р

}
р

ee a

wwe

eee

”

iG)

[=
qn

b@
lo
0?
My

{)”

$ >.

fe

: ‚ ющих заходов и для отражения нападе-

$: Мы, ведущие, условились строго выхер-

\ умом, при встрече © «Мессерами» увлёка-

к.

‘

Взаимодействие штурмевиков

:
  Yay, ведущим групи штурмовиков и
  астребителей, нгоднократно приходилось
  встречаться в воздухе и выполнять 96-
’ из залачи. Между нами достигнуто пол-
  ве вмашчное понимание в действиях, и
  ви один из нас не имеет теперь основа-
  ний высказать друг другу какие-либо пре-
  аензии,

) Олнако на первых порах нашей бов-
  мктной боевой” работы не всё шао глад-
 , `Штурмовики недостаточно держали
  стой, рассыпались над целью, а истре-
бители в свою очередь запаздывали с. вы-

лиь боеу, забывая свою основную. зада-
ч  прикрытия. Встретившисеь как-то на
  сонференции ведущих групп, мы дегово-
  ились о всех вопросах взаимодействия и
  туехили имевшиеся недостатки. Конферен-
  ия помогла нам в боевой работе. Значит,
поюбные мероприятия надо обязательно
  доводить и впредь; чтобы дать возмож-
\ ть штурмовикам и истребителям лич-
  но общаться на земле. у

. Над чем же работали мы после первой
‘встречи? Васильчнков главное внимание
`увдил слётанности групиы штурмовиков,
  отработке приёмов перестроения в возду-
“yo в момент атаки цели, сбору для после-

} ния ‘истребителей, Бочаров в свою очередь
  отплифовал 66 своими ведомыми элемен-
ты противезенитного манёвра и главным
  бразох взаимодействия между парами
  прикрытия.

жлвать курс ине отклоняться от маршру-
isa, A это очень важный элемент взаимо-
рствия. У тех, кто ешё не’ сработался,
ууенно в результате пренебрежения к э®-
  уг элементу бывают ничем не оправдаяные
  потеря. Ведь истребители, вылетаюлцие на
  прикрытие пигурмовиков, знают только
цель и марпрут к ней, проложенный на
  зе, Они не знают замысла ведущего
туупты питурмовиков, которому, возможно,
заблагорасоудится итти другим маршрутом.
Tak получилось недавно у олного из на-
max ведущих. Вместо. того чтобы итти за
ранее указанным маршрутом, он неизвест-
10 зачем отклонилея влево, прошёл Над
ласолённым пунктом, затем пошёл вдоль
линии фронта, & вышел на цель с того же
направления, что и предполагалось. Хит-
(стью такой манёвр назвать нельзя, а
потребители чуть было не потеряли из ви-
ду «ИТов».
` № этого слуЧая следует такой вывод:
етрого придерживайся запанного маршру-
а; если же думаешь его изменить, 33-
ранее на земле или по рахио договорись
of STOM с ведущим труппы“ истребителей.
  В практике бывает и так.  Атаковав
цель, иггурмовики, вместо того чтобы со-
браться в круг, а затем лечь на обратный
хух, сильно разбрасываются и ускольза-
ют из поля зрения истребителей. Истре-
бители же в это время лержатся в стороне
я выше, теряя зрительную связь CO CBOH-
уп штуриовиками,

У веломых группы Васильчикова таких
недостатков теперь нет. Вее ходят ком-
овактно в строю, после атаки быстро соби-
“ются на свой места м строго выдержи-

mene re

и истребителей

вают курс ка обратном марпируте, Помог-
ло в атом, в частности, радио, посредством
которого командир всё время управляет
подчинёнными. Учитывая рефлекс запаз-
дывания, ведущий подаёт команды: «Вхо-
жу в пике», «Выхожу на пике», раньше
чем сам начинает производить эти эволю-
ции. Наблюдая, как ведомые выполняют
полученную по радио команду, вехущий
затем сам приступает к действиям. В ито-
6 он никогда не отрывается от группы.
Шри втором и последующих заходах он
всегла предупреждает по pare ведущего
группы истребителей.

Ещё отин важный момент в работе вза-
имолействующих — групп — сохранение
внезапности налёта,’ умение лействовать
скрытно. Истребители, прикрывающие
«ИЛТ’ы», не должны фаныше времени поя-
вляться над целью, чтобы тем самым He

свою очерель обязаны действовать быст-
ро и согласованно.

Недавно мы были свидетелями такого
факта: группа питурмовиков проскочила
линию фронта и, имея, очевилно, намере-
ние атаковать цель с тыла, прошла так
далеко, что привлекла внимание враже-
ских постов ВНОС. В воздухе не. замедли-
ли появиться «Мессершмитты». Пришлось
завязать воздушный бой и этим создать
для себя дополнительные трудности.

Группа Васильчикова действует иначе.
Она заходит на цель, стараясь избежать
населённых пунктов, п, как правило,
есть посты ВНОС. Когда ведущий имеет
намерение атаковать цель с тыла, он со-
общает об этом специальным колом по
радио ведущему группы истребителей.

В качестве ведущего группы истребите-
лей у нас часто летает старший лейтенант
Пушкин. Мо опыт поучителен для
других ведущих. Штурмовиков он сопро-
вожлает не только до линии фронта, а
идёт с ними на цель, прикрывает их во
время атаки и сбора. Между Пушкиным
и ведутим штурмовой труппы постоянно
поллерживается связь по радио. `

Мы также птироко пользуемся  ралио-
связью, начиная со взлета. ЕКели Василь-
чиков лумает изменять строй, oH пре-
дупреждает 00 этом Бочарова, чтобы
истребителям легче былю следить за хвосто-
вой парой «ИЛ’ов». (Или, например, иног-
3а возникает необхотимость в опневом вза-
имолействии, Истребитель увеломляет 96
этом по ралио штурмовика, чтобы тот сво-
им огнём прикрыл манёвр,
истребителю для атаки противника с вы-
голной позиции. Бак показывает опыт,
«ИЛ-2» может самостоятельно вести дли-
тельный воздушный бой с вражескими ис-
требителями, а при умело поставленном
огневом взаимотействии выиграть бой да-
же с численно превосходящим противни-
ROM.’

Следствием хорошю налаженного взаи-
молействия является то, что наши труп-
пы ‘че имеют потерь, `.

Старший лейтенант Н. БОЧАРОВ,
ведущий группы истребителей.
Гвардии старший сепжант

В. ВАСИЛЬЧИНКОВ,

ведущий группы штурмовиков.

\

\

Удар принят на себя

Тейтенант Крашенинников и ‘несколько
красноармейцев, выбрав подходящее AIA
аэррома летное поле, соорудили и рас-
ставили макеты самолётов. На аэродроме

TIM) не походило Ha ложное — так

TeRyCHO еб было сделано.

‚ Неицы, раскрыв  «мовый»` аэродром,
бомбили его’ с большой настойчивостью,
благо не мешал им зенитный огонь. Так
был отведен удар от действующего аэро
хрома. :

часть», создавать вполне реальную обета-
HOBRY на аэродроме.

Олпажды пад ложным аэролромом про-
ходила, выполнив боевое задание, болыпая
группа наших ночных бомбардировщиков.
Красноармейцы Семенихин и Селюченко в
ровном гуле моторов обнаружили ‘другой,
ноюший звук. Это вслед за нашими само-
лбтами шёл вражеский блокировщик. Бой-
цы моновенно сообразили, в чём ero. Onn
быстро осветили лётное поле и «матеря-
альную часть», дали ракету. Самолёт

обнаружить штурмовиков. Й последние в

необхолимый.

старшим лейтенантом И. А. Титовым (слева) и штурма

Южнее озерах
Ильмень

Наступательные операции частей Крас-
ной Армии поддерживает с воздуха наша
авиация. Трижды подвергли атаке один
из крупных вражеских аэродромов штур-
мовики Н-ской части. Третий налёт был
особенно эффективным. 17 «ИЛ’ов»; ве-
домые твардии майором Васильевым, на
заре появились в тылу у немцев. Дейст-

вия штурмовиков прикрывали истребители.

«ИТы» шли эшелонированными группами
и первый удар обруптили на зенитные ба-
тареи на юго-западной окраине аэродрома,
В то время, когда труппа «ИТов» под
командованием гвардии майора Васильева
выходила из’ пикирования, другая группа
самолётов, ведомая гвардии. сержантом Ва-
сильчиковым, защищала её своим ‘огяём,

Труппа лейтенанта Кочетова атаковала
вражеские самолёты на стоянках и вызва-
ла нз земле несколько’ очагов пожара.
«Мессершиитты» пытались помешать ра-
боте «ИТов». Нал озером Ильмень’ разго-
релся ожесточённый воздушный бой, в ре-
зультатв которого наши истребители сби-

ли два «Фокке-Вульф-190» и полбили 01°
ного «Ме-109г». В трупповох, воздушном.

бою храбро и умело действовали пстреби-
тели пол командой старших лейтенантов
Чубукова и Пушкина. В этом же ‘возлуие
ном бою, вззимодействуя с-истребителями,
воздушный стрелок на «ИЛ-2» тов. Гара-

+

pe сбил немецкий  истредитель  &Ме-
109». -

Выполнив 606806 задание, ° ведущий
групты «ИТов» старшина Бубликов 3a-
метил на OFHOH из вражеских станций
воинский этелон. Бубликов Принял реше-
ние атаковать стакцию. «ИТы» подожгли
пакгауз и эшелон. Как показало фото, эту
задачу штурмовики выполнили отлично.

Группа «ИЛов» пот командованием стар-

шего лейтенанта Головко  выдетала для
удара по артминомётным позициям. про-

Aw.

* - и 5 se } : С
Заместитель командира эскадрильи по политчасти старший лейтенант Н. Д. Самсонов (в центре) беседует с лётчиком

вое задание, -

Bo тремя ночных ударов по железно-

дорожным коммуникациям и узлам про-
тивника лётчики Н-ской части столкну-
лись с новыми уловками и приёмами не-
мецкой противовоздуптной обороны.
‚ Раньше, ‘когда наши бомбардировщики
подходили к важным ©б’ектам, немцы не-
медленно открывали сильный заградите-
ЛЬНЫЙ ОГОНЬ ‘И зажигали ве прожектора.
При этом в районе цеди нерелко патрули-
ровали ночные ибтребители.

В боях за Ростов-на-Дону, Харьков и
другие крупные гороха бомбардировщики’
встретились. в иными. приёмами против-
HUKA,
При потоле наших самолётов к цели
й во времл пребывания их Bal самой
целью противник не открывал зенитного
огня и 3 зажшал прожектора. Бо-
лев того, противник продолжал  «мол-
чать», даже когда наши экипажи  сбра-
сывали бомбы.

Опытные лётчикя Матросов, Воробьев,
Велопинцкий установили следующее: ec-
ли во время бюмбартировки бомбы не по-
ражали цели, немцы иня He откры-
вали, чтобы He обнаружить её. И иа-
оборот, етонло’ только одной бомбой пора-
зить ‘цель, как начинали действовать сра-
зу все зенитные срелстеа.

Hamty лётчики заметили также, что в
лунную HOW вражеские зенитки, kak
правило, на работают, а охраняют 0) ERT
ночные истребители, взаимодействующие
6: прожекторами. ) В
‘Ещё нелавно немпы в районе цели
при появлении нашего самолёта  зажига-
ли 306 прожектора, а сейчас действует
только олин прожектор и UMeHHO B TOM
районе, гле в ланный момент находится
самолёт, Повилаямому, район цели разделен
на световые секторы, и каждый из них O0-
влуживается своим прожектозом..

ном старшим лейтенантом А, В. Юзиным перед их вылетом на бое-

Уловки вражеской ПВО
  НОЧЬЮ

Вот. что рассказывает лучший лётчик
части — испытанный бомбарлир майор
Матросов:

— Мы поярились в. районе горола во
втором часу ночи. Светила луна. Topot
был затемнен, но с воздуха виден отчет-
диво. Ни прожектора, ни зенитки не дей-
ствовали. Мы быстро отыскали цель —
‘железнодорожные составы — и сбросили
бомбы. Мгновенно‘ вспыхнул луч оного
прожектора. Повидимому, это был прожек-
тор, соответствующий данному световому

тивника. В то время, когда «ИТы». уже,
были на маршруте, штаб части получил
данные 0 том, что к одному из населённых
пунктов © юга подходит колонна враже-
ской пехоты. В воздух последовал приказ
— ударить по подходящим войскам про-
тивника. «ИЛ’ы» атаковали немцев; В0-
лонна частью была уничтожена и частью
рассеяна. Окончательный разгром“ этой
вражеской группировки завершила групиа
«ИТов» под командованием лётчика тов,

ГОТОВИТЬ АЗРОДРОМЫ

TO BEOHE

Опыт пропилой. военной. весны . многому
Havana работников авиационных тылов.
Там, где ааропромы к весне готовились
ещё с зимы, авиация успешно без пе-
рерывов работала в дни распужчны.

Освобождение поверхности лётного по®.
ля OT снега производилось двумя 01060-
бами: вывозкой 3a пределы = азро-
дрома ин применением так называехых-
абсорментов (каменноугольной и торфяной
пыли, печной золы, фосфорной муки), ус-
коряющих таяние снежного покрова. Прак-
тика показала, что первый пособ ‘во фрон-
товой обстановке более оправлывает себя.`

Вот один пример из практики полготов-
ки аэродромов. 3% несколько дней ло на-
чада снеготаяния мы выбрали площалку
с песчаным грунтом и приступили в очи-
стке её от снега. С наступлением первых
же тёплых. дней полоса быстро просохла,
и на ней могли базироваться лёгкие типы
самолётов,

Это в полной мере отноеится и к аэро-
дромам, где имеются искусственные взлет-
но-посадочные полосы. Они могут быть
использованы. для боевой работы сразу же
после очистки от снега. Процесс уборки
снежного покрова намного ускоряется, ес-
ли_снег с бетонирбванных ^ полос зимой
вывозился, а не укатывалея. Взламыва-
ние же укатанного покрова требует боль-
шой затраты рабочей силы и’ механизмов.

Какие использовать механизмы ДЛЯ -
очистки от снежного покрова полевых а9-
ролромов? Этот вопрос имеет актуальное -
значение, тах как уборка снега со эначя-
тельной плошали — весьма трудоёмкая
работа. (an

Улобно собирать снег обыкновенным де®
ревянным угольником, который широко
используеюся для расчистки дорог, Уголь-
ник сколачивается из брёвен и подбивает-
ся рельсами. Буксируемый вдоль половы
трактором, он образует снежные валы В
полтора-два метра ‘шириной. При глубо-
ком снежном покрове рекомендуетея пу-)
стить угольник 10 одному следу два-три
раза: полбитые рельсы выберут снег. до са-
мой земли.

Очень важным мероприятием в подго-
товке лётных полей к весне является за-
медление снеготаяния на‘ зимней полоее,
Уплотнение полос катками и Гаадилкамн
зимой само по себе способствует замедле-
нию снеготаяния. При резком потепления
необходимо лишь слелить, чтобы прежде-
временно не появились  проталины или
выбоины. Применение теплоизоляционных
материалов в качестве замедлителей cHe-
тотаяния не оправдало надежд, поэтому
использовать их не всегла рационально.

После прекращения работы авиации на
полосе замедленного снеготаяния её не0б-
холимо взрыхлить дисковыми   боронами.

Выбор полосы для лётной работы’ весной
и полосы замелленного снеготаяния имеет
существенное значение. Необхолимо иметь
В РИДУ, ЧТО талые воды не должны про-
никать на полосу, заранее освобожавнную
от снежного покрова, или заливать поле,
на котором заперживается снеготаяние.

С этой целью мы располагаем полосы
ближе к границам азролрома, причём по-
Toca, где залерживается снеготаяние, на-
ходитоя на северных скатах, а поле ©сво-
божабнное ° от снежного покрова, — по
направлению  тосподствующих весенних
ветров и на южных скатах. Не всегда, ко-
нечно, умабтся придерживаться этих пра-
вил, но невоторые отклонения вполне до-
ry CTHMBE. :

Чтобы талые волы не заливали полосы,
необходимо устроить систему водботволных
канав. Направление их ликтуется релье-
фом местности. Обычно канавы разлеля-
ются на собирающие и транепортирующие,
Если полосы расположены на разных ска-
тах, то собирающая канава должна быть
проложена вдоль верхней продольной сто-
роны полосы, а транспортирующие отве-

Фото Ник.. Соловьева.

— Истребитель! Вниз! \

Я перевёл самолёт на крутое сниже-
ние, чтобы оторзаться от фашиста. Но
«Мессершиитт» успел выпустить по нас
пушечную очередь.

После первой атаки противник немел-
ленно презпринял вторую и, дав ещё 9д-
ну очерель, повредил правый мотор. бчи-
тая, что мой стрелок yout, © «Meccep-
Шмитт» обнаглел-— подошёл почти вплот-
ную, метров на 50. Тогла Ратанов в
упор открыл отонь. Из-под правой плос-
Кости вражеской машины вырвалось пла-
мя, немец левой спиралью пошёл вниз.

Через несколько дней тот же экипаж
полетел в другой район бомбить железно-
дорожный узел. Как и в первом ‚ случае,
зенитки ‘и прожектора протирника не ра-
ботали. Отнако` лётчивый обпаружили ка-
гой-то мигающий фонарь. Позже выясни-
лось, что это был специальный световой
прибор, показывающий вражескому ист-
ребителю направление, откуда идёт наш
бомбарлировшик. Чтобы  противодейство-
вать этой уловке врага, паши ^экипажи
прохотили нал целью, не сбрасывая Gond,
a затем, избежав вотреч со истребителями,
возвралиались обратно и производили бом-
бардировкх. 1

Экипажи заметили также, что немец-
кие истребители отыюкивают ночью  на-
ши самолёты не только по выхлопам ог-
яя из патрубков, но также и по взрывам
бомб. Серия бомб, обрасываемая с самолё-
та, показывает противнику его курс. По-
этому рекомендуется, сбросив серию 60Md,
моментально менять направление,

Известно далее, что немпы часто вы-
пускают ночных истребителей в паре,
причём ‘олин из них с освещённой фа-
рой; Некоторые стрелки  сосредоточивают
своё внимание на истребителе с фазой, а
в это время сзади или сбоку подходит
второй ‘«Мебсершиитт». Стало быть,
встретив немецкую машину с зажжённой
фарой, надо всегда помнить о возможно-
сти нападения другого истребителя.

Как уходить от ночного истребителя?
Лётчини части считают, что ни в коем
случае не следует уходить разворотом в
сторону, пбо тем самым  подставляешь
под огонь брюхо или борт самолёта. Кро-
ме того, при таком положении машины
пемец легко обнаруживает её по огню из
выхлопных патрубков. Ухолить следует

За короткое время фашисты произвели

Тве ожесточённые бомбардировки ложного
аэродрома и четыре раза подвергли ero
обстрелу. в каждого налёта у красно-
армейцев прибавлялось работы. Нужно бы-
20 но только подновлять макеты, заделы-
вать воронки от разрывов, но и перестав-
дать,  рассредоточивать «материальную

}

Черты

‚Когда агитатор беседует © молодыми
аётчиками о стойкости в-60ю, © мастер-
стве и русской хитрости, о любви к 0т-
чизне и ненависти к врагу, он рассказы-
Bact им 0б истребителе фаптистов Петре
Пилютове, о славной истории его шести
равитольственных наград: ;

Пилютов открыл свой счёт’ истребления
гитлеровцев в первью же дни войны, 3a-
писав его собственной кровью. На высоте
5,000 метров ему повстречалея «Фокке-
Вульф». Учацённо забилось сердце:

— Ато победит?

Истребитель прижался к кромке 6бла-
ков. То показывался, то ‘исчезал немецкий
сауолёт. Opn разглядывал находившийся
внизу железнодорожный эшелон. Пилютов
решил воспользоваться  «любозпательно-
стью» врага. п незаметно  подстроилея
почти к самому крылу. «Фокке-Вульфа».
х ижеляло всего лишь 50 метров. Пора
действовать! Пулемётная очередь прошила
кабину немецкого лётчика. «Фокке-Вульф»
пошел вниз, но вражеский стрелок-радист
успет ответить Пилютову встречной пуле-
метной очередью. Пуля обожгла голову.
Говь залила лицо, но лётчик снова пой-
мал в прицел немецкий самолёт п.с 0%е-
сзочением нажал гашетку,

На мгновение Пётр Пилютов потерял
сознание. Очнувшись и смахнув кровь ©

липа, оп увидел стремительно  пПадазший
вниз «Фокке-Вульф».
Счёт был открыт. За первой записью

скор» последовали вторая, третья; Да и
Могло ли быть иначе у Пилютова — лётг-
Чика, всема жаждущего боя и встреч с
врагом, летчика, сердце которого опалеио
ненавистью к тем, кто предал огню его
хом в Пушкине, кто опоганил, разорил его
ретной Гомель.

Палютюв — foen болыпой смелости и
Треззого рассудка. Он никогда не преумень-

противника отстал от нашей группы, сде-
лал круг над «аородромом» и сбросил це-
лую серию 00мб. Так бойцы отвели опас-
ность от действующего аэродрома, приняв
Удар на себя. = > mas

Старший сержант А. ЧЕРНИЦЫН.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Ни

repos

шает сил врага, никогда ве рисует немца
простачком, которого собъёшь одним от-
важным натиском. Искусство боя пости-
тается`в бою. Зная это, Нилютов ‘изо дня
в день учится воевать на боевых пряме-
рах своих друзей, в ожесточённых в0з-
душных боях.

В начале войны он как-то повстречал-
ся с четвёркой ‚«Мессернгмиттов», Летчик
пошёл № атаку на ведущего. По воздуш-
ному «почерку» он угадал в нём асса.
Пилютов подходил к немцу так близко,
что даже видел жёлтый помер на его ма-
шиле — 19-й. Немец увёртывалея от Пи-
лютова и неизменно оказывался в более
выгодном положении.

После этого боя лёгчик постоянно думал
0 «19-м желтом». Он искал с ним встре-
Чи, находил его, но немец, словно смеясь
над своим преследователем, подходил соз-
сем близко, показывал свой номер и сно-
ва взмывал ввысь. „М№варищи  товорили
Пилютову:

— Ллювь ты ‘на Hero!

—- He могу. Не успокоюсь; пока
собью. !

И сбил. Сбил на четвёртой встрече. Не-
ожиланно вышел из-за ‘облаков (излюб-
ленный его приём) и сверху, словно смерч,
обрушился огнём всех своих пулемётов на
непавистный «19-й желтый». Лётчик Сто-
рожаков, наблюдавший бой, рассказывал
потом:
‚ Я думал, что Лилютов вот-вот Bpe-
жетея в немца.

Виезапность и скрытиость в бою, огонь
с короткой дистанции-——сколько раз эти
средства приносили победу Петру Пилю-
тову! Вместе. со Сторожаковым он однаж-
лы погнался за девятью «Ю-88у и во-
семью «Ме-109». Открыто вступать в бой
было легкомыслием. Лётчики пошли в 0б-
лака. Незаметно вынырнув оттуда, они
сбили отного за другим лва крайних «Юн-

He

Конюхова.

Бои южнее озера Ильмень продолжают-
ся. Наша авиация с каждым днём усили-

вает свои удары по врагу.

‚ Подполковник М; АЛЕКСАНДРОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ... Я

корса», атаковав их сбоку под‚углом. 910
было сделано внезапно и ‘стремительно.
Когда первый сбитый «Юнкерс» полетел
вниз, немцы, повидимому, даже не поня-
ли, что, собственно, произошло. И только
Koma был подбит второй самолёт, фаши-
сты спохватились и бросились догонять
пару смельчаков, да поздно: и

У Пётра Излютова своя школа борьбы
с вражескими бомбархировщиками. Он ча-
ото встречался с ними, часто бил их; Си-
пя в кругу молодых лётчиков, он с жа
рюм рассказывал 0 TOM, Kak надо бить
«Юнкерсов». Шо обыкновению вычерчивая
схемы ва песке, яростно жестикулируя

‘  руками, Пидютов показывал, почему on

никогда не заходит строго в хвост немсц-
Бому бомбардировщику. _ р

— Пропадёшь! Обязательно пропадёшь!
Вогда строго в хвост заходишь, нёмецко-
му стрелку легяе вести огонь по твоей
уашине.

Бить ¢ короткой дистанции и только
прицельно! Пилютов никогда не отступает
от этого правила, и оно никогда не“подво-
Ant его. Но бить врага с короткой листан-
ци --— не значит открывать огонь с 9003-
ланием. Девиз Пилютоза: «Кто опередил,
тот победил».

Дерзкяй в бою; он не считает, сколь-
ко дербётся немпев. Если же посчитает
машины врага, TO только лля того. чтобы
ориентироваться на поле боя, а не уйтн
с него. Большая внутренняя сила сохра-
пяет ему ясность мыслей в самой горяч-
ке воздушного боя, в те секунды, когда
одним манёвром порой решается подеда.

Лётчики Ленинградского фронта хорошо
помнят историю воздушного боя русского
богатыря Пилютова со стаей «Хейнкелей»,
Ему поручили сопровождать»  «Дугласы»,
шедшие из Ленияграла. Чтобы не обогнать
«Лугласы», Нилютов летел, разворачива-
ясь, то вправо, то влево. Это давало ему
возможность хорошо просматривать воздух.
На одном из разворотов лётчик заметил в
небе несколько еле различимых точек.
Прошло несколько” секунд, и у Пилютова

Кектору. Олнако он недолго держал нас 8

я услышал голос моего 1
млалшего лейтенанта Ратанова:.

уже не было сомнений: идут «Хейнкели».

Их было шесть. Они, как коршуны, иа-
бросились на транспортные самолёты.
Яростно ринулся с высоты Шилютов  на
ораву воздушных пиратов. Немцы, пора-
жеённые внезапным пике нивесть OTKY-
да появившегося ‘смельчака, рассыпались
по сторонам. Расчёт советского истребите-
ля был точен. Воспользовавшись сумяти-
цей, «Дутласы» успели скрыться за J6-
вом.

Пилютов остался один противо, шестя
взбешённых неудачей немцев. Но лётчик
предпочёл наступление обороне. Он samba
в хвост одного «Хейнкеля», стреляя эко-
номно; короткими очеретями. Немпы He
успели. опомниться, как в озеро врезался
охин из их самолётов. Фрицы поняли, что
на виражах русского не возьмёть. Они
стали пикировать сверху, Пилютов мгно-
венно учёл это изменение в тактике вра-
та. Он полстерёг отного из пикирующих
«Хейнкелей» в то елва уловимое мгнове-
ние, когла немец выходил из пике, я
тетретил вто огнём всех пулеметов.
было послелнее пике немца.

Между тем полбитый самолёт Пилютова
стал сдавать. Машина тяпула вниз, & нем-
цы не отставали, Пилютов продолжал бой,
когда плоскость его самолёта чуть ли не

касалась поверхности озера. Вот уже мо-.

Top заглох... Иётчик всё же дотянул 40
земли. И тогла враг, оказавшийся бессиль-
ным в воздушном бою, стал «смело» рас-
стреливать безоружного, но не побежиен-
вого Пилютова. Летчик укрылся под мо-
тором. Осколки снарядов впились в тело.
Боль затуманила глаза, А’ немцы 866 про-
должали стрелять. Но они не смогли убить
Пилютова, как Не смогли победить его.

..В полку большой торжественный
день. Лбтчикам вручают ордена. Пилютов
получает орлен Ленина.
’Й снова он летает, снова бьёт врага,
снова гремит слава 9, храбрости и мастер-
стве отважного истребителя.

Растёт боевой счёт советского acca. Бо-

курсох на противника, В этом случае он

дены по скатам в стороны. Рельеф может

‘лучах. и вскоре погас, `Очезижно, немцы
осветили нас, чтобы ` показать своему
истребителю.

Буквально ‘через несколько мгновений
стрелка-радиета

Это   Кровью. своей завоевал он высокое зза-

потребовать устройства  лополнительных
канав или собирающая окажется вовсе
излининей.

В конце зимы нередко случаются мете-
ли. Необхолимо оградить очищенную по-
лосу от заносов, в противном случае м0=
тут сойти на нет затраченные срелетва.

Все эти мероприятия, проверенные на
практике; помогают быстрее готовить. аэ-_
родромы в весне с тем, чтобы в период
распутицы обеспечить боевую работу авиа-
ЦИИ. у

не видит выхлопных огней, и бомбарди-
ровщику нужно меньше времени, чтобы
оторваться от ‘врага.

Майор М. ПОСТОЛОВСКИЙ.
Майер Н. БОБРОВ.

гда число сбитых им лично самолётов пе-
решло на Второй десяток, Петру Андрее-
вичу Пилютову вручили орден Красного
Знамени, четвёртый орден — награду от-
чизны за мужество и мастерство. :
‚.Нелавно ва заснеженном Tote aapo-
дрома Пилютов вместе с боевыми своими
друзьями торжественно принимал гвардей-
ское знамя. Оклонивитись на колено, он
повторял слова священной клятвы.
Клянёмся до победного. конца, 10
полного разгрома фашистской нечисти дер-
жать честь и славу советской гвардии!
—- Клянусь! i
Это слово вместе с Пилютовым повторя-
ли его соратяики по боям. Они стояли
рящом с ним-—Покрышев, Зеленов, Чирков
— люди большой отваги и BbICOKOTO BoeH-
ного искусства. Вместе они начинали вой-
ну. В одной группе с ними он рядовым
лёттиком впервые встречал врага на даль-
них подступах К городу Ленина. Вместе ¢
ними более полутора лет.стоит Пилютов на
боевой вахте — охраняет Ленинград.

Старший технин-тейтенант
: М. МИНИКОЕСКИЙ,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ние, высокую честь гварлейца. On исты-
тал, горечь блокады и радость разрыв
Больца, сжимавщего город. :

За полтора года Пилютов прошёл путь
от рялового воздушного бойца до замести-
теля командира полка. И путь этот отме-
yen ‘не только 20 самолётами, сбитыми
лично и в группе. Были на пути этом и
поражения, и пеудачи, и горькие минуты
сознания своей слабости и несовершея-
ства. Теперь Пилютов научился бить вра-
ra наверняка., Пришла зрелость воина, а
с ней и слава. 1

Через весколько дней после получения
трарлейского знамени полк получил еще
одну радостную весть — три его питомпа
вошли в семью Героев Советского Союза:

На командном пункте

М-ской части,

Пётр Покрышев, Николай Зеленов, Пётр  Младший лейтенант А. В. Гузанов -

Пидютов... принимает донесения, На переднем
Г. СОЖИН. плане — телеграфист младший сержант
Л. ЛЕРОВ. С. И. Заславец.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. Фото Ник. Соловьев8,