‚ Бомбардировщики при подходе к цели (см. очерк «Бой ведёт Дужий...»)
j Снимок нашего фотокорр. С. Кафафьян (сделан с самолёта, пилотируемого младшим лейтенантом Исаковым).

Бой ведет Дужий..

‚ Можно не разговаривать с Василием
Дужим и не спрашивать 6 нбм. Досталоч-
но взглянуть в его открытое лицо, увидеть
его походку, когда, накинув на широкие
плечи реглан, шагает он по аэродрому,
чтобы почувствовать, какой огромной вну-
тренней силой обладает этот человек.

Увраинокая земля, где родился и вырос
Василий Дужий, щедро наградила его 60-
татырским здоровьем, той уверенностью и
спокойствием, которыми отличаются доб-
лестные правнуки Тараса Шевченко.

Лицо его уже покрыто морщинами, &
голова усеяна седыми ‘волосами. Дань ли
это возрасту? Нет!  Капитану только
36 лет. Складки под серыми приятными
глазами, пряди серебристых волос, при-
дающие обаятельность и  скрадывающие
суровость всего облика Василия Дужего,
—— 916 следы войны, в которой участвует
он.

®

_ Его самолёт, подбитый зениткой, полу-
чил однажды много пробоин. Взрывная
волна разбила все стёкла, даже очки пи-
лота. Лицо Дужею было изранено, тём-
ная пелена затянула правый глаз. Прои-
зошло это на высоте 2.000 метров при со-
рокаградусном морозе. Собственно, доста-
точно было в тот момент на секунду пб-
терять самообладание, и машина вреза-
лась бы в землю. Но у Дужего хватило
силы воли, хватило мастерства протянуть
необходимую сотню километров, уйти с
вражеской территории и только тогда, ког-
да в баках оставались последние капли
Рорючего, посадить бомбардировщик на
поссейную дороту. ;

Биографию Василия Ильича Дужего ук-
раптают не только многие десятки боевых
вылетов и охвалки с вражескими истреби-
телями. Пожалуй, самое блистательное в
боевой жизни этого человека — плеяда
воспитанных им учеников. Их у него мно-
го. Они разбросаны сейчас по всем фрон-
там: они воевали за Сталинград, бились
насмерть за Харьков, они рука об руку
со своим учителем уничтожают немцев

^ под Ленинградом.

..Низко-низко над аэродромом плывут
густые облака. В эти минуты, когда бом-
бардиров перевели во вторую тотовность,
‚ Борисов, Исаков, Каюрин, Крюков и дру-
гие улеглись на лужайке, недалеко от
стоянок своих самолётов. Мы завели раз-
говор о Дужем. Скромные, как правило,
немногоречивые молодые ‘лётчики и штур-
маны оживились, наперебой рассказывая
0 0в0ём «батьке». В воздухе он всегда
спокоен. И даже когла стрелок-радист пе-
редаёт ему тревожное сообщение: «Истре-
бители противника», — Дужий отвечает:
«Добре, добре».

Этих двух слов, произнесённых порази-
тельно спокойным  толосом, достаточно,
чтобы вселить уверенность, придать бод-
рость духа, столь необходимую в опасные
минуты. И тогда его ведомые, как птен-
цы, прижимаются к ‘нему, строй стано-
вится крыло в крыло, и капитан продол-
жает с прежней уверенностью вести бом-
барлировщиков к цели. Ни уратанный
отонь зениток, ни вражеские ‘истребители
не заставят Василия Дужего свернуть с
боевого курса. Эта омелость, основанная
на трезвом рассудке и ‘большом мастер-
стве, крупицами впитывалась его учени-
ками, и у них появился такой же «дужев-
ский» твбрдый характер.

Разве не это было залогом выигранного
боя ‘девятки пикирующих бомбардировщи-
ков с пятнадцатью немецкими истребите-
лями? То были невиданный бой и неви-
данный итог его. Бомбардировщики сби-
ли пять истребителей, истребители не су-
мели, сбить ни одного бомбардировцтика. В
те двадцать минут, пролетевших, как одна
секунда, ведомые Дужего слышали зна-
комый ровный голос командира: «Бли-
же держаться.. Сынки, He раосыпать-
ся... Следить за фрицами. Огоньку им...
И он так выводил своих питомцев из-под
вражеских атак, что ни. одна из них не
принесла немцам успеха.

«Четыре дня мы ждали погоды, чтобы
в группе пикирующих бомбардировщиков,
которых повелёт Дужий, вылететь на бое-
вое задание. В полку уже шутили — по-
roma работает не на корреспондентов. У
автора шутки были все основания: до на-
шего приезла. пикировщики этой части

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

‘и 3 сентября 1943 Г. Ne 35 64

‚сторон появлялось

к

делали по четыре-пять вылетов в день.
Когда они появлялись над полем боя, их
узнавали по стилю, по «почерку» — ком-
пактная группа отлично бомбила позиции
немцев. Недаром в нолк за короткое время
прибыло несколько благодарностей от на-
земного и авиационного командования. В
эти дни слава о Дужем прокатилась по
всему фронту. И даже те, кто ‘не видел
его, знали, что есть такой отважный бом-
бардир, седой капитан.

Приказ о вылете был неожиданным.
Разведка донесла, что фашисты стянули
к переднему краю до десяти новых артди-
визионов. Командование решило послать
20 пикирующих бомбардировщиков и co-
провождающих их истребителей для на-
несения мощного удара по артминомёт-
ным позициям немцев.

Дужий, ведущий группы, вырулил на
старт, и наш «Петляков» первым легко
оторвалея от земли. Мы сделали двакру-
га над аэродромом, тем временем бомбар-
дировщики собрались, и группа легла на
маршрут.

На земле Дужий не раз товорил: «Дер-
жать хороший строй — это большое ис-
кусство». И вот перед нами демонстрация
этого большого искусства и авиационной
культуры. Слева и справа от нас — ве-
домые Каюрин и Крюков. Интервал от ве-
дущего не более 15—20 метров. Я выгля-
нул в правое смотровое окно и увидел
улыбающееся красивое лицо Геннадия
Крюкова. Кажется, протяни ему руку и
можно обменяться крепким рукопожатием.

Дужий всё выше и выше поднимает
пикировщиков. Высота 5.000 метров. В
воздухе холодно. Ртутный столбик кос-
нулся чёрточки — минус 10 градусов.

Посты каведения сообщают пою радио —
в районе цели истребители противника.
Доносим командиру экипажа. Дужин не
изменяет своему принципу и, как всегда,
отвечает:

— Добре, добре... о

Он уверен в своих зведомых, уверен в
лётчиках подразделений Покрышева и
Пилютова, прикрывающих нас. Широко-
лобые «Лавочкины» и тонконосые «Яков-
левы» взмывают ввысь, расходятся вее-
ром, прорезают облака, встречающиеся ва
наптем пути.

Огромные водные просторы озера напо-
минают, что мы недалеко от линии фрон-
та. Это нетрудно заметить и по тому, что
мы пошли на снижение. Дужий маневри-
рует по курсу и высоте. Армада наших
самолётов разворачивается вправо и со
стороны солнца выходит на цель.

Об’ект, однако, сложный. Надо пере-
крыть бомбами участок в несколько сот
метров.. Бомбовые люки ведомых уже от
крыты. Я прильнул к отверстию люковото
пулемёта. Не успели мы вынырнуть из-за
облаков, как фугаски и зажигалки посы-
пались вниз. Один за другим  разгрузи-
лись и остальные бомбардировщики. Не-
сколько сот бомб одновременно полетели
на головы фашистов. Справа поднялись
серые клубы дыма, слева вспыхнул® язы-
ки пламени.

Немцы открыли ураганный зенитный
огонь. Но в том и заключалось мастерство
ведущего, чтобы неожиданно, используя
облачность и солнце, вывести группу на
цель. Мы отбомбились до того, как успели
заговорить вражеские зенитки. Однако за-
говорили многие из них и очень зло. До
20—25 разрывов одновременно и с разных
в радиусе 50—100
метров от наших самолётов. `

Дужий вновь © доворотами, изменяя вы-
соту, маневрирует в зоне зенитного огня,
и разрывы всё время оказываются в хво-.
сте. «Петляковых». Правильно кто-то ска-
зал перед вылетом, что капитан чувству-
ет, куда будут бить немецкие зенитчики.

Даже в эти опасные секунды группа
бомбардировщиков Дужего — единый слит-
ный организм. Ведущий отлично  соблю-
дает режим полета, ведомые строго дер-
жатся своего места.

Мы приземлились на аэродроме, / когда
уже начало темнеть. Вскоре лешифриро-

ванный фотоснимок показал итог. этого
вылета: бомбы накрыли и уничтожили
четыре крупные батареи, пятнадцать

землянок, три двота.
Майор Г. СОЖИН.

—_

ВРУЧЕНИЕ

На зелёной. площадке, освещённой яр-
ким солнцем. выстроились летчики и тех-
ники Н-с®й авиачасти. Сегодня многие из
них получают ордена и медали Советского
Союза.

Перел строем зачитывается приказ.

Первым полковник Дзамашвили вручает
отлен Красной Звезалы командиру звена
старшему лейтенаиту Вольхичу. Этот мо-
NOAH, HO отважный воин сделал 68 ye-
пешных босбых вылетов на бомбардировку
вражьских уллов сопротивления,  уничто-
жилемного техники и живой силы против-
ника. При выполнении заданий он’ всегда
проявляет исключительное хладнокровие.

большую

СУРЛОСТЬ.

1113349,

ОРДЕНОВ

Вслед за Вольхиным орден Красной
Звезды получают гвардии подполковник
Иванов, старший лейтенант Дуббв, млал-
mut лейтенант  Сименов-Сиверский и
другие.

В числе награжлённых медалью «За бо-
евые заслуги» техник-лейтенант Киселев,
капитан Черноусов, старшина Визер, тех-
ник-лейтенант Соловьев.

Выступивший гварлии
Иванов дал от имени награждённых клят-
ву, что они He пожалеют своих сил
для достижения полной победы над вра-
TOM,

Лейтенант М. КОЛОСОВСКИЙ:
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

АДРЕС РЕДАКЦИИ; Потаповский пер., в. 3. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ; сенретариат Н 5-52-99, отв. ^ сенретарь реданции Н 5-98-02, нач, издательства К. 5-60-10.

ПОЛПОЛКОВНИК 4.

Технический
разбор боевого
_ дня

Нашей истребительной авиачасти пред-
стояла напряжённая боевая работа. Я со-
брал старигих техников эскадрилий и под-
робно разработал и обсудил с ними план
нашей деятельности. Были учтены все по-
ложительные и отрицательные стороны и
в соответствии с этим расставлены силы.
Наши лбтчики выполняли самые ралзно-
образные задачи: прикрывали наземные
войска, сопровождали штурмовиков, хо-
дили на разведку. Результат оказался
неплохим. За четыре дня мы обесмечи-
ли много боевых вылетов, в результате
которых было сбито 22 самолёта против-
ника. о

Отлично организовал работу техническо-
то состава старший техник-лейтенант Му-
равьев. Обслуживаемая им эскадрилья за

день сделала 30 боевых вылетов. Самолб-.

ты механиков Шевченко и Егорова сде-
лали по 6 боевых вылетов. Таких me ye-
пехов добились механики других’ эскад-
рилий Афанасьев, Киселев, Сбойгаков и
Варин.

В конце каждого дня мы проводили:
технический разбор. Разборы приносят
большую пользу техническому составу,
так как на них легче всего выяснить при-
чины возникших недостатков, ‘и самое
главное — найти способы скорейшего их
устранения. На разборах присутствуют ‘и
лётчики. Своими указаниями о ‘том, ‘так
вела себя в воздухе материальная часть,
они помогают техническому составу уст-
ранять малейшие дефекты самолетов.

Техсостая, не считаясь со временем, вос-
станавливал материальную часть, повреж-
денную в воздушных боях. Хорошо рабо-
тали техник звена Вишневецкий, механик
самолёта Колесников и сержант Семе-
нов. Они втроём заменили блок мотора за
8 часов, и самолёт в этот же день пошёл
на боевое задание,

Работая в контакте с ремонтными ма-
стерсокими, мы в самые короткие сроки
сумели восстанавливать материальную
Часть, ен в бою.

.

Благодаря хорошему ‘уходу за самолё-
тами у нас имеются машины, олелавшие
по 100 боевых вылетов без единого откя-
за по вине механика. Передовыми меха-
никами в части являются: старший сер-
жант Афанасьев, самолёт которого (имеет
115 боевых вылетов и мотор наработал
138 часов, старшие сержанты Сбойгаков и.

КОМАНДИРСКАЯ УЧЕБА
80 ФРОНТОВОМ BAO

Повоедневио работать над собой, совер-
шенствовать свои военные знания и и3у-
чать современную боевую технику — одна
из серьёзных задач “налиего сержантокого
и офицерского состава. Боевая деятель-
ность не может служить тормозом в
командирской учббе, так как при умелом
планировании рабочего дня всегда можно
найти время для занятий. 3

Поучителен опыт организации KoMaH-
дирской учёбы.в батальоне аэродромного
обслуживания, где командиром майор Ши-
лов. Здесь регулярно — а день, стро-
го по расписанию — проводятся занятия
по специальным программам. Весь _ лич-
ный состав БАО разбит на три группы;
офицерскую, сержантскую и группу бой-
цов. Каждая группа имеет постоянных
руководителей, которые ведут занятия.
Лекции по опециальным вопросам ` читают
приглашённые сталитие офицеры. .

Когда бойцы или сержанты заняты на
работе или находятся в карауле, им дают
отдельные задания, чтобы они не отстава-
ли от своих групи. _ о

Если по ходу ‘учёбы выясняется, что та
или иная дисциплина недостаточно ус-
ваивается, руководители командирской
учебы увеличивают количество часов для
изучения этого предмета. Учёт успеваемо-
сти производится на зачбтах и собеседо-
ваниях. © ^ 4

Вся уч6ба тесно ‘увязана с задачами,
стоящими перед БАО по обслуживанию
авиации. Вместе с тем большое количест-
во часов отведено на’ тактику и работу
тылов. Хорошо отработан вопросе обороны
аэродрома от воздушного и наземного про-
тивника силами БАО. По этой теме прово-
дились практические занятия и учения. Не
забыты физическая и стрелковая подготов-
ка. Рано утром перед работой весь лич-
ный состав батальона по своим подразде-
лениям проводит физические ‘зарядки.
Весь офицерский состав БАО отлично
стреляет из личного оружия и автоматов.
На последних недавно проведенных
стрельбах все задачи вынолнемы на «от-
ЛИЧНО» и «хорошо».

Так поставлена командирская учёба во
фронтовом батальоне аэродромного обслу-
живания, который вместе с тем вполне
справляется с основной своей задачей —
обслуживанием авиачастей. По имеющимся
отзывам командиров полков, в БАО рабо-
‘тают чётко и слаженно. Особенно хорошо
отзываются о питании лётчиков, кото-
рым руководит в БАО лейтенант Ша-
IOMTHHKOB,
  Чёткость в работе батальона и отличное
обслуживание авиачастей являются след-
 ствием повседневной работы всего лично-
го состава над повышением своих знаний,
совершенствованием своей боевой выучки.

Майор Г. ЗАЛУЦКИЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Dc)
Теоретическая конференция
офицеров гвардии

В твардейском подразделении команди-
ра Перепелицы большое внимание уде-
ляется идейному росту членов и кандида-
тов ВКП(б). Недавно по решению партбю-
ро здесь была проведена теоретическая
конференция офицерского состава на те-
му: «Полководческое искусство товарища
Сталина».

Партбюро серьёзно подошло к организа-
ции конференции, заранее полюбрало необ-
ходимую литературу, указало произведе-
ния Ленина и Стадина, которые следовало
изучить, порекомендовало ряд материалов
0б отечественной войне. Для показа роли
товарища Сталина в руководстве боевыми
операциями и того нового, что внбс он в
военную науку, заранее были заготовлены
схемы и карты положения воюющих сто-
рон, планы проведенных важнейших ore-
раций.

Конференция открылась основным док:
ладом: «Сталин как стратег». Сделал его
заместитель командира по политической
части тов. Уланов. Носле этого были за-
слушаны доклады по отдельным темам,
характеризующим роль товарища Сталина
в проведении ряда операций во время гра-
жданской войны и в нериод великой оте-
чественной войны, ВЕ

Все доклады были выслушаны. с боль-
шим вниманием. Конференция показала,
что коммунисты хорошо подготовились,
много поработали над матерналом.

‚ Офицеры единодушно заявляют, что кон-

<

Данилов, самолеты которых налетали ло ференция способствовала повышению их

130 часов без замены моторов.
Инженер-капитан Н. ФИЛАТОВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
oe

*

вит  ПО СЛЕДАМ ОТСТУНА,

Дорога от Орла на Карачев и из `Кара-
чева дальше к линии фронта, ‘к ждущему
освобождения Брянску в недавнем прош-
лом изобиловала множеством деревень,
хуторов, посёлков. Это был один из ожив-
лённых уголков России. В некоторых ме-
стах деревни, живописно располдженные
по сторонам шоссе, сливались в одно
оплошное селение.

Сегодня вдоль шоссе не осталось бук-
вально ни одного уцелевшего строения.
Даже видавших виды фронтовиков потря-
сает это зрелище. Чёрные обугленные тру-
бы торчат, как гнилые остатки зубов,

Десятки свеже написанных. плакатов’
водружены у непелищ бывших деревень.
«Деревня Малая Каменка сожжена й раз-
граблена немцами. Боец, запомни и 0то-
McTH!»,

Колонны движущихся на передовые пе-
хотипцев на сёкунду задерживаются iy
плакатов и, как бы наливаясь гневом,
убыстряют своё движение навстречу вра-
гу, окрыленные местью. Суровая реши-
мость отомстить написана на лицах бой-
цов, охваченных наступательным порывом.

Иленный Ффельдфебель Герберт Фрик из
свежей партии ‘фрицев, только что захва-
ченных на передовых, в прошлом ор-
таниег кирки в маленьком немецком горо-
де. Он долго молчал, понурив голову. ког-
ла мы его спросили, почему немцы в Ка-
рачеве расстреляли несколько * десятков
детей. Потом внезапно сказал со злобной
решимостью:

— Каждый русский — возможный пар-
THBAN.

Чудовищным желанием истребить рус-
ский народ, искоренить всё русское, осво-
болить восточные пространства от славян
об`ясняютея  исполинские теры трупов,
`возлвигаемые немпами в понавнинх пой их
иго местностях. «Эта неистовая жажда
истребления даёт ключ к пониманию мно-
гих, на первый взгляд невоб`яснимых, зло-
действ, содеянных немцами на Орловщияне.

Перед нами восьмилетняя девочка Тоня

идейного уровня и что партбюро провело
интересное и полезное мероприятие.

Н. МЕЛАНИЧ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИН.

Щеглова из деревни Крутово Орловской
облаоти. Пальцы и ладонь её левой руки
пёревязаны, в глазах 6
ность, застывшее  сосредоточенное rope.
Заикаясь после виденного и пережитого,
худенький ребёнок рассказывает о том,
как немцы, придя в Крутово, подвергли
деревню грабежу. Зайдя в избу Щеёловых,
первый же немец сорвал с гвоздя дедов-
скую шубу, отрезал меховые рукава и Ha-
тянул их себе ‘нА ноги. В месяцы своего
владычества немцы разграбили в деревне
весь рогатый скот, птицу, носильное добро
из сундуков. ‚, г

Когда с востока начали доноситься глу-
хие раскаты артиллерийских залпов,
взволнованные жители Крутова поняли,
что приближаются советские войска. Но
крутовские колхозники ещё не знали, ка-
кая участь их ожидает. Часть деревенско-
то населения, главным образом здоровых
и трудоспособных, немцы угнали в каче-
стве рабочего скота на запад,  потоняя
гурт рабов выстрелами из автоматов, &
оставшуюся часть’ крутовцев немцы вы-
гнали из изб и собрали на деревенекую
площадь. В мутной синеве августовекого
рассвета выгнанные из хат старики, жен-
щины и дети жалиеь друг к другу, с тре-
вогой глядя на окруживших их немцев.
Через несколько мгновений на крыльце
олной избы был установлен ручной нуле-
мбт и длинные очереди стали косить тол-
пу. расстреливая беззацитных колхозни-
KOB,

Остервенелые от злости, от собственных
неудач, Тотовившиеся бежать под натис-
ком наших передовых отрядов,
солдаты устроили зверскую расправу нал
‘мирным, ни в чём не повинным населе-
нием деревни Крутово. а

Десятки стариков. женщин и детей ок-
расили своей кровью, огласили  пред-
смертными воплями землю и воздух род-
ной деревни. Груда расстрелянных тел
росла. Но она ещё прололжала шевелить-
ся и стонать. Тогла какой-то немецкий
унтер аккуратно сложил свои жертвы и

представлениях к. награде
отличившихся в боях

недетская серьез-

немецкие”

Когда шли ожесточенные бои за Харь-
ков, командир штурмового полка  позво-

I ; и спросил
л как-то в штаб соединения
и очень ЛИ занят

тествие по отделениям ‘и отделам mTaGor,

В том же полку, где олужит старший
лейтенант Пошивальников, He ладится и
с присвоением воинских званий. Отарший

р си Га Е техник-лейтенант Muara с начала ote-

начальник - а. з войны работает старшим UH
к нося-   чественной во

и бод т pane oe oe женером части. В должностях, занимаемых

в. ое а в ЭТОТ   средним начсоставом, он начал работать

день командира? Оказывается, из^ штаба
соединения вернули материалы, касаю“.
щиеся групиты. гёроев 6008, пб id
ных к правительственной * награде. На-
традные листы пролежали в штабе около
месянй’ и теперь ее ВИН, обратно
нового оформления:
В числе р наградной материал ма
командира эскадрильи сфаритего лейтенан-
та Пошивальникова — Мастера штурмо-
вых ударов по врагу. Материал этот был
представлен из полка ещё в июне: В ию-
ле его вернули из штаба соединения ©
резолюцией: «Составлено длинно. Дать ха-
раклеристику боевой ‘работе короче». До-
кументы оформили заново. Тем временем
Поитивальников соверигил новые подвиги
и был достоин нового награждения, но
вместо этого ранее посланный материал
о нём снова возвратился для переоформ-
ления. Требовалась другая форма наград-
ного листа. В третий раз были составлены

тгими такими же матерналами вернулся в
полк для нового переоформления. На этот
раз следовало указать, к какой (по коли-
честву) награде были представлены отли-
чившиеся в боях.

Эта бюрократическая переписка в тече-
ние двух.с лишним месяцев происходила
между штабом соединения и полком, на-
ходившимися друг от друга в часе  холь-

помочь их оформить, занимается отписка-
ми, чем задерживает награждение героев.
`В результате беспечности отдельных воен-
нослужащих такое волнующее событие,
как награда за мужество и отвагу, пре-
вращается в бюрократическое «дело», ко-
торое совершает в течение нескольких
недель и даже месяцев длительное путе-

В период недавних сражений в Тунисе
на поле боя был найден следующий любо-
пытный официальный документ:

«Приказ главного командования военно-
воздушных сил Германии от 30 июня
1943 года.

Принимая во внимание, что сообщения,
особенно с восточного фронта, утвержда-
ют, что солдаты, о которых офицеры гер-
манских воздушных сил сообщают, как о
пропавииих без вести, на самом деле де-
зертировали. Чтобы облегчить расследова-
ние после войны, когда военнопленные
вернутся, приказываю следующее: в тече-

Германское правительство

добивал из парабеллума недобитых. То-
ня, чувствуя боль в руке, притаилась под
грудой придавивших еб трупов.

Совершив неслыханное массовое убийст-
во беззащитного населения, немцы с той
же педантичной аккуратностью стали об-
ливать керосином дома и поджигать их.

Целый день и долгую ночь пролежала
Тонях среди. расстрелянных односельчан,

около десяти лет’ назад. За время войны
показал себя способным организатором и
отличным Фнециалиотом по экоплоатадия
иттурмовиков. Технический
под его руководством обеспечивает безот-
казную работу материальной части и бы.
стрый ввод в с рой поврежденных само-
летов. За отличную работу Кушко награж-
дён орденом Красной Эвезды. В феврале
1943 года был представлен материал на
приовоение ему воинского звания инже-
нер-калитана, но до сих пор дело Кушко
лежит без движения, Подобные же случаи
с присвоением новых воинских званий у
старшего техника-лейтенанта Степаненко,
капитама Полякова, младших лейтенантов
Бегельдинова, Шитова и других.
Недооценка значения наград и присвоё-
ния воинских званий наблюдается ив дру-
гих подразделениях. Штурман капитал
Жарков за время войны обрушивал бомбы
на гитлеровцев, на многих участках фрон-
та. Он был участником обороны Ленин-

ат] Be до. енты. Прошло ещё пол-   т:
а о лист на старшего   града, ey ere Boat i:
лейтенанта Попивальникова вместе с дру-   врага mor р в

дущим группы, он  всезда метко по-
ражал цель, применил много новых так-
тических прибмов, внёс ряд рационалиаа-
торских предложений. Его первый коман
днр, о которым он бессменно летал в ка-
честве штурмана, награжден орденом
Александра Невекого. Второй командир
стал Героем Советского Союза. А ведь в
ними вместе Жарков летал на боевые за-

- ил. работой подчиненных
. Om mrada калтитан  адми-   дания, руковод

Е службы Козлов вместо  ему штурманов. Пять раз представляли
того, чтобы выехать в полк, разо-   ето к награде, и пять раз наградные ли-
браться в натралных материалах и сты застревали в штабах или возвраща-

лись по разным дпричинам обратно.
Поощрение и награды отличившихся в
боях с немецкими“ захватчиками — боль-
шое политическое дело, и командир, счи-
тающий, что представление к награде—9то
«вопрос, не относящийся к боевой рабо-
те», повидимому, не понимает о значения
ero. Капитан В. КОРЧАГИН,

в
ДЕЗЕРТИРСТВО В ГЕРМАНСКОЙ АВИАЦИИ

ние не более четырнадцати дней после ие-
чезвовения лбтчика, офицеры соответству-
ющей части должны послать в миниетер-
ство авиации сообщение об исчезновении
лётчика. В этом сообщении должно быть
в особенности отмечено, было ли отноше-
ние исчезнувшего лётчика к национал-09-
циализму и Гитлеру таково, чтобы онобах
способен противостоять любой форме вра-
жеской пропаганды. Подписал_ Геринт»,
Само появление такого документа 3
подцисью Геринга красноречиво свидетель.
ствует, что дезертирство в германских воз
душных силах приняло большие размеры

ИИ НН ИНН Ира НВ УЧ ии иии у не из мь рн ен ино новини изн кин инио ину нии нити ия мини нови

аннулировало все заказы на поставку из Шве-

ции гранитных глыб, предназначенных для памятников побед.
Рис. И. СЕМЕНОРА. у

Обанкротившийся заказчик,

a.

„ЩЕГО ЗВЕРЯ

в Гермайию. На ней было летнее платье
и туфли на босу ногу. Там девушку схва-
тили, и она, в чём стояла, Должна была
отправиться с очередным вшеленом в Гер-
манию. Это было очень смешно. ^

Теперь нам всем розланы пулемёты, в
так как наш дом стоит на возвышенное
сти, то дяя него будет ещё блиндаж. [8

BF т 01° Tw u -
а на утро в деревню вступили свои, рус- ея Ри НТ Gy
ские. В эту ночь немцы расстреляли от-
ца, мать, делушку и двух маленьких   Может ли быть названа матерью #8
братьев Тони Щегловой. Красная Армия  Зловещая фурия, хохочущаж пад страда

принесла этой девочке жизнь в TIO AUTH a

ниями левушки, отправляемой босиком в

ном смысле этого олова. рабство? Может ли бытв названа матерью

И вот она стоит перед нами в изорван- Эта старая ‘полчиха, прильнувшая к пу
ном платьишке, босая, одна в большом/ и   Л@М@Ту, чтобы спасти свою подлую жизяь
суровом мире. Нет, она не одна, Тоня  ©Т Неминуемого возмеадля?

Щеглова. С нею
родная страна,

вернувшаяся в деревню
с. нею ‘пехотинцы, прохо-

Могут ли быть названы люльми вабеств

дящие по фронтовой дороге мимо крутов- MCCA человеконенавистники, › расстреле
ских развалин, © нею бомбардировщики и вающие восьмилетнюю девочку и лобиваю
истребители, проносящиеся в голубом не-   Щие ни в чём  не/ повинных стариков,
66 над руинами еб деревни... р когда они еще лышит?

Не только жалость к детям, элементар-   Ничто не ‘может пызвать такое бете
ное сострадание к’ ребёнку чужды немен-   дельное чувство гнева у фронтовнка, ка
кому зверю, но и все остальные челове-  эти дотские глава, глядящие с недетской
ческие чувства. ‚@ветлое слево «мать» ие-   печалью нА развалины отцовского дома, В
применимо к женщинам, родившим под  этих глазах, устремлёенных к проходящих
лых ‘фашистских выкормышей. У убитого   колоннам бойцов, — мольба о расплате, А
на Брянском направлении немецкого ун:  ты, лётчик, штурман или бомбарлир, у
тер-офицера Гро найдено письмо от ero  ля на боевое задание, на штурмовку Bpa
матери, присхавшей в `оккупированную   га. на поиски его в небе, прелсталь себе
Белоруссию, в город Мозырь, очевидно, в восьмилетнюю девочку с простреленной
качестве вербовщицы женской рабочей си-   ружой. вообрази › себе ‘неменкую старух
лы лля Германии. é : CMewiIvioca Han TROP плачущей сестрой,

«Население здесь, — пишет Фрау Гро и руки твои крепче лягут на иттурвал, 1
‚своему кровавому ублюдку, — крайне воз-   Глаза яснее увидят пель. нп серлие am
буждено, Все родившиеся в 1922—25 го-   полнее нальбтся благородным стремлением
дах должны быть отправлены на работы   К мести.

в Германию. Но они
можные пути, чтобы
правки. Я совсем

изыскивают  всевоа:
только избегнуть от-
изнернничалаеь от та-
кого упорства; Позавчера произошёл смеш-
ной случай. У нас служила белорусекая
девушка, которая была уверена, что еб не
отправят ‚ в Германию. Она зашла про-
ститься к одной из подруг, отправляемых

БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЙ
lis nage dass

Ответственный penastop

В.  mOocKOBCHUA

Издатель — НАРОДНЫЙ
КОМИССАРИАТ ОБОРОНЫ ССР,

enantio nine

состав пблка’-

в.

9 > > == 2 re щ_- 2. Pua

Se