еждуна:

С каждым днем всё меньше становит-
ся коричневое пятно на карте Европы.
Территория фашиетекой Германии B pe-
зультате продвижения Красной Армии и
войек союзников сократилась сейчас на
одну пятую часть. Уже
свыше 90 тысяч квадратных километров

немецкой земли. Из этого количества на

долю Красной Армии, по подсчетам фран-
цузекой газеты «Наризьен либере», при:
холится 75 тысяч квадратных ^километ-

ров.
Велел за Кюстрином — важнейшей не-
менкой крепостью на Оле — Красная

Армия ликвидировала плацдарм противни-
ка на правом берегу Одера и овладела горо-
пом Альтдамм, расположенным восточнее
ПНеттина. Тем самым завершена. битва
в Восточной Померании. Потеря этой про-
винции означает для немцев вовый тя-
желый удар, ибо отсюда страна получа-
ла  сельскохозяйственные продукты И
сырье, сахар и рыбу. Злесь было cocpe-
тоточено много эвакуированных военных
претприятий. В балтийских портах нахо-
лились военные и торговые корабли.
Под ударами советских войск пал и
Враунеберт — сильный опорный пункт
немцев в Восточной Пруссии. Ожесточен-
ные бои ведутся на подступах в Дании-
ту и Глыне. Тяжелый удар нанесен по
войскам противника в Силезии, юго-запад-
neo Оппельна. Сводки Совинформбюро го-
ворят 06 огромных потерях немцев в жи-

вой силе и технике.

События на Западном фронте также вы-
зывают серьезную тревогу у тгитлеровеко-
т% комантования. Союзные войска поорва-
ли «линию Зигфрида», заняли Кельн,
Бонн, Рематен, Кобленц и другие немен-
кие горола. Форсировав Рейн, союзники с
хажлым днем всё больше расширяют нлад-
дарм Ha его восточном берегу. По послед-
ним ланным, они уже заняли здесь пло-
шаль, равную 500 квадратным километ-
рам. : Pee

Вся мировая печать отмечает, что фор-
сирование Рейна является крупным успе-
SOM американских войск, ибо открывает
им дорогу в глубь Германии, к сердцу
фаптистского зверя. Перед союзниками Te
перь уже нет таких преград, которые
могли бы остановить их на пути к сбли-
жению © Красной Армией. Второй «ли-
нии Зигфрида» и второго Рейна у немцев
нет.

Как бы яростно ни сопротивлялись THT-
леровцы, они уже не в состоянии оета-
новить теперь пролвижение Красной Ap-
мии и союзных войск. Военные 0б03ре-
залели, лавая оценку событиям на Фрон-
тах, утверждают, что создавшаяся обста-
ROBES свилетельетвует о полготовке гене-
рального штурма фашистской Германии.

Пытаясь отсрочить чае своего оконча-
пельното поражения, гитлеровцы прежде
всего обращают свои тревожные взоры на
восток, ибо Красная Аржия находится уже
недалеко от Берлина. Гитлер вынужден
был выезжать на фронт, в район ереднего
течения Олера, Гиммлер появился в Штет-.
тине, Геббельс выступал © речами в Cu-
лезии. Одновременно Гитлер учредил cie-
пиальные суды для разбора военных пре-
ступлений  фолькоштурмистов. По всей
стране фашисты производят: массовые каз-
ни «паникеров и дезертиров». Они пове-
сили даже за попытку обежать из Ве-
нигоберга небезызвестного Эриха Коха,
бывшего гитлеровского наместника Ha
Украине и гаулейтера Восточной Пруссии.

Титлеровны Bcé еще продолжают при
зывать немецкий народ к сопротивлению,
хотя сами они вряд ли верят в снахение
фашиетской Германии ог разгрома. Страх
и отчаяние сквозят в каждой сводке, в
каждом выступлении гитлеровских глава-
рей и разных фашиетеких пропагандистов.
_ Стремясь выитрать время для подготов-
хи новой оборонительной линии в горно-
лесистых районах Баварии и Аветрии,

оккупировано-

‚как и до еих пор, незыблемыми. А это
означало,

циюнные круги прилагали немало уси-

что предварительные данные © выбо-

родный обзор

В то же время они предпринимают To-

помощью некоего. фон-Гесео
чанами, а Рундштедт обратилея к Эйзен-

шенно очевидно, что эти, как и всякие
другие, попытки немцев

ние обречены на неудачу.
* * H

Закончились выборы в финский сейм,
Как известно, прежний состав сейма
дважды вовлекал Финляндию

нией привел страну к катастрофе.
Советский Союз неизменно
установить ¢ финским народом  добро-

поражения Финляндии и выхода ee из
войны эта политика СОСР привела к. po-

нивиихея вокруг Демократического Союза
народов Финляндии и ставящих своей за-
дачей демократизацию страны, искорене-
ние фашизма, установление более близ-
ких, добрособедеких отношений е СССР.
Реакщионные круги всеми силами стре-
мились помешать росту демократических
сил. Социал-демокралическая партия, на
которую профашисты возлагали болыние
надежды, рассчитывала, что вместе с
аграрным союзом и коалиционной пар-
тией © позиции в новом сейме будут,

что реакционные круги наме-
ревались и впредь оказывать решающее

влияние на политическую жизнь страны.

В дни предвыборной кампании peak-

Imi,

i, Чтобы помешать росту ©имиз-
тий

народных мае в  представите-

лям демократических сил страны. Одна-.

KO ирелварительные ‘итоги выборов в
сейм говорят, что эти усилия не при-
несли тех результатов, которые ожида-
лись реакпионными крутами. Демократи-
ческий Союз, несмотря на то, что явля-
ется новой, молодой организацией, прив-
лек Ha евою сторону значительное чис-
ло избирателей и, по предварительным
данным, будет иметь в сейме 48 мандатов.
В то же время  социал-демократическая
партия сохранит лишь 52 мандата, вместо
85 и атрарный союз — 49 вместо 56.
Коалиционная партия получит 28 манда-
тов вместо 25. На другие партии — про-
грессивную и шведскую народную-—при-
ходится 23 мандата. 3

Лондонокое атентетво Рейтер заявляет,

рах показывают сильный сдвиг влево.
Таким образом, выборы в сейм, хотя
и свидетельствуют 0 ‘наличии еще до-
сталочных вил,  противодействующих де-
мократичеекому развитию Финияндий, по-
казали значительный рост политичееко-
то сознания масе, их стремление итти
п пути прогрессивного развития стра-
ны. Распределение ` мест в сейме, по-
видимому, не отражает полностью этого
настроения маес. Однако «новый сейм, —
как пишет финская газета  «Хельсингин
саномат», — имеет все возможности за-
воевать доверие союзных держав ив
первую очередь России». 3

Сумеет ли финское правительство ис-
пользовать эти возможности,
оно устранить. со своего пути всех тех,
кто привел страну к катастрофе, — пока-
жет будущее. _ : о.
_И. ГЛОТОВ.

ЕЕ Е еЕЕЕЕЕЕ SS ee ee ЕЕ ЕЕ ай

ыыы ПОМ В Фридрихсгофе

С этим письмом в кармане гимнастерки
сержант Семен Ганджа прошел трудный
путь от Бобруйска до Немана. В незабы-
ваемый вечер, когда он увидел за ‘синей
чертой реки бурую вражью землю, он ©б-
легченно вздохнул. На горизонте полыха-
ло зарево артиллерийского огня. Ганджа
увидел очертания развалин. на проклятой
и ненавистной ему земле. Он достал из
кармана пожелтевший листок бумаги и
снова шопотом повторил слово в слово
написанное на нем, устремив суровый
взгляд на запал. Ero друзья, сидевшие
рядом в окопе, не удивились, а только
понимающе посмотрели друг на друга.
Они_знали, что ва этом листке бумаги в
горестных словах жила трепетная и вели-
кая мука жены сержанта, томившейся в
немецкой неволе. -

В дни, когда полк стоял на волжских
рубежах, сержант думал о предстоящей
встрече в тихом и зеленом Байгороде на
берегу Днестра, и в монотонном гуле
степного ветра ему чудилея иногда плеск
днестровских волн. Так с этим горячим
ожиданием встречи в наболевшем и оже-
сточенном сердце он жил и воевал. -

И настал день, когла Ганджа с пригор-
ка увидел родную долину и реку. Но он
не узидел села, садов, в которых еще два
roa назад тонули хаты `\Байгорода.
Он первым с боем ворвался на знакомую
ему улицу и остановился у поваленного
тына. За тынем ‘лежали лымящиеся руи-
ны, и ветер швырнул ему в лицо горстку
серого. пепла. Г

Нет, он не любил слез. Когда
Сталинградом его дважлы ранило ‘и по-
том в госпитале хирург, причиняя алскую
боль, ковырялся в ране, он не уронил ни
одной слезы. Но вот тогда, у тына, ове-
янный горестным ветром. родного пепели-
ща, он заплакал. И его друг боевой 10-

варищ казах Садыков посмотрел на него, .

на улицу, сожженную немцами, и. не вы-
держал: вымирая ладонью” глаза, OW
старался скрыть слезы, казавшиеся ему
признаком малодушия,

Появившаяся из землянки тетка, узнав
Семена Ганцжу, завопила и упала ему Ha
трудь. Она поведала Семену и стоявшим
вокруг бойцам о том, как немцы хозяйни-
чали в селе, как они расстреливали и ве-

Г 804130.

via листок бумаги и передала. Семену:

под.

шали, как погибли родители Семена, и о
том, что Марию, его жену, угнали в Гер-
манию. Дрожащей рукой старушка доста-

— Bor соседка наша принесла от Ма-
рии. Соседке посчастливилось: опа забо-
лела туберкулезом, и немцы отослали ёе
обратно на Украину. a= А

Семен запомнил наизусть слова, напи-
санные на листке бумаги. В каждом сло-
ве он ‘ощущал горе Марии, ее муку и
страдания и,. главное, ее надежду. Эта
надежда дала Семену в тот день силу и
мужество перенести горе и потом в O60e-
вые, горячие дни звала его вперед и, как
ему ° казалось, служила заговором - от
пули и штыка. Он не хотел думать о том,
что за эти месяцы < Марией могло слу-
читься несчастье. Нет, она должна была
жить, снести все страдания, дождаться
его. И когда Семену вручали третью пра-
вительственную награду, он, принимая
орден Красной Звезды, мысленно обра-
тился к Марии. Ему хотелось крикнуть:
«Видишь, как я дерусь за тебя, как мщу
немцам!». И он притронулся рукою к кар-
ману гимнастерки, в котором лежало
письмо Марии. В минуты отдыха и оди-
ночества после горячих боев он иногла
вспоминал прошлое, свою  довоенную
жизнь, свой колхоз. Часто перед его взо-
ром вставали родная земля, испоганенная
немцами, руины и пожарища, замученные
и расстрелянные советские люди, и, каза-
лось, Мария из далекой неволи обраща-
лась к нему с немым и суровым вопро-
сом:

‚— Когда?

Он не мог сказать точно, когда ‘это бу-
дет. Но он твердо знал: ‘это произойдет,
этот. день наступит. И когда его полк с
боем вышел на государственную границу
и опаленное в боях гвардейское знамя
взметнулось над Неманом, Семен Ганджа
ощутил, всём: серднем: теперь уже. скоро.

Там, за Неманом, начиналась проклятая
земля. Там, в немецком селе’ Фридрихс-
гофе, мучилась его Мария. Семен разло-
жил вокопе на коленях карту, подаренную
ему лейтенантом Федоровым, его коман-
даром и другом, и стал разглядывать зе-
леное поле, усеянное маленькими и боль-
шими точками. Он читал названия городов

Айрес редакции: Потапевсний пер., a. 3. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: секретариат и нач, издательства К 5-52-99, отв. сенретарь редакции К 5-60-10 иК 0-15-80 106. 29,

гитлеровцы проводят массовую мобилиза-
цию в армию женщин и 15-летних детей.

пытки мирного зондажа. Иностранные ra -
зеты сообщают, будто Риббентром хотел с
войти через
шведских ‘посредников в контакт с англи-

хауэру © условиями перемирия. Но, совер-

спасти положе-
‘довольно сильное сопротивление. В осталь-

в войну
против Советского Союза и в результате
‘престулного блока с гитлеровской Герма-

©тремился

соседекие отношения. Понятно, ‘что после

Е ке Берлин.
«ту демократических сил страны, об’еди- i р

английских бомбардировщиков совершили
налет на Германию. Самолеты «Галифакс»

вый налет на Бохольт, Дорстен и Дюль-
мен. Кромё того, бомбардировке были под-.

общает ар
авиация ^ союзников подвергла бомбарди-
ровке штаб гестапо в Копенгагене. Вне-
запно появившиеся над Копенгагеном анг-
лийские самолеты «Москито» сбросили на.
здание ‘штаба бомбы, из которых 8 попали
в цель. Здание разрушено.
тельным подечетам, убиты 46 и ранен’ 28Т
гестаповец. Налет застиг немцев врасплох.
Только
сигнал воздушной тревоги.

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Военные действия

в Западной Европе

ЛОНДОН, 23 марта. (ТАСС). В. сооб-
щении штаба верховного командования
экспедиционных сил союзников говорится,
что войска союзников продолжали сжи-
мать германский плацдарм на западном
берегу Рейна. Союзники контролируют‘ за-
падный берег Рейна от Кобленца до Люд-
вигсхафена, хотя они вышли к реке че
во всех пунктах на протяжении этого
участка. Танковые части союзников нахо-
дятся в 8 километрах северо-западнее ‘и
в 11 километрах западнее `Шпейера. Во-
сточнее Нейштадта ‘союзники встречают

НЬЮ-ЙОРК, 23 марта. (ТАСС).

скую антисоветскую книгу Уайта.
Журнал. «Ньюс Уик» пишет:

Штатами и союзниками».

ных ‹ секторах «линии Зигфрида» немцы
упорно сопротивляются, однако союзники
прорвали укрепления еще в нескольких
пунктах.

За 21 марта на
16.400 пленных. :

ЛОНДОН, 33. марта. (ТАСС), По еооб-
щению корреспондента агентства Acco-
шиэйтед Пресс, войска союзников очисти-
ли 22 марта около трех четвертей города
Майнц. poss

БОМБАРДИРОВКА БЕРЛИНА

ЛОНДОН, 23 марта. (ТАСС). Как пе-
рёдает агентство Рейтер, в ночь на 23
марта английские самолеты «Москито».
подвергли в 31-й раз подряд бомбарди-

Западном фронте взято

лондон, 23

редает агентство Рейтер,

ных дел Иден,

Эттли, министр по делам

ЛОНДОН, 93 марта. {ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, во второй поло-
вине дня 22 марта крупные соединения

ВОЙНА НА ТИХОМ
` ОКЕАНЕ

редает агентство Рейтер, штаб об’единен-
ного командования вооруженными силами
союзников в юго-западной части Тихого

и «Ланкастер» совершили концентрирован-

вергнуты железнодорожные пути против-
ника и промышленный город Хильдесхейм,:
в 20 милях к юго-востоку от Ганновера.

‘ска заняли остров Гуймарас, расположен-
ный в полутора милях от острова Панай
(Филиппины).

НАЛЕТ АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ
НА ШТАБ ГЕСТАПО
В КОПЕНГАГЕНЕ
ГЕТЕБОРГ, 23 марта. (ТАСС). Как со-
датское пресс-бюро, 21 марта

тенсивной бомбардировке японские соору-
жения на острове Себу (Филиппины).

На острове Лусон американские войска
продвинулись на всех участках `‘фронта..

ВАШИНГТОН, 23 марта, (ТАСС). По
сообщению штаба 20-го соединения аме-
иканской бомбардировочной авиации, круп-
ные. силы сверхмощных американских бом-
‚ бардировщиков. «Летающая крепость», ба-
` зирующихся в Индии, совершили успеш-
ный налет на Рангун, Основными об’екта-
был. дан ми бомбардировки явились янонские скла-

ie ды и другие военные сооружения. .

© предва

после первых взрывов

ПРЕДСТОЯЩИЕ ВОЕННО-ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ
МАНЕВРЫ В ИСПАНИИ.

По сообщению газеты «Манчестер гардиен», Франко, возможно,

порвет с Японией или об’явит ей войну, стараясь этим маневром
примкнуть к союзникам.

Американская печать осуждает
клеветническую книгу Уайта

Боль-
шинство новых библиографических 0630-
ров продолжает критиковать клеветниче-

«Книга
Уайта в целом оказывает почти в точности
такое же влияние, как пропаганда, на: ко-
торую рассчитывают Гитлер и Геббельс,
чтобы внести раскол между Соединенными

Газета «Сан-Франциско кроникл» пишет,
что Уайт, очевидно, направился в Совет-
ский Союз, убежденный в том, что нет

Сообщение Черчилля о составе английской делегации

на конференцию

марта. (ТАСС). Как пе-
английский
премьер-министр Черчилль об’явил вчера в
палате общин, что четырьмя. главными
английскими делегатами на конференции
в Сан-Франциско будут министр иностран-
лорд-председатель совета
доминионов
Крэнборн и британский посол в Вашинг-
тоне лорд Галифакс. Иден будет главой
делегации; в. состав делегации . войдут

океана сообщает, что американские вой-

Американские самолеты подвергли ин- тиции Валентини Атоштон в своей речи  ре и положении, существующем в Vena:

р янство получает землю < записью в по-

24 марта 1945 г., № 24 (322),

„Бандит во главе

целой страны“
АНТИФРАНКИСТСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ В МЕКСИКЕ

МЕКСИКО, 23 марта. (ТАСС). 20 вр
та в Мексике открылась в присутстви

необходимости в сотрудничестве Соеди-

ненных Штатов © Советским Союзом.
Как отмечает критик газеты «П‚ М»

книга Уайта представляет собой

Бэйтс, етося в ние: 1508 делегатов конференция против фра
«фантазию о. ей кистского террора. Ее организаторами зь
ну своих — COOCTB he нетствен.   ЛЯЮТСЯ” Партия мексиканской революции
Книга является вредной 30T! Конфедерация трудящихся Мексики, }, ,

ной, и она издана в момент, когда можно
было ожидать, Что она причинит наиболь-
‘6 Г : о-
ший вред возникающему единству. Нар    ес бликанские организации.
дов», Открывая конференцию, председатель.
i д
а «Крисчен сайенс монитор» пишет, ‚ 2
Газета К та сильно шокирует амери- Конфедерации трудящихся Латинской Аме- =
вое ee : puxu JlomOapao TosexaHo заявил: «Во!
RGHUER: рос об Испании приобретает всё большь
значение для всего мира. Режим Франь
не может существовать после’ ныненни,
войны рядом с другими режимами. Ел
. Een
в Сан-Франциско терпеть его и примириться с ним, то д»
i

циональная. крестьянская конфедерация ‚

также парламентский секретарь министер-   танется зародыш разложения, котор

]

j

другие мексиканские, а также испанские

ства труда и национальной повинности   вызовет возникновение третьей миров:
Джордж Томлинсон, парламентский секре-   войны».
тарь министерства внутренних дел и вну-  Ломбардо Толедано в особенности по.
тренней безопасности Элен Вилкинсон,  черкнул опасность франкизма для Лат,
парламентский секретарь министерства  ской Америки, где он действует, ва
здравоохранения Флоренс Хорсбру, парла- «главный вдохновитель режима нацието
ментский секретарь министерства продо-   фалангистского типа на Американском yo,
зольственного снабжения Вильям Мэбэн И тиненте — режима Аргентины»,
парламентский секретарь министерства эко-

Ломбардо Толедано указал, что Фран
номической войны Дингл Фут.

‘де-факто’ «находится в состоянии войны,
Советским Союзом», отправляя свой во.
ска сражаться против Красной Армии,

Нод аплодисменты присутствующих 1
ледано, отметив неизменную позицию с.

ПРИВЕТСТВУЕТ ДЕКРЕТ
О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ Ветекого народа но OTROWMEHHIO к фу
кизму, выразил надежду, что «ни Велико.

ДЕБРЕЦЕН, 23 марта, (ТАСС). Венгер    британия, ни США не допустят, чом №.
ская печать сообщает о многолюдных ми-   м! грозила опасность из-за того
= р TOMO,   =
тингах, прошедших в ряде сел в связи с ee остается и главе целой „страны»
5 едседатель едерации = организаний

реформе. р й рганизаций
принятием декрета о земельной Pemop помощи европейским беженцам профес
Болыной митинг“ состоялся в селе Уйфе- }

Мансисидор, определяя задачи конфереь
херт. Выступивший с речью министр юс-] ции, информировал о франкистском тер

ВЕНГЕРСКИЙ НАРОД

нии. Он призывал демократические ор! —
болышой день.  НИзации помочь уничтожить франкисскй
: режим, 4

заявил;
«Венгрия

Это день раздела земли, за которую 6бо-

ролись в течение веков. Неимущее кресть-

переживает

ЗАКРЫТИЕ ГАЗЕТЫ «THUMM Sy
ЗА ОПУБЛИКОВАНИЕ

ПРОВОКАЦИОННОЙ ФАЛЬШИВКИ
БУХАРЕСТ, 22 марта. (ТАСС). Mini

земельные книги,
нет навсегда ее законным собственником».

Изложив содержание декрета, министр.
далее подчеркнул, что крестьяне должны:
честным трудом обеспечить снабжение стерство пропаганды закрыло газету’ «Тим.
продовольствием миллионов жителей горо-  пул» за опубликование ею на первой стр,

следовательно,
доз. Нельзя допустить, сказал он, чтобы  нице под крупным заголовком фалышивк

оно ста- .

в Венгрии оставалась хоть часть незасеян- в которой утверждалось, будто бы «коми
ной земли. Чем больше земли будет об- теты профсоюзов государственных служа
работано, тем легче переживет страна тя- щих н Генеральной конфедерации труд
желые времена. Национальное правитель-  требуют немедленной экспропрнации и
ство не только дает землю деревне, но и движимой собственности в румынеких го.
отбирает ее у тех, кто не. обрабатывает   родах»; В связи с этим газеты опублико

землю, не служит интересам страны. вали  категорическое опровержение Tene.

С большим под’емом прошел митинг в ральной конфедерации труда, в котор
Хайдухадхазе и других селах. Повсюду   указывается, что делегация  профсоюа
участники митинга единодушно привет-  Государственных служащих намеревалась

ствовали декрет правительства о земель-   ходатайствовать лишь о прекращении в
ной реформе, заявляя о своей готовности   селения с’емщиков квартир и об издани
закона о квартирной плате, облегчающею
положение низкооплачиваемых рабочих 1
служащих. В опровержении указываеня
что статья в газете «Тимпул» являет
«измышлением реакционеров, стремящихи
скомпрометировать профсоюзы».

Газеты «Эдиция» и «Факла» за пей
печатку. упомянутой фальшивки газе)
«Тимпул» запрещены на один. день.

немедленно ‘приступить к его осуществле-
нию.

Диверсии гитлеровских.

агентов в Чили
НЬЮ-ЙОРК, 23 марта. (ТАСС). Чилий-
ский корреспондент агентства Ассошиэй-
тед Пресс пишет, что в Латинской Аме-
рике продолжается диверсионная деятель-
ность агентов стран оси. Корреспондент В РУМЫНИИ
приводиг сообщения чилийских газет, в БУХАРЕСТ, 23 марта. (ТАСС). По cS
том числе газеты «Ла Ора», о том, что   общениям газет, комиссия по чистке жур’ Г
агенты стран оси повинны’ в возникнове- налистов приступила к работе. Coot:
нии ряда пожаров и нотоплении чилииских   щается, что чистке подлежат журналист,
судов. Во время недавних пожаров на которые служили фашизму и гитлеризуу,
учебном судне «Лаутаро» и на торговых  боролись за интересы, чуждые румынском
судах «Лорето», «Нагилан» и «Маночо»   народу; получали вознаграждение от през
погибло свыше 100 человек. Газета «Ла   ставителей держав оси за проводимую в
Opa> пишет, что катастрофа, возникшая   их` пользу пропаганду, подготовляли обще

;

ЧИСТНА ЖУРНАЛИСТОВ

сумеет ли  .

слова, написанные Марней:
животного. Мучают и истязают. С утра}
до вечера — побой, морят голодом. Хозя-
ин Функе не называет меня иначе,
«русская ‘свинья». Наложить бы на себя
руки, да живу тем, что надежда моя на

и сёл. В них томились и мучились совет-
ские люди, они ждали свободы, И каркаю-
ний звук чужого слова
Семен произносил с расстановкой, взвепШ-
вая каждый слог, вкладывая в него всю
силу своей ненависти к немцам.

«Фридрихегоф»

se
Сидя в окопе, он снова повторил вслух
«Живу хуже

как

Семена, на наших». Е
— думает

«Хорошо, что она надеется,

Семен. — Мария должна дождаться,
должна выжить».

Олнажды, после того, как полк уже
форсировал Неман и занял несколько не-
мецких сёл, Семен спросил лейтенанта
Федорова:

— Сколько будет. до Фридрихсгофа?

Получив ответ, Семен записал на кар-
тонке цифру, спрятал ее в кармане гимнас-
терки рядом < письмом. Полк < боями
продвигался вперед, и Семен, прохоця на
запад чёрез немецкие села и города, от-
считывал про себя оставшиеся до Фрид-
рихсгофа километры. Район, в котором Ha-
Ходилось это село, был в сфере операций
их части. Во многих селах были освобож-
дены угнанные в неволю мужчины и жен-
щины. Нельзя было без дрожи слушать
их страшные рассказы. Эти рассказы под-
тачивали у него веру в то, что он встре-
тит и вызволит Марию. Ведь сколько ме-
сяцев томилась она в неволе, смогла ли
она выдержать этот ад! Семен тяжко
вздыхал, а Садыков успокаивал его теп-
лыми, дружескими словами.

— Не горюй, держись, дорогой, — уте-
шал он Семена. — По немецкой земле
идем, города и села их у наших ног ле*
жат. И войдем мы с тобой не только в
Фридрихсгоф, а и в Берлин. И Функе то-
го обязательно найдем, :

Несмотря на тяжелые предчувствия, на
все слышанное и виденное, Семен Ганл-
жа продолжал верить в то, что Мария
жива.

..Случилось это неожиданно. В то утр
Семен собрался итти в разведку и сосре-
доточенно думал о том, как лучше вы-

полнить задание. За ночь полк вышел в
тыл врага и занял узел шоссейных дорог,
отрезав чнемнам. пути отхода на запад.
Вчера Москва. салютовала Тильзитским

‘полкам, и Семен и его товарищи лелеяли

надежду, что к их славному наименова-
нию «Бобруйско-Каунасскийх прибавится
еще‘ одно — «Кенигебергский». Лейтенант
отправлял Семена Ганджу, Садыкова и
Трифонова За «языком». = ia
`— Одного или трех? — спрашивал Ce-
мен, пошучивая, собираясь в  дорогу. —
Может, троих сподручнее: каждому по од-
ному. :

— Одного, но чтобы говорил за троих,
и разведайте, что в окрестных направле-
ниях, куда катят их машины, — сказал
лейтенант и, пожелав ни пуха, ни пера,
ушел к себе. _ :

В. лесу было тихо. Бесшумно падал
снег. Петлистые заячьи следы убегали в
чащу. Семен и его товарищи выбрались
на опушку. Перед нами лежала побурев-
шая лента шоссе. Приказав бойцам залечь
в кустарнике, Семен ловко и умело ко-
роткими бросками перебежал расстояние
от опушки до шоссе и притаился в кюве-
те. Прямо перед ним возвышался дорож-
ный столб с указательными стрелками.
Он прочитал надпись сразу, ‘одним дви-
жением глаз. Но сейчас же протер глаза,
словно пытаясь сбросить какую-то пелену,
не веря в реальность написанного.

Он снова ‘внимательно вгляделея В
надпись, аккуратно выведенную на стрел-
ке, обрашенной к западу. На указателе
стояло: «Фридрихсгоф». Семену показа-
лось, что столб, шоссе, серое небо
закружились и поплыли куда-то, уно-
ся его с собою. Сердце стучало уча-
щенно, стало жарко, но одновременно ка-
кая-то. упругость наполнила все тело.
Мысли молниеносно ‘сменяли одна  дру
гую. Он твердил себе: «Не торопись, не
спеши, взвесь все, обдумай». Семен прис-
тально вглядывался на запад, за поворот
дороги, будто надеялся увидеть очерта-
ния этого Фридрихсгофа, © котором он
столько думал все эти месяцы. Движением
руки он подозвал товарищей и показал
им надпись. Садыков от. неожиданности
вскрикнул.

Разведчики решили итти в Фридрихс-
гоф. Онн возвратились в лес и-стали про-
бираться дальше на запад. Впереди с ав-
томатом на весу, приготовив гранаты, ос-
торожно, но быстро шел Семен Ганджа.
За ним на некотором отдалении, прикры-

мен, — появимся у них с запада.

на «Мапочо», удивительно похожа на но-
жар, в результате которого было уничто-
жено судно «Лаутаро», и «служит доказа-
тельством преступной деятельности, про-
водимой тю координированному плану са-
ботажа». Владельцы «Мапочо» задержали
отправление других своих судов.

По сообщению корреспондента,
цы считают, что эти диверсионные акты’
произведены в связи с тем, что Чили не-
давно об’явила войну Германии и Японии.
По сообщению выходящей в Икике газе-
ты, проведенным полицией расследованием
установлено, ‘что диверсию на судне «Ло-
рёто» организовали немцы.

вая его и осматриваясь по сторонам, шли
Садыков и Трифонов. Вскоре Семен пер-
вым увидел за буграми кирпичные по-
стройки Фридрихсгофа. On остановился.
Там, среди этих домов, был и тот, кото-
рый принадлежал Иоганну Функе, в нем
томилась Мария. Пересилив волнение, он
ощутил нечто такое, что наполнило его
спокойствием. Нужно было выполнить прни-
каз. лейтенанта.- Это. сейчас было главным,
и этому подчинялось всё остальное. Он
слышал за спиною учащенное дыхание
Садыкова и Трифонова. Они ждали ero.
приказаний.

— Обойдем село, — сказал тихо Се-

Вскоре бойцы укрылись за’развалинами
здания, бывшего, вероятно, амбаром, и
стали наблюдать за Фридрихсгофом © его
западной окраины. Внимание разведчиков
привлек дом, стоявший на самом краю.
Из открытых ворот то и дело выезжали
мотоциклетки. Они проносились мимо раз-
ведчиков. Из калитки выходили солдаты
и офицеры, Семен, припав к биноклю, раз-
глядывал их и мучительно искал выхода.
Немцев было много, а_их всего трое.
Вдруг разведчик увидел, что солдаты и
офицеры стали свешно грузиться в пол’-
ехавший грузовик. Машина промчалась ми-
мо. Затем в ворота в’ехала малолитражка.
Семен передвинулся правее и увидел двор.
Из малолитражки вышел офицер. Солда-
ты отдали ему честь, офицеры на крыль-
це тоже. «Важная птица», — подумал Се:
мен, Приехавший офицер что-то сказал,
солдаты побежали к воротам и закрыли
их. Трое из нИх остались за воротами.

Наступили сумерки. Надо было что-то
предпринимать. Бойцы решили подождать
до ночи. Мысли Семена блуждали п
улицам чужого села, заглядывали нод за-
снеженные крыши. «Если бы Мария зна-
ла, если бы она знала!» — мучительно
думал сержант.

..Когда спустя три часа после налета
на немецкую машину разведчики уводили
двух «языков» — немецкого подполков-
ника и толстого немца в шубе, —у Семена
невыносимо гудело в’ голове и ломило
руки. Из царапины на щеке сочилась
кровь, а мысли о Марни продолжали раз’-
едать его душу.

Семен упорно шел вперед,

— Шинель, шнель, — торопил он плен-
ных, — вспоминая урывками всё, что про-
изошло у дороги. -

Снег хрустел под ногами пленных. Они

чилий-

рихсгофе, моя Мария.

ственное мнение к присоединению Румк
нии к державам оси и к участию в вой
против Об’единенных наций;  пропаганди
ровали взгляды, противоречашие` принци
пам демократии, илн распространяли а
тидемокраТические концепции; подстрекаля
к террористическим актам, убийствам ил
участвовали в них.

По решению министерства пропаганди
за  профашистскую позицию — закрыт
9 провинциальных газет и 2 журнала, в

том числе газета «Авинтул», издаваемая 8

Бранюве, в редакции которой в свое в
мя было обнаружено много гитлеровского

пропагандистского. материала и оружие, 1
газета «Ромыниа ноуа», издаваемая в С!

биу родственником  Маниу

хрипели не то от страха, не то от уста:
лости.

Утром разведчики стояли перед лейте:

‚нантом Федоровым. Пот градом струнля

по лицу Семена, перемешиваясь с кровь
— Задание выполнил, — доложил ©
жант, — взяли их возле Фридрихсгофь
И уже совсем ни. к чему, как ему пе
залось, Семен добавил: — Там, в Фи
Лейтенант отвел взор в сторону.
— Документы, — обратился он к welt
HEIM. :
Они

>

выложили на стол содержиме {

своих карманов. Лейтенант читал веду»

— «Подполковник Карл Альтгоф». Ав:

рой кто же? — Лейтенант развернул (t
рую книжечку: — «Моганн Функе....

У Ганджи„помутилось в глазах. Мог

Функе из` Фридрихсгофа?! Во рту у Сем
на пересохло,

лейтенанту, но тот и без слов понял Се
мена:

он сделал шаг вперед *

— Да, да, — поспешно ответил нем

в шубе, испуганно ворочая глазами,

— У вас работает русская Мария, —
продолжал лейтенант, — где она теперь
Немец оглянулся по сторонам и развел

— Вы житель Фридрихсгофа?
руками. Ганджа почувствовал, как что-то

острое и неумолимое вонзается в 610
сердце.
— Да, работает у меня, — ответа
Функе.
— Вот ее муж, — сказал лейтенант

}

Федоров, показав на Семена.

Немец посмотрел на сержанта и сделал  )
два шага назад. Он что-то залепетал й
зашмыгал носом. А Семен Ганджа смотрел
на него в упор тяжелым, полным нена’
висти взглядом и зачем-то вынул из кар
мана гимнастерки заветное письмо Марин.
Вот он, Функе, вот кто ее бил, кто морл “
голодом, кто измывался над Марией. Их
немец не выдержал прямого и сурового
взора сержанта, ему стало страшно, №
теряя самообладание, он закричал, слов”
но над ним кто-то захлестывал. петлю.

>В тот вечер часть (Семена заняла
Фридрихсгоф. И Семен Ганджа увилел
седую женщину, похожую на тень. Он

О к нему руки. Это была Ма:
ия.

Ответственный редактор
В. П, МОСКОВСКИЙ,

eee ee Pa