ОТ СОВЕТСКОГО
ИНФОРМБЮРО

(Окончание. Начало на 1-й стр.) 2,

+*

{ *
  ‘Ha Jenmarpagenom  ponre снайперы
ской части за два дня истребили более
100 гитлеровцев. Советские лётчики сби-
ли в прифроитовой полосе самолёт против-
ника. Через час немцы выслали самолёт
«Физелер-156» на розыски экипажа сби-
того самюлёта. Расчёт орудия сержанта
Шахманова меткими выстрелами сбил вто-
рой вражеский самолёт. Два лётчика взя-
ты в плен. Некоторое время сути в этом
же районе появились два немецких истре-
бителя «Фогке-Вульф-190» и стали кру-
жить над сбитыми самолётами, Маши 3е-
нитчики открыли огонь. 06& истребителя
противника быти обиты расчётами сержан-
та Воробьева и младшего вержанта Доро-
хова. Таким образом, в точение дня на
этом участке зенитчики Н-ской части сби-

ли всего 4 немецких самолёта.
a

*

Несколько партизаневих отрядов, лейст-.
вующих в Черниговской области, с 28 ав-
густа по 3 сентября пустили под откос 12
железнодорожных эшелонов противника,
Разбиты 9 паровозов и свыше 100 ваго-
нов. Юроме того, партизапы на протяжении
километра взорвали железнодорожное по-
лотна, сожгли два моста и тем самым при-
остановили движение — поездов ма этом
Участке железной дороги.

‚ При калёто на железнодорожную стан-
цию партизанские отряды «За родину» и
имени Молотова истребили 110 мадьяр и

подожгли склады противника с боеприна-
сами и военным HE YTNEOTAOM

#
Немецко-фалтиотские мерзавцы ‘угнали

‚на каторгу в Германию многих жителей

города Славянска. Двум девушкам — Ан-
но Чекалщевой и Ивдокии Потаповой уда-
лось бежать из фашистокой неволи. Они
рассказали: «В октябре прошлого года, нас
угнали в Берлин и поместили в лагерь
№ 46 на улице Шенвальдер. В этом ла-
тере находилось 700 советских граждан,
загнали нас в холодные бараки, указали
место на двухэтажных нарах и под кон-
воем погнали на завод, Работать застав-
ляли по 14 часов в сутки. Над нами из-
девались и в бараке и на заводе. Били
мастера, били и полицейские. Очень часто
сажали в карцер. В карцере заключенным
выдавали в сутки 80 траммов хлеба и
кружку воды. Голодати мы вое. Многие
умерли от истощения и побоев. В каждом
бараке находились  деслоки девушек и
парней, опухцых от голода и больных.
Они даже не могли передвигаться. В на-
пем лагере была однз очень омелая де-
вушка Маруся. Она призывала нас про-
тестовать против каторжного и голодного
режима. Через некоторое время Марусю
увезли из латеря, и гитлеровские людоеды
поресили еб.

Векоре после этоге из бараков ‘из’яли
тяжело болыных и непригодных к работе,
Нам товорили, что они отправлены обрат-
но на родину. Олнако впоследствии выяс-
нилось, что немцы ‘их умертвили».

Потери немецко-фашистских войск.
на советско-германском фронте
за время с 5 июля по 5 сентября

За два месяца летних боёв с 5 июля по 5 сентября с. г. наши
войска на всех участках фронта уничтожили: самолетов противни-‘
ка—5.729, танков—8.400, орудий—5.192, автомашин более 28.000.

Потери противника убитыми составляют более 420.000 солдат и
офицеров. Всего же в боях с 5 июля по 5 сентября выбыло из строя.
(убитыми и ранеными) не менее 1.500,000 немецких солдат и офи-

церов.
За это же время наши войска

захватили: танков—1.041, орудий

‚ разного калибра, в том числе самоходных — 2.018, пулеметов —

5.382, автомашин  — 7.853.

Взято в плен: 38.600 немецких солдат и офицеров,

ЕВЕ ВОВА

СОВИНФОРМБЮРО. \

tse.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

присвовнии звания Героя Советского союза офицерам
Военно-Вездушных Сил Красной Армми

За образцовое выполнюние боевых задаший Командования на фронте борьбы ©
немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и  геройство присвоить’

звание Гезея Советского Союза с вручением ордена Ленина

Звезда»:

и медали «Золотая

1. Майору Ананьину Степану Romeramrmoswsy,

2.

*

CONDOR w

10.
ТЕ
12.

Млалиему лейтенанту Худову

Отаршему лейтеналту Жигарину
. Майору Кузнецезу Михатлу Васильевичу.
. Гвардии старшему лейтонанту
Валигану Подколеднову Виктору Гаефиловичу.

‚ Гвардии младшему лейтенанту Попкову Виталию Ивановичу.
Гвардии майору Пронопенко Георгию Николаевичу.

. Отаршему лейтенанту Сивцову Николаю Стопановачу,
Гвардии лейтенанту Сытову Ивану Нипитовичу.

Фолору Александровичу. ‘
Нинславву Дмитрию Озмековичу.

Петру Дмитриевичу.

Гвардии старшему лейтенанту Шардакову Игорю Александровичу.
Кзтитану Шевцову Александру Григорьевичу.

Председатель Президнума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН,
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Москва,

Кремль. 8 сентября 1943 года.

er

: Москва от имени Родины салютует доблестным войскам,
озвободившим гопопа Конотоп и Бахмач

П приказу Верховного  Главнокомач-
дующего Маршала Советского Союза
товарища Сталина вчера, 9 сентября, сто-
лица нашей Родины Москва от. имени Ро-
Дины салютовала нашим доблестных войя
скам, освободившим города Нонотоп я Бах-
мач.

Ровю в 20 часов грянул первый артил-

лерийский залп из 124 орудий. В тече-
ний 5 минут один за другим следовали 12’
залпов. Ослепительно яркие разноцветные
ракеты сотнями во время салюта взлетали
в небо. :

Артиллерийский салют слушала вся
страна — салют а радио.

Т

Гактика врага в воздухе

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9 сентября.
(По телеграфу от наш. спец, корр.).
После падения Ельни германокое коман-
дование перебросило на напг участок фрон-
та крупные соединения бомбардировочной
авиаии, поддерживаемые большим коли-
чеством истребителей, «Фокуе;Вульф-190>.
Прихох первой группы“ «Хейнкелей»
положил начало многочисленным воздупт-
ным боям. В отдельные дни в воздухе
происходило до 50 схваток, отличаюитихея
большим упорством, ожесточением. . © пер-
вой минуты‘ воздушная обстановка скла-
дывалась неблаоприятно для немцев.
Наши истребители захватили гослодство в
воздухе. Станции наведения обеспечивали
тибхое, маповренное руководетво группами
«Яковлевых», «Лавочкиных» как. нахо-
дившихся в воздухе, так и ожкидавиих
сигнала на аэродромах подовокл.
Противник стал бросать в воздух в26

более крупные группы самолётов. Вурсом-

Ha Ельню. появилось 40 «10-87», при:
крытых 18 «Фокке-Вульфами», Поднятые
в воздух гвардейцы Н-сокой части пере-
хватили Hewes на высоте 3.500 метров.
Группа 4 «ЯВ’ов» гвардия капитала Си-
бирина, поддержанная 6 «ЯК’ами» bere-
на, смело атаковала немпов с стороны
солниа, В тороткой схватке гвардии ка-
питаи Сибирин сбил 1 «0-87» и 1
«ФВ-190», младший azefirenarr Арееньов
-- 1 «0-87», лойтенанг Лобалнев — 2
«Ю-87». ео ведомый лейтенант Пинчук
— 1 «0-87», При повторных  палётах
‘проливник понёс emé большие потери,
Этот дьпь для иемпев запончилел печаль:
pa cuéron — 36 поторяицых  самоле-
тов, из чизла которых 21 «Ю-87» и 2
«10-88».

Boor acopoll урок  заотавил, очевидно,

`

противника серьёзно призалуматься: нем»
цы толчав же изменили высоту полёта
бомбардировщиков и внесли коррективы в
действия «Фокке-Вульфов». Бомбардиров-
щики стали появляться на вывотах 4.500
—5.000 метров. На этих высотах идут
на цель «Хейнкели», «Юнкерсы», и, ста-
раясь пробыть над целью как можно
меньше, они ведут ве прицельное, д пло-
щадное бомбометалие. Понеся болыпие по-
тери, противнию стал прикрывать совой
боубараировииики = большими группали
«ФВ-190» — до 30 самолётов, — усилив
одновременно деятельность воздушных па-
рулей. Бои как на вертикалях, тах ина
виражах «Фокке-Вульфы» ведут инь
‚при явном превоэходстве сил. Во веех oc-
тальных елучаях они уклоняются от боя.
Характерио. что но в пример пропюму
немецких истребителей теперь He зама-
нить на нашгу территорию.

Гвардейцы - истребители Н-окой части
сжедневно увеличивают число сбитых нё-
мепиих самолётов, 3a поеледиюю неделю
гвардии лейтенанты Фобашев, Баландин,
Пинчук сбили по 4 бамолёа каждый,
старший лейтенатт Запаскин — 8 само-
лёта, капитан Сибирии, старлий лейте-
налт Ляпупов, лейтонаяты Бареутов, Ap-
сеньев, Слоляров, Датиленко, Хосров —
m0 2 самолёта лично, Асы полка имеют
такой счёт: Ляпунов и Заморин — no 19
самолбтов, Лобатиев — 14, Пинчук—13,
Запаскик — 12, Оибирин — 11, Изата
истребители хорошо изучили повадки вра-
ra, Их но порохитризиь. Они зорко’ охра-
мяют назеупыю войска с розлуха, обеепе-
TURAL им зозможность ежетпевтю yaya
петь свои позимиии,

Эль-РЕГИСТАН.
СМОЛЕНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,

СТАЛИНСК

Авиация

Славный победный путь прошли наши
войска or Сталинграда до  Украи-
пы, от казачьих станиц Лона до шахтёр-
ских посёлков Донбасса. Сегодня эти вой-
ска вместе со всем паподом переживают
радостные дни — Донбасс стал сотетэким.

В период разгрома таганрогокой груп-
пировии немцев, а также в период 0юво-
бождения всем Донбасса огромную роль
сыграли лётчики генерал-лейтенаята apm-
ации Хрюкина. Массированными  пигур-
новыми и бомбардировочными ударами
диём, снстематическими налбтами ночных
бомбардировтликов OT уничтожали жи-
вую силу и технику противника  ноо-
средственно на поле боя и в ем onepa-
тивно-талгической глубине. История борь-
бы за Донбасс полна десятками примеров
боевого содружества авиации и пехоты на
подле боя, Вот некоторые из чих.

В районах Калиновка и Семеновевий
немцы создали мощные опновые узлы со-
противления. Неоднократные попытки wa-
их войск сломить зоеь сопротивление
немцев, овладеть пунктами вражеской
юбороны не увенчались успехом. Тогда на
помощь наземным войскам пришла авиа-
ция. Н» рассвете 56 пикирующих б0м-
бархировщиков люд прикрытием 47 истре-
бителей проиодели одновременный Mace
рованный бомбарлировочный удар по y3-
лам сопротивления противника. Этот утар
причинил не только  огроупый ущерб
немцам, но и повлиял на моральное сз
стояние вражеских войск. Ринувшиеся
велел за бомбардировщиками в атаку на-
ши пехотинцы уже но вотретили такого
упортото сопротивления, какое наблюда-
лось здесь раньше. Опорные пункты #в-
мецкой обороты были заняты Hamu
войсками,

В тот же день па другом участке фрон-
та, в. районо Артемювка — Криничка,
противник сосредоточил значительное ко-
личество танков и мотопехоты. Бымо яе-
но, что OH готовится перейти в настул-
ление, чтобы окружить налти войска, дей-
ствующие в этом направлении. И злесь
огромную роль сыграло вмешательство
звиадии. Пастунление противника было
сорвано мощным контруларом прурмови-
ков. Этот удар был наотольво оилет, что
13-я немецкая танковая дивизия, понеся
большие потери, УЖо но смогла контрата-
ковать налци наступаюгие войска.

Столь же успешной о была м массиро-
ванная штурмовая атака, проведенная
налпей авиацией в полосе главного удара
наземных войск. В 17 час. 30 мин. пад
полем боя появились 104 самолёта «Иль-
ющин-2» из подразделений Н-ской части.
ТИтуруовики пли пол общим  прикрые
trem 45 истребителей В течетие 30
Many? © высоты 100—200  мотрез
они уничтожали скопление танков,
автомашин, артиллерийских батарей п
живой силы противника. На смену одиой
группы пирурмовиков пришли  самолатр”
из других подразделений. Очи дей-
ствогали до паступления темноты, Таким
образом, на протяжении короткого време-
ни 184 пмурмовика и 100 потребителей
уничтожали вражескую технику на став-
нительно узком участке фронта. Легко
представить, какой это был  сильпый
авиационный удар! Используя эту авиа-
Циониуто обработку вражеских  укрепле-
ний, наши войска успептно предвинулиев
вперёд. .

В борьбе за Донбасс азиащии примилось
много действовать по железнодорожным
станциям и перегонам, чтобы ие допу-
стить переброски резорвюв противника из
тыла к фронту. И эдесь лётчики отлитно
справились со своими задачами. Удары
ваших штурмовиков по железнодорожным
станциям Иловайск, Дебальцево, Jlonemno-
Амвросиевка, налёты штурмовиков на пе-
регоны между этими станциями —— Bee:
это привело к тому, что здесь в течение
четырёх дней движение поездов совершен».
Ho было прекращено. Ha ‘станциях были
произведены большие разрушения.

—_————————

Беспощадно покарать гитлеровских палачей

8 сентября в печати было опубликовано
Сообщение Чрезвычайной Государственной
Комиссии о злодеяниях немецко-фашист-
ских захватчиков в тороде Орле и Орлов-
ской области, Нельзя без содрогания. чи-
тать этот документ. Каждая строчка в нём
рассказывает о чудовищных преступлени-
ях немецких дикарей на территории, вре-
менно подпавшей под их иго. И каждая
строчка этого документа вопибт о мщении
— жестоком и беспощадном!

Оккупировав в 1941 году Орбл и часть
Орловской области, немецко-фашистские
захватчики, попирая международные sano-
пы и обычаи войны, установили здесь ре-
жим насилия, кровавого террора, грабежа,
рабско-крепостнического труда. Звери ©
автоматами повели планомерное разруще-
цие городов и с@л Орловской области и
упичтожение культурно-исторических Пд-
мятников русского народа.

Преступления оккупантов  подтвержда-
ются многочисленными актами о разруше-
ниях и зверствах, показаниями потерпев-
щих и свидетелей, заключениями судебно-
медицинских экепертов, документами са-
MUX оккупантов, захваченными Красной
Армией, и расследованием, произведенным
членом Чрезвычайной Государственной Ко-
миссни академиком Н; Н. Бурденко.

10, что творили ‘немцы на орловской
земле, ие лвляется: для советских людей
неожиданным. В Орде, в городах и дерев-
нях Орловской области гитлеровские бан-
диты грабили и убивали, насиловали и
цетязали, поджигали и разрушали так же,
как в Краснодаре и на Северном Казказе,
как на Украине и в Донбассе, ибо немцы
всюду остаются немцами. Одстые в мунди-
ры гитлеровской армии, они действуют со
сокотской тупостью и звериной кровожад: о
ностью.

Орел немецкие бандиты превратили в
развалины. Веб то, что было создано в
городе и области руками советских пат-
риотов в теченне мпогих лет героического
И самоотверженного труда, предано огню и
разграблению. Заводы, фабрики,  больни-
цы, сапатории, учебиые заведения, музеи
Н театры, жилые дома разрушены окку-
паттами, & оборудование и имущество про-.
мышленных, коммунальных и культурпых
предприятнй и учреждений уничтожено
или разграблено.

Фашистскио захватчики разрушили
Мценск, Болхов, Кромы и другие цвету-

пад национальными

ий сокол

Стремясь завоевать господство в возду-
xe, Halla азнация боролась е вражеской
авнацией не только в воэдухе, но и п
земле. Наши лётчики в брые с He-
 мецкой авиапией показали высокое Ma-
стерство, мужество и отвагу. Ilpenpac-
но дрались с бомбарлиромииками против-
пика истребители  Нуслой части. Шо
всему фронту miér слава  пвардейпев
подразделения Героя Советского Сотоза Mo-
розова. В наземных войсках хорошо из-
везтны ‘имена таких лётчиков, как Герои
Советского Союза Алелюхин,  Ковачевич,
Амет-Хан, гвардии старшие лейтенанты
Тарасов и Головачев и многие другие.

Вот HoRoTop Ete Hanosee  xaparTepable
возлущные бел, ` разыгразияея в дни
борьбы за Донбаюс. Пестёрка наших ист-
ребителей, ведомых Героем Советекого Co-
юза Иовачевичем, патрулировала из вы-
соте 2.000 метров. Над полем боя они
встретили 27 «Ю-87»», шедивих под при-
крытием большого количества «Ме-109».
Одна пара наших истребителей зтаковала
бомбардировщиков, вторая пара при-
крывзала атакующих, а третья в эт0 вре-
мя вела бой с «Месершииттами». Такое
правильное распределение сил дало отлич-
ные результаты. Ковачевич и Тарасов
сбили по одному «Ю-87», & остальные
бомбардировщики в беспорядке сбросили
бомбы в поле и ушли домой, «Meccep-
IMMUTTH попытались было дать ревалил.
Но Ковачевич, вступив с ними в Sol,
одержал ещё олчу победу, сбив «Ме-109>.

`В эти дни с бомбардировивиками против-
ника боролись. не только истребители, но
и пиурмовики. Используя ©в0б мотиное во-
оружение, они смело вступали в бой с
«Юнкерсами». Вот характерный пример.
Лве грушны пигурмовиков (ведущий Row-
Janos) под припрытием четырёх 2а-
молётов «Яковлев-1» вышти на б0е-
вое задание. Ши moro к цели
Romanos заметит до 50 «0-87»,
шедших бомбить паши войска. Ведущий
подал команду по радио: «Атаковать бом-
бардировиаики!» Вее 11 самолётов «Илью-.
шин-2» развёрнутым = строем, используя
преимущество в выеоте над противником,
смело атаковали немецкие бомбардировщи-
ки. Правильно выбранный строй, смелая
атака расстроили боевой порядок немцев,
Штурмовики заставили <«Юнкерсов» cépo-
сить бомбы в расположение своих войск и
поспешно уйти домой. При этом немцы 10-
несли потери:  пиурмовики сбилн 8
«0-87» и 1 «М-109», Выполнив постав-
ленные перед ними задачи —— уничтожить
талки противемика в районе Сзур-Могиль-
ска, — они 063 потерь вернулизь домой.

В боях за Донбасс болывую-роль сыгра-
ла Halla дневная и ночная бомбардиро-
вочная авиация. Удары наших  бомбарди-

‘дня продолжали

онбасс

ровшиков отличались исключительной мет-

костью. В один из боевых вылетов восБ-
иёрка самолётов «Петляков-2» (ведущия
капитан Вишняков, штурман старший лей-
тенаит Селедкин) с горизонтального ноле-
та прямым попадалием взорвала ‚ большой
склад_с боеприпасами. А через несколько
дней эта жо группа разбомбила эшелон ©
войсками. На счету наших бомбардиров-
циков. — миого уничтоженных  Немел-
ких орудий, взорванмых бензоскладов, раз-
рушеяных  стапщиониых ‘зданий. м:
бардировиики действовали днем и _ Ho-
чью.“ Нощик  тоардни лейтенант  Ши-
шулин 3& короткий срок Упичтожил и%
железнодорожных станциях Донбасса 13
вагонов в боеприпасами. Однажды его са-
молёт от прямого попадания снаряда зепи-
ток получил оерьёэные повреждения, На из-
раненнюй машине аябтчик бомбил указаи-
ную ему цель, & затем привел подбитутю
малину wa свой Аэродром. Вернувшись до-
мой, он пересел на исправный самолет и
вновь отправилея на задание,

Борьба за Донбасс выявила ряд ROBES
способов применения авиации на поле бол,
вовых методов взаимодействия © наземны-
ми войсками. Принцип массирования
HITYPMOBHIX и. бомбархировочных ударов 10.
войскам противника па ограниченном уча-
стке фронта вавоевал прочное место в дон-
басской операции. Успех работы пашей
авиации об’яоняется в первую очередь

правильно организовалным ‘взаймодойстви-

ем с наземными войсками, особенно @ их
подвижными частями. Нрииции этого взаи-
модействия в ходе операции приходилось
менять в зависимости от конкретно создав-
шейся обстановки. 4

Управление авиацией обеспечивалось
такжю хорошей системой связи с наземны-
ми войсками. Были созданы специальная
радкосеть приёма разведывалельньых дан-
ных 6 самолётов, система оповещения ©
воздушной обстановке, система связи там-
ков с приданныеги, ей частями авиации.
Всо это способствовало успеху  паступле-
ния войех и сыграло немалюважную роль
в освобождении Донбасез от немецкю-@8-
тиетеких ‘захватчиков.

Наши лётчики, воодущевлённые прика-
зом Верховного Главнокомандующего Мар-
шала Советского Союза товарища Сталина,
пи ца один час ио ослабляют своего удара
по немецким захватчикам. Сегодня, 9 сен-
тября, наши пгурмовики в течение всего
преследовать немцев на
путях их отступления, Врагу не будет по-
щады до тех пор, пока мы окончательно
не прогоним его с советской земли.
Полковник И. ЕСЬНОВ.
TOHBACC. 9 сентября. ;
(Передало по телеграфу).

Герои боёв за Донбасе. Полковник И. Дзусов (слева) беседует & дважды

Героями Советского Союза майором Александром

Дмитрием Глинка. \

щие районные цецтры области, По непол-
ным данным, в 19 районах Орловской об-
ласти они уничтожили и разрушили 583
вдания государственных учреждений, 317
зданий промышленных предприятий, 316
зданий дорожного хозяйства, 881 злание
учебных заведений и культурных учреж-
дений, 181 здание лечебно-санитарных уч-
реждений, 284 коммунальных здания, 493
здания торвых предприятий, 56.866
сельстохозяйственных построек.

Немецкие офицеры и солдаты трабили
имущество и продовольствие мирных
траждан и при малейшем сопротивлении
сжигали их дома и применяли кровавые
расправы. Гитлеровцы отобрали у населе-
ния и колхозов 11.986 лошадей, 17.161 ro-
лову крупного рогатого скота, 38.004 голо-
вы овеи и коз, 10.094  толовы евиней,
334.415 штук птицы, 82.054 тонны зерна и
продуктов. Они забирали продукты пита-
ния, одежду, обувь, постельные принад-
лежности, мебель, посуду и даже детские
игрушки. Tak выглядит немецкий «новый
порядок», который несет на своих крова-
вых штыках бандитовая свора Гитлера. Их
«новый порядок» -— это власть тьмы:
голод, холод, унижение, надругательство
чувствами народа,
одичание и вымирание,

Всюду, тде ступает нога гитлеровца, на-
чинается массовое истребление советских
людей. Немцы ненавидят всё русское. Ema
в начале войны  титлоеровские  главари
поучали своих солдат: «Уничтожь в себе
жалость и сострадание — убивай всякого
русского, советского, не остамазливайся,
ссли перед тобой старик или женщина, де-
вочка или Ммальчик...». И немецкие подде-
цы в Орле и области методично действова-
пи, как и во всех захваченных имн райо-
нах, в соответствии с этой бапдитской про-
праммой. В орловском лагере для военпо-
пленных я гражданского населения фа-
шистские палачи систематически истреб-
ляли советских граждан. Военнопленные
жили в ужасных условиях. Их морили гд-
лодом, избивали, заставлял выполнять
тяжелые физические работы. Как показал
врач Цветков Х, И., находившийся в ла-
гере для военнопленных, из обтиего числа
умерщвлённых 3.000 человек погибли в ре-
зультате толодания и осложнений на поч-
ве недоедания. Непокорных  военноплен-
ных и активистов из гражданского населе-

Покрыписиным и капитаном
‚ ;:  Фота Юр, Скуратова

ния независимо от пола м возрасть немиы
морили голодом и расстреливали.

Член Чрезвычайной Государственной Ко-
мносии академик Н. Н. Бурденко лично
установил факт систематического истребле-
ния военнопленных в лагере м в «лазаре-
те»-тюрьме, где содержались раненые
красноармейцы. Академик Бурденео сооб-
щает: «Гибли в латере от болезней, от го-
лода, от побоев, гибли в «иазарете» -тюрь-
ме от заражения ран, от сеисиса, от голо-
да. Гибли гражданские люди от расстре-
лоз, которые производились в тюремном
дворе о немецкой точностью, по. расписа-
нию — по вторникам и пятницам, группа-
ми по 5—6 человек». f

Осужденных расстреливали как в тюрь-
ме, так и в отдаленных от города местах,
в трапшеях. Казни производились выстре-
лом зв ватылок. В траншеях обнаружены,
также трупы детей, которых, по свиде-
тельству очевидцев, закапывали живыми.

По показаниям очевидцев и свидетелей,
Ha кладбище около городской тюрьмы ва
время оккупации немцамн торода Орла
‘было похоронено но менее 5.000 военно-
пленных и мирных советских граждан.
Таких могил жертв немецко-фашистских
оккупантов в Орле и Орловской области
десятки.

Немцы  установили крепостнический ре-
жим и уводили советских граждан в раб-
ство. Запяв Орёл, опи сразу же приступи-
ли к насильственному утону советских
людей в Германию. За весь период немец-
кого хозяйничания в городе Орле было
угнано в рабство только одних девушек и
женщин свыше 20.000 человек. Ценой же-
стоких страданий и мучений советские
люди добывали возможность избежать не-
мецкого рабства или принудительных ра-
бот. Они прятались, где только возможно,
увечили себя. Тех, кто уклонялся от ра-
боты на немцев, ‘ареетовывали, направляли
в концептрационные лагери, тде их раест-
релизали.

Нет счета жутким преступлениям ритле-
ровцев в Орле. Когда немцам понадобн-
лось нровести испытание противоипритно-
fo пренарата, оии отравиля ипритом всех
рабочих орловской кустарной мастерской
жестяных изделий, а затем поместили от
равленных в свой лазарет, где производи-
ли ‘над ними различные исследования
и т. д. Медицинская экспертная комиссия
установила, что немецкие оккупанты от-

10 сентября 1943 г., № 37 (165),

БА x MAY
НАШ!

_9 сентября. (По телеграфу), Бахиа
Сколько усилий потратили немцы на ук“
репление этого крупного Yala  гитлеров-
` ской обороны! На этой узловой железно
дорожной сташции пемиы осячести стара
ливь создать  плапдарм для будущих
контратак, пламдарм дла прикрытия от“
ступления своих войск.

Bon 3a у Г
тельной ожесточбиностьт. Двое суток и
днём и мочью но утихал бой за Бахмач,
В pro битве огромную  цомощь на

зомныи войскам. оказали летчики reves
рал-лейтенаниа Рудева4а.
Наши наземные войска свою первую

атаку укреплений немцев в районе Бах
yata предприняли © севера. Неметкое
командование ждало, было готово к этой
атаке и оказало едесь упорное сопротивя
ление. И вдруг неожиданно для противиия-
ка наши войска появились с северо-зала-
да от Бахмала, продприняв отоюджа penn
телыьную атаку города. Но и здесь немцы
создали свою оборону, и здесь нашим на-
ступающим войскам прииглось преодолевать
упорное сопротивление врага, Toma на
помющь наземным войскам была вызвана
авиация. Вчерь в. течение рвоего дня в
раюсвета ло темна налии лётчики валосн-
ли концентрированные удары лю огяевых
точкам артиллерии противника, по отюр-
ным пунитам пемецкой обороны кав на
окраинах самого Бэхмача, так м в приле-
тающих к нему сблах.

Первыми появились пах полем boa
бомбартироевтиики попраздетений, которын
1ми комамлует тоз. Бузылев. В сопровож»
дении истребителей подразделений тов
Беркаля они нанесли маоситюванный удар
по вражеским огневым заслонам. Xopome
оргадгизованиюе взаимодействие MCTPCUATE
лей и бомбаряировииков обеспечило успех
Этого удара, несмотря на сильное противо+
действие амиации противника, Вее попьи
ки цоменких истребителей поменать ра
fore совегоких бомбардирорщиков потер-
пели пвудачу.

Berar 3a бомбардировициюами над ие
мепким передним краем появились Tale
INTYPMOBUR, Стамиии  тадионаведених
обеспечивали хорошее управление азиацич
ей над полем боя. Ответственные авиади-
онные комавииоы, паходиватиеся ma aro
станциях, по радио нажеливали mrypwe-
виков на валнейпгие узлы сопротивленте
немцев. Штурмювики били по целям, ука-
запным пехотой. Последоватетьльми вол
нами, в группах от 20 до 30 самолётов,
оня непрерывно, пе давая неллдам Tepey
дышки, налосили chor
удары. Штурмовики действовали 6 пе
больших высот — смело и мастерски. В
этот день пехотиниы 9060 горячо блалу-
дарили наллих. попурмовиков. Длительная
й концентрированная авиадионная 0
ботка немощких укреплений окончателыю
сломила оборону юфога, Согодихя, 3 чм.
утра; после длительного штурма вали
пойсва ворвались па западную окраину
Бахмача и полностью очистили еб.

Прогивнию тполытался было удержаться
Ha ельных рубежах обороны, Но pono
ре 0б‘епиненными усилиями авиалиний
пехоты ош был сбит и $ этих рубежей, №
11 часам утра Бахмач был  полнюстью
WINING OT немецких захватчиков.

Согодня противник продолжал pct ed
цепляться з» каждый паселбнный пут,
Но и здесь иилурмовики ударами с 803
Xa мо дали немцам залержалься. — Растя
нувииеся на дорогах колопны отетупаю
щих войск полвергалиюь в течение всем
дня юепрерывиьм атакам шиуриовиков,

’ Bom6anrmponoumas arcana sremtes ms
талась ослабить темп маступлетия наших
войск, приостановить преследование свох
фтогуиталотирих полотен. Ho manure norpedmte
ли, прочно завоевавитие тосподотво в BO
духе, рассеяли бобвыюе mopar мемелилх

ировицикоз и застазили мх убрать»
ся во-авонои,

равнаых иттритом рабочих мостеролой пед.
намеренно.

Когда читаонть Сообщение
Государственной Комиссии о кровавом рз9-_

у

.
Гахмач отличалиюь  мюключи \

—

_ =

бомбо-пегуржовые`
\

т

“

}

rye фашистских головорезов в Орлеи в

Орловской области, кровь закипает в жи
лах, овященная и неугасимая ярость E 10+,
работителям ещб сильнее загорается в ду“
ше советских людей. И хочется только ода
ного: мотить немецким пегодяям, wcrped

лять гитлеровских захватчиков без всякой 1

жалости, поскорей очистить нашу землю 1
проклятых немедких извергов, у которых
пет ни совести, ни чести, никаких челов
ческих чувств.

Мы знаем имена фашистских разбовии
ков, которые по указке преступиого титле
ровокого правительства чинили кровавые
злодеяния на орловской земле. Это комая*
дующий 2-Й немецкой танковой apie
генерал Шмидт, воснлый комендант rope
да Орла тенорал-майор Гамённ, это трум
ка непосредственных исполнителей чудн
вищиных преступлений:
ского, латери вобннопленных майор Го
ман, его помощник капитан Матерн, ба
диты-вралт Эрлих, Купер и ‘многие друге
немецкие негодяи,

Немецкие преступники, организаторы
кровавых pet в Орле и области, бежьлко
гитлеровскими. войсками. Но этим банде
там не избожать сурового возмездия. Ча
полной расплаты с этими  фалтистскиия
подлецами, как и со лосей гитлеровской
бандой, не за горами,

Кровь советских людей, замученных Гим
леровсвими псами, gonor бойцов и кома
диров Красной Армин к мшонию, к бете
щадной борьбе с пемецкими угистателями
Бить их ещё крепче! Паступать ещё боле
храбро, стремительно и искусно, быстрей
очищать Hatin города и ©бла от фалио“

/

{
i
]

‘
}

начальник орлов“ у

\
}
y
q

\
y
}

к
$

]
Ч

ско-пемециой орлы! Вое вилы и умом  ,
отдаТЬ делу скорей тего разгрома гитле  ,
ровокой Гоермянии! Только быстрейший #  “
полный военный разгром бандитского ти“ a
JEPORCKOTS государства, иричинивитего

столько зла и торя советскому народу, 1

может нам освоболить OF Hemel weno   ft,
десятки ‘тысяч наших людей, еб о 10%    py
щихся под фашистелим  яармам. и по  ,
постью расплатиться с людовлом Гитлерох  ,
‚И его ттаЙкой за все их злодейстна па дм  }

шей вемле.
Смерть помециким захватчикам!