‚ 40-——45 вылетов на визуальную разведку

‚ противника, тактику сковывания боем на-

КАК СРА
„ЗА МЕЛ

‘ Пленный немецкий солдат Гане Убер-
лизт на допросе показал: «Командование
сказало нам, что дальше этого рубежа
русские не пройдут. Здесь закончится их
наступление». Это было в дни, когда вой-
ска Южного фронта, очистив OT немцев
Донбасс, вышли на простор залюрожских
степей и остановились под Мелитополем, у
реки Молочной. Враг встретил наши вой-
ска на заранее подготовленной линии 060-
роны. Это был рубеж, © котором говорил
Уберлихт. Здесь, на берегу степной реки,
немцы еще много месяцев назад, начали
‘создавать свою оборонительную линию.
Они хорошо понимали стратегическое зиа-
чение этого рубежа: отсюда открывалась
дорога в Крым, к низовьям Днепра.

В жаркий день летчик Герой Советском
Союза Балашов получил боевое задание —
разведать и сфотографировать оборонитель-
ную полосу противника на участке Ва-
сильевка — Мелитополь. Так началасе
большая работа воздушных  следопытов.
Они должны были вскрыть оборонительные
сооружения противника, сфотографировать
Днепр от Запорожья до Херсона, зафикои-
ровать все переправы врага. Летчики под-
разделения Еремина, прославленные раз-
ведчики-истребители, в день совершали по

ИТО

От специального корреспондента
«Сталинского сокола»

*

вались в первую очередь срыва бомбомета-
ния по нашим боевым порядкам.

Так поступила группа гвардии капитана
Алелюхина. Летчики находились на высоте
4.000 метров. Наблюдая за воздухом, они
заметили, что выше их идут ло 6 трунп
«Хв-111» по 8—9 самолетов в каждой
труппе. Алелюхин по радио. приказал Be-
домым итти в набором высоты и © хода
врезатьея в строй бомбардировщиков. Лер-
вую девятку атаковали 4 истребителя во
тлаве с гвардии старшим лейтенантом Йа-
расевым. Противник не успел оказать
серьезного сопротивления. Один «Хе-111»
был сбит, а остальные рассыпались и по-
вернули па запад.

Вот другой характерный пример того,
как умело наши истребители парировали
удары мемецких бомбардировщиков. Над
войсками патрулировала восьмерка
«ЯК’ов», ведомых старшим лейтенантом
Маковским. :

Хотда уже истекло время патрулирова-
пия, Маковский получил сигнал стаиции
наведения о том, что к фронту приближа-
ются 30 «0-87» под прикрытием 4
`«Ме-109». Горючее было на исходе, HO
Маковский решил всё же атаковать бом-
бардировщиков еще н& подступах к цели.
Уларная группа по приказу ведущего ата-
ковала «Ю-87», шедших на высоте 2.500
метров. Строй их был тазбит. Немцы по-
теряли 3 самолета. Чтобы облегчить рабо-
ту ударной группы, пара Меркулова свя-
зала боем 4 «Ме-109». Меркулову уда-
лось увести «Мессершмиттов» в сторону и
предоставить свободу действий своим то-
варищам. Сам Маковский также вступил в
бой < бомбардировщиками. Немцы вынуж-
дены были сбросить бомбы на свои войска
и обратиться в бегство.

Наши истребительный патрули при-

укрепленной полосы немцев. Ночью их
сменяли летчики Кузнецова, летавшие на
«У-2». и летчики-гвафдейцы Чучева, хо-
хившие в далекие рейды на пикирующих
бомбардировщиках.

Летчики 8-го, ныне Мелитопольского
отдельного дальнеразведывательного авиз-
пионного полка полковника Ситкина. вели
тщательную разведку укреплений против-
ника. Они не раз появлялись в тылу вра-
та, летая над историческими местами боев.

В пропесбе тщательной воздушной
развелки вырисовывались детали  вра-
жеской обороны. Это была полос» © много-
численными я глубокими  противотанко-
зыми рвами. Во многих местах рвы были
заполнены водой. Окопы, проволочные 38-
траждения, дзоты, а местами и брониро-
ванные колпаки преграждали путь нашим
частям, вышедшим Ha восточный берег
реки.

Перед фронтом наших войск на узком
участке противник’ сосредоточил много
пехотных и танковых дивизий, & также
огромное количество авиации, тлавным
образом бомбархировочной.

Начиная с середины сентября, против-
ник, прикрываясь арьергардными частями,
отводил главные силы на запах, на зара-
нее подготовленные оборонительные рубе-
жи. №21 сентября он занял главный ру-
беж обороны, пазванный немцами «Восточ-
ные ворота в Крым».

В конце сентября после мощной артил-
лерийской подготовки и массированных
ударов «Ильющин-2» и «Петляков-2» на-
ши войска форсировали реку в нескольких
местах. Развернулись ожесточенные бои в
тлубине вражеской обороны.

Авиация прогивника в это время все
свои удары направила на наши боевые
порядки, главным образом на конницу и
мотопехоту. Из-за мехватки истребителей
немецкие бомбардировщики вынуждены
были действовать без прикрытия. Для
уменьшения потерь ON снаряжали боль-
шие труппы, применяя строй, обеспечивав-
ий круговую оборону. Чтобы отвлечь
наши истребители OT осмовной группы
бомбардировщиков, немцы пускали вперед
хормно  слетанную небольшую группу
бомбардировщиков © лучшими стрелками.
Так, в частности, противник организовал
один из своих массированных налетов 50
«Хв-111», выпустив вперёд 6 «Хе-111»,
шедщгих плотно сомкнутым строем. Наш
патруль-—8 «Яковлев-1»-—набросилея н
эту шестерку. но з& первой шестеркой,
выше ее на 200 метров, появилась девят-
ка «\е-111», за шей на высоте 3.500
метров — еще девятка и т. д. Бомбарди-
ровщики налетали волнами от 6 yo 12
самолетов. s

До прихода бомбартировщиков (за 5—
10 минут) над линией фронта появлялась
труппа. вражеских истребителей с зада-
чей сковать натг патруль. В эти же дни
усиленно действовали «Хе-129», исполь-
зуемые немцами как штурмовики, Иногда
для  штурмовки немцы применяли и
«10-87». «+

(Советские истребители из подразделений
Дзусова и Морозова в эти дни провели де-
сятки групповых воздушных боев, прикры-
вая войска. Такие мастера воздушного боя,
как дважлы Герой Советского Союза Пок-
рышкйн и Дмитрий Глинка, такие совет-
‘ские асы, как Алелюхин, Амет-Хан, Вова-
чевич, Речжалов, сразу разгадали тактику

тивника в воздухе включились и штурмо-
вики. В частности, одно из подразделений
«ИТ’ов» получило специальную задачу —
прикрывать наши войска комбинирован-
ными группами истребителей и штурмо-
ВИКоВ.

Немецким бомбарлировщикам, несмотря
на большое их количество, как правило,
нв удавалось срывать работу нашей пехо-
ты и мотомехвойск, постепенио вгрызав-

понесли на первом этапе большие потери
ив воздухе и на земле. Потери в воздухе
сказались на моральном состоянии не-
мецких летчиков. Бомбардировщики звы-
пуждены были ‘резко повысить высоту
боибометания, чаще стали уходить на сол-
Alle или попросту разворачиваться на за-
пад, увидев наших истребителей. либо
штурмовиков.

9 октября, после некоторой перегруппи-
ровки сил, налпи войска перешли к реши-
тельному штурму ноелелних вражеских
укреплений. Этому предшествовал ряд уда-
ров по аэродромам противника и ето ком-
муникациям. В частности, исключительно
эффективным был ‘налет штурмовиков под-
разделения Чумаченко на большое скопле-
ние эшелонов на станции Мелитополь. Этот
хорошо продуманный удар дал большой
эффект, Лешифровка аэрофотеснимков по-
казала, что прямыми попаданиями бомб
в эшелоны удалось уничтожить много ва-
гонов, взорвать склад боеприпасов и ГСМ.

Развернулась ожесточенная битва за
каждый рубеж, высоту, опорный пункт.
Немцы бросали в контратаки большие
грунпы танков и «Фердинандов». Но, не-
смотря на прочность вражеской оборойы,
наступающим войскам удалось расптирить
пробитую брешь, овладеть важными опор-
ными пунктами и с юга и юто-запада
выйти к предместьям Мелитополя.

В вти дни огромную помощь наземным
войскам оказали штурмовики, Вся их ра-

ших патрулей (плотной труппой бомбарли-
ровщиков либо небольшой группой’ иет-
ребителей): Эшелонируясь по`высоте, иет-
ребители показали свое умение взаимо-
действовать парами в ‘борьбе в бомбарди-
ровщиками. При этом они порой не гоня-
лись за числом сбитых самолетов. а доби-

АЛИСЬ С
ПОЛЬ

крывали свои войска и в ночное Bpe-
мя. В борьбу с бомбардировщиками про-

шихся в глубь вражеской обороны. Немцы.

‘нули. Горох Мелитополь стал советским.

бота, начиная с момента авиационной под-
готовки перед первым броском пехоты в
атаку и кончая ударами по отдельным
артбатареям, строилась в тесном взаимо-
действии < наземными войсками. Много
немецких танковых контратак было сорва-
мо в эти дни штурмовиками, работавши-
ми смело и мастерски. Ведущие групп
Тараканчиков, Орлов, Рябчевекий, Дехтя-
рев в строю круг по 20—25 манут обра-
батывали танки’и отневые позиции нем-
цев.

Korma наши войска сломали оборону
противника и из юге от Мелитополя  003-
дали плацдарм для штурма города, немцы
45 танками и самоходными орудиями пы
тались вытеснить нашу пехоту © этого
очень важного плалдарма. Более 200 ‘са-
молето-вылетов сделали игтурмовики Н-ской
части в один день, нанося удар за ударом
но контратакующим танкам немцев. Коптр-
атака была сорвана. В это же время дру-
гие группы «ИТов» бомбили и штурмова-
ли артиллерийские и минометные позиции
немцев Ha южной окраине Мелитополя

Несколько дней шли упорные бои ма
подступах к Мелитополю. Дием и ночью
наши летчики расчищали путь ‘пехоте.
Противник еще более усилил активность
своей бомбардировочной авиации. Над, по-
лем боя вновь разыгрались ожесточенные
воздушные сражения. В один из таких
дней наши летчики сбили 14. немецких
самолетов. о

После многодневных упорных. уличных
боев советские войска перетили в реши-
тельное наступление. Перед авиацией бы-
па поставлена задача — последовательны-
ми палетами пггурмовиков уничтожать а]-
тиллерию, минометы, танки и живую‘ силу
противника в районе‘ вокзала И В ЮЖНЫХ
пригородах Мелитополя. \ Reo

С утра подул резкий етепкой ветер. Ва-
залось, что взлет самолетов при столь
сильном ветре © открытого, оборудозанного
в степи аэродрома невозможен. И тем He
менее Зптурмовики Н-ского подразделения
вашли в себе достаточно мастерства, что-
бы в этот решительный час штурма Ме-
‚литополя поднять в воздух свои грозные
матины, у

Ровно в 8 часов 30. минут утра о 6
аэродрома взмыли в воздух первые две груп-
пы «ИЛ’ов»; ведомые Свертиловым и Ва-
рановым. Фелед за ними через 25 минут
взлетела третья группа. Над НИ пехотин-
eB летчики перестроились в пеленг. С
земли еще раз последовал приказ делегата
авиации:

‚ — Бить цели №1 и N 2!

Это и был район, где враг продолжал
сосредоточивать танки и артиллерию. Че-
pes 20 минут над пехотой появились еще
две группы. Их огонь был направлен ка
подавление огневых точек артиллерии, Me-
шавшей продвижению войск юго-западнее
торода. г

Летчики работали © яростью воинов,
идущих на последний штурм. Много слов
благодарности пехоты раздавалось в эти
часы,

В течение двух часов важнейшие огне-
вые рубежи обороны противника были по-
давлены мощью нескольких десятков штур-
мовиков. ПШехотинцы потребовали помощи
авиации для уничтожения последнего оча-
та сопротивления немцев в. Мелитополе —
танков и самоходных пушек Ha западной
окраине города, в треугольнике железных
дорог. Три группы штурмовиков выполни-
ли заказ’ пехоты, а тем временем еше He-
сколько групп «ИТов» уничтожали отхо-
дящие колонны противника западнее Ме-.
литополя.

Истребители, сопровождавшие штурмо-
виков, донесли, что наши танки уже ABU-
таются по дорогам на запад от Мелитопо-
ля, вперед, к низовьям Днепра.

Восточные ворота в Крым, об’явленные
немцами пеприступной крепостью,   рух-

Старший лейтенант Л. ЛЕРОВ.

СТАЛИНСКИЙ СОКО’

ОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИК
. ЗА ДНЕПРОПЕТРОВСК

`‘петровок-—Лнепродзержинек казалось нем-

тельно

ЧУМАЧЕНКО,

*

’’ От специального корреспондента
«Сталинского сокола»

*

этом районе — аэродрому  Канцеровка.
Комбинированный удар штурмовиков и
истребителей был осуществлен на рассве-
те, когда все самолеты врага были на 603-
зе. 15 «Ю-87» стояли уже на старте.
Первыми появились в районе, аэродрома
10 <«Ла-5» во главе с капитаном Коваль-
чук. Фни блокировали немецкий аэродром.
Однако двум «Ме-109» удалось поднятьея
д» прихода «ИЛов». Но они не спасли
оставшиеся иа земле самолетё, Появив-
шаяся восьмерка «ИЛ-2» во главе с испы-
тавпым мастером пггурмовых ударов Ka-
питаном Шныревым бомбила немецкие са-
молеты на старте. В этот налет было
уничтожено и подожжено до 15 самолетов.
При отходе от цели натих летчиков ата-
ковали 4 «М е-109», Эта атака стоила
немцам двух «Ме-109». ~

В олиом месте немцы оказывали упор-
ное сопротивление. В воздухе над этим
пуиктом непрерывно  маходились враже-
ские истребители. Поэтому решено было
до начала действий штурмовиков налра-
вить сюда истребителей. Они расчиетили
дорогу для «Ильюшин-2», В течение часа
истребители ходили в районе будущих
действий штурмовиков, прогоняя © воз-
ушной арены вражеские самолеты. Пос-
ле отого Штурмовики спокойно действова-
ли, нанося врагу мощные удары.

Можно привести много. примеров того,
как авиация помогала пехотинцам закре-
пляться на правом берегу Днепра. В районе
одного села мемцы неожиданно обстреля-
ли. наши войска сильным  мипометным
«нем. Буквально через несколько минут
после того, каж нам сообщили © сипро-
тивлении противника, в этом районе мах
вражескими минометами появились штур-
МОвИКИ.

Наши пехотные части, перебравшиеь на
правый берег, подверглись обстрелу вра-
жеской артиллерии с одной из высот. На
эту высоту по радио была нацелена ше-

Как теперь известно ‘из захваченных
нашими частями приказов, германское
командование не рассчитывало, что наши
части так быстро начнут переправу через
мотучую водную преграду.

Форсирование Диепра в районе Днепро-

цаи совершенно невозможным. В самом
деле, не говоря уже о большой ширине
реки в этом районе и 06 укреплениях,
которые противник ¢ лихорадочной бы-
стротой строил на обрывистом правом бе-
регу, в его распоряжении имелся иё ле-
зобережьи сильнейший плапдари у Залю-
рожья и днепровских  плавней. Отеюда
немцы могли свести на-нет все попытки
захвата Днепропетровска и’ Диепродзер-
жинска, перехватив тылы и коммуника-
ции налних переправляющихся на правый
берег частей.

Это обстоятельство учитывалось налим
наземным командованием. Избрав для пе-
реправы на тот берег участок между Днеп-
ропетровоком и Днепродзержинском, наши
штурмовые десантные группы после ряда
ночных переправ прочно зацепились 3a
правобережье, оттесняя немецкие войска.
№ тому времени стремительным иёступле-
пием немцы из района Запорожья были
сброшены в Днепр. Войска, наступавигие
со стороны Верхнеднепровска, навиели на
фланте диепропетровското плацдарма, ско-
рав германские части и лишив их ©в0бо-
ды маневра. И, наконец, вклинившиеь
между Днепропетровском и Днепродзер-
жинском, победоносные полки и дивизии
тенерала армии Малиновского расчленили
войска противника, предавая их уничто-
жению. ` Диепропетровск и Днепродзер-
жинек пали.  )

В этих операциях важную роль сыгра-
ли летчики гемерал-лейтенанта авиации
Судец, получивитие” благодарность Верхов-
ното Главнокоманхующего.

На всех оэтамах битвы за Диепропет-
ровск и Днепродзержинск авиационные
Бодразделения тесно взаимодействовали ¢
наземными войсками. Штурмовики целыми
днями висели над полем боя. Они совер-
шали десятки вылетов, намося удары по
кемецким опорным пунктам, отневым пот
зициям, скоплениям автомантин. На смену
одной груние приходила другая. Немцье не
получали передышки ни на минуту.

Как и ожидало наше командование, в
боях з& Диепропетровок и Днепродзер-
жинок разыгралась большая воздушная
битва. Немцы злесь сосредоточили значи-
количестве истребителей для
прикрытия своих войск. Противник пе-
риодически бросал из воздушную apeny
от 40 до 60 «Юнкерсов», чтобы остано-
вить продвижение наших войск, перепра-
вившихея на правый берег Днепра.

С рассвета до темна пад временными
нереправами  барражировали шестерки
истребителей 11-й твардейской истреби-
тельной авиационной дивизии полковника
Осадчего. № этому времени аэродромы ба-
зирования истребилелей были макоималь-
но приближены к левобережью. Это дало
возможность в минимальной затратой pe-
сурсов менять патрули в воздухе, бы-
стро наращивать силы. Истребители при-
крывали переправы на разных высотах,
ветречая вражеские бомбардировщики еще
на дальних подступах к реке.

Не раз «Юнкерсы» пытались сорвать
переправы наших войск, помешать рабо-
те саперов, наводивиих постоянную пон-
тонную переправу. Но хозяевами воздуха
оставались советекие истребители. Господ-
ство нашей авиации в районе битвы за
Днепропетровок и Диепродаержинек захре-

В районе юго-западнее города Мелито-
поля войска 4-го Украинекого фронта про-
должают расширять прорыв обороны про-
тивника. № северу и к юто-западу от го-
рода немцы создали разветвленную сеть
опорных узлов, насыщенных артиллерией
и минометами, защищенных противотан-
ковыми рвами. Сюда был отянут ряд диви-
вий из Крыма. Здесь было сконцентриро-
вано большое количество «Тигров» и.
«Ферлинандов». На эту линию обороны,
как показывают пленные, немцы возлата-
ли большие надежды. Но вот «ворота в
1Крым» затрешали сразу в ряде мест.
План взаимодействия наземных войск и
авиации был продуман до мельчайпгих
деталей. Ha НП пехотинцев. выехали дег
летаты авиации. Одну из главных задач
решали штурмовики подразделений Н-ской
авиачасти, взаимодействовавшие с назем-
ными частями Н-ского соединения.

Работа авиации в этот день началась
в удара по одному из прифронтовых аэро-
дромов протявника. С рассветом в воздух
поднялись штурмовики-гвардейцы подраз-
делений генерал-майора авиации ‘Toxa-
рева. Опытные = мастера налетов на
аэродромы  Анисов и Степанищев  по-
вели свои группы Ha ° цель. Их встре-
тили заградительным огнем немецкие
пляло удары, подобные тем, которые па-   ЗО АИТЧИКИ, Но противозенятный маневр
несли штурмовики и лотребители по по-,бЫл заранее изучен. Летчики искусно вы-
следней базе немецкой авиации в. полнили его и, спустившись до высоты

О eee eae eee eee peel See Sear te ate en ee eR Te

ГОРОД ДНЕПРОПЕТРОВСК. Мост через Днепр, взорвавный немцами при отступлении, `

Снимок спец. фотокорр. «Красной звезды» старшего лейтенанта Г. Хомзора.

полковник БРОВКО, Герой Советского Союза гвардии капитан АЛЕЛЮХИН,

27 октября 1943 г., № 48 (176).

майор СЕМЕНОВ,

стерва «ИТов». Пехотинцые ракетами ука-
зали летчикам место, откуда немцы ведут
артиллерийский огонь. Пользуяев сигнала-
ми наземных войск, штурмовики подавили
‚ сопротивление врага на этой высоте, & за.
тем получили приказ перенести отонь в
глубину, на резервы, которые немцы под-
бросили в это время к берегу.

По сообщениям. нашей воздушной раз»
ведки, часть дорог, идущих к правому бе-
регу Днепра, противник использовал для
педброски резервов войскам, обороняющим
Днепропетровск и Днепродзержинск. Дру-
гая часть дорог была запружена машина-
ми, идущими из Днепропетровека’ на юго
запад. По ним немцы вывозили иаграблен-
ное добро. Нах всеми этими хоротами ие
прерывно действовали, «ИТы» `прослав*
ленной Павлоградекой дивизии. Делая по
три вылета -в день, штурмовики работали
: большим мастерством и смелостью. Они
пикировали на автомашины © высоты
400 м., делая по 2—3 захода на цель.
Детчики использовали богатый . опыт
штурмовки вражеских автоколони, приоб-
ретенный ими в дни боев за Павлоград.
За три. для они уничтожили десятки ма-
шин, сотни солдат. «ИТы» появлялись
над вражескими колоинами и днем ‘и в су:
мерках.   eed

На одном участке мемцы готовили круп-
ную контратаку. Они подтягивали сюда
свежие силы, собирали резервы. План,
противника состоял в том, чтобы отрезать
часть наших переправивитихся войск, раз*
тромить их и ‘отбросить за Днепр. Наша
развелка во-время разгадала замысел нем-
‘ies. Вй уталось точно установить, где со-
спедоточиваются вражеские. силы. . Совет-
ские бомбардировщики и штурмовики н8-
медленно совершили ‘песколько налётов и
панесли противнику исключительно. боль-
шой урон. Только автомашин с войсками
и вооружением было уничтожено (более
двухсот. Бомбардировщики и штурмовики
подожгли несколько десятков танков, око-
ло полутора десятков «Ферлипандов».

При поддержке с воздуха наши войска
25 октября штурмом овладели городами
Днепропетровск и Днепродзержинск. Вы-
рваны ‘из’ фашистского, плена еще два из-
раненных, измученных города.

Благодарность Военного Совета

300 м., пошли в атаку. Бомбы попали
в стоянки «Хейнкелей» и «Мессершмит-
тов». Три захбда сделали штурмовики.
Освободившиеь. от бомбового груза, они
спустились еще ниже и стали обстрели-
вать самолеты из пушек и пулеметов,

Данные контрольной разведки — фотодо-
кументы показывали: «Уничтожено 11
«Хе-111» и 2 «Me-109». ‘

Налет На аэродром сказался в этот же
день: немцев в воздухе было мало.

Этот день был” отмечен десятками при
меров храброй и мастерской работы штур-
мовиков. Дважды водил в бой свою груп-
пу Захар Хиталишвили. В один из таких
полетов. он сделал восемь заходов на цель.
Его летчики взорвали склад боеприпасов.
9 автомашин за Олин вылег уничтожила
тестерка Лужецкого. Она действовала в
испытанном строю «круг».

Вечером на аэролромы, тде базируются
пгтурмовики Н-ской части, пришла теле-
грамма от Военното Созета общевойекоео-
го соединения: «Военный. Совет о)`являст
благодарность летному и техническому .cO-
ставу за отличные штурмовые действия
21 октября 1943 ‘т. Действия штурмови-
ков в значительной степени  обеспетиля
успех наземных войск при прорыве coop
нительной полосы противника». :

Воодущевленные блатоларноетью пехо-
тинцев, штурмовики е утра следующего
для усилили свою’, актионоеть, Вновь ‘0т-
личились Пискунов, Хиталишвили.

В последние дни вновь Усилилёеь ак-
стивность немецкой, глёвлым образом бе“
бардировочной, авиации, «Юнкереы» ходят
труппами от 15 до 30 самолетов. Враг
вынуждин усилить уистребительное при“
крытие своих бомбардировщиков. Зная, что
паши патрулирующие истребители, как
правило, выделяют пару, четверку, нахо-
 лящуюся выше остальных и прикрываю-
щую атаки на бомбардировиитов, немцы
также разбивают восьмерку «Месеершмит-
тов» па две. четверки. ‘Одна дерется ©
труппой налних истребителей, паходящих”
‘я выше основной группы, а другая чет-
верка в это время веячески старамуя
зорвать атаки советских истребителей про-
тив «Юнь.рсов». Однако и эта тактика
успеха немцам не приносит.

Днем и ночью авиация помогает наших
наземным войскам,

(По телеграфу от наш. спец. корр.).