эх ммм

OS НЕС.

> i ee ed ОЧ ЗЫ

===

В подвижных авиаремонтных мастёрских.

центре мастер-красноармеец Киселёв). 2.

pos (слева) принимает исправленный винт
кова.

На снимках: 1. Разборка мотора
Старший техник-лейтенант В. И.
У мастера-красноармейца Д. И. Вшив-

Фото А. Дмитриева.

Е я АРЕНЫ НОНО АСОИ АОИ

Маневр 6АО. в наступательной операции

В период наступалельных операжий на-
ших войск особенно. важна чёткая работа
азтащионнъюх тымюзв, задача которых —
secrets бесперебойную боевую деятель-

‚ воть авиации в процессе  перебазирова-.
ВЯ.

’ Ваш батальон аародромного обелужива-
ил, следуя в‘ течение полутора месяцев
  в каступающими войсками, десять раз
передвигажя на новые места, не. прекра-
щья обелуживамия частей ВВС.

Жак практически осуществлялось p BAO
перебазировамие? Покажем эт на приме-
ре. После успешном продвижения нзлпих
юйск нам предстояло в самый короткий
бир перебазироваться на новый аэродром,
ваходивитийся от нае на расстоянии 70
унлнетров, на котором уже закончили ра-
(ту передовые команды инженерно-з9ро-
ДЮУного батальона.

Трудность заключалась в том, что 9д-
временно с нами туда перебазировализь
части штурмовиков и истребителей. Через
фи Часа после получения распоряжения 5
переезде передовая команда БАО прибыла
ва новую точку и немедленно приступила
$ обслуживанию лётных подразделений. В
итав этой команды входили  спецщиали-
пы всех служб, в том числе даже печник,
миляр и слесарь для устройства кухни,
фщежития и других самых пеобходимых
18 первое время помещений. Подразделе-
8 ГОМ было представлено двумя бензо-
правщиками, двумя бензоцистернами и
щим водомаслозаправщикюм для зарядки
врзых групп самолётов,

(разу, же после прибытия на новую
точку каждый работник передовой коман-
1ы принялся за дело по своей  специаль-
юсти. Продовольственный отдел начал за-
млавливать овощи, строить на аэродроме
ухню_и столовую. Обед был переброшен
8 трмохах со старого места базирования,
4 ужин изготовлен в половой кухне на
Новой точке.

Вещевой отдел начал оборудовать обще-

хитие для лётного состава. Для этой цели
в передовой команде имелись чистое по-
(пельное бельё и матрацы.
‚ Начальник передовой команды  немед-
иепно связался с представителями  мест-
юй власти и принял все меры для охра-
  аэродрома и складов...

В течение ночи к новому месту базиро-
мния были подтянуты оеповные подраз-
№ления БАО, и рано утром штурмовики и
истребители смогли пристушить к интен-
евной боевой работе.

Еели раньше мы практиковали  охно-
воменную перебазировку всего состава
BAO, ro теперь стали прибегать к методу
перекатов, который вполне оправдал себя
в: практике. Пользуясь  Этим методом, мы
че маневрируем и не задерживаемея в

HTH. 7
Omang BAO было сообщено в пути,
ит ввиду большого продвижения  вперёл
наземных войск пункт  перебазирования
иеняется. Приплось проехать вперёд ещё
20 километров. Отсюда была послана ко-
окна автомашин и подвижных бмкостей
33 боеприпасахи и бензином, которая в те-

чение двадцати часов проделала рейс свы-
ше 250 километров и доставила всё не-
обходимое для боевой работы. Е

Вследствие удаления во время наступа-
тельной операции действующих ‚аэродромов
от стационарных баз снабжения ‘и невоз-
можности использовать железные дороги
основная роль при перевозках, отводится
звтотранспорту. В ‘условиях аэродромного
маневра автотранспорт — главный  шерв
БАО. Поэтому сбережению автомашин и
их боевой готовности мы ‘уделяли 020606
внимание. Все нашти авто- и спецмаиины
находятся на ходу и в полной исправно-
ети. 910 достигнуто бережным отношением
к боевой технике сю стороны водителей, а
Take своевременными осмотрами и про-
филактическим ремонтом. Для этой цели
У нас имеется своя  авторемонтная
движная мастерская с необходимым набо-
ром инструментов.

Для бесперебойное «питатия» самолё-
Тев на передовом аэродроме нам пришлось
увеличить качество подвижных бмкостей.
Сделаю это было путём установки na
автомалтинах контейнеров и бочек. Сразу
же после прибытия на новую точку про-
изводится слив ‘горючего в стационарные
емкости, а подвижные отправляются для
повторной заправки к ж.-д. «летучкех или
автобату. Это даёт возможность беспере-
бойно обеспечивать горючим большое ко-
личество самолётов во время перебазиро-
вания авиации на передовые  аэротромы.

Умение ориентироваться в новой обста-
новке и чёткое знание своих  обязанно-
стей начальниками отделений и служб
BAO даёт им возможноеть проявлять раз-
умную инициативу и находчивость. В
этом отношении можно поставить в при-
мер начирода лейтенанта  иитенхантской
службы Гусинского, который отлично ор-
танизует питание’ летного и технического
состава. В налпих столовых взетда разно-
образное меню, и лётчики очень ловоль-
ны работой продотдела. Чтобы постоянно
иметь свежий хлеб, Гусинский добился
организации пекарни и пуска  заброшен-
ной мельницы,

Так же иняциативно работают началь-
ники отделений ГОМ и боеприпасов тех-
ник-лейтенант  Вривошлыхк, лейтенант
Марковский и другие. —

Много внимания мы уделяем быту и
RYIBTYpHOMY досугу лётчиков. Несмотря на
частое перебазирование и напряжбиность
в боевой работе, мы в течение месяца 9ор-
ганизовали 6 концертов фронтовых бригах
артистов, несколько киносеансов. В столо-
вой ежедневно по вечерам играют радно-
ла и баян.

Третью военную диму мы  вотретим в
полной готовности. Уже  утеплён  спец-
транспорт, затотовлены материалы для
отепления самолётов,  отремонтировань
средства подогрева. ой

Продвитаясь вперёд вслед за наземны-
ми войсками, а иногла и вместе с ними,
мы обеспечиваем непрерывность боевой
работы налией авиации с передовых зэро-

дромов.
Подполковник К, ПУШКАРЪ.-

CTAHHHCKAHA сокол

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы
Житомир, Коростень, Джанкой, Городон, станции
Мелитополь, Шклов, Речица

В ночь на 8 октября наша авиация
произвела налёты Ha железнолорожные
узлы Житомир, Коростень, Джанкой, [9-
родок (севернее Витебска), станции Me-
литполь, Шклов, Речица (запалнее To-
меля). Бомбардировке были подвергнуты
эшелоны © воениой техникой, горючим,
боеприпасами и военным имуществом

or

противника. В результате бомбардировки
разбито несколько железнолорожных с0-
составов и больнюе число ` вагонов. Вюзник-
ли пожары, сопровождавшиеся взрывами
большой силы. На станциях и узлах
разрушены железнодорожные пути.

‘ Boe Hanrm самолёты вернулись на свои
азы.

ПО ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ —
`РУБЕЖАМ

После разгрома таганрогской группиров-
ки противника советские войсках начали
продвигаться вдоль побережьй Азовского
моря, ведя бои с вражесклии -арьергарда-
ми. На реке Миус немпы заранее пол-
товили промежуточный рубеж’ обороны с
тем, чтобы, задержав продвижение частей
Кра-ной Армии, получить возможность вы-
вести свои войска и боевую технику из
города Мариуполя, восточнее которого так-
же была создана кренкая оборона. Возник-
1a задача — ¢€ хода прорвать  оборони-
тельный рубеж на реке Миуе и, уничто-
жив вражеские узлы сопротивления, \овла-
деть городом и портом Мариуполь.

С целью задержать продвижение совет-
ских подвижных соединений и пехоты
противник, не имея оперативных резервов
для восполнения потерь, понесённых пох
Татанрогом и в Донбассе, бросил в 6бй
крупные силы бомбардировочной авизции.

Истребителям-гвардейпам полковника
Дзузова пришлось вести ожесточённые во-
здутные бои © многочиетенными группа-
ми «Ю-88» и «Ю-87», прикрытыми
«Ме-109». Патрулируя над расположени-
ем наших наземных войск и за линией
фронта, лётчики-гвардейцы не давали вра-
жеской авиации безнаказанно появляться
над полем боя.

Шестёрка истребителей во главе с два-
жды Героем Советекого Союза, гвардии ка-
питаном Дмитрием Глинка, выполняя’ за-
дачу по прикрытию конницы и танков,
заметила ниже себя идущую в юга груп-
пу из восемнадцати «Ю-88», двенадцати
«Ю-87» и двенадцати «Ме-109». Глинка,
приказав по радио паре истребителей свя:
зать боем «Ме-109», сам во главе четвёр-
ки начал атаковать сзади  енёрху (и в хвост
вражеские бомбарлировиеки. В результа-
те умелых действий ЛД. Глинка лично сбил
два бомбардировщика, а его ведомые —
хва «Ю-87>» и один «Ме-109». 1

Очищая воздух от вражеской  авиа-
ции, налим истребители обеспечили и ра-
боту штурмовиков, которые своими масей-
рованными ударами по  промежуточному
рубежу обороны противника содействоваля
успешному продвижению подвижных ча-
стей и пехоты. :

Лучший полк штурмовиков, где коман-
диром майор Забавских, `был выделен в
подчинение команлира соединения назем-
ных войск. Обстановка требовала быстрого
включения полка в боевую работу. Штур-
мовики перебазировались в пункт, лежа-
щий в 15—20 км. от линии фронта.
Вперёд, на новое Место, вылетел эшелон с
лётным составом. Сюда же перебросили
пять авиамехаников и одного оружейника
для выпуска первых грунп пегурмовиков.
Срочно была установлена прямая прово-
лочная связь с КИП командира пехотного
соединения.

В 14.00 этого дня наши войска долж-
ны были перейти в наступление. Штур-
мовикам  пюставили задачу — нанести
уаосируванный удар по оборонительным
сооружениям и огневым точкам немцев.
Взаимодействуя с истребителями пюлков-
ника Дзусова, которые одновременно при-
крывали © воздуха наземные войска,
штурмовики стали обрабатывать передиий
край обороны противника.

Были высланы одновременно две груп-
пы «Ильюшин-2». Первая — под коман-
дованием старшего лейтенамта Свертило-

me

Ba — шла на цель правым кругом, BTO-
рая — старшего лейтенанта Захарова —

левым рутом, строем клин, с переходом

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕЗАПНОСТИ
НАЛЕТА НА АЭРОДРОМЫ

В пертох наступления Красной Армии
на Белгородеком и Харьковском направле-
них немцы бросили против Нас значи-
тельные силы бомбардировочной и истре-
бительной авиашии.  Бомбафдировкой на-
mex боевых порядков и ближних  Тылов
OHH пытались задержать  наступаютщие
светекие войска:

Немцаи был дан серьёзный отпор. Борь-
68 с вражеской авизщией осуществлялась,
в одной стороты, ем истреблемия её. в
воздухе и, с другой стороны, уничтоже-
Mex e6 Ba аэродромах. Только в резуль-
тете таких комбинированных действий на-
тит воздутйных сил уже на первом этапе
наступления было достигнут превосход-
отв в воздухе, и < TEX пор ипициатива
безраздельно принадлежит советским лет-
THRAM.

Улары пе Зорохромам противника в
точное время производились ночными
дальними бомбарлировщиками, & днем ——
Цтурмовиками. Я хоту  остановяться на
юйствиях штурмовиков по вражеским аэро-
хромам, в частности, осветить вопрос обе-
спечения внезапности этих действий.

Перед нашим участком фронта немцы
имели в осповном стащионалиые аэродро-
ны, прикрытые сильными средствами
к истребителями, Такими были, например,
аэролюм Микояновка, расположенный ю&-
ео Белгорода, аэродромы, находящиеся в

районе   Харькова: Сокольники, Основа
п другие. a

обы обеспечить о Внозатиость ’ удара
Штурубовиков и застать замолеты протиз-

ERA па аэродромах, мы тешили произво-
лить налёты па  рассвее и в сумерках.
Из 7 налётов паштих пегурмовиков только
ва были проведены днём и то $0 стороны

солнца, что обеспечивало внезатное появ-
ление самолётов над целью. Остальные
удары наносились на рассвете и в сумер-
ках со стороны тёмного фона ‘меба. Для
того чтобы держать аэродромы противни-
ка под непрерывным воздействием нашей
авиации, мы совершали повторные налё-
ты с интервалами от нескольких часов до
нескольких сук.

Насколько эффективны были эти уда-
ры, можно судить хотя бы по тому, что
во время только одного налёта на враже-
‘смм аэродроме было уничтожено и по-
вреждено 32 бомбардировщика. Это под-
тверждено последующим ` фотографировани-
ем. После олновременного массированного
налёта налпих штурмовиков На несколько
аородромов азиация противника в течение
двух дней не появлялась над полем боя.
Spo «время было умело использовавю на-
шим командованием для подтягивания а?-
тиллерии, танков и пехоты в район ©0-
средоточения и нанесения удара по вра-
жеткой обороне.

Налётам штурмовиков на аэродромы
прехшествовала тщательная подготовка к
этому всего личного состава. Получив 34-
дачу, мы собрали командиров эсвадрилий
и звеньев, обсудили с ними, как  лучшо
провести налёт. Были сделаны макеты
вражеских аэродромов, обозначено распо-
ложение стоянок самолётов, зенитных т0-
чек, аэродромных сооружений. Цели мы 3а-
ранее распределили между шестёрками, &
в шестврках — между звеньями, преду?-
мотрети все элементы вылета, начиная $
построения на старте и кончая посалкои.
Вея эта предварительная работа с личным
составом проводилась с таким расчетом,
чтобы каждый лётчик на ‚земле ттательно
отработал свои действия в воздухе. Так,

например, были отработаны стреи петур-
MOBUKOB во время подхода их в цели, 3
также ‘в момент нахождения чад ` целью.
Кажлый лётчик должен бым твёрдо энать
epoé место в полёте.

Чтобы ‘обеспечить появление штурмови-
ков над целью на рассвете, взлёт надо
было производить ещё в тёмное время. В
этом отношении также была
большая подготовительная работа.
аэродроме мы разбили два старта: один-—
для взлёта штурмовиков, уходящих на
задажие, другой-—с прожекторным осветще-
нием на случай вынужденной посадки
взлетевших самолётов. Надо было добить-
ся, чтобы все самолёты в темноте свое-
временно и организованно вырулили на
старт. Для этого мы назначали  ответ-
ственных дежурных из числа лётчиков,
не идущих на боевое залание. Их онабди-
ли фонариками, с помощью которых они
указывали места руления и остановки
самолётов. Кроме того, на аэродроме pac-
ставили световые знаки, которые нахану-
не были изучены зсем лётным составом.

Бюльшую трулность в темноте пред-
ставлял сбор в воздухе зрепьев и шШестё-
por. 910 также предварительно было отра-
ботано на земле. Комантиры звеньев зна-
и. чо с’ момента взлёта необходямо за-
жечь бортовые огни и держаль их до с00-
ра. Кроме того, после взлёта последнего са-
молёта на лётном поле зазжиталея большой
костёр. Для построения боевого порядка в
воздухе пгироко использовалаеь радио”вязь
между КП и ведущим группы, a также
между, лётчиками. Хорошая подготовка на
земле ` давала возможность произвести
взлёт больюй группы штурмовиков в
темноте *в течение нескольких минут.

проведена.

над целью в замкнутый круг. С высоты
800 метров штурмовики пикировали на
артминомётные батареи немцев, подавляя
их огонь. Через 15—20 минут, после че-
тырёх заходов, на смену пришли лля по-
вторного удара группы под командовани-
ем старших лейтенантов Тужилина. Чо-
чиева и майора Рябчевского.

Сильной авиационной обработке подверг-
лась пехота противника, находившаяся в
окопах. Она впервые на этом  участко
фронта попала под действие штурмовиков.

Неожиданные массированные  улары
«ЙЛ-2» по врагу дали возможность на-
пей пехоте прорвать его оборону и про-
длолжаль движение на запад. ;

На одном участке противник вновь
создал оборонительный рубеж и оказызал
сильное отневое сопротивление, мешая
продвиженню нашей пехоты. Немцы тща-
тельно замаскировали свои огневые точки,
вследствие чего артиллерястам не удава-
лось их засечь. Командир наземного с0е-
динения приказал командиру  штурмови-
ков: «Немедленно прочесать балку и
уничтожить артминомётные батареи про-
тивника на огневых позициях». Через не-
сколько минут в воздух поднялись 18
«Ильюшин-2» под командованием  опыт-
вых ведущих майора Рябчевского и стар-
шего лейтенанта Чочиева. Управляя по
радио, командир полка приказывал веду-
щим: «Атакуйте батареи Ha обратных
скатах, сделайте не менее шести захотов».
Действуя с высоты 1.000 метров, штур-
мовики пикировали до бреющего полёта,
бомбами и снарядами выводили из строя
орудия‘ и боевые расчёты. Нал целью бы-
ло слелано 8 заходов,  произвелено 16
атак. Огневые точки были подавлены.

После прорыва вражеской обороны на
промежуточном рубеже восточнее Мариу-
поля штурмовики действовали по против-
нику, который отступал в западном и се-
веро-западном направлениях. Трудность
боевой работы при этом состояла в том,
что нелегко было определить линию со-
прикозновения наших войск © противни-
ком. Однажды лётчик лейтенант Ляховский
доложил по:радио на КП полка:
` — Шо дороге» восточнее Володарское до
сотни всадников, которые разбежались п)
сторонам при появлении  пттурмовиков.
Принадлежность определить ¢ воздуха
нельзя.

Командир полка немедленно позвонил

командиру наземных войск и доложил ему
06 этом. ,
Конница? Разбежалиеь? Бейте их—
это немцы! — ответил командир, и майор
Забавских темедленно передал по радио
соответствующий приказ штурмовикам.

В результате тесном взаимодействия
авиации, наземных частей и десанта с
моря советские войска, в короткий срок
сломив сопротивление пытавшегося укре-
питьзя противника, заняли горол и порт
Мариуполь.

Умелое взаимодействие с маземными
войсками выражалось, во-первых, в том,
что истребители и штурмовики получали
задачи непосрелственио от командир» на-
земного соединения; во-вторых, управле-
ние ‘нал полем боя при помощи радио да-
лю возможность перенацеливать группы
птурмовиков в связи с часто менявшейся
обстановкой в районе боевых хействий.

Веё это повысило эффективность дей-
ствий авиации в интересах наступающей

пехоты.
Майор Я. ТАСАЕВ.
Майор Н. ДВОРНИКОВ.
ЮЖНЫЙ ФРОНТ.

Остановимся на одном из налётов. Са-  тивняка лётчики Щенников,  Фроленко,

золёты, шедшие иа штурмовку  аэродро-
ка, были снабжены различными видами
авиабомб и взрывателей к‘ним. Группы,
которым предстояло уничтожать  матеря-
альную часть и живую силу врага, взяли
75 проц. осколочных бомб © мгновенными
взрывателями. Группы блокировки  аэро-
хрома получили смешанную `‘бомбовую на-
трузку (футасные, зажигательные м дру-
гие бомбы) со ›взрывателями‘ мгновенного
действия и с замедлением.

Это позволяло держать вражеский 2эро-
дром под непрерывным воздействием в т8-
чение продолжительного времени.

Для обеспечения скрытного подхода к
цели маршрут полёта был выбран в с10-
роне от крупных населённых Пунктов,
так как в этих местах веетда имеется ЗА
и посты ВНОС противника.

Штурмовики в сопровождении труппы
истребителей появились над вражеским
аэродромом на разсвете со стороны тёмно-
го фона неба. Враг был застигнут  врас-
плох, До 70 самолётов tana «Ю-88»,
«Хе-111», «Ме-109» и «@B-190» naxo-
хилось на аэродроме. Цель была атакова-
на © высоты 1.000-—400 метров < одно-
го захода. В результате только группа
Степанова, состоявшая из 12  «Илью-
шин-2», уничтожила до 20 и повредила
xo 12 самомбтов противника,  подожгла
5 ангаров, взорвала склад горючего.

В момент выхода  «Ильющиных» из
атаки появилось 12 «ФВ-190», повидимо-
му вызванных немпами с другом  аэро-
дрома, Наши истребители завязали бой ©
одной из групи вражеских истребителей,
атаки вторюй группы отражали
штурмовики, В этом возхушном бою штур-
мовики збили 2 «ФВ-190».

Улачно действовали группы штурмови-
ков Под командой капитана Малова, лей-
тенанта Алексамдрова и другие. Особенно
отличились в палётах на аэродромы про-

ттт ый

cama

H. BOBPOB

MCIBITATEJIb >

ДАЕТ ПУТЕВКУ В БОЙ

Испытания самолёта в воздухе — это
схватка CO стихией, борьба за овладение
новой техникой. Выйти победителем из
этой схватки может только хорошо подг-
товленный и отважный мастер. Лётчик-ис-
пытатель — это человек разумного риска.

Особенно ответственна работа испытате-
ля в дни великой отечественной войны.
Фронт каждый день требует всё больше
и больше самолбтов. За лётчиком-испыта-
телем последнее слово. Он экзаменует са-
молёт, он определяет его пригодность для
боя. &

Леонид Максимов, летавший за свою
жизнь на 67 машинах разных типов, —
замечательный испытатель. Валерий Чка-
лов ценил его не только как своего-дру-
та; но и как человека огромного лётного
опыта, широкой души, как тонкого иси-
холога-педагога, обучившего на своём ве-
ку многих пилотов. Ныне Леонид: Михай-
лович подготовил уже около 700 боевых
летчиков.

Двадцать лет Зетает Максимов. Какая
богатая лётная биотрафия заключена в
этих двадцати годах непрерывного служе-
ния обороне родной страны!

Каждое утро из окна лётно-испытатель-
ной станции Н-ского авиазавода можно
видеть широкоплечую,
Максимова. — Крупным,
размеренным шагом пере-
секает он поле. Весь точ-
но отлитый из бронзы,
с седеющими волосами
(свидетельство опасной
профессии, тревог и
раздумий), он кажется
великаном. Лётчик 06-
танавливается перед вы-
строенными в линию
истребителями. Сейчас
на одном из них, толь-
ко что вышедшем из
сборочного цех», он
пойдёт в испытатель-
ный полёт. ‘

Максимов спрапгивает
механика:

— Как дела, тоБарищ
Шелковников? Когда
приготовишь?

— Ровно в 12.
`— Добре!

И опять шагает раз-
меренной походкой В
свою лбтную комнату.
В полдень летчик, уже

-одетый в комбинезон, с
парашютом на плече;
появляется вновь J
самолёта. Он ещб раз
намбтанным глазом 0ос-
матривает его, ощупывает широкой, как у
молотобойца и вместе с тем Т®нко осяза-
ющей, как у ювелира, рукой предкрылки,
триммеры: не загнулись ли, симметричны
ли?

Взлетел. В воздухе он будет 30—40
минут. И за эти 30—40 минут он. веб про-
верит — и работу винтомоторной группы,
и устойчивость самолёта; и его маневрен-
ность, и поведение на всех фигурах выс-
шего пилотажа.

Вот Максимов «снимает скорость на пло-
шалке», то-есть несколько минут летит с
максимальной скоростью. Машину бросает
вверх, вниз, её кренит, но Максимов ве-
дет её идеально по прямой. Не всякий
испытатель умеет «снятьь правильную
скорость А сделать это важно. Спросите
любого лётчика-истребителя, что больше
„всего интересует ео в машине, и он от-
ветит: «Скорость». Испытатель Максимов в
совершенстве владеет искусством опреде-

статную фигуру

ления скорости. Достаточно  ваглянуть
на  барограмму ето полёты. чтобы
убедиться в том, что скорость,  най-

денная им, действительно мавсймальняя
для испытываемой машины.

Затем нужно проверить маневренность
самолёта. Испытатель начинает пролелы-
вать на нём виражи, перевороты, бочки,
редко петли (это лёгкая фигура) и, нако-
нец, пикирует.

Максимов мчится к земле со скоростью
700 километров в час. Семъсот километров
в Час — это 190 метров в секунду. Если
на такой скорости лётчик высунет голову,
ему свернбт шею. Стоит при выходе из
пике замепткаться на полсекунды — и
самолёт врежется в землю. Сила инерции
огромна, она стремится раздавить лётчика.
Организм лётчика в эти мгновения напря-
‘жвн до предела. Но испытатель привык к
этим неприятным ощущениям. Выйдя из
пике, он тотчас же переключает внимание
на проверку оружия. Самолёт уходит в

Шитов, Чепелюк, Потехин, Гусев.

В полёте мы добивались том, чтобы
строй, › состоявший из колонны в клину
звеньев, был крепким и плотным как 30
атаки, так и после неё. При атаке сзмолё-
ты немного рассредоточивались, увеличи-
вая дистанцию и интервал до 3—4 раз-
махов, но при выходе из атаки сейчас
же собирались снова в плотный строй.

_ Выхол из атаки, как правило, произво-
дился в сторону снижающейся  местно-
сти, для более скрытого ухода от® цели.
Отход от пели соверщалея в сторону наи-
меньшего удаления от линии фронта. По
территории противника ло линии фронта
штурмовики шли, применяя противозенит-
ный маневр волнами по высоте от брею-
щего ло 600 метров и змейкой по направ-
лению. Во время атаки пели противозе-
HETHE маневр производился в зависимо-
сти от характера огня: атака с прямого
хода, атака с небольшим разворотом, ата-
Ka с доворотами вправо и влево,

<Какие можно сделать выводы из лейст-
вий наших штурмовиков по вражеских
зэродромам? Для обеспечения внезапности
налёта прежде всего требуется тшатель-
цая подготовка к вылету на земле с 9бя-
зательным розыгрышем боевого задания
со всем лбтным составом. Налёт необходи-
мо производить на рассвете иди в сумер-
ках. При нескольких ударзх по олному и
тому же аэродрому надо менять направле-
ние захола на цель, высоту подхода и
начало атаки, чтобы не дать противнику
пристрелять свою ЗА. Так, первые улары
мы наносили, полходя на высоте 1.000—
900 метоов, а последующие — на высоте
2.000-—1.500 метров,

Благодаря тшательной подготовке к вы-
полнению боевых заданий мы нанесли
ряд эффективных ударов, уничтожив свы- т

me ста бамолётов. ‘
Майор Е, ИВАНОВ, `

Лётчик-испытатель /1. Максимов.
Фото Г. Залуцкого.

самолбта, был устранен всеми
производящими этот тип истребителя.

‚решил нанести внезапный удар.

зону отстрела. Придав ему содтветствую-
щее. положение. Максимов нажимает га-
щетки пулемётов и пушек...- ;

Николай Губа. начальник лётно-испыта-
тельной стандии, наблюдает © земли 8%
полётом. Техники станции самым тща-
тельным образом подготовили машину.
Она; хоть и серийная, но Губа волнуется...
Разве испытание серийного самол@та не
тант неожиданностей? ,

И Максимов, как каждый лбтчик-испы-
тетель, сталкивался в воздухе с опасно-.
стями, бывал лицом к лицу со смертью.
He его спасали хладнокровие, точный рас-
чёт, мастерство. Нелавно он испытывал
истребитель с Новым агрегатом. (Всё шло
хорошо. Душа Максимова, как он сам
впоследствии говорил, «канарейкой пела».
И вдруг на высоте 4.000 метров испыта-
тель почувствовал в кабине запах бензи-
на. Почти тотчас же брызги начали бить
в липо. Мгновенно пронэслась в голове
мысль: «Пожар! Отжил, Леонид Михайло-
вич. Но эта мысль сменилась другой:
выброситься с парашютом. сейчас же
возникло! какое-то внутреннее сопротивле-,
ние: «А имею ли я право оставлять Ма» `
шину? Вель она упадет на строения, по-
калечит людей, может быть, убьет их...».

Максимов. собрав всего себя в. один узел

о „ нервов, принял решение
сажать машину, в Ка-
бине которой лужа бен-
зина росла с каждым
мгновением. Леётчику.
очень хотелось резко
выключить мотор, HO
здравый смысл,  вели-
чайшая выдержка под-
сказывали, что это мо-
жет повлечь в выхлопу,
к неизбежному пожару..
И рука испытателя ,
медленно прикрыла газ
и выключила стоп-кран.

Лбтчик бросил взтляд
вниз и, к своему огор-
чению, не увидел зем-
ли: между самолётом и
аэродромом оказалось
большое облако. Перед
испытателем встала но-
вая задача — либо об-
ходить облако на маши-
не с неработающим мо-
тором над населенным
пунктом, либо проби-
вать его. Лётчик оста-
новился на последнем.
Резко бросив  иостреби-
тель на крыло, он про-
бил облако и совершил
посадку, настолько бле-

стящую, что она вызвала восторг у при-
сутствовавших на аэродроме инженеров и
механиков.

Дефект, обнаруженный при испытании
заводами,

— Вот так иногда за один полёт 5.000

седых волосиков и прибавляется на толо-
ве, — шутит Леонид Михайлович. расска-
зывая о своей опасной, трудной и вместе
с тем увлекательной работе.

Как она ни опасна, ни тяжела, Макси-

мов видит в ней свое настоящее призва--р
ние. Не олин боевой самолёт испытывает” и
он каждый
жизнь, на фронт, на возлушный 60
три раза в лень его фука тянется к чер- ^-

лень, давая им мы в

Два-

нильнице, чтобы обмакнуть перо и напи-
сать короткую, HO ответственнейшую
фразу:

«Самолет тоден ‘для эксплоатации в
частях ВВС Красной Армии».

Так работает один из опытнейших лёт-
чиков-испытателей нашей родины, работа-
ет напряжённо, без устали, отдавая всего
себя лелу победы над врагом. Суровые
брови Максимова сдвигаются и на душу
ложится забота, когда в машине возника-
ют дефекты, неясности. Но как зато ра-
дуется он, какое огромное чувство твор-
ческого удовлетворения овладевает им,
когда узнабт, что на испытанной им ма-
шине боевой лётчик в смертельной схват-
ке сбил ещб одного врага! Если Максимов.
узнаёт об этом на свобм аэродроме, он
поворачивается богатырской фигурой в
сторону завода и, глядя в открытые ворб-
та цеха, откуда выкатываются новые са-
молёты, думает: :

«Ко мне, ко мине, родные, хорошие, 696-
BHE...>,

В такие минуты мускулы лбтчика Fa-
ливзются новой силой и взор его стано-
BATCH орлиным.

Н-ОКИЙ АВИАЗАВОД.

————>

Разаром
вражескою
эшелона

Немцы эвакуировали город. Ha залтая
потянулись тяжело. труженные поезда с
техникой и натрабленным — имуществом.
Задача — помешать эвакуации торода—
была возложена на наших штурмовиков.
Каждая группа самолётов «Ильюшин-2»
получила особый участок и 060бое зада-
ние.

Участок труппы старшего лейтенанта
Зимина простиралея от перекрестка до-
рог до станции. При подходе к цели Зи-
мин заметил эшелон, состоявший из ци-
стерн и вагонов. Опытный турмовик
по-
в9л свою группу в сторону, как бы на
другую цель, а затем развернулоя Ha
эшелон и ринулся в атаку с доворотом
в 10—15 градусов. Такой угол при штур-
мовке. дабт наилучший результат; С вы-
соты 800 метров Зимин сбросил бомбы и
открыл огонь из пушек. Первые три ва-
тона загорелись.

Вслед за командиром пошли в атаку
и другие лётчики труппы. Младший лей-
тенант Курочкин ударил в середину co-
става, старший сержант Шинов бомбил
хвост поезда, младший лейтенант. Демин
метко положил серию 60м6б по. всей дли-
не эшелона. Раадались взрывы, эшелон
загорелся, повалил густой дым.

Цель была уничтожена, несмотря на.
яростный зенитный огонь... открытый про-
тивником. Правда, вражеские зенитки по“
вредили самолёт Зимина, но лётчик бла-
гополучно прив@л его на свой аэродром,
и уже на слелующий день машина гото-
ва была продолжать боевую работу,

Капитан Г. АРИСТОВ.

ДЕЙСТВУЮГШАЯ АРМИЯ.
(От наш. сиец. кворр.).