von
ed

`Штурмовики в борьбе

с зенитной. артиллерией

Успех этого метода убедительно доказа-

Борьба с вражеской сенитной артилле-
рией является сейчас одной из серъезней-
ших задач нашей авиации.

Наибольшую актуальность этот вопрос
имеет для штурмовиков, которым прихо-
дится в условиях подчас отчаянного зе-
нитного сопротивления штурмовать перед-
ний край обороны противника.

Если раньше борьба с зенитными сред-
ствами врага обычно решалась попутно с
выполнением основной боевой задачи, TO
теперь в связи с усилением его зенитной
‘артиллерии приходится прибегать к иным,
более эффективным мерам.

Как показал боевой опыт, решающее
значение для успеха этой борьбы имеет
тщательное изучение нашим летным с0-
ставом системы и тактики вражеской
ПВО. В взязи © переходом немецкой ар-
мии к обороне. наиболее насыщенный з6-
нитный огонь противник сосредоточивает
на. оборонительных. рубежах, опорных
пунктах и в узлах сопротивления. В борь-
бе с нашей авиацией немцы иногда при-
меняют метод кольцевого заградительного
огня и стрельбу по площади. Но чаще, вее-
го они ведут прицельный оголь. по веду-
щему самолету или центру строя с целью
расчленить боевой порядок группы, а за-
тем во взаимодействии со своими истреби-
телями поражать наши самолеты по оди-
ночке. Вот почему успех действия наших
штурмовиков прежде всего зависит от то-
то, насколько хорошо летчики , изучили
тактику врага, чтобы в сложной боевой
обстановке принять правильное решение.

Прежде всего на сильно обороняемые

‚ зенитной артиллерией вражеские об’екты
следует посылать специальные труппы
штурмовиков. Их цель — подавить зенит-
ную артиллерию до прихода ударной груп-
пы, чтобы лать ей возможность нанести
массированный удар по врагу. Перед вы-
летом летчики тщательно изучают по фо-
тосхемам цели, заранее разрабатывают ме-
тоды захода на них и выхода, также оп-
ределяют боевой порядок грунпы на марш-
руте и нал полем боя.

Как показала боевая практика, наилуч-
тштими етроями штурмовой группы, обеепе-
чивающими ей противозенитный маневр и
успех подавления огневых средств врага,
является «клин пар», «ромб пар» и «змей-
ка пар». При подходе к цели группы мож-
но легко перестроить в левый и правый
пеленг. Следует, однако, предостеречь от
какого-либо шаблона; в каждом отдельном
случае, в зависимости от обстановки,
строй расчленяется, делается  противозе-
нитный маневр’ по горизонтали или верти-
кали, чтобы сбить вражеских зенитчиков
с прицела. Е

Весьма эффективными оказались также
действия в составе штурмовой группы по-
стоянной пары, состоящей из опытных
летчиков-«охотников». Они идут позади
общего строя,. используя «свободный ма-
невр, делая ‘повороты. то вправо, то влево.
«Охотники» высматривают местность, на-
щупывают зенитные средства „противника
на всем протяжении полета и тут же по-
лАвляЮТ их, тем самым обеспечивая сво-
боду действия впереди идущим самолетам.

ла эскадрилья капитана Беланова из штур-
мовой части подполковника Карачева: ‘за

два месяца боев она более 300 ‘раз атако-

вала позиции противника в сильно защи-
шенном зенитной артиллерией районе и
нанесла врагу огромный ущерб. В нод-
разделении выросли замечательные кадры

летчиков — мастеров борьбы © зенитной

артиллерией противника. Старший лейте-
пант Синицкий, например, ‘свыше 30 ‘раз
водил группу на боевые задания и не
имел ни одной потери от зенитного огня.
Искусство метких ударов по фаптистеким
зенитчикам показали также лейтенант №0-
марицкий и младший лейтенант Никиптин.

В чем секрет их услеха? В поворотли-

вости, в пеистощимой  изобретательноети
при управлении штурмовиками над. полем
боя. Умело организованное взаимодействие
внутри труппы и хорошо продуманный
строй, обеспечили этим летчикам успенгное
подавление зенитных точек врага, помогли
панести ему мощные удары.
_ Интересная деталь: многие летчики‘ по-
чему-то считают полет под кромкой 0б-
лачности наиболее удачным  маневром в
тактике наших штурмовиков и превратили
его даже в некий закон. Летчики Синии-
кий и Комарицкий — ярые противники
этой тактики, они резко критикуют ее
сторонников. Указывают, что“ немцы при-
поровились к ней, заранее пристреливают
свои орудия по нижнему краю облаков и
устанавливают их Ha соответствующей
дистанции для стрельбы.

Синицкий придает огромное значение в
борьбе с зенитной артиллерией воздушным
стрелкам. Он добился значительного по-
сышения их искусства. Боевая практика
действительно подтверждает огромную
роль меткого огня с воздуха. Ведь наи-
большую опасность зенитный огонь пред-
ставляет в момент пикирования штурмо-
вика и выхода его из атаки. ‘А ‘воздушные
стрелки, открыв сильный и’ меткий огонь,
могут заставить немецких зенитчивов за-
молчать. : Е

Успешным ередством подавления’ зенит-
ного огня, противника, особенно в борьбе
с ПВО крупного опорноро пункта, при еи-
стеме круговой обороны, являются дейст-
вия мелких групп самолетов, хорошо ‘взаи-
модействующих -между собой над ‹лолем
боя. Сущность этой тактики заключается.
в том, 910 в решающем направлении на-
шего наступления несколько групп
«ИЛ-2», по четыре самолета, заходят на.
об’ект с интервалом в одну-две минуты ©
разных направлений и на различных вы-
сотах, чем достигается постоянное и не-
прерывное воздействие на противника ог-
ня наших штурмовиков. :

В борьбе с зенитным нрикрытием ком
муникаций, где очень важен ‘элемент вне-
запности, также лучше всего заходить на,
колонну с`разных направлений, При этом
рекомендуется такой боевой- „порядок, при
котором можно было’ бы“ накрыть об’ект
одновременно всем строем. Практика пока-
зала, что хорошо применять в таких слу-
чаях строй «змейку пар».

Старший техник-лейтенант В. ОРЛОВ.

”

Инициатива в бою

Выполняя приказ, ведущий штурмовой
группы старший лейтенант Самсонов дей-
ствует всегда инициативно и решительно.
Он мастерски управляет группой. Учтя пре-
дыдущие полеты товарищей, Самсонов на
маршруте делает нужные перелтроения.

Так, группа в восемь самолетов «Илью-
шин-2» в строю правого пеленга пар по-
дошла к пели. Чтобы избежать зенитного
огня, Самсонов применил противозенитный
маневр по высоте. Не доходя до цели, са-
молеты постепенно стали терять высоту, а
затем, когла уже разрывы были позади и
выше, летчики спланировали на цель, .

Внизу они ‘увидели большое ‘скопление
танков, автомашин, повозок. Именно отсю-
да противник намеревался контратаковать
паши войска.

— В атаку! — скомандовал Самсонов й
первым бросился на звериное логово. Мет-
ко сбросив бомбы у опушки леса, Самсо-
Два

нов лично взорвал бензозаправщик.

Гействия ав

ron]

Условия боевых действий авиации в го-
рах существенно отличаются от ‚условий
равнинной местности. Три основных фак-
тора обубловливают эти особенноети: гор-
ный рельеф, быстро меняющаяся метеоро-
логическая обстановка и ограниченная
сеть аэродромов.

Горный рельеф стесняет маневр, особен-
но в процессе штурмового налета, ограни-
чивает возможности боевых действий na
малых высотах, значительно усложняет
отыскание пелей и ведение авиационной
развелки, требует от летного состава от-
личной техники пилотирования.

В предгорьях Северного Кавказа пашей
авиации часто приходилось действовать в
долинах межлу горными хребтами. Штур-
м вые действия в узких долинах затруд-
няли маневр для повторных заходов. Захол
на пель и выход из атаки приходилось
производить только в одном ‘направлении
— вдоль долины, причем не допускалось
резкое изменение направления полета до
набора высоты, превышавшей высоту гор-
ного хребта. При действиях в долинах са-
молеты подвергались боковому обстрелу
зенитных пулеметов и МЗА с точек, pac-
положенных на скатах и вершинах хреб-
тов, параллельно которым производился
полет,

Быстро меняющаяся витимость отдель-
ных об’ектов в горной местности зависит
не только от высоты полета и характера
пели, на и от времени суток, а также от
атмосферных условий. Так, в ясную пу-
голу в утренние и вечерние часы горные
хребты и лесные массивы образуют боль-
шие тени, затрупяющие поиск целей. В
ущельях же и в евное время видимость
небольшая, часто стоит густая зымка. В

огромных взрыва вызвала вторая четверка.
В момент выхода штурмовиков из атаки
немецкие артиллеристы снова. открыли зе-
нитный огонь, Воздушные стрелки Копы-
лов и Конруаев заставили зенитчиков за-
молчать. Это. во ‘многом помогло летчикам
сделать разворот и снова атаковать. врага.
Заметив «Мессершмитты», стрелок Ко-
пылов быстро доложйл командиру, а тот
предупредил истребителей. Увидев наше
надежное прикрытие, немцы повернули об-
ратно и. снова скрылись за’ облака.
Второй удар был нацелен на артилле-
рийские и минометные батареи врага, блин-
‚дажи и доты. Штурмовики уничтожили две
батареи зенитной артиллерии; одну мино-
метную батарею, восемь. зенитно-пулемет-
ных ‘точек с расчетами, ‘разрушили четыре
блиндажа и три дота. Группа Самсонова
получила высокую оценку командования,

Действующая армия.
‚(От наш. спец; кор.).

нации

_
‘ (ИЗ БОЕВОГО ОПЫТА)

>

KO, и летчикам поэтому приходится поль-
зоваться такими вопомогательными ориен-
тирами, как вопышки при выстрелах из
орудий, направление трассе пулеметов,
дым от походных кухонь и пр. Члохо про-
сматриваются в ясную погоду различные
складки горной местности, которые про-
тивник чаще всего использует для маски-
ровки. Такие складки, как показал опыт,
гораздо лучше просматриваются в пасмур-
ные дни © высокослойстой ‘облачностью,
когда дневной свет распределяется равно-
мерно. В лунные мочи Даже неглубокие
ущель? совершенно не просматриваются.

‚ Большие требования в горных условиях
пред’являются к авиаразведке. От развед-
чика требуются хорошо натренированный
глаз и высокая’ тактическая подготовка.
Войска в горной местности вынуждены
двигаться мелкими группами, растяйутыми
на значительное расстояние. Поэтому при
разведке передвижения войск противника
необходимо обращать внимание даже на
отдельные автомашины, памятуя, что в
условяях горных дорог обнаружить  ко-
лониу чрезвычайно трудно. Наблюдение
следует вести под углами, близкими к вер-
тикальным, так как при малых углах в
мертвом, ненаблютаемом пространстве могут
остаться незамеченными об’екты и Рой-
ска противника.

Для ведения развелки лучше всего при-
влекать истребителей. Наилучшей высотой
разведки яваяетея истинная высота пал
паблюлаемой местностью — 1.000—800

таких условиях сразу обнаружить цель,   метров. Обнаружив признаки вражеских
особенно войска в боевых порядках, пелег- ‘войск, надо детально просмотреть район на

горной местности

СТАЛИН

На выставке художников — воинов Ленинградского фрон
снимках: Герой Советского Союза П. Харитонов.

Ночная разведка на „У-2“

Опьгт отечественной войны показал, что
самолет «У-2»; оборудованный  пулемет-
ным ‘и бомбардировочным вооружением,
при хорошей подготовке экипажа к ночным
полетам может быть широко’ использован
для ближней разведки, особенно на поле
бо Rea ae :

Тактические приемы . ночной разведки
на «У-2» провейны нами на’ практике
сталинградской, миусской и мелитополь-
ской операций.

Во время этнх.операций разведчики на
самолетах «У-2» выполняли ряд самых
 разнообразных  задач. Они выявляли аэро-
дромную сеть. противника, ° разведывали
движение войск по железным, трунтовым
‘и шоесейным дорогам на ту же тлубину;
вели разведку районов сосредоточения
танков, мотомехвайск и живой силы про-
тивника в районе боевых действий‘ и сле-.
дили за движением судов в.открытом мо-
ре.и за сосредоточением этих судов в пор-
тах (Таганрог, Мариущоль, Осипенко).

Остановимся подробнее на опыте разве-
дывательной работы в мпусокой операции.
Для выполнения поставленной” перед. на-
ми задачи мы выделили 16 экипажей, © ко-
торыми провели трехдневные сборы. Раз-
-ведчики изучили систему обороны против-
ника? и расположение зенитных средств, a
также тренифовалиеь в ведении   разведии
в любых услевиях дия ‘и ночи.”

Весь район. ‘разведки мы разделили на
5 участков, которые были закреплены за

частями. В частях в свою очередь опреде-
ленные маршруты были». распределены

между экипажами, которые вели здесь си-.

стематическую разведку, ‘до начала насту-
пательных действий наших войск на Ми-
усском участке. фронта. ;

Экипажи регулярпо получали ипформа-
цию от штаба о лйпии фронта и данные
разведки ‘предыдущих дней.

Получив задачу и информацию. развед-
чики начинали’ подготовку к полетам. Оня
изучали район разведки,
внимание, естественно, уделяли непосред-

‘ственным об’ектам разведки и их демас-

кирующим признакам; по карте крупного
масштаба или фотопланиету’ Уточняля
места расположения прожекторов и других
средств. ИВО, после чего приступали к про-
кладке маршрутов и намечали контрольные
ориентиры для выхода в район разведки.
Подготовка заканчивалась проверкой усвое-
ния задачи.

малой высоте вплоть до бреющего полета.
В ясную погоду лучше веего вести раз-
ведку в полуденные часы, когда’ нет боль-
ших теней. а

_ Bee эти особенности характерны для
боевых действий в районах горных хреб-
тов высотой от 500 до 2.000 ‘метров. 06-
становка намного усложняется” при дейст-
виях ‘в высокогорных районах от 5.000
метров и выше над уровпем моря. Общую
ориентировку в таких районах вести
сравнительно легко, так как вершины из-
вестных гор являются хорошими ориенти-
рами. Детальная же ориентировка очень
затруднена: дороги в горах, как правило,
отсутствуют, а тропы в большинстве елу-
чаев ‘не сходятся с картой. Местность
сильно затемнена „большими  глыбами,
склалками рельефа, обрывами, скалами, и
иногда тропу в тени этих неровностей со-
вершенно невозможно различить. В зате-
ненных местах очень хорошо маскируются
люди и вьючные животные. Обнаружить
их можно только при повторпых заходах и
тщательном просмотре па высоте полета
20—30 метров.

В тех случаях, когда приходилось про-
сматривать ущелье в высокогорных рай-
онах, летчики, прежде чем спизиться,
тщательно просматривали и изучали! изги-
бы и ширипу его, производя по. 7—8 за-
ходов. влоль ущелья, ‘и только на послед-
нем заходе выполняли основное задание.
Полет в теневой полосе ущелья, обеспечи-
вая лучший просмотр местпости, тем не
менее значительно более сложен в связи
© тем, ‘что в высокогорных районах силь-
ны восхолящие и нисходящие потоки‘ воз-
луха. В отлельных случаях ‘самолет бро-
сает вверх или вниз на 150—250 метров
и в крены на 45 градусов. Особеньо опас-

кий сокол

причем 0с9бое  .

‚гор. От летчиков здесь требуются высокая

Репродукция с автолитографии

проиэводился нами на высоте 500—600 м.,
а.в дальнейшем полет определялся метео-
‘обстановкой и ПВО противника.

`В пункту, сильно заптизценному ЗА, эки-
пажи.. полхотили. ‘обычно на высотах
1.000—1.200 м.. в. приглушениым мото-
ром; планируя и против ветра. В это вре-
мя читурман производил разведку и при
необходимости сбрасывал САБ, при помощи
которой . детально. просматривал об’ект.
Так, однажды благодаря умелому подходу
и правильному применению осветительных
средств ‘ночные разведчики обнаружили’ на
железнодорожных узлах и станциях. Пет-
ровеньки, Фашевка, Сердитое, Криворожье
по 5—6 эшелонов. Эти данные были не-
медленно переданы в вышестоящий питаб.
Понуйно разредчикй-векрыли систему ПВО
на ‘этих стапциях, что было учтено при
побледующих вылетах и облегчило выпол-
нение задачи: ;.
:“-.В районах “предполагаемого сосредоточе-
ния мотомехвойск противника при тща-
тельной маскиревке их (в лесах, оврагах,
балках и населенных пунктах) разведчики
вызывали на себя зенитный огонь, сбрасы-
зая бомбы: + 90° Pe
_`Разведку железнодерожных сталций и
перегонов. вели чаще всего одиночные са-
молегы на высотах - 600—800 wu.’ “Jaa
‘наиболее эффективного-ЯабЯюдения каждо-,
му экипажу отводилея. определенный уча-
сток, который  Посматривалея 2—3 pasa
в ночь. ббпаружив эшелон в движении,
экипажи снижались ло 300—400 м. и
бомбардирювали его,’Заходы, как правило,
производились под углом 10—15° в эше-
ОНУ > :

При аётивной зепитной обороне развед-
ка железнодорожных станций, как прави-
ло, велась парой самолетов, шедших на
дистанции 1—2 км. друг от друга. Подход
осуществлялся против ветра. Впереди иду-
щий самолет сбрасывал САБ, освещал цель
и Тем самым вызысал на себя зенитный
OOH, & второй экипаж продолжал вести
разведку и точно устанавливал места рае-
положения средетв ПВО и железподорож-
НЫХ эшелонов. a

Применяя такие методы, разведчики
установили, например, что северо-западнее
станции Успенская в лесопосадке  построе-
на новая станция с 6 узкоколейными пу-
тями. При дальнейшем наблюдении за ра-
ботой новой станции была обнаружена по-
стройка железнодорожной ветки на’ участ-
ке Успенская — Кошкино.

При постановке задачи на разведку
аэродромной сети противника титаб указы-
вал экипажам места постоянных вражеских
районы поч-

№

но производить пролет вблизи склонов

техника пилотирования и тщательная под-
готовка ‘к полету на земле с учетом всех
мелочей, ь

Наряду с отрицательными свойствами
гориые условия имеют и положительные
качества, Так, они создают благоприятные
возможности для маскировки самолетов в
полете, что имеет 0с0б0е значение для
внезапного выхода на цель или для укло-
нения от встреч с истребителями против-
ника в певыгодной. ‘обстановке. Сильно
пересеченная местность — обеспечивает
скрытый полход к цели при полете на
малых высотах и внезапность удара. Вро-
ме того, при неожиданном появлении нах
целью ‘противодействие ЗА противника
сволитея 10 минимума.

В горах одиночные самолеты и неболь-
птие группы быстро теряются из поля зре-
ния. Хорошо тренировапные экипажи, ис-
пользуя эти особенности, всегда могут
своевременнб и незаметно лля противника
выйти из боя, когда этого требует обета-
новка.

При полете в высокогорных районах
на больших высотах самолет часто остав-
ляет за собой белую полосу вследствие
попалания в слой инверсии. Бороться с
этим явлением можно только изменением
высоты ло выхода из слоя ипверсии. \

Боевой опыт показал, что лучшим п
многопелевым типом самолетов для дейст-
вий в горных условиях является манев-
ренный нескоростной истребитель. В то
время, как на других типах самолетов
нельзя, папример, производить разведку и
птурмовку на бреющем полете в узких
долннах и ущельях, тщательно проематри-
вать складки местиости, на таком истро-
бителе можно с успехом выполнить все
эти задачи. ] (

Наилучшую маневренность при штур-
мовых действиях в горных районах обес-

та — в Центральном доме Красной Армии им, Фрунзе, На
Сбитый Харитоновым немецкий самолет падает в озеро.

старшего лейтенанта А. Яр-Кравченко.

тельной
ночной разведке шоссейных и грунтовых
дорог основной задачей являлось установ-

ИНЫЕ

СКИТ Мо Ви

О: зе:

ных площадок, а также аэродромы базиро-
вания ночных истребителей и места распо-
ложения зенитных средств. После этого эки-
нажи тщательно изучали по карте крупно-
то масштаба, район разведки и прокладыва-
ли маршрут полета, намечая опорные ори-
ентиры для точного выхода к. цели.

Выйдя в район опорного пункта, эки-
паж вел наблюдение за деятельностью
ааролрома и включением посадочного «Т».
Эбнаружив работу старта, экипаж с пла-
пирования подходил в аэродрому и продол-
жал вести наблюдение за расположением
материальной части и земитных средств.
В темные ночи разведчики применяли 0с-
ветительные ‘средетва. .

Такой способ ведения разведки дал воз-
можность установить на аэродромах Стали-
но, Мариуполь, Макеевка, Таганрог до 160
самолетов противника.

Огромное значение для переброски и
подвоза резервов и боеприпасов к линии
фронта имеют шоссейные и грунтовые до-
роги. Противник в большинстве случаев
производит эти перевозки ночью, при тща-

светомаскировке.  Поэтому/ при

ление главных направлений движения ав-
тотранспорта и войск противника в непос-
‘редетвенной близости от переднего края и
в тылу противника.

ИНри постановке задачи на разведку птос-
сейных и грунтовых дорог штаб указывал
экипажам предполагаемое направление дви-
жения автотранспорта и ‘войск, места их
сосредоточения и расположение зенитных
средств на дорогах.

Перед вылетом ‘разведчики особенно
тщательно изучали те участки, где дороги
проходили через лес,
и теснины.

Разведка дорог, как правило, производи-
лась отдельными экипажами и в некото-
рых случаях парами самолетов, идущих
один за другим ‘на расстояния 1—2 км. на
высоте 500—600 м.

Пхно время обстановка сложилась та-
ким образом, что. противник на одном из
участков фронта был лишен железнохорож-
ного движения и подвоза войек и боепри-
пасов. Поэтому с паступлением весны оп
использовал ‘для перевозок морской тране-
порт. Нам была поставлена залача —
векрыть движение морского транспорта на
побережье Таганрогского залива. Для этой
цели мы выделили. лучшие экипажи, ко-
торые и производили разведку портов и
пловучих средств.
Гвардии ма

БРЕВЕН

деревни, переправы

печивают небольшие группы —6—8 са-
молетов. Применение авиации большими
группами в таких условиях нецелесообраз-
HO, а в отдельных случаях даже неосу-
ществимо.

’ Следует отметить тактические приемы
немцев для перехвата наших самолетов.
Патрулирование в воздухе себя не веегда
бправдывало, ибо на фоне горной. мест-
пости обнаружить самолет гораздо труднее,
чем своевременно заметить его © наблюда-
тельных постов. Поэтому противник уст-
раивал на земле засады истребителей на
небольших площадках и вылетал по лона-
сениям наблюдательных нюстов и по-зря-
чему:

Одним из назначений авиации в горных
условиях является доставка боеприпасов
п продовольствия частям наземных войск,
к которым  отсутетвуют ‘пути подвоза.
Часть груза можно сбрасывать на пара-
шютах. Олнако это не всегда возможно, п
в такой обстановке незаменимых средством
JIA поставки грузов является легкомотор-
ный самолет «У-2». Оп производит по-
садку на площадки крайне ограниченных
размеров. При этом необходимо учитытать,
что в высокогорных районах ввиду боль-
шой разреженности атмосферы прололжи-

тельность разбега при взлете увеличивает-
ся

в

При действиях в районах предгорий, где
высота отдельных хребтов колеблется в
пределах от 300 ло 600 метров, создается
иная обстановка. Если в высокогорных
раионах. противник может использовать
ограниченное количество специально пол-
готовлениых горно-стрелковых частей, то
в предгорьях обычно используется. вся
группировка действующих войск, со вееми
средствами усиления, в том числе танка-
мии хальпобойной артиллерией. Географи-
ческие особенности предгорий создают хо-
рошие условия для жесткой, глубоко эше-
лонированной обороны и значительно за-
трудняют действия наступающих войск.

11 декабря 1943 г.. № 61 (189),

Большие потери
вражеской авиации

(0т специального норреспондента «Сталин
ского сокола»)

Небо затянуло туманом. Погода ме
летная. Пользуясь этим, наземные” силы
пемцёв начали было активизировать свои
действия. К линии фронт& ови подтягив.
ли новые резервы танков, артиллерии, пе.
хоты.

Как только начал рассеиваться тумая,
в воздухе зарокогали моторы советских
истребителей и штурмовиков.

Противник всячески пытается противй
действовать нашей авиации, Он бросает в
бой большие групцы «Ме-109», Истребите-
ли противника пытаются преградить доро-
гу нашим штурмовикам. Маскируясь обла.
ками, они устраивают воздушные засады,
Но инициатива в небо на нашем участьь
фронта попрежнему в руках сталинских
соколов. Наши летчики смело атакуют
вражескую авиацию и в большом количе
ствё уничтожают ее. Характерно, что з)
последнее время в бой с немецкими ястре.
бителями часто вступают наши штурхови-
ки. Не один вражеский истребитель пашет
себе могилу от мощного огня наших «Иль.
юлтиных»,

На-днях на штурмовку скопления вр»
жеской пехоты вышла труппа наших
штурмовиков во главе с ведущим капита:
ном Товадзе. Истребители’ противника ине
тались воспрепятетвовать нашим штурио
гчкам Зыполнить боевое задание, no my
этого ничего не вышло. Вапитан Товалзв
со своей группой умело отразил атаку в.)
мецких истребителей, причем одий вражы
ский истребитель — «Ме-109» был сбит,
В результате питурмовики одни, без иотраз
бительного прикрытия, выполнили 00980)
задание, нанеся удар тю скоплению пехо- >
ты противника.

0с0бо смело дерутся с врагом ‘советские
истребители. В одном ‘бою труппа истре.
бителей, возглавляемая ведущим капитаном
Сидоровым, сбила два «Ме-109». Одно
из них сбил лично Сидоров, & втором-—
младший лейтенант Тютин,

В этот же день группа наших истребна
телей во главе с ведущим старшим лей
тенаитом Буряком вылетела Ha развелку
войск противника. На своем пути на вн-
соте 3.200 метров она встретила около 25
«0-87», шедших под прикрытием 4
«Ме-109». В короткой схватке ¢ Bparoy
наши истребители ебили два «Ю-87» п
подбили один «Ме-109»; Остальные вр.
жеские бомбарлировщики и истребили
быстро ушли с ноля боя.

Наши летчики в боях © бомбарлировии:
ками и истребителями противника прояв.
`ляют уменье, упорство и чувство товари
щеской выручки. Младший лейтенант [ло-
ба успешно атаковал «Me-109».-B oan
время лругой истребитель противника cy-
мел зайти в хвост самолета Глобы. Риз
мгновение — и самолет Глобы рухна о
бы на землю. Но этого пе  случильь.
Ведущий группы ‘майор Панкратов заметит
опасное положение своего подчиненного Е
тут же устремился ему на выручку. Ист.
ребитель противника, угрожавитий [л0бе,
вам горящим упал на землт. .

В этом бою младшему лейтенанту Vea
нову пришлось сражаться сразу с двумя

f

было безгранично. Оп сумел одноге из ист.
ребителей противника сбить, а второго 34-
ставил спасаться бегством с поля 60я,

Успешные действия нашей авиации 30
многом облегчают продвижение наземных
войск. Наши игтурмовики в один день раз
громили’ значительное количество танкон,
полевой и морской артиллерии, взорвали
склад боеприпасов и уничтожили немало
солдат и офицеров противника. Только 01°
на группа штурмовиков под руководство
майора Галичева уничтожила 3 танка, 2
автомапгины с грузом и несколько десят
ков вражеских солдат и офицеров.

Большую помошь наземным войсках
оказала группа штурмовиков, ведомая лет.
чиком Кошкиным. Этой группой была ус
пешно поставлена лымовая завеса. С зе
ли по радио штурмовикам было передано’
«Иетчики дымовую завесу поставили хо
рошо. Спасибо».

Воздушные сражения на нашем уст.
ке фропта не  стихают. Наши летчик
оказывают значительную помощь Назех»
пым войскам, ведущим успешное наступе

В такой обстановке авиация должиз
применяться массированно, с учетом 0
бенностей, свойственных предгорья. Пр
тивник, используя выгоды пересеченной
местности, сп@собен оказывать злесь упор
ное сопротивление нашим пастулающих
войскам. Поэтому боевая работа авнации
должна быть особенно тесно ysagana ¢)
действиями пехоты, танков и артиллерии
на всех этапах операции. Наиболее важ-
ной и ответственной задачей для паших
воиск является прорыв укрепленной 06010-
нительной полосы противника, построен“
ной на господетвующих выеотах предгорий,
Основной массированный удар всех ст
авиации также должен пметь целью вы
полнение этой задачи,

Одна из особенностей обороны немпевз
предгорьях — большое количество очагов
и опорных пунктов, связанных межлу ©9-
бою фланкирующим огнем. В этой систем
противника всегда имеется главный опор
ный пункт, подступы к которому оборуду
ютея мощными противотанковыми и пр
тивопехотными заграждениями. Захват}
противника такого главного опорного пуи“
кта обычно приволит к нарушению всей
системы его обороны в первой ее полосе,
Естественно, что действия авиации преж-
де всего могут быть направлены против”
такого опорного пункта. Длительными  пз3*
нуряющими действиями летчики подавля*
ют стойкость обороны противника, а 34-
тем мощным массированным налетом при“
жимают к земле его пехоту и огневые
средства. В момент перехода наших войск
в атаку болыное значение имеет подавле-
ние авиацией оглевых точек‘ противника
на госполствующих высотах.

Практика показывает, что, помимо бом
барлировочных и штурмовых лействий,
большой эффект дает постановка авиацией
дымовых завес, которые ослепляют про
тивника и не лают ему возможности вес-
ти прицельный огонь. Так, на одном из
участков фронта, в районе предгорий, ата-

у
f

«Ме-109». Упорство истребителя Иванова *}

`