` тельной операции, начиная

Нал Гланьск

— (Сбросли в море вражеские войска!
Пусть купаются гитлеровокие бандиты в
студеной балтийской воде. Водрузим над
Тланьском (Данцитом) и ТГдыней знамя
победы! —`< таким призывом` обратился
Военный совет к войнам фронта.

Тетчики Н-ского соединения помотают
зеземным войскам уничтожать немшев,
окружённых в даннигеком «котле». Про-
тивниЕ стянул в районы портов Гдыня #.
Гданьск войска и боевую технику из Во-
сточной Пруссии и Восточной Померании.
В портах Гланьск и Гдыня сосрелоточено
большое количество вражеских транотор-
тов, военных кораблей и подводных лодок

Немцы прикрывают свою группировку
сильными зенитными ередетвами. Во вре-
мя появления «Ильющиных» в районе
Гхыни небо темнеет от разрывов зенитных
снарядов. Противник оказывает  противо-
действие нашей питурмовой авиации огнем
ЗА и МЗА с береговых укреплений и воен-
ных кораблей.

При помощи различных пловучих средств
гитлеровцы пытаются вывезти ценности,
боевую технику и живую силу из данциг-
ского «котла», но эти попытки пресекают-
ся нашей авиацией. С рассвета и до поз-
дней ночи над пипертой к морю группи-
ровкой немцев висят Halla штурмовики,
бомбардировщики и истребители. Только за
один день летчики Н-ского соединения с0-
вертили 1.600 самолето-вылетов. Боевое
напряжение натей авиации дает возмож-
ность войскам фронта планомерное прогры-
зать вражескую оборощу и разрезать груп-
пирозку на несколько частей. ;

Штурмовики действуют  четверками и
шестерками, этелонированными по време-
ни, внезално выходя на цель со стороны
лесных массивов и складок местности,
Высота бомбометания по военным кораб-
лям и транспортам колеблется от 1.200
ло 150 метров. Были случаи,  котда
«Hp» действовали с бреющего полета.
Наиболее эффективны действия › стокило-
траммовыми футасными бомбами. Заход на
корабли производится под углом 20—25
традусов. Бомбы сбрасываются  сериино
путем индивидуального прицеливания. Ре-
зультаты бомбометания, как правило, фик-
спруются фотоаппаратами, установленны-
ми на самолетах крайних ведомых групи.
Только за один день в результате налета
«Ильющиных» на порты противника были
потоплены три военных корабля, прямыми
попаданиями повреждены десять кораблей
и несколько транепортов. городе и пор-
ту Глыня создано до дРадцати очагов по-
жаров. .

В ударах по военным кораблям и порто-
вым <ооружениям особенно отличились
летчики Грищенко, Езугина, Героя Совег-
ского Союза Гетьмана. По одному кораблю
большого  тоннажа потопили группы

АВИАЦИЯ В БОЯХ ЗА ХАИЛИГЕНБАИЛЬ

Узкая полоска юго-западнее Жениг- тородом Хайлигенбайль. № утру 25 марта у

сберга, еще остававшаяся в руках у нем-
пев, уменьшалась ¢ каждым днем. Ее не-
уклонно сжимали наши войека, и против-
ник упорным сопротивлением стремился
лишь выиграть время, чтобы погрузиться
на суда, поджидавшие в порту Шиллау.

Содействуя наступающим войскам, бом-
бардировщики и штурмовики большими
труппами наносили удафы по последних
опорным пунктам в районе Хайлитенбайль.
Воздух был наполнен гулом моторов. Де-
вятка за девяткой шли к морю наши бом-
барлировщики в сопровождении истребите-
лей, а ниже стремительно проносились
штурмовики, нанося массированные уда-
ры. За 24 марта было произведено более
1.000 самолете-вылетов, за 265 марта —
2.900. Пе каждому из опорных пунктов
действовали 50—60 бомбардировщиков.
Истребители, бомбаржировщики и штурмо-
вики топили суда в заливе и в гаванях
Фоллендорф, Лейзунен. Бомбардировочный
удар был нанесен по аэродрому Пиллау ¢
пелью не допустить противодействия авиа-
ции противника,

Мошиая авиационная поддержка облег-
чила залачу наземных войск, овладевитих
последним крупным опорным пунктом —

ee aes See ВИ РИО

ВЕС

Воздушная разведка В

В январско-мартовеком ° наступления
войек 1-го Белоруеекого фронта большую
помошь наземным войскам оказала воздуш-
ная разведка. На веех этапах наступа-
е периода,
прелитествовавшего прорыву  оборонитель-
ной полосы противника, кончая выходом
подвижных груши в р. Одер и к побере-
жью Балтийского моря, наши разведчики
вооружали ‘войсковые штабы данными о
характере вражеской обороны на основном
и промежуточных рубежах, об оператиз-
но-тактических резервах, © происходящих
в тылу перевозках, группировке ВВС
противника и т. д. Четкое планирование
воздушной разведки, в котором важней-
шим фактором была ее непрерывность,
определило успех, :

В период подготовки в наступлению 0б-
становка потребовала обеснечить пехоту я
танковые ‘соединения подробными данны-
ми 0б оборонительной полосе противника,
ее насыщенности огневыми средствами,
инженерными сооружениями, о системе
узлов сопротивления. Достаточно сказать,
что толвко площадная с’емка в 14 янва-
ря, произведенная за 4—5 летных дней,
составляла более 100.000 кв. км., чтобы
понять, каким огромным и кропетливым
был труд воздушных разведчиков. В то
время, когда еоветскими войсками были
заняты на западном берегу Вислы неболь-
шие плапдармы, наши разведчики появля-
лись в районах Влоплавек, Торн, Нознань.

Чтобы иметь отчетливое предотавление
9 соотнотении сил в воздухе, возлушной
разведке предстояло вокрыть всю аэрод-
ромную сеть и группировку ВВС против-
ника на глубину до Познани. Так как на-
тичие самолетов на аэродромных узлах
никогла нельзя рахематривать как посто-
янную величину, мы старалиеь ©воевре-
менно отмечать происходящие изменения
Ис этой пелью освовные аэродромы фо-
тографировали по нескольку раз. Напри-
мер, аэродром Радом за месяц быз <40-

СТАЛИНСК

ом и Гдыней

«ИТов» под командованием старигих лей-
тенантов Федорова и Рябоконя. Успешно
действовали по военным кораблям, стоя’
щим на рейде и у причалов, группы стат
ших лейтенантов Грошева, Ломакина, лей-
тенантов Фролова, Матдеева и других. —

Особенно отличилась в эти дни труп,
штурмовиков под командованием лейтенан-  .
та Матдеева, который одним из первых на-
чал действовать во военным кораблям п,
подводным лодкам в порту Гдыня. Однаж:
ды ему пришлось вылететь в плохих ме- .
теоусловиях. Многие штурмовики В. этот
день вернулись, не дойдя до цели (из-88.
невозможности пробиться к ней. На мар
шруте Матдеева встретила низкая облач-
ность. В районе цели видимость доходила
до 400 метров, но настойчивоеть молодо-
го офицера помогла ему преодолеть трудно-!
CTH. a
— Подтянитесь, — передал он своих,
ведомым по радио. — Выхожу на море,
будем бить по военным кораблям в порту.

Штурмовики на бреющем полете выеко-
чили к причалам. Впереди темными велна-
ми переливалось море, над HEM висели
белые клочья тумана. Чтобы не растерять
веломых в тумане, Матдеев передал ‘EM
приказание: : Е

— Буду разворачиваться влево, идите!
на солнце. м

Ботда под крыльями  мелькнули белые
мачты кораблей, он передал команду сбра-
сывать бомбы. Были отмечены прямые по:
падания в один корабль“и два транепор-
та. Второй заход пгтурмовики сделали со
етороны моря, проштурмовав врага путтеч-
но-пулеметным отнем,

В иные дни в воздухе отмечается по-
вышение активности вражеских истреби-
телей. «Фокке-Вульф-190» и «Мессер-
шыйтт-109» пытались противодействовать
работе штурмовиков, но. каждый раз
встречали отпор воздушных стрелков и
истребителей прикрытия. Группу офицера
Бочеришвили атаковали два «Ме-109».
Воздушный стрелок сержант Бомров сбил
один из них. В другом бою по одному
вражескому самолету сбили  возлушные
стрелки Горшков и Туляков.

Советские истребители очищают небо
над Гданьеком и Глыней от немецких са-
молетов. Только в течение одного дня <би-
то 18 <08В-[90» и «Ме-109». Лейтенант
Молчанов в одном бою сбил лва вражеских
самолета. По два самолета за день уничто-
жили старший лейтенант Леонтьев и
младший лейтенант Белоковь, по одно-
му — младший лейтенант Быконя, лейте-
нант Дроздов и другие.

Полпелковник В. ПОЛЯКОВ.
Капитан В. КОРЧАГИН.

2-й Белорусский фронт,

1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. Летчики
полковника Н, Лысенко штурмуют оборону немцев за Одером.
Снимок сделан старшим лейтенантом А. Дмитриевым с борта самолета”

мявщева.

Мощный удар войек маршала Малинов-
ского при непрерывной поддержие © в03-
духа разрушил все надежды — немцев,
«Неприступная» линия обороны вдоль
тор Вэртошхедьшег была прорвана сразу
в нескольких — местах.  Одновоеменно
был нанесен удар южнее Естергом, в ре-
зульгате которого наши войска, двигаясь
вдоль Дуная, вышли на ближние подетупы
к гор. Комарно. За первый день наетуп-
ления танковые и стрелковые части 2-го
Украинского фронта продвянулиеь вперед
на 45 км. Всюду противник оказывал
исключительно упорное сопротивление, ко-
ropes удавалось преодолеть благодаря вы-
сокому воинскому’ мастерству советских
бойцов и офицеров, их тероизму u 6bec-
примерному мужеству.

История венгерекой кампании наших
войск сохранит имена героев, которые в
марте 1945 тода дрались в горах Baprem-
хельшег. Вот один из примеров о героизма
напгих воинов. Отарший сержант сталин-
градец Байков и рядовой Габридзе вместе.
CO сволми товарищами штурмовали  не-
мецкий дзот. Противник вел бешеный
огонь. Обойти этот дзот не представлялось
возможным, потому что он был приено-
соблен для кругового обстрела; Тогда двое
отважных решили пожертвовать собой, но
не дать врагу возможности задержать дви-
жение вперед. Райков и Габридзе е раз-
ных сторон поползли к дзоту. Товарищи
прикрывали их огнем. 09& были ранены,
но продолжали двигаться вперед. Когда
позволило расстояние, они забросали ам-
бразуры гранатами. _

В этот момент из-за лзота бросилась В
контратаку боевая. труппа немцев. Байков
и Габридзе, не теряя ни секунды, BCKO-
чили в 130т и  прикладами прикончили.
оставшихся в живых немпев. Захватив
Целевитие пулеметы, советские воины от-
крыли отонь по врагу. Истекая кровью,
Вайков посылал очередь за очередью в
гитлеровнев. Когда он окончательно 0бес-
силел, его сменил Габридзе. Наши солдаты
овладели. этим рубежом. и обнаружили
обоих тероев около пулемета уже 063
сознания. Перед дзотом валялось 79 тру-
пов немцев.

СЗ ЕЕ Е eee

наступлении

немцев оставался клочок земли протяже-
нием в 20 километров и шириной ло моря
3—4 километра. Ночные бомбардировщики
разбрасывали листовки © предложением
прекратить бессмысленное сопротивление и
сложить оружие, но враг продолжал унор-
ствовать.
Рано утром 25 марта, в период артил-
лерийской подготовки, группы «Петляко-
вых» и «Гуполевых» по 27 самолетов
волна за волной обруптили на оставигиеея
позиции противника свой бомбовый груз.
С началом атаки их сменили итурмовики,
расстреливавшие живую силу противника,
пытавшуюся на плотах, бочках, досках
побраться водой до косы Фриш Нерунг.
Сильный бомбардировочный удар был на-
HeceH по причалам на берегу залива, где
скопилось ‚значительное количество войск.

Е концу дня враг был выброшен
из города Хайлигенбайль. Bemenoe compo-
тивление немцев не может остановить на-
тика наших войек. a

Подполновник А. СОЛОВЬЕВ.
Гвардии капитан Г, ЯНОВ.
3-й Белорусский фронт. -

SS ee

SS

наруженных огневых позициях. ITO BIO-

Полковник Г. ПРУССАКОВ
следствии послужило поводом для внесе-

aa ния корректив в артиллерийскую подго-
тографирован 16 раз, аэродром  Домброва  товку.
фототрафировалея более 12 раз ит. д. Фотографирование площадей в период

С особенной тщательностью велась раз-  подготовки к прорыву производилось по
ведка оборонительной полосы немцев на  нескольку раз, что давало возможность
глубину 25—30 км. на Радомеком напраз-   своевременно фиксировать изменения в
чении. Для нас было жизненно  необхо-  обороне противника. Опыт показал, что
димым иметь полное предетавление о ха-  лучшие высоты для площадного и плано-
рактере обороны противника именно в  вого фотографирования 3.000-—4.000 м. и
этой полосе и на тех участках, на кото- для перспективного-—800—1.200 м. Важ-
рых намечалось осуществлять прорыв. С  нейшим условием, обеспечивающим успеш-
этой целью особенно интенсивно велось  ную с’емку, является отличное знание рай-
фотографирование, как плановое, так и  она разведки, Командиры частей добива-
перспективное, в районах пулавокого и  лись, чтобы летчик и штурман до мельчай-
варковского плацдармов. Сложные  метео-  ших деталей знали маршрут. Это пюзво-
ротогические условия не сорвали работу лялю производить  высоквокачественную
воздушной разведки. Фотографирование  с°емку, ограничиваясь. меньшим количест-
велось < максимальной интенсивностью.  вом заходов. Так, экипаж «Пе-2» старшего

Аэрофотос’емка выполнялась в основном  лейтенанта Ершова и штурмана Сапков-
экипажами «Петляков-2» и «Бостон», Ё ского,
разведывательным полетам  привлекалея  севернее Радома по реке Пилица,
наиболее подготовленный летный состав,
способный действовать в самых неблато-
приятных условиях, которыми отличались  ло ему ограничиться
дни, предшествующие наступательной   ние было выполнено отлично.”
‘операции. За полками были закреплены  Аналогичным obpasom
определенные полосы разведки, каждый   фотографирование и  варковского
экипаж имел свои постоянные  маршру-   дарма.
ты или районы. В больших масштабах перед наступ-

Для более точного выявления труппи-Глением. применялось перспективное
ровки танков в районах Варка, Бялобже-  тографирование. Так как техника выпол
ги, Бжуза, Радом и расположения полевой   нения перспективной с’емки значительно
артиллерии немцев фоторазведка, дополня-   сложнее, ‘мы поручали ев специально
лась визуальной разведкой. Летчики сле-  выделенным и
дили не только за дорогами и населенны-  экипажам. Отдельные рубежи фотографи-
ми пунктами, но и главным образом  ровались по нескольку раз. Главной пе-
за лесными массивами. Если удавалось лью при перспективном фотографирования
обнаружить скопление сил противника, 32  было ‘заснять переднюю линию обороны
районом -устанавливалось непрерывное  так, чтобы она была на первом
наблюдение Например, штурмовики и Когда данные фоторазведки были 0брабо-
истребители за несколько дней до проры- таны, их передали в штабы войсковых
ва, просматривая уже знакомый им район,   соединений, которым предстояло начинать
установили при помощи фотографирования  штурм. Теперь штабы,
отсутетвие немецкой пехоты в первой ли- тельные укрепления

Однако детальное знание района позволи-

командира группы Героя Советского Союза

производивший фотографирование   ЗОВаны,
должен   ередачу их по радио.

был выполнить задачу при 6  заходах.  Время наступления наши

4 заходами. Зада-   эшелонов

фо- ЧИК&

хоропю натренированным сти в передаче дан

оценивая оборони-  знуть OT
противника и 6го противник отводит свою живую силу и

ий сокол

Героя Советского Союза гвардии. под-

гвардии капитана М. Ру-

В Западной Венгрии

Успешное продвижение вперед Te-
роических воинов 2-го Украинского фрон-
та полностью обеспечивает наша о авиа-
‘ция. Летчики генерал-полковника авиз-
ции Горюнова, теено взаимодействуя ¢
наземными частями, создавали для про-
тивника исключительно тяжелую обета-
новку. В тот. момент, котла неприятель
решил улучшить свое положение близ
Дуная и начал перебрасывать ганковые
части © одного фланга на другой. в в0з-
дух поднялись штурмовики генерала Сте-
пичева. Массированные пмурмовые удары
№ колоннам танков, двигавшимся лнем по
‘обочинам дорог, круто, повернули ход ‹0-
бытий в нашу пользу.

Нрославленный мастер штурмовых уда-
ров гвардии майор Самоделкин повел свою
‘эскадрилью к горным кряжам. Отлично
зная район, ‘он безошибочно определил
Местонахождение наиболее крупного скоп-
ления танков.’ С первого же. захода запы-
тали три немецкие машины. Самоделкин
воверил еще ряд атак и бил врага до
последнего снаряда. В этот же день групт
па Самоделкина пошла еще в один вылет
и обнаружила крупную группировку пе-
хоты и фбронетранспортеров неприятеля.
‘Свыше 5 тысяч холдат. 20 бронетран-
спортеров`и 3 артбатареи двигались по ро-
калной дороге густой колонной. Группа
ударила по этому сконлению и уничто-
жила авангард колонны — 5 бренетран-
спортеров, 12 автомашин © боеприпасами
ий свыше 300 солдат.

‚ Таким образом, труппы штурмовиков,
тромившие © воздуха танковые и мотори-
зованные колонны неприятеля, обеспе-
чивали развитие успеха пехотинцев, а В
ряде случаев срывали замыслы  против-
ника по переброске резервов или своим
огнем прокладывали дорогу нашим стрел-
ковым частям.

Мошный удар войск 2-го Украинского
фронта в Западной Венгрии  <ерьезно
ухудшил военное положение титлеровцев
на этом фронте. Теми и напряженность
боев возрастают с каждым днем.

Гвардии напитан Г. ЮРОВСНИЙ.

‚:2-й Украинский фронт.

__ (От ваш. спец. корр. по телеграфу).

узлы сотутивления, могли решить во-
`прос, где, в каких местах танки и пехо-
Ta ветретят меньшее сопротивление, по
каким дорогам их целесообразнее ввести

нии траншей и артиллерии на ранее 0б- B IpODBIR. :

Так воздушной разведкой была реше-
на ‘первая и очень ответственная зада-
ча — подготовка данных для прорыва.
Вогда войска 1-го Белорусского фронта, на-
чав наступление с двух плацдармов, про-
рвали вражескую оборону на всю глуби-
ну и вырвались на оперативный простор,
характер боевой деятельности воздушных
разведчиков значительно изменился. Те-
перь воздушная разведка должна была
действовать еще более гибко. Вонтролируя
основные коммуникации Шоссейные ий
железные дороги, она должна была свое-
временно вокрыть, какими путями восполь-
зуется враг для оттягивания своих сил.
От своевременного выполнения этой зада-
чи во многом зависел успех авиационного
преследования.

Чтобы в этом случае данные воздуш-
ной разведки были своевременно реали-
следует широко использовать
Много раз во
разведчики,
обнаруживая скопления автотранспорта,
или колонны противника В
движении, тотчас же сообщали об этом

производилось   На ВП полка, а с КП данные  передава-
плап-  лись в вышестоящий штаб. Так было

В
районах Опочно, Томашув, Hose Macro.
Например, 15 января но данным развед-
Юрасова, обнаружившего скопле-
ния железнодорожных эшелонов на ст.
Скаржиско-Каменна, была выслана группа
бомбардировщиков. Благодаря оперативно-
ных удар был нанесен
своевременно, и станция © вражескимя
эшелонами была подожжена. В другой раз
разведчик старший лейтенант Чанкин 10
дороге из Опочно на Яситомб обнаружил

плане   колонну до 900 машин, Он немедленно пе-

редал по радио точные данные, и на эту
цель были высланы группы штурмовиков.

Иногда случается, что, пытаясь усколь-
авиационного

Е Е НЫ

преследования.

американской
Пирсон утверждает, что В

Обозреватель
«Дейли миррор»
‚ советожо-французоком договоре. о. Baa NOT:

якобы, секретная статья,
свобода действий
свобода действ

мощи имеется,
в которой одобряетея
французов на Западе и

тазеты

25 (323).

28 марта, 1945 г...

On pose pacenue TACC

ТАСС уполномочен заявить, Что вика»
ких сокретных статей в  советеко-фран-
пузском договоре о взаимопомощи нет 1
aro сообщение Пирсона не соответствует

действительности,

Советского Союза ‘на Востоке.

Между

унаем и озером

Балстон

Не прошло и месяца со дня завершения 1

будапештской битвы, в ходе которой вой-

ска 2-го и 8-го Украинских фронтов  Еа-

несли противнику неисчислимые потери, и
снова между Дунаем и озером Балатон
завязались ожесточенные бои. :
Стремясь во чо бы TO ни стало
устранить угрозу выхода наших ВОЙСК К
южным  траницаи  Аветрии, немецкое
‘командование сосредоточило здесь
крупные силы пехоты, танков и авиации
и упорно пыталось пробиться к Дунаю.
Некоторое время назад противник возо0но-

BHI CBOH контратаки в районах южнее и

северо-восточнее озера Балатон. Сотни
танков, самоходных орудий, броветранопор-

‘  теров непрерывно атаковали позиции на-

ших войск, пытаясь найти слабые места
в обороне. Но всюду, на всех участках
противник наталкивалея на жесткую 060-
рону и под губительным огнем советской
артиллерии, под ударами пехоть нес боль-
шие потери в технике и живой силе,

11 танковых дивизий наступали Ha
наши войска, но и этот «кулак» не спас

немцев. Измотав силы врага и нанеся ему
  огрохные потери, войска 3-го Украинского

фронта перешли в наступление. В упор-
ных боях наши части продвинулись впе-
ред на десятки километров. Е

Напряженные бои происходили в возду-
хе, Для обеспечения „действий своих войск
немцы подтянули сюда большое  чис-
10 самолетов, обобенно истребителей и
истребителей-штурмовиков «ФВ-190»,  ко-
торые труплами до 40 самолетов пыта-
лись бомбарлировать и штурмовать наи
войска. Советские летчики успешно: отра-
жали эти попытки. Над полем боя и над
территорией противника наши истребите-.
ли вели успешные бои с большими груп-
пами истребителей и бомбардировщиков
врата.

_-В первые дни боев действия авиации
были ограничены  неблатоприятными ме-
теоусловиями. Действовали в это время
только иелкие`группы самолетов.

Котда же погола улучшилась, наша
авиация начала вести боевую работу <
полным напряжением. Крупные группы
бомбардировщиков и штурмовиков, дейст-
вуя под прикрытием истребителей, нано-
вили концентрированные улары по boe-
вым порядкам противника и по екоплени-
ям ето войск и техники.

Отражая атаки истребителей и проры-
ваясь к заданным целям сквозь тшкваль-
ный огонь ЗА, наши бомбардировщики и
пегурмовики в течение одного дня Унич-
тожили 18 танков, 9 бронетранспортеров,
до 100 автомашин, 8 орудий ПА.

Сопровождая группы штурмовиков и
бомбардировщиков и прикрывая боевые по-
рядки наземных войск, наши истребители
в течение первого дня провели 13 груп:
повых воздушных боев, в ходе которых
сбили 19 самолетов противника. Особенно
отличилиеь в этот день летчики Героя С0-
ветского Союза полковника Смирнова.

Труппа капитана Панина прикрывала
войска на поле боя. Капитан Панин 029
своим ведомым патрулировал на высоте
4.200 м., вторая пара, которую вел капи-
тан Дорошенко, шла на высоте 4.500 м.
Наши истребители встретили 8 «Ме-109».
Шесть из них шли фронтом, & пара — с
превышением на 200—300 метров.

Капитан Панин атаковал шестерку, &
пара Дорошенко связала боем верхнюю па-
ру «Ме-109». :

В завязавшемея бою капитан Пани
атакой ‹зади сверху с короткой  дистан-
ций сбил один «Ме-109». Остальные са-
молеты противника из боя вышли. В это
время к району прикрыгия подошла группа
Saeco eee EE Se See =a =
технику по второстепенным дорогам, По-
этому, контролируя. шоссейные и ж.-д.
коммуникации, воздушная разведка не
должна выпускать «из поля зрения и
остальные дороги.

Наряду с установлением пути отхода
на воздушную разведку возлагается и
другая не менее значительная задача —
обнаружение промежуточных рубежей.
Как правило, после прорыва обороны на-
шими войсками немцы стараются  отойтя
до определенного водного или другого
заранее подготовленного рубежа и заце-
питься за него. Tak, после прорыва
южнее Варшавы немцы рассчитывали ока-
зать сопротивление нашим наступающим
частям на рр. Пилина и Варта. В этом
случае разведчики помогли подвижным
группам тем, что своевременно установи-
ли наименее защищенные участки. Поль-
зуясь их данными, танки и пехота с хо-
да форсировали эти рубежи, и темп насту-
пления не был ослаблен. ‘

Помимо специальной воздушной развед-
ки в период наступления во всех частях
широко практиковалаеь разведка на себя
Нередко пара, выделенная из полка для
разведки указаннотю района действий, до-
ставляла такие данные, по которым вы-
летал весь полк. Так, например, гвардии
старший лейтенант Жуков в исключи-
тельно сложных метеоусловиях при гори-
зонтальной видимости в 500 м., выполняя
разведку в полосе наступления танковога
соединения, обнаружил на ст. Мыпешеви-
че три ж.-д. эшелона по 30 ватонов в
каждом. По его данным вылетела группа
в 24 «ИЛ-2», ведомая Героем Советского
Союза Панфиловым, и нанесла cocpexoro-
ченный бомбо-штурмовой удар. Широкое
применение разведки на себя в - период
наступательной операции способствует
непрерывности наблюдения за действиямя
противника.

После того, как наши войска вышли
к берегам р. Одер, перед воздушной . раз-
ведкой встала задача — выяснить харак-
тер оборонительных сооружений в этих
районах, постоянно наблюдать за перебро-
ской  оперативно-тактических резервов

очень

техники противника в пункте

самолеты «Поликарпов-2». Особенно

9115 «ФВ-190» с бомбами. Используя
свое преимущество в высоте, пара капи-
тана Доропеенко атаковала Группу
«ФВ-190», не давая им прицельно сбро-
‘сить бомбы. Выходя из атаки с набором
высоты, капитан Лорошенко атакой снизу
езади сбил один «ФВ-190», после чего
прикрыл своего ведомого лейтенанта Бах-
`маткова, который атакой сверху сзади
сбил еще один «Фокке-Вульф».

Таким образом, четверка наших истре-
бителей провела успешный бой © крупной
труппой противника, ебив ири этом тря
самолета и заставив остальных поспешно
уйти на свою территорию.

Другая четверка, истребителей, которую
вел прославленный летчик Герой Советско-
го Союза капитан Колдунов, прикрывала
свой войска. В районе пели капитан Koa-
дунов заметил 12 «Ме-109». идущих чет
верками. Незаметно подойдя к зачыка-
ющей группе, Волдунов с дистанции 50—
30 м. сбил один «Ме-109»,

Заметив наших истребителей, самолеты
противника попытались уйти вверх я
скрыться в густой ‘дымке. Догнав еще
один «Ме-109», капитан Колдунов ©бил д
его. В это время лейтенант Пациба ата-
кой сзади сверху в упор расстрелял один
«Me-109», а затем атаковал сзади сбоку
еше один и сбил его. По одному «Ме-109»
уничтожили старший лейтенант Рабинов
и младший лейтенант Полосенко.

Несмотря на то, что группа «Meccep-
пииитт-109» вела бой организованно и
упорно и только под конец рассыпалаеь
на пары и отдельные самолеты, наши
летчики, не потеряв ни одной машины,
сбили 6 самолетов противника. Этот pe-
зультат был достигнут благодаря хорошей
организации боя, высокому мастерству
тетного состава и превосходным качест-
вам советских самолетов.

Летчики генерал-полковника авиация
Судецк продолжали наносить сосредоточен-
ные удары по войскам противника. Круп-
ные группы бомбардировщиков, которые
вели летчики Никифоров, Кизим, Ерокин
и штурманы Голованенко, Конюков, Евдо-
кимов, преодолевая плотный огонь ЗА, Ha-
несли меткий удар по скоплению войск п
Полгардь.
Уходя от цели, наши летчики наблюдали
сильные пожары и взрывы. Наших бон:
барлировшиков пытались ‘атаковать 8
«Ме-109». В завязавшемся бою воздуш-
ные стрелки старший сержант Шконда и
сержант Радионов сбили по одному
«Ме-109-в». Своих потерь не было.

С наступлением темноты удары с в03*
духа по противнику не прекращались;
боевую работу с вечера и до утра вели
эф-
фективный удар нанесли ночники 10
скоплению войск и техники противника
на окраине г. Секепфехерват. В результа-

те бомбардировки в районе цели возникло

много пожаров и произошло ‘несколька
сильных взрывов.

Командование наземных войск, еражав-
шихся на этом’ участке, утром передало
летчикам-ночникам благодарность 3a OT-
личную боевую работу.

Развивая успешное наступление ка
этом направлении, войска фронта овладе-
ли городами Вишюбер, Тет, Целлдемелк,
Яношхаза, Топольча, & также заняли 60-
лее 200 других населенных пунктов.

Части 3-го Украинского фронта при
поддержке о авиации Bee тлубже втры-
заются в ‘оборону немцев, прикрывающую
пути к ГРаницам “Австрии.

Подполковник Н. ШЕЛИПАНОВ.
Старший лейтенант 6. ЛИПИЦКИЙ.
3-й Украинский фронт.

os

противника, Такая разведка  обеспочива-
Tach систематическим пребыванием «Пет-
тяков-2» над районами Штегтина, тар-
гарда.. Экипаж  «Петляков-2» летчика
Врупенко и штурмана Александрова пер-
вым появился над столицей фашистской
Германии,

Тетчикам-разведчикам части. Гавриль-
ченко было поручено установить наличие
танков В районе Кюстрин и найти
слабые места в обороне противника.
Постоянные снегопады и низкая облач-
ность позволяли вести разведку только на
бреющем полете. Но и в этих трудней-
ших условиях «Петляковы» блестяще
справились CO своей задачей, летая на
полный радиус.

Плохая погода не позволила в послед-
ние дни применять «Петляковы» для
фотографирования аэродромной сети Цен-
тральной ‘Германии. Возросшее число ¢a-
молето-пролетов вражеской авиации заста-
вило сделать вывод © том, что против“
ник сосредоточил здесь большое  количе-
ство самолетов. Чтобы выяснить с  вез-
можной точностью группировку авиация
противника перед нашим фронтом, мы
прибегали к ведению силовой разведки
истребителями.

Перед операцией, закончившейся выхо-
дом наших войск к берегам Балтийского
моря, воздушная разведка путем фотогра“
фирования установила участок, наименее
насыщенный оборонительными  сооруже-
HHAMH, на котором впоследствии разверну-

лись бои.

Так помогают воздушные  разведчикя
наступающим войскам. Экипажи постоян“
но следят за Тем, что делается в тылу 7
врага, за районами накапливания ето
живой силы и техники. Воздушная развед-
Ka стала подлинными глазами  наступа“
ющей армии, и эти глаза уже заглядыва
ют в самую глубь фашистской‘ Германии,
своевременно информируя наземные штабы
0. поведении противника.

1-й Белорусский фронт.