Правительства Соединенного Королевет-
ва, Советского Союза и Соединенных Шта-
тов Америки согласились, что Австрия,
первая свободная страна, павшая жертвой
гитлеровской агрессии, должна быть OCBO-

божлена от геруанского господства.

Они рассматривают присоединение, на-
вязанное Австрии Германией 15 марта
1938 года, как песуществующее и недей-

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ АВСТРИИ

ствительное. Они ме считают себя никоим
образом связанными какими-либо переме-
нами, произведенными в Австрии после
этой даты. Они заявляют. о том, что они
желают видеть восстановленной свободную
и мезависимую Австрию и тем самым
дать возможность самому  австрийскому
наролу, как и другим соседним государет-
вам, перед которыми встанут подобные же
проблемы, найти ту политическую и вко-

СТАЛ

Ss

номичесвую безопасность, которая являет-
ся едииственной основой прочного mapa.

Однако, обращается внимание Австрии
на. то, что она песет ответственность, ко-
Торой не может избежать, за участие в!
войне на стороне гитлеровской Гермалии,
и что при окончательном урегулировании
неизбежно будет принят во внимание ее
собственный вклах в дело ее освобожде-
AEA. , : :

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Г ИТЛЕРОВЦЕВ
ЗА СОВЕРШАЕМЫЕ ЗВЕРСТВА

Великобритания, Соединенные Штаты
и Советский Союз получили из различных
источников свидетельства 0 зверствах,
убийствах и хладнокровных массовых каз-
вях, которые совершаются ^гитлеровскимя
вооружениыми силами во многих странах,
захваченных ими, из которых они тепепь
неуклонно ‘изгоняются. Жестокости гитле-
ровского господства не’ являются новым
фактом, и все пароды или территории, на-
ходящиеся в их власти, страдали от худ-
шей формы управления при помощи тер-
рора. Новое заключается в том, что мно-
гие из этих территорий сейчас освобож-
даются продвигающимися вперед армиями
лержав-освободительнии, и YT B CBOeM
отчаянии отступающие
улваивают свои безжалостмые жестокости.
06 этом теперь © особой наглядностью сви-
детельствуют факты чуловищных преступ-
лений из освобожлаемой от гитлеровиаз
территории Советского Союза, 8 также из
территории Франции и Италии.

В соответствии © вышеизложенным три,
союзные державы, выступая в интересах
тридцати двух об’единениых наций, тор-

гитлеровпы-гунны.

жественно заявляют и предупреждают сво-
ей нижеследующей декларацией;

В момент предоставления любого пере-
мирия любому правительству, которое мо-
жет быть создано в Германии, те герман-
скиё офицеры и солдаты и члены пацист-
ской партии, которые были огветственны
за вышеупомянутые зверства, убийства и
казни, или хобровольно принимали в нах
участие, булут отосланы в страны, в кэ-
торых были совершены их отвратительные
действия, для того, чтобы они могли быть
судимы и наказаны в соответствии с 34-
конами этих освобожденных стран и CBO-
бодных правительств, которые булут там
созданы. Списки будут составлены со все-
ми возможными подробностями, получен-
ными от всех этих стран, в особенности 4
отношении оккупированных частей Совет-
ского Сотоза, Польши и Чехословакии, Юго-
славин и Греции, включая Крит и другие
острова, Норвегии, Дании, Нидерландов,
Бельгии, Люксембурга, Франпии и Итё-
Лии.

Таким образом, немцы, которые приня-
мали участие в массовых  расстрелах
итальянских офицеров, или в казнях фран-

цузских, нидерландских, бельгийских »
норвежских заложников, или критеки\
крестьян, или же те, которые принимали
участие в истреблении, которому был пол-
вергнут народ Польши, или в истреблений
населения из территориях Советского (д:
1032, которые сейчас очищаются от врага,
— должны знать, что они будут отправ-
лены обратно в места их преступлений и
будут сулимы на месте народами, мад ко-
торыми они совершали насилия. Пусть т,
кто еще не обагрил своих рук невинно:
кровью, учтут это, чтобы не сказаться в
числе виновных, ибо три союзных держа:
вы наверняка найлут их даже на краю
света и передадут их в руки их обвините-
лей с®тем, чтобы смогло совершиться пра-
‚восудие.

Эта лекларация не затрагивает вопроса
о главных преступниках, преступления ко-
торых не связаны с определенным геогра-
фическим местом, и которые булут наказа.
пы совместным решением правительств-0%-
юзников. :

Рузвельт.
Сталин.

‚ Черчилль.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА ЗА 2 НОЯБРЯ

В течение 2 ноября в районе между рекой ДНЕПР и поберемьем КАРКИНИТ-
СНОГО залива наши войска продолжали преследовать отступающего противника

и с боями овладели городом КАХОВКА,

городом СКАДОВСК, районными. центрами

Николаевской области ГОРНОСТАЕВКА, НАЛАНЧАН, а также заняли более 70 других

населенных пунктов,

среди которых крупные населенные

пункты ЗАВАДОВНА,

МАЛАЯ КАХОВНА, БРИТАНЫ, БОЛЬШАЯ МАЯЧКА, МАЛАЯ МАЯЧНА, БЕЛОЦЕР-
КОВКА, НОВО-КИЕВКА, БРИЛЕВКА, ПТАХОВКА, КОВАНСНИЙ, БУГАЕВКА, ЧАБУР-

ДА, КАРГА.

В излучине ДНЕПРА юго-западнез? ДНЕПРОПЕТРОВСКА наши войсна заняли
несколько населенных пунктов, среди которых ЯГОДНЫЙ, ДУБРОВКА, ЮЖНЫЙ,
НИНОЛАЕВНА и железнодорожная станция МИЛОРАДОВКА.

На КРИВОРОЖСКОМ направлении наши войсна отбили все нонтратаки крупных
сил пехотьг и танков противника, нанеся ему большие потери в живой силе и

технине.

На остальных участнах фронта — разведка и артиллерийсно-минометная

перестрелка.

a

В течение 1 ноября наши войсна на всех фронтах подбили и уничтожили
- 82 немецних танка. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 17 са-

ххх

молетов противнина.

В районе между рекой Днепр и побе-
режьем Каркинитского залива наши вой-
ска продолжали успешное наступление.
Бойцы Н-ского соединения сломили сопро-
тивление противника и в результате оже-
сточенных уличных боев овладели городом
Каховка. Нашими войсками с боем замят

районный центр Николаевской области

Горностаевка и другие населенные пункты
на берегу Днепра. Под артиллерийским or-
нем противник пытался переправить свои
разгромленные части на правый берег ре-
ки и понес огромные потери. Уничтожено
и утоплено в Днепре несколько тысяч гит-
леровцев. Захвачемы большие трофеи, в
числе которых танки, орудия, минометы и
склады с военным имуществом. Окружен-
ная вчера группа немецких войск сегодня
была прижата к Сивашу и полностью лик-
видирована. Взято большое число пленных.
Продолжая преследовать отетупающего про-
тивника, советские войска на побережье
залива стремительным ударем запяли го-
род Скадовек.

Наша авиация днем и ночью продолжа-
ла наносить удары по отступающим вой-
скам противника J pauecaa им большой

урон.
В излучине Днепра, юго-западнее города

Днепропетровск, налии войска заняли не-

сколько населенных пунктов и железноло-
pony станцию Милорадовка. 38 день
боев уничтожено до 1.500 мемецких сол-
дат и офицеров, 14 талков и 25 орудий
разного калибра. Наши разведчики донес-
ли, что в районе одного населенного пунк-
та немцы сосредоточивают пехоту и само-
ходные орудия хля контратаки. Советские

танкисты упредили противника и стреми-   разбито 30 дзотов и обезврежено
тельным ударом разгромили его. Уничто- 3 тысяч мин.
жело свыше 400 немецких солдат и офи- орудий, 17 минометов, 80

‚ Небо Правобережной Украины

^ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (По телеграфу
от Наш. спец. корр.). На нашем участке
фронта советские войска ведут бои с про-
THBAHKOM за расшиоение плацдарма На
‘правом берегу Днепра.

Днем и ночью не умолкает артиллерий-
ская канонада. Небо то и дело озаряется
багровыми отсветами. Немцы нервничают.
Темными осенними ночами они освещают
десятками ракет подступы к переднему
краю. Иногда наступает пауза, короткая и
неожиланиая, a потом тишину так же
внезапно разрывают десятки  орудийных
выстрелов.

Тревожно проходит ночь ма переднем
крае. Наши войска < обостренным виима-
нием слелят за противником. Они готовы
хо веяким неожиданиостям.. На отдельных
участках противник при поддержке танков

и авиации пытался контратаковать наши
войска, но везде терпел неудачи. На устах

т многих похотиниев имя гвардия стар-
мего сержанта Демина. Он с группой

церов. Захвачены трофеи, в числе кото-
рых 5 самоходных орудий «фердинанд».

Нашими летчиками уничтожено несколь-
ко немецких танков, разбито и поврежде-
но до 200 автомашян и повозок с войска-
ми и грузами, взорвано 3 склада против-
вика с боеприпасами. 3

ж ххх

На Криворожеком направлении против-
ник неоднократно предпринимал контрата-
ки и вновь понес большие потери в живой
силе и технике. На одном участке круп-
ные силы немецкой пехоты и танков пы-
талиеь нанести удар в стык советских
Частей. Наши бойцы ответили противнику
контрударом во фланги и вынудили гит-
леровцев отступить. На поле боя осталось
до 800 вражеских трупов, 18 подбитых и
сгоревлтих танков. На другом участке ар-
тиллеристы и бронебойщики. Н-ского coe-
динения, отбивая контратаки противника.
уничтожили 22 немецких танка, 5 само-
ходных орудий и несколько десятков ав-
томашин. В этом бою немцы потеряли
только убитыми свыше 600 солдат и офи-
церов. e aoe

Юго-восточнее Витебска бойцы Н-ской
части атаковали противника и овладели
высотой, имеющей важное значение. Нем-
цы в течение долгого времени укрепляли
эту высоту, построили много дзотов, а
подступы к ней заминировали противотан-

ковыми и противопехотными минами.
Наши подразделения предприняли  отвле-
кающие действия © ‘фронта, а основной

Удар нанесли с флангов. В бою за высоту
уничтожено до батальона гитлеровцев,
свыше

Захвачено у немцев
пулеметов,
$49$9444$9$99$9$99$09$.

и заставивший повернуть назад два дру-
гих.

Мужеством и ‘отвамй отмечены будни
войны. Сейчас ‚каждый прожитый день
пехотинцы меряют числом  истребленных
гитлеровцев, артиллеристы — количест-
вом уничтожениых  дзотов, летчики —
сбитыми «Мессершмииттами», взорванными
складами и эшелонами, сожженными авто-
машинами,

Подтянув бомбардировочиую авиацию, нем-

узары по нашему переднему краю. Оми по-

водействие истребителей

Только за два дня летчики Н-ского сое-
динения провели 70 воздушных боев, в
которых сбили 45 вражеских самолетов.

пы всячески старались усилить бомбовые

являлись над нашими боевыми порядками
на малой высоте. Однако активное проти-
заставило про-
тивмика увеличить высоту бомбометания и
действовать с большей осторожностью.
Немцы вынуждены были усилить истреби-
тельное прикрытие своих бомбардировщи-

радиостанций, склады с продовольствием и
боеприпасами. «x » x

В Балтийском море потоплен немецкий
транспорт водоизмещением в 12.000 тонн.

Партизанский отряд, действующий в
одном из районов Ленинградекой области,
напал на немцев, поджигавших деревню
Речки. В завязавшемжя бою советские
патриоты истребили 46 гитлеровцев, a
остальные спаслись бегством. Партизаны
другого отряда освободили 6 тысяч совет-
ских граждан, которых немцы насильно
угоняли на каторгу в Германию. В этом
же районе партизаны отбили у против»
ника и вернули населению много зерна,
800 голов’ крупного рогатого скота.и 120
лошадей. Me) ae ead aa :

В районе города Старая Руеса- перепгли,
на..сторону Красной Армии четыре ефрей-
тора одного из подразделений 8 немецкой
пехотной дивизии. Перебежчики заявили:
«Мы знали об успехах советских войск
na юге. Чем дальше немецкая армия от-
ступает, тем большее количество солдат
убеждается в том, что Германия проигра-
ла войну. Мы находились на сравнитель-
но спокойном участке фронта, но тем не
менее несли значительные потери. Тольз
ko ¢ 5 no 20 октября от отня русских
снайнеров и минометчиков погибло’ 25
солдат нашей роты. За год, находявь в
обороне, рота потеряла 150 человек уби:
тыми. Солдаты очень боятся предстоящей
зимы. Многие говорят:  «Вее  погибнем
здесь, никто не выберется отсюда жи-
BRIM fu, ee
- Ниже публикуется акт 0 зверствах нее
мецко-фапгистеких мерзавцев в поселке
Хотимек, Могилевской области: «За врё-
мя оккупации Хотимека гитлеровцы истре-
били многих мирных жителей. Массовые
казни происходили на окраине поселка У
противотанкового рва и в саду больницы.
Немецкие изверги сожгли дотла деревни
Черновка, Садовое и Васильевка. Населе-
ние этих деревень была угнано в немен-
кое рабство. Из Хотимека гитлеровцы
угнали на каторгу в Германию несколько
сот женщин и мужчин. Немецкие окку-
панты запретили населению разговаривать
па ротном белорусском языке. Они сжига-
ли и уничтожяли культурные ценности и
пелоругские книги. Отетупая под ударами
Красной Армии, гитлеровцы взорвали и
сожгли среднюю школу, дом культуры,
лом колхозника, больницу, ветлечебницу,
здание почты и ло тысячи домов рабочих,
служащих и колхозников».

Акт подписали жители поселка Хотим-
ска: учительницы Василевич, Сморщикова
$ Хучева, телеграфистка Касинева, кол-
хозники Громов, Москалева и другие.
SOOO

‘

первую группу, расстроил ее, заставил
беспорядочно сбросить бомбы и повернуть
назад. После этого были рассеяны осталь-
ные две группы. Бомбовый удар. был
сорван. :

В тот же день группа «Лавочкин-б»,
ведомая гвардии старшим лейтенантом Го-
реловым, была нацелена станцией наведе-
ния Ha четыре группы «Ю-87» чиелен-
ностью до 80 самолетов. Одна пара на-
ших истребителей сковала боем четверку
«ФВ-190» и отсекла ее от бомбардиров-
щиков, Остальные летчики в это врёмя
обрушились на «Ю-87». Стремительными
зтаками сверху в 200 mw ‹верху сбоку
«Ла-5» расстроили вражеских бомбарди-
ровщиков и рассеяли их на подступах к
цели.

Этот бой маглядно показал, какой силой
являетея пара истребителей. Благодаря
умелому взаимодействию пар группа
«Ла-5» не только сорвала массированный
удар «Ю-87», но и сбила Б немецких

ков, Несколько раз подряд наши летчики
жестоко наказывали возлутиого противли-
ка, паносили ему потери и вынуждали
ебрасывать бомбы неприцельно. i

Пятерка «Яковлев-7» mol Комамдой
капитана Лихина, барражируя над перед-
ним краем, встретила на высоте 4.500
метров два «Ме-109» и 4 «ФВ-190». 3а-
вязалея бой. Однако командир сразу по-
нял, что имеет дело с засломом, и продол-

бойцов отразил психическую атаку фашя-
стов. Стоя в окопе, Демин видел, как be-
тали навстречу немпы. Стоило дрогнуть.
Ma мгиовение растеряться, и враг смял бы
ряды наших воинов,

— Ни шагу назад! — услышали то-
варищи тверлый голос Демина.

Гвардейцы стойко встретили врага,
Подпустив веммев на 9) метров, опи 3a-
бросали их гранатами, & затем в жестоком
рукопаииом бою истребили свыше двух
десятков гитлеровпев.

С такой же храбростью отразил атаку
лемецких танков наводчик Бордышев,
подбивший из своего орудия хва «Тигра»

бомбардировщиков. При этом старшие дей-
темамты Горелов и Мурашкин сбили по
два «Ю-87», а младший лейтенант Рибик
— один.

Успешно действуют летчики-истребите-
ли подразхеления, которым командует май-
ор Тихопович. Onn базируются на самом
передовом аэродроме. Молодые летчики
нолка сбили 12 вражеских самолетов.

Ярким и поучительных был воздушный

бой восьмерки «Ла-5» под командой ка-
Е $ лет-
жал наблюдать за воздухом. Вскоре ле питана Гущина. Двумя Четверками пстре-

чики заметили ниже 06бя три › ГРУППЫ   бители патрулировали над Днепром Пер
«Ю-87», B КАЖДОЙ из которых было по вую четверку вел Гущин, Фторую ыы
12—14 машин. Лихин парой атаковал] старший лейтенант Карасев. Небо было

HHCKHA сокол

Герои боев за Днепр. На
(слева), беседует с Героем
А. Горчаков поздравляет Героя

снимках: 1. Герой Со
Советского Союза М. Игнатьевым,
Советского Союза А. Юдина с очере

лично сбившим

ветского Союза А. Губанов, лично сбивший 21

№ 50 (178)

.
не АВЕС 30

3 ноябзя 1943 г.,

самолет противника

противника. 2. Лейтенант

16 самолетов

дной победой, В один день в боях за Днепр капитан

Фото В. ‘Степаненко. (ТАСС).

Юдин сбил 5 самолетов противника, —

УДАРЫ ПО ВРАЖЕСКИМ
ПЕРЕПРАВАМ

(От специального корреспондента
«Сталинского сокола»)

Стремителен ‘темп. наступления наших
войск, действующих в районе между рекой
Днепр и побережьем Сиваша. Враг пытает-
ся еще удержаться на’ отдельных промежу-
точных огневых рубежах, ню безуспешно.
Разведчики доносят о том, что по дорогам
к Днепру идут сотни автомашин, повозок.
По отдельным дорогам машины двигаются
в несколько рядов.

Искусно маневрируя, конники Н-ското
соединения заходят в Тыл отступающих
немцев, бьют их там, где меныше всего
ждет противник. Зайдя глубоко в тыл про-
тивника, группа наших конников неожидан-
но была атакована вражескими танками. В
это время над ними прошла пара истреби-
телей-разведчиков. Конники подали сигнал,
призывая на помощь авиацию. Вскоре эта
помощь была оказана. Сюда пришли штур-
мовики и отбили атаку немецких танков.

Наиболее сильные удары авиация нано-
сит немцам на переправах, у которых ско-
пились сотни мащин,

Исключительно эффективным был удар
по переправе, который нанесла немцам
группа. штурмовиков, °ведомых старшим
лейтенантом Пискуновым, Для него это
был своеобразный юбилей — сотый боевой:
вылет.

К цели группа подошла плотным строем.
Видимость была прекрасная. Летчики от-

четливо видели скопившиеся у переправы

автомашины, Их было около двухсот. Кро-
ме того, 120 автомашин и 20 танков двига-
лись по дороге к Днепру. Пискунов подал
команду:

— Правый пеленг. Под нами цель.

Группа зашла со стороны солнца, снизи-
лась с 1.200 до 600`м. и перешла в пике.
Удар был точен. Все экипажи наблюдали,
как одпа из бомб попала точно в пере-
праву. Вместе с. переправой Ko дну пошли
две автомашины и танк..

Штурмовики не ограничились уничтоже-
нием переправы. Они спустились еще ниже
и на бреющем полете стали строчить по
скопившимся на берегу машинам. и солда-
там.

Немцы прикрывают переправы большим
количеством зениток. Но штурмовики, ма-
стерски владея противозенитным маневром,
убереглись от вражеского огня. Вся группа
Пискунова вернулась домой, уничтожив
переправу и до 50 немецких автомашин с
войсками и грузами.

В эти дни вновь отличаются гвардейцы
из подразделений Чучева, мастера бомбо-
вых ударов с пикирования. Они © большим
успехом используют свой опыт для нале-
тов на переправы. Одну из групп «Пе-2»
повел гвардии капитан Палий. Группа пи-
кировала звеньями. Бомбовый удар обру-
щился на большое скопление автомашин и
пехоты. Часть бомб, сброшенных © пики-
рования, попала в понтоны, лодки, баржи,
подготовленные немцами для переправы.
Вслед за группой Палия пришли пикиров
щики, возглавляемые гвардии кагитаном
Вишняковым. Их бомбы перекрыли всю пе-
реправу,

Противник значительно усилил прикрытие
своих переправ истребительными патруля-
ми. Районы переправ, — это арены ожесто-
ченных воздушных боев. Нашим истребите-
JIM, сопровождающим штурмовиков-бомбар-
дировщиков, приходится отбивать .многочис-
ленные атаки «Мессершмиттов». В связи с
этим усилилось и наше ‘истребительное при-
крытие. Выделяются специальные пары для
того, чтобы предотвратить нападки немец-
ких истребителей при выходе «ИЛ’ов» из
атаки. Одна из групп штурмовиков поде
верглась над переправой атаке 12 «Ме-109»,
но специально выделенная пара истребите-
лей, ведомая Манычкиным, не только ско-
вала боем «Мессершмитты», но и сбила

одного из них, ;
Л. ЛЕОНИДОВ.

чисто и ясно. Время от времени ведущий
запрашивал станцию наведения о воздуш-
HOH обстановке.

Барражирование уже близилось к кон-
цу, kak вдруг ведущий принял краткое
сообщение: «Выше вас «Фокке-Вульфы».
В то же время внизу были замечены три
труппы «0-87», подходящие с юга. Пра-
вильно опенив обстановку, Гущин напра-`
вил сковывающую четверку Карасева про-
тив «ФВ», а своей ударной группой ата-
ковал бомбардировщиков. Четверка враже-
ских истребителей тотчас же атаковала
Гущина. Но командир твердо решил во
что бы то пи стало сорвать  бомбовый
удар. Он устремился на «Ю-87». Стреми-
тельная лобовая атака. Напарник Гущина
лейтенант Шеприрынов, поймав в при’
цельное кольцо одного «Юнкерса», нажал
на гашетки. Длинная очередь пришлась
по кабипе летчика «0-87». Самолет вра-
га, потеряв управление, упал. на землю.
Капитан Гущан ебил` второго «Ю-87». В
это же время пара Петухов-—Борзин при-
шла на помощь Гущину и атаковала
«ФВ», наседавитих на Пего сзади.

Бой был исключительно скоротечным
Потеряв тря самолета, немпы стали ухо-
дить в облака, бесторялочпо  сбрасывая
бомея, И на этот раз паш передний край
ме был потвертнут атаке ‘с воздуха.

Так действуют ^ летчики-истребители
нашего фронта. Смелыми атаками они
наносят врагу тяжелые потери, срывают
ео попытки бомбить передний край
Этим они оказывают неоценимую помощь
нашим наземным Застям,

С. СЕМЕНОВ,

кие столбы пламени,

Гле майти слова, чтобы передать волне-
ние советских воинов, вступивших на эти
земли, ставшие историческими! Каховка,
Перекоп, Турецкий вал, воды Сиваша, во-
спетые в песнях, навеки вошедшие в ис:
торню гражданской войны! Вновь на этих
землях советские люди умножают славу
нашего оружия. В неудержимом натиске
рвутся к Днепру конники и танкисть. На
фронтовых дорогах на щитах мелькают
лозунги: «Даешь Перекоп!»

Наши передовые части вошли в Ка-
XOBKY.

В это же время наши танки, сломив с0-
противление немцев, заняли Перекоп и с
хода вышли на рубеж исторического Ту-
рецкого вала. Здесь нашим танкистам при-
лось преодолеть ряд укреплений, сохра-
новигихся еще с первых месяцев отечест-
венной войны. Советские таики преодоле-
ли большой противотанковый ров севернее
Турецкого, вала, но немцы встретили их
на хорошо подготовленном оборонительном
рубеже. С КП танкистов в авиационный
штаб последовал срочный вызов: пуж-
на помощь штурмовиков. И, как всегда,
эта помошь пришла во-время.

В воздухе над Перекопом, nay Турец-
ким валом показались герои мелитополь-
‚ской битвы, герои Донбасса и Сталингра-
да. Они обрабатывали артиллерийские и
минометные позиции противника. Они пи-
кировали на блиндажи и противотанковые
расчеты. Непрерывно над полем битвы
токнее Турецкого вала, над прославленным
Переконским перешейком дотемна висели
труппы «ИЛов». Дорога танкам была рас-
чищена.

В это же время штурмовики других под=
разделений действовали по основной ком-

Над Каховкой и Перекопом

(Or нашего специального корреспондента)

муникации противника Прасноперекопск—
Армянск. Миого автомашин, пехоты было
уничтожено на этой дороге. Штурмовиках
удалось на ряде участков закупорить до-
рогу. Штурмовые удары летчиков во мно:
том помогли нашим мотомехвойскам в про-
рыве немецких укреплений на узком Пе.
рекопеком перешейке.

Активно действует вражеская бомбарли-
ровочная авиация. На крымских азродро-
мах немцы сконцентрировали более 100
самолетов, главным образом бомбардиров“
щиков. Вчера немпы сюда перебросили
повую бомбардировочиую эскадру. Пре
тивник пытался остановить наступление
наших войск на Перекопском и Ваховском
направлениях действиями больших груш
(ло 40 самолетов) бомбардировщиков. Над
Перекопом и Каховкой разыгрались ож
сточенные воздушные бои. Только 3% один
вчерашний день наши истребители сбили
13 самолетов, среди которых большинство
бомбардировщиков.

Зорко несли вчера и сегодня воздушную
стражу пад Перекопом и Каховкой nama
летчики. Они встречают бомбардировщиков
еще на подступах к цели, Дая многих
летчиков-истребителей это знакомый театр
военных действий. Почти два года назад
вот в этих же местах, над этими же зем
лями дрались в воздухе летчики одного из
подразделений Дзусова. Тогда с болью в
сердце они с высоты полета наблюдали,

как наши войска отходят на восток. Tors.

да они прикрывали войска, отступавшие
от Лнепра к Дону. Теперь они патрулиру-
‘ют над конниками, танклетами, вышедшие

ми к низовьям Днепра.
Л. РОЗИНОВ.

=.

ЗА ТЕБЯ. КИЕВ!

Вот ‚он лежит под крылом самолета,
хревний город нашей” родины, красавец
Киев. Сквозь стекла кабины штурман
капитан Мангуш отчетливо видит очерта-
ние его улиц и площадей, остроконечные
макушки церквей, ровные прямоугольники
кварталов, рельефно выделяющихея на фо-
не украинской степи.

№Виев, Киев — кому из воинов Красмой
Армии ме дорого это слово! Даже тот, кто
никогда не был в этом городе, кто пи-
когда не ступал по его широким улицам,
никогда не умывалея светлой днепровекой
водой, даже тот с уважением и любовью
произносит твое имя.

Киев, Киев, залитый солнцем, свер-
кающий остриями церковных крестов, па-
полненный звоном трамваев,  гудкамя
троллейбусов, говором толпы на Крещати-
ке, — таким мы помним тебя. Не один
раз устремлялись враги к этому городу. У
стен его нашли могилу буйные отряды
хозар и половцев. Древние камни 30 сих
пор хранят следы вражьих стрел, в земле
украинской тлеют кости иноземных захват-
чиков, пытавшихея покорить этот город.

Два тода назад грязная, разнузданная
орда фапгистов ворвалась на улицы Киева.
Кованый сапог тильзитекого ефрейтора
еще и до сих пор стучит по асфальту
Крещатика, лающая чужеземиал речь вы-
рывается из репродуктора. На виселице
раскачивается труч  восемпмадцатилетнего
юноши, который хотел жить и поэтому
бросил гранату в автомобиль с немецкими
офицерами. Измучен город. Разрушен ког-
да-то шумный и веселый Крещатик. Мертво
и пусто в каштановых парках, выторели
от пожаров целые кварталы. И теперь с
высоты двух тысяч метров вилны зияю-
щие прямоугольники.

Истерзанный город лежит внизу. Но
Киев не сдался. И когда на Софиевской
плошали замирают шаги часовых, когда
темная ночь опускается на кварталы, в
городе раздаются выстрелы. Киев метит
чужеземцам, гневно и возмущенно гудит
седой Днепр в ветренную погоду. Быются
0 берег косматые сердитые волны. И ка-
жется, что тогда из глубин реки допосит-
ся голос Тараса Шевченко. «Злою вражес-
кою кровью землю окропите!» — кличет
тневный Тарас. И кажется, что вторит ему
гетман Богдан Хмельницкий, высоко под-
пявший богатырекую руку бо стальной
булавой. «Не бывать немцам на земле ук-
раннекой!» А ветер подхватывает эти сло-
ва и песет на восток, в степь, туда, от-
куда маступают воины Красной Армии.
Слышат воины этот голос. И опи метят за
порутанную украинскую землю, за разби-
тый Крещатик, за юнопгу, труп которого
раскачивается па виселице, и за других
людей, замученных немцами. Воины метят,
и черная вражеская кровь пятнами осты»
вает на земле украинской. Воины мстят, и
на полях Киевитины вырастают повые ря-
ды деревянных крестов, накрытых желез
ными , касками.

Штурман Мангуш нажимает кнопку
электроебрасывателя, п от самолета отры-
ваютея бомбы. Стремительно рассекая воз-
дух, несутся они к земле, и через не-\
сколько секунд там, внизу, возникают яр-

(От нашего специального корреспондента)

— За тебя, Киев! — товорит тур:
ман. -№- За тебя, Киев!

Эта короткая фраза стала символом мес-
ти. Это ее произпее пехотинец Демин, кит
ла бросил последнюю гранату по’ отетупаю-

щим немцам, пытавшимся контратаковать
его взвод. t A i
a ae тебя, Киев! — сказал наводчик

старший сержант Полещук, полбив из сво-
его орудия третий фашистский танк,

— 3a тебя, Киев! — воскликнул Kanu
тан Гущин, когда второй сбитый им не-
мецкии самолет стал падать на землю, 06-
тавляя в небе длинную полосу дыма.

За тебя, Киев!-—в этой фразе сливают
ся вся любовь к большому древнему горо-
ду. и влохновенная ярость к врагам, изра-

НИВШИМ ero тело, и желание приблизить
час освобождения.

Трудно рассказать, © какой отвагой 2
стойкостью сражаются на подступах к
иеву воздушные бойцы. Летчий младший
лейтенант Гамаюн за последнее время *
вершил 37 штурмовок.. Его счет — 910
десятки уничтоженных автомашин, огие»
вых точек, десятки истребленных aur
стов. Четыре раза в депь водил он па цель
тяжелый грозный «Ильюшин». И есаля
Гамаюн после третьем вылета возвращал-
ся на аэродром усталым и кто-нибудь из
товарищей, заметивших это, предлагал ему
отдохнуть, летчик решительно отвечал: `

—Три вылета— это не все! Разве-столь-
ко нужно сделать за Киев!—И. улетал, Е
снова его стремительные залпы настимли
врага. Молодой летчик сержант Дроздов при
подходе к цели был атакован немецклуи
истребителями. Со всех сторон тянумкь
к нему трассы пулеметных очередей, [0548
двух атак Дроздов обнаружил, что ую
уашины отбили левый элерон. Но, пеемот-
ря ma это, он дошел- до цели, обрушил wa
нее бомбовый груз и лишь потом возвра*
тилея на аэродром.

Летчики Н-ской части только за два ДНЯ
сбили. 14 вражеских самолетов. Я помЕюЮ
истребителя-украинца старшего лейтенан“
та Александра Михалевского. Глаза этою
четчика горели ненавистью, когда говорил
он о Киеве:

— Вот поверьте, как вепомню про 1а3-
битый Крещатик, про парки, в которых
раньше звемели девичьи голоса, а сейчас
тлухо и мертво, кулаки просто ежимаютея
от_ злобы. ^Вэдь какой город был Киев

Полчаса спустя я узнал, что в 6010 М-
халевский

сбил  «Мессеримитт-109» в
паре с летчиком Носовым. Он атаковал
двух вражеских истребителей. Тот, которо
го выбрал себе Михалевский, видно, сразу
понял, что имеет дело с человеком, решив»
ИМ драться жестоко, насуерть, Немец
уходил, маневрировал,-но Михалевекий ие

отетупно преследовал его, а: потом выбрал
минуту и тремя очередями пронзил фаши“
CTCKOTO бандита,

Когда в небе Загорается от меткой 070
реди вражеский самолет, когда бомба па
цает на склад с боеприпасами, когла штур-
мовик обрушивает пушечлый ополь. #3
скопление автомашин, в эфир несется ко-
роткая, полная гнева фраза:

— За тебя, Киев!

Действующая армия.

Г, СЕМЕНИХИН,