4   СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ о can

Н. БОБРОВ

. & $
1. ЮНОСТЬ

Мы кидели на Тверском бульваре, у па-
мятника Пушкину. Звонкие голоса детей,
возившихся в песке, воздух, полный весен-
них ароматов, создавали ощущение мир-
ного покоя. :

— Нет, все это удивительно просто и в
то же время очень сложно! — сказал Лав-
риненков. — Война окончилась, хочется ду-
мать о тишине, а у меня иногда и теперь
гудит в ушах от боя, будто я еще дерусь
с «Мессерами» или «Фокке-Вульфами».
Кстати, о первой моей воздушной победе и
о бесстрашии. Вижу: немецкие бомбарди-
ровщики идут. Я горячий был, неопытный,
ну и полез на них. А «Мессеры», что при-
крывали; зажали меня в кольцо, да как
зажали! И прямо по мне — только кругом
огненные шары. Я тоже стреляю, а у ка-
мого в душе чорт знает ‘что делается!
Все патроны выпустил, сбил одного, уж не
знаю, может, случайно угодил. Все как-то
бессознательно. происходило, без холодного
ума и строгого расчета. Да... Так я начи-
нал войну. А кончал я ее вот как: поле-
тишь на «свободную охоту», идешь, идешь,
аж обидно: ни одного немецкого самолета
нет. Вдруг, откуда ни возьмись, старый
згакомец — «Мессер». И вот. тут-то собе-
решь всего себя в кулак, весь там, в
прицеле, в одном порыве, страстном и не-
умолимом. Все мгновенно взвесишь холод-
ным умом. Тут одна формула: убить. вра-
га, а самому невредимым остаться. А ка-
ким трудом, потом и кровью, единобор-
ством со смертью создавали мы эту фор-
мулу! Вспомнить хотя бы сталинградекую
битву... . :

Брови Лавриненкова сдвинулись. Он ус-
тремил взор вдаль, и мне показалось, что
он видит сейчас не Пушкинскую площадь
со сновавшими в разные стороны aBTOMO-
билями и троллейбусами, не бронзового
Пушкина, уронившего голову на грудь. Все
куда-то отодвинулось, расплылось, и на
месте серых громад и блестевшего асфаль-
та возник приволжский аэродром Верхняя
Ахтуба с нависшими над ним облаками пы-
ли, < землянками, вросшими, как грибы, в
накаленный зноем грунт, и расставленными
то тут, то там истребителями, готовыми по
первому приказу взмыть в горячую синеву,
чтобы защитить волжскую твердыню,

— Я совершил 500 боевых ‘вылетов, и
мой истребитель прошел в небе войны два
миллиона километров. Сталинград, Воро-
неж, Елец, Ростов, Шахты, Мариуполь,
Херсон, Севастополь, Каунас, Инстенбург,
Кенигсберг, Нознань, Берлин... Это для
меня не географические понятия, не просто
города. Это тяжелый путь борьбы,
исканий, лишений, воздушные бои © неуда-
чами и радостями побед. Это и короткий
тревожный сон в бесконечных землянках,
колючая, докучная пурга во заволжеких
степях, это тревоги, споры, приказы, это
ураганный полет и упоение боем, сознание
своей силы и малодушие в минуты, когда
екает сердце от страшных огненных трасс,
острых, как кинжал. Чорт знает, где не
был я, чего не видел, не испытал!

Я поглядел на своего собеседника. Вой-
на наложила отпечаток суровости на круп-
ные черты его лица: в глазах светились
житейская мудрость, созерцательное спо-
койствие, которые делали его старше своих
лет. Широкая грудь, большие, как у мо-
лотобойца, руки выдавали в нем силу,
которая как бы просилась наружу. И в то
Же время что-то непосредственное и ребя-
ческое было во всем его облике.

— Вы хотели услышать повесть моей
жизни, как говорят поэты. Ну, что ж, нач-
ну свой рассказ. Отец был не бедным, не
богатым. Сначала крестьянствовал, потом
на маслозавод поступил служащим. И
меня забрал с собой, учиться при заво-
де. Еще в школе увлекался я книгами
Льва Толстого. Как-то несовместимо было
мое увлечение образами Катюши. Масловой
и Анны Карениной с моим тогдашним ‘пове-
дением. Теперь, конечно, я его всячески
осуждаю.

Я был драчуном. Сил было много = не-
куда было девать. И я дрался с одно-
кашниками зло, напористо. Моей силушке
завидовали, городские ребята не давали
прохода, дразнили <кугут» — это на на-
щем, местном наречии «деревенский».

Отец мне говорил: «Приспособься, а He
то скручу!» А я ему: «Чем я хуже дру-
гих?» Старик был крутой, слово за слово,
в конце концов самолюбие взяло верх, ия
сделал тяжелый шаг: бросил учиться, ушел
от отца, решил сам найти себе место на
этой беспокойной земле.

Вы не бывали у нас в Смоленске? Там,
в CepeOpauke, Ha горе, свечной завод.
Туда я и нанялся по столярному делу.
Шкафчики, табуреты, столы... Золотая
стружка вьется колечком. Запах основой
смолы казался мне нежнее дорогих духов.
Строгаешь, песни поешь и мечтаешь о чем-
то неясном, о большом. Молодость! Но
все же на сердце было неспокойно: что-то
< матушкой, как переживает она, бедная,
наш разлад? Вот вчера она опять прихо-
дила из деревни, принесла мне гостинец.
Я не взял. Говорят, украдкой оставила в
бараке, в тумбочку положила. Я голоден,
но не дотрагиваюсь. Чертово самолюбие!

__ Но довольно об этой печальной поре
мсей юности!
Вы хотели услышать, как я попал в

авиацию? Не думайте, пожалуйста, что вот,
мол, увидал низко летящий «0-2» и потя-.
нуло и покой нотерял.. Признаться, я и
не мечтал стать летчиком. Все было зна-
чительно прозаичнее. И виной тому Иван

Васильевич Новиков, попросту — Ванюш-
ка, подмастерье. «Пойдем, — говорит, —
учиться на летчиков. Хватит столярни-

чать!» «Что ж, не все ли равно?» Ну,
й занли в аэроклуб. Ванюшку без раз-
говора приняли. А на меня посмотрели,
смесили. «Вы, — говорят, — молодой че-
ловек, ростом не вышли!» «Ах, так, ду-
маю, опять это самое самолюбие — пороги
обобью, а своего добьюсь». Я опять в
аэроклуб. С ‘инструкторами дружбу завел.
Неделю ходил, месяц. Не приняли.

ОТРЫВОК
ИЗ ПОВЕСТИ

>

Сжал я кулаки и уехал под Брянск, в
Белые Берега, в колонию беспризорных, ра-
ботать старшим над ними, — значит, еше
одна новая профессия. Сначала понрави-
лось, а потом начал тосковать по рубанку,
по стружке. И махнул я, беспокойный бро-
дяга, в Карачев, бывший купеческий го-
родишко, на мебельную фабрику.

И, знаете ли, не жалею: Стал красноде-
ревщиком. Политура, лак, инкрустации
разные, резьба... тонкая работа. Да... Шка-
фы-то делаю, а злополучный «По-2» все
же снится по ночам, хотя ни разу и не
видел его близко. Я нет-нет, да и забегу
в общежитие, к одному пилоту.

Как сейчас помню эти апрельские ду-
шистые ночи. Раскрытое окно. Луна. Плы-
вут весенние облака. Я весь там, в не-
бе. Жадно ловлю каждое слово моего. при-
ятеля. А он все рассказывает и рассказы-
вает о полетах в облаках, вроде как B
дыму. «В темноте, — говорит, — летишь,
только стрелки приборов светятся чудным
блеском». И так меня захватили эти рас-
сказы, этаким орлом, мифическим Икаром
представлялся мне мой новый ‘друг. Все
мое прошлое казалось таким сереньким и
ненужным. Наконец, я решился и сделал
еще одну попытку.

SS

Я жадно ловлю каждое слово Моего
приятеля.
Рис. И. Семенова.

Однажды утром пришел я к начальнику
авиационной школы. Мою просьбу выслу-
шали. Водили по какой-то комнате: идешь,
а потом вдруг вниз летишь; потом тол-
кали, вроде как на гвозди. «Сердце, —гово-
рят,—крепкое; а вот рост не подходит». У
меня на глазах навернулись слезы. К гор-
лу что-то подкатило. Но я сдержал себя.
Выбежал на улицу, завернул за угол и...
не вытерпел: прислонился к заборчику и
заплакал, — заплакал, как ребенок.

Было невыносимо тяжело. Я решил
уехать. Куда? Мне было все равно! По.
совету мастера-краснодеревшика’ я отпра-
вился в Донбасс. Crporan полы, мостил
переулки. Так прошел год. И это надоело.
Мечта сделаться летчиком все сильней
овладевала мной. Нотянуло на родину. И
вот я снова в Смоленске. Судьба, наконец,
улыбнулась мне. Меня допустили к заня-
тиям в аэроклубе: И; может быть, этой
удаче я обязан не своему упрямству, а при-
роде, которая, наконец-то, сжалилась надо
мной: за год скитаний я вырос по край-
ней мере на четверть метра!

Чувствую, надоел вам своим рассказом.
Но какой летчик может удержаться, что-
бы не рассказать о первом. своем полете,
не вспомнить с благодарностью своего. пер-
вого учителя, воздушного крестного? Фа-
милия моего учителя — Ковалев. ^

Итак, мой первый полет. Я ‘задыхался
от восторга, от новизны ощущений. Неред
моими глазами была земля, которую < этой
минуты я почувствовал такой родной и
близкой. Я увидел из кабины самолета  по-
ля, леса, рвы, овраги, реки, дивные строе-
ния — до чего же ‘красива’ наша земля!
Впоследствии, в дни жестоких боев, когда
я следил за эволюциями противника, в ка-
кую-то долю секунды ощущал я прилив
любви и нежности к ней. Эта любовь не
раз спасала меня от неминуемой смерти.

Что такое она, эта любовь? Не высшее
ли проявление духовных сил человека,
утверждающее жизнь? Разве с вами не
случалось так? В тот миг, когда вы шаг-
нули навстречу гибели, сказываются вся
сила вашей души и воли, вся ваша готов-
ность к жертве во имя высоких идей, ко-
торым вы безраздельно преданы. Как бы
мне хотелось запечатлеть этот миг, но для
этого нужен язык искусства, ,

Я люблю искусство еще < юности. Вы
сейчас опять улыбнетесь. Как совместить
мою любовь ко всему прекрасному с гру-
бостью, озорством, © желанием подраться.
К сожалению, эта привычка не покидала
меня и в то время, когда я уже учился на
курсах.

Однажды мы, курсанты аэроклуба, пов:
здорили из-за каких-то пустяков. Меня
оскорбили, и я пустил в ход кулаки. Это
не прошло для меня безнаказанно: меня
посадили на гауптвахту. _

Олднообразно потянулись дни в камере.
Единственным моим развлечением было
взлезть на подоконник и смотреть на зе-
леное поле. И вот однажды вижу: прямо
на меня, на мое окно, летит «По-2». Я сразу
узнал: мой самолет. Это ужасно! Я вце-
пился руками в решетку, я чуть не согнул
железные прутья — такая злость взяла
меня.

На этом можно было бы, пожалуй, за-
кончить повесть о моей юности.

Отлично окончив Чугуевскую школу В
1940 году, я остался работать в ней инст-
руктором. Здесь я и встретил всем. нам
памятный день 22 июня. Помню, рано ут-
ром прибегает ко мне курсант и говорит:
Я спросонья ‘обругал
его. «Война, серьезно говорю. Начальник
школы приказал вам немедленно явиться
на аэродром». Оделся. Пошел. А там pe
капо-

ниры, землянки. Взял и я в руки лопату,

«Война началась»,

самолеты затаскивают в лес, роют

стал тоже рыть себе землянку.

‚.Дует ветер — суховей. Мороз сковал
зимней мгле смутно вырисовы-
ваются очертания Сталинградского трак-
торного завода. Но часто выпадают и яс-
ные дни, и тогда сержант Владимир Лав-
риненков вылетает на учебную стрельбу по
конусам или щитам. В нем быстро обна-
его ночные
воздушные бои’

Волгу. В

ружился талант истребителя;
полеты и тренировочные
вызывали общую похвалу.

Но вскоре Лавриненков стал ощущать
его уже
перестали удовлетворять учебные бои, его
неудержимо влекло на фронт, в бой с на-

неудовлетворенность. Он понял:

стоящим, злым и сильным врагом.

— Я понимаю, тренировка многое дает

мне. Но когда же на фронт? — часто. жа-
ловался он друзьям, ощущая желание вы-
говориться
Нодраться бы...

— Точно. А тут что же, ходи, патрули-
руй над городом, фронт далеко...

— Яи то вчера — только молчок, ребя-
та.. — и  Лавриненков переходил на шо-

з

пот,—после патрулирования минут еще де-

сять оставалось... Дай, думаю, пройду на
бреющем. Лег крылом около берега, чуть
крылом воду не задел, а потом выскочил
на деревушку, над улицей пронесся... Ин-
тересно... А вот на-днях мы с Чугвагой—
Лавриненков кивнул головой в сторону
приятеля, с которым часто ходил в паре, —
‘по просекам лазали, тоже на бреющем.

вот еще интересно, ребята, по извилистой

речушке итти, только тут хладнокровие
нужно.
— Смотри, Володька, убъешься, — гово-

рили товарищи.

Он молчал. Странно, но он никогда не

задумывался над этим. И юн ‹разу же на-
ходил для себя оправдание.

— Понимаю, что нарушение. А что де-
лать, если натура у меня такая?

— Что делать? Да просто не делать это-
го.

Начались споры. Лавриненков сознавал,
что неправ. Засыпая после напряженного
дня, он говорил самому себе: не буду
больше так делать. А там будущее пока-
жет...

Все эти дни он жил мыслями © ие

с

щем, пока еще для него неясном.
каждым днем росла  неудовлетворенность
настоящим.

Вечерами, возвращаясь на аэродром, он
проделывал. в воздухе какие-то, ему одно-
му понятные эксперименты. То ‚пролетит
над ‘замерзшей Волгой, увидит прорубь и
выпустит в нее короткую очередь. То уле:
тит в Заволжье, промчится над’ снежной
целиной, увидит‘на снегу лису — и давай
стрелять в. нее. -

—= Лиса хитрая, это уж известно, —
признавался он во время ужина, с аппе-
титом поедая гречневую кашу, — хитрая,
дьявол! Как заметит пикирующий, самолет,
сразу же в сторону метнется. Я, пока раз-
ворачиваюсь, — уже потерял ее из виду.
Ищешь, ищешь, виражишь — убил.

В этом было какое-то удовольствие,
азарт охотника, который он, впрочем, оп-
равдывал тем, что стрельба по ‹ лисицам
или в прорубь вырабатывала в нем вы-
держку, меткость огня, уверенность в са-
мом себе и высокую технику пилотирова-
НИЯ.

Однажды Лавриненкова вызвал командир
полка и ‘потребовал от него об’яснений.

— Лавриненков, где вы были?

— Патрулировал над Сталинградом.

А что делали после?
Проскочил на бреющем.
Кте разрешил вам?

Лавриненков молчал.

— Признавайтесь, где летали. Я знаю: в
Заволжье. р

— Товарищ командир полка, мне. кажет-
ся, я развиваю таким образом технику пи-
лотирования на малых высотах.

Владимир заметил на себе пристальный
взгляд командира.

И потом мне кажется,
чувство  самостоятельности.
страшно пускать одного. j

— Подумайте, к чему бы мог привести
ванг полет? Все мы знаем, что вы хороший
летчик, но таких вещей...

— Не следует делать, закончил мысль
командира Лавриненков.

— Да, не следует, и потому я вам на-
значаю пять суток гауптвахты. Идите,

— Товарищ командир, разрешите o6pa-
титься. Прошу вас, отпустите на фронт.

— Не разрешаю. Идите.

Вот тебе раз! Он стремится на фронт, а
его... Конечно, он боец, он обязан подчи-
няться требованиям устава, но как отказать
себе в удовольствии пролететь низко над
водяной поверхностью, когда вечерами за
Волгу садится огромное красное солнце и
багрянец тысячами оттенков играет на
льду и по нему скользит тень самолета.
Он ловил себя на мысли: вот идет вой-
на, льется кровь его народа, а он мечтает
о каких-то эстетических ощущениях. Нет,
так дальше невозможно! Когда же на.
фронт, в бой? Его место там, в дыму и
огне. Разве не в этом его долг перед Ро-
диной? Разве не стал он летчиком и, \ го-
ворят, неплохим, умеющим метко стрелять,
хорошю владеть машиной, летать по ночам
и быстро и верно ориентироваться? На
фронт, только на фронт!

Он писал рапорты, Ему отвечали: учи-
тесь. Он пытался доказать, что уже подго-
товлен для настоящих боев. Ему говорили:
нужно нести воздушную вахту над горо-
дом.

Так в полетах, в ученьях, в мыслях о
будущем прошла морозная зима 1941 года.

я развиваю
Меня - не

СПОРТСМЕНЫ ОДНОЙ ШКОЛЫ

ВОЛЬСК. (От наш. спец. корр.). Физ-
культура и спорт стали любимым заня-
тием курсантов и офицеров 1-й Вольской
школы авиамехаников. Помимо обязатель-
ных часов физкультуры в учебное время,
здесь широко развиты многие виды спорта.
Делается все возможное для воспитания
сильных, ловких и выносливых воинов
Военно-Воздушных Сил Красной Армин.
Выпускники получили отличную оценку по
физкультурной подготовке’ на государст-
венных экзаменах.

Школа имеет свой стадион, бассейн для
плаванья, городок и несколько спортивных
зал.

Здешние спортсмены успешно

-Т 804464.

провели

несколько футбольных матчей. Двенадцать
человек участвовали во второй спартакиаде
ВВС КА. Отстаивая честь школы и окру-
Ta, они добились хороших результатов.

Среди спортсменов школы особенно
выделяются лейтенант Агарков (мастер
спорта), старший лейтенант Бирюлин, стар-
ший техник-лейтенант Зорин, старший сер-
жант Вертинский,

Спортивная работа в школе приняла
массовый характер. В этом году было
проведено 52 спортивных мероприятия,

состав.
Сейчас в школе готовятся к зимнему
спортивному сезону.

er

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Ул. Чехова, д. 16. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ:

в 20 из которых участвовал весь личный

ЛЕКЦИЯ ПИСАТЕЛЯ Н. БОГДАНОВА
В ЦЕНТРАЛЬНОМ ОФИЦЕРСКОМ
ДОМЕ ЛЕТЧИКА

В Центральном офицерском доме лет-
зика состоялась лекция писателя. Николая
Богданова, посвященная разгрому Японии.

Лектор, побывавший в Японии в дни ее
капитуляции, поделился своими  впечатле-
ниями от ноездки по стране, привел инте-
ресные даНные 0 состоянии японских
городов и сёл, подвергшихся  бомбарди-
ровке авиации союзников.

В заключение писатель рассказал о том,
как происходило подписание акта о без-

передо близкими. людьми. —

оговорочной капитуляции Японии.

секретариат и для справок

ca ete eI ASIA SSSA LETTS СНЕ ет

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТРУМЭНА

газета «Стар»

Трумэн заявил, что он не считает, что
конференция министров иностранных дел
в Лондоне закончилась провалом, и ука-
зал, что интересы Соединенных Штатов
не сталкивались с интересами Советского
Союза, но иногда различия в языке и пе-
реводе ‘создавали трудности

Китайской республики.

Газета утверждает, что

9 октября. (ТАСС).

народной

БЕЛГРАД,
югославской

ВЫСТУПЛЕНИЕ БЕВИНА
В ПАЛАТЕ ОБЩИН

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Сегодня
министр иностранных дел Англии Бевин
выступил в палате общин © пространным
заявлением о первой сессии Совета мини-
стров иностранных дел в Лондоне. Бевин
перечислил вопросы, обсуждавшиеся Сове-
том министров, и отметил прогресс, достиг-
нутый при обсуждении вопросов о проекте
мирного договора < Финляндией и Италией.
Затем Бевин подробно изложил и обосно-
вывал точку зрения английской делегации
на существо возникших разногласий.

из

зывает Кутузова ‘одним
В статье под

полководцев человечества.

зова,
В войне с Наполеоном, пишет Иованович

и спасла отчизну, ибо великий

фельдмаршала —
Красной Армии — своими подвигами В

О выводе иностранных

войск из Тегерана

_ ТЕГЕРАН, 5 октября. (ТАСС). Большая
часть американских войск уже выведена
из Тегерана. В настоящее время остаются
только несколько сот американских солдат   зете «Сабад неп» опубликовано обращение
и офицеров в Амирабаде (в предместьях   к венгерской интеллигенции девяти про-
Тегерана). Что касается английских Войск, фессоров Печского и Сегедского универси-
то значительная часть их до сих пор про-  тетов, вступивших недавно в члены вен-
должает оставаться, в Тегеране. В связи герской коммунистической партии. Обра-
с этим здесь воспроизводят сообщения о   щение подписали: директор Печского био-
том, что именно по английской инициативе   логического института Лиссак Калман, за-
было принято на Берлинской конференции   меститель директора Печской глазной кли-
глав трех правительств решение о немед- ники Ворош Бела, заместитель директора
ленном выводе союзных войск из Тегерана.   Печокого медицинского физического инсти-
Советские войска, как известно, были пол-   тута ‘Эрнст Эрне, доктор Балинт Петер,
ностью выведены из Тегерана к 20 сеНн-   лиректор Задунайского научного института

в коммунистич

тября 1945 года. Сабо Пал, психолог Тот Ласло, историк
литературы. Карда Тибор, Янчо Миклош и

: Штрауб Бруно.
ВЫСТУПЛЕНИЕ В заявлении говорится: «Мы вступили в
ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА венгерскую коммунистическую партию по-
тому, что она является передовым борцом
ЧЕХОСЛОВАКИИ за под’ем венгерской нации, за восстано-

ПРАГА, 9 октября. (ТАСС). Премьер-   вление страны, потому, что она борется
министр Чехословакии Зденек Фирлингер   самым последовательным образом за един-
в своем выступлении по радио 6 октября
сделал доклад о результатах заседания’
правительства по вопросу  национализа-
ции крупной промышленности и чакцио-
нев ре заявил, что в ВО ФРАНКФУРТ
этом вопросе правительство уже пришло  ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Как пе-
к соглашению, Фирлингер отметил, что в редает агентство Рейтер, утром 8 октября
настоящее время самыми острыми про-  Гесе ‘вывезен из Англии на самолете во
блемами в хозяйственной жизни Чехосло-   Франкфурт. Гесс предстанет перед худом,
вакии является проблема добычи угля   как один из главных военных преступни-
и проблема транспорта. Премьер-министр ков Германии. :

ГЕСС ПЕРЕПРАВЛЕН

Закрытие Всемирной ный фронт. Митинг в Белграде, на ко-

тором присутствовало 70

> свыше тыс.
профсоюзной человек, открыл председатель городско-

Е = го совета профсоюзов, предоставивший
конференции профсоюзов Бо-

слово секретарю ЦК
ПАРИЖ, 9 октября. (ТАСС). На вче- жичевицу. cs

рашнем заседании Всемирной профсоюзной
конференции выступили делегаты Голлан-
дии, Египта, Ирана и Афганистана. Затем
слово взял делегат советских профсоюзов

тов. Тарасов. Он заявил, что конференция

«Hasnain выборы, которые будут
проводиться в условиях полной свободы
при тайном голосовании, — заявил Bo-
жичевич, — правительство дает возмож-

добилась больших успехов в своей работе,   НОСТЬ ее. народам через Учреди-
и затем внес предложение об окончании ее и  обрание решить вопрос об
работы. Это предложение было призято.  СоЩественном и государственном устрой-

стве нашей страны. Эти выборы язятся
также доказательством  жизнеспособно-
сти нашей народной власти, которая за
столь короткое время сумела подгото-
вить выборы».

Подвергнув резкой критике  деятель-
ность оппозиции, Божичевич под бурные
аплодисменты собравшихся заявил, что
члены профсоюзов будут голосовать за

В заключение выступил Леон Жуо, кото-
рый выразил удовлетворение результатами
работы конференции.

Отставка правительства
Вулгариса

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Как
передает агентство Рейтер из Афин,
здесь официально об’явлено, что кабинет
адмирала Вулгариса вышел в отставку.

‚ ЛАВАЛЬ ПРИГОВОРЕН
К СМЕРТНОЙ КАЗНИ

ПАРИЖ, 9 октября. (ТАСС). Агентство
Франс Пресс сообщает, что Лаваль приго-
ворен судом к смертной казни.

Заключение Тодзио
в тюрьму
ТОКИО, 9 октября. (ТАСС). Как сооб-
щает токийский корреспондент агентства
Рейтер, бывший японский премьер-министр

ЛОНДОН, 7 октября. (ТАСС). Отмечая
предстоящие 18 ноября всеобщие выборы
в Португалии, дипломатический обозрева-
тель газеты «Обсервер» пишет: «Эти вы-
боры не должны считаться признаком воз-
рождения демократии в Португалии, по-
скольку в этой стране так же, каки в
Испании, выборы не означают многого,
Португальские либералы не могут понять,
почему нынешний режим не осужден ни в
Потедамской декларации, ни в речи Беви-
на, поскольку португальский режим очень

Тодзио, пытавшийся в прошлом месяце   мало чем отличается от франкистского
покончить с собой, переведен в тюрьму   режима в Испании. За последние шесть
Омори, : ; лет режим Салазара воспринял самые

НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ   олтавА, 9 октября. ACG Be
B ТИПТОНВИЛЛЕ редовой т. Торонто) i

всем миром, как наиболее полезный друг

англо-саксон-
ские нации допустили ошибку на кон-

СТАТЬЯ О КУТУЗОВЕ В ЮГОСЛАВСКОЙ ГАЗЕТЕ

Орган
земледельческой   возвеличили славу русского народа и ру
партии газета «Село» поместила большую
статью Живорода ИМовановича, посвящен“
ную 200-летию со дня рождения великого

русского полководца Кутузова. Автор на-
величайших

робно описывается жизненный путь Куту-

стратегия Кутузова «принесла ему славу
Кутузов
верил в непобелимость русского гения».
Автор отмечает, ‘что нынешние потомки
генералы и маршалы

БУДАПЕШТ, 6 октября. (ТАСС). В га-

высылкой,

дит их от нынешнего ре

если она ограничит свою власть поддержа’
нием порядка во время

лазар думает, что если
на все давление извне,
бурю, то он сам, не исп
вления, может не беспокоиться»,

10 октября 1945 г,, № 81 (379),

я

КАНАДСКАЯ ГАЗЕТА „СТАР“ 0 СПЛОЧЕНИИ СОЮЗНИНОВ

ференции в Сан-Франциско в вопро
касающемся Аргентины, которая не y,
служивает места в органах Об единени
наций,

е-

H-

НЬЮ-ЙОРК, 9 октября. (ТАСС). По с0-  щет о необходимости следовать ka Критикуя те дипломатические круг
бщению корреспондента агентства Ассо- ке взаимного доверия и доброжелате оторые считают, что Москза придерии
аа Пресс из, Типтонвилля (штат   ности, проводимой Советским Союзом, ОИ АКИ, ах eau.
Теннесси), выступая на специальной пресс-  Газета указывает, что недавно диплома- 5 SF eae donee a
= ‘au, президент Трумэн заявил,  ты опасались ‘ухудшения международ:   требовании, . » And
cae ie ie Штаты He намерены   ного положения в’связи с опросом © в вопросах международной noautuKy Cy
seein секрет атомной бомбы какой-либо   Китае. О днако эти опасения а ветский Союз придерживается прямой
стране. и Советский Союз вновь предс Ре твердой линии. Газета указывает, yy

Москва доказала истинность этого ум
верждения дружелюбием своей реакци,
на многочисленные. вопросы.

Великой Отечественной войне еще боль

ского оружия. «Русский народ под кома
дованием фельдмаршала Михаила Илларио
новича Кутузова, — заключает aptop,
изгнал Наполеона из своей страны, и эт)
величественную победу отразили в сво
стихах, романах, полотнах и‘ музыкальных
произведениях Пушкин, Лермонтов, Тод
стой, Верещагин и Чайковский. Пройде
‚   некоторое время, и русский гений eng
прекрасней воспоет   грандиозную борьбу
Советского Союза и победу над ненависм
ным фашизмом, . одержанную непобедим}

Красной ° Армией под  командованим
Генералиссимуса Иосифа Виссарионович
Сталина».

Заявление 9 венгерских ученых, вступивших

ескую партию

ство нации, за демократическое единстьу
и за единство. интеллигенции, промышлее
ных рабочих и крестьян. Если это едиь
ство не укрепится, демократия’ развалится,
и мы опять вернемся к 1919 году. Еж
это повторится еще раз, наша родина ис
жет погибнуть. Именно венгерская комиу
нистическая партия является самоотвержен.
ным борцом за общественный порядок
каждого народа и таким же самоотвержен. ®
ным борцом за
между государствами, так как она требуе
на основании международной справедль
вости одинаковых политических прав дл
каждой крупной или маленькой стран
Мы не желаем больше катастроф. Мы №
блюдали, как буржуазные политики, даж
если не сомневаться в их доброй вол
подготовили войну, a социалистически
партии мира за целое столетие не доши
до того, чтобы © должной силой и авт
ритетом предотвратить ужасы войны».

РАССМОТРЕНИЕ КАССАЦИОННОЙ
ЖАЛОБЫ КВИСЛИНГА
ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). По coos
щению агентства Рейтер из Осло, сегодня
Верховный суд Норвегии начал рассматрь
вать кассационную жалобу Квислинга, ко
торую он возбудил после вынесенного ему
месяц назад смертного приговора,

с болышой признательностью  констати-

ровал, что комиссия железнодорожных

экспертов, посланная маршалом Конезым, Массовые предвы

эффективно помогает правительству и редвыборные митинги в Югославии

ежедневно освобождает tag Obey БЕЛГРАД, 8 октября. (ТАСС). Вчера в  список кандидатов Народного  фронла,

количество вагонов для нужд 1ех0сло-   Белграде и Загребе состоялись массовые   Затем с речами выступили  генерал-лей

вакии. предвыборные митинги рабочих и служа-  тенант Александр Ранкович, секретарь
щих, организованные едиными профсою-   союза банковских служащих — Милал
зами Югославии, входящими в Народ:   Райтер и министр по делам Черногория

Милован Джилас.

На массовом митинге в Загребе, з
котором приняло участие около 40 tue
рабочих и служащих, выступали предее-
датель земальского совета профсоюзов в
Хорватии Беленич, министр финансов
Хорватии Анка Берус, министр промы
шленности и рудных богатств Ивекович
и другие.

После окончания митингов ов Белграде
и Загребе состоялись массовые демон
страции.

На предвыборном собрании, организо-
ванном вчера Народным фронтом в Лю:
бляне, присутствовало свыше 20 тыс, че.
ловек. На этом собрании с большой per
чью выступил выдвинутый кандидатом в
Учредительное Собрание Эдвард Кардель,
На собрании выступал также председа’
тель краевого народного комитета Сло:
венского Приморья Франц Бевк.

«ОБСЕРВЕР» О ПОЛОЖЕНИИ В ПОРТУГАЛИИ

худшие черты гитлеризма и фащизма си

гестапо, политическими преследованиями
с политическими заключенными,
таиными тюрьмами, суровой цензурой i
абсолютным контролем над прессой»,

Корреспондент пишет, что большинство
португальцев надеется, что армия освобо

жима при условий,

постепенного пере’
У режиму. «Но Са:
‚Франко, несмотря
может выдержать \
ытывая такого да’

хода к демок ратическом

НИ

Польские солдаты стремятся вернуться из-за. гравицы на

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Согласно
недавним сообщениям печати, 91 сентября
английские военные власти провели в поль-
ских войсках в Англии плебисцит по во-
просу о возвращении в Польшу. Как пе-
редавалось в этих сообщениях, желание
вернуться в Польшу якобы` выразила толь-
ко одна треть армии. Сейчас стали изве-
стны от польских кругов следующие под-
робности этого плебисцита.

Известие о предстоящем плебисците со-
хранялось от польских войск в тайне, и
только 21  сентября, т. е. в день плеби-
сцита, войска были собраны и им было
сообщено, что < 2 до 5 часов дня будет
происходить плебисцит. Это было неожи-
данностью, так как было известно, что
польское правительство в Варшаве возра-
жало против плебисцита и требовало пе-
редачи командования над. польской армией
и возвращения целиком всей армии. Таким
образом большая часть тех, кто решил
вернуться в Польшу, растерялась и воздер-
жалась от голосования. Другие просили
офицеров продлить время плебисцита еще
на один час для того, чтобы подумать. Но
этого не было сделано. С другой стороны,
офицеры, которые заранее знали о пред-
стоящем плебисците; дали отпуск многим
солдатам, которым они до этого отказы-
вали в отпуске, а других под различными
предлогами услали из’ лагеря, сократив та-
ким образом число участников плебисцита,

Кампания против возвращения в Поль-
шу, которая уже давно велась реакцион-
ной частью польского офицерства, достиг-
ла своего

нуться. Таким. образом: плебисцит был про-
веден в условиях запугивания и угроз.

Польские круги опровергают сообщение
© том, что плебисцит был проведен анг-
лийскими офицерами, и сообщают, что анг-
лийские офицеры присутствовали только в
некоторых частях, а в основном плебисцит
проводился польскими офицерами. О том,
как они проводили плебисцит, видно из
следующего примера. В 7-й трудовой роте
< самого’ начала плебисцита 100 человек
из 400 заявили о своем желании вернуться
на родину. Видя такое положение, поль-
ский офицер собрал бюллетени и заявил,
что плебисцит окончен, несмотря на TO,
что назначенное время (от 2 до Б часов
дня) еще не истекло. Солдаты выразили
негодование, но безрезультатно. Многим
солдатам, которые вернулись вечером с
караула за пределами лагеря, из отпуска
или из госпиталя, было об’явлено, что они
уже опоздали:

Несмотря на террор, более 30 тысяч сол-
дат и 300 офицеров из 42 тысяч Участни-
ков плебисцита заявили о ‹воем желании
вернуться. Заявления с просьбами о BO3-
вращении продолжают поступать в 44-ю
миссию связи (миссия, которая осущест-
вляет связь между английским военным
министерством и польской армией в Анг-
лни). Еще более 5 тысяч солдат и офице-
ров послали в эту’ миссию заявления о
возвращении. Однако последняя не внесла
их в списки лиц, желающих вернуться
По подсчетам польских кругов, от 90 до
95 проц. поляков хотят вернуться на ро-

командование отобрало наибол,
сторонников нпольског
ционального единства

их, иметь возможность оказать

офицер пытался отобрать на
ных сторонников возвращени
все, кто голосовал за
ли, что или они вс
зитные лагери или н
пытались им угрожать, но
петь патриотические пе

CAN человек было отп
ский лагерь,
солдат, реакционные о
пространять дикие слу
стоне.

поддерживают
Варшаве, подвер

тор Стрынковск
бригады был пригово

вете в Лондоне,
ское правительство

родину

плебисцита реакционное
ее активных
© правительства на’

Вскоре после

BJIMAHHe на
м и заставить остаться в Англии,
ретьем бронетанковом полку, когда

иболее актив
я в Польши
возвращение, заяви

икто из них. Офицеры
солдаты начали
сни, и в результате
нуждено отправить

равлено в кингетон
запугать остальных
фицеры начали pac
хи о лагере в Кин

частей, которые
польское правительство в
таются преследованиям, их
тся и т. д. Недавно ефрей,
ии из 16-Й бронетанковой
рен к одном
месяцу тюрьмы за НЫ о
Легально издаваемые

ро по военным воп

Чтобы

Солдаты регулярных

вещи обыскиваю

росам при польском со
поддерживающем ПОЛЬ

в Варшаве
которых солдат п р › ЛИСТОВКИ, 8

кульминационного пункта в изывают 7
yeu” auicOheriata,  Ogutepur ще Tha Ge ete что плебисцит, ко-   Родину. р вернуться 14
солдат не возвращаться в Польшу, запу-  го oi против воли польско- ЕЕ ИИС

и польской армий, не

отражает действительной
позиции

армии в Англии. а

гивая их различными измышлениями и
угрожая тем, кто выразит желание вер-

К-4-00-70 доб. 63, нач, издательства и художественный отдел К-4-00 70 доб. 7
seen re ROO, .

Ответственный редактор
Н, И. МАКЕЕВ,

5, отв, секретарь Н-2-35-85,

Информационным бк

международный ‘порядо

и отправило их в
ae ee транзитный лагерь в Кинг
» около Оксфорда, чтобы, изолировав,

® отправятся в тран’ \