над

- В летных частях 3-ю Белорусского’
френта первые дни апреля проходили в
обстановке напряженного ожидани. Яс-
ные звездные ночи воёляли В лАтчиков
надежду, что завтра, наконел, наступит
долгожданный час: но балтийские туманы
быстро заволакивали небо, а к полудню
летные поля то и дело превращались в
болото. р

— Неужели начнут без нас? — спра-
шивали друг друга летчики, досконально
изучившие за время подготовки нумера-
цию кварталов громадного города, ориен-
тиры которого уже успели врезаться в
память, а окрестности ‘были изучены
еше во время мартовских штурмовых уда-
рюв.

Bee знали, что наземные войска стоят
наготове, что вот-вот начнется штурм
сильно укрепленных обводов  города-кре-
пости. Все знали, что в злобе обреченный
враг попытается подвергнуть наши  на-
ступающие соединения и ударам © воз-
духа силами одного из лучших авиаци-
онных соединений Германии — эскадры
«Мельдерс». И наличие воздупгного врага,
как и ланные о чрезвычайной насыщен-
ности зенитными средствами, собранными.
сюда со всей Вослочной Пруссии, из
Гланьска, даже из Прибалтики, делали не-
легкой задачу воздушной блокировки Ке-
вигеберга. :

Но у авиации фронта большой опыт
тесного сотрудничества © пехотой и тан-
ками, приобретенный за время боев в
Восточной Пруссии. Участие авиации не-
изменно ускоряло разгром Bolick против-
ника и сберегало силы наземных армий.
В последней декаде марта,  котда наши
войска доколачивали большую вражескую
труппировку на побережье залива Фриш
Гаф, командующий фронтом в своих ука-
заниях авиационному командованию отме-
зил, что упорство этой  труппировки
дрогнуло именно в тот день, когда было
совершено больше полутора тысяч б0е-
зых вылетов летчиков Хрювина и Папи-
вина, Белова и Дагаева.

Моральное состояние последних за
шитников Кенитеберга, сознававших свою
обреченность, не вызывало сомнений. Но
исступленное гитлеровское командование
предпринимало отчаянные попытей удер-
жать Кенитеберг. И так форты Кенигс-
берга, тав и волки из эскадры «Мель-
jepe> продолжали в бессильной злобе
отрызаться.

Аткачасти находились в полной готовно-
сти, и экипажи нетерпеливо ожидали ври-
каза. Особое напряжение чувствовалось в
частях Героя Советского Союза Молокова,
переброшенных на аэродромы снодскока.
з 3—4 км. от переднего края. Перед ними
стояла задача——ночным ударом пробить
первую бреть в обороне  восточно-прус-
ской крепости.

Первые удары были нанесены ночью.
Летчики, совершив свышие 1.500 вылетов.
буквально озарили путь наших бойцов,
сокрушивших южный обвод и утром 3a-
нявших кварталы Покарт, Шенфлие, Po-
„зонах, вплоть до пабережной реки Пре-
тель. К полулню зафево пожаров и густая
пелена черного дыма обозначили `` работу
бомбархировщихов генерала Нечипоренко
и полковника Скока, содействовавших
взлому юго-запалного пояжса. Прицельное
бомбометание стало затруднительным, де”
вятки < трудом выискивали «окна» В этом
дыму.

Особенно  убшешно  Таботал гвардия
‘майор Бобров. Ето девятке предстояло

атаковать один из участков опорного пунк-

та немцев в городе. Несмотря на плохую
вилимость, Бобров и его штурман гвардии
старший лейтенант Коваленко точно при-
вели пруппу к цели. Над городом висела
облачность в два яруса. Между ними шли
вомбарлировщики. Цель они увидели
сквозь редкие разрывы в чижнем Coe
облачностя. Летчики удачно использовали

Сталинградны в Восточной Пруссии

Помошних командира стрелкового взво- томатная очередь, и гитлеровец, упал.

да. старинина Илья Торопов родом из Ота-

линградекой области. Большой боевой путь шеи и на своем MYTH сразил еще трех
и суровую школу испытаний прешел он  вражеских солдат. В результате отреми-

за время войны.

На груди старшины две награды —   рубежа.

ордена Красной Звезды и Славы, ПЕ ете-

пени. Второй орден Торопов получил Торопова, — сталинградец Андрей Яковен-
HelaBHO и вот при каних оботоятельствах.   Ко, наводчик орудия.

..Иротивние задержался на промежу-
точном рубеже — в траншеях у опушки.

Когла наша артиллерия открыла огонь по  отонь из леса. Орудие, где наводчиком

врату, послышалась команда: «Вшеред».

Первым выюкочил из окона старшина   рядках пехоты.

Илея Торопов.
За ним шли остальные бойцы. Подой-
дя к траншее, старшина Торопов  бро-

сил гранату и одним из первых прыгнул   ли цели и, подготовив данные, открыли
pune, За изгибом хола сообщения при- отонь. Несколькими снарядами наводчик
таился кемецкий офицер. Он припелился,   Яковенко уничтожил 068 вражеских ну-

тот опередил его. Раздалась короткая ав-

3-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ. На снимках:

дыму лазейку для штурмовки бесчиелен-.

полковника Пруткова. «По-2» также  авиации.

$

полностью выведено из строя. Противник
тотерял на своих аэродромах несколько

схватке Корниенко сбил два немецких са-

твардейцы точно бросили бомбы на об’-
ект противника. Бомбометание было про-
извелено отлично. На земле раздались че-  В период подготовки к январским Bony
тыре огромных ззрыва, A . в Восточной Upyceum большое внимание
них такой силы, что самолет подбросило -
вареной волной. Черный дым от взрывов было уделено отработке взаимодействия
поднялся на высоту до 1.200 метров.  аВИаЩИн © артиллерией. Проводилиеь лет-
В воздухе все больше нарастал гул мо- но-тактические учения, военные игры,
торов. Нь штурм Кенитеберга  устреми-  летный состав посещал артиллерийские
лись волнами бомбардировщики дальнего, части, знакомилея ‹ тактикой - действий

действия; за ними шли «Петляковы», а артиллерии, расположением ee огневых

«этажом» ниже выискивали в облаках и .

позиций в различные периоды боя и мас-
ные «Ильюшины» и среди них 22 Героя кировкой их. Артиллеристь в свою оче-
Советокого Союза из соединения твардии редь познакомились © тактикой действий

продолжали действовать и даже. освещату
и в этом pees ew уже ne eS
KO над кольцом пожаров ловили «Мель-  Танкового соединения < летчиками  п0л-
дерсов» истребители генерала Захарова,   Ковника Пруткова были отработаны
том числе фрардузоие летчики майора   элементы взаимодействия  шАурмовиков
не 00 UE Hee Te COBEDINCHG   TaHKaMd и самоходной артиллерией.
“Одновременно с ударами по фортам и Носледняя разрывами артиллерийских
другим укреплениям немцев в городе бом-   СНафядов указывала штурмовикам из пели
бардировщики и штурмовики  совершилу  и во время их действий подавляла огне-
несколько налетов на аэродромы: против-  вые точки ЗА, противолействовавшие лет-
ника в районе Кенигоберга и Пиллау. Два   чикаг ae с
налета трех групи «Ильюшиных», возглав- = i
ряемых Героями Советского Союза гвардии  В Развитие общего плана взаиходейст-
майором Коломейцем и твардии капитана- ВИЯ авиации е наземными войсками в
ни Мажаровым и Лысенко, стоили немцам Наступлении _ были <оставаены частные
15 самолетов и нескольких зенитных бата-   Лань взаимодействия се артиллерией. В
рей, уничтоженных штурховиками, Специ- ВХ были распределены между азнацией и
ально выделенная шестерка гвардии капи- 0ТИллерией  артминбатарои противника,
Тана Лысенко первые свои атаки. напра- нодлежавшие уничтожению и подавлению.
вила против зениток, подавила несколько   Предусмотрены совместные действия,

батарей, чем обеспечила свободу действий! ИМевшие целью помешать противнику за-
оОоньиЕ УИ ‘HATS огневые позиции на втором оборони-

Не менее успешно действовали по ТЛЬНОм рубеже. Кроме того, было замла-
аородромам бомбардировщики генерал-май- НИФовано подавление артиллерией батарей
ора авиации Нечипоренко и твардии пол-  ПРотивника, оживших после воздействия
ковника Чучева. 0 результатах атак с! АВИАЦИИ, и подавление артиллерией 3A
воздуха красноречиво говорят фотоснимки.   ПРОТИвника непосредотвенно неред удара-
Зафиксированы прямые попадания во МИ авиации методом кратковременного ог-
вражеские самолеты: много 60мб  легло  В®Вото налета. Артиллеристь: должны бы-
возле стоянок ‘вамолетов. Лепное поле было   ЯЙ Указывать авиации цели разрывами
снарядов, а авиация — усиливать мощ-
ность своих ударов в период смены пози-
десятков самолетов. ций артиллерией.

Попытки немцев воспренятствовать! В’планах взаимодействия авиации © ар-
ударам наших летчиков по аэродромам и тиллерией указывались порядок и органи-
укренлениям противника кончались для, зация управления их совместными дейст-
них плачевно. В одному из неменких виями. Для этой цели в полевой армии,
аэродромов приближались «Петляковы»,   действовавшей на главном направлении,
которых вел штурман гвардии майор Ро- на ВИ командира артиллерийского _ сведи-
ганов. Немцы подняли в воздух 16 «Фок- нения должен был находитьея“в период
ке-Вульфов» и «Мессершииттов». Благо- прорыва обороны противника командир од-
даря хорошо организованному взаимодейст-  ного из штурмовых соединений, имевших
вию экипажей атака противника была задачу взаимодействовать < артиллерней.
Hae eas этом немцы потеряли ОДИН Для связи с самолетами в воздухе и

Замечательной победы добился иетреби-   2) А ее
тель гвардии лейтенант Корниенко. Его Ре ag Е ВОО

: артиллерией полевой армии выделячея

четверка завязала бой с 12 «Фокке- . A =
? р -  один приемник, работавигий на вол тур-
Вульф-190» и «Мессеримиттами». В этой ’ Е - _ ны

находивтийся на ВП командира артсоеди-
нения, был связан по телефону © коман-
дуюзим артиллерией.

Планом взаимодействия ИА с зенитной
артиллерией было предуемотрено ознаком-

молета,.

Воздушный литурм на следующий день
повторился в еще большим напряжением,
с еще большим количеством участников.
Действовать приходилось вее осторожнее и
осторожнее: сквозь дым было трудно раз-
личать сигналы своих частей, занимазиия ху
пентр города. Й сокрушительный, небыва-
лый по своим масштабам удар авиации,
подлинный авиационный штурм, сберегиий
много усилий наших бойцов и много их
драгоценных жизней, дал быстрый эффект.

Штурм в воздухе был осуществлен в
полном соответетвни со штурмом на зем-
ле, в теснейшем боевом содружестве ©
войсками, покончивиими с кенигобергским
плацдармом и вохрузившими наше знамя

над городом,
‚ Майор А. ЛАНФАНГ.
Гвардии напитан Г. ЯНОВ.
3-й Белорусский фронт.

и

вых позиций ЗА. Это мероприятне дало
возможность нашим летчикам при атаках
истребителей противника выходить в эти

леты. ¥

В таблице взаимодействия было спла-
нировано время действия авиации и ар-
тиллериий, указаны цели и средетва пора-
жения, & также порядок и ортанизация
управления.

Блатоларя тшательной подготовке взаи-
модействие авиации с артиллерией при
прорыве обороны противника и при дей-
ствиях в тактической глубине хало поло-
жительные результаты.

Ha залалча, взаимодействовать с артилле-
рийским соединением, действовавшим Ha

; чает: а. Ко HR
Торопов побешая дальше, & зжщу тран участке прорыва. Полковник Хатминский

тельной атаки немцы были обиты с этого

=

Orne die one ее „  Ченным артиллерийским точкам противни-
воюет © фашистами и Земляк г на, досягаемую для них глубину. Штур-
точки, находившиеся в глубине, и глав-
ным образом реактивные ‘установки и
шестиетвольные минометы. В некоторых
случаях огонь артиллерии усиливалея уда-
рами штурмовиков.

В ходе боевых действий командир арт-
‘соединения с00бщал командиру  штур-
MOBUKOR 0 Новых батареях (по дан-

В одном бою путь нашей пехоте пре-
‘прадили два немецких пулемета. Они вели

рядовой Яковенко, двигалось в боевых по-
—- Уничтожить вражеские огневые точ-

‘ки! — приказал командир артиллеристам.
Расчет быютро развернул орудие. Засек-

`(Спецкорр. ТАСС). oS   ливалиеь рацией наведения. Летчики, вы.

стллинский сокол

Кенигсбергом ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
создавшееся ‹ тюложение. Скрываясь за С АРТИ Л ЛЕ Р и Е A

`облаками от глаз вражеских зенитчиков,
(Из опыта боев в Восточной Пруссии)

`ине Бружен — 1 артбатарею, в 1 км. за-

:] тарей. Все батареи вели отонь по боевым

‘ченную информацию командиру артооеди-

`татизован артиллерийский налет на обна-

мовиков. Командир штурмового соединения,

`ли артиллерия во эремя ударов штурмюо-
Твиков подавляла огонь зенитной артилле-
‘рии противника, & также наводила лет-

ление летного состава с районами ютне-

районы, где ЗА отсекала вражеские само-

Tax, например, штурмовикам  Пол- успешно продвигаться в южном направле-
ковника Хатминского была  поставле-  нии.

перед началом операции выехал на ЕП   самоходными орудиями и танками. Они
командира артсоединения, где и находился! действовали по артиллерийским и танко-
в период прорыва обороны противника. вым заслонам противника. При этом нашги
Артиллеристы действовали по ранее 3206 таз: воегда стремились использовать ре-

мовики же уничтожали вражеские огневые ‚следующем, после иттурмового удара, тан-

ным инструментальной и- общевойсковой
разведки). Здесь же принималось решение:
на уничтожение этих огневых точек. Под-

чтобы выстрелить в советского воина, HO   лемета. ходившие к полю боя штурмовики наце-

«положен
Заявление

являя новые огневые точки, немедленно,
передавали 96 этом на ВИ своего комам*
дира. Последний информировал командира
артиллерийского соединения и начальни“
5. артиллерии полевой армии. Е

Вот, к примеру, как было организова-
HO взаимолейетвие в Олин ИЗ боевых дней.
Командир артеоединения . сообщил коман-
диру авиабоединения, что на восточной
окраине пункта Бракупенен две артбатарей
противника ведут отонь по боевым поряд-
гам палиих войск. Па зачатной  окрагие
Тутшен ведет” отонь баллрея ЗА. Исхоля из
сложившейся обстановки, командиры COC-
динений решили уничтожить эти батарея
огнем артиллерии и ударами иттурмовиков,
прячем в первые три минуты должна была ;
действовать артиллерия по двум. артбата- ческих порядков и учреждений.
реям противника на восточной. окраине Верховным Главнокоманд