ушные разведчики,
‚ онегопад, густую облачность, непрерывно,

` немепких войск. Наземное
  всё время получало исчерпывающие дан-

В боях за Ржев и Оленино

Оетожня, когда красно знамя пюбедко
реет пал древним русским городом Ржевом,
когда враг пол ударами Красной Армии
отступает на запад, наши лётчики с гор-
постью говорят: . i

— 95 и наша победа, элесь пемал и

налих трудов.
  Ржюв и окружающие город деревни вем-
им превратили в мопуные узлы сопфротив-
дения с густой сетью дэотов, пулеметных
и орудийных точек, рвов, надолд, ледя-
ных валов, Днём и ночью импа бомбадли-
ровочная и пегурмовая авиация не давала
покоя немцам, засевтим в ржевских ук-
реплениях, т се

В дни непосредствевных боев эа город
искаючительно неблагоприятные метеоусло-

’ вия помешали действиям авиащии с обеих

сторон. Однако, несмотря на нелётную пю-

` году, наши «воздушные следопьыты»  появ-

лялись над вражеской территорией и всё

врёмя вели разведку движетяя  пемедких
Bowen.

В ржевекой операции воздушные pas-

` ведчики оказали огромную услугу вазем-

ным частям. Противник, используя бюль-
итое количество проселочных дорог, пере-
‘брасыват свои резервы с олного ‘участка
фронта на друтой. Немцы надеялись, что
они смогут скрыть это маневрирование от
советского ^ командования. Но наши в03-
пробиваясь сквозь

HOM и ночью, следили за передвижением
командование

‘ ные о том, в каком направлении враг пе-

: ребрасывает свои

движения войск

войска. Лля разведки
использовались не только <У-2» и «е-2»,

вю и «ИЛ-2».

Лёгкие бомбарлировиики, действовавитие
тлавных образом ночью, вели разведку
противника, выявляли
его огневые точки непосредственно в Ca-
мом городе. Ночью накануне взятия Ржева
наапими войсками «У-2» с большим ‘усте-
хом бомбили укрепления и артиллерийские
позиции немцев на юго-западной окраине
города.

— Не дать немпу уйти живым и епа-
ети свою технику! Бить немцев на A9p0-
тах их отступления! Бомбить, штурмовать
отступающие автоколонны! Закупоривать
пороги, по которым отступает враг! —
ROT чем живёт сегодня авиация в районе.
ржевской укрепленной линий.

Вчера и сегодня, с рассвета дотемна, &
затем и ночью, наши петурмовики и. б0м-
барлировщики уларами с воздуха срывают
попытки немцев вывести живую силу и

технику из-под сокрупительных  Ударов

Красной Армии.

Отважные возтулиные разведчики, ие-
взирая на плохие метеорологические усло-
вия, продолжают выслеживать немецкие
колонны. Так, разведывательный экипаж
в составе старшего лейтенанта Поликарпо-

ва при штурмане лейтенанте Калашникове
и ралисте старшем сержанте Пупкове за-
фиксировал движение отдельных групп‘

ам

Из шести самолетов противника сбито пять

Группа наших истребителей получила
залание бомбить и штурмовать живую CH-
лу и технику отступающего врага..

В районе цели в момент бомбометания
советские лётчики были внезапно зтако-
заны парой «Мессеров». Ведущий немцев
напал на выходившего из пике сержанта
Рыбакина, а его напарник отвернул в ст0-
рену, где был перехвачен майором Рым-
шей. Лобовой атакой нашего ведущего не-
мец был сбит. .

В это время старший ‘сержант Рыбакия
 © предельно близкой дистанции свалил
  другого фалтиста.

К месту боя скрытно полошла ещё пара
немецких истребителей. Олин из «Мессе-
ров» стал охотиться за майором Рымнюй,
Искусно маневрируя, майор завлёк немца
под удар своего ведомого — старшего
лейтенанта Левитана, пулеметно-труечна я
очерель которого. оказалась смертельной
для фамгиста.

Вогла тварлии капитану Кислякову по
радио сообщили, что в воздухе появились
истребители противника, он спросил: «Где
они?». Его не иятересовал вопрос, сколько
врагов —— три, пять или десять. А HeM-
лев на этот раз было вдвое больше. №мс-

JAKOB 00 своим ведомым гварлии старшим

сержантом Лорен пошел в атаку и в пер-
вые же минуты сбил двух «Мессершыит-
тов»; другие лва-были сбиты Безродным и
Иасько. Один немец при падении  разбил-
сл, троих взяли в плен. На допросе Bee
они в один голос заявили, что советские
лётчики воевали «не по уставу» и сбили
`их раньше, чем они открыли огонь,

Вот что показал на допросе унтер-офя-

\

пер Гротхе: «Советского истребителя я не
видел. Он так хитро зашёл в хвост, что

MOCH опытности оказалось мало, Это был,
повидимому, хороший стрелок. Он сбил
меня первой очередью». :

А вот призначие матерого фашистского
вояки фельлфебеля Эмиля  Коппельберга,
сбитого в этой me группе; «Советского

истребителя я пе видел. Он атаковал. ме-
ня, когда я уходил от зенитного огня. Ес-
ли вспомнить, Что в воздухе я пробыл
более 5.000 часов, то можно сказать, что

. сбил меня большой советский асс»,

то помогло четырём советским лётчи-
кам добиться побелы над численно пре-
восходящим врагом? Стремительность ата-
ки, дерзость в бою, ининиатнва. взаимная
выручка и умело организованиое пресле-
дование протизника, Из этих. соботвенно,
халеств и слагается понятие — советекни

‘ветских лётчиков былошна исходе горючее,

&6с.

Гвардии капитан Кисляков и три 1970
\ товарища за время войны сбили каждый
  ‘по нескольку самолётов противника.
 ! этом же полку я знаю блестящего возду-
  пного бойца == гвардяк старшего лейте-
` нанта Смирнова. лично уничтожившего 13
самолётов противника и звоспитавшего пе-
 дую плеяду отважных соколов. Анализя-
 руя опыт воздушных боёв, боевуто работу
гвардейцев-истребителей, мне. хочется
  елелать некоторые выводы о воспитании
качеств, необходимых советскому Aaccy.

Подготавливая асса, нужно прежде все-

Е тд

немециих войск, колонн автомацеин и 000-
зов. Разведчики тотчас же по радио пере-
дали свои наблюдения на комананый
пункт. Командование, несмотря на слож-
ные метеорологические условия, приказало
итурмовикам. Н-ской части бить и Унич-
тожатвь отступающего врага, А

В возлух поднялась первая . четверка.
«ИТов», веломых капитаном Белоусовым.
Заетигнув одну колонну из 80 автеманвия,
остановивигихея на отдых в населёняюм
пункте, штурмовики подвергли её ожесто-
чённой бомбардировке о и. пулеметному
обетрелу.  Штурмовики, отлично вы-
полнив свою Задачу, на обратном ‚пути
зафиксировали движение лругой труппы
автомашин тю одной из шоссейных дорог
и немедленно донесли об эм, Но данным
капитана Белоусова вылетела четвёрка ка-
питана Давыдова, Прекрасвю «обработав»
цель, четвёрка сообщила _ результаты
своих наблюдений. Новая четвёрка «Иов»,
ведомых Кулаковым; вылетела на’ пораже-
ние вновь обнаруженных немецких ко-
лонн. Застигнутые прехыхущей четвёркой
иигурмовиков в лвижении, немцы достигли
& этому времени лвух небольших  наее-
ленных пунктов. Здесь они и были атако-
ваны штурмовиками Жулакова, которые,
обруивитись на противмтика с бреющего
полёта, оделали два захода и уничтожили
ло 60 солдат и офицеров и 12 автоматин.

Экипажи четвёрки Кулакова также ве-
ли непрерывное наблюдение и привезли
«работу» пля экипажей четвёрки Лазарен-
ко. Лазаренко повёл своих штурмовиков
на исходе дня, перех самым наступлением
темноты. Иа подходе к населёниему пумк-
ту с небольшой высоты четвёрка атакова-
ла ase батареи. В друтом пункте она
уничтожила 6 автоманиин, 2 орудия и 10
повозок. Выйдя из атаки, ведущий заме-
тил группу в 20 машин и между ними
несколько орулий на тягачах. И этой груп-
пе немцев довелось испытать на себе си-
лу Умаров грозных. «ИЛ‘ов». \

Четверка Лазаренко так же, ках и три
прельхутщеие, благополучно возвратилась
ломой. :

Гибкое реагирование на данные развед-
ки, послеловательность штурмовых ударов
— всё это позволило за два часа уничто-
жить 28 автомашин, 2 артиллерийские
батареи, 60 соллат и офямеров, подавить
отонь трёх зенитных установок. i

На слелующий день  пигурмовики про-
должали наносить сокрушающие удары по
немецким частям. За день штурмовики в
районе Оленино уничтожили 125 автома-
шин, 57 повозок, 17 орудий на конной
тяге и 2 автоцистерны с горючим. В этот
день были особенно неблалоприятные ме-
теорологические Условия. Тем не менее
тодавляющее большинство  итурмовиков
пробивалось к цели, нанося крупный
урон жизой силе и технике противника.

Наступление на земле Продолжается.
Ему сопутствуют ‘удары с воздуха:

ЭЛЬ-РЕГИСТАН.
Л. ЛЕОНИДОВ.

Четвёртый немецкий лбтчик звотупил в
бой с парой Коваленко Николаев. У co-

Kora Ha помошь оставшемуся титлеровиу
пришла ещё пара «Мессершмиттов». Воз-
душный бой продолжалея с прежним оже-

сточением. Коваленко заметил, как в хвост.

мангины Николаева стал заходить один
«Ме-109». Быстро развернув свой самолёт,
Коваленко атаковал немца и уничтожил
его. j

Финалом воздушной схватки была атака
майора Рымши на самолёт, прижатый Ры-
бакиным. Немецкая машина упала, об’ятая
пламенем. Эт был пятый немецкий само-
лет, сбитый в этом бою.

Наша группа без потерь вернулась на
свой аородром. Лва вражеских самолёта
сбил за этот вылет майор Рымша, по од-
ной немепкой малпике уничтожили лётчи-
кя Девитан, Коваленко, Рыбакин.

Капитан С. КУЗЬМЕНКО,

ЗАМЕТКИ О. ВОСПИТАНИИ АССА

го 060б0е внимание уделить технике пи-
лотирования, грамотной экеплоатапии ма-
тернальной части в бою. Девять десятых
всех неудач молодых истребителей об’яс-
няются тем, что они не свыклись CO CBO-
ей машиной, чувствуют с6бя связанными
в движениях. Вот почему emé na земде
мы отрабатываем с молодыми BCC
воздущного боя, добиваясь автоматизма в
движениях. Обучающий должен напамять
знать расположение ‘всех приборов и ры-
‚чагов в вабине и уметь изобразить UX на.
схеме. Мы пракликуем на земле вводные,
исходя из всевозможных вариантов боя. И
тут же в кабине по приборам. рычагам,
вооружению анализируем допущенные
опиибки, даём возможность самому обучаю-
шемуся выявлять причины недостатков,

Высота — вот первое условие победы
над врагом. Имея преимущество в высоте,
лётчик выбирает ee? положение для
атаки, навязывает противнику свою волю.
Высота также позволяет всегда иметь 34-
пас скорости хля следующей атаки, и,
наконец, сверху немца  сполручнее бить,
ибо он не в силах применить своё ору-
жие. Воспитывая °‘асса, пало прививать
ему стремление всегда иметь преимущест-
во в высоте. Если же противник опережа-
ет нашего лётчика, то асс должен уметь
широко пользоваться манёвром вертикаль-
НЫМ — ДЛЯ заАХВаТа BEITOAHOTO Положе-
ния, горизонтальным -— лая Gon Ha Ma-
oH высоте, например под нижней кром-
кой облачности.

‚«Немпы аккуратны и точны в. своих
действиях. ‘когда обстановка позволяет
осуществлять требования устава. В этом

их сила. Немцы становятся беспомощны.

мн, когда обстановка усложняется я на-
чинает «несоответствовать» тому или ино-
му парзграфу устава, требуя принятия
самостоятельного. решения, не предусмот-
ренного уставом». Эти сталинские слова
нашли блестящее подтверждение в недав-
нем воздушном бою, который провела чет-
вёрка наших истребителей под командова-
нием гвардии старшего лейтенанта Смир-
нова. Встретив шесть «Ме-109ф» на вы-
соте 120—150 метров, Смирнов смело на-

‘здесь исключительно ‘упорный

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

6 лязвихация Демянского плапдарма х3-

выми боями. Со, стороны протявиика

— «Фокке-Вульф-190» и «Ме-109г»,
Недлвио  нмпижи. истребителями был

тельной оскадры Гане Хаан. Этот знаме-
нятый немецкий асс, 0. «победах» которо-
№ ‘две побледние недели так трезвонило
берлииское радио, попал в плен. Как по-
казал на допросе самонадеянный, гитлеров-
ский выкормыш, ‘патражаВнный тремя
железными крестами и рыцарским кре-
слон с дубовым веком, оп был настоль-
ко уверен в том, что его не собьют, что,
вылетая в бой, даже по взял с собой лич-.
ного оружия. Приземливитись, Ганс Хази
не окззал никакого сопротивления и по-
спешно поднал руки.

В тактике немецкой. истребительной
авиалий, действующей на Демянеком плаш-
дАрме, мельзя отметить существенных  из-
менений. Широко практиковались TAK Ha-
зываемые «свободные» полёты а6с0в, в
задачу которых входило прикрытие своих
войск и сковыватие боем палгих истребя-
телей. Зафиксированы случаи, котда не-
менкие аксы, летающие на «ФВ-190» я
прикрытыюе своим ‘мотором, предпринимали
лобовые ‘атаки, Но напи летчики, зная
уззвиные места нового немепжого иетреби-
теля, смею вступали с ними в Ooh, ©
каждым дыбы увеличивая счёт обитых вра-
жеских самолетов. . “

Излюбленным ‘приёмом немцев попреж-
нему является бой ва вертикалях. Однако
малые высоты в силу неблагоприятных ме-
теорологических ‘условий значительно ог-
раничивают активность гитлеровцев. На-
ши же лётчики, изирово используя горя-
зонтальный манёвр, быют немцев на. вира-
жах. Примером может служить бой четвер-
ки наших яастребителей под комаядовави-
ex канитаюа Магериза, одержавшей бде-
стящую побеолу нах численно превосходя-
щим врагом.

`54-я немецкая истребительная эскадра,
имевшая приказ Гитлера во что бы To OM
стало прикрыть «Демянскую
ютеряла за год боёв 100 процентов ма-
териазьной части и пополнена заново, В
последних вовхупных боях наши истре-
битехи, изучив слабые стороны немщев,
нанесли тяжелые потеря и этому повому
попознению.

Действующая армия. Экипаж  пиквровщика  Н-ской  краснознамёвиюй
частн. Слева штурман капитан Новиков П. В., награждёвный орденамя Красвого-
Знамени и Красной Звезды, лётчик капитан Перлик М. А., награждёниый орде-
‚ном Красного Знамени н медалью «За отвагу», стрелок-раднст старшива Федо-

; тов В. И. награждённый орденом Красного Знамени,
Фото А. Гаранима.

„ у si
Шалет ша аэродром

СБВЕРО-ЗАПАНЫЙ ФРОНТ, 4 марта.
(От наш. спец. Hopp. па телеграфу),
Зыброшенные ‘из «Демянской крепости»
части 16-й армий стремятся задержаться
сейчас на водных рубежах. Би нат
характер.
Немцы создали вторую оборонительную
линию. }

Опасаясь прорыва налиих войск на этих

ются последние приготовления к вызету.
Около лвалцати самолётов стояли, ожидая
старта. ПМурмовики пюявились над 29ро-
дрэмом на выкоте 1.300 метров и yeTpe-
мились в атаку. Один «Ю-88» пытался
Фзлететь. Капитан Медведев, заметив 910,
круто спикировал на немца. «Юнкерс»,
сгорел. На аэродроме возникло несколько’
пожаров и один сильный взрыв.

HA ЛЕМЯНСКОМ ПЛАЦДАРМЕ
Борьба с вражеской

‚ авиацией
‘Jot активных действий налтих войск

рактеризовавись ожесточёниыми ть
лей-

ствовала главным образом истребительная.
авиация. № возлущеных боях. пемпы Be~
пользовали истребителей повейлией марки

cont командир 2-й группы 54-й истреби-

‚ной старт.

крепость», .

рубежах, противник подтягивает авизиги-
опные тгюдразделения, тлавным образом

‘истребителей, чтобы оказать прогиводейст-

вие наптим пенурмовикам и бомбардиров
щикам, подхерживающим наступающие
Действующая на натшеж  направлезия

Harr. «Hon». был ‘настолько знезан-
ным, что вражеские зенитки скрыли
O1ORL только тогда, кола штурмовики
утили от цели, : .

“Сделав манёрр и. обманув тем саым
противника,  советокие лётчики. через
пять минут BHOBL появились ‘ над аэро-

Во время наступательных бобв Красной
Армии, целью которых была ликвидация’
Демянского ипламдарма, тактика фашист-
ских истребителей сводилась в тому, что-
бы максиматыно прикрыть свои отступатюо-

щие войска. Наепех собрав небольшие

ВИДЫ

прупты ночных истребителей и подведя
их непосредетвенно к линии фронта, тер-
манское командование пыталось  ‘уетано-
вить вознисхействие своих истребителей с
отступающими наземвыми частями. Ное-

54-я истребительная эскалра срочио me-
ревооружзется сейчас новейшими самолё-
тами — «Фокке-Вульф-190». Но, несмот-
ря на эти меры, немцам не удаётся завое-
вать господства в воздухе. Налпи шетурмо-
вики во взаимодействии с истребителями
держат пол ударом вражеские  зародромы
и базы снабжения,  расстраивая  такам
образом планы противника:

Xoponme лётные дни’ здесь  выделотся
редко, погода изменчива, Однако nant
летчики ‘не только не прекращают боевой

дромам, На этот раз пискурмовики пропыеи
нал целью ва бреющем полёте и расстрели-
вали уцелевшие самолёты. Шо набхюде-
нию летчиков, было уничтожено де десяти
вражеских машин, я многие самолёты по-
лучили серьёзные повреждения.

На обратном маршруте’ старшина By6-
ликов заметил на железнодорожной стан-’
ик цесколько воинчоких составов. «ИЛ?»
пе оставили 0ез внимания и эту пель.
Штурмовики © хода атаковали составы,

В разгар 60бв з& Демянский плацдарм

работы, а   систематически наращивают   ПОЖОЯИЛи миюго вагонов и вызвали силь-  четвёрке наших истребителей  приш-
Ар ted. span, пеблтий езрыв. Этот ‘удар также был не-   лось дралыя с трупюй вражеских

Вчера семерка пигурмовиков под’ при-   АИаиным для пругизниха, н ом ие омог   «Мессерииитгов» на малой высоте —
крытием истребителей совершила -удач-   РИвести в действие своя зенитные сред-  150—200 метров, Итоги ororo боя
aaah ALaabe ite -oxmksas dearer; mpurmes  CTR: ; весьма  поучительны. Летчики  ppiie-

Вьиюлнив приказ командования по раз-.
грому вражеского  зородрома и по собет-
венной инипиативе поразив” дополтнитель-
ную цель, штурмовики и истребители бла-
топотузно возвратились на свой аэротрюм.

Капитан В. ШАШКИН.

ll all la te)

ника. Две грушты «ИЛ’ов» вели капитан
Медведев и старшина Рубликов. Группы
истребителей возглавляли лейтенант Гра-
чев и младипий лейтенант Новичков.

Нал пелью поголь улучигилаеь. Лётчи-
ки увидели, что па аэродроме залмттива-

тели из прикрытие своих войск в район
‚боёв. Одновременно они должны были обе-
  спочить беспрети оственнулю pabowy
«ИЛ’ов», действующих по переднему
краю. Построизшись правым пелентом, чет-
верка, зедомая гвардии старшим. лейте-
нвантом Смирновым, легла на курс. Одна
пара ‘ила Ha высоте 100 метров, вторая
Hapa ma брекиция ‘на расстоянии 150
метроз от первой пары. При таком строе
истребителя представлялся хоронний обзор,
и одновременно они были всегда готовы к
атаке,

Внизу, буквально «под ногами», кипел
бой. Наша артиллерия, обрабатывала  не-
мецкий передний край. Истребители сде-
лали несколько кругов над `своими вой-
сками. Вдруг ведомый второй пары —
aerune Савин — по ралио сообщил: «С
tora, ¢ нашей территорий на бреющем
идёт шестёрка вражеских истребителей».

«Мессеры» пили, прижимаясь к вер-
хушкам деревьев, растянутыми парами.
Оня видели только одну нашу пару, на-
мереваясь зайти 5 ней сзади и атаковать
её. Ведущий нашей четвёрки сделал ray-
бокий левый вираж и зап@л в хвост ве-
дущему «Meccepumurry>! Лбтчик  Углян-
ский в точноети повторил манёвр ведуше-
го и пристроился ко второму  «Мессер-
шмитту». Тогда первая пара «Мессеров»
сразу же нырнула в облака и там оста-
валась до конца боя. Теперь на каждого
из четверки советских истребителей при-
ходилось 110 одному вражескому истреби-
телю. Завязалея воздушный бой.

Немец, за которым  пнался ведущий
группы истребителей, нырял в облака, де-
лал различные

патрулирование бомбардировщиков и
штуруовиков, полёт в ударной группе.
зная слабость немцев в драке на лобовых
атаках, надо мололых сразу приучать ис-
пользовать эту слабость противника.
Витимательно и любовно растить совет-
ских ассов — эт0 не значит. петь им
хвалебные. гимны. Наоборот, нужно строго
следить за каждой ошибкой даже самого
способного лётчика. В первом воздушном
бою лётчик В. дрался с превосходящими
силами противника’ и сбил одного немпа.
Победа векружила ему голову, и он за-
был о самосовершенствовании. Вскоре ему.
пришлось в составе пятерки дратьея с
пятью «Мессертмигтами», = Отделивиись
от группы, он погнался за одним немцем,
& два других набросились на него сзади.
Пришлось садиться с пробитой маминой
на поле боя. Из этого факта следует вы-
вод: не, забывай 0б осмотрительноти н`

вязал им воздушный бой. Прижатые 05-
лаками, находясь в непосредственной. бли-
BOCTH от земли; немпы уже ие могли прн-
менить ‘свой излюбленный манёвр по вер-
тикали. Первая пара ускользнула в 05-
лака и больше оттуда не появлялась. 0с-
тальные «Мессершмитты» заняли пассив-
ную оборону, стараясь всеми способами
уклониться от боя: Владея инициативой и
применяя горизонтальный манёвр, нашя’
лётчики сбили трех «Ме-109ф». Показа-
тельно. что во всё время боя, продолжав-
шегося более РО минут, немцы не сдела-
ли ни одного выстрела,

Гвардии старший лейтенант Смирнов —
не только подлинный асс, но и умелый
командир. Он использует каждую возмож-
ность, чтобы учить своих подчинённых в
бою, предоставляя им полную лнациати-
ву и внимательно следя за действиями
каждого. Был у Смирнова случай, когда
он вместе со своими ведомыми сбил «Фок-
к6в-Вульф-189»>. На фащистской  мапгине
сидел опытный лётчик, и Смирнов реших
сам разделаться с ним. «Фокке» уверты-
валел, пытался скрыться над лесом, HO
Смирнов неотступно преследовал его. Зат-
нанный фриц метался из стороны в CTO-
рюну, применяя самые ‘различные манёв-
ры: то пытался имитировать падение н
выпускал дым, 70 свеюй взхывал вверх.

«Смотрите внимательно за моими дей-
ствиями, учитесь», — передал по радио
своему воломому Смирнов и продолжал
преследование, Убив фашистского стрелка-
радиста, Смирнов приказал ведомому: «До-

непрерывно учись,

Серьёзный н далеко не. последний pon-
рос в воспитания аеса-— ориентировка. В
маневренном воздушном — бою неопытный
лётчик легко может потерять ориентиров-
ву и пойти не туда, куда нужно. Причи-
ной потери ориентировки часто являются
и неблагоприятные метеоролопические у6-
ловия или недостаточное знание свое
района. На-днях у нас произошел такой
случай с лётчиком Мучяным. Выйдя из
боя, он со свони ведомым заблулилея и
сел на чужом аэродроме, Командир части
тщательно разобрал эту ошибку со вевми
лётчиками. (н подчеркнул, что хоть Му-

На вашем участке Фронта  исключи-
тельно тяжелый воздушный бой провела
четверка истребителей во главе с капита-

эволюции, но дистанция

бивайте!». Велик был соблазн самому 40:
конца довести этот бой, но Смирнов ие
забыл 0 своём ученике и дал ему в03-
можность вогиать ‘немца в землю.

Ничто так убедительно не действует на
молодёжь, ках сила’ личного примера
командира. Поэтому вместе ‘с опытными
дётчиками в полет надо пускать и модо-
дых. Пусть учатся, дерзалот. От проявлел-
ной напористости и исхода первого  в0з-
хушного боя ‘иногха зависит дальнейшая
работа лётчика. Если в первом бою истре-
битель не струбит, ему смело можно да-
вать более сложные задания, — например

хин и опытный воздушных боец; однако
недостаточно знаетосвой район, и постаВИЯ
ему задачу изучить ‘местпость по карте
крупного мзеттаба.

В заключение хочу сказать, что ¢ са-
мого начала лётчику надо привить чувет-
во уверенности в своих силах, которая
достигается знанием слабых сторон врага
и умением вести бой в любой обстановке.

Герой Советского Союза гвардии майор

Н. МАКАРЕННО.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ,

HOM Магериным. Ведущий первым обнару-
жил 3 группы «Ю-87». В кажлой из них

было по 14—16 самолётов. «Юнкерсы»

и в сопровожденяи двух групи истре-

бителей: в одной труппе было 6—9
«Ме-109», в другой — 6 «@В-190».
` Капитан Магерин подал команду: «При-
готовиться к атаке!» И всей  четвбркой
сбоку, спереди, лётчики врезались в пер-
вую группу «Ю-87». На повторной атаке
сверху» сзади, с полупереворога капитая
Магерин сбил ведущего труппы «Ю-87».

В это время ведомый младший лейтенант
Малышевский сбил второе «10-87»,

В

a

5 марта 1943-г., №10 (133).

ивцкая Пехота ракетаия указывала своим
пстребителям курс малпих ночных бомбар-
лировщиков. Фатлистекие истребители шли
по ражотам, как по Вехам, изредка вклю
чая фары, Олнако этот прибм He имел кя-
какого ‘ублеха. Hamm  воздушиые корабти
жоняли курс, маневрировали по высоте и,
оотаваЯвь неуловимыми, громили отходя»
щие фашистские войска.

Бомбардировочная авиация противника
праявляла незначительную — активность,
Лишь изредка над боевыми порядезии Ba-
шях войск появлялись небольшие труппы
прикрытием   истребителей.

«10-88» под
Интервалы” межлу  налбтами позволяют
сделать заключение, что это действовала

олна и Ta же групла бомбардировщиков,
базирующаяся па дальвих аэродромах.
Концентрируя бомбардировитиков на однох
направлении, противнак старался созхать
вилимость массировай ударов.

Нехмы сделали ытку блокировать ©
ON из маниих основных фронтовых аэро-

‘ромов. Но массированный налёт не удал

ся. Потеряв несколько малпин от опня 3е-
нитной артиллерии, циисты отказались
от отой затеи. Тогда для блокировки Ha- .
ших аэродромов немпы стали использовать
«охотников», (Которые приходили в palon
зародрома и там поджидали самолеты, эду-
щие ва посадку. Нередко пемпы прибегатя
к хитрости, включая бортовые гии, что-
бы таким образом обнаружить Hall Hot
Бдительная служба постов
ВНОС разоблачила я эту фФалиистскую уло-
pry. Получив приказ по радио, наши лет
THER садились ‘на запасные площадки,

Активные действия mame apna
вынудили немцев на нозь уводить самолё-
ты в глубокий тыл. На полевых площад-
ках оставались лить неболыпие прунпы
немелких истребителей. Активная BOOT yO
ная борьба начиналакь с 10—12 часов.
дня, когда ‘немцы подтягивалк авиалеию ,
на передовые зэродромы.

При сопровождении своих бомбардиров-
щиков немецкие истребители действовахк
с ними на одной высоте, при пикировании
бомбардировтщихов таже. пикировали, но
открывая огня, з только прикрывая «Юз
керсы». Шри вотрече с нмпими истредите-
лями «Мессеримитты» обычно старались
атаковать их снизу, сзади или сверху, рю-
же — сбоку. «Не-2», как правило, пох
верталяюь атаке с левой стороны. ,

Нами пивировщики смело вступали в
бой с немещкими истребителями, На-хнях
груныта «Ле-2»,  возвращавшаяся — поеле
бомбомегания, полвергхась атаке немецких
истребителей. В воздушном бот «Пе-2х
т два «ФВ-190» и подбиля олин «Ма

ee р

В боях sa Демтиский плаадари неицах
‘не улалось завоевать господство в 20злу-
хе. Не ‘удалось им ‘удержать 34 собой и 34-
нятые позиции, «Демянсвая  крапость»,
которую немцы укрепляли ORONO полутора
лет, перестала существовать.

Подполковник А. ГОРЕВ.

На малых высотах

между ними всб сокраацалаеь И Korps
«Meccep» ‘заложил левый вираж, лёТЧик
изловчилея и ударил по нему из пушек
и пулеметов. Подбитый фриц уже ве мог
уйти вверх. Он выровнял машину и хотел
удрать 0 снижением. Когда он стал вы-
ходить из пике, вдогонку ему послеловал»
вторая очередь с дистанции 50 метров.
«Ме-109ф» врезался в землю.

Между тем гвардии младший лейтенаят
Углянекий, преследуя противника, вы
скочил за облака. Здесь на него набро-
сялась подстерегавшая его пара «Ме-109»,
которая первой вышла’ из. боя. Углянский
нырнул в облако, пробялся к земле и тут
встретился один на один со своим против
ником. «Мессер» шёл.со снижением с 4е-
вым разворотом. После четырёх очередей
зражеский истребитель ‘упал па налпу тер-
риторизю.

Твардии \ старший лейтенант. Савин
поймал свою жертву под пижией кромкой
облачности и бил номпа во yriop.
«Ме-109ф» не мог спастись or orang Ca-
вина,

Так закончился этот возлушный бой на
‘предельно низкой высоте. Итог боя-—три
«битых немелких самолёта.

Следует отметить, что в. бою на низкпх
высотах «Ме-109ф» эначительно уступает
в маневре нашему истребителю. Не пре-
восходит он его и по скорости. На малой
высоте «Мессер» ме может применить свой
излюбленный манбвр — дратьея па вер-
тикали. Напги же лётчики применили тти-
рекий горизонтальный манёвр и била
«Ме-109ф> на виражах и в момент их
выхода из пике; За веё время этого воз»
душного боя, который продолжался около
десати минут, немцы. пассивно оборояя-
лись, стараясь избежать лобовых атак я
скрыться в облачности, Инициатива boa
вое время оставалась в руках наших лёт»
YHROB, р

Подполновник А. МИХАЙЛОВ,

———

Подвиг четырех истребителей

панике «Ю-87» начали бомбить свой по
дорогам отходящие войска. Используя па-
нику,  лойтенант
группу «Ю-87» и сбил третьего бомбарли-
ровщика, i

\

Заболотнов — атаковал

Воздуншый бой закончился бесславно
для немецких лётчиков. Они потеряли 3
бомбардировщика и 2 истребителя. Bee
четыре паптих истребителя, BILE PAPI WX
00И` с 45 немепкими самолётами, благопо-
лучно вернулись домой. Бомбардировщики
обращенные в паническое бегство наши.
ми истребителями, ебросили часть  б0мбо-
вого груза на свои войска.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
{От Bam. chen, корр, по телеграфу),