В НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ОБОРОНЫ

О, преобразовании 27 и 42 истребительных
авиационных полков в Гвардейские

__ В беж ва Советскую Родину против немецких захватчиков 27 и 42 иотреби-
Сотькиие еввацронные полки показали образцы мужества, отваги, дисциплины и
организованности, $
_ Ведя вепосредотвенные бон с немецкими захватчиками е первых дней отечест-
Seno войны, полки своими смелыми и репительными действии нанесли Bpary
босые гпугери.

3a проявленную отвагу в боях ва отечество с немецкими захватчиками, за
стойкость, диоциилину м организованность, за геронам личного состава — 27-й и
42-й истребительные авиационные полки преобразованы:
27-й истребительный авиационный полк — в 129-й Гвардейский  истреби-
тельный авиационный поле — командир полка подтюлковник Бобров В. И,

42-й потребительный авиаздионный nom — в 133-й Гвардейский  истреби-
тельный авиационный полк —— командир полва тю Шинкаренко Ф. И.

Преобразованным авиаполкам вручаются Гвафлейские знамёна.

=_=

В НЕВЕЛЬСКОЙ ОПЕРА!

Новую крупную победу одержали нз-
ступающие войска Калининского фронта.
В результате двухдневных бобв ими взят
Невель. Ещё над одним городом победно
реет красное знамя.

Бои за Невель носили ожесточённый
характер. Этот тород является важным
железнодорожным узлом, и немцы прида-
вали ему большюе значение. Они создали
вокруг Невеля сильную оборону, насыщен-
ную большим количеством опорных пунк-
тов. Противник сделал всё, чтобы превра-
тить в узел сопротивления каждую де-
ревню, каждую высоту, минировал все
дороги и подступы к городу. Бои усложня-
лись еще и тем, что нашим  наступаю-
щим войскам приходилось преодолевать
на свовм пути серьёзные естественные
препатствия, двигаться всё время по ле-
систой, заболоченной местности.

Два дня продолжались упорные сраже-
ния. Но наступательный порыв наших
воинов оказался сильнее всяких преград.
Прорвав оборонительную полосу против-
ника, сломив его сопротивление, к концу
второго дня наши части овладели Невелем.

Во всех этапах наступления на город,
начиная с прорыва вражеской. обороны и
кончая уличными боями, наша авиация
тесно взаимодействовала с наземными Ча-
стями Это взаимодействие благодаря его’
четкой организации достигло своей дели.
Штурмовые и истребительные подразделе-
ния нанесли ряд эффективных ударов по
врагу.

Действия нашей авиации последовали
сразу же за мощной артиллерийской под-
тотовкой, которой началось наступление.
Едва тольк. смолкли отголоски канонады
и рассеялся дым от разрыва последних
снатядов, как небо наполнилось гулом мо-
торов.

Первыми появились над полем боя
«Ильюшин-2» из 211-й, ныне Невельской
штурмовой авиадивизии полковника Куч-
ма Они действовали труппами по 6—12
самолётов на всех участках наступления,
беспрерывно штурмуя живую силу и тех-
нику противника. его огневые средства.
Основной удар группами штурмовиков
был нанесён в полосе прорыва, Лётчики
этой дивизии штурмовали и бомбили
опорные пункты... за которые  цеплялся
противник. Неблагоприятные метеорологи-
ческие условия ни в коей степени не’ ос-
лабили активности их действий. Штурмо-
вики буквально висели нал врагом. За

день боевой работы они уничтожили де-
сятки автомашин, складов, заставили за-
молчать многие артиллерийские батареи,
истребили большое количество живой си-
лы. Хорошо была ‘использована и истре-

‘бительная авиация. Группами по 6—8 са-

мол@тов она прикрывала дороги, по кото-
рым шло наше наступление, сопровождала
в полбте каждую труппу штурмовиков.
Немцы, не ждавитие такого сильного воз-
душного наступления, в первый день не
смогли оказать серь@зного противодейст-
вия. Имея на своей стороне численное
превосходство, напги истребители легко па-
`рировали действия мелких групи враже-
ской авиации и в завязавигихся воздуп-
ных боях обили 6 немецких -вамолётов.

Однако второй день бобв внёс измене-
ния в воздушную обстановку. Стянув к
линии фронта свою авиацию с других
участков, немцы хотели ослабить при её
помощи темн нашего наступления. Над
боевыми порядками -советских войсы ста-
ли появляться труппы Ффалистеких бом-
барлировщиков численностью в 12—18 са-
молбтов. Но, как правило, их перехваты-
вали на подступах к цели наши истреби-
тели и уничтожали или рассеивали.

То там, то здесь вспыхивали над полем
боя воздушные схватки. Смело встречали
наши летчики «Юнкерсов», отсекали от
них истребителей прикрытия и обрушива-
ли весь свой огонн на вражеских бомбар-
дировщиков. За этот день произошло
двадцать возлушных бобв, в которых на-
ши истребители обили 34 вражеских са-
молбта.

Особенно

точными и стремительными

‘были атаки лётчиков-истребителей 240-й,

ныне Невельской истребительной азиади-
визии полковника Зимина. Во время каж-
дого вылета они упорно искали возлуш-
ного врага и смело навязывали ему бой.
Истребители подразделения Героя Совет-
ского Союза Шинкаренко сорвали много
попыток противника нанести бомбовый
удар по боевым порядкам наших назем-
ных войск.

Воздушное наступление на этом на-
правлении проходит в едином темпе с на-
ступлением на земле. Ударами с воздуха
штурмовики прокладывают путь пехоте,
истребители очищают советское небо от
вражеских самолётов, зорко охраняют на-
земные войска от нападения с воздуха.
Господство в воздухе принадлежит нашей
авиации. ,

BAXTA HAJ. JIHELLPOM

., Стремительными ударами части Hpac:
ной Армии выбили гитлеровцев с укреп-
лённых рубежей и вышли к Днепру. Вы-
брошенный с левобережья, враг стремится
во что бы то ни стало задержаться на
правом берегу Днепра,” укрыться за есте-
ственным барьером — водным рубежом.

На правом берегу разгорелись ожеето-
чённые бои за плацдармы, захваченные
наземными частями. Противник пытается
всеми средствами отбросить наши пере-
правившиеся подразделения обратно за
Днепр. Немцы подтянули сюда несколько
пехотных и танковых соединений, круп-
ные силы авиации непрерывно конт,-
‘атакуют позиции советских войск. Наши
славные воины стойко и мужественно
обороняют захваченные плацдармы на за-
падном берегу. Все контратаки врага от-
биваются с большими для него потерями.

В борьбе за переправы и за плацдар-
мы на левом берегу Днепра напги летчики
проявляют подлинное мужество и отвагу.

Вчера гвардейцы-истребители, вылетев
на задание, шли развернутым фронтом,
тремя группами, эшелонированными 110
высоте. Подлетев к району патрулировя-
ния, лётчики заметили четырёх «ФВ-190>.
Зная, что немцы всегда высылают истре-
бителей впереди бомбардировщиков, гвар-
дейцы не вступили с ними в бой. И дей-
ствительно, через несколько секунд поя-
вились бомбарлировшики противника.

Группа гвардии старшего лейтенанта
Бородачева стремительно атаковала врага.
Трасса снарядов точно легла по одному
«Ю-87». У самолета сразу отлетела поло-
вина. плоскости, он перевернулся и начал
резко падать. Гвардии подполковник Чу-
пиков со своей четвёркой атаковал вто-
рую группу бомбардировщиков. Двумя ко-
роткими очередями он сбил «Ю-87».

Атаки следовали одна за другой. На-
пряжение воздушного сражения не сни-
жалось, пока враг, понеся большие поте-
ри, не покинул поле боя.

Лётчики полетели домой. Но, обтоняя
их, по радио пришла весть от наземных
войск о боевом успехе. В этом бою гвар-
дейцы-истребители сбили шесть «Ю-87» н
два «Мессершмитта»,

В полдень лейтенант Пахомов с ведо-
мым сержантом Хохловым сопровождали
штурмовиков. В районе цели истребители
противника неоднократно пытались ата-
ковать штурмовиков. Пахомов и Хохлов
неотступно охраняли «Ильюшиных» до
тех пор, пока те не выполнили вадания,
Бой проходил над, Днепром, недалеко от
нашей переправы. Войска переходили па
правый берег Днепра. Смелыми атаками

Пахомов и Хохлов заставили немецкие са-
молёты покинуть поле боя. Один из нем-
нев был подбит и ушёл с резким сниже-
нием.

В это время к переправе подошла груп-
па «Юнкерсов». Отважные советские ист
ребители разогнали немецких бомбарди-
ровшиков и вынудили их сбросить бом-
бовый груз в Днепр.

К концу дня на прикрытие пезеправы
вылетела четверка гвардии капитана Ми-
шустина. Она пересекла Днепр. На реке
было тихо. Через некоторое время Мишу-
стин заметил приближающиеся‘ точки — к
реке шли вражеские самолёты.

Истребители стали набирать высоту, го-
товясь достойно встретить противника.
Котда «Юнкерсы». подходили к Днепру,
четвёрка Мишустина неожиданно атакова-
ла их сверху сзади. Гвардии лейтенант
Малютин короткой очередью зажбг край-
ний «Ю-87». т врезался в землю..
«Юнкерсы», беспорядочно сбросив бомбы.
поспешили уйти.

В это время подошла труппа «Ме-109».
С ними также завязался жаркий бой. Идя
ведомым у твардии капитана Мишустина,
твардии младигий лейтенант Монетов вы-
бил из-под хвоста его машины «Ме-109» и
сжбтг врага.

Подоспевшая на помощь нашим истре-
бителям четверка гвардни старшего лей-
тенанта Михалевского перехватила боль-
шую группу вражеских бомбардировши-
ков, шедших ‘под прикрытием «Meccep-
шмиттов». Враг пытался стороной зайти
на наши переправы. Советские лётчики,
атакуя немецкие самолёты, з`”тавили их
повернуть обратно. При этом твардии леёй-
тенант Носов сбил одного `«Мессертимитта»,
твардии младший лейтенант Никоноров
подбил «Ме-109>.

Так наши мужественные и отважные
возлушные воины несут боевую вахту над
Днепром. За истекший день в ожесточён-

‘ных воздушных охватках над рекой лёт-

чики Н-ского соединения сбили 14 .само-
лётов противника, не потеряв ни одного
своего. ‘

Hanru летчики видят клубы дыма над
Киевом и Днепропетровском, видят, как
мечутся за линией фронта немецкие фа-
кельщики и рыщут автоматчики в поис-
ках новых жертв. Каждый меткий улар
штурмовиков и бомбардировщиков по вра-
жеским силам, каждый сбитый немецкия
воздушный ‘разбойник приближает час
освобождения тысяч наших братьев и се-
стёр от немецкого рабства,

Капитан И. ШИПИЛОВ.

(От наш. спец, корр. по телеграфу).

МАСТЕР ВОЗДУШНОГО БОЯ

Младший лейтенант Бородин — моло-
Rou лётчик Но тем не менее он уже сбил
лично 11 самолётов. Эти победы ставят
молодого лётчика в ряды опытных авиа-,
ционных офицеров. ~ 2

Недавно, выполняя в составе 4YeTBOpKA
боевую задачу по прикрытию наземных
войск, Бородин встретил «ФВ-189», при-
крытого четырьмя «Ме-109». He задумы-
ваясь, он атаковал «ФВ-189> и. сбил его
на виду у вражеских истребителей. «Мес-
сертмитты», не приняв боя, ушли на свою
территорию.

В этот же день Бородин в составе чет-

тивника. При возвращении с разведки он
был наведен наземной радиостанцией на
большую труппу бомбардировщиков
«Ю-87>, прикрытых истребителями. Bopo-
дин атаковал’ сверху сзали под ракурсом
Я одного из ведомых «Юнкерсов». Сбли-
зивитись на дистанцию 100 метров, он OT-
крыл огонь по фашисту. Тот перевернул:
ся и горящим упал на землю. \

В нашей части тов. Бородин пользуется
заслуженным ‘авторитетом блатодаря ис-
ключительной личной храбрости.

Старший лейтенант
А: НИКИШИН.

эёрки летал на разведку аэродромов про-  ДЕЙОТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

.. GRANAHCKHN сокол

Штурмовики майора Зотова уверенно и

точно работают над целью под надёжной

9 октября 1943 г., № 43 (171).

eS

НАД КЕРЧЕНСКИМ
° ПРОЛИВОМ

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, В октября:
(Спецкорр. ТАСС). Встает зуменное све
жее утро.

Из землянок прифронтового аэродрома
выходят техники. Они спешат к боевым
маяцинам, еще раз проверяют подготовлен-
ные накануне к вылету самолбты. Вблизи
слышится гул моторов — это возвращать
ся ночные бомбардировщики.

Немцы, выбиваемые Красной Армией <
последнего клочка кубанской земли, соя
‹<редоточили в районе косы Чушка много
войск и техники, а в Кебамском проли-
ве — много плавсредств. Враг пытается”
спастись бегством на Крымский  полуост-
ров. Но планы гитлеровцев срывают чер-
номорские летчики. Они топят вражеские
транспорты, уничтожают причалы, истреб»

охраной истребителей подполковника

Чугунюва. На снимке заснят момент, когда вэдущий группы штурмовиков старший лейтенант Фурсов (справа) благодарит
истребителей в лице подполковника Чугунова за хорошее прикрытие.
неон вк опеки пни ии ни вии Киви они ник ино мани ино ичь нии чине ннони ати ниии чинимняирии ки наши изини вии ин вими нение никтини SAR LNT

Войска Северо-Кавказского фронта ус-
пешно ликвидируют пламдарм противника
на Таманском полуострове. Заняты город
и порт Тамань и крупные населённые
пункты -Вышестеблиевская,  Ахтанизов-
ская, Голубицкая, Семенюк, Сенная и ap.
Войска противника, He успевиле эваку-
ироваться © полуострова, уничтожаются.

Своеобразный театр военных действийи
особенности сложившейся обстановки
Таманском полуострове определили много-
целевой характер боевой деятельности
авиации. На этом участке фронта нашим
лётчикам больше всего приходится дейет-
вовать над морем, ‘наносить удары по пор-
там и пловучим средствам противника. На-
ряду с этим для штурмовиков и бомбарди-
ровщиков осмовными целями являются ко-
лонны отходящих войск противника, отне-
вые точки и боевые. порядки на промежу-
точных рубежах, & также переправы через
водные рубежи:

Советские лётчики меткими штурмовы-
ми и бомбарлировочными ударами  дезорга-
пизовали отход врага, ерывали планы эва-
куации его с Таманского полуострова, по-
могали нашим наземным войскам быстрее
продвигаться вперёд, взламывать  враже-
скуто оборону на промежуточных рубежах.

После оставления пресловутой «голубой
линии», неприступностью которой долгое
время кичились немцы, они возлагали
большие надежды на заранее подготовлен-
ные ими для обороны плавни. На этих
промежуточных рубежах фашиеты  паме-
ревались остановить наше наступление на
длительное время. Осуществляя смелое ма-
неврирование на поле боя, советские вой-
ска © боем преодолели эти рубежи. В то
время, когда начинался фронтальный про-
рыв, отдельные отряды на лодках и вброд
форсирбвали плавни, лиманы и, сбивая в
хода немецкие заслоны прикрытия, выхо-
дили в тылы противника, внуждая его по-
спешно покидать занимаемые рубежи.

На некоторых участках Фронта прорыв
таких промежуточных рубежей обороны
противника осуществлялся в тесном взаи-
модействии наземных войск с морскими де-
сантами и авиацией. Так, например, про-
тивник, выбитый из №урчанекой, закре-
пилея на подступах к г. Темрюк. Оборона
его ‘проходила на узком участке, который
на севере примыкал к большому лиману
Пурчанской, а на юге прикрывалея плазв-
нями и р. Кубань. Сам город Темрюк рас-
положен на возвышенности. Hama войска
вели наступление также на узком фрон-
те, который у города составлял всего пол-
тора километра. Противник в этом месте
установил несколько линий проволочных
заграждений и все подступы минировал.
Из двух противотанковых рвов один был
наполнен водой. Однако и на таком ис-
ключительно выгодном рубеже немцы не
смогли продержаться более суток. Комби-
нированными действиями наземных войск,
морских десантов и авиации их оборона
была сломлена. . i

Отновременно с фронтальным наступле-
нием и действиями отдельных отрядов, со-
вершавших обходные маневры, в ночное
время был высажен морской десант на по-
бережье северо-западнее Темрюка. Вся опе-
рация по высадке морского десанта прохо-
дила в тесном взаимодействии с нашей
авиацией. Истребители прикрывали ‘кораб-
ли в месте погрузки десанта и на подхо-
де в теченйе светлого времени. Вею ночь
наши бомбардировщики совершали налёты
на район, прилегающий к месту высадки
десанта, и этими действиями, з также шу-
мо-маскировкой отвлекали внимание про-
тивника. р

Высадившийся десант, преоделев бере-
говые укрепления, с упорными боями про-
двинулея на юг и перерезал дорогу Тем-
рюк— Голубицкая, которая на ‚этом учает-
ке являлась единственной коммуникацией
противника. Шуть отступления из Темрюка
на Голубицкую, таким образом, был отрезан.

С рассветом и в течение всего дня груп-

+ ®

9 Г
Экипаж ‘транспортного самолёта пилота
Темилина пблучил срочное боевое зада-
ние — доставить груз одной из наших
частей, действующей потылам врага. Глу-
бокой ночью гружёный корабль стартовал
в далёкий путь. Глухими воздушными тро-
пами, маскируясь облачностью, экипаж
вышел к опорному ориентнру у излучины
реки и, сбавив газ, пош@л на снижение.
В этот момент советский транспортный
самолёт был обнаружен врагом. «Мессер-
шмитт-110» обрушил свой отонь на Ham
самолбт, Вурые струи трассирующих пуль
прошили хвост, обрубили трос, повредили
руль поворота. Самолёт потерял управле-
ние, но умелый лётчик продолжал полёт,
Искусно действуя элеронами и регулируя
моторы, он маневрировал над лесом, да-

Петчини в быт

на.

G 3d

пы «Ильюшин-2» питурмовали огневые
позиции артиллерии врага и боевые по-
рядки его войск, с которыми вёл бой мор-
ской десант. Одновременно истребители не-
прерывным патрулированием прикрывали
район действий десанта. Противник бро-
сил против наступающих частей евою бом-
бардировочную авиацию, во смелые дейет-
вия наших истребителей и чёткая работа
зенитчиков расстраивали боевые порядки
вражеских бомбардировщиков, вынуждали
их беспорядочно сбрасывать бомбовый груз.

Комбинированные и согласованные дей-
CTBHA наземных войск, морского десайта и
авиация создали для Темрюкскей  груп-
пировки противника реальную угрозу ок-
ружения, и немцы начали поспепено oT-
ступать.

Путь, по которому отступал противтик,
проходил через р. Вубань.  Штурмовикам
была поставлена задача — сжечь охин из
основных деревянных мостов через реку
на западной окраине г. Темрюк. Выполняя
это задание, две пары Ильющин-2» во
главе со старигим лейтенантом Ильиньм и
младшим лейтенантом Рябовым, несмотря
на исключительно сильный зенитный
огонь, зажгля его. Мост был выведен из
строя, и это пезортанизовало отход про-
тивника. 3 хоропгую поддержку действий
морского десанта, в период боёв за Темрюк
военно-морское командованию об’явило бла-
одарность советским лётчикам.

Порты Таманского полуострова находи-
лись под постоянными ударами больших
труни назтих бомбартировтщиков м питурмо-
‘виков. Основные силы м техника отходящих
войск противника  сосредоточивалиеь в
этих портёх для погрузки на пловучие
средства. Действия нашей авиации по нор-
там отличались большой эффективностью.
После каждого налёта фотоснимки фикеи-
ровали. многочисленные взрывы и пожары.
Так, 4 игурмовика во главе с лейтенан-
том Ильиным атаковали 6 барж у пристани
Темрюк. Носле первой общей атаки лёт-
янки перешли на бреющий полёт и само-

а»
уз

стоятельно выбирали цели. Каждый про-

извёл 0 5—6 заходов. В результате
птурмовки были зажжены три баржи и
один катер ¢ войсками. В другом вылете
$ «Ильющин-2» в открытом море атако-
вали и потопили одну самоходную баржу
‘и один катер с войсками противника. Ta-
EEX примеров можно приводить очень мио-
Го,
Чтобы обеспечить внезапность появле-
ния над целью, штурмовики захолили со
стороны моря. После одного из налётов на
порт было зарегистрировано 10 очагов по-
жара и 15 взрывов в расположении нахо-
дивитихся в порту барж м катеров.

После освобождения г. Темрюк авиаци-
онным представителям удалось выяснить
размеры разрушений и потерь, нанесенных
противнику действиями нашей авиации в
порту Чайкино. Местное население с во0с-
хищением отзывается 00 атаках наших
штурмовиков по пловучим средствам вра-
га, находившимся в этом порту. Жители
рассказывают, что после налёта «Илью-
шин-2» 16 сентября на порт Чайкино там
возникли пожары, сопровождавитиеся взры-
вами, которые продолжались в течение
всей ночи. 17 сентября после повторного
налёта были отмечены новые очаги пожа-
ров и взрывов. В течение всего дия немцы
вывозили в территории порта трупы своих
солдат. Для тушения пожаров фашисты
вынуждены были спешно вызвать войска
‘из Темрюка и Голубицкой, сняв их ¢ 6oe-
вых участков.

Военнопленные немцы также подтверже
дают большую эффективность действий на-
пей авиации по портам. Так, солдат
Эвальд Фром, захваченный в плен
25 сентября в районе Гостагаев-
ская, показал, что переправа войск
через Керченский пролив осущест-
влялась в основном ночью ввиду ак-
TWBHOCTH советской авиации в дневное
время. Однако и в ночное время мощным

вая возможность бортстрелку Парахину
вести прицельный огонь. :

«Мессершмитт-110» отвалил в сторону и
скова ринулся на транспортную машину.
Зажигательные пули воспламенили меш-
ковину о Толом. `В любую минуту мог
произойти взрыв. Гибель машины и эки-
пажа казалась неизбежной. Но экипаж в
эти минуты не думал о спасении своей
жизни все мысли были направлены к
спасению самолёта и груза, Бортрадиет
Рядинский и бортмеханик Смотров сорва-
ли © себя шинели и накинули их на го-
рящий тюк. Затем они сами легли поверх
тлеющих шинелей и своими телами поту-
шили огонь. В этот момент осколок она-
ряда убил бортрадиста Рядинского,

Семь раз атаковал вражеский истреби-

~

Фото Юр. Скуратова.

Таманений полуостров

ударам назпей  авнепуии подвергатиср“ He

только порты погрузки на Таманском 1по-
луострове; по и порты выгрузки Ha Bep-

ченском полуострове.

В связи с тем, что фронт всё время Cy-
жалея, противник имел возможность уси-
лить на этом участке противовоздупную
оборону. В последних числах сентября да-
же для прикрытия мелких населённых
пунктов он имел от 2, до 6 батарей ЗА и
МЗА. Но это не ослабило ожлу ударов, на-
носихых немцам нашими бомбардировщи-
ками и штурмовиками. Нередко пггурмови-
ки превращали скопления автомашин и

войск противника в настоящее месиво, 060-
бенню в местах, где создавались пробки.

Так, 21 сентября’ у переправы через ста-

рую Кубань у Джигинокой скопилось д

4 батальонов пехоты противника и 250
автомашин. В течение трёх Часов Bait
бомбардировщики, пегурмовики м истреби-
тели, которые часто действовали в качест-
ве штурмовиков, подвергали бомбометанию
и штурмовке эту цель, в результате чего
противник понёс исключительно тяжёлые

нотери.

- Советские лётчити в борьбе за освобож-
дение Таманского полуострова проявляют
подлинные образцы мужества и геройства.

та в памяти останется героический
образ лётчика младшего лейтенанта Лебе-
дева. Во время штурмовки скопления aB-
томалкин прямым попаданием двух снаря-
дов был подбит его «Ильющеин-2». Видя
безвыходное положение, герой-лётчик ло-
вернул самолёт и с пикированием врезался
в зенитное орудле. Он повторил подвиг
легендарного Гастелло — погиб сам, но
‘уничимикил зенитное орудие врага.

В одном из вылетов отнём oA бых под-
бит самолёт командира подразделения
стартюго лейтенанта Сивкова. Л6тчик про-
извёл вынужденную посадку на территории,
занятой немцами. Его ведомый младший
лейтенант Калинин решил спасти своего

командира. Место для посадки было не-
`удобное: мешали телеграфные столбы. Но

это не ‘остановило Езлинина.  Колёсам
шасси он оборвал превода и мастерски про-
извёл посадку на площадке ограниченных
размеров вблизи самолёта Сивкова. Место
посадки обстреливалось миномётным огнём
противника. Сюда на двух автомашинах
спешили немцы. Но в это время третий
штурмовик, младший лейтенант Марков,
прикрывая посадку Валинина, атаковал
этих немцев и разогнал их. Машину Сив-
кова лётчики сожгли, и Калинин, предо-
ставив управление своим самолётом коман-
диру, разместился вместе с воздушными
стрелками в задней кабине. Штурмовик,
имея на борту четырёх человек, благопо-
лучно взлетел и вернулся на свой аэро-
дром.

Успешная деятельность нашей авиации
обеспечивалась чётким взаимодействием с
наземными войсками. В наземных частях
постоянно находились авиационные коман-
диры, которые по радио управляли дей-
ствиями штурмовиков нах полем боя, во-
время их перенацеливали, Так, 6 пиурмо-
виков «Ильюшин-2», ведомые старшим
лейтенантом Тришкиным, получили’ зада-
ay — атаковать скопление автомашин. В
Это же время в другом районе было обнару-
жено большое скопление артиллерии, пре-
пятетвовавшей продвижению налиих войск.
Группа старшего  лейтейант» Тришкюина,
при помощи радио была своевременно пе-
ренацелена авиационным командиром, на-
ходившимся на ВП общевойскового  на-
чальника. В результате успешной штур-
мовки артиллерийский огонь противника
был подавлен и наши части получили. воз-
можность продвигатьея вперёд. 5

Tar совемекие лётчики добивают немцев
на Таманском полуострове, завершая боль-
Moi этап битвы за Кубань, битвы, во вре-
мя которой ®пи вписали славныю страни-
цы в историю сталинской авиации.

Подполновник Г. ПШЕНЯНИК.

ЕРОИЧЕСКИЙ ЭКИПАЖ -

тель нашу транспортную маптину, и все
семь атак метким огн@м отбил стрелок
Парахин. Он не выпускал врага из прице-
ла, встречал его огнём своего пулембта.
Когда немец пошёл в восьмую атаку, Па-
рахин в оптический прицел поймай кре-
сты на фюзеляже «Мессершмитта», дал по
нему последнюю длинную очередь и сва-
лился без сознания. «Мессершмитт» зады-
мил и исчез во тьме ночи. Томилин, ис-
кусно пилотируя, довёл машину до базы и
мастерсги посадил самолёт на лётное поле.
Груз был переброшен на другой самолёт
и доставлен по месту назначения. А через
три дня ‘экипаж снова вылетел на линию
огня. Напитан Г. ЛЮБАРОВ.
Лейтенант Н, ШУР,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ляют солдат и офицеров противника. !

ка затихает. Навстречу восходящему coma
цу взвивается ракета. Начинается боевой
летный день. Стартуют бомбардировщики,
штурмовики, истребители и уходят By
цель — к вражеской переправе. у
Восьмерку трозных штурмовиков Bayer
кавалер двух орденов Красного Знамени
майор Кузьменко. Близка цель. Перед вая
молетами подымается стена разрывов. Ha
небольшом участке немцы ‹сосредоточили
зенитки всего своего кубанского флота.
Штурмовики маневрируют, уклоняясь от
зенитных снарядов, и через зону захради-
тельного огня прорываются к цели.
— Притотовиться! Идем в атаку, — у»
лышали по радио летчики голос ведущего:

Самолеты. атаковали противника.
было отмечено прямое попадание бомбы в
большую десантную бару,
войсками. Это делю рук дея
успела

nym причал и вторая
Зетчики Тябцев и Воловодов пустили ев
ва морское дно. Уснехом увенчались ‘хта-
ви и других летчиков. \

Самолеты набрали горку, тотовясь вто-
рично обруптиться ма врага. С высоты лет-
чики заметили, что посредине узкого про-
лива, идет буксир и несколько барк. Ма-
шины взяли курс на эту цель. Враг усилил
огонь. На помощь зенитчикам пришла по-
левая артиллерия. Снаряды окаймляли еуч
‘да, вздымая ввысь бесчисленное множест“
во водяных столбов. Это для штурмовиков
не меньшая угроза, чем зенитвм. Но шхур-
мовики преодолели и эту преграду. Появин
вшись над целью, они обрушили ливень
свинца на буксир и баржу. В это время са-
молет Кузьменко получил повреждение. Нь
поврежденной машине он повел своих ве-
домых на зенитки. Две вражеские батарен
были уничтожены,

‘Когда кончились боеприпоюы, летчики
свернули-в море. На пути их встретила
тройка «Мессертимиттов». Пурмовики, поч
строившись в круг, охраняли мантину ©8%х
ero командира. Истребители, сопровождавя
шие штурмовиков во главе © майором Им
натенко, атаковали вражеские машины.
«Мессеримитты» не приняли боя и пог
пешно удалились.

Над проливом появилась новая групна
штурмовиков подразделения Героя Советч
ского Союза Тургенева. Шестерку «Ильв-
шиных> вел молодой летчик младший
лейтенант  Филицпов. Миновав линию

фронта, ведущий на подходе к косе замеч

тил скопление вражеских танков, автомам

шин, артиллерии и пехоты. Сбросив боем» ©
бы, самолеты снизились и на бреющем
полете обстреляли врага из пушек и пул
леметов. По двенадцать заходов сделали
мастера штурмовых налетов, нанеся врату
огромный урон.

Штурмовик Марков очередью бронебо-
но-зажитательных пуль ударил по складу
боеприпасов. Раздался сильный взрыв.
Самолет ‘подбросило. На полном тазу ухо-
дил Марков от места взрыва. Он видел,
как падали убитые немцы, опрокидыва-
лись груженые машины.

С победой возвратились и истребители,
прикрывавшие штурмовиков. Группа «Мес-
сершмиттов» пыталась атаковать наших
штурмовиков. Филиппов дал сигнал, и ше-
стерка быстро перестроилась, валщищая
друг друга. Истребители вели бой в семи-
десяти метрах от воды. Потеряв две Mie
шины, немецкие летчики покинули. место

Каждый. летный день приносит черно
морским летчикам новые победы.

Воздушные разведчики донесли: во вра-
жеский порт входят десять больших rpy-
женых десантных барж, транспорт и буБ-
сир. Командование приняло решение ата-
ковать плавсредства противника. Вздымая
пыль, один за другим в воздух подня»
лись советские самолеты.

Караван противника чнастигнут. Бомбы
ложатся в цель. Об’ятый пламенем, то-
нет большой транспорт. Такая зе участь
постигает другие десантные транспорты:
Поврежден буксир. Несколько бомб попало
в портовые сооружения.

М. ТУРОВСКИЙ.

Витебское

направление,
Больше сотни вылетов на штурмовку
обслужила \ отличная оружейница под-
разделения гвардии капитана Панова,
доброволец гвардии ефрейтор Клавдия
Данилова.

Фото Б. Вдовенкоь

Гул последнего ‘ночного бомбардировщия

ее са Зверь обо  нее днб авиа a eae обвести Невы: