Нохороны ^А.

26 фезреля Москва хоронила Алексея
Николаевича Толетото.

Урна с прахом покойного после крема-
ции была установлена в Малом зале Дома
‘Союзов. На постаменте, среди цветов и
венков, на пяти атласных подушках —
ордена и медали, которыми пиеатель был

‘Багражден правительством за выдающиеся
заслуги меред Родиной. У подножья урны

— обрамленный креном портрет А. Н.
Толетого.

С 11 часов утра перед урной с прахом
писателя проходили трудящиеся столицы,
ученые, писатели, артисты, рабочие мос-
KOBCKEX предприятий, бойны и офицеры
`Врасной Армии. и

Отдать последний долг выдающемуся
художнику  елова пришли мастера ие-
кусств. Они исполнили любимые произве-
дения Алексея Николаевича. Заслуженная
артистка РОФСР Максакова исполнила

«Грусть» Шюпена, народный артист СССР!

Возловский — бетховенскую «Смерть». С
глубоким значением прозвучал финал па-
тетической симфонии. Чайковского, испол-
ненный Государственным симфоническим
оркестром СССР под управлением народно-
го’ артист РОФОР Толованова. Символи-
‘ческая музыка, Утверждающая подвиг,
жизнь, бессмертие, — краеноречивое: над-
Гробное слово 00 Алексее Николаевиче
Толетом, всей силой свосто могучего та-
ланта боровшемея. за радость и ечастье
человека, против фашистских варваров и
изверлов.

`° В почетном карауле оменяются пред-
ставители партийных и советских органи-
заций, фабрик и заводов Москвы, деятели
литературы, науки и искусства. Почел-
ный караул несут писатели Павленко,
Маршак, Михалков,  тенерал-лейтенант
Игнатьев, художники Соколов-Скаля, Кен-
чаловский, . народные артистки СССР
Яблочкина, Пашенная, Турчанинова, за-
Меститель Народного Комиссара Иностран-
вых Дел СССР Майский, ответственные
работники Наркоминдела и другие,

В Малом зале Дома Союзов присутет-
вуют члены хипломатического корпуса.

B 1 чае 45 минут доступ посетителей
в зал прекращается. зале остаются
члены празительственной комиссии по
организации похорон, писатели, друзья и
родственники покойного. В последнюю
смену почетного караула становятся Н. М.
Шверник, А. Я. Вышинекий, Г. М. Попов,
А. Ф. Горкин, Н. С. Тихонов, И. М. Лю-
нов. М. А. Шолохов, академик И. И. Ме-
шанинов. ,

В 2 часа 15 минут члены комисени по
похоронах и эт. Шверник, Вынтинский,
Мещанинов выносят урну из Дома Сою-
308. На упице выстроилея почетный
воинекий эскорт. Приспущено увитое кре-
пом знамя. Под звуки траурного марша
пронессия направляется к Ново-Девичьему
кладбипу. :

Траурный митинг на кладбище открыл
тов. Г. М. Попов, Он предоставляет слово
or (Совета Народных Комиссаров СССР и
ЦЕ ВЕП(6) тов. Н. М. Шзернину.

— Товарищи, наша страна понесла
больную утрату, — говорит Н. М. Швер-
ник, — смерть вырвала из наших ралов
Алексея Николаевича Толстого — выдаю-
шегося русского писателя, талантливого
художника слова, пламенного патриота
сопиалиетической Родины,
< От нас ушел Harceria большой чело-
век, занимариийся разносторонней дея-
тельностью. Он выполнял большую тосу-
дарственную и общественную работу.

Алексей Николаевич Толстой — ака-
лемик. член Президиума Союза Советеких
писателей, депутат Верховного Совета
СССР, член Презилиума Веославянского
Комитета, член Чрезвычайной Государет-
венной Комиссии по установлению и 7а5-
следованию злодеяний немецких захватчи-
ков и их сообщников. Он обладал неисея-
каемой энергией в работе и на всё нахо-
дил время.

Толетой был тесно связан е народом,
в0 своими избирателями, он горячо отзы-
залея на все просьбы, обращенные к не-
MY, как к депутату Верховного Совета

НСАУ

Bei Re ee oe

Финальная встреча на „Кубок
СССР“ по хоккею

На ледяном поле стадиона «Динамо»
встретились мужские команды 1-го Мос-
ковского Краснознаменного и ордена
Ленина авиаучилища связи и Централь-
ного Дома Красной Армии. Состоялся фи-
нальный матч на «Кубок ССЕР» по’ хок-
Keio.

В первые же минуты матча игрок
ЦДКА Бабич открыл счет, забив мяч в
ворота авиаучилища. Но вскоре хок-
кеисты авиаучилища сильными атаками на-
чали штурмовать ворота ЦДКА. Одна из
атак увенчалась успехом, и Рябов, игрок
команды авиаучилиша, выравнял` счет, -

Незадолго до конца первого тайма
команде ЦДКА удалось провести ‘второй
мяч в ворота противника. Первый тайм
закончился co счетом 2:1 в пользу
ЦДКА. :

Второй тайм прошел в обоюдобстрых
атаках, но ни той, ни другой команде не
удается изменить счет. у f

Результат финальной встречи — 2;1 в
пользу ЦДКА.

Команде-победительнице председатель
Всесоюзного комитета по лелам физкуль-
туры и спорта при CHK CCCP тов. Cue-
гов вручил хрустальный «Кубок СССР»,
-а команде авиаучилища — участнице фи-
нальной игры — диплом второй степени.

Z Майор Н. БОБРОВ.

ОЛИМПИАДА КРАСНОАРМЕЙСКОЙ `
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соединевни, где начальником полит:

отлела полковник. Гришин, ‹° состоялась:
олимпиада  красноармейской  самодеятель-
ности.

Центральное место в олимпиаде заняло
выступление квартета гитаристов, руково-
димого старшим сержантом Евдокимовым,.
состоящего из летчиков и стрелков-ради-
стов Н-ского авиаполка. Квартет отлично
исполнил песню‘ «Оружейница». Старший
сержант Шавырин и ефрейтор Крылов €
большим мастерством исполнили’ танец
«Пыганочка». р :

Большое впечатление оставили оркестр
русской гармоники под управлением млад-
шего сержанта Борового, хор под руковод-
счвом сержанта Балуриной. =

Олимпиада показала значительный рост
участников красноармейской самодеятель:
ности.

Г 804092.

a ee

ПОХОРОНЫ А. Н. ТОЛСТОГО. `

Союза ССР, и добивался быстрого их раз-
решения.

On глубоко знал русский народ, верил
в него, верил в ето силу, сокрушающую
немецвих захватчиков, вероломно нанав-
ших на Советский Союз и тщетно пытав-
шихся покорить “великий свободолюблвый
советекий народ.

Алексей Николаевич Толетой был пла-
менным борцом за ечастье народа, за сво:
боду и независимость Родины, Проетыми,
доступными для понимания широчайцих
масс, волнующими словами зыразил он
свою любовь к Родине, Он гозорил: «В
жизни. нет горячее, тлубже и священнее

Любя советскую Родину, он зюто не-
навидел ее врагов — немцев и не пере-
ставал говорить 06 этом. В период Оте-
чественной войны Алексей Николаевич
все силы своего таланта направляет ка
борьбу против немецкого нацизма, Он бее-
`пошадно разоблачает кровавые преступле-
ния немецких захватчиков, поднимает вее-
‘народный гнев против немцев — убийц
беззащитных людей, против немцев —
 душителей культуры и цивилизации. В
своих статьях; «За. советскую Родину»,
«Моекве утрожает враг», «Кровь народа»,
«Русские воины» он призывает народ к
защите «Советской Родины — страны от-
‘HOB H дедов, уготовленной для счастья
сыновьям нашим и внукам».

Выполняя ‘обязанности члена‘ Чрезвы-
чайной Государственной Комиссии» Алех-
сей Николаевич расследовал зверства нем-
цев в Ставропольском крае. В статье
«Коричневый дурман» он векрыл омерзи-
‘тельные/ преступления немедких захват-
чиков, истребивитих тысячи женшин, де-

зверствах немецких захватчиков он глу-
боко взволновал советских Людей и уве-
личил их ненависть к врагу. Заключи-
тельные слова статьи: «Горе тем немцам,
кто теперь же, не откладывая на завтра,
не очнетея от`коричневого дурмана», —
прозвучали грозным. предостережением,
Ерасная Армия, Армия советекото нарола
уже вступила на немецкую землю. Она
несет возмездие немецким захватчикам.

Алексей Николаевич Толстой — выда-

ющийся художник елова. Начал писать он
в предреволюционные

Военные действна

общении штаба верховного командования!
экспедиционных сил союзников говорится,
что в Германии пехотные части союзников
‚при поддержке танков, преодолевая силь-
ное сопротивление: врага, продвинулись до
Кеппельна (Рейнская область), где продол-
жаются ожесточенные бои. Средние бом-
бардировщики совершили налет на враже-
ские батареи к занаду от Ксантена.

_К востоку от реки Рер войска союзни-
ков снова продвинулись. В районе к се-
веру от Линниха союзники захватили
Грантера Кукхоф. К. северо-востоку от
Юлиха войска союзников заняли  Амельн и
Оберембт. Дальше к востоку союзники за-
HAM большую часть леса Гамбах. В
оне Юлих—Дюрен войска союзников до-
стигли предместья Эльсдорфа и. вступали
в Блацхейм, Эшвейлер и Фраувюллесхейм..

НАЛЕТ 1.900 АМЕРИКАНСКИХ

САМОЛЕТОВ НА БЕРЛИН i
‚ ЛОНДОН, 27 февраля. (ТАСС). Штаб
американских военно-возлушных сил во
Франции сообщил, что 26 февраля более
1.200 «Летающих крепостей» и -«Либерей-
торов» в сопровождении свыше 700 истре-
бителей из состава. 8-го американского
авиационного корпуса совершили налет на
железнодорожные об’екты в Берлине.
Было’ сброшено 1.250 тонн фугасных и

500 тыс: штук зажигательных бомб.
ЛОНДОН, 27 февраля. (ТАСС). Как ne-
редает агентство Рейтер, в ночь на 27 фе-
враля английские самолеты совершили на-
лет на’ Берлин; это был третий налет на
германскую` столицу в течение 94 ` часов.
Команды английских самолетов, бомбив:
ших Берлин в ночь на 27 февраля, ‚видели
Пожары,. возникшие в. результате. налета,
совершенного американской авнацией не-

‘сколько ранее. Согласно сообщенню эки-

пажей самолетов, бомбардировка Берлина
была концентрированной.  _

ПРИЕЗД т. А. Я. ВЫШИНСКОГО
В БУХАРЕСТ
БУХАРЕСТ, 27 февраля. (ТАСС). Сегод-
ня в Бухарест прибыл заместитель ‚Народ-
ого комиссара иностранных дел CCCP
тов. А. Я, Вышинский.

Союзов. На переднем плане — Н. М. Шверник и Г.

чувства, чем любовь в тебе — Родина!».

тей, стариков. Сообщенными фактами о

тоды и скоро был!

районе союзники заняли

рай-.

`. Толстого

Вынос урны из Малого зала Дома’

М. Попов.
Фото А. Лесс (ТАСС).

отмечен Максимом Горьким как писатель,
правдиво изображающий общественные
явления, Он был верным продолжателем
лучших традиций русской литературы,
продолжателем дела выдающихся писате-

лей, возвеличивших евоим талантом наш

испояйнский народ. :
Творчество Алексея Толстого расцеело
в советскую эпоху. Им созданы волную-
щие произведения, проникнутые безгра-
ничной любовью к Родине, человеку, прав-
де. Своими талантливыми произведения=
uu: «Хождение по мукам», в котором
изумительно правтиво изооражается эпоха
революции и гражданской войны, иетори-
ческой позестью «Хлеб» 0 героической
обороне Парицына, организованной това-
рищем Сталиным, и другими произведе-

`ниями Толстой связал классическую ли-

тературу с литературой еоциалистическо-
го реализма. 3

Алексей Николаевич ушел от пас в дни
величайших событий, когла наша совет-
ская страна одерживает? нал ремецкими

захватчиками победу за победой. Смерть

оборвала его прекрасную жизнь, полную

творческих замыслов. Ему не удалось до-

жить до дня торжества окончательной
победы над немецкими захватчиками, №
которую ов верил всем своим сердцем.
отдавая делу разгрома врага все свои еи-
лы и весь талант, г :

Память о вылающемея русеком писата-

‚ле, пламенном патриоте советской Роди-

ны Алексее Николаевиче Толстом всегда
будет жить в нашем народе. _ we
Вечная память Алексею Николаевичу
Толетому!. : : Е
С проникновенными речами на траур-

HOM митинге выступили председатель
правления Союза Советских пибаталей

Н. С. Тихонов, писатеть-ахадемию Mu-

‘хаил Шолохов, От работников искусстве
‘речью

выступил
РСФСР К. А. Зубзв. а
Траурный митинг окончен. Урна с пра-
xow A. H. Толетого опускается в могилу,
‘Трижды звучит прощальный салют. Траур
ную мелодию сменяют торжественные, YT
‘верждающие бессмертие того великого де-
‘ла, которому была посвящена вся жизнь
писателя, звуки гимна Советского Союза.

(ТАСС).

заслуженный артист

в Западной Европе
ЛОНДОН, 27 февраля, (ТАСС). В со.

Занято много городов, в том числе Бюир,
Гольцхейм, Роммерсхейм, Дрофе и Бойх.
Дюрен полностью очищен от противника.
Сопротивление врага в этом районе кон-
центрировалось преимущественно в горо-
дах.
Танковые части союзников переправились
через реку Ниме, близ Битбурга. В этом
Лиссем, `Обер-
вейс, Беттинген: и Мессерих. Отражены
ожесточенные вражеские контратаки ‘в 6

милях к юго-западу от Битбурга. К северо-

востоку от Саарбурга танковые отряды со-
юзников очистили от противника Шоден и
достигли пункта, расположенного в 55 мИ-
ли к востоку от Саарбурга, отразив враже-
скую контратаку, _ предпринятую. им при
поддержке танков в 5 милях к востоку от
Саарбурга.

- ПРАЗДНОВАНИЕ. 27-й ГОДОВЩИНЫ
‚ о КРАСНОЙ АРМИИ: В. БОСТОНЕ
НЬЮ-ЙОРК, 27 февраля: (ТАСС). По
сообщению ‘печати, на обеде, организован-
ном массачузетским отделением Комитета
по оказанию помощи ‚ СССР. по случаю
27-й годовщины Красной Армии, присут-
ствовало 700 человек. Журналистка Элис
Уинтер, возвратившаяся недавно из Моск-
вы, подчеркнула высокое моральное со-
стояние советского ‘народа’ и его едино-
душную решимость бороться‘ до полной
победы. Призывая к! установлению проч-
ной советско-американской дружбы, Уин-
тер. заявила, что советский народ хочет,
чтобы после войны мир основывался Ha
решениях. Крымской конференции.

‚ ПРИЕМ У СОВЕТСКОГО ПОВЕРЕН-.
`НОГО В ДЕЛАХ ПРИ ЧЕХОСЛОВАД-
: КОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
‚ЛОНДОН. 27 февраля. (ТАСС). Поверен
ный в делах CCCP при чехослованком
правительстве т. Чичаев устроил 26 фев-
раля, прошальный прием президенту Бене-
Wy по случаю его возвращения в OCBO-
божленную Чехословакию. На приеме при-
сутствовали премьер-министр Шрамек, ми-
нистр Масарик и другие министры чехо-
словацкого правительства, генералы и офи-
церы чехословацкой армии, а также посол
СССР в! Англии т. Гусев.

Адрес редавции: Потаповсний пер., в, 3. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: сенретариат и нач,  издательс

oh De Ee око:

ia

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕРЧИЛЛЯ

ЛОНДОН, 27 февраля. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, премьер-министр
Черчилль открыл сегодня в палате общин
дебаты о результатах Крымской конфе-
реннии; Чернилль внес следующую резо-
люцию: «Налата одобряет декларацию,
принятую ‘тремя великими державами на
Крымской конференции, и в особенности
приветствует их решимость поддерживать
единство действий нетолько в деле дости-
жения окончательного разгрома врага, но и
в дальнейшем, в мире, как и в войне»,

По пути в Крым, сказал Черчилль, анг:
лийская и американская делегации встре-
тились на Мальте, где начальники об’еди-
невных штабов обеих стран на протяжении
трех дней совещались о планах крупных
операций, происходящих сейчас на Запад-
ном фронте, и о планах борьбы против
Японии, которые следовало обсудить COB-
местно. Английский министр иностранных
дел в сопровождении высших ‘чиновников
и помощников (некоторые из них погибли
в пути) также встретился там со Стетти-
ниусом. 2 февраля на крейсере прибыл пре-
зидент Соединенных Штатов, и во второй
половине дня состоялась встреча началь-
ников об’единенных штабов, на которой
президент и я одобрили предложения,
столь тщательно разработанные накануне
предусматривавшие доведение наших
совместных‘ усилий ‘до высочайшего уров-
HA, a также касавшиеся планирования и
графика. военных ‘операций. — :

Английский министр транспорта военного
времени и соответствующие ‘американские
органы ‘разрабатывали проблёмы судоход-
ства, по которым’ было достигнуто полное
согласие, 1 и

Черчилль заявил, что никакого жесткого
и твердого соглашения по каким-либо по-
литическим вопросам заключено не было,
так как последние должны были явиться

‘  темой тройственной конференции.

«Причина, почему сейчас так трудно ©
судоходством, — продолжал Черчилль, —
заключается в том, что период-пик вой-
ны в Европе затянулся на много месяцев
сверх тех пределов, которые считались
возможными прошлой осенью; между тем,
как период-пик в войне против Японии
приблизился в результате американских
побед на Тихом океане. Но вместо одного
периода-пик, сходящего на-нет и пере-
растающего в другой период-пик, мы
имеем. дело с таким положением, когла
олин  период-пик находит на другой,
или © двойным периодом-пик св тех
двух войнах, которые мы ведем совмест-
HO Ha противоположных  коннах земного
шара». Отметив, что этот. двойной пик
военных усилий требует _горазло более
жесткой и кропотливой экономии в воен-
ной области и не позволяет Англии облег-
чать ужасающую нужлу ва освобожден-
ных территориях, Черчилль сказал: «Я не
желаю, чтобы Англия урезывала свой со-
 вершенно. необходимые запасы проловоль-
ствия ин нефти, за исключением тех слу-
чаев. когла можно обеспечить их быстрое и
надежное восполнение. С учетом этого мы
сделаем всё ог нас зависящее для того,
чтобы помочь освобожденным странам»:

Перейдя к конференнии в Крыму, Чер-
чилль сказал: «Мы проработали 9 лней a
вплотную занялись многими проблемами,
при этом дружба межлу нами всё время
росла. В Англии мне пришлось столкнуть:
ся < критикой того; что Франния ве была
приглашена принять участие в Ялтанской
конференции... Первым: приниипом англай-.
ской политики в Западной Европе являет-
‚ся сильвая Франция и сильная француз-
ская армия. Однако все три великие дер:
жавы, собравшиеся в Крыму, считают, что,
в то время как они несут главвую  ответ-
ственность, ‘Так как на них лежит основ:
ное бремя ведения войны и политики, тес:
‚но связанной с операциями, они ве могут
допустить, чтобы вылвигались какие-либо
ограничения в отношения их права встре-
чаться, когда им это кажется необхоли-
мым, для Toro, чтобы они могли эффек:
тивно выполнять свой полг в общем деле.
Эта точка зрения, конечно, не- исключает
самых. ответственных встреч, на которые
будут. приглашаться другие державы.

Франция может поэтому найти много
оснований для удовлетворения решениями
Крымской конференции». «Если крах. гер-
манской мощи произойдет завтра, то нет
цичего, что не было бы предусмотрено и
разработано заранее важной  Европей-
ской консультативной комиссией’ состоя:
щей из послов Вайнанта и Гусева и сэра
Вильяма Стронга из. министерства иностран-
ных дел». ое

Касаясь международной организации, на:
меченной в Думбартон-Оксе, Черчилль за-
явил: «На Крымской конференции три ве-
ликие державы пришли к соглашению от-
носительно решения трудного вопроса о
процедуре голосования, на который не
было найдено ответа в Думбартон-Окее.
Соглашение 0 этому жизненно важному
вопросу дало нам возможность сделать
пальнейший шаг вперед в создании новой
международной организации, и принимаются
меры для рассылки приглашений на конфе-
ренцию Об’единенных наций, которая собе-
рется в Сан-Франциско через пару. месяцев.

Мне бы хотелось иметь. возможность со-
общить палате все полробности решения
вопроса о `пронедуре голосования, относиз
тельно которой представители трех великих
держав, расходившиеся ранее, теперь пол-
ностью договорились. Мы сочли, однако,
что мы должны. проконсультироваться как
с Францией, так и с Китаем_ и должны
попытаться заручиться их согласием, пре-
жде, чем эта формула будет опубликована.
В настоящий момент поэтому я могу толь:
ко коснуться этого вопроса в общих чер-
тах. Это трудность, которую необходимо
разрешить. Именно на великие державы
падет главное бремя сохранения мира’ и
безопасности. Новая международная орга-
визация должна принять во внимание эту
особую ответственность великих держав и
должна быть построена таким образом,
чтобы не нарушать их елинства или ме-
шать HX способности эффективно цейство-
вать. в случае необходимости, без промед-
ления. В то же самое время междунарол-
ная организация не. может основываться
на диктатуре великих держав. Их долг —
служить миру, а не господствовать нал
ним. Мы надеемся, что процедура. голосо-
вания, относительно которой мы пришли к
соглашению в Ялте, отвечает этим двум су-
щественным требованиям и обеспечивает си
стему, которая является справелливой и при-
емлемой и предусматривает очевидные труд:
вости, которые встанут перед всяким, кто
глубоко. задумывается. над этим вопросом».

Черчилль. указал, ‚что на конференцию
в Сан-Франциско будут приглашены  пред-
ставители тех Об’единенных наций. «которые
об’явили войну Германии или Японии к
марта 1945 года и которые ‘подписали дек-
ладанию конференции Об единенных наний»

Черчилль заявил, что прежняя лига на-
Чий, весьма потрепанная’ и. как оказалось
неспособная разрешить запачи. намечаемые
ею, будет заменена гораздо более мощным
органом, в котором Соединенные ПШаты
зыграют жизненно важчую роль Новый
орган будет отлячатьея- от нее в одном
существенном принципе, а именно. он не
будет бояться  пиктовать свою волю пре
ступникам или злоумышленникам своевре-
менно и с помощью оружия.

«Маршал Сталин и Советский Con,
дали самые торжественные заверения з
том, что суверенная независимость Польши
будет сохраняться, и к этому решен
теперь присоединились Великобритания
_  США. Международная организация В сво
е  время также возьмет на себя некоторую

Черчилль информировал палату, что глав-
ными представителями Англии на конферен-
ция в Сан-Франииеко будут министр иност-
ранных дел и лорд-председатель совета,
являющийся лидером лейбористской партии.

«Союзники, — продолжал Черчилль,
пришли к Крымской конференции боле

тесно об’единенными, чем когда-либо ра- Будущая вудьба поляков будет находить
нее, как в воениом, так и в политическом

что  В их собственных руках, с единственной
оговоркой, что они должны будут честь
проводить, в гармонии со своими союзни.
ками, политику. дружественную по отно.
шению к России».

степень ответственности в этом вопросе,

28 фовраля 1945 г., № 17 (315),

отношениях. Пусть Германия знает,
бесполезно надеяться на раскол между со
юзниками и что ничто не может предотвра
тить ее полный разгром. Дальнейшее со-
противление повлечет за собой ee tea Ни аи. ato nlrualekos tui,
я. Союзники твердо р :
м [nee oe aD Relat te
что нацизм и милитаризм а РИ времени, пока оно. не сочтет, что в Польш
ee oF aka и что  надлежащим образом в соответствии с о.
те мость, способ-  гласованными решениями сформировано во
oe т т вое временное правительство.
лик-
ная к военному производству, будет 1 а ое ро
контроль E
oe ae . Oe до НН в Крым и а gilts случае
ae ne : rae: щения, таково, — сказал Черчилль, —
мо? ii ерб, при- ’ 3

предела свойх a ct ape что маршал Сталин и другие cover
ее вят своей целью  Лидеры желают жить в почетной дружб
и ee ae es ae или оставить И Равенстве с западнымв демократиями, Я
HHUTOMUTS Be

ты без и средств к существо-   СЧИТАЮ TAKE, ATO они ‚хозяева свое

слова. Никогда никакое правительство в
ванию. Наша политика заключается не в
том, чтобы метить, а в том, чтобы при-

нять такие меры, которые будут необхо-

димы для обеспечения будущего мира и
всеобщей безопасности. Когда-нибудь нем-
цы получат место в общей семье наций,

но лишь после того, как все признаки на-

цизма и милитаризма будут эффективно и
окончательно ликвидированы». :

Перейля к вопросу о Польше, Черчилль
сказал,
на два главных вопроса: границы Полыши
и свобопа Польши. «Требование русских,
впервые выдвинутое в Тегеране в ноябре
1943 года, — заявил он, — всегда оста-
валось неизменным и основывалось на ли-
нин Керзона на востоке, и русские всегда
предлагали предоставить Польше полную
компенсацию за счет Германии на севере
и западе. Министр иностранных дел в де.
кабре прошлого года подробно раз’яснил
историю линий les Я никогла не
скрывал от палаты, ито лично я считаю,
что русское требование справедливо и
правильно.

Если я являюсь сторонником такой гра-
ницы для России, то это не потому, что
я склоняюсь перед силой. а потому, что
я считаю это справедливейшим разделом

территории, который может быть произве-.

ден при всех обстоятельствах между дву-
мя странами, Чья история была так тесно
связана и так переплеталась. Линия Кер-
зона была намечена в 1919 году комиссией
экспертов, членом которой был один из
наших наиболее выдающихся дипломатов
тех дней — сэр Эйр Кроу. Она была на:
мечена в то время, когда Россия имела
мало друзей среди союзников. Я даже
могу сказать, что она была исключительно
непопулярна. Никто не может предполо-
жить, что обстоятельства или причастные
личности были бы в те дни излишне бла-
госклонны к Советской России. Они просто
пытались наметить правильную и соответ-
ствующую линию. ‘ 5

Английское правительство того периода
одобрило эту линию, в том числе, конечно,
и исключение Львова из состава Польши,
Оставляя в стороне всё, что произошло,
я не могу считать, что вам не следует
рассматривать это как справедливое и
компетентное предложение».

«Если бы не было колоссальных усилий
и жертв со стороны России, — заявил
Черчилль, — Польша была бы обречена
на полную гибель от рук немцев. Не
только Польша, как государство и нация,
но поляки, как народ, были обречены Гит-
лером Ha уничтожение или порабощение.

Когда немцы открыто признали свое на-
мерение превратить поляков в подчинен-
ную и низшую расу под владычеством на-
рола-госпол, внезапно русскиё армии, ве-
ликоленно сочетая военную силу и ма-
стерство, менее, чем за три недели, с тех
пор, как мы говорили об этих вопросах
здесь, — продвинулись от Вислы до Оде-
ра, гоня перед собой немцев в беспорядке
и освобождая всю Польшу от чудовищной
жестокости и угнётения, которым подвер-
гались поляки. Я отвергаю и отметаю вся-
кое предположение о том; что мы, поддер-
живая русское требование на линию Кер-
зона, идем на сомнительный компромисс
или уступаем силе или страху, и я пол:
тверждаю с глубочайшим убежлением пол-
ную справедливость политики, которой
все три великих союзника впервые придер-
живаются теперь. Больше того, три дер-
жавы договорились теперь о том, что
Польша получит существенное приращение
территории на севере и на западе. На се:
вере она, конечно, получит вместо. нена-
дежного коридора крупный город Данциг
н большую часть Восточной Пруссии к
западу от Кенигеберга и к югу, а также
на широком протяжении — побережье Бал.
тийского моря. Ha западе она получит
важную промышленную. область — Верх:
нюю Силезию и, кроме того, те пругие
территории к востоку от Одера, которые
на мирной конференции будет решено от:
резать от Германии, после того как будут
выяснены взгляды польского правительства,
опирающегося на широкую основу».

«Не следует опасаться, — продолжал
Черчилль, — что задача удержания этих
новых земель окажется слишком тяжелой
для Польши, или, что она повлечет за
собой новый немецкий реванш. или, поль:
зуясь избитой фразой, что она посеет се.
мена будущих войн, Мы намерены прел-
принять значительно более решительные и
действенные меры, чем те, которые были
приняты после прошлой войны, потому
что мы знаем значительно ‚больше по это:
му вопросу, чтобы полностью исключить
возможность каких-либо наступательных
действий со стороны Германии в течение
будущего поколения. И, наконец, благо-
даря международной организации все на-
UHH, великие и малые, побелители или по-
бежденные, булут гарантированы против
агрессии непререкаемым законом и. подав-
ляющей международной военной силой.

Опубликованное Крымское соглашение
не является трафаретным планом, навязан-
ным великими державами польскому наро-
лу. Оно излагает согласованные взглялы
трех главных союзников на то, каким об-
разом может быть осуществлено ях общее
стремление к созданию сильвой, свобол-
ной, незавиенмой Польши в сотрулничест-
зе с самими поляками, и каким образом
может быть созлаво польское нравительст:
во, которое смогут признать все Об’еди:
ненные вапии. ВозможностеЕ создания та-
кого правительства в Польше возникла
лишь теперь, когла почти вся страна ос.
вобождена советскими армиями. Провеле-
ние в жизвь этого плана. будет зависеть
от готовности всех слоев польской пемо-
кратической общественности в Польше п
за ее прелелами действовать сплоченно.
Олдвако план’ должен изучаться ‘в пелом
и. главная общая цель должна всегда yun-
тываться».

Черчилль сказал, ато еше более важ.
ным вопросом, чем гранипа Польши в тех
ее прелелах, о которых илет теперь речь,
является свобода Польши. В связи с этим
он заявил: TAS

что польская проблема разделена

выполняло точнее свои обязательства даже
‘в ущерб самому себе, нежели русское со.
ветское правительство. Я категорически
отказываюсь пускаться здесь в дискуссии
по поводу добросовестности русских. Со
вершенно очевидно, что эти вопросы Каса.
ются всей будущности земного шара, Дей.
ствительно, судьба человечества была бу
мрачной в случае возникновения какого.
либо ужасного раскола между западными
демократиями и русским народом, в сл.
чае, если бы будущая всемирная органи.
зация развалилась на части и если бы но.
вый катаклизм немыслимого насилия раз.
Вушил то, что’ осталось OT сокровищ и
свобод. человечества».

Черчилль заявил, что как только новое
польское правительство сможет быть соз-
дано и признано великими державами, то

ся, чтобы Kak -MOIKHO большее число поль:
‘ских войск получило возможность вер
‘нуться в свое время в Польшу по своей

доброй воле. Все те ‘поляки, которые ср.

жались под английским командованием,
смогут получить право гражданства и сво:
болу в Британской империи, если они это:
го пожелают.

Перехоля к переговорам в Египте, Че.
чилль заявил: «Я лично расстался с пре.
зидентом 15 февраля в Александрийской
гавави после продолжительных и весь
дружественных переговоров относителью
состояния наших дел в свете Крымск
конференции, а также после беседы, пос
вящеввой нашим особым делам на Даль
нем Востоке, в которых, как это известно
японцам, мы оба несколько заинтересова:
‘ны. Мы также обсудили нашу совместную
оккупацию Италии и нашу политику та,

Напомнив о своих предложениях касл.
тельно изменения положения Италия, воз.
никших в’итоге посещения страны в ав.
густе 1944 года, Черчилль указал, что эт
вопросы подверглись обсуждению с пе
зилентом Рузвельтом во время- второй
Квебекской конференции и в загороднох
доме президента в Гайд-Парке была ‘co
ставлена декларация от 28 сентября, ко:
торая «была рассчитана и попрежнему рас.
считана на весьма определенное смягчение
позиции держав-победительнин в отноне.
нии итальянского народа и на то, чтоб
продемонстрировать ‘наше желание пбмоз
ему в свое время вновь занять подобающее
место среди ведущих наций Европы.

24 февраля исполняющий” обязанности
председателя Контрольной комиссви союз.
ников Макмиллан и адмирал американско.
го флота Стоун, который является ее вер
ховным комиссаром, были приняты премьер.
министром и министром иностранных де
Италии и сообщили им о новых мероприя
тиях, принятых в пользу  итальянекого
правительства BO исполнение этой cel:
тябрьской декларации. Поскольку Яя са
руководил разработкой этих предложений
и впоследствии обеспечением вх выполне.
ния, я не намерен: согласиться с исходя:
щими из каких бы то ни было круг
утверждениями, что, хотя мы повесли 1
кой большой ущерб и так сильно посте:
дали от рук Италий в дни rocnoszcta
Муссолини, Англия отстает от дру
лержав-победительниц в  великодушноу
отношении к Италии или что мы разраб
тываем какую-то политику свлы, которая
будет распространена и на Италию».

Черчилль далее коснулся своих пере
воров ¢ королем Фаруком и пругимв py:
ководителями арабских стран. Выразив
прискорбие по поводу убийства египетско:
го премьер-министра, Черчилль сказал,
что египетское правительство действовало
правильно и мулро, когла оно решило об6 я-
вить войну Германии и Японив п полли
cath декларацию Об’елиненвых наций
«Великобритания, —заявил Черчилль, — будет
приветствовать вступление Турции в pall
Об’единенных наций, и я не ечитаю,; что
связи, возобновившиеся между нашими
двумя странами после катастрофы прошло
вонны, каким-либо образом подорвань».

Черчилль указал далее, что его пере
говоры с императором Эфнопии не вызвали
серьезных затруднений, ибо уже постиг
нуто соглашение на ближайшие два гола.
Черчилль сказал, что в беседе с през:
дентом Сирии Шукрю Kyatau он старался
содействовать переговорам о соответствую:
шем соглашении с Францией, которое ка:
салось бы не только Сирии, но и Ливана,

Касаясь своей поездки в Афины ва пут
домой, Черчилль сказал, что там «достиг.
нут мир без мести». «Греки.—сказал Чер-
чилль,—должны возможно скорее добитья
проведения справедливых. ничем не сте
няемых свободных выборов при тайном го:
лосовании Ha основе всеобщего избиратель:
ного права—выборов, которых ждут все в
которые одни’ только могут урегулировать и
привести в порялок всё, что было слелано».

В заключение Черчилль, подводя общий
итог Крымской конференции, заявил: «Узы
вязывающие три велике державы, и *
взаимопонимание окревли, Соединенные
Штаты глубоко a конструктивно прнобщи
лись к жизни и делу спасения Европы.
Мы все трое приложилн свои руки к ла
леко идущим соглашениям — одновремен-
но практическим ‘и торжественным. Будучи
едиными, мы обладаем непреодолимой си
пой вести мир к процветанию, свободе и
счастью. Великие державы полжны стре
MUTBCH служить, а не управлять. Вместе
с другими государствами. большими и ма:
лыми, мы сумеем основать широкую ме
жлунаролную организацию, которая, буду
чи облечена обширными полномочиями. бу:
пет охранять права всех государств —
больших и малых — от агрессии или от
накапливания средств агрессии. И я уве
рен, что перед человечеством открыты луч
шие ` перспективы, ‘чем: те. которые оно
знало в прошлые века. Огни горят ярче
И светят дальше; чем раньше, Будем итти
все вместе вперед».
ее

Ответственный редактор

. 8B. fl. MOCKOREKHM.
тва H 5-52-99, отв. сенретарь редакции H 5-69-10 иН 0-15-80 доб. 29.

английское правительство будет побивать. +

i