30 июня :

1945 г. №52 (350).

ДОГОВОР
между Союзом Советских Социалистических Республик
и Чехословацкой Республикой о Закарпатской Украине

Президиум Верховного, Совёта Союза СОР и Президент Чехосло-.
вацкой Республики, преисполненные желанием, чтобы народы Союза
Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республики.
жили в вечной искренней дружбе и чтобы им, во взаимном тесном
сотрудничестве, была обеспечена счастливая будущность, решили с этой
целью заключить Договор и назначили своими Уполномоченными:

о Президиум Верховного Совета СССР — Вячеслава Михайловича
УМолотова, Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров
Союза ССР и Народного Комиссара Иностранных Дел Союза ССР;

Президент Чехословацкой Республики — Зденека  Фирлингера,
Председателя Совета Министров, и Владимира ’ Клементиса — статс-
секретаря Министерства Иностранных Дел,

которые, обменявшись своими полномочиями, найденными в долж-
ной форме и в полном порядке, согласились о нижеследующем;

СТАТЬЯ 1.)

Закарпатская Украина (носящая, согласно Чехословацкой Консти-
туции, название Подкарпатская Русь), которая на основании Договора
от 10-го сентября 1919 года, заключенного в Сен-Жермен ан Лэ, вошла
в качестве автономной единицы в рамки Чехословацкой Республики,
воссоединяется, в согласии с желанием, проявленным населением Закар-
патской Украины, и на ‘основании дружественного соглашения обеих
Высоких Договаривающихся Сторон, со своей издавней родиной —

к Договору между. Союзом Советских Социалистических
и Чехословацкой Республикой о Закарпатской Украине _

\

\ При подписании Договора о Закарпатской Украине Стороны усло-

вились о нижеследующем.
СТАТЬЯ 1. т

‚ Проведение границ на местности, предусмотренных в статье 1-й
Договора, будет произведено Демаркационной Комиссией, в. которую
каждая из Высоких Договаривающихся Сторон назначит по три. пред-
ставителя, которые будут иметь право привлекать к’ переговорам необ-
ходимое количество экспертов. м. мо et

Расходы по содержанию Демаркационной Комиссии будут в равной
мере покрываться обоими принимающими участие государствами. ^

< СТАТЬЯ. 2.

Лица украинской и, русской национальностей, проживающие на тер-
ритории Чехословакии (в районах Словакии), имеют право оптации граж-
данства Союза Советских Социалистических Республик в течение вре-
мени ло   января 1946 года. Оптация происходит в соответствии с су-_
ществующим законодательством Союза ССР-и становится действитель:
ной только с согласия властей Советского Союза.

Лица словацкой и чешской национальностей, проживающие (имею:
щие постоянное местожительство) на ‘территории Закарпатской Украины,
имеют право оптации гражданства Чехословацкой Республики в течение
времени до 1 января 1946 года. Оптация происходит в соответствии с
существующим законодательством Чехословацкой Республики и стано-
вится действительной только с согласия чехословацких властей.

Лина, пользующиеся упомянутым правом оптации, в течение 12 меся-
пев после получения согласия соответствующего правительства на опта-
цию, переселяются в государство, гражданство которого они намерены
приобрести, причем могут взять с собой всё свое движимое имущество.
Это имущество не будет подлежать никаким таможенным обложениям.

_ За недвижимое имущество они получат вознаграждение.

Вознаграждены будут также за оставшееся недвижимое имущество
лица чешской и словацкой национальностей, которые вследствие враже-
ской оккупации должны были покинуть территорию Закарпатской Украи-
ны. К этим лицам приравниваются юридические лица, которых с точки

и

ь г-на Фирлингера

вянской страны, являющейся самой вос-
точной частью нашей Республики. В 1919.
‘тоду, когда Советская Украина, и с ней
великий русский народ, вела тяжелую
борьбу за свое существование, эта малень-
кая страна, временно отторженная от
своей издавней родины — Украины, ре-
шением мирной конференции вошла в
состав нашей Республики и в ее границах
она смогла противостоять бурям, буше-
вавшим вокруг нее, и оградить себя от
посягательств захватчиков.

С любовью и сочуветвенным вниманием.
следили чешский и словацкий народы 3а
культурным и хозяйственным развитием
своей младшей сестры — Закарпатской
Украины; и можно сказать, что последняя
в течение 20-ти лет, прожитых с нами,

Гоеподин Генералиссимую,

тоспохин Комиссар, господ!

Сегодня мы вместе подписали знамена-
тельный Договор, каких мало в историй
народов и который следует рассматривать,
как доказательство того, что при правиль-
ном взаимопонимании справедливых инте-
ресов не может быть между двумя стра-
нами таких вопросов, которых нельзя бы.
ло бы разрешить в дружественном духе и
BO взаимном доверии. Я уверен, что этот
Договор будет единодущно ‘утвержден на-
шим Национальным Собранием, которое в
ближайшем будущем будет избрано на 0%
новании вееобщего избирательного правз,
ибо этот Договор выражает истинное чув-
ство всех чехов и словаков, следивигих ©
сочувствием за судьбой маленькой сла-

‚ ветственно Советским и Чехословацким Правительствами. Высокие До-

CTARHHCKHM COKON

Тосподин премьер-министр, господа!
Подписанный сейчас Договор между Че-
‘хословацкой Республикой и Советским
Союзом о Закарпатской Украине имеет
большое политическое значение.
  В течение тысячелетия  закарпато-
украинский народ был оторван от своей
матери родины — Украчны. Еще в конпе
IX Beka он подпал под власть венгров.
Венгерские помещики и капиталисты, 8
затем и немпы создали для него режим
бесправия, угнетения и колонизльной эк-
сплоатации. Они преследовали украинский
язык, запрещали открываль украинские
школы, всячески пытаясь разрушить и
уничтожить национальную украинскую
культуру карпато-украинцев. Многие жи-
тели Закарпалекой Украины вынуждены
‘  OB покинуть свою родину и уехать В
другие страны. /_ pie
° Однако, несмотря ни на что; народ
Закарпатской Украинь по своим этногра-
 Фическим признакам, по языку, быту, по
своим поторическим судьбам был и оста-
ется частью украинского. oe Oomens-
is ee eee   веетно, насколько велико было вобгда его
_ › По уполномочию желание воссоединиться со своими едино-
Президента Чехословацкой кровными братьяхи—украницами. Это бы-
т Республики _  1А извечная MOTTA многострадального на-
В треда, —   а 3
После первой мировой войны Закарпат-
  кая Украина вошла в состав Чехослова-
кии, Положение карпато-украинцев улуч-
  щилоеь, но они оставались оторванными
Тот своего народа, от Украины. -
_   Красная Армия, выполняя свою вели-
TRY освободительную’ миссию, изгнала из

О ‚   Закариатекой Украины чемецких и вен-

- Республ ИК. х оккупантов, вызволив карпато-ук-

о   раинцев из фашистской неволи и начав

этим освобождение территоряи всей Чехо-

словацкой Республики. Народ Закарпат-

ской Украины получил возможность сам
решить свою собственную судьбу..

Украиной и включается в состав Украинской Советской Социалистиче-
ской Республики. -
Границы между Словакией и Закарпатской Украиной, существовав-
шие ко дню 99-го сентября 1938 года, становятся, с внесенными изме-
нениями, границами ‘между Союзом Советских Социалистических Рес-
публик и Чехословацкой Республикой согласно прилагаемой карте.

: СТАТЬЯ 2.
Этот Договор подлежит утверждению Президиума `Верховного

Совета Союза Советских Социалистических Республик и Чехословац-
кого Национального Собрания.:

Обмен ратификационными грамотами будет произведен в Праге.
Настоящий Договор составлен в Москве, в трех экземплярах, каж-
дый на русском, украинском и словацком языках. Нри толковании. все
три текста имеют одинаковую силу. - В. а

29 июня 1945 года.

По уполномочию
`Президиума Верховного Совета
Союза Советских Социалистических

` Республик и. о ;
В. МОЛОТОВ. ЗАД. ФИРЛИНГЕР. -
ee м КЛЕМЕНТИС..

‘зрения национального состава их. правовых органов, существовавших до
оккупации, следует рассматривать как’ чехов и словаков. —
о. о СТАТЬЯ 3. о. т
`Для проведения етатьи 1 Договора от сего дня и статьи 2 настоя-
щего Протокола, поскольку речь идет о вопросах юридического, имуще-
ственного и финансового порядка, учреждается Ликвидационная Комис-
сия, в состав которой каждая из Высоких Договаривающихся Сторон
выделит своих представителей, за которыми будет оставлено право при
влекать к работе необходимых экспертов.

В компетенцию этой Комиссии входит безоплатный перевод госу-
дарственного имущества в Закарпатской Украине из собственности
Чехословацкой Республики в собственность Союза Советских Социали-
стических Республик. . и

} СТАТЬЯ 4.

Вознаграждение согласно статье 2 абзац 3 u 4 будет произведено
на основе принципов, выработанных  Ликвидационной Комиссией, соот-

’ Подписание Соглашения о

В последнее время в Москве имели мес-
то переговоры между представителями
Правительства СССР и Временным Прави-
тельством Французской Республики по
поводу заключения Соглашения о содержа-
нии и репатриации советских граждан как
бывших военнонленных, так и граждан-
сзих лип, оказавшихся под кобтролем
французеких властей и не поднадающих
под действие Соглашений о репатриации
от 11 февраля 1945 тода, заключенных
Советским Правительством е Иравительст-
вами Великобритании и США, и о содер-
жании и. репатриации французских граж-
дан, освобожденных Красной Армией и на-
ходящихея под контролем советских влас-
тей. _

говаривающиеся Стороны обменяются списками оплаченных  возна-
граждений, после чего будет урегулирована оплата задолженности. Лик-
видация всех вознаграждений и оплата разницы будет произведена в
течение. 18. месяцев со дня ратификации Логовора.

СТАТЬЯ 5.

Настоящий Протокол, являющийся составной частью Договора,
подлежит ратификации, которая произойдет на тех же условиях, что и
ратификация основного договорного а `1 :

” Москва, 29 июня 1945 года. _

По уполномочию
Президиума Верховного Совета

ХГУ шахматный

ТНахматное первенство оказалось Ha
этот раз разыгранным задолго до офици-
сульй 06

` По уполномочию
Президента Чехословацкой

` : 5 ального извещения главного
Союза ee ae Республики аи ба Пе пы
Lig PONY UES oe мат интересует уже судьба не первого и
. Cy г i т 3   даже не второго места. Правла,. когда.
В. MOJIOTOB. зд. ФИРЛИНГЕР. Ботвинника, набравшего 13 очков из 15,
некоторые из его горячих стовонников

_ В. КЛЕМЕНТИС. р poy
‘ бросились поздравлять, OH отклонил эти
: проявления восторга как преждевременные
и указал, что он
оставшиеся партии, а Болеславский выиг-
рать. Но даже и при этом невероятном
случае Ботвинник разделит первое место
с Болеславеким. › Wise ee ae
Может ли Котов с 9 очками из 15 gor-
нать Болеславского < ето 10 очками из.
14? Теоретически это возможно, практи-
чески Мало вероятно.
`Последние. туры основательно перетрях-
нули таблицу. : pe

веткой Украины. Наш народ чувствует,
что настал час, котла Закарпатская Ук-
анна может опять возвратитьея в лоно
евбёй Родины —^ Великой Советской Ук-
тайны, которзя в нашей общей борьбе
принесла самые тяжелые жертвы и сыны
которой пролили так много крови, чтобы
на победоносном пути Врасной Армии пре-
одолеть непристунные валы Карнатских
гор. : :
`Мы уверены, что воссоединение Sanap-
патекой Украины co своей Родиной будет
на пользу обеим. странам и на пользу на-
шей дружбы с великим украинским наро-
дом и что узы, которые связывали нас с
нашими украинскими братьями под Карпа-
тами в прошлом, еще сильнее скрепят
наши братские и дружеские отношения CO
всеми народами Советского С010за.

могла достичь сравнительно большого про-.
гресса и процветания, насколько непроч-
ный мир в Европе это позволял. Громад-
ное большинство чехов и словаков рас-
сматривали наш союз е Закарпатской Ук-
раиной, как временную опеку, которую
мы на себя поиняли и которую мы, как
нам кажется, не без успеха выполняли до
тех пор, пока коварный враг, напавший
на нашу Родину, не связал чам руки.
Настунил Момент, когда героическим
усилием народов Советского Союза, Врас-
ной Армии и всех союзников враг повер-
тнут в прах, и наша Родина, а вместе с
ней и Закарпатская Украина, опять cBo-
бодны. Исторические события, свидетеля»
ми которых мы являемся, изменили грани-
цы многих государств, и наша Республи-
ка стала воседом Советского Союза и Со-

то. Он финиширует блестяще, выигрывая
все партии подряд.
удалось на один лень задержать его
над  Константинопольским
принесла ему 8-е очко. Таким образом,
Рудаковский, занимавший все время до-
вольно скромное место в нижней полови-

Рудаковского

с Константинопольским обладателем 4-го
и Б-го мест. Если у талантливого масте-
ра хватит «пороха» до конца, он займет
прекрасное место. Е a as

может проиграть все’

В первую очередь это дело Рудаковско-.
Только Ботвиннику.

стремительный финишный ‘бросок. Победа.

Молотова _

26-го ноября 1944 года в городе Мука-

чево бостоялея Первый <’езд Народных
Комитетов Закарпатекой Украины, который
сллноглаено принял Манифест о желании
народа Закарпатской Украины присоеди-
purses Kk Советской Украине.

Президент и Правительство Чехословац-
кой Республики пошли навстречу едино-
душному желанию народа Закарпатской
Укранны. Советское Правительство, выра
жая мнение всего COBETCKOTO народа и,
прежде всего, инение и чувства уюраин-
ского народа, се благодарностью, отмечает
этот дружественный акт Чехословацкой
Республики, в котором мы видим пример
братского решения вопроса, затрагиваю-
щего интересы двух соседних славянских
народов. :

Подписанием настоящего Договора 0су-
ествляется вековая мечта закафпато-
украинского народа. Он воссоелиняется со
своей Родиной — Украиной. Впервые В
своей истории ` весв украинский народ
‘оказываелея об’единенным в рамках сво-
его единого госудаюства. d

Настоящий Дотовор является яркой де-
монстрацией искренней дружбы между
славянсклми ‘народами и братского с9-
трудничества между Советским Союзом и
Чехословакией. ‹

Позвольте выразить уверенность; Что
все свободолюбивые народы будут привет-
ствовать настоящий Договор, означающий
угрепление политики мира и дружествен-
ных отношений между народами.

Советское Правительство горячо привет-
ствует народ Закарпатской Украины, вос-
соединенный со своей родиной — Украи-
ной и ветупающий в братскую семью на-
родов: Советского Corsa!

Пусть развиваются и крепнут дружба
и сотрудничество между Советским Сою-
зом и Чехословакией в интересах процве-
тания наших народов и в интересах все-
общего мира: :

содержании и репатриации

‘советских и французских граждан, находящихся.
соответственно под контролем французских
‚И советских властей

29 июня 1945 года упомянутое Согла-
шение было подписано по ` уполномочию.
Советского Правительства Заместителем
Народного Комиссара Иностранных Дел.
СССР А. Я. Вышинским и по уполномо-
‘чию Временного французского правитель-
слва — Поверенным в делах Французской
Республики г-ном Шарпантье. -

Соглашение предусматривает немедлен-
ную репатриацию советских и француз-
ских граждан, находящихся соответствен-
HO пот контролем советских и франпуз-
ских властей, и предоставление обоими
правительствами транспортных средств для
их репатриации, а также питание, одеж-
ду, медицинское обслуживание и удовлет-
ворение других нужд указанных граждан
другой Договаривающейся Стороны.

= = = aS

чемпионат СССР

Шестое место оспаривают сейчас Раго-
зин и отставший от него на пол-очка
Бронштейн (7% и 7 очков). Оба отложи-
ли очередные партии в примерно равном
положении = Рагозин против Ратнера и
Бронштейн против Смыслова.

Что касается остальных ‘мест,’ то пре-
тенденты идут настолько кучно, что су-
дить о распределении мест трудно. Сле-
дует отметить хороший финиш  Толуща,
который в день доигрывания в‘ 4 отло-
женных партиях набрал 3% очка и пере-
брался сразу в первый десяток, и Чехо-
вера, который тоже одним прыжком Cy-
мел перескочить несколько ступенек на
турнирной лестнице, ?

= . & ¢ &

Вчера был сыгран 17-й тур. Только одна
партия — Константинопольский—Котов —
закончилась вничью и только одна — Че-
ховер Бронштейн — была отложена. Oc-
тальные партии дали результат, что сви-
детельствует об ожесточенности борьбы на
финише. Рагозин выиграл у Болеславского,
Смыслов — у Ратнера, Лилиенталь — У
Кобленца, Романовский — у Алаторцева,
Кан — у Гольдберга. Ботвинник был сво-
болным от игры.

После 17-го тура положение участников
следующее: 1. Ботвинник — 13 очков

He таблицы, неожиданно оказался вместе:

из 15, 2. Болеславский 10 из 15
3. Котов — 9: из 16, 4. Рагозин — 8%
из 14, 5. Константинопольский — 8%

из 15.
А. ВЕТРОВ.

налево: А. Я. Вышинский, И. В. Сталин, г-н. Зд. Фирлингер, ra В. Клементис,

Союзом и Чехословацкой Республикой о Закарпатской Украине. Стоят справа
г-н Немечек, П. В. Рудницкий. Договор подписывает В. М. Молотов. Фото С. Гурарий.

исанию Договора между Советским
К подписа» р еедлы, Б. Ф. Подцероб, генерал Л. Свобода, Н. Г. Пальгунов,

В. А. Зорин, г-н Я. Урсини, С, Т. Базаров, г-н Г. Рипка, г-н Зд. И