о.)

ne

13 октября 1945 г., № 82 (380).

Когда спускаются сумерки...
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ ЛЕТЧИКА НЕ ЗАБОТИТСЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ОФИЦЕРОВ

Экипаж твардии капитана Никитина
ррилетел из Будапешта в Москву. Утром
следующего дня предстоял новый трудный
маршрут. Вечер оставался для отдыха,
развлечений, учебы. На аэродроме внима-
ние экипажа привлекла афиша Централь-
вого офицерского дома летчика. В этот
вечер в Доме офицеров демонстрировался

кинофильм «Машенька». Многие товари-
щи не видели этой картины и решили ее

посмотреть. Но, увы! В последнюю мину-
ту, когда все уже сидели в зрительном
зале, выябнилось, что вместо «Машеньки»
пойдет картина «Сердца четырех».

Замена одной картины другой, спектаж-
я — концертом или просто танцами
стала дурной традицией. 06 афишах и
рекламах Дома офицеров так и говорят:
«Не верь глазам своим».

В опубликованном плане 10 октября
значилакь «Консультация по шестой гла-
ве «Краткого курса истории ВВП(б)», но
и тут посетителей ждало разочарование.

— Консультация? Откуда у вас такие
сведения? — удивился дежурный работ-
ник Дома.

Мы обратились к начальнику отдела
пропаганды и агитации майору Тельнову.

— Консультация намечалась, — paB-
нодушню заявил он, — но почему-то не
пришел консультант, да мы особенно и не
настаивали...

Но если бы и пришел консультант, ему
негде было бы беседовать с офицерами.
Парткабинета при Центральном офипер-
ском доме летчика нет. Не оборудована и
комната, для самообразования. Можно по-
думать, что в Доме нехватает площади.
Отнюдь; нет! Врядли в Москве найдется
еще более просторный и комфортабельный
клуб, чем офицерский Дом летчика.

Не налажена до сего времени работа
m0 пропаганде учения Ленина—Сталина
9 войне и военном искусстве. Слабо про-
пагандируются толь и значение авиации
в Отечественной войне, ее тактика, лет-
ное мастерство, новейшие достижения
звиапионной науки и техники. Хорошие
подчас начинания проваливаются из-за
тавнодушия некоторых работников Дома
офицеров. Например, для выставки «75
лет военного воздухоплавания» имелись
ценные и редкие экспонаты, но они OBI-
ли оформлены так плохо, небрежно, не-
продуманно, что выставку пришлось за-
Крыть.

Летчики, штурманы, стрелки, авиаспе-
циалисты, — одним словом, те, для кого
и создан Дом офицеров, перестали его по-
сещать. Собственно, попасть сюда не так
уж просто не только на концерт, во ив
библиотеку, читальный зал, на выставку.
Еще в незапамятные времена были 1оз-
даны пропуска на право входа в Цент-
ральный офицерский дом летчика (ПОДЛ).
У немногих остались они на руках. Но
дело не только в этом. Пропуск, оказы-
вается, существует лишь для проформы:.
тю пропуску ‘вы можете пройти только
тогда, когда. в Доме офицеров не прово-
хится никаких платных мероприятий. А
таких дней не бывает. И чтобы зайти,
скажем, в библиотеку, нужно купить би-
лет.

Как правило, любое мероприятие —
буль то концерт, спектакль, лекция, ки-
HO — сопровождается танцами. Было бы
еще полбеды, если бы, к примеру, кон-
rep? Ob сам по себе, & танцы сами по
cee. Но, видите ли, одно без другого
нельзя, Танцы стали чем-то вроде при-
нулительного ассортимента. В стоимость
билета на кинокартину или ковцерт
включена и плата за танцы. Хочешь —
танцуй, не хочешь — не надо, но день-
ти плати. Вот почему непомерно дороги
билеты в Доме офиперов,. дороже, чем в
любом столичном зрелищном предприятии.

Кстати, о танцах. Изо дня в день мож-.

но наблюдаль характерную картину.

..Роскошный зал © паркетным полом.

залит ярким светом. Где-то наверху ши-

ЕЕ

‘любимое занятие, чтобы его разносторон-

пит, «епотыкается» тфадиола. Кружится
несколько пар. Вы их могли видеть вче-
ра, видите сегодня, увихите завтра и пос-
лезавтра, каждый вечер... Среди них нет
летчиков. Это завсегдатаи танцев. Тут же,
за стеклянными дверями, — ресторан.
Неред глазами снова танцующие пары.
Разница лишь в том, что танцуют между
столиками, в клубах дыма...

Работники Центрального офицерского
дома, летчиков оторваны от масс, не за-
ботятся 06 организации культурного досу-
га офицеров и их семей.

Даже о тех редких лекциях, которые
проводятся в Доме, мало кто знает. Они
широко не популяризируются в частях н
пюдразделениях,

— Дом летчика, —раессказывает полков-
ник Капустян,—не стал местом отдыха’
офицера, центром всей культурно-просвети-
тельной работы. Здесь чет кружков ху-
дожественной самодеятельности, спортив-
ных кружков. А ведь важно, чтобы каж-
дый офицер мог в Доме найти для себя

ние и глубокие культурные интересы
нашли удовлетворение, Чтобы ‘разумный
отдых сочетался 6 повышением уровня
политических знаний.

Еще о плане. В первой половине ок-
тября предусмотрен «Офицерский вечер:
отлыха». Почему в течение двух недель
только один вечер отводится для отдыха
офицеров, когда вся работа Дома должна
быть подчинена задаче организации куль-
турного отдыха офицеров? Оказывается,
«вечер отдыха» —— это очередной трюк
составителей афиш. Мы ознакомились ©
программой вечера. Она ничем не отли-
чается от других: концерт, рассчитанный
на час, и все то же «лежурное блюдо»—
танцы. Но разница все же есть — стои-
мость билета повышается. Если в обыч-
ный день билет стоит 20—25 рублей,
то на «вечер отдыха» — 30 рублей.

0 концертах следует сказать 06000.
Качество их часто крайне низкое. IIpo-
траммы перенасыщены всякими иллюзио-
нистами, шпагоглотателями, отгадчиками
и прочими представителями этого жанра.
Казалось бы, где-где, но в Москве в ква-
лифицированных артистических силах не-
достатка нет;

Но рассчитывать. только на профессио-
нальных артистов, разумеется, нельзя.
Необходимо шире развивать самодеятель-
ность, устраивать силами кружков кон-
церты, практиковать спортивные вечера,
приглалать самодеятельность других клу-
бов столицы. Словом, нужны инициатива,
находчивость, Умение и желание рабо-
таль.

Однако в Центральном офицерском доме
летчика вообще наблюдается пренебрежи-
тельное отношение к самодеятельности, к
вружкам. Это чуть He единственный
клуб, в котором нет ни одного своего
ансамбля, ни одного художественного
коллектива, ‘ни одной’ акробатической
труппы.

Недавно произошла смена руководства
Дома, офицеров, но порядки в нем пока
сохранились старые. Слишком медленно
раскачиваются новые руководители.

ЦОЛЛ попрежнему остается коммерче-
ским предприятием. Некоторые работники
и сейчас считают, 970 в этбм и состоит
его основная функция.

—= Самодеятельность, бесплатные кон-
церты? Что вы, что вы? — говорят ра-
фотники культотдела. — Пусть этим за-
нимаются в частях и подразделениях.

Нет, не таким должен быть Централь-
ный офицерский дом летчика. Необходимо
понять, что он призван быть таким уч-
реждением, где офицеры-авиаторы нахо-
дили бы все, что им требуется для раз-
умного, культурного отдыха, для повыше-
ния своего военного и политического об-
разования.

Б. ПЕРЕЛЬМУТЕР,
И. ЛОЖКИН.

РЕ

Летчики полярной

В этом году полярная авиация работа-
ла в Арктике . особенно успешно и ©
большим размахом, чем в довоенное вре-
мя. Только за 9 месяцев 1945 года лет-
чики перевезли почти полторы тысячи
тонн грузов и 14 тысяч пассажиров. Но,
кроме перевозок, они выполняли ряд cue-
пиальных работ по разведке погоды и
льдов и по проводке транопортных. вудов
по Северному морскому пути.

В Москву вернулись известные поляр-
ные летчики Черевичный, Козлов, Котов,
Крузе. В ближайшие дни возвращаются
Титлов и Сырокваша, выполняющие сей-.
час специальные задания.

Летчик Сырокваша в течение всей
арктической навигации производил раз-
ведку льдов и проводил корабли от Бе-
рингова пролива до устья реки Колымы.
Ему приходилось вылетать почти каждый
день, проводя в воздухе иногда до 18
часов без посадки. Надо представить себе,
какое напряжение воли требовалось от
летчика и всего экипажа корабля, чтобы,
преодолевая усталость, в. сложных Усло-
виях Севера разведать огромные квадра-
ты моря и во Что бы то ни стало найти
наиболее проходимые пути для караванов
сулов!

Сырокваша находил эти пути и на-
правлял по ним транопортные корабли.
Большую помошь летчику оказал гидро-
лог Субботин, находившийся все время на
борту самолета Сырокваши, Субботин <
такой же ‹амоотверженностью работал над
составлением карт ледовой обстановки.
Эти карты вместе < вымпелом он &брасы-

вая с ‹амолета прямо на борт кораблей  .

и ледоколов. Экипаж Сырокваши налетал
за навигацию 340 летных часов, заслу-
жив больную благодарность мореплава-
телей,

Старейший полярный летчик Задков €
мастером ледовой разведки штурманом Па-
далко работал в море Лаптевых и в Вос-
точно-Сибирском море. Экипаж полярного
летчика Котова все лето находился в в0с-
точном секторе Арктики Ha стратегичес-
кой разведке льдов.

Еще во время войны в связи © затрул-
нениями в получении метеоролотических.
тидрологических и синоптических данных

Закончилась полярная навигация.
Наряду с моряками большую работу
в Арктике провели и летчики Глав-
севморпути. Корреспондент «Сталин-
ского сокола» обратился к замести-
телю начальника  Главсевморпути
Герою Советского Союза полковнику
И. П. Мазуруку с просьбой расска-
зать о работе летчиков полярной
авиации. Ниже мы приводим текст
этой беседы.

для составления прогноза ледовой обета-
новки наши ученые обратилиеь за по-
мощью к летчикам полярной авиации
< просьбой организовать круглотодовую
ледовую разведку. Эту трулнейшую 3a-
дачу полярные летчики выполнили ©
честью. Они стали летать в Арктике в
течение круглого года, добывая для уче-
ных нужные данные. На основе их поле-
тов и материалов наблюдений специалие-
‘ты Арктического института разработали
новую методику ледовых прогнозов, 0с-
нованную на знании ледового режима во
всех арктических морях в течение круг-
лого года. :

Влагодаря летчикам ученые всегда зна-
ют границы распределения льдов, их мощ-
ность, положение полыней, границы при-
пая, торосистость льда, начало таяния и
льдообразования и многие другие элемен-
ты, которые входят составными частями
в леловый прогноз. Отеюда мы имеем воз-
можность уже с осени начинать <остав-
ление плана арктической навигации буду-
шего года.

Последним в этом году вылетал на ле-
довую разведку молодой, но способный
летчик Титлов со штурманом Аккурато-
вым.

Очень сложную и большую работу про-
делали полярные летчики и во время вой-
ны. Они были разведчиками погоды, pas-
велывали ледовую обстановку, способствуя
успешной проводке караванов судов, иду-
ших в Советский Союз из Антлии и Аме-
рики.

Днем .и ночью, в пургу и туман, в
дождь и стужу — в любое время тода
они бесстралино летали над сушей и мо-

` верг подробному анализу боевой порядок

_ ЛОДОК.

-— СТАЛИ

\Шире внедрять
опыт войны

Закончилась летно-тактическая
конференция Н-ского соединения
СЕВЕРНАЯ ГРУППА ВОЙСК. (По теле-

графу от наш. спец. керр.). Закончилась
длившаяся пять дней конференция по 0б0б-

щению боевого опыта Н-ского авиасоедине-  `

ния в наступательных операциях 2-го Бе-
порусского фронта в 1944—1945 rr.

Доклады, прослушанные делегатами, за-
тронули самые разнообразные вопросы: 0
боевом использовании авиации, о методах
управления ею, 0 действиях по различ-
ным целям и в различной обстановке, о
взаимодействии с наземными войсками и
т. д. Все доклады были хорошо проиллю-
стрированы схемами, ° диаграммами, кар-
тами. . :

По каждому докладу  развертывалиеь
оживленные прения.

В своем выступлении Герой Советского
Союза генерал-майор авиации Гетьман под-

«круг». On рекомендует
эллипеом в сторону
противника с тем, чтобы сковать ето и
держать в напряженном состоянии. Так
же нужно строить и треугольник, при-
меняемый истребителями при прикрытии
наземных войск. Докладчик по этому во-
прову говорил, что треугольник  следу-
ет строить острым концом в сторону про-
тивника. Тов. Гетьман считает, что тре-
угольник надо перевернуть, чтобы его
основание, а не острый угол проходило
далеко за линией фронта.

Не менее интересным оказалея и BO-
прос об обучении летчиков-штурмовиков.
Тов. Гетьман предлагает обучать штурмо-
виков главным образом действиям на по-
ле боя. Для этого полигон надо делать
максимально приближенным к реальной
боевой обстановке.

Большой опыт боединение накопило в
действиях «ИЛ-2» в сложных метеоусло-
виях. 06 этом рассказал на конференции
полковник Тихомиров.

Особый интерес вызвали выступления
офицеров Смоловика и Иванова о взаимо-
действии штурмовиков е подвижными 606-

штурмовиков
«круг» вытягивать

динениями и офицера Калугина о маеси-
рованных действиях «И1-2» в тактической
глубине обороны противника.

ЗВольшое внимание конференция удели-
ла вопросам материально-технического и
инженерного обеспечения боевых действий.

В прениях делегаты отметили некоторые
недостатки в работе тылов.

В конце конференции выступил генерал-
полковник авиации Вершинин. Он подвел
итоги проделанной работы и призвал гене-
ралов и офицеров соединения не останав-
ливаться на достигнутом, отметив, что
все, что сделано до сих пор, лишь часть
большого труда по внедрению опыта вой-
ны в практику боевой подготовки Военно-
Воздушных Сил Красной Армии.

Г. АРИСТОВ.
ф. ЗЛОТНИНОВА,

НА ФУТБОЛЬНОМ
ПОЛЕ

Большая спортивная слава идет в Дон-
ском военном округе о команде футболи-
стов Н-ского авиационного училища. В
летнем спортизном сезоне 1945 года фут-
болисты авиаучилища добились ‘хороших
успехов. Они одержали победы над коман-
дами городов Шахты, Армавир, Зерноград.
Со счетом 1:1 команда Н-ского авиаучи-
лиша сыграла недавно матч с сильным
противником — командой Сталинградского
военного училища.
` Футбол стал любимым видом спорта у
будущих летчиков. Команда курсантов,
капитаном которой является тов. Копылов,
изо дня в день совершенствует свое
спортивное мастерство.

(От наш. корр.). .

авиации

рем, доставляя командованию ценные
данные. Теперь, когда война осталась по-
зади, можно рассказать о той поистине
титанической работе, которую проделали
летчики полярной авиации.

Им так же, как и боевым летчикам,
ставилаюь задача разыскивать в открытом
море караваны и отдельные корабли,
проводить их среди ‘льдов и охранять от
возможных атак вражеских подводных
Люди совершали подчаю чудеса
геройства. Они летали до высоких широт
включительно. В эти полеты наши лет-
чики вкладывали много дерзости, оправ-.
данного риска, отваги и безудержной cMe-
лости.

Олнажды в Арктике произошел такой
случай. . a

Vssecrusit serum UepepwaHnli, pasbre™
кивая в море караван транепортов, у ост-
рова Диксон заметил вражескую подвод-
ную лодку. Бомб на ‘самолете Черевич-
ного не было. Но этого немцы знать He
могли. Они сидели в засаде, ожидая под-
хода советеких судов, чтобы внезапным
ударом торпедировать их. :

Черевичный газгадал залыюел ‘против-
ника и, пренебрегая опаюностью быть
сбитым, смело направил ©вой самолет в
сторону подлодки, как бы намереваясь
атаковать ее. Одной пулеметной очереди
со стороны противника было бы  доста-
точно для того, чтобы сбить  транепорт-
ную машину. Черевичного. Ho дерзкий
летчик, имитируя атаку, заставил 808“
жескую подлодку погрузиться. Чтобы
окончательно обезвредить немцев, Чере-
вичный стал барражировать в районе по-
гружения лодки, шумом моторов напоми-
ная немцам © своем присутствии. Фа’
шистокие пираты так и не попытались
больше веплыть на поверхность. Транстор-
ты, идущие из-за границы с ценным
грузом, охраняемые безоружным  самоле-
том Черевичного, невредимыми достигли
порта назначения. .

Тот же Черевичный в паре с летчи-
ком Залковым в тревожные сентябрьекие
дни 1941 года в труднейших метеороло“
гических условиях — в туман, дождь и
низкую облачность, при явлениях обледе-
нения самолетое за трое суток доставил

нский сокол

Порт-Артур.

Снимок А. Новикова,

На бастионах Порт-Артура

Машина из города Дальнего мчитея по
mocce, словно выбитом в камне. Крутые
обрывьЕ гор справа и ослепительная голу-
бизна южного моря слева. Невольно вопо-
минаетея советский Rppm, дорога на
Ялту—Алуцку.

На склонах гор высятся мачты — ли-
нии высоковольтных передач, & в низине
— покосившиеся фанзы китайцев, где по
вечерам тускло горит лучина. Врай 1е3-
ких контрастов. Линии высоковольтных
передам, огромные запасы дешевой элек-
троэнергии, передовая, совершенная тех-
ника — все это для колонизаторов-ятщоны
цев, а рядом — тьма, нищета, убожест-
во, мотыга и рабский труд китайцев.

Mamina мчится в Порт-Артур. Над
гремадой каменных гряд разносится рус-
ская песня. В Порт-Артур едут советские
летчики, 4

Города, еще не видно, хотя он Уже сов-
©см близко. Но вот малина, ныряет в тон-
нель;, и уже в полутьме сквозь бетонный.
полукруг в’езда в зелени садов, в блеске
моря возникает тород русской. славы. И
каждого из сидящих в маттине охватывает
чувство трепетного блатоговения. Взоры
летчиков устремлены к массивам иетори-
ческой Золотой горы и хребта Тигрового,
к узкой песчаной косе, в Перепелиной
торе с громадной каменной башней. Это —
памятник, воздвигнутый японцами в знак
победы над Россией сорок лет назад. На
семьдесят метров ввысь вздымается к не-

бу серая каланча, увенчанная высеченным

из гранита снарядом. Гранитный снаряд
кичливо торчит над всей каменной гря-
ROH порт-артуреких баютионов, нах глы-
бами утесов и гор, над узкими улочками
старого и европейскими кварталами но-
вого города.

Перепелиная гора и высоченная балиня
на ней — это первое, что Увидели летчи-
ки несколько недель назад е высоты по-
Лета тяжелого боевото корабля. Сегодня
они смотрят на эту башню © земли, и их
сердна наполняются гордостью.

Не символом славы японского о`ужия:
высится сегодня эта башня. Отсюда, ©
земли, видно то, чего не приметишь с выг
соты полета. У конуса каменного снаряда.
в небесной синеве кольшется алый стяг
— знамя нашей Родины, знамя нашей
победы. Оно реет над Перепелиной горой,
оно кольышется над всем полуостровом,
оно, как светоч, встает перед кораблем,
идущим морем на Порт`Артур.

Знамя это водрузили сыны и внуки.

из Москвы в Америку большую группу
авиационных специалистов. Надо сказать,
что солидные авторитеты утверждали то-
гда, что этот перелет на транспортных
маттинах в подобных условиях погоды от-
нимет по меньшей мере две недели.
Ботатейший опыт, накопяенный толяр”
ными летчиками во время многочиеленных
полетов в Арктике, их умение водить тя-
желые ‘корабли вслепую, по приборам, в
любую погоду оказали неоценимую услу-
гу стране в трудные дни ожесточенных
боев ©’ немцами. © г. is
Однажды меня вызвали во Кремль и
предложили разработать план переброски
самолетов. из Америки в СССР. Е
Так возникла идея создать великую
воздушную Сибирскую магистраль протя-
жением более семи тысяч километров.
Американцы пригоняли самолеты в Ном на

Аляске, & наши летчики перегоняли ИХ:

оттуда через Берингов пролив на запад.
Ни безлюдная голая тундра, HM  непро-
ходимая тайга, ни скалистые тряды гор,
раскинувшиеся на трассе, — ничто’ не
пугало летчиков. РНЕ 5

Это был подвиг огромного ‹ коллектива
пилотов, воодушевленных правотой дела,
за которое бились их друзья и товарищи
по оружию. Летчики‘иерегонщики знали,
что их боевые друзья, сражающиеся <
немцами, нуждаются в самолетах, и они,
не считаясь ни © какими трудностями,
перегоняли эти самолеты на фронт целье
ми эскадрильями.

В октябре прошлого года четыре эки-
пажа во главе со мною также уснешно
завертили перетонку четырех особых гид-
росамолетов из Вашингтона в Москву, сде”
лав Ири этом кругоеветный перелет. По-
лярники Мазурук, Титлов, Власов и To-
милин, вылетев из Москвы на транепорт’
ном чамолете через Аляску и Канаду В
Вашиенттон, возвращались „обратно на
гидросамолетах из Валпингтона. через Юж-
ную Америку, Антильские острова; пере-
секли ’Караибское. море и вышли в Бра’
зилию, затем на реку Амазонку, через
Атлантический океан в порт Дакар, от-
куда вылетели в Касабланку — Гибрал-
тар и ередиземноморским побережьем Ag-
pukmp Kamp © посадкой на Голубом Ниле.
Отсюда мы взяли куре через Суэцкий
канал на Иерусалим, Багдад, Москву.

Несмотря на сложность перелета, . по-
лярные летчики мастероки выполнили 3a-

героев порт-артуреких  бастионов. Они
пришли сюда сквозь дремучие чаши на
orporax Хингана, 10  вязким  глинам
маньчжурских полей, по  солончаковой,
безводной, опаленной солнцем пустыне
Гоби.

Давно ли высадился в Порт-Артуре пе-
сант советских войск, а в городе уже ус
тановилась мирная портевая жизнь, порой
напоминающая довоенный Севастополь.
Стоят на рейде боевые корабли. Звонко-
голосыми грузчиками заполнен порт. Здесь
идет разгрузка транспортных судов. По
асфальтированной Аллее Побелыь гуляют
русские девушки е краснофлотнами. Ви-.
тайцы кричат «шанто», предлагая румя-
ные яблоки и засахаренные орехи. По
улицам снуют «Доджи» и «Отулебекке-
ры». Останавливаясь У регутировщиц,,
шоферы спрашивают:
_— Девушка, как тут к порт-артурцам
проехать? —

В кузове тяжелого «Форда» сидят бой-
цы, и на коленях у них венки. Девушка
не спрангивает, к каким порт-артурцам хо-
тят проехать бойцы. ЕЙ все ясно. За, день
это уже не первая машина, следующая
на русское кладбище, туда, где покоится
прах героев порт-артурских фортов. He-
скончаем поток экскурсантов в город, где
каждый камень — история.

Hama машина идет по долине реки
Дуске, отделяющей старый город © его
боспорялочных скоплением европейских
домов и китайских фана от нового  горо-
‚да с широкими, правильно  распланиро-
ванными улицами. Летчики едут на рус
‘ское военное кладбище.

Вековая зелень вьется на кирпичной
ограде. У массивных чутунных  кладби-
щенских ворот стоит группа офицеров из
штаба Н-екого соединения. По поручению
команлования они должны подготовить

дет воздвигнут в центре кладбища. У во-
рот кладбища часовня, на стенах порт-
реты генерала Кондратенко и адмирала

ков. Минуя часовню, летчики проходят на
кладбище. Они идут меж рялов простых
железных крестов с лаконичными надни“
‘`сями, донесштими до нас имена
Порт-Артура. Собственно, имена
прочесть далеко не на всех

На одной из

можно

Русь, за отчизну». На пругой мраморной
плите начертано катандалюм: «Я дошел 10

дание и доставили машины в полной ис-
правности.

А кто не помнит знаменитых перелетов
бывших полярных летчиков, ныне Героев

блестно и отважно выполнивших несколь-
во чрезвычайно важных заданий прави-
‘тельства? Это они на отечественном са-
молете доставили товарища Молотова в
`Америку и обратно. Сейчаю можно ска;

территорию, занятую немцами, в корот
вую летнюю ночь, когда солнце почти
совсем не заходило. И все-таки, несмот-
ря на всю сложность полета, герои`летчи-
ки отлично справились с труднейшей за-
дачей.
”_ Дальние перелеты в различных услови-
‘HX погоды и в любое время года стали У
нас обыденным явлением, будничной ра-
‘ботой наших полярных летчиков. Теперь
уж никому не в диковинку, что они по 16
и даже по 20 часов летают без посадки
над сушей и морем, покрывая за это вре-
ия Пасстояние в несколько тысяч кило-
метров. Е

`З& пожвиги, проявленные в дни Великой
Отечественной войны, многие летчики по-
лярной авиации натраждены боевыми ор-

все они носят медаль «За оборону Совет-
ского Заполярья», как знак героического
участия. в обороне родного им советского
Севера. Этими медалями натраждены лет-
чики Козлов, Томилин, Титлов, Орлов,
штурман Аккуратов, радист Наместников
и другие. 10’октября Иван Дмитриевич
Папанин вручил медали «За оборону С0-
ветского Заполярья» знаменитым  летчи-
кам страны Черевичному, Котову и Крузе.

Война победно завершена. Красная
Армия, Военно-Морской и Воздушный Фло-
ты, руководимые величайшим гением че-
`ловечества, любимым отцом  советокого
народа Иосифом Виссарионовичем
Сталиным, вместе с войсками союзников
поставили на колени агрессоров — ep
манию на Западе и Японию на востоке.
Настуцшил долгожданный мир. вю всем
мире.

Вместе co всем советским народом _лет-
чики полярной авиации плодотворно тру-
дятся на благо любимой отчизны. Они 663
устали летают на полярных трассах —
от Амдермы до мыса Шмидта, от устья
Енисея до высоких широт,

ких оккупантов. Заполярье: .

проект большого памятника, который бу-

Макарова. В часовне много лавровых вен-

героев

памятниках.

надгробных мраморных
плит выкечено: «Братская могила рус-
ских моряков», — и ниже: «Погибли за

Советского Союза Пусепа и Штепенко, до-

зать, что Пусеп и Штепенко летели через

денами. Наряду с этими наградами почти

тебя, батя. Отаршина Алексей  Кузьми-
ных».

В центре кладбища высокий мрамор-
ный крест. На, нем высечены наименова-
ния всех полков, батарей, рот и команд,
сражавшихся за Порт-Артур. Весь крест
сейчас перетянут красным шелком. А у
подножья сложены десятки больших и
малых венков от частей Красной Армии.
На красной ленте огромного венка над-
пись: «Доблестным нашим предкам —
защитникам города Порт-Артур. 1904—
1905 тг. ог танкистов-гватдейцев авиаде-
санта, овладевших. городом 22/8—45 г.».

В скорбном- молчании стоят  прослав-
ленные летчики-бомбардировщики у ‘мра-
морного креста. Суровый ратный путь
привел их сюда. Внуки и правнукн геро-
ев Золотой горы и Электрического утеса
— сын донбасского шахтера Илья Анти“
миров, сибиряк Иван Бекетов, ленинградец
Василий Шаров, Григорий Горь из Bam-
кирии — единой больной доротой они
пришли к могиле порт-артурцев. Несколь-
ко минут в молчании стоят они ‘У могилы
героев. Тишину нарушает голое полков-
ника Антонова:

— Товарищи, мы пришли сюда, в
Hopr-Apryp, через поля сражений Ha
Кавказе; в Крыму, под Сталинградом,
Орлом, Великими Луками. Летчики нашей
Части дрались. на берегах Балтики, про-
рывая ленинградскую блокаду; на берегах
Ледовитого. океана.-‘освобожлая от. немец-
Ha берегах
Шпрее, нанося бомбовые удары‘ по’ фалти-
eTcKomy логову — Берлину. Нам выпала
честь громить японоких империалистов в
Маньчжурии. От берегов Ледовитого океа-
на мы дошли с вами до Тихого океана, и
вот мы стоим здесь, у ‘могилы отцов. и де-
дов, сорок лет назад героически 0боро-
Haemux Порт-Артур. Они умирали, но не
сдавались, и они не сдались: их продали
царские генералы. Пропело сорок лет. Мы
снова в Порт-Артуре. Почтим же памят
героев этого славного города. р

В молчании с обнаженными  толовами
стоят летчики. Затем держит речь капи-
тан Чапаев. _

А у подножья мраморного креста к
труде венков о прибавляется еше один
большой букет цветов, увитых  краеной
лентой, — ‘это: от летчиков.

Машина выезжает за город, к порт-ар-
туреким фортам, туда, где высится, вы-
ступая в море, знаменитый Электричес-
кий утес, названный так 3a наиболее
мощную в крепости  электропрожектор-
ную установку. Машина. © трудом Bedu-
рается на кручу Золотой горы. В эти
минуты мысли уносят каждого за гов
лет назад. Оживают  безмолвные серые
скалистые горы, и кажется, что сейчаю
не осенний октябрьский, & зимний sie
варекий день, когда японцы вероломно
напали на Порт-Артур. Вот он, внешний
рейд, где стояла эскадра русских кораб-
лей, подвергшихея неожиданной  воров-
ской атаке японцев. Вот они, пот и
бастионы, освещенные  ослепительными
лучами прожекторов. Вот он, Тигровый
хвост, батареи которого первыми донес”
ли 0 начале нападения японцев. И чу-
дитея, будто тени потопленных русеких
боевых кораблей — броненосцев «Ретви-
зан» и «Цесаревич» и крейсера 1-го ран”
та «Паллада» — встают над смокойными
водами Желтого моря. ;

Rpenocts Hopr-Aptyp He была готова 6
войне. Шесть лет в имнератороких кан-
целяриях составлялись проекты укропле-
ния Порт-Артура, и только после напа-
дения японцев под огнем. их осадных
орудий русские солдаты и матросы, ты-
CHUM китайцев, согнанных сюда для ра-
бот, воздвигали бастионы и форты Порт”
Артура. Перед их мужеством и стойко-
тью склоняют сейчас головы советекие
летчики. Они стоят на бастионах Элек-
трического утеса, где каждый грамм це“
мента, каждая пяль поросшего мхом гра-
нита обильно плиты кровью русских
солдат.

Круто обрывается к морю гранитный
бруствер Электрического  улеса. Отсюда
открывается величественная панорама
Порт-Артура, его фортов, порта, ео ук
реплений, блиндажей и окопов, которые
солдаты выдалбливали в каменных скло-
нах гор.

Летчики осматривают подземные с00ру-
жения Электрического yreca. Местами
еще сохранилея старый бруствер из меш-
ков; наполненных землей.

;..Под вечер летчики уезжали из Порт”
Артура. В лучах заходящего солнца 03a-
рялись море, рейд, корабли. В синеве не-
ба, над серой балиней, венчающей Перепе-
линую гору; реял алый стяг — знамя
отчизны,

Старший лейтенант Л. ЛЕРОВ.

Старший лейтенант В. СМОЛИН,

г. ПОРТ-АРТУР. (От наш. спец. корр.
по телеграфу).