в

ee ee  —

®

`отроении боевого порядка

eS

10 сентября 1943 г., № 37 (165).

Донбассе. На снимках; 1. Жилые дома, раз

рушенные немцами в городе Дебальцево. 2.

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

хх

‘

Шахтёры шахты «Кочегарка» приводят в

порядок территорию шахтного двора,

Летчик лейтенант Петр Шерипа, ранее живший в Дебальцево, приземлился у родного города и беседует с земляками. 3. Первый денв в освобождённой Горловке.
  ; hy

‚ Фото С, Гурарая.

Штурмовики идут
строем «ромб»

Противиик тимательно  ‘еледит за на-
шей тактикой и соответотвенно ей меняет
прибмы своей проивовозхутеной“ обороны,
Kern питурмовики на одном и том же уча-
сте Фронта будут постоянно
одинаковые методы

заходов и атак, то,

естественно, это облегчит  протиртжику
борьбу с ними.
(бщензвестным строем у титурмовиков

является правый или левый пеленг, раз-
вбрнутый по фронту. Мы не собираемся
отрицать этот боевой порядок. Охнако, на
наш вэгляд, неправильно было бы веегда
придерживаться однажды установленного
строя. Война учит нас дерзать з поисках
пового, творчески искать методы наиболее
эффективного использования могучей
штурмовой авиации.

На брловско-Курском, а затем ma Bpan-
еком паправленнях мы убедились в высо-
хоЙ эффоктивиости строя пар в ромбе. Он
хорош, когда приходится действовать 10
широким площалным целям зв условиях
сильного зенитного огня и противодейетвия
Ихребительной авиации противпика.

Что такое строй «роб»? При этом по-
пары «Илью-
щен-2» образуют прямоутольник углом
вперёд. Самолёты идут в правом пли ле-
BOM пеленге пар, Дистанция межиу парами
-= 20—25 матров. От ведущего ло край-
него замыкающего — ме более 50—60
метров. Высота перзых трёх пар, проме за-
хнкаютцей четвёртой пары, одна и та же.
Заумкающие из числа наиболее опытных
личиков идут на маршруте в принаже-
нием на 20—25 мегров, а подходя к це-
ли, снижаются ещё на 100 метров, чтобы
лутпо наблюдать и мапеврировать. На 3а-
мыкающую пару, как правило,  обруши-
вася весь зенитный огонь, в то время
как отальные пары проскакивают его 30-
ну. Принимая ма себя вею тяжесть зенит-
ного обстрела, эта пара мамеврирует околь-
женпем по вертикали, выематривает, от-
куда бьют немцы, и подавляет их зенит-
ные точки, и

Вели в строю пеленга прицеливание для

выомых до известной степени затруднено,
так как загораживается правая или левая

сторона, то в ромбе каждый лётчик и.

стрелок прекрасно вилят свои цели, Неко-
торые товарищи утверждают, что ‘из. POM-
6% трудно перестраиваться. Это неправиль-

во. Здесь молоно без всяких перестроений
в любым разворотом заходить на’ цель и,
щтурмуя, сохранять боевой порядок. На
ихаршруте стрелки хорошо видят друг дру-
та, легко наблюдают за хвостами машим и
топешио отеекают вражеские истребите-
зн. Достаточно увидеть ромб, в воздухе,
чтобы понять, как удобно и легко стрел-
ки защищать друг друга.

3 опыта пикирования группой

fu
р

В чбм состоит преимущество пикирова-
ния группой? Шрежде всего в большей ве-
реятности поражения цели (в особенности
УЗБОЙ и точечной). Кроме того, при отра-
жении атак вражеских ‘истребителей
Tyna имеет более мощный огонь,  Кото-
рый ведётся одновременно всеми самолб-
пами. Необходимость бомбометания ©’ пи-
кирования определяется характером цели
и противодействием ЗА и ИА противпика,
Наше подразделение много раз выполняло
задачи по уничтожению узких и точетных
целей, и, как правило, эффект доститался
бомбометанием с пикирования.

Успех лействий группой решает прежде
во тщательная подготовка лётного ©о-

става. Ищбё не так давио летчики нашей  .

части в основном бомбардировали © 10-
ризонтального полёта. Об’яснялось это пе-
Хостаточной  слётанностью и отработкой
строя вмутри звена и группы. Поэтому
первое, на что было обращено внимание
при подготовке лёечиков к пикированию
звеном и довяткой, — это умепив соблю-
дать босвой порядок. Мы добились того,
Ч калиый ведущий звена и ведомый
знают своё место в строю и строго его’ 60-
бтюлают па боевом курсе, во время пики-
рования и при выходе из атаки.
Специального времени для учебных п0-
Лыоя и тренировки у нас не было из-за
напряжёниой боевой работы, Мы ›исполь-
зовали для этой пели вылеты на боевые
задация. Возвращаясь в задания и пройхя
линию фропта, лётеики отрабатынали ма-
незр звена в группе, Для этого произво-

Дидось три-четыре пологих планирования
в постепенным увеличением угла. lan spe-
10 отрабатывало планирование под углом
в 15, З0 и 45 традусов. Затем были от-
паботаны взлёт звеном, маневр строем по

Выеоте, скорости и направлению, техника
пилотирования в строю ит. д, Or каждого
лика мы требовали 10910 сохранеция

них было численное превосходетво. В этом

применять.

лет приходится производить  месколько
комбуталкий перестроения боевого порядка
группы,

ACh на

вочкиных» Нила в боевом порядке «ромб»
на штурмовюу вражеских танков, сосредо-
точенных па исхолном положении,
щий группы старший лейтенант Звонарев
держал высоту 800 метров. На той же вы-
соте следовали и остальные пары. Я шёл
слади в ведомым младшим
Цховребовым м, находясь ниже на 100
метров, маблюдал, откуда бьют немецкие

(трелок ведущего самолёта дал пакету, и

центр круга. Немец открых. фонарь и стал
обматриватьея. Младитий лейтенант Лали-
ии, шедший четвёртым, не прозевал это-

При атом боевом порядке немцы ристо-
вали нас атаковать только тогда, когда у

случае мы сразу вставали в круг. По-
строить из ромба круг значительно легче
и быстрее, чем из пеленга. При сильном
зепитиомх отне и противодействии враже-
ских истребителей мы встаем из круга в
змейку. Таким образом, иногда за отин вы-

Для убедительности своих доводов сош-
иедавняй случай.  Восъмёрка
«Ильющин-2» под прикрытием шести «Ла-

Boay-

лейтенаттом

зенитки,
Но доходя. до цели, мы увидели ма ©од-
ной высоте с нами болыцую группу

«Ме-109», «Ме-110» и «@омке-Вульфов».

мы ‘номедленно зетали в круг. Выше нае
метров па триста появилась ещё ona
группа вражеских истребителей. «Лавоч-
кин-б» завязали ве ними бой. Один «Мес-
CEPIIMUTTD юаруг спизу свечой выскочил в

сбих врага.

Tamu истребителям ‹ УДалюсь скова
боем всех немцев, находивитихея поблизо-
сти. Мы хоть и осталиеь одни, но репи-
ли выполнять задание. Снова построились
в ромб и пошли на цель. БВомбили в пза-
нирования. в сплошном зенитном огне. В
то время как шестбрка «Ильюттин-2» пи-
кировала на танки, мы © Цховребовым 0б-.
рушились на зенитки, Но потеряв ни од-
пого самолёта, ната труппа соверптила два
захода, подбила и уничтожила по меньшей
мере 12 немецких танков, Выполнив заха-
ние, мы стровм «ромб» пришли домой.

В другой раз, следуя на цель в том
же строю, я заметил впереди себя боль-
шую группу «Ю-87». Мигом перестреив-
шись из ромба во фронт, мы под’ прикры-
тием сзади идущей пары атаковали «Юн-
керсы» в лоб. Двух из ших подбили, a
остальных обратили в бегство. Из этих
примеров видно, что строй «ромб» позво-
ляет активно нападать и обороняться,

Старший лейтенант В. РОЖНОВ.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ.

го улобуого. момента м порвой же очередью.

места в строю, соблюдения
дистанций и иитервалов. -,

Особое внимание было обращено ча
глубокое изучение теоретических вопросов
бомбометания с пикирования. Мы стреми-
лись к тому, чтобы лётчик сам мог про-
извести расчёты и перерасчёты при изме-
пении обстановки и перемене цели на п9-
ле боя. ,

Отдельные лётчики допускали отибки
при первых опытах бомбометания с пикя-
рования. Так, например, при полетах лёт-
чика Гарцуева со штурманом Литовка не
было достаточной меткости бомбометания.
Тогда Гарпуеву дали более опытного штур-
мана, а Литовку посадили ва самолет
опытного лётчика. Это позволило выявить
их индивидуальные недостатки, Стало яс-
но, что Гарцуев неправильно эксплюатиро-
вал материальную часть. В частности, он
несинхронно прикрызал шторки радиато-
ра; из-за этого самолёт разворачивало В
сторону. Ошибка штурмана состояла в
том, что он давал пепразильную поправку
на рефлекс запаздывания при начале бом-
бометания. В результате лётчик BPO
поправку в угол прицеливания на рефлекс
запаздывания на два градуса болыпе нуж-
Horo.

Voorusmnc, в процессе тренировки, что
лётчики хорошо держатся в строю, МЫ
пачали производить учебное пикировалие
звеном 6 выпущенными тормозными  ре-
иётками под углом в 60 градусов на’ уве-
личенных дисталщиях и интервалах (три
ДЛИНЫ и ти размаха), постепенно YMPHb-
пая их по мере усвоения. После этого
мы стали выпускать лётчиков на бомбоме-
тание с пикирования звеном непосрелтет>
pelo над полем ‘б9я. При этом впачале ве-
дущим трупны был комапдир подразделе
ния, что сыграло положительную роль в
обучении лётчиков. Накопех, наступил м0-
мент, когда Ba бомоомелание © пикирова-

установленных

“ohare C-Goerpmmracamnr то

Юло-западнее
Харькова

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 9 сентября
(По телеграфу от наших спец. корр.).
Юго-ватаднее и южнее Харькова наша
штурмовая и  бомбардировочная  авиа-
ция наносит мощные удары по узлам со-
противления врага, скоплениям пехоты и
талков, ближним тылам немцев. В резуль
тате отличного взаимодействия  межлу
авиацией и наземными частями штурмо-
вики и бомбардировщики появляются в
тот самый момент и в том самом месте,
тде особенно важно пехотинцам, эффек-
THRHO содействуя их продвижению.

Олин пункт противник превратил в
сильный узел сопротивления. Сюда было
нацелено несколько ‘груин штурмовиков
во главе с майором Матиковым и капи-
таном Нестеренко. «Ильюшиных»  несколь-
вими заходами на цель уничтожили де-
сять танков, двенадцать автомалиии, в39-
рвали больнюй склад © боеприпасами,
раестроили отневую систему врага. Сразу
же последовал ‘удар наших ‘пехотинцев.
Не встречая уже сильиого сопротивления,
они опрогипули ‘немцев. Наземное коман-
довацие по радио передало благодарность
штурмовикам за отличную поддержку.

Самой высокой оценки заслуживают
действия пикирующих  бомбардировщи-
ков. Наземной разведкой недалеко от пе-
реднего края обороны противника был
обнаружен тшалельно замаскировантый
склад е боеприпасами. Координаты этого
склала были передавы на КИ пикирую-
щих бомбардировитиков. Немедленно под-
нялась девятка ‘«Петляковых». С высоты
2.100 метров бомбардировщики пикирова-
ли на цель. С первого же захода склад
был поднят на воздух. }

Две друтие группы пикировщиков под
командованием майоров Ляха и Ерошенко
нанесли мощный бомбовый удар по круп-
ному железнодорожному узлу немцев в
тот момент, когда здесь скопилось. боль-
moe количество втедонов. В  `езультате
неожиданной атаки бомбардировщики
уничтожили мото зваонов, ‘взорвали’ ‘два

Понеся большие потери ‘на’ Белгород-
ском, Харьковском и других матравлени-
ях, немцы вынуждены сойчае маневри-
ровать своей авиацией, перебрасывая её
© одного участка на друюй, восполияя
недостаток в истребителях усилением ‘зе-
нитных средств. После короткото затитья
в воздухе немцы в последние дни вновь
пытаются бросать на боевые порядки на-
ших наступающих войск свою бомбарди-
ровочную авиацию. Над полем боя появ-
ляются труппы по 10—12 $Ю-87» B  ¢o-
провождении «Me-109> и <@B-190>.

Л6тчики-истребители подразделений Ба-
ранчуза и Тараненко надёжно ‘охраняют
наши наземные части. Только 3a два дня
в воздушных боях уннчтожено 60 иемец-
ких самолбтов. Сбив_ за несколько часов
17 вражеских самолётов, лбтчини Баран-
чука не потеряли при этом ни одной сво-
ей машины. Известный ac Луганский
сбил два Ффалпистских  самол@та, доведя
счёт лично им уничтоженных мапгия до
26. Сталинский сокол достойно ответил на
присвбение ему звания Героя Советского
Союза,

Командующий наземными войсками об’-
явил благодарность всему лёетному соста-
ву, участвовавшему в боевой работе по-

следних дней.
Майор Г. СОЖИН.
Капитан В. КОРЧАГИН.

ния начали вылетать девятки. Это стало
возможным потому, что группы елетались
и EH экипаж маучился соблюдать
строй.

Лучшим строем девятки при бомбомета-
нии с пикировалия является клин звеньев
© интервалом два размаха и дистанцией
две длины. Высота ввода и вывода из пи-
кирования зависит от характера цели,
противодействия ЗА и иетребительтой
авиации противника; В нашей боевой
практике высота ввода колебалась от
3.000 до 1.500 метров, высота вывода —
от 1.500 до 700 метров.

Лля поражения ‘узкой цели наиболее
эффоктивен строй змейки звеньев. Атака
цели производится пох углом 15 градусов
по отношению к её длине. Во время про-
тивозенитного  мановра — расередеточение
звеньев и отдельных самолётов следует
производить по фроиту, т. е. увеличивая
интервалы на один-два размаха. Paccpe-
хоточение по глубине строя ведёт к отста-
ванию ведомых, растяжке группы и, как
правило, в потерям.

Опыт показывает, что противозенитный!
маневр надо применять ме только в районе
цели, но и на веёх пути над территорией
противиика. Шри умелом маневре самолё-
тов вражеские зенитчики не успевают. го-
товить данные для прицельной стрельбы,
Однажды группа «Метляков-2» летела бом-
бить танки и скопление автомашин. С ка-
чала боового пути мы совершали проти-
возепитный маневр п0 высоте и’ направле-
нию. В одном населбвиом пункте немцы
открыли сильный огонь ЗА. 50 разрывов
первого залпа оказались езали и выше нз-
шей группы, Ведущий перевёл бомбарди-
ровщики на планирование с небольшим
правым разворотом. Ири втором залие раз-
рывы снарядов оказались па той высоте,
которая была у. самолетов при’ первом зал-
пе, но слева и сзади. Мы с малевром сио-

`бя чувствовать количественный недостаток

Большио потери в истребительной
авиации вынуждают немцев в последнее
время всё шире применять на поле боя
зенитную артиллерию. Её массированным

‘огнём они стремятся помешать работе на-

шей авиации.

‚ Ца^ многих ‘участках фронта, несмотря
Иа то, что там ведутся активные наземные
операции, вражеская истребительная авиа-
ция появляется изредка, да и то малыми
группами (2—4 самолёта). Действует она
впезалиными короткими наскоками и быст-
po убирается во-свояси. Подобная тактика
родилась не от хорошей жизни —= даёт ©е-

истребителей.

Наблюдение за системой огня вражеской
ЗА на поле боя дало возможность выявить
рях её особенностей.

Немпы расстанавливают бвою земитную
артиллерию на поле боя квадратами, шах-
матообраэню © таким расчётом, чтобы не
оставалось пространств и коридоров, He
прикрытых её огнём. Стреляют по само-
лётам в первую очередь батареи, раюполо-
женные в квадрате, который подвергся
налёту. Ватареи, ракположениые в созед-
них квадратах, также оказывают огневую
поддержку, особенно в тот момент, когда
самолёты, делая  развороть, запевакуг их
зоны действительного огня.

ЗА, находящаяея в квадрате, на кото-
рый произведен малёт, ме вся и Me сразу
открывает огонь. В одном из углов квах-
рата либо в центре его устапавливаются
одно-два пристрелочных орудия. Они начи-
нают стрелять первыми ещё тогда, котха
группа самолётов находится далеко Ha
педстулах к цели (4—5 км.). Обычно
Пристреючный зали состоит из 3-4 вы-
стрелов, Разрывы появляются впереди са-
молётов и на выюоте их полёта. Когда са-
молбты подходят к району ещё не рас-
сеявшихея разрывов пристрелочното зал-
па, вся земитная артиллерия открывает
беглый огонь строго по этому району.
Огонь, организованный таким методом, по-
хучается сосредоточенным, плотным.

Однако при противозенятном маневре
наших самолётов систем»  масоировамнего
огия ЗА немцев, построенная на пристре-
лочном залпе, быстро наруиается, отомь
рассеивается по воздушному пространству,
чувствуется, что большинство орудий Be-
16т огонь наугад.

Как правило, при разрывах бомб в рай-
оне огневой позиции или пулемётно-пу-
шочном обстреле раючеты брозают «apy-

‘дия и прячутся в укрытия, огонь прекра-

щается. .

Громя немецкие орды на ‘поле бя и
нанося им огромные потери в живой силе
и технике, напти лётчики в каждым днём
обогащаются опытом борьбы © ЗА. Спо-
cotos этой борьбы много, и в кажиом 60е-

Ba мабрахи выхоту, и разрывы опять ©ка-
зались слева внизу. Благодаря такому ма-
неврирозанию мы в этом полете не имели
ни олного повреждения малериальной ча-

`При бомбометании с пикирования ог-
ромную роль в сохранении плотного строя
играет ведущий группы. Он должен знать
своих ведомых и не допускать резких эво-
люций, разобщалотцих строй. Так, если де-
лается противозенитный мамевр CO CHH-
жением, то ведущий не должен увеличи-
вать скорость, иначе ведомые могут ото-
рваться от группы. Так, однажды при
выводе из пике левее звено лётчика Вур-
мичевз в момент увеличения скорости на
снижении стало отставать от строя, Tak
хак ведущий звена поздно заметил хейет-
вия ведущего веей группы. Шикируя, не-
обходимо тщательно слехить за ведущим и
пе допускать резкой работы секторами га-
за. При выводе из пикирования, как толь-
ко самолёт встал в горизонтальное поло-
жение, ‘следует убрать тормозные решётки.

Часто бывает, что при начале разворота
внешние веломыю ототают, что’ об’яенятют
нехваткой мощности мотора. На самом де-
ле это происходит оттого, что лётчик ста-
рается нагонять только по прямой. № мо-
меяту начала разворота надо брать превы-
шение над ведущим, & во время разворота,
используя этот маневр, нагонять его, ч7т9-
бы сохранить 080ё место в строю.

Внутренние воломые часто ла развюроте
обгоняют ведущего, выскавивая вперёд.
Это об’ясняется тем, что лётчик несвое-
временно реагирует на действия ведущего
и отрывается от строя. Чтобы избежать
эго. ведомые в момент начала разворота
ДОЛЖНЫ умемьттить скорость и ни в коем
случае по увеличивать имтервал, что ве-
д к монышему радиусу разворота и
является причиной выскакивания вперёд.

При лякировапии из пель девяткой уп-
равление самолётами” осуществляется в 0с-
новном при помощи радио. Этот момент
имеет очень большое значение, поскольку
успех действий труппы  пикировщиков

‘орулийных нарядов. Несмотря на это, эс-

‚самым налушая управлетие огибм немец-

вом вылете рождаются новые успешные
методы,

Широко применяется и полностью себя
оправдывает противозенитиый маневр Ca-
уолбтов. Однако ето не следует понимать

узко и ограниченно, в рамках только эво-
люций, так как это лишь один из видов
противозенитном маневра.  Виезапность
появления над целью, атака её в разных
ваправлений, частая перемена мартрутов,
направлений и высоты полёта, маневр
боевого порядка группы самолётов по на-
правлению и высоте при первом же появ-
лении в воздухе разрывов пристрелочного
залпа ЗА — все эти мероприятия и соста-
вляют противозенитный маневр.

Старий лейтенант Михайлов командует
эскадрильей штурмовиков” на одном из
участков фронта. Они 5% товарищи еде-
лали много боевых вылежов на поле боя,
и по бесстрапеной эскадрилье немцы выпу-
стили по меньшей мере песколько тысяч

кадрилья не имела ни одной потери, хотя
самолёты иной раз находились над целью
под сильным огнём ЗА в течение 15—20,
a то п 30 минут, делая по 6—8 атак.
Причина успеха этого отвазюмого команди-
ра заключается в искусном противозенит-
ном мамевре, коюрым его эскадрилья в ©0-
вершенстве овладела и постоянно  поль-
зуется. Каждый боевой полёт в зоне‘ огня
ЗА тов. Михайлов разнообразит в смысле
проведетия противозенитного маневра, тем

ких зениток. Это имеет огромное значение
для успеха боевой работы.

Отнако одного противозенитного манев-
ра в борьбе с ЗА противника, конечно, на-
ло. Это, так сказать, пассивный метод 0о0-
роны. Но в задачи нашей авиации, кроме
того, эходит борьба © зенитной зртилле-
рией с целью её уничтожения.

Организуя вылеты Ha поле боя, коман-
дир должен выделять самолёты, специаль-
но предиазначениые для подавления и
уничтожения ЗА противника. Эти самолё-
ты (обычно пегурмовики либо истребители)
действуют парами св малой высоты, близ-
ко Е бреющей, их полёт в тайоне цели
свободен. Завидя вспышки выстрелов зе-
нитных орудий, экипажи этих самолётов
атакуют пулембтно-пушечным огнём обна-
ружениые огневые позиции, забрасывают
их мелкими осколочными бомбалги.

Лёгчики, которым приказано уничтожать
зенитные точки, должны действовать на-
пористо, дерзко, их полёт в районе цели
состоит из гибкого и искусного маневра и
огня в упор. Вот почему на эту работу
следует выделять наиболее подготовленные
ий опытные экипажи. После атаки цели
эти самолёты пристраиваютея к хвосту
труппы и из обратном маршруте охраняют
её or истребителей противника.

определяется их умельях взаимодействием
и слётанностью, о :

Девятка ‘«Петляков-2» © высоты 2.500
метров звеньями спикировала из цель. Цо-
еле выхода из пике ведущий группы был
предупреждён пс радио о появлемии врё-
жеских истребителей — go 20 «ФВ-190»,
Немедленно была дана комалда ведущим
звеньев: при втором захоле `бомбометание
производить девяткой. Ведомые звенья бы-
стро подстроились, произведя при этом
противоиетребительный маневр. Правое
звено пошло с превышением над ведущим
звеном ша 10—15 мотров. Левое  зземо
стало ниже ведущего ма 10—15 метров.
Такое же построение было произведено и
внутри звеньев, Этот ступенчатый строй
дал возможность  стрелкам-радистам и
штурманам вести прицельный огонь по с4-
молбтам противника и защищать друг дру-
га в воздушном бою.

«Фокко-Вульфы», заметив наше пере-
строение, пустились ва хитрость: оли CTa-
ли имитировать воздушный бой между сво-
ими самолётами, дожидаясь, когда бэмбар-
дировиики будут входить в пике, чтобы
бить их сверху хвост. Но наши лётчиюи
разгадали замысел немцев. Всё вражеские
атаки были встречены согласованным отг-
нём с бортов бомбардировщиков и лобовы-
ми контратаками истребителей  сопровож-
дения. В результате воздушного боя два
«ФВ-190» были сбиты стрелками-радиста-
ми -— старшиной  Кисленко и старшим
copmanrom Балабановым. Один «ФВ-190»
сбили истребители сопровождения. С на-
шей стороны потерь пе было.

В этом ударе ев пикирования и в отра-
жении налёта вражеских истребителей на-
ши экипажи добились успеха в змачитель-
ной степени благодаря нокусоному управ-
лению по радио со стороны командира.

Вместо с тем можмо привести ряд при-

меров, когда неумелое использование или’
незнимательное отношение к радио 9три-

Ворьба с зенитной артиллерией ма поле боя

Капитан Киселев, организуя вылет 12
«Ильюшин-2» ма опорный пункт 100“
тивника, сильно прикрытый огнём ЗА,
назначил две пары самолётов для подавле-
ния зенитных cpeycrs противника. При
подходе группы в району цели два приз
стрелочных орудия открыли огонь, но тут
же были уничтожены с бреющего полёта
лейтенантом Силкиным. Остальные орудия
начали беспорядочно стрелять по самоле-
там. Однако и они вскоре умолкли, подав-
ленные двумя парами штурмовиков. Груп-
на произвела 9 заходов на цель, атавуя
в& своим огнём в течение 30 минут, Ни
охно орудие ЗА противника так и не ожи-
ло во время этой атаки. Только когда с4-
молбты ушли от Цели километров Ha
6—8, номешкие  зенитчики открыли
огонь... по чистому небу.

Боевая практика борьбы © ЗА против-
вика на поле боя выдвинула еб  одик
очень эффективный с10с0б, Речь идёт ©
подавлении зенитного огня противника ma-
шей артиллерией в момент налёта ма по-
ло боя советских самолётов. Для этого тре-
буется четкая договоренность между ~ ap-
тиллерийским и авиационным начатьника-
ми, действующими на одном участке поля
боя, либо проявление инициативы CO сто-
роны артиллерийского командования, ко-
торому, безусловно, известно расположение
зенитных точек противника н& его участ-
ке. При таких условиях не представляет
большой трулнбсти произвести хотя бы
короткий опневой налёт на эти цели в м9-
мент подхода к пим напеих самолётов. По-
добная огневая помощь для авиации быва-
ет весьма существенной. oh

№ опорному пункту врага, сильно при»
крытому ЗА, подхолили  четьфе группы
титурмовиков, Увиля их, командир артпюл-
ка майор Силантьев со своетб ВП отдал
приказание одному ‘из подразделений от-
крыть беглый огонь пю огневым позициям.
ЗА противника. Данные для этой стрельбы
у зртиллеристов имелись, и они тотчас зе
начали действовать. Благодаря их вмеша-
тельству в течение 25 минут пребывания
штурмовиков над полем боя ни одна точка
ЗА противника не смогла открыть огонь.
Майор Силантьев, проявив разумную иня-
циативу, показал пример умелого взаимо-
действия и поддержки в бою.

Слов нет, зенитная артиллерия — мон
ное Средство ПВО. Шо ‘если умело и ак-
тивно © ней бороться, то быстро убеж-
даешься, что «не так страшен чорт, вак
его малюют». Боевая практика показала,
что олной ЗА поля боя ве прикроеть. Для
этого нужно большое количество истреби-
телей.

Порполиозник Т. ГУБА,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

земле мы логоворились производить бомбо-
метание с пикирования звеньями. Но при
подходе к цели обстановка потребовала
бомбить но звеньями, & девяткой. Веду-
щий труппы передал этот приказ по ра-
дио. Однако ведущий левого звена не при-
нял команды и производил пикирование
звеном. В результате он оторвался от груп-
пы и подвергся атаке вражеских истреби-
телей слева и снизу езади, Только благо
даря отличной работе’ истребителей сопро-
вождения звено не имело потеоь.

В другом полёте правый ведомый звена
но принял команды ведущего труппы ©
бомбардировке цели звеном с пикирования.
Над целью он оторвался и был подбит.
Произолыо это потому, что стрелок-радист
не смог принять команду, так как Y Hero
не был включён приемник,

Эти примеры показывают, как важно
пользоваться радиосвязью при групповых
действиях пикировщиков.

Другой важный элемент в боевой рабо-
те пикирующего бомбардировщика — уме-
ние кажлого члена экипажа метко  отре-
лять из любого положения. Особенно это
относится в стрелку-радисту, который при
пикировании иснытывает большую нагруз-
ку, так как находится но в цептре я
самолёта. :

Стрельба из крупнокалиберных пулеме-
тов во рремя пикирования даёт болышой
эффект при уничтожении зенитных точек
противтика. При бомбометании с пикиро-
вания группой все штурманы (кроме веду-
шего) должны после -команлы лётчика 0
вводе самолёта в пике занять у пулемёта
положение <х бою» и вости огонь, выби-
рая цель wa земле. Действуя таким обра-
зом, паша группа не раз пюдавляла земит-
ки противника. ;

Дисциплина строя в сочетании с высо-.
кой техникой пилотирования, меткой
стрельбой и бомбометанием являежя OC-
новой ‘успеха групповых действий ¢ пики-

пательно сказывались ма действиях пики-[ рования.

ровихиков. Нашей группе было а

бомбить укреплённый пункт иемцев. Из

Майор А. НОВИКОВ,
Капитан А. РАЗУМЕЙЧИН,