i
,

&

Г 16 mown 1945 г. № 48 (346).

рклад советских ученых в развитие

kkk

лонтричество на

Беседа е академиком В. С, КУЛЕБАКИНЫМ ‹

— Современный высокий ‘Уровень раз-
зития авиации делает все более острыми
_ проблемы специального оборудования как
} самолетов, так и наземных авиационных
сооружений. Особенно большое значение
ниеет дальнейший прогреее в области
электрооборудования. Над этими вопроса-
иня и ряд других ученых работаем уже
иного лет, =— сказал в беседе с нашим
зорреспондентом академик генерал-майор
инженерно-авиационной службы В. С.
Вулебакин.
— С тех пор, как ночные полеты полу-
чили широкое распространение, перед нами
встала важнейшая проблема -— освеще-.
ние аэродромов и самолетов. Надо было
изучить законы отражения ‘вета от зем-
ной поверхности, создать соответетвующую
зпизратуру, найти для нее наиболее удоб-
ные места расположения. Я занялся раз-
решением этой проблемы; и труд мой
увенчался успехом. Нынё ‘установлены
законы отражения света от различных
звиных. покровов (песка; глины, соломы,
сухой и влажной поверхности и т: п.). В
соответствии с этим определены методы ос-
зещения аэродромов,

В военное время исключительно важ-
ное вначение имеет маскировка летных
плошадок, которую трудно совместить 6
ночным освещением. Светящиеся посадоч-
ные «Т», прожекторы. демаскируют аэ7о-
Дюмы, дают. возможность,

, обнаружить их. Вместе е тем совершать

посадки в полной темноте, без подевечи-

вания, невозможно. Для разрешения этой
проблемы в годы Отечественной войны <0-
ветскими учеными были проведены рабо-

ты по «темновидению». Смысл их заклю-

чзется в боздании  посадочно-осветитель-
ной аппаратуры, свет которой не виден
невооруженным глазом,

Все это позволило создать такие уело-
вия, при которых полеты и посадки ночью
так же легко осуществимы, как днем. Зна-
чение этих научных достижений для Во-
енно-Воздушных Сил трудно переоценить.

Не меньшую роль в ночных полетах иг-
рает освещение внутри самолета. Основ-
ные трудности в этом вопросе заключают-
ся опять-таки в опасности хемаскировки
самолета ив ослеплении летчика; который
при переводе взгляда с ярко освещенных
приборов в окружающую ‘темноту на’ не-
сколько секунд теряет способность видеть.
А в боевой авиации эти несколько се-
кунд могу  решить судьбу пилота.

Разработанное в ВЭИ освещение внутри
кабины и освещение приборов дает летчи-
ву возможность легче адоптяровать св0е
зрение на окружающее поле, т. е. переход
oT света к тьме происходит легко. В
частности, для Этой цели использовано
увиолевое стекло, пропускающее ультрафио-
летовые лучи. Свет лампочки из такого

_ стекла падает на прибор, шкала которого

` сделана из светящейся массы, и осве-
Maer ero, He ослепляя летчика. Наряду ©
этим свет такой лампочки не демаскирует
кабину. -

Наиболее надежными и наименее уяз-
вимыми на самолете являются приборы и
установки, действующие с помощью элек-
тричества. Особенно убедительно это дока-
зала война. Вот почему электрооборудова-
ние находит все более широкое применение
на самолетах. ,
о Группой  спепиалистов — мною, про-
фессором Ларионовым, профессором  Иоси-
фьъяном, инженерами Ингабарьяном, Рого-
вым и другими энтузиастами авиационной
электротехники =— проделана большая
работа по усовершенствованию ‘электрифи-

кации самолетных установок. В частно-

НИЕ

О Е ЕЕ ee a

Аэродинамика в ра

Вопросы аэрогидромеханики привлека-
ли внимание наших ученых © момента
основания в России Академии наук.

Первое времяеполучили очень большое

развитие вопросы теоретической гидроме-
ханики. Эти успехи связаны © именами
двух исключительно одаренных акздеми-
ков: Леонарда Эйлера и Даниила Бернулли.
Уравнения, полученные Эйлером, легли в
нову почти всех последующих теорети-
_ ческих исследований в области гидроме-
>, заники. Он первый перекинул мост через
тропасть, разделявигую ранее теорию твер“
’ дых тел и теорию жидкостей.

Вместе с Эйлером в нашей Академии
работал Бернулли, давший знаменитое
«уравнение Бернулли», на котором до
сих TOP основываются ве ‘инженерные
расчеты, касающиеся движения жидкостей
и газов.

Одновременно © Эйлером и Бернулли в
Академии работал Михаил Васильевич Ло-
хоносов —— тордость нашей русской’ нау-
ки, Он очень много внимания уделил фи-
зической стороне аэротидродинамики. . Им
была разработана кинетическая теория
тавов, опровергнута, посподствовавитая тогда
теория тенлорода (флогистона). Ломоносов
придавал большое значение изучению верх-
HEX слоев атмосферы. Для этого он поет
тоил в 1745 г. маленькую летательную
машину для под’ема вверх термометров И
других метеорологических приборов. Из
сохранившихся протоколов видно, что
речь идет, повидимому, о маленьком гели-
коптере, приводимом в действие‘ часовой
пружиной. Машинка была построена Я
испытана, но оказалась перетяжеленной
‘H летать не могла.

Так на заре своего развития Академия
заклацывала, основы науки будущего а5-

% родинамики. Интерес Академии в в01ро-
аи аэродинамики возрастает BO второй
половине ХГХ века. когда ряд академиков
начинает усиленно работать в этой облас-
ТИ,

В первую очередь их интерес сосредо-
точивается на вопросах метеорологии. Ака-
демиЕ М. А. Рыкачев

них слоев

большой интерес и

к вопросам летания

мздуху и делает ряд интересных опытов
развиваег

ой теликоптерным винтом, В 187 1 г. он

№ изучению под’емной Силы,

‚нювками в настоящее время применяется

противнику.

совершает два по-

лета. на азростате < целью изучения верх”
алмосферы. Он же проявляет

К 220-л

a

= = Е

СТАЛИНСКИЙ СОКО

Ae z ne

стию АКАДЕМИИ НАУК СССР!

сЛи0е авиации

CTH, широко электрифицированы  самоле-
ты-бомбардировщики ‘«Пе-2» и «Ту-2».
Много внимания уделено созданию ис-
TOTURHKOB питания, возможности  па-
раллельной работы енераторов,  ухжуч-
шению их привода. Так, на одном
американском самолете муфта привода
выходила из строя после 8 часов работы.
Американекие специалисты въ соответот-
вующий запрос ответили, что знают 05
етом дефекте, но устранить его не могут.
Пришлось немало потрудиться, чтобы
вскрыть причины издолговечносте  муф-
ты, и ликвидировать их.

Известно, какое большое значение име-
ет дистанционное управление вооружени-
ем самолета. У этом дель — огромное
будущее, широчайшие возможности. С
целью осуществления гибкого дистан-
ционного управления пулеметными устал

электромоторный привод с питанием от

тересным генераторам публикуется сейчас
в «Известиях Академии наук»; Кроме того,
усбвершенствованы <хемы для дистанци-
онного управления, созданы различном
Тода «следящие» системы.

До сих пор неполностью была разре-
пена проблема электрического зажигания
авиационных двигателей. Проблема эта
имеет очень серьезное значение, и потому
Ha ней еосредоточено внимание ученых.
Необходимо было усовершенствовать зажи-
галельные аппараты, магнето выхокого н8-
пряжения, создать новыю приборы, CKOH-
струировать новые запальные свечи.

Кстати, стоит рассказать подробнев 06
изоляторах для этих свечей. Раньше в 3&-
пальных свечах применялись слюдяные
изоляторы. Недостаток их заключался В
непродолжительности срока службы — от
8 ло 25 часов. Это вынуждало к частой
смене свечей. Встал вопрос о новых изо-
ляторах. Для разработки его при Академии
наук была создана специальная комиссия
HO запальным свечам под моим председа-
тельством. В нее вошли: академик Байков,
ныне Герой Сопиалистического Трудз,
академик Шевяков, академик Белянкин и
ряд других крупных ученых и опытных
инженеров. Трудами специалистов была
расшифрована державшаяся в секрете тех-
нология производства свечей за границей,
и на напгих заводах при участии инжене-
ра Степичева теперь разработана своя 1е-
цептура и технология. Новые керамиковые
изоляторы, в которых основным элемен-
том являются. кристаллы окислов алюми-
ния, служат от 100 до 200 часов. Эта

зремя войны.

Ускорение ‘и облегчение затуска мото-
ра имеют большое значение в авиации.
Я я профессор Мартьянов предложили ме”
ханизм для регулирования опережения
зажигания. Этот механизм, кроме того, да“
ет возможность устанавливать более раци-
ональное опережение для различных ре-
жимов работы двигателя.

Возможности использования электриче-
ства в авиации огромны. На очереди стоят
уже такие вопросы, как применение пере-
менного тока на хамолетах, приведение в
движение винтов посредством электродви-
тателя и т. д.

— Советские ученые, — сказал в за-

—

ключение академик В. С. Кулебакин,
разрешат все эти проблемы, чтобы сделать
нашу авиацию еще более могуществен-
ной, еще более достойной своей великой

Академик Б. Н. ЮРЬЕВ
—

напечатал в «Морском сборнике» статью
«Первые опыты над под’емною силою вин-
та, вращаемого в воздухе». Его опыты,
несмотря на их несовершенность, опере-
‘лили на 40 лет исследования, сделанные
в 1910 г. знаменитым французским уче-
‘ным Эйфелем.

мики и авиации проявлял всю свою жизнь
nam гениальный химик Д. И. Менделеев.
Он ‘прекрасно понимал основные принципы

тательные анпараты на два типа, он пи”
cag: «Воздухоплавание бывает двух 10-
дов: одно в аэростатах, другое в азроди-
памах..». При этом он оказывал явное
предпочтение аэродинамам. Жак всегда,
Менделеев не ограничился лишь теорией
и опытами, а разработал проект управляе-
мсто аэростата © баллолонетом и требных
винтом, с ручным приводом.

Интересно отметить, что для исследо“
вания высоких слоев атмосферы он пред-
ложил делать У аэростатов герметическую
кабину для помещения внутри ее воздху-
хоплавателей. Таким образом, Д. И. Мен-
делеева. бесспорно следует признать из0-
бретателем стратостата. —

По заданию военного ведомства он ездил
за транипу для собирания материалов по
зэродинамике и воздухоплаванию. Сам он
провел целый ряд опытов 0 иеследова-
нию основных вопросов аэротидродинамики.
В результате всех этих работ он написал
в 1880 г. книгу «0 сопротивлении жидео-
стей и возлухоплавании», книгу. которую
очень высоко оценил H. Е. Жуковский.

„Менделеев для изучения состояния ат-
мосферы во время солнечного затмения
сделал исключительно смелый полет
свободном аэростате в 1387 г. Полетел он
один, без пилота, и шве полностью
всю программу наблюдений.

Помимо Менделеева вопросами гидроме“
ханики интересовались наши крупнейшие
„теоретики-механики — I.
АМ. Ляпунов. Чебышев одно время зани-
уался расчетом и проектированием ветря“
ных двигателей, a Ляпунов разработал
свою знаменитую общую теорию устойчи-
ROCTH движения.

амплидин-генератор4. Работа по этим ин-

важнейшая работа была проделана уже во  .

ботах Академи И HGYK = теории крыльев и создание «вихревой

‚ботал над вопросами аэродинамики.

Огромный интерес в вопросам азродина-

получения под’емной силы. Разлеляя ле-

На

I. Чебышев и

Участники юбилейной сессии Академик ‘наук СССР. Слева направо: генерал-лейтенант академик А. А. Благонравов, Герой
Соцниалистического Труда генерал-майор инженерно-авнационной службы член-корреспондент Академии наук СССР В. Я.
Климов, контр-адмирал член-корреспондент Академии наук CCCP П. Ф. Папкович, генерал-лейтенант инженерно-авиацион-
ной службы академик Н. Г. Бруевич, генерал-лейтенант, ‘инженерно-авнационной службы академик Б. Н. Юрьев.

Снимок капитана М. Рунова.

РОСТИ

ПРОБЛЕМА СКО

*

Проблема достижения больших ©коро- _ = местных волн Маха, являющихся стоячей
стей является основной из тех, вад кото- Звуковой волной и возникающих у крыла
рыми работают сейчае ‘предотавители важ- - Академик даже пои не слишком больших скоростях
нейшей отрасли бовременной науки: =— С. А. ХРИСТИАНОВИЧ полета. Возникновение этих волн сопро-
аэродинамики, % ‘вождается резким увеличением сопротивле-

ния з6ех обтекаемых воздухом Tex =——
крыльев хамолета, фюзеляжей ит. Хх.
Вместе со своими учениками я упорно
стремлюсь лостичь больших скоростей са-
молетов и создать новые формы конетрук-
ций в возможно низким сопротивлением.

Отмечая\ славный юбилей Академии
наук СССР, мы с гордостью можем ска-
зать, что советские ученые, работающие
‘Hal проблемами аородинахики, в значи-
тельной степени обогатили эту ‘науку,
слелав исключительной важности откры-
тия, разработав  труднейшие теории. 9то
стало возможно лишь благодаря исклю-
чительному вниманию ‘нашей коммунисти-
ческой партии ц, советокото правительства
к развитию науки в целом и такой ее
важной отрасли, как аэродинамика.
‚ Настоящая юбилейная сессия явится
широким смотром научных достижений на-
шей Родины. pes

В ответ на заботу партии, правитель-
ства и лично товарища Сталина мы, ©0-
ветские ученые, будем таботать © еще
большим творческим под’емом, приложим
все силы Е тому, чтобы обеспечить даль-
‘нейший прогресс науки и техники в Ha-
дача повышения скорости полета требует ей стране, еще больше ‘укрепить ее
точного знания свойств так называемых  мощь

Крупнейшие достижения мирового зна-
чения увенчали труд наших ученых-
зоролинамиков. Их работы имеют жизнен-
Hoe значение для нашей авиации и He-
мало способствовали ее развитию. Я имею
в виду прежде всего труды, ‘принадлежа-
‘щие академикам Н. Е. Кочину, В. И.
Юрьеву, членам-корреспондентам Акаде-
мии наук И. А. Кибелю, В. В. Келды-
Шу и другим. oo ia

Член-корреслондент Академии наук.
В. В. Келдьши разработал теорию флятте-
ра крыльев —— явлений автоколебаний,
вовникаюниих при полете. Этот труд, pac-
коывая поичины возникновения фляттера
и способы борьбы © ним, позволил нашим
авиаконструкторам смелее добиваться но-
вых успехов в увеличении юкоростей са-
молетов. Исследование Келдыша было удо-
стоено Сталинской премии. Ему же при-
надлежат ценные открытия в области тео-
рин крыла. Огромное значение для разви-
тия теории глиссирования и теории кры-
ла имеют также труды профессоры Се-
лова.

Доктора наук Дородницын и Лойцянский
внесли большой вклад В теорию сопротив-
ления. Разработанная ими теория тогра-
ничного слоя, возникающего при полете из

as FE ee ee ЗЕ ЖЕНЕ ОЕ

больших скоростях, открывает широкие
‘возможности уменьшения сопротивления.
При разработке конструкции крыльев, ду-
Her прежде всего обращаются к научным
открытиям этих двух советских ученых.
Их работа — значительный шаг вперед в
области аэродинамики. 3 fo

„Я лично работаю сейча над проблемой
достижения больших скоростей — цент-
Ральной проблемы авиации ‘на современ-
HOM эташе ее развития. Основным фактором
в этом вопросе является Фактор ожимае-
мобти воздуха, совершенно меняющий
азродинамику самолета. Мон’ исследования
в области тазовой динамики  непосредет-
венно связаны с проектированием скороет-
ных самолетов. Мы исследовали как тео-
ретически, так и практически поток, 0б-
текающий крыло при больших скоростях,
и нашли методы, при помощи которых
облегчаются расчеты крыльев для скорост-
ных самолетов. Немалую пользу конструк-
торам принес прием выбор» крыльев для
больших окоростей полета по их испыта-
ниям на малых скоростях. Этот метод
основан на созданной мною «кривой». За-

вания Чаплыгина по теории крыльев.
Первая работа этого цикла называлась «0
давяении плоско-параллельного потока Ha
прегражлаюнщие тела». Она ‘была написана
в 1910 т. В этой работе полностью Те-
шена задача, связанная
крыльев потоком идеальной жидкости, и

даны формулы для вычисления силы и
момента.

Изучая теоретические крылья, Чаплы-
тин Убедился в том, что в некоторых ©лу-
чаях у крыльев выгодно делать продоль-
ный разрез вдоль их размаха. Такие
крылья были впервые испытаны в 29р0-
динамической лаборатории МВТУ и дали
еще в 1910—1912 гг. положительные ре-
зультаты. Как известно, в настоящее вре-
ил такие устройства довольно часто при-
меняются ‘на современных самолетах —
это предкрылки и щелевые злероны.

Научные работы в области зеродинами-
ки 06060 широко развернулись в нашей
стране в последние предвоенные и воен“
ные тоды. Эти работы ведутся в много-
численных институтах, лабораториях, ака-
демиях, идейно возглавляемых штабом co-
ветской науки — Академией наук СССР.
В тазетной статье невозможно хотя бы в
кратких чертах показать все многообра-
gue работ советских ученых „в области
аэродинамики, Поэтому мы коснемся лишь
самых главных направлений в этих на
учных работах,

Непрерывно возрастающие скорости са-
MONCTOR заставляли ученых уделять все
больше внимания вопросам. движения
сжимаемой жидкости, какой является в03-
дух при больших скоростях давления. Те-
оретическая метеорология также требовала
учета сжимаемости воздуха. Блестящая
плеяда молодых советских ученых разра-
ботала целый ряд трудных вопросов этой
науки, называющейся у нас обычно га-
зовой динамикой.

Главой теоретической школы советских
зэродинамиков был последнее время моло“
дой академик Н. Е. Кочин, недавно ©кон-
чавшийся. Его можно считать последова-

` Из работ Жуковокого следует 00000
отметить его классические исследования

теории гребных винтов». Теория крыльев,
разпаботанная Жуковским, навоегда вошла
в зэродинамику как одна из зважнейних
тлав этой науки. Предложенные им теоре-
тические профили получили теперь всюду
название «крыльев Жуковского».
‘`Вихревая теория винта является и до
настоящего времени непревзойденным ‘при-
мером использования с огромным практи-
ческим эффектом отвлеченных положений
науки. В этой теории отвлеченные поня-
тия аэродинамики были поставлены Ha
службу практике — использованы для
Bee его расчета гребного винта.
“Oven большую пользу авиаинженерам
принее разработанный Жуковским метол
аэродинамического расчета самолета,  1о-
зволяющий при проектировании нового
самолета рассчитать все его летные харак-
теристики. Изумительна по богатству идей
движении жидкостей. Работой ряда зару- работа Жуковского а > er
бежных ученых было создано учение о   планов», напечатанная в 1916 г. В ней,
вихрях. Развился весьма зажный отдел Мимо решения баллистической задачи, он
математики, теснейшим образом  связан- cat aga ba meat ag a
i HILDOLI — теори: _   бомбардировочн :
an Se м eel Жуковский всегда придавал огромное

Sach тих значение эксперименту. Он был ©оздате-

ee eG ase, se о а
было совершенно не исследовано. Аэроди- бораторий. В 19 ee в ра а.
Заииа porieaanes qmometomseh ПОТЕ В побои a
мало связанной © инженерной практикой.   НИКИ, первую   a Ho

Жуковский любил конкретные задачи динамическую трубу. При м
механики, особенно связанные © явления-  0 участии и пох Руководством  Ry.
ми течения воды ИЛИ воздуха. Мы оста- Жуковского В 1905 Г был построен В
новимся на ето исследованиях, посвящен- чиНский азродинамический институт, ра
ных вопросам полета человека. Несколько  9ТЫ которого не потеряли значения и до
работ он посвящает теории еще не суще- настоящего времени.
ствовавитего тогда аэрюплана. Он изучает Исключительно большую роль ® разви
воздушные пропеллеры. В замечательной тии нашей авиации сытрала аэродинами-
работе «0 парении птиц», напечатанной в   Ческая лаборатория МВТУ (Московского
1892 г., Жуковский исследует теоретиче-   высшего технического училища), создан-
ски траектории полета птиц и аэропланов  Ная в 1910 году студентами под руковод-
и предсказывает возможноеть осуществле- ством Жуковского.
ния в воздухе мертвой петли. Такая пет- После смерги Жуковского  тлавой ето
ля, как известно, была сделана через научной школы остался академик,  впо-
20 лет русовим военным летчиком П. Н. следствии Герой Социалистического Труда
Нестеровым. Сергей Алексеевич Чаплыгин. Именно

Исключительно важное значение имела С..А. Чаплыгину приллось создавать ©
работа Жуковского «0 ‘присоединенных помошью учеников Жуковского нашу тер-
вихрях», напечатанная в 1906 году. Она   вУЮ мощную авизционно-эксперименталь-
составила эпоху в развитии аэродинамики.

ную базу — ЦАГИ — и налаживать там
В ней впервые было дано об’яснение

работу.
причины возникновения под’емной силы у Классической работой, аналитически  Среди многих работ Кочина следует от-
крыла и дана точная формула для ee

обобщающей  теометрические результаты, метить его посмертную работу по теория
вычисления, полученные Жуковским, являютея исследо- [круглого крыла,

Таким образом, в эпоху, непосредствен-
во предшествующую созданию аэропланов,
ряд наших крупнейших ученых уже ра-

Но, пожалуй, ни один из русских уче-
ных но сыграл в нашей стране такую
огромную роль в развитии аэродинамики,
как профессор Н. Е. Жуковский.

- Многие его теории навсегда вошли в
науку и с успехом используются инжене-
рами всего мира. Заслуги’ ЗЖуковокото в
развитии аэродинамики и звизщии были
полностью опенены при советской власти.
Ленин в известном декрете от 3 декабря
1920 г. назвал Жуковского отцом русской
авиации. =

Е началу научной деятельности Жуков-
ского теоретическая  аэрогидродинамика,
имела уже довольно законченный вид: это
было стройное математическое учение 0

телем Ляпунова и Фридмана. Двухтомны
труд по теоретической тидромеханике, из-
данный под его руководством и при его
участии, стал у Hac настольной книгой
для всех занимающихся аэродинамикой.

звиац

в обтеканием!

В Нескучном

Нескучный дворец, где помещается пре-
зидиух Академии наук СССР, празднично
оживлен. В его поезду поминутно под’ез-
жают автомобили. Прославленные ака-
хемики, профессора, научные работники
безжаются на юбилейную сессию Акаде-
мии паук. Среди них ученые — предета-
вители братских республик  Советекого
Союза.

В конференц-зале идет регистрация: ©
Каждый участник юессии получает имен-
ной пажет, в котором находятся общая
программа празднеств, расписание и про-

грамма торжественных заседаний отделе-

ний Академии наук.

Участники сессии получают  юбилей-
ный значок Академии наук СССР. Тут же
производится запись на экскурсии; BO
время которых приехавшие ° смогут осмот-
реть достопримечательности Москвы и Ле-
нинграда, побывать в научных учрежде-
ниях, на выставках. —

Научные труды
академии
им. Жуковского

В Военно-воздущнюй ажадемии им. Жу`
ковекого за годы Отечественной войны
зыпущено более 250 научных изданий.
Среди них труды академика Б. Н. Юрь-
ева «Расчет крыла произвольной формы»,
академика В. 0. Кулебакина «0б автома-
тических угольных регуляторах напряже-
ния для самолетных тенераторов», гене-
рал-майора инженерно-авиационной служ-
бы В. Т Горощенко «Жак повысить ско-
роеть полета самолета», инженер-поднол-
ковника Ломовцева «Кислородное оборудо-
вание самолета».

Периодически издается бюллетень «Тру-
ды зкадемии», в котором публикуются
лучшие научные таботы ‘по вопросам
авизции. В последнем номере напеча-
тана интересная работа бывшего слушаг
теля академии инженер-майора Бастореко-
то «Оценка влияния шероховатости Ha
аэродинамику воздуптното винта».

Новые издания

Издательство Академии наук СССР вы-
пускает к юбилейным празднествам книги,
монографии, брошюры и справочники, ©тра-
жающие историю и научные достижения
учреждений Академии наук СССР за
220 лет. : ; :

Всего выходит из печати более 200 книг.

В государственной
библиотеке -

имени Ленина

В отделе редких книг’ библиотеки хра-
нятся первые издания русских академи-
ков — М. Ломоносова, В. Адодурова. В
отделе рукописей хранятся 5 архивов круп-
нейших академиков конца прошлого и на-
чала нынешнего столетия. Среди них —
черновики лекции по истории Россий

историка В. Ключевского.

Нам уже довелось рассказывать чита-
телям «Сталинокого сокола» о больших и
очень важных работах академика С. А.
Христиановича, ведущего свои иселедова-
ния по теории крыла при больших скоро-
OPA.

Немало работ mo теории крыла было
слелано в последнее время и В. В. Голу-
бевым, давшим ряд крупных работ в этой
области. Им была; исследована работа за-
крылков, широко применяющихея ныне на
самолетах; он же дал очень остроумный
метод расчета крыла при неустановивием-
ся, например, взмахивающем движений,

М. В. Еелдыш провел важные иселело-
вания по вихревой теории винта и по тео-
рии вибраций крыльев. дн же исследовал
трудные случаи работы сложных систем
крыльев.

Сопротивление крыла и фюзеляжа за-
висит не только от сил упругости, но и
Of трения воздуха о твердую поверхность.
Изучение этих вопросов. велось У нас весь-
ма широко. Целый ряд очень ценных ис-
следований по этим вопросам был прове-
ден Л. Г. Лойцанским и А. А. Дородницы-
ным, И. В. Остославеким, В. К. Федяев-
ским, В. Т. Горощенко и Il. Il. Красиль-
шиковым. Удалось не только очень хорошо.
исследовать как теоретически, так и эк-
спериментально слой поверхностного за-
вихрения воздуха около тел, но и дать
рациональные формы для крыльев и фю-
зеляжей самолетов.

Очень много исследований велось у нае
по аэродинамике воздушных винтов. Был
опубликован целый ряд работ В. П. Вет-
чинкина, Г. Х. Собинина, Д. В. Халевова,
автора статьй и многих других. Следует
заметить, что в этой области советские уче-
ные сохраняют co времен H. Е.
Жуковского ведущее положение. При нали-
чии гигантеких труб ЦАГИ мы тенерь мо-
жем изучать работу винто-пропеллеров в
натуру в лабораторных условиях, что-
позволяет нам очень быстро их соверпен-
CTBOBAT.

Й теперь, в дни 220-летия Академии

й наук, мы можем с гордостью отметить, что

многолетняя работа, наших ученых по раз-
витию зэродинамики была полностью ис-
пользована Родиной для строительства ©та-
IMHCKOrO. воздушного флота, © честью
выдержавшего испытание в Отечественной