Штурмовую авиацию не зря называют
«возлушной пехотой». Почти pew боевую
работу штурмовикам в ‘Отечественной
войне приходилось вести в общевойско-
вых интересах, тесно  увязывая ©
действиями наземных войск. Если взять
на выбор любые 100 вылетов mryp-
мовика, то 70 из них неизбежно были
связаны с подавлением целей, нахо-
дящихея в пределах оборонительной по-
осы противника, в непосредственной
близости от наших войск.  Штурмовка
таких целей, как мивометные и артил-
лерийские позиции, дзоты и траншеи,
представляет большую сложность, так как,
действуя по ним, «Ильющины» зачастую
наносили удары в 300—500 м. от своих
войск. Это расстояние сокращалось еше
больше, когла штурмовики оказывали
помощь войскам, ведущим уличные бои. В
таких условиях малейшая неточность в:
ориентировке и в выходе на цель могла
бы привести к тяжелым последствиям. Цо-
этому целеуказание и наведение штурмо-
зиков наземными войсками сыграли иск-
лючительно большую роль.

Еще сложнее опознавать цели в период
преследования отходящего противника. В
этом случае линия боевого соприкоснове-
ния меняется очень быстро, и штурмовой
авиации без помощи пехоты или артил-
wep часто было трудно ‘определить,
где наши войска, а где противник.

Одним из наиболее оправдавших себя
средетв целеуказания и наведения штур-
мовиков  явилаюь ютрельба  дымовыми
снарядами. Когда цель находилась в не-
посредственнюй — близости о от наших
войск, © успехом практиковалея такой

испытанный ©10с0б, ках обозначение ее
цветными ракетами. Применение этих
средств требовало четкого и точного взаи-
молействия между штабами авиащионных
и наземных частей. Сигналы артиллерии
и пехоты летный состав должен знать
так. же хорошо, как и позывные рации
наведения. При этом условии целеуказа-
ние наземных войск имело успех.

Во время одной операции групаз в ©0-
ставе 18 «ИЛ-2», возглавляемая гвардии
капитаном Просвирновым, получила зада-
чу—питурмовать артминбатареи и живую

ЕЕ ЕН ЕВЕ

SSE SS SS ЕЕ Е

ЗАМЕТКИ ВОЗДУШНОГО «ОХОТНИКА»

1. Искусство поиска о
кусство.

В нашем полку служит один летчик,
За время войны он не обил ни одного само-
лета, Боевые товарищи часто укоряли его:

`— Какой же ты истребитель, если не
сбил ни одного самолета?

Летчик обычно отвечал, что ему, мол, ,

никак не удается повстречаться с немцем,
что он не может найти противника.

По этому поводу я всегда вономинаю
лова своих учителей: «Кто умеет искать,
тот всегда. найдет».

Уменье искать —— одно из важнейших
качеств каждого летчика-истребителя и в
особенности истребителя-«охотника». Боль-
Ty ощшибку допускали ‘товарищи, кото-
рые полатали, что поиск воздупиного иро-
тТивника -— простое, немудреное дело.
Поиск-—0<0б0е искусство, которое в первую

очередь отличает крыматых «охотников».

Моя первая неудача на поприще воз-
дуиной «охоты» связана имение с недо-
статочным уменьем искать противника.

Это было в Прибалтике. На подступах
Е Риге-шли жаркие воздушные бои. Меня
во главе группы мастеров Воздупеного боя
послали-на этот участов фронта, чтобы
«евободной охотой» расчистить от врата
небо Прибалтики. До сих пор я занимался
прикрытием наземных Bolick, фороировав-
ших Лнепр, Буг, Днестр, Прут. Там не
нужно было искать противника. Он сам
приходил, и нашз задача сводилась в то-
му, чтобы уничтожать возможно больше
вражеских самолетов, не хопускаль их бом-
бить наши войска.

А под Ригой меня вызвали в штаб, раз-
вернули карту и сказали:

ишите и бейте. .

начала действовать.

вали ювязь © появляющимися над ними

Вот вам район действий.  Летите,

Советские войска, на улицах Берлина. ‘

силу противника в населенных пунктах
Кацапы, Побылково, Мале ит. д.

артиллерия. открыла огонь

снарядами. Присмотревтиеь к ним, лет-

‘чики точно установили местонахождение
огневых ‘позиций противника.  Штурмо-

вики атаковали цели, указанные. артил-
перистами. В результате штурмового Ha-
лета было уничтожено 4 орудия полковой
артиллерии, $ миномета, 10 автомашин и
несколько десятков солдат и офицеров
противника. ; :

Мы остановились только Ha двух спосо-

бах целеуказания, применяемых назем-

ными войсками. Нет нужды говорить 0
TOM, что они не исчерпывают всех воз-
можностей наведения. Пехота и зртилле-
рия, кроме того, могут указывать цели
авизции, стреляя  трассирующими  пу-
Лями, выкладывая стрелы из полотнищ,
перенося на время артиллерийский огонь,

ид os
Наиболее распространенным °средотвом.

обозначения наземными частями своего
переднего края оказались цветные раке-
ты. Шри пользовании ими соблюдалась
строгая диюциилтина,.

Помимо описанных вые срелетв на-
ведения и целеуказания. принесли боль-
шую пользу радиостанции наземных ча-
стей. В последних операциях с успехом
был применен тажой метод. Когда во
взаимодействующее наземное соединению

выезжала рация наведения, вместе © ко-.

манлиром туда посылались и так на-
зываемые  «наволчики» для  непосред-
ственной работы в частях. Ностоянно
передвигаяеь вместе е передовыми частя-.
ми наступающих войск, они, пользуясь
рацией наземного командира,  поддержи-
«Наводчики»

группами о штурмовиков.

подтверждали заданную цель или же пе-,

ренацеливали «Ильющиных», если того
требовала обстановка на поле боя. Благо-
даря такой тактике штурмовики своевре-
менно приходили: на помощь наземным
войскам и поражали наиболее важные
цели.

+
Дважды Герой Советского Союза
гвардии майор И. КОЖЕДУБ
>
`Я вылетел в паре е Титаренко. Пере-

зас ‘и ни е чем вернулея домой.

и горечи, охватившее меня тогда,
Вылетели вторично.

вражеской т
булешь мекать, то найдешь.

получилось.

правило: «Ищи противника Вхалеке».

полуефере

При
подходе к линии фронта экипажи увидели
серию зеленых ракет, которыми  обозна-
чили себя наши войска. В это же время:
дыЫмовыми

сек линию фронта. Зашел на солнце. Ме-
стами слой облаков был тонкий, Я не-
сколько раз пробивал его и, выйдя вверх,
искал врага. Затем енова опуекалея под
‘облачность. Ходил на разных  выеотах,
разных курсах, пробыя B воздухе почти

И сейчаю еще помню ощущение: обиды

Перед вылетом во
всех деталях изучили обетановку в районе
«охоты», посмотрели, где имеются опорные
пункты, в каких местах вероятнее всего
можно встретить противника. Самого себя
я настроил так: искать противника нал
территорией нелегко, но если

Й я налнел его в районе одното из вод-
ных рубежей. Этот рубеж привлек мое
внимание еле тогда, котда я изучал перед
вылетом карту. Здесь была переправа Ha-
ших войск. Значит, в этом районе я почти
наверно встречу немецкую авиацию. Так и

Но мне удалось найти труппу «®B-190»
не только потому, что я тщательно ИЗУучия
‘воздушную обетановку и район «охоты». Я
нашел «ФВ-190» еще и потому, что учел
очень важное для воздушного «охотника»

Дело в том, что некоторые истребители
во время полета все свое внимание с05-
Получив ряд указаний о маршрут по-   редоточивали на задней
лета и воздушной обетановке, наша группа   искали немца, непосредственно под хвостом
своето самолета. Но это не поиск, & ос-

ИЛИ

Фото капитана Т. Мельника.

эреденше штурмовиков

ИЗ ОПЫТА
БОЕВ
_В дни боев по уничтожению окружен-
ной группировки в Познани, когда нала
пехота очитцала, от немцев город, ведя бои
буквально за каждый квартал, точность
штурмовых ударов могла быть обеспечена
только амым точным  целеуказанием..
Авмациовные представители из соедине-
  Комарова, Наконечникова,  Белоусо-
ва постоянно находились у стен города.
При подходе & цели каждой труппы
«Ильюлтиных» они связывались © ее ко-
мандиром, вносили коррективы, информие
руя его о произошехиих изменениях в ти-.
нии боевого соприкосновения, либо пере-
напеливали группу, если в этом появтя
лась необходимость. Весь город был разбит
на квадраты, и это еще более облегчало
перенанеливание. Вот om из наиболее
характерных примеров. Группы офицеров
Тихова, Смирнова, Просвирновь получили
задачу — штурмовать понтральную чають
города, но, когда они подопыи в цели, на
рации стало ‘известно © скоплениях. тан-
ков и огневых средотв в районе цитад
ли. Ответственный командир, находивнгий-
ся На ралии назедения, тотчаю же передал

ря своевременному бомбо-нилурмовему уда
ру была предотвращена крупная
жеская контратака.

При взаимолействии ‘с танковыми ча-

не менышим успехом использовалась радио-
связь командиров групи © командир-
скими танками. В период наступления

CTE, остро отущавшие необходимость в
перенацеливании «ИТов», устанавливали
с летчиками Фвязь путем похбора волны

HBO петабы
командирам танковых частей взаимодей-
ствующего соединения радиоволны, Ha
‘которых работали штурмовики. Поэтому

ков. Такая непосредственная связь
танкистами, а в равной стелени и © кон-

чае, когда они действуют на оперативном
просторе, совершают рейды по

С. ГЕННАДИЕВ,

eee

мотрительность. Правда, эти понятия oT-
нюдь не исключают друг друга. Наоборот;
они должны сочетаться, и это обеспечива-
ет успех. Я часто говорю своим молодым
товарищам, что У «охфтника» голова дол-
`жна вертеться, как на шарнирах, на все.
360°. Но, чтобы найти противника на
«охоте», надо смотреть далеко. $
` Это правило я усвоил еще на Днепре,
котла, воматриваяеь вдаль, старалея уви-
деть немцев возможно раньше, до того, как
они появятея над переправами, Вот и сей-
446 это искусство искать противника зда-
леке помотло мне обнаружить больную
группу «ФВ-190» (18 самолетов) на даль-
них подступах к водному рубежу. ual

Увидев «ФВ-190», я на какую-то долю
секунды оглянулся назад и, убедивитиеь,.
что на хвосте самолета никто не «висит»,
стремительно атаковал крайнего левого
немца и сбил его. Самолет с переворота.
рухнул вниз. Я набрал высоту, углубилея
на территорию противника и заметил при».
ближение еще одной пюстерки «ФВ-190».
Посмотрев наверх и увидев, что никого.
выше меня нет, я сверху пошел в атаку
на ведущего этой шестерки, Немцы пот:
ряли еще один самолет.

Это были мои первые победы как воз-
душного «охотника». id

Искусство «свободной охоты» — боль:
110 искусство. Это, я бы сказал, высший
класс работы. летчика-иотребителя. Поиск
целей для «свободной охоты» мы начинали
‚еще на земле, в штабе, готовясь к полету.
Получив задачу на «евободную охоту»,
командир группы изучал последние дан-.
ные о наземной и воздушной обстановке и
в первую очередь 0 местах базирования
авиации, штабов, зенитных средств про-
тивника. Он хобирал всевозможные еведе-
ния о рокадных путях немцев в отведен-

ивы

IB свом обращении к народу 9 мая, —

‚Энамя свободы народов и-Мира между на-

рождения, пришло время мирной жизни

‘поставленной перед ней Верховным Глав-:

`безотоворочной капитуляции в результате

в воздух номер другого квадрата, Благода- Вие опиралось. на богатейшую
Nis ee и 1. ческую базу завоеванных стран Европы.

Bpa- Гитлеровцы стремились в полной мере ис-
Но

стями для наведения штурмовиков ©.

нам несколько раз приходилось сталки-
ваться с такими лучаями, когда танки-

и указывали им 0б°`еюты атак. Авиацион- „ао советскому народу длительное время
постоянно сообщали! пришлось вести борьбу против гитлеров-

танкиють. < имели возможность -Уточ-   тирована уже в первые месяцы войны.
HATS цели при подходе групп петурмови- В дальнейшем провалились и все другие

раечеты

никами особенно необходима в том 6лу-   Москвой.

тылам   окончательно развеян миф © непобелимо-
врага, а ‘штурмовики поддерживают  их.  СТИ германской армии. Немецкие войска,

1 зная (по разведданным), что на воселнем

° Великал победа

` Великая Отечественная война совете

lekoro народа ‘против немецко-фалтиетеких
’ захватчиков ‘победоносно завершена. Гит-
  леровская _Термания, «поставленная Ha
  золени Врасной Армией м войсками на-
’ ших союзников, признала себя побежден-,

ной и об’явила, безоговорочную кашитуля-

изо». Германекие. империалиеты, мечтав-

шие о покорении нашего ювободного на-

`рола, мечтавииие о завоевании всего ми-

ра, повержены в прах. Дымящиеся разва-
iD Берлина символизируют бесславное
крушение и гибель фашистской «третьей
империй». a :

° «Отныне, — заявил товарищ Сталин

над Европой будет развеваться великое
ролами». }

` Окончилась тяжелая и кровопролитная
борьба, которую вели народы нашей стра-
Вы во имя защиты своей Родины, во имя
спавения культуры и цивилизации от @а-
пристеких погромщиков. Началея период’

мирного развития. Наступает весна в03-

народов свободолюбивых стран.
о Красная Армия блестяще справилась с.
нокоманлующим товарищем Сталиным за-
дачей. В боевом содружестве © войсками’
наших союзников ®на разгромила немец-
ко-фашистскую армию. Воины Красной Ар-
мии водрузили над Берлином знамя побе-
Гитлеровская Германия вынуждена Е

‘сокрупительных ударов Врасной Армии и
‘войск наших союзников. Ona лишена
всех средетв и возможностей для продол-
жения сопротивления. Разгром централь-
ной группировки германекой армии, заня-
‘cue войсками Врасной Армии Берлина
явились ретающими факторами в завер-
шении полного военного разгрома Герма-
нии. С палением неменкой столины были
окончательно парализованы Bee средства
государственного и военного управления

Терманией и ее армией. .

В этой титанической борьбе. против

сильного и коварного врага главная, 0с-
новная роль принадлежит советскому на-
роду и его героической Красной Армии,
принявшей на себя основную тяжесть в
борьбе с фашистскими полчищами.

Упоенная легкими и быстрыми победа-
ми над Польшей и государетвами Затад-
ной Европы, уверовавшая в непобедимость
своей зрмии, в нопотрешимость своей
стратегической теории «блицкрига», фа-
шистекая Германия летом 1941 года на-
правила всю мощь своей слаженной и хо-
ротю подготовленной военной машины
против ‘CCCP.

Развертывая боевые операции против
Советекого Союза; германекое командова-
экономи

пользовать все те преимущеетва, которые
вытекали из внезапности нанадения на
ую страну. Как известно, даже
многие из наших друзей 3a границей
полатали, что немцам потребуется не бо-
лее двух-трех недель для того, чтобы по-.
кончить © нашей Родиной, разгромить
Советский Союз. Но сумасбродным идеям
гитлеровских захватчиков не суждено бы-
To сбыться.

Несмотря на колоссальную силу на-
тиска немецких армий, несмотря на то,

ских полчищ один на один, Врасная Ар-
мия сорвала планы немецкого командова-
ния. Идея «блицкрига» — молниеносной
войны — была окончательно скомпрюме-

‚ немцев. Зимняя кампания
1941 тода заверикилаеь грандиозным раз-
громом термано-фатгистеких армий под

В этом историческом сражении был
прошедшие триумфальным маршем по

Европе, впервые были разбиты наголову

eek SS aeee are

ной для «охоты» полосе, о наиболее ожив-

° ленных коммуникациях, о Вероятном вре-

мени, примерных высотах и маршрутах по-

“ летов противника. «Охотник» должен энать

расположение своих аэродромов и зенит-
ных средств, предназначенных для отее-
чения вражеских истребителей в случае
преследования. &

Отправляясь на «охоту», я всегда знал
все основные районы активных действий
вражеской авиации в радиусе моего. поле-
та. Олнажды я отиравилея в свободный
поиск над Олером. Но вражеской авиации
здесь в это время не оказалось, Однако.

участке, в районе Ландеберга, немцы
проявляют большую активность в воздухе.
я принял решение лететь. туда. Там я
встретил пару «Мессершмиттов», судя по
всему, «охотников». Началея гоздушный
бой советских и немецких «охотников».
Немцы: не уснели опомниться, как я уже
оказался выше их и пошел в атаку на
ведомого «Ме-109». Он заметалея мз сто-
роны в сторону, На развороте я подетерег
ето и с короткой дистанции сбил. Другой
немец удрал. т
Для «охотника» важно знать и районь
действий наших штурмовиков,  бомбарди-

ровщиков. Опыт показал, что если «охот-

ник» встретит возвращающихея ‘с задания
«ИТов» или «Пе-2», то, как правило,
удаетея встретить и истребителей против-
ника, которые обычно стараются Tepexpa-
тить наших штурмовиков и’ бомбархиров-
щиков. В этом случае поле деятельности
«охотника» расширяется. Во-первых, оп
помогает «ИЛ’ам» и «Пе-2», а во-вторых,
находит противника, которото искал.
При ортанизации поиска воздушного
противника большое внималие должно быть
уделено высоте полета. Мы, например, Е
марте во время жарких возлушных боев
над Одером в течение сравнительно корот-
кого отрезка времени дважды меняли вы-
соты полета на «свободную охоту», учиты-
вая высоты полета авиации противника.
Вначале немцы ходили на высоте 2—3 ты-
сяч метров. Мы, стремясь иметь прелму-

казали высокий уровень современного

больше оправиться. Битва у стен Сталин“

‚ваемой «эластичной обороны», опиравшей-

привести и привели. к окончательному

SSeS —

_те> во многом зависит

Краеной Арии м сор
  МД гормансним ммпериали

Генерал-майор Н; ЗАМЯТИН
=

и в панике отступили на запал, бросая
оружие, боевую технику, сдаваясь в плен.
Разгром немцев под’ Москвой был великим
почином в ряду других побед. Ерасвой
Армии, приведших к крушению гитлеров-
ской Германии. ©

Еще  болев замечательными ‘боевыми
делами ознаменовалея 1942 год’ — второй
год Отечественной войны, отмеченный ве-
хами героической, бессмертной обороны
Севастоноля и. исторической обороны Ста-
линграда. В результате блестяще  заду-
манного и осуществленного. маневра. под
Сталинградом была окружена и разтром-
лена. 300-тысячная группировка отборных
немецких войск. Если в 1941 году Ерас-
ная Армия показала, образцы непреодоли-
мой стойкости. героизма и умелото приме-
нения маневра в обороне, то в сражений
nor Сталинградом вместе < этими качест-
вами Ирасеная Армия и её полководцы по-

военного искусства при осуществлении
крупных наступательных операций. Гер-
манской армии было нанесено такое по-
ражение, от которого она уже не могла

града означала закат немецко-фазистокой
арии,

СОталинградекое сражение, выигранное
нашими войсками, открыло непрерывную
серию блестящих побед Красной Армии,
удары которой становилиюь всё более с0-
крушительными. Темпы наступления на-
ших войск на запад становились всё 00-
лее стремительными.

Летом 1943 года войска Ераеной Армии
разгромили под Курском крупную групни-
ровку нем войск, пытавигихея вновь
прорваться ® столице нашей Родины, вер-
нуть утраченную под Сталинградом
стралегическую инициативу и добиться
перелома войны в свою пользу. Этот год
Заверпгилея очищением от врага всей Ле-
вобережной Украины и значительной ча-
сти Белорусии. Потери немцев только за
этот год войны © Советеким Союзом” пре-
высили 4 миллиона человек. 4

В сражениях 1941 и 1942 ronop no-
терпела крах наступательная стратегия
гитлеровского командования. В 1943 году
провалилиеь вое попьегки фалтистеких ге-
нералов остановить стремительное наступ-
ление наших войск методами так назы-

ся на многочисленные рубежи и «валы».
По существу эт был. уже проигрыш
войны немцами. Величественные победы,
которыми ознаменовалея 1944 год — год
решающих побед Kpacnoi Армии, как
нельзя лучше свидетельствовали. © TOM,
что’ дело идет к окончательному разгрому
титлеровской Германии. Боевые действия
были перенесены. уже на территорию
Термании. В ходе операций 1944 года
немецкая армия вновь потеряла на совет-
ско-германоком фронте 136 дивизий и
громадное ‘количество техники. В резуль-
тате могучих ударов Красной Армии окон-
чательно провалилиеь вое попытки гит-
леровекого генералитета «заморозить» опе-
рации на советеко-германеком. фронте, пе-
ревести войну на позиционные рельсы,
максимально затянуть время.

Фаптистокие заправилы делали. ставку
на возможность возникновения разлада в
лагере 0б’единенных наций, Ha возмож-
ность срыва единства действий союзников.
Но эта ставка была бита.

Успехи Краевой Армии позволили нз-
шим союзникам разгромить противника в
Северной Африке. вывести из строя Ита-
aun, & летом 1944 года развернуть опе-
pam на западе Европы. Германия ока-
залаеь зажатой в тисках двух фронтов.
Краеная Армия нанесла поражение и вы-
вела из строя сателлитов Германии. (03-
дались предпосьылки для последующих за-
вершалощих ударов, которые должны были

военному поражению гитлеровской Герма-

щество, в. выюоте, отправлялись нз «охоту»
на высоте 3—4 тысячи. Векоре противник
поднялся до 4——5 тысяч метров. Мы очень
быстро реагировали на это изменение его
тактики и етали «охотиться» на высоте
5—6 тысяч метров.

Немпы старались перехитрить налпих
«охотников», ‘Меняя не только  выюоты
полета. В дни горячих боев над Одером
они неожиданно изменили и обычное вре-
мя прихода ‚бомбардировщиков. Утром они
перестали показываться, & приходили толь-
ко вечером. Мы быстро реатировали и на
это изменение и стали вылетать на «охо-
ту» под вечер. В один из таких вечерних
вылетов я подстерег три девятки «ФВ-190»
груженных бомбами, и сбил три самолета”

Успех поиска цели при «свободной охо-

бора высоты полета на всем Ма
Когда, я отправлялея на, а sbi
нию Фронта перелетат в наименее ожив-
ленном месте, нз максимальной высоте с
предварительным набором ее на своей тер-
ритории и последующим снижением с при-
глушенными моторами. Опыт показывает
т ty Figs правило, дает возможность
» незамеченным

hone пересечь линию

Вначале истребитель-«охотник» летит
на высоте 5—6 тыс, метров по маршруту
где вероятна ветреча © дальними разводчи.
ками или «охотниками» противника. Затем
ин снижалоя до 3—4 тые. метров, чтобы
искать боевые вражеские самолеты, В райо-
нах, где активно работала немецкая транс-
портная авиация, «охотники» снижались
10 1,5—2 тыс. метров, И, наконец, He
HAIL воздушного противника, «охотник»
снижается до 600—800 метров над ком-
муникациями и рокадами в поисках на-
te целей.

зким образом удается, f

вее ярусы высоты, всегда mui Ga

В последнее время войны в связи с тяжо-
лыми метеорологическими ° условиями я
стал широко практиковать поиск против-
ника на бреющем полете. Это оказалось

очень эффективным методом. У. «охотника» -

от правильного выг

№ 39

(337),

AES A SE ST

16 мая 1945 fa

та

отеиого народа
ЗО

1945 год явился годом завершающих
побед Красной Армии. Лод сокрушающихя
ударами советских 1войск› овончательно
рухнула вся вражеская оборона, (треми.
тельным наступлением, разворнувшимея в
январе этого тода,. Враеная Армия В но»
сколько дней отбросила ‘терманские вой-
ска от Вислы за Одер. В результате бле-
стяще осуществленного маневра вея в-
сточно-прусская гругитировка врага оказа-
лась в окружении, была прижата к морю
и втоследетвии, разгромлена. Потерпела
крах. и оборона немцев в гористой полосе
Карпат. в Венгрии. Немцы пытались за-
держать Halle наступление в тлуоь’ Abe
стрии, HO эта попытва также, как изве-
стно, потерпела, неудачу.

Весной этото тода развернулиеь оже-
сточенные бои на Одере. Конечной целью
этих боев был Полный разгром вооружен.
ных сил. Германии, захват Берлин 4
принуждение Германии к. безоговорочной
капитуляции.

Гитлеровекое командование приложил
все усилия к. тому, чтобы не допустить
прорыва нашими войсками оббронительно-
го рубежа по Одеру. Здесь была создана
мощная глубокая оборона; насыщенная
большим колизеством артиллерии.  Сюдь
стягивались все наличные резервы, и’да-
‚же < Запалното фронта были переброшены
многие дивизии. Немецкая оборона на за-
паде была’ до предела ослаблена. Это был
провокационный трюк’ гитлеровском — ко-
мандования, mar, раюсчитанный па 1,
чтобы остановить Красную Армию и в №
же время посеять подозрения в рядах
союзников.

Но тщетными оказались все полытки
врага. Широкая мнотоводная река, обигир-
ные лесные массивы. подготовленные к
обороне, многочисленные рубежи были
преодолены наппими войсками. Враг xe
смог выдержать огневых ударов вашей
артиллерии и минометов. бомбовых удав
советокой авиации. Через несколько дней
борьба была, перенесена на, ближние под-
ступы к Берлину. а затем и в самый To
род, который наши войска окружили co
всех сторон.

2 мая Берлин пал, Больная часть
Германии к этому времени оказалась ‘за
нятой нашими войсками и войсками 003
ников, а на ряде направлений Красная
Армия вошла, в соприкосновение © армия-
ми союзников у реки Эльбы. 8 мая гер-
манекое командование было вынуждено
калитулировать. прекратить  сопротивле-
ние.

Таким образом, закончена одна из вели-
чайптих битв, какие когда-либо знала ис-
тория.

ЕКраеная Армия и советский народ побе-
RHI потому. что они встали на защиту
своей любимой Родины, потому, что они
защищали великие завоевания Октябрь:
cho социалистической революции, mp0
зозгласивтей в нашей стране советслую
власть — власть трудящихся. Советский,
зоциалиетический строй — вот тот источ-
чик, откуда нал народ и его героическая
Красная Армия черпали и черпалот вели:
кую,  непреоборимую силу, способную
преодолеть Ha своем победном пути ве и
всякие преграды.

Воинов Красной Армии, всех советских
людей, сплоченных вокруг влохновителя и
организатора наших побед — великой
партии Ленина — Сталина, воодушевлял
на ратные и трудовые подвиги великий
0браз Лбнина, вдохновлял и направлял
тений вождя и полководца — ‘товарища
Сталина, .

Под руководством великого Сталина nae
а армия в ходе войны выросла в гроз.
ную, непобедимую, могучую силу, опара-
ющуюся на самое передовое. военное из-
кусство, в армию, руководимую опытаы-
ми, храбрыми, преданными офицерами,
генералами и маршалами. Ham советский
народ своим  самоотверженным трудом на
помошь фронту ‘по праву стяжал cose
славу героического ‘народа. Трудовые под:
виги советских людей в тылу войдут в
историю наряду с героической борьбой
Красной Арми

ae

истребителя есть закон: ищи противника
так, чтобы ты его увидел, аон тебя ном
Бреющий полет помогает маскировалься на
фоне местности (лесных массивов, болот и
тг п.); а с другой стороны: облегчает поиск;
Так кав противника легче видеть, если о
летит выше. Снизу на фоне облаков пли
неба самолеты можно обнаружить на боль
шем удалении, а значит, и раньше, чем
на фоне земли. Кстати, следубт напомнить
молодым летчикам, которые будут искать
воздушного противника нз бреющем M1016
Te: чтобы застраховать себя от опасном
врезаться в землю, надо ставить тримме}
на кабрирование, Это позволит в самый
критический момент предотвратить столь“
новение с неожиданными препятетвиями,

связи с поиском воздушного против
ника при «евободной охоте» хочу дать еше
ряд советов молодым товарищам. Я требую
от своих учеников, чтобы при

i TIOMCKS
ти всегда старались  находитыя
между солнцем и противником, Эт

конечно, легко сделать, если знаешь, м
находятся вражеские самолеты. Коля 2’
это неизвестно, то нужно учесть, 146 1
откуда наиболее вероятно появление авяз
ции противника. Да «охотишьоя», #8
пример, за разведчиком, то онаешь, 99
его маршрут обычно лежит вдоль п10ссей
ных и железных дорог. И выгоднее всем
ан разведчика, находясь ¢ cor
роны о
а г его вероятного May

Котати, о comme, Воть железный зао

душные «охотники»:
чивай самолет хвостом к солнцу — м
т неблагоприятное положение для по
Ee душного противника, Смотреть им
зад труднее, чем вперед или в стороны
сли же солнце сзади, то задняя полу“
чи й вовсе будет плохо просматривать

é 0 бывают случаи, когда «охотника
ee лететь ‘в направлении от 6041
и огда нельзя итти по прямой, Вужн
és fata ‘MSIOMEI так, чтобы солнце оказыва”

ь попеременно то слева, то справа м
самолета, но никак не сзади.

никогда не 1080]д°

© котором иногда забывают молодые 0% \