целеуказаний. Пе-.

ред самым началом наземной атаки авиа-
ция снова :обрунгилаеь на ‚врага.

Несколько слов 0 штурмовой авиация.
В наступательных операциях штурмовики
тействовали по паземным войскам на поле
боя п 0 резервам врага группами по 4
— 8 самолётав. Пулемётный огонь sore
с бреющего полёта. Бывали случаи; ког-
ya штурмовики’ летали по 4—5 захоюв
на пель. В первую атаку они шли стр”-
ем пеленга, затем переходили на «змей-
Ку». \ ®

На всём протяжении операций шурмо-
вики, Не раз. встречаясь с немецкими ист-
ребителями, проявляли свою способность
к активной обороне, сводящей на-нет все
усилия. атакующего противлика. Опыт по:
Kazaa, что наилучший метод обороны
Агурмовиков — строй замкнутого круга.
Во многих случаях штурмовики, став в
круг, успешно. защищали себя от атак
истребителей и приходили на аэродром без
потерь. Как-то группа из пяти «ИЛ-2»,
направляясь к пели, встретила  ‘шестёрку
«Месгершуиттов».  Штурмовики во-время
заметили врага, успели стать в круг, пе-
рейля к активной обороне. 2 истребителя,
произвеля ряд безуспешных атак, вынуж-
дены были уйти,

Действующая армня. Дважды орденоносец гвардии
Л. Борисов, сбивший лично 12 самолётов противника и 10 — в групповом бою.

Иначе говоря, экипажи «У-2» изнуряли!

противодействия медев ПВО. Подход к
  оли чаще всего произволилея с приглу

всего затанносо участка вго хелили на 00-  .

р т”

Трудно дать годвую для вое случае
схему подготовки слётанной пары. эесь
хногое ‘зависит от обстановки, качествен-
nom состава лётчиков, особенностей мате-
ризльной части, Но. даже в боевых усло+
виях в ряде ‘наших частей  умеляется
большое внимание слётанности.

Если подготовка  сабтанной пары, 09
стоящей из двух онытных ПИЛОТОВ, не
представляет большого труда, то другое
дело с молодым лётным составом.

В эскалрилье, где комамлиром тов. Ива-
щенко, подготовку слётанной пары умело
совместили с вводо® в строй молодых. лет-
чиков. Полёт в паре в качестве ведомого
с инструктором эдесь обязателен для Каж-
лого молодого лётчика. Это даёт ему в03-
можность приобретать необходимые навы-
ки, учиться правильно держать дистаплию
и интервал, обеспечивающие наплучитий
обзор. Характерной оптибкой у мздых
] латчиков в этих полётах являлось стремле-
пис уменьшить интервал и увеличить ди“
станцию, чтобы облегчить себе, тохвику
пилотирования. На раэборах полётов яет-
чикам указывали на вред этой сппибки,

Следующий раздел подготовки пары —
] отработка более точной техники пилоти-
рования — учил лётчика совершать более
резкие эволюции применительно К 90ста-
повке воздушного боя, приучая его в са-
мостоятельным действиям, чтобы он мот
во-время „притти на помощь ведущему и
снова занять свое место в строю.

Вопросы ориентировки в подготовке
слётанной пары занимали большое место.
При полётах в строю обучаемый через
установленный промежуток времени OTMe-
чал на карте местонахождение самолета.
Затем на земле ведущий определял, на-
сколько хорошо его ведомый ориентируется
на местности. В следующих полетах, уже
по незнакомому маршруту, ведомый вота-
вал на место велущего и приводил его на
свой аэродром. х

ды пары истребителей
-— 9TO He просто лётчик, прикрывающий
хвост командира, но и воздушный бое,
могущий самостоятельно уничтожить врага
и вернуться на» базу. Это требование на-
шло отражение в заключительюм этапе
подготовки пары

Дальнейшая отиглифовка действий пары
осуществляется непосредственно в боях. С
началом боевой работы молодой летчик
продолжает соверитен ствоваться» в умении
летать парой пох руководствем опытного
командира. Воздупные бои и подробный
‘их разбор являютея для него новым эт8-
пом подготовки, о

Характерным в этом отношении язляст-
ся полёт опытно истребителя тов, Ива-
щенко в паре с молодым абтчиком Крав-
ченко. Прикрывая железнолорожную маги-
страль, ведущий заметил «Юнкерса», вхо-
дившегм в пике. Лидер пары решил атажо-
вать врага в тот момент, когда ой выхо-
хил из пикирования. С этой целью тов.
Ивалценко стал плавно разворачивать ма-.
изину, чобы занять, удобное положение
для атаки, Его воломый, вместо. того чтобы
следовать за командиром, резко со сниже-

старший лейтенант
Фото С. Кафафьяя.

НОЧНЫХ

Наряду © этим часто применялся полёт
‚парой, а инопла и звеном. Как показала
боевая практика, в иекоторых случаях
полёт парой был более эффективен, неже-
ли дойстоия одиночных экипажей, так
как оп обеспечивал взаимное наблюдение
экипажей, более точный выхох на цель и
меткое бомбометание. Облегчало выход К
цели то, что один из пары освещал цель,
3 второй и последующие экипажи при-
цельно сбрасывали бомбы точно на задан-
ные цели. Опыт опроверг опасения, 319
действия парой ночью стесняют маневр
над пелью. Летчики части делали по ие
сколььу заходов на цель и отлично чтора-
жали 68. i
` Помимо всего сказанного, есть ещё ©д-
лю тажнов преимущество в полете парой.
Речь идёт о возможности бороться сю сред-
ствами ПВО протизника. Один 3 экина-
тей пары сбрасывал над целью САБы и
Фызьзал на себя отонь 5А и ЗИ. Второй
экипаж в это время бомбил и вёл пуле-
MOCHL OPO по противнику почти bes

шенным мотором, а эзтем с планирования
сбрасывались бомбы. Уход от цели про-

‘опытным воздушным бойцом.

изволилея CO овивением.

Для облегчения выхо1а экипажа 88.
цель отгамизована была так называемая
служба назоления путем выкладывания

электрического «Т», электрострелы и ука-

saya лучом прожектора. Kipowe того, на-

земные части ‘иногда раскламызали кост-
ты или вели отонь трассирующими пуля-
ми в паправлении войск промивника,
Нерелко лётчизи части наряту с Ked-
кретными задачами по бомбардировке 34-
ниуались поиском цети. Поиски ночью
выполнялись так называемьи «охотника -
ми», т. е. лучшие экипажи получали 3a-
пачу самостоятельно искать цель в Грё-
ymax опролелённого участка. Надо ска-
зать, Что результаты  бомбамтировочных
вылетов «охотников» были также поста-
точно эффектирны. я

пием развернул свой самолёт и очутился
vey «Юнкерсом» и самолетом Ивалщен-
ко, мешая последнему вести прицельный
огонь по противнику. В результате пемцу
удалось безнаказанно окрыться.

Разбор этого полёта превратилея в 10-
учительное занятие для молодых летчиков
и принёо им болыпую пользу,

Много занимаются подготовкой пары
истребителей и в Н-ской части. Здесь на-
чали с того, что лидерами пар назначили
опытных = мастеров ›, воздушного боя. В
практических полётах нам’ аэродромом от»
рабатывались главнейшие элементы уп»
равления и связи внутри каждой пары.

Разверпувигиеся наступательные бои на-
ших наземных и возлушных сил показали
целесообразность применения пары  истре-
бителей как тактической боевой exh,

Характерны в этих операциях действия

Полковник И. ЕСЪКОВ.
‚   пары истребителей в составе’ капитана

Емельянова и лётчика Бородина. Капитан
Емельянов имеет иа своём счету. несколько
сбитых вражеских машин. Первый вылет
этой пары увенчался блестящим успехом
благодаря хитрости ведущем и многому
научил молодого легчика Бородипа.

Дело было так. На ражовете, после бюм-
барлировки железнодорожной станпии прю-
тивника, иестврка истребителей возвраща-

Другая груйча штурмовиков подверглась
в этот же лень внезапной атакё четырёх
‘«Ме-109». На этот раз «ИЛы» не успе-
ли сомкнуть. круг. Охин „штурмовик был
‘поврежден огнем вражеских самолетов п
совершил вынужденную посадку. Остав-
зомеся четыре «ИЛ-2» замкнули круг и
продолжали вести бой. «Мессершмитты»
‘теперь уже ничего не могли сделать. По-
сле нескольювих безрезультатных атак они
ущли. Штурмовики достигли цели, выпол-
нили задание и благополучно вернулись.
Три раза в точение одного полёта вела
‘бой с истребителями эта группа штурмо-
виков. «ИЛы» дрались с полной бомбовой
нагрузкой на виражах с креном 15—50
градусов на высоте 400—200 метров. Из
всех боёв они вышли победителями,

ная связь между самолётами из-за густой
облачности была потеряна, и капитан
Емельянов со своим спутником Бородиным
олни летели к аэродрому.

Шестёрку немецких  бомбартировиииков
«Хейнкель-111» первым заметил Юмелья-
нов. Он направил свой самолёт в нижнюю
кромку облачности, ведомый последовал 3a
НИМ.

лась на свой аэродром. На пути зритель-’

19 февраля 1948 г. № 8 (136). `
penance CO NOC A

———————=—————

© ‘

Подготовка слетанной
‚ пары истребителей

— Алакуй крайнего правого! кома»
довал Емельянов Бородину по радио.

Пользуясь преимуществом в высоте и”
скрытностью подхода к врагу, летчики 6
тредельно близкой дистанции ударили по’
немоцким бомбардировщикам и сбили Две
вражеские малпины. 2

Несколько последующих полётов этой
пары были пе менее удаюны, чем первые.
Рю всех вотречах © противником капитав
Ехельянов, вполне уверенный в надёжной’
защите хвоста своей’, маллиты, действовал
решительно и смело. За короткое время
лидер этой пары довёл счёт сбитых им
лично вражеских машин до шести, пять
немецких самолётов уничтожил летчик
Бородин. И

Вполне естественно, что совместная б0е-
выя работа не могла не сказаться на росте
и ‘лётчика Бородина, ставшего
Теперь на
его счету около десяти уничтоженных
вражеских сАмолётов, и из. ведомого пары
он сам отал лидером, у.

Чо касается опыта подготовки слетаж-
ной пары, состоящей из двух опытных
лётчиков, ‚ та злесь многое зависит от до-
товорбнности на земле о совместных дей-
ствиях, от быстроты понимания ведомым
замысла ведущего, от умелого использова-
ния радио. => словом, опять-таки от пред
варительной подготовки и тренировки на
земле и в воздухе.

Взять, к примеру, одну из лучших слё-
ramp пар Н-ского истребительного пол»
ta —— летчиков Комарова и Тезавровского.
0ба они в совершенстве владеют техникой
пилотирования и имеют солилный боевой
опыт. Олнако успеху их совместных. дей-
ствий предшествовала ‘соответствующая
тренировка. Начали они с отработки полб-
тов в паре, На основе опыта летчики при-
шли к выволу, что веломому в полёте не
к чему часто менять своё положение, т, е.
мотаться из. стороны в. сторону, затрудняя
тем самым наблюдение ведущего за своим
‚напарником. Злесь важно, слелуя за ве»
душим, выбрать такое положение, при ко-
тором командир пары всегда чувствовал
бы за собой своего ведомого. Трумно ска“
зать, в каком пеленге — в правом или
левом -= удобнее следовать 3a велущим.
Это зависит от обстановки. Допустим, что
полёт совершается в солнечную погоду.
Пара идёт в положении, когла солице на-
хохится сзади справа ведущего. Ясно, что

ведомому итти в правом пелеиге нет CMbICS

ja —- er не увидит ведущий, _
Имея на бортах своих самолетов радио

приемники и передатчики, Комаров и Те.

завровский путём тренировки на земле

выработали предельно сжатые и лаконич-’

ные передали, Например: «Мессеримитты»
справа, разворот в лоб». Во всех полбётах
в воэтлухе соблюдается строжайшая радио-
дисциплина. Ветомый только в том. случае
передает по радио, когда. он обнаружил
противника, атаковаи им или при угрозе
внезапного ‚ нападения, В остальном он

Г слушает приказания велутщего и выполня-

ет. их. Нельзя занимать в полёте рахио-
разговором командира, который к тому же
веё время держит связь с землёй.

Строжайшая лисщиплина в полёте, по9-
ти автоматическое восприятие ведомым
замыслов своего комаплира всегда 0беспе-
чивают успех этой пары.

Отнажцы Комаров и Тезаврюзский, вы-
пюлняя боевое задание, заметили вперели
себя звено «Юнкерсов-88». Догоняя про-
тивника, летчики по рапию договорились
о характере атаки. От огня наших истре-
бителей у правого воломого звена «10-88»
загорелея мотор. Вражеский  самолбт со
снижением ушёл вниз. Пара сразу же ата-
ковала левого воломом. Первая клещевая
атака оказалась безрезультатной, При вы»
ходе из атаки Тезавровский  неожиланно
заметил под собой слпё оллюго «Юнкерса».
Оказалось, что первый атакованный само-
лет, сбив околькением пламя пожара, на
одном моторе тянул на свой aaporpom.
Молоно было бы его атаковать. Однако ве-
пущий скоманловал: ‹’Тезавровский, бей
с короткой дистанции по левому. Нуж-
но сбить», Дерзкой атакой с обеих стою
левый ведомый «Юнкерс» был ебит,

Из атаки налпа пара, вышла пол плос-
востями у ведущего бомбартировшика, 3а=
трулнив стрельбу вражескому стрелку.
При этом выход из атаки ведущий  про-
извёл так ‘умело, что «Юнкерс», тянувший
на отном моторе, снова полвергся напале-
Вию и был окончя”ельно лобит, Так бла-
голаря согласованным действиям WM ARCH
плине вмутри пары были сбиты’ в одном
бою два пемецких бомбардировщика,

Отличная слётатность пары истребите=

— = к Ш: — < «‹ ты -б— 2 =

лей, в значительной степени обеспечивает

успех её бобвых  лействий.
Капитан И. ШИКУРИН.

oO

Следует отметить опыт использования
самолётов «ИЛ-2» для прикрытия вазем-
ных войск. Штурмовики = патрулировали
над сосредоточенными  порядками наших
войск в период позготовки к прорыву. Они
холили небольшижи группами. Вот один из
эпизодов этой своеобразной работы штурмо-
зиков. Пара самолётов «ИЛ-2» патрулиро-
зала нал папими войсками. Группа из 9
«Юнкерсов-88» была обнаружена в м0-
мент, когда начинала атаку. Ведущий па-
фы младший лейтенант Суворов повёл свой
рамолёт в атаку на двойку бомбарлировщи-
Ков, пикировавших па наши войска. Но
эн В свою очередь был атакован следую-
щими двумя Немепкими бомбардировщика“
‘ми, Ведомый Суворова < старший сержант
Самохлинко пришёл ему на выручку, Сво-
им огийя он отек «Юнкерсов» от веду-
‘mero. B результате боя штурмовики рас.
“requ всю трупиу бомбарлировщиков, 1
Немпы были вынуждены беспорядочно раз-
Hpocath cron бомбы.

В ходе операции. в районе Среднего До-
на враг потерпел тяжёлое поражение. На-
пи войска освободили от немецких окку-
пантов много гороюв п населенных пунк-
тов. Авиатия с кажлым тиём усиливает
свою помошь  пасТУПАющим — паземным
войскам,

Полковник К, ТЕЛЬНОВ.

БОМБАРДИРОШИКИ В ОСВОБОЖДЕНИИ КУБАНИ

hora противника высцали из прелго-
рий Кавказа на степные просторы, перед
авиацией была поставлена зазача —
уничтожать фашистекие танки, Так как
танки действовали мелкими  груопами,
рассредоточенио, выполнение отой залачи
было возложено только па лучших лётчи-
ков бомбартировочной авиалии, мастеров
уларов по точечным целям. В осповном же
борьбу с танками в кубанской — долине
осуществляли ииурмовики,

Бомбартировочная авиация в ато вре
мя главным образом была занята взламы:
ванием обороны противника, нарушением
ого коммуникаций.

Немты пытались использовать любой
рубеж, чтобы задержаться на’нём, постро-
ить оборону. Олним из таких пунктов
явился район железнолорожного узла В»
лореченская, к которому схолилиеь 3 же.
лезных дороги и Несколько шоесейцых,
Естественными преградами являлись реки
Велая, Пшеха и много мелких речек.
‚Пока авиация обрабатывала этот укроп
лёпный узел, ‘наши наземпые части або-
шли его с фланга и оказались в тылу у
немцев. Немпы, деморализовалиные  бомбо-
выми ударами с воэлуха и поожиланным
появлением Hannay войск г тыла. не смог
ли противостоять натиску, и Белоречен-
ская была взята.

Другой узел обороны немцы построили

у Кореневской. Ната авиатия действозала
в теоном  вадимодействии с наземнымя
войсками, Налбты па укреплённый узел
производились © трёх сторон. В это время
пехота с’ помощью артиллерии  прорвала
обороту немцев севернее Корецевекой, 60=
веришила глубокий обхол и произвела улаф
одновременно. с Тех же трёх. стороп, где
действовала авиация. Пал и этот узел обо-
роны немцев.

Тзх очищалась Кубань от гитлеровских
захватчиков. Стягивалось коль вокруг
немцев у центра Кубани -——Врленотата.

В эм время бомбартировочная авиалия
сосреюточила свои улары на порогах, ве
лхуших от Красполара № морю и Ростэву.
И то, что не могла слелать авиапия, сле-
лала пехота, — все лютоги ог Крабнола-
ра были перефезаны. Положетие против
пива обострилось. He помогли иемаам и
несколько линий увреплений,  воэведен-
ных ими вокруг Красмотара,

Немпы бросили на помоть своим вой-
скам авиапию. Наша  бомбартировотная
авилтия стала ваносить утапы по помецким

Зэролромам, истребительная —— бить врага
в возтухе, а папги зепичтии — © земли,
Только ‘за ‘отин лень — 12 февраля — в

возтушных боях и огиём зенитной артил-
терий был сбит 31 фаипистский самолёт,
Таким образом и это мероприятие немтев
He TOMOTIO им, в нашим войскам не ‘поме
mato продолжалть, наступление.

——